Аспекты финансового контроля

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля

Дата публикации: 14.12.2017 2017-12-14

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Олейникова А. Я., Лукьянова А. Ю. Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 306-309. — URL https://moluch.ru/archive/184/47126/ (дата обращения: 19.02.2020).

В настоящей статье осуществлен анализ нормативной основы в сфере регулирования муниципального финансового контроля, рассмотрены имеющиеся противоречия. Изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов и рассмотрены представленные в литературе позиции относительно преодоления указанных проблем.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, местный бюджет.

В современных реалиях значительно актуализировалась проблема функционирования контрольных структур в России. Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

Нормативный фундамент осуществления данного вида контрольной деятельности достаточно обширен. В настоящее время законодательством федерального и регионального уровней регулируются различные аспекты муниципального финансового контроля, а также статус контрольно-счетных органов.

Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее время стоят чрезвычайно остро. Следует отметить, что законодательная база муниципального финансового контроля в полной мере не сформирована, на данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не в полной мере раскрывают систему. Несмотря на то, что существует большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих государственную и муниципальную контрольную деятельность, заложенные в них нормы не облегчают взаимодействия между контрольными органами.

На сегодняшний день нормативный регламент муниципального финансового контроля составляют: Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По итогам краткого обзора законодательной базы можно прийти к выводу о значительном перечне полномочий, закрепленном за органами муниципального финансового контроля для осуществления своей деятельности. Вместе с тем, законодательство содержит ряд пробелов, оказывающих деструктивное влияние на правоприменительную практику в рамках осуществления муниципального финансового контроля.

Иллюстрацией могут послужить некоторые положения федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является императивным условием. Для осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительным органом может быть образован контрольно-счетный орган муниципального образования [1].

Бюджетный кодекс, напротив, устанавливает обязательность учреждения органа муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях. В России контрольно-счетные органы, как правило, образованы во всех муниципальных районах и городских округах, что нельзя сказать о поселениях.

Вышеизложенное вызывает ряд вопросов. Прежде всего, неясно на кого будет возложена функция по осуществлению финансового контроля в случае отсутствия в муниципальном образовании контрольно-счетного органа. Кроме того, Бюджетный кодекс не уточняет необходимо ли создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях малочисленных поселений. Также неясно может ли данная функция возлагаться на контрольно-счетный орган муниципального района, в состав которого входят поселения. Существующее законодательство не содержит ответы на данные вопросы.

В литературе встречается позиция о том, что в данной ситуации муниципальные образования не лишены возможности обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2].

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что данное право выступает скорее мерой временного характера, не имеющей возможности осуществления надлежащего контроля за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

Реально оценивая ситуацию, все-таки следует признать нерациональность и невозможность создания собственных контрольно-счетных органов во всех муниципальных образованиях вследствие дефицита финансовых средств.

Важно учитывать, что контрольные органы муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий одновременно получают и финансовые средства для их исполнения, и возможность быть информированными о состоянии бюджетной динамики в поселениях, в то же время существенно снижая нагрузку региональных контрольных органов.

Необходимость последующего планомерного развития и совершенствования системы контрольных механизмов в области использования средств местных бюджетов вызвана рядом факторов: численный рост муниципальных образований, через которые осуществляется расходование порядка 1∕2 бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию с нацеленностью на результат, от объектного к проектному управлению; совершенствование системы муниципальных закупок.

Отсюда, совершенствование механизма контрольных процедур, включая соответствующее методическое обеспечение, имеет вполне объективные предпосылки.

В целом же, указанная сфера не лишена иных пробелов нормативно-правового и методологического характера [3].

Значение слаженно функционирующего муниципального финансового контроля не представляется возможным переоценить, поскольку именно на местном уровне решаются самые острые проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Муниципальный финансовый контроль необходим как неотъемлемое структурное звено единой системы финансового контроля в Российской Федерации и действенный инструмент повышения результативности бюджетного расходования на местном уровне, сбалансированности местных бюджетов, усиления ответственности и расширения независимости участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Дополнительные проблемы порождает отсутствие в контрольно-счетных органах единой системы наименований исходящей документации — она имеет различные названия (справки, отчёты, заключения).

В данном аспекте следует указать и на различие в названиях органов внешнего финансового контроля. К примеру, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области — это контрольно-счётные палаты, в Чеченской республике — Государственный контрольный комитет, в Астраханской области — контрольно-бюджетная палата. Подобная ситуация, безусловно, не способствует унификации процесса финансового контроля на уровне муниципальных образований.

Помимо этого, значительные сложности порождает громоздкость системы органов финансового контроля. Как показывает анализ законодательства и правоприменительной практики, задачи данных органов недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а координирование их деятельности не отличается упорядоченностью.

Дискуссионным остается вопрос об административно-правовом статусе контрольно-счетных органов муниципальных образований. Как считает В. Свинарев, «…контрольно-счетные органы муниципальных районов и городских округов должны наделяться статусом юридического лица, в то время как эти же органы в поселениях, внутригородских территориях городов федерального значения могут наделяться таким статусом по усмотрению представительных (законодательных) органов власти».

Обоснованием его позиции служит тот факт, что данный подход в большей степени соответствовал бы законодательству о местном самоуправлении в части решения вопроса обязательности наличия контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях в зависимости от их вида, и, самое главное, — на нормативном уровне усиливал бы единые гарантии организационной независимости внешнего муниципального финансового контроля.

Читайте так же:  Оплатить пенсионный налог ип

В данном аспекте, признавая в целом целесообразность учреждения контрольных структур в муниципальных образованиях, необходимо отметить, что в наиболее крупных городах создание контрольных органов является необходимостью, поскольку именно в столь масштабных муниципальных образованиях происходит сосредоточение существенных финансовых ресурсов. Критерием для отнесения города к крупному представляется оптимальным считать численность населения в диапазоне от 250–1000 тыс. чел., а к крупнейшим — свыше 1 млн человек.

Таким образом, необходимыми предпосылками функционирования муниципального финансового контроля выступают четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности с определением ее видов, пределов, форм и методов реализации, а также нормативное закрепление правового статуса контрольных органов, вбирающего в себя спектр всех необходимых прав и обязанностей.

  1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «СПС Консультант-Плюс».
  2. Васильева М. В. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: методология, методика, концепция: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. — 499 с.
  3. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 21. — С. 170–173.

Управленческие аспекты финансового контроля в промышленной организации

Кузаева Оксана Анатольевна, канд. экон. наук, аудиторская компания CREDERE, г. Москва, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Реформирование отечественных промышленных предприятий предполагает, прежде всего, выработку такой финансовой стратегической политики их развития, которая позволила бы эффективно распределять и использовать все производственные (в том числе интеллектуальные) и финансовые ресурсы. В дальнейшем на этой основе, возможно, будет обеспечить устойчивое положение на рынке, а также перейти от принятия управленческих решений, как реакции на текущие проблемы, к управлению на основе анализа и прогнозов.

Анализ теории и практики управления подтверждает, что реализации финансовой стратегии в современной промышленной организации способствует использование интегрированной системы контроллинга. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления промышленным предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением» и является определенным синтезом таких подсистем управления, как планирование, учет (в значительной доле управленческий), оперативный контроль и анализ, информационная логистика и др1.

Значительную роль в организации действенной системы контроллинга играет создание рациональной системы внутреннего контроля. Исходя из функций внутреннего контроля, в экономической литературе принято выделять такие его основные виды, как:

‑ административный (управленческий) контроль;

‑ финансовый управленческий контроль.

Административный (управленческий) контроль — это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль над центрами ответственности. В данном случае за руководством остаются функции контроля над действиями людей, ответственных за функционирование центров затрат, и в целом за финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять которую возможно с помощью не только управленческого, но и финансового контроля, так как производственные отношения тесно связаны с финансовыми.

Для характеристики различных аспектов контроля используются такие понятия, как вид, форма и метод контроля.

Под видом контроля понимается составная часть, выражающая содержание целого, но отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций ‑ субъектами и объектами контроля; под формой ‑ отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий; под методами конкретные способы, применяемые при осуществлении контроля.

С трактовкой понятий «метод» и «вид» контроля существует определенная ясность и некоторое единодушие среди исследователей. Понятие «форма» в современной теории не является предметом особых дискуссий, но из смысла содержательной части становится ясно, что понимание этой категории разное. Часть исследователей действительно придерживается определения, данного Э.А. Вознесенским, что форма есть отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий2.

Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко и Е.А. Рыжкова продолжают высказанную мысль и признают, что критерий разграничения форм лежит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования денежных фондов. В соответствии с этим постулатом контроль имеет три формы: предварительную, текущую, последующую.

Справедливо утверждение, что одной из наиболее развитых форм контроля является внутренний аудит3. Это одна из наиболее совершенных форм внутреннего контроля, но присуща она крупным и некоторым средним организациям (в связи с высокой стоимостью и огромным потенциалом), для которых характерны:

‑ многочисленность филиалов, дочерних компаний;

‑ разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

‑ стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Кроме проблем контрольного характера служба внутреннего аудита помогает решать вопросы экономической диагностики, способствует выработке финансовой стратегии, управленческому консультированию, совершенствованию механизмов функционирования компании.

Структурно-функциональная форма внутреннего контроля предусматривает разработку специалистами организации с привлечением внешних аудиторов и консультантов комплекса нормативных документов локального характера, регламентирующих порядок взаимодействия структурных единиц в области проведения контрольных мероприятий, составления документации по их результатам, а также подготовки решений по устранению выявленных недостатков.

Подводя итог определения «формы» внутреннего контроля, автор делает выводы, что форма – это действительно есть проявление сущности контроля, но не отдельных его сторон и вне зависимости от времени совершения контрольных действий. Форма внутреннего контроля есть организационно-структурная модель функционирования системы внутреннего контроля, посредством которой реализуется его сущность.

Объекты внутреннего контроля можно разделить на две группы:

1. Активы организации, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности, и ее обязательства.

2. Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации.

В рыночной экономике значение финансового контроля очень велико. Он служит цели обеспечения достоверной информации, ее соответствия реальному положению дел в каждом звене финансовой системы

С помощью финансового контроля руководство предприятия может осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление, а собственники могут следить за управляющими их капиталом, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с целью вскрытия отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадий, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Контроль является важным инструментом управления, поскольку позволяет предоставлять руководству информацию, собранную на основе анализа отклонений от установленных норм, и тем самым способствует принятию грамотных решений.

1 Лабзунов П., Попов Р. Об организации системы контроллинга на промышленных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5. С.97-99.

Читайте так же:  Налоговый вычет через сайт налоговой

2 Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1973.

3 Бурцев В.В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты// Аудиторские ведомости. 2002. № 8

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале

Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Особенности финансового контроля

Законодательное регулирование финансового контроля

Формы и методы финансового контроля регулирует ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Он же производит осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля, который производится контрольно-счетными органами. Он включает контрольные и экспертно-аналитические мероприятия (10 статья).

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» гласит, что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность производится с помощью проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Для них предусмотрены несколько форм: предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль). Они производятся в соответствии со стандартами, которые утверждает Счетная палата в области внешнего аудита (контроля) государства (14 статья).

Формы контроля финансов трактуются в науке по-разному, поэтому можно говорить о несогласованности этого вопроса в системе нормативно-правовых актов.

Самой оптимальной можно считать точку зрения, в соответствии с которой формы финансового контроля представлены отдельной стороной проявления содержания финансового контроля. Они зависят от времени, когда были совершены контрольные действия. Формы включают предварительный, текущий и последующий контроль.

Осуществление предварительного контроля происходит в процессе обсуждения и утверждения законодательных проектов (решений), которые касаются бюджета, а также других проектов законов (решений), касающихся бюджетно-финансовых вопросов. Проявление этой формы происходит на этапе, когда составляются, рассматриваются и утверждаются финансовые планы, сметы расходов и доходов, проекты бюджета, тексты договорных соглашений, учредительная документация и др. Такой контроль может способствовать предотвращению неправильной, нерациональной траты материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он предотвращает отрицательные финансовые результаты работы хозяйственных органов в целом.

Текущая форма финансового контроля осуществляется при исполнении финансовых планов. В этом процессе производятся проверка соблюдения норм и нормативов расходования товарных и материальных ценностей и денежных средств. Такой контроль в бюджетном процессе производят заседания комитетов, комиссий, рабочих групп законодательные (представительные) органы в ходе парламентских слушаний в связи с депутатскими запросами. Они рассматривают некоторые вопросы исполнения бюджетов.

Осуществление последующего финансового контроля происходит после того, как завершен отчетный период и финансовый год в целом. Происходит проверка целесообразного расходования денежных средств государства при исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов организаций, смет бюджетных учреждений. В рамках бюджетного процесса проявление такого контроля осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Методы финансового контроля представляют собой приемы и способы, с помощью которых происходит его осуществление.

В соответствии с компетенцией контрольных органов, направлениями контрольных мероприятий разной может быть методология финансового контроля. Классификация методов включает ревизию, проверку, обследование, анализ, наблюдение, мониторинг, экспертизу и др.

Особенности и виды ревизий

Ревизия может являться одним из основных методов финансового контроля. Она характеризуется тем, что в ходе ее проведения происходит разносторонняя проверка, которая концентрируется на установлении соблюдения финансовой дисциплины конкретным объектом экономической деятельности.

Ревизия — это совокупность обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, целесообразности и эффективности финансовых операций, которые совершены в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций. Также проверяется законность и правильность действий должностных лиц.

БК РФ рассматривает ревизию в качестве комплексной проверки работы объекта контроля. Она выражается проведением контрольных действий в сфере документального и фактического исследования законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, включая достоверность и правильность их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В основе ревизии лежит проверка первичных документов, учетных регистров, фактического наличия материальных средств и ценностей, бухгалтерской и статистической отчетности. В ходе плановой или внеплановой ревизии специалисты применяют приемы, включая встречную проверку, восстановление количественного учета, контроль и сличение.

Проведение ревизии происходит в соответствии с поручением государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Наряду с этим ревизию может проводить Счетная палата (14 статья ФЗ «О Счетной палате РФ»), Росфиннадзор (7.3 пункт постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора») и др.

В число задач ревизии входит проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности законодательства в области экономических отношений, законности их операций, сохранности имущества и др.

Принято выделять несколько видов ревизий:

Все результаты проведенных ревизий должны оформляться посредством акта. Его подписывают должностные лица, ревизующие и уполномоченные на это. Далее необходимо доложить результаты ревизии органу государственного финансового контроля, который назначил ее. На основе такого акта должны быть предприняты меры, устраняющие выявленное нарушение финансовой дисциплины. При этом виновных важно привлечь к ответственности и разработать предложения, которые в будущем способны исключить подобные нарушения.

Особенности проведения проверки и экспертизы

Проверка — это контрольное действие, осуществляемое по определенному кругу вопросов, эпизоду или участку финансово-хозяйственной деятельности субъекта, который подлежит ревизии.

Проверка производится в виде единичного контрольного действия (исследования) состояния дел по определенному участку работы проверяемой организации.

БК РФ рассматривает проверку в качестве осуществления контрольных действий в области документального и фактического изучения законности некоторых или всех хозяйственных и финансовых операций, достоверности бух учета, бюджетного учета и соответствующей отчетности в отношении работы контролируемого объекта за некоторый промежуток времени.

Проверка может быть камеральной и выездной. Выделяют и встречные проверки.

Камеральная проверка в целях БК РФ представлена проверкой, которая проводится по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля. В ее основе лежит бюджетная (бухгалтерская) отчетность и другие документы, которые предоставляются по запросу.

Выездные проверки проводятся на месте нахождения объекта контроля. В их процессе может определяться фактическое соответствие совершенной операции показателям бухгалтерской (бюджетной) отчетности и первичной документации.

Встречная проверка представляет собой проверку, которая проводится в рамках выездной и (или) камеральной проверки. Их производят для установления (подтверждения) фактов по новым обстоятельствам, которые связаны с работой объекта контрольной проверки.

Проверку производят несколькими способами:

Экспертиза — это метод предварительной оценки принятых финансовых решений. Проводится для выявления их экономической эффективности и юридических последствий.

В качестве примера использования этого метода можно считать экспертизу проекта федерального бюджета, проводимую Счетной палатой. Она включает последующее составление заключения, которое в обязательном порядке рассматривает Госдума. Счетная палата организует собственные действия, основываясь на годовые и текущие планы и программы, сформированные исходя из потребности обеспечения всестороннего системного контроля исполнения федерального бюджета. Здесь важно учитывать все виды и направления работы Счетной палаты (13 статья, Фз «О Счетной палате РФ»).

Читайте так же:  Новые правила возврата госпошлины

Наблюдение концентрируется на знакомстве с состоянием финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Проведение обследования характерно для исследования некоторых сторон финансовой деятельности. В его процессе используются анкетирование и опрос.

В целях БК РФ обследование представлено анализом и оценкой состояния некоторой области деятельности объекта контроля. Результат этого метода должен быть оформлен в виде заключения.

Анализ концентрируется на выявления нарушений финансовой дисциплины посредством использования аналитических приемов и способов.

Санкционирование операций представляет собой совершение разрешительной надписи после проверки документации, представленной для проведения финансовых операций. Здесь проверяется их наличие и соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ, которое регулирует бюджетные правоотношения (267.1 статья БК РФ).

В ходе практической деятельности обычно используются и прочие приемы и методы (например, инвентаризация, инспектирование, пересчет, выборка и др.).

Теоретические аспекты исследования сущности внутреннего финансового контроля

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 380 раз

Библиографическое описание:

Силютина С. И. Теоретические аспекты исследования сущности внутреннего финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 62-65. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12484/ (дата обращения: 19.02.2020).

В данной статье рассматривается сущность внутреннего финансового контроля, информационная составляющая, порядок его ведения и особенности в рамках компаний сегмента малого бизнеса

Ключевые слова: характеристика финансового контроля, субъекты и объекты контроля, источники информации, результаты деятельности

Хорошо налаженный и внедренный алгоритм финансового контроля является неотъемлемой частью системы управления субъекта хозяйствования.

В экономической и финансовой литературе представлены и используются самые разные определения понятия «финансовый контроль», на основании которых можно сформировать собственное определение. Логика построения авторского определения понятия «финансовый контроль» будет включать в себя ответы на следующие вопросы: что контролируют? кто контролирует? где? когда? как? и зачем осуществляется контроль?

Таким образом, финансовый контроль — это деятельность по соблюдению финансовой и расчетной дисциплины, законности и обоснованности денежных затрат в рамках конкретного управляемого объекта, реализуемая финансовыми, кредитными или хозяйственными органами с помощью правовых норм посредством специфических форм и методов в определенные промежутки времени (1 раз в год или квартал) с целью выявления нарушений или резервов и принятия соответствующих корректирующих мер [3, c. 19].

Следующая сторона, через призму которой можно охарактеризовать финансовый контроль, реализуемый в рамках компаний сегмента малого бизнеса, это информационная составляющая финансового контроля. Это, пожалуй, наиболее глобальное действие, благодаря которому, огромные объемы информации, собираемые в течение также достаточно продолжительного времени, преобразуются в итоговую цифру или словесную характеристику, которая отражает истинное положение дел в организации [6, c. 29]. Информационная составляющая финансового контроля является очень важной. Прежде всего, это касается источников и форм получения информации для проведения последующего финансового контроля. Основным источником информации для финансового контроля является финансовая отчетность компании, в которой представлены основные результирующие показатели деятельности компании. В состав отчетности входят:

Отчет о финансовых результатах;

Приложения в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

Пояснительная информация к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

На основании данных, получаемых из представленных источников, и методик расчета показателей, разработанных Министерством Финансов, которые характеризуют степень зависимости компании от внешних источников финансирования или финансовую независимость, успешность функционирования компании на рынке или близость банкротства, соответствующие специалисты и органы проводят финансовый контроль.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

по субъектам проведения выделяют:

по сфере финансовой деятельности различают:

по форме проведения финансовый контроль делится на:

Реализация финансового контроля может быть осуществлена как внутри организации силами компетентных специалистов, работающих непосредственно в данной компании, либо приглашенного внешнего независимого аудитора, так и представителями государственных структур, в компетенцию которых входит подобная деятельность.

Использование двояконаправленного финансового контроля позволяет реализовать оценку исполнения действующего законодательства, касающегося финансовой деятельности, да и всего функционирования организации; соблюдение инструкций, согласно которым на работников возложены те или иные функции и обязанности; расчет конкурентоспособности организации на рынке [5, c. 91].

Следует отметить, что в отечественной литературе характеристике внутреннего финансового контроля не уделяется достаточного внимания. Это связано с тем, что в многих компаниях до сих пор финансовый контроль ассоциируется с государственным контролем, а промежуточный внутрифирменный контроль редко принимается во внимание. В российском законодательстве до 2012 г. обходили вопросы, которые касались внутреннего финансового контроля, существовали только правила аудиторской деятельности.

Внешний контроль осуществляют: Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Внешний финансовый контроль возложен на органы исполнительной власти, на Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство. Число внешних контрольных органов достаточно велико.

Если говорить о внутреннем контроле, то он реализуется подразделением или подразделениями организации, на которые данная функция возложена, при этом отчет предоставляется вышестоящему руководству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в процессе проведения внешнего финансового контроля соответствующие структуры опираются на нормативные акты, в которых дано четкое определение того, что и как надо проверять, то внутренний контроль, порой опирается на плохо оформленные и четко не определенные показатели, которые опираются на старые методики или неактуальные показатели, которые не способны представить объективную картину финансового состояния организации.

Чтобы внутренний финансовый контроль был актуальным и достоверным также необходимо осуществлять проверку деятельности внутренних аудиторов. Оценкой для измерения эффективности внутреннего аудитора, к примеру, может являться степень реагирования аудитора на рекомендации со стороны руководства организации. Также показателями эффективности работы подразделения внутреннего аудита может являться оценка кадрового состава данного отдела, а именно, удельный вес более опытных работников, уровня образования, текучести кадров.

Процесс внутреннего контроля в организации должен носить перманентный характер и охватывать все сферы деятельности. Благодаря внутреннему контролю деятельность субъекта хозяйствования направлена в наиболее прибыльное русло, способное приносить доход организации. Стратегической целью внутреннего аудита выступает получение информации о состоянии системы управления, наличия или отсутствия отклонений от утвержденных стандартов, нормативов [8, c. 40].

Итоговыми мероприятиями в ходе проведения внутреннего финансового контроля являются:

анализ финансовых, экономических, социальных и других показателей деятельности субъекта хозяйствования;

предложение прогноза развития организации, диверсификации ее деятельности в случае необходимости в обоснованных направлениях;

контроль за выполнением предложенных мероприятий в соответствующих направлениях.

Среди задач внутреннего финансового контроля можно выделить:

соблюдения требований соответствующих нормативно-правовых актов;

выполнение обязательств перед различными субъектами;

обеспечение ведение качественного и непрерывного учета: бухгалтерского, налогового;

поиск резервов для повышения эффективности ведения хозяйственной деятельности;

периодическая проверка исполнения внутренних документов, управленческих решений;

Читайте так же:  Налог на автомобиль долг

поддержание финансовой дисциплины [2, c. 46].

Таким образом, результатом внутреннего аудита является информация, предоставляемая руководству, которая позволяет ему оценить степень эффективности деятельности, ее дальнейшего развития и вложения средств или отказ от выбранного направления и перепрофилирования на другое, более прибыльное дело. При оценке результатов финансового контроля следует четко и грамотно ориентироваться в нормативных значениях коэффициентов, которые собственно и характеризуют финансовое состояние и являются наиболее наглядным результатом финансового контроля. Данные коэффициенты дают представление о том, стоит ли развивать выбранное направление, так как не все еще потеряно, возможно, восстановление платежеспособности и ликвидация угроза банкротства. Или все же лучше пройти процедуру банкротства, рассчитаться по всем своим обязательствам и выбрать новое направление, которое по предварительным расчетам должно быть прибыльным и эффективным.

Рассмотрим основные характеристики финансового контроля, определяющие его практическую значимость в рамках субъекта хозяйствования.

Вероятнее всего финансовый контроль следует рассматривать как элемент системы управления организацией, так как даже новый руководитель, когда принимает дела компании, прежде всего, начинает свое знакомство с вверенным ему субъектом хозяйствования с изучения финансовой документации. Благодаря ее изучению можно сразу получить представление о том, насколько прибыльно или убыточно функционирует организация, а также понять, насколько оно зависит от внешних источников финансирования, насколько подкреплены обязательства ликвидными средствами и насколько далеко или близко от банкротства оно находится в данный момент [9, c. 181].

С этой точки зрения финансовый контроль дает возможность установить круг задач, целей, решение которых позволит получить заинтересованному лицу, чаще всего которым является собственник организации, информацию об объективном состоянии дел: рентабельности, состоянии расчетов с должниками и кредиторами, состоянии расчетов с бюджетом и так далее. Можно запросить схему движения средств организации с тем, чтобы выяснить, не задерживаются ли активы на том или ином этапе, а если задерживаются, то почему, не происходит ли отклонение движения средств от оптимального маршрута или дублирование шагов, которые приводят к задержке движения, то есть происходит увеличение продолжительности периода оборота, что требует дополнительных затрат [4, c. 12].

Надлежащее осуществление внутреннего финансового контроля требует от руководителя компании или подразделения проводить проверку качества деятельности внутренних проверяющих.

С этой целью руководитель разрабатывает индикаторы, которые необходимы для измерения эффективности и достоверности внутреннего аудита [1, c. 167].

Финансовый контроль может быть рассмотрен также как особый вид практической деятельности, которую реализуют в компании. Данное направление предполагает четкое выявление участников процесса финансового контроля и выбор методик, на основании которых они будут собственно данный контроль осуществлять [7, c. 142].

По результатам проведения внутреннего аудита в организации составляется отчет, который предоставляется руководителю подразделения, а затем руководителю.

Подобный отчет предоставляется руководителю организации раз в полугодие или даже чаще, включает в себя информацию о:

состоянии выполнения плана по внутреннему финансовому контролю, причины его невыполнения в случае каких-либо сбоев;

внутреннем финансовом контроле, проводимом вне плана;

каждом завершенном плановом и внеплановом внутреннем аудите;

существенных проблемных вопросах, в том числе выявленных по результатам выполнения финансового контроля в предыдущие периоды, которые не были оперативно решены и требующие немедленного принятия мер по ним;

результатах внедрения рекомендаций по результатам контроля;

выявленных ограничениях, которые возникли во время проведения внутреннего финансового контроля;

наличии и состоянии выполнения программ обеспечения и повышения качества внутреннего контроля.

Составленный отчет должен сформировать у руководителя организации полное представление об объеме деятельности, проделанной в ходе финансового контроля, и дать возможность сделать соответствующие выводы по формированию предложений для совершенствования, как существующей системы внутреннего финансового контроля, так и деятельности субъекта хозяйствования. Содержание отчета и порядок его предоставления регулируются внутренними документами организации.

Понятие и сущность финансового контроля

Тема: «Финансовый контроль»

Цель – изучить основы проведения финансового контроля.

— рассмотреть понятие, элементы, значение, задачи, содержание и сущность финансового контроля;

— раскрыть основные виды и методы финансового контроля;

— охарактеризовать основы проведения государственного финансового контроля;

— рассмотреть органы финансового контроля и раскрыть их функции.

План лекции

1.Понятие и сущность финансового контроля

2.Виды и методы финансового контроля

3.Органы финансового контроля

Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных механизмов, и одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) как регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль;

объект контроля — тот, в отношении кого проводится контроль;

предмет контроля — деятельность, применительно к которой осуществляется контроль.

Значение финансового контроля в том, что он позволяет выявить соблюдение установленного законодательства, экономическую обоснованность и эффективность проводимой финансово-экономической деятельности.

Задачи финансового контроля:

-проверить выполнение финансовых обязательств перед государством, организациями, гражданами;

-проверить правильность использования финансовых ресурсов, в первую очередь, бюджетных средств;

-проверить соблюдение законности совершения расчетов и хранения денежных средств;

-обеспечить выявление внутренних резервов производства;

-обеспечить не только устранение последствий нарушений, но и предупредить их дальнейшее появление;

-выявить недостатки в ведении учета и наметить мероприятия по их устранению.

Финансовый контроль включает (содержание):

1) соблюдение требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения валового продукта;

2) рациональность составления и использования бюджета (бюджетный контроль);

3) эффективность использования ресурсов;

4) своевременность и полноту платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Системная сущность финансового контроля раскрывается со следующих позиций:

— финансовый контроль как система институтов, инструментов и методов;

— финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов;

— финансовый контроль как совокупность действий и операций;

— финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система;

— финансовый контроль как составная часть общего механизма управления экономикой.

Таким образом, финансовый контроль — контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Правовую основу государственного финансового контроля в РФ составляют: Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК ТС, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами — участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Читайте так же:  Виды финансового контроля и органы его осуществляющие

Основными проблемами финансового контроля являются:

1. Неопределенность (незаконченность) основных направлений организации ГФК.

2. Не представлена в этой сфере системная нормативная правовая база.

3. До сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

4. ГФК реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

5. Отсутствие законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами.

6. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

2.Виды и методы финансового контроля

Классификация финансового контроля:

1.По времени проведения:

2.По сфере финансовой деятельности:

-контроль за денежной массой.

3.По субъектам контроля:

-государственный (президентский; представительных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти);

-общественный (различный ассоциаций и обществ).

4.По форме проведения:

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рисунок 1).

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

Рисунок 1 — Общая структура видов финансового контроля

В свою очередь внешний финансовый контроль включает: государственный и негосударственный.

1.Государственный финансовый контроль (ГФК). Его субъектами являются государственные контролирующие органы, объектами — органы государственной власти, организации, физические лица, предметом — финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит — вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти. На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ; на региональном уровне — органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов РФ; на местном уровне — органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Налоговый контроль — это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах РФ, инспекции на местах).

Бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов. Органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

— Счетная палата РФ;

— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

— контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Валютный контроль — контроль со стороны государственных контролирующих органов за соблюдением валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной валюты на территории РФ и российской валюты — за пределами ее территории. Органами валютного контроля в РФ являются: ЦБ РФ (Банк России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, профессиональные участники РЦБ, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) — Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с агентами валютного контроля. Уполномоченные в качестве агентов валютного контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.

Таможенный контроль — контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы РФ. Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

Проводятся и иные виды государственного финансового контроля.

К основным принципам осуществления государственного финансового контроля РФ относятся:

1) принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие ГФК, и их должностные лица;

2) принцип независимости гласит, что органы ГФК независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения;

3) объективность — принцип, который означает, что ГФК осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации;

4) ответственность — означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов ГФК несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области ГФК противоправные действия в соответствии с законом;

5) принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

6) принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов ГФК. Этот постулат подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.

│Контроль за исполнением│

│ и бюджетов федеральных│

│ Контроль │ │ │ Контроль за │

Видео (кликните для воспроизведения).

│ за состоянием │ ┌─────────┴─────────┐ │предоставлением│

Источники

Аспекты финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here