Бюджетные процедуры внутреннего финансового контроля

Бюджетные процедуры внутреннего финансового контроля

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/11682

Шаг за шагом: формируем карту внутреннего финансового контроля

Заместитель директора ДМАиК

• Время чтения: 7 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях Минфином России в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости для главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) провести анализ, инвентаризацию ранее проведённых мероприятий по организации внутреннего финансового контроля.

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях Минфином России в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости для главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) провести анализ, инвентаризацию ранее проведённых мероприятий по организации внутреннего финансового контроля.

Бюджетные процедуры, связанные с формированием и исполнением бюджета, ведением учёта, формированием и представлением бухгалтерской отчётности изначально жёстко регламентированы и в условиях функционирования системы «Электронный бюджет» подвергаются многоуровневому контролю. В связи с этим, на наш взгляд, особого внимания ГАБС требует организация контроля бюджетных процедур, связанных с обеспечением эффективности использования государственной (муниципальной) собственности, соблюдением получателями установленных при предоставлении бюджетных средств условий, целей и порядка их предоставления.

Ключевым инструментом для проведения внутреннего финансового контроля является карта внутреннего финансового контроля (далее – Карта ВФК). В настоящей статье будут рассмотрены возможные подходы к формированию Карты ВФК на примере внутренней бюджетной процедуры «Осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним» на региональном уровне. Речь пойдёт о неналоговых доходах бюджета и, в частности, о таком их виде, как «Часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных (муниципальных) унитарных предприятий».

Данный вид платежа закреплён Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) в качестве одного из источников неналоговых доходов соответствующего бюджета. Статьёй 57 БК РФ установлено, что размер части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 62 БК РФ, на муниципальном уровне соответствующая величина определяется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечисление государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее – ГУП (МУП)) в соответствующий бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, осуществляется ежегодно. Порядок, размеры и сроки перечисления определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Получить справку об отсутствии задолженности по налогам

Таким образом, проведя исследование нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, а также формирование доходной части бюджета, мы подошли к решению первого вопроса, возникающего при планировании мероприятий по организации внутреннего финансового контроля — «С чего начать? Что является источником для формирования карт внутреннего финансового контроля?».

Пример условной «типовой» схемы взаимодействия участников реализации рассматриваемой внутренней бюджетной процедуры, приведён на рисунке 1. Данная схема сформирована по итогам анализа положений соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, опубликованных в справочно-правовой системе «Гарант».

Сформировав общую схему взаимодействия участников реализации внутренней бюджетной процедуры, мы сталкиваемся с необходимостью решения второго вопроса, а именно – «Какие конкретно действия, в разрезе каких ответственных лиц нужно включить в карту ВФК?». Чтобы на него ответить необходимо «разукрупнить», детализировать действия всех исполнителей на уровне должностных лиц внутренних подразделений ГАБС. Это возможно за счёт проведения анализа норм должностных регламентов, устанавливающих полномочия соответствующих должностных лиц подразделений, а также административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций (при их наличии). На этом этапе также целесообразно проанализировать имеющуюся внутреннюю и внешнюю информацию о качестве выполнения действий при осуществлении внутренней бюджетной процедуры и наличии фактов выявленных нарушений.

В этих целях Минфин России рекомендует сформировать отдельный регистр — перечень операций, направленных на реализацию внутренней бюджетной процедуры (далее – Перечень операций), и оценить вероятность и последствия наступления бюджетных рисков в разрезе каждой из них. В качестве условного критерия обязательности формирования Перечня операций рекомендуется учитывать общее количество действий, направленных на реализацию внутренней бюджетной процедуры. Минфин России рекомендует осуществлять формирование Перечня операций в случае наличия более 10 операций, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры. Вместе с тем, с точки зрения внедрения принципов риск-ориентированного подхода при проведении контроля, необходимости всесторонней оценки факторов, влияющих на общий результат, требуется детальный анализ в отношении каждой бюджетной процедуры. В связи с этим, представляется, что Перечень операций целесообразно сформировать в отношении каждой процедуры, подвергаемой контролю.

Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утверждённые приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356 (далее – Методические рекомендации), содержат пример формы Перечня операций. Рекомендуемая форма является достаточно полной, однако в целях концентрации в едином регистре всей информации о наличии бюджетных рисков по анализируемой процедуре, представляется целесообразным дополнить её графой для отражения сведений о наличии дополнительных оснований, подтверждающих возникновение бюджетного риска (например, «Факт наличия (фиксации) нарушений, выявленных в результате внутреннего и (или) внешнего контроля (аудита), Да/Нет»).

Операции, совершаемые в ходе реализации рассматриваемой нами процедуры, в условиях примера структурированы в виде трёх основных процессов, учитывающих специфику её осуществления, связанных с определением величины части прибыли ГУП, подлежащей перечислению в бюджет, формированием и учётом начислений, фактическим перечислением платежа в бюджет (см. пример Карты ВФК). Включение конкретных операций в Карту ВФК осуществлено исходя из их значимости для конечного результата бюджетной процедуры (поступление дохода в бюджет в установленный срок) и результатов оценки уровня бюджетных рисков.

Рекомендуемые подходы к проведению оценки бюджетных рисков достаточно полно и понятно описаны в Методических рекомендациях Минфина России. Кроме того, вопросы выявления, классификации, оценки бюджетных рисков детально отражены в проекте Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления (далее – Концепция), разработанной Минфином России. Вместе с тем, учитывая единство принципов бюджетной системы и бюджетного законодательства Российской Федерации, требуется наличие единого, достаточно подробного, «базового» перечня возможных рисков при осуществлении бюджетных процедур. До его разработки, на наш взгляд, при оценке возможных рисков, специалистам ГАБС целесообразно было бы пользоваться информацией, содержащейся в публикуемых контрольными органами Классификаторах нарушений и имеющимися результатами внешних и внутренних проверок. Кроме того, необходимо учитывать специфику фактических условий деятельности ГАБС (например, профессионализм и опыт работы ответственных исполнителей, наличие возможностей автоматического контроля и т.п.).

Разработка Карт ВФК большинством ГАБС осуществляется в соответствии с формами и рекомендациями Минфина России. Однако практический опыт их формирования свидетельствует о необходимости отдельных уточнений. Так, на наш взгляд, целесообразно дополнить форму Карты ВФК графой для отражения срока контрольного действия, поскольку специфика выполнения отдельных операций и положения правовых актов ГАБС в ряде случаев не предполагают конкретной даты осуществления операции (например, действующим законодательством предусмотрен заявительный характер действий потенциальных получателей отдельных субсидий).

Кроме того, рекомендуемый формат кодирования операций исключает возможность идентификации операций в разрезе структурных подразделений ГАБС, что усложняет проведение сравнительного анализа качества осуществления внутреннего финансового контроля структурными подразделениями ГАБС. В ряде случаев специалистам внутренних контрольных подразделений ГАБС требуется понимание, какой объём бюджетных средств «охвачен» внутренним финансовым контролем.

Решение этих проблем возможно за счёт использования «расширенной» кодировки операций, и включение в уникальный код операции указаний на код главного администратора бюджетных средств, номер внутреннего подразделения ГАБС, кода бюджетной классификации и т.п. Возможный вариант кодировки отражён в условном примере Карте ВФК, при этом: 847 — код главного администратора бюджетных средств (Министерство имущественных отношений субъекта Российской Федерации), 03 — порядковый номер внутреннего подразделения ГАБС (отдел неналоговых доходов), 01- порядковый номер Карты ВФК данного отдела, 01- код группы доходов, 11 – код подгруппы доходов, далее — номера соответствующих процессов и операций в разрезе соответствующих строк карты. Условный пример карты ВФК приведён ниже.

Читайте так же:  Штраф по 122 статье налогового кодекса

В заключение хотелось бы отметить, что разработка карт внутреннего финансового контроля — процесс довольно-таки творческий и может зависеть от целого комплекса факторов. Количество и содержание утверждаемых Карт ВФК может быть обусловлено особенностями организационной структуры ГАБС, отраслевой спецификой его деятельности, фактическим состоянием уровня качества финансового менеджмента структурных подразделений и даже наличием и (или) отсутствием возможностей комплексной автоматизации.

Вместе с тем, как бы ни были разнообразны эти факторы, неизменным остаётся то, что внедрение в текущие процессы контрольных процедур позволяет минимизировать вероятность наступления рискового события за счёт вовлечения фактически всех сотрудников в процесс управления рисками. Результат — повышение уровня качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств.

http://bftcom.com/expert-bft/3585/

Реализация полномочий по внутреннему финансовому контролю

Заместитель директора ДМАиК

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Взаимодействие со специалистами ГАБС свидетельствует о том, что до настоящего времени сохраняются вопросы по практической реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Ведущий Эксперт БФТ, Елена Зенцова, поможет Вам разобраться во всех тонкостях организации внутреннего финансового контроля.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Взаимодействие со специалистами главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) свидетельствует о том, что до настоящего времени сохраняются вопросы по практической реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля (ВФК), установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отчасти это вызвано недостаточностью и отсутствием взаимоувязки нормативных актов, однако, возникающие трудности во многом вызваны т.н. «внутренними» причинами, в том числе недостаточностью навыков аналитической работы, отсутствием практического опыта организации и проведения контрольной работы, высокой загруженностью текущей деятельностью.

Утвержденные на федеральном уровне правила осуществления внутреннего финансового контроля (Правила) не требуют от ГАБС федерального уровня дополнительного утверждения комплексных требований к его осуществлению. Достаточно утвердить ведомственные акты, устанавливающие порядок формирования, согласования, утверждения и хранения регистров внутреннего финансового контроля (карты ВФК, журналы учета результатов ВФК, отчеты о результатах ВФК) и, в случае необходимости, порядок взаимодействия структурных подразделений. Если ведомственные акты дублируют нормы Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 г. № 193, следует обеспечить своевременную корректировку ведомственных документов.

На региональном и местном уровне утверждается порядок осуществления внутреннего финансового контроля. Наиболее оптимальной представляется структура данного документа:

  • порядок формирования (актуализации), согласования и утверждения карт ВФК,
  • порядок ведения регистров (журналов) ВФК, учета и хранения регистров ВФК,
  • порядок составления и представления отчетности руководителю.

При этом важно сохранить основные параметры форм регистров ВФК, рекомендуемых на федеральном уровне, поскольку в дальнейшем возможно возникновение необходимости предоставления соответствующих данных по запросам органов власти и (или) отражения их в отчетности.

«ПРОФИЛАКТИКА» НАРУШЕНИЙ
Правила возлагают обязанность по осуществлению ВФК на структурные подразделения ГАБС. По итогам отчетных периодов руководитель ГАБС может получить порядка 8-20-ти отчетов о результатах ВФК и в целом задачу по выполнению требований бюджетного законодательства можно считать решенной. Однако если оценивать это с точки зрения эффективности управления, отсутствие оперативной информации о ходе исполнения бюджетных процедур значительно снижает возможности по оптимизации деятельности и не соответствует одной из основных целей введения внутреннего финансового контроля по предупреждению («профилактике») нарушений.

В этой связи наиболее эффективной представляется схема организации работы, предусматривающая аккумулирование сведений и формирование оперативной отчетности по результатам ВФК. Большинство бюджетных процедур, по которым установлена обязанность осуществления ВФК, соотносится с полномочиями, осуществляемыми финансовыми департаментами (управлениями) и подразделениями, ответственными за ведение бухгалтерского учета, в связи с чем, целесообразно возложить полномочия по проведению мониторинга выполнения внутренних бюджетных процедур на одно из этих подразделений.

Включение в журналы ВФК данных, отражающих результаты ежедневного выполнения контрольных действий по всему перечню операций, а не только по операциям, по которым выявлены недостатки и (или) нарушения, позволит сформировать отчетность о результатах ВФК в различных разрезах. Формирование отчетов на еженедельной (ежемесячной) основе обеспечит информацией для рассмотрения на рабочих совещаниях на уровне руководства ГАБС. Без сомнения, эти задачи могут быть легко решены за счет автоматизации контроля, что, с одной стороны, потенциально влечет дополнительные расходы, но с другой, значительно сокращает трудозатраты на проведение ВФК, повышает его эффективность. Интеграция уже используемых информационных систем упрощает ведение регистров ВФК, позволяет организовать мониторинг в форме, удобной и предпочтительной для конкретного пользователя. Различные способы визуализации итоговых данных контроля, применяемые при формировании отчетных форм в информационных системах, позволяют значительно оптимизировать работу руководителя.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ «БОЛЕВЫХ» ТОЧЕК
Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 19.01.2015 г. № 02-11-05/932, содержат формы карт ВФК, предусматривающие отражение сведений о характеристиках операций. На первый взгляд, в данном случае наиболее оптимальным является использование административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 г. № 373 они должны включать:

  • описание административных действий и их результата,
  • срок выполнения действий и перечень ответственных должностных лиц,
  • блок-схему исполнения государственной функции.

При условии четкого соблюдения этих требований, не составит труда сформировать перечень процессов и операций, направленных на выполнение бюджетной процедуры, определить контролируемые параметры.

Однако зачастую в административных регламентах отсутствует конкретная информация, характеризующая исполнение административных процедур, при формировании карт ВФК применяется формализованный подход, что в дальнейшем влияет на эффективность проведения внутреннего контроля в целом. Представляется более эффективным в первоочередном порядке сосредоточиться на организации контроля по наиболее значимым и (или) проблемным для ГАБС направлениям, по которым имеют место нарушения, в том числе выявленные контрольными органами. Например, одной из общепризнанных остается проблема по обеспечению своевременного доведения бюджетных средств до получателей. В целях ее решения возможно включить в перечень контролируемых процедуры, предусматривающие выполнение мероприятий по финансированию конкретных направлений расходов. Детализацию процессов и операций при формировании карт ВФК целесообразно осуществлять, имея в виду необходимость контроля на всех ключевых этапах, начиная от утверждения нормативных правовых актов до факта перечисления бюджетных средств.

Читайте так же:  Торговый сбор суд

Операции, направленные на исполнение внутренней бюджетной процедуры, могут выполняться различными структурными подразделениями ГАБС, в связи с чем, при согласовании проектов карт ВФК возможно возникновение разногласий по вопросам целесообразности включения в них тех или иных операций, определения уровня рисков. Специалистами разных структурных подразделений могут устанавливаться по аналогичным, по сути, операциям различные методы, виды и способы контроля. Устранить эти противоречия возможно путем привлечения независимых внешних специалистов и экспертов. Это также позволит снизить собственные трудозатраты, провести своеобразную инвентаризацию функций, исполняемых ГАБС, осуществить экспертизу и взаимоувязку норм внутренних стандартов.

Внутренний финансовый контроль можно считать эффективным, если в результате его проведения снижается число нарушений внутренних стандартов, повышается эффективность использования бюджетных средств. В связи с этим, чем более ответственно и комплексно ГАБС подойдут к организации внутренней системы предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере на первоначальном этапе, тем лучший результат в итоге будет достигнут.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ БФТ
Компания БФТ предлагает органам власти методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса внедрения внутреннего финансового контроля (ВФК), которое включает в себя:

  • разработку порядка осуществления внутреннего финансового контроля и (или), в случае необходимости, Регламента взаимодействия структурных подразделений ГРБС при осуществлении внутреннего финансового контроля;
  • разработку карт ВФК;
  • проведение семинаров и вебинаров, рассматривающих практические подходы к организации ВФК как на региональном, так и на муниципальных уровнях;
  • индивидуальные консультации экспертов по актуальным вопросам ВФК.

По вопросам организации системы контроля за использованием бюджетных средств Вы можете обращаться в Департамент регионального развития Компании БФТ:
е-mail: [email protected]
тел./факс: (495) 784-70-00

Вы можете задать вопросы по осуществлению ВФК Эксперту БФТ или направить заявку на предварительный аудит порядка осуществления ВФК в Вашем ведомстве:

http://bftcom.com/expert-bft/3607/

Приложение N 1.3. Примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур

Приложение N 1.3
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового контроля
в Минкультуры России,
утвержденному приказом
Минкультуры России
от 23 октября 2015 г. N 2649

Примерный перечень
процессов внутренних бюджетных процедур

Наименование внутренней бюджетной процедуры

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

I. Бюджетное планирование

Составление и представление документов главному администратору средств федерального бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

Составление проекта бюджетной сметы

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Направление проекта бюджетной сметы

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и направление сведений, необходимых для формирования главным администратором средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и представление документов в финансовый орган, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований

Составление обоснований бюджетных ассигнований

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Представление обоснований бюджетных ассигнований

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Составление реестра расходных обязательств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Представление реестра расходных обязательств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

II. Бюджетное финансирование

Составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета

Составление и представление главному администратору (администратору) средств федерального бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и представление в Федеральное казначейство сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора средств федерального бюджета

Формирование и представление на утверждение руководству Минкультуры России бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора средств федерального бюджета в разрезе получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Формирование и представление на утверждение руководству Минкультуры России изменений бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора бюджетных средств в разрезе получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Представление главному администратору (администратору) бюджетных средств сведений, необходимых для составления внесения изменений бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора бюджетных средств в разрезе получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Представление в Минфин России утвержденной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора бюджетных средств в разрезе получателей бюджетных средств и изменений к ним

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Составление и направление документов в Минфин России, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи

Видео (кликните для воспроизведения).

Составление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Направление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств

Формирование и представление в орган Федерального казначейства расходного расписания

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет

Свод и формирование бюджетных смет распорядителей и получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

III. Исполнение бюджетной сметы. Принятие бюджетных обязательств

Исполнение бюджетной сметы (за исключением расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

Осуществление расчетов с должностными лицами по расчету денежного содержания и заработной платы, по командировочным расходам, проезд в общественном транспорте

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Осуществление расчетов по предоставлению субсидий и социальных выплат физическим лицам

Читайте так же:  Налоговая декларация 3 ндфл в экселе

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Осуществление расчетов компенсационным выплатам, государственным пособиям гражданам, имеющим детей

Принятие и исполнение бюджетных обязательств (за исключением обязательств по выплатам персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственным органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), казенными учреждениями, уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, возмещению вреда, причиненного казенным учреждением)

Заключение государственных (муниципальных) контрактов, договоров

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Осуществление расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по расходам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по государственным контрактам, договорам.

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

IV. Ведение бюджетного учета. Составление бюджетной (финансовой) отчетности

Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций

Принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов)

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности

Составление бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Представление бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление сводной бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Представление сводной бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации)

Формирование (актуализация) и утверждение перечней администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, подведомственных главному администратору средств федерального бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Уточнение платежей в бюджет, в том числе невыясненных поступлений

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений

Принятие к учету, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью выплат по искам предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

http://base.garant.ru/71291696/d8b01b57742d3a84cbe3048d71fc60a9/

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬпроцессов внутренних бюджетных процедур, необходимыхдля формирования карты внутреннего финансового контроля

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

http://ppt.ru/docs/prikaz/minfin/n-356-17258/pril-2

Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)

ВОПРОС:

Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».

Отменили или нет внутренний финансовый контроль?

ОТВЕТ:

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет. За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.

Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:

  • соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).

Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.

Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)

В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.

Читайте так же:  Налоговые штрафы для физических лиц проверить

Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.

Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.

Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

«1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».

Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

В соответствии с новой редакцией статьи 160.2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.

Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового

менеджмента с учетом существующей специфики. Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.

В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.

Рисунок 2 – Перечень опубликованных проектов федеральных стандартов внутреннего финансового аудита по состоянию на 28.10.2019 года

Указанные проекты размещены на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации»: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/

Анализ текстов проектов ФС ВФА, а также комментарии представителей Минфина России по данному вопросу, свидетельствуют о том, что с 1 января 2020 года организация ВФК и анализ его осуществления возлагаются на подразделения внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

При этом, устанавливается, что внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, который является составной частью бюджетных процедур и осуществляется посредством совершения контрольных действий (см. п. 3 раздела II проекта ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»).

Следует отметить, что первый из обозначенных стандартов (ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита») 14 октября т.г. размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов — https://regulation.gov.ru/projects#npa=95859, срок завершения общественного обсуждения документа – 28 октября т.г.

В целом представляется, что принятие соответствующих федеральных стандартов внутреннего финансового аудита будет обеспечено до конца текущего года, что, в свою очередь, повлечет необходимость актуализации действующих документов, устанавливающих порядки осуществления внутреннего финансового аудита и, соответственно, внутреннего финансового контроля, на региональном и муниципальном уровнях.

Однако, даже если этого не произойдёт, на наш взгляд, в настоящее время нет препятствий для «прекращения» деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля по причине «неясности» норм законодательства. Продолжает действовать приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля». Сохраняет действие и постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, устанавливающее порядок осуществления ВФК в отношении ГА (А)БС – федеральных органов исполнительной власти. Это даёт возможность сориентироваться соответствующим субъектам внутреннего финансового контроля при решении вопросов об организации и осуществлении ВФК.

Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что новации, внесённые в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, уже сейчас предоставляют реальную возможность отказаться от отдельных «формальных» элементов при осуществлении ВФК, сохранив наиболее эффективные наработки, и превратить ВФК в эффективный управленческий инструмент руководителя.

РЕЗЮМЕ:

Внутренний финансовый контроль исключен из БК РФ как отдельное бюджетное полномочие, однако:

  • сохранил свою роль в качестве управленческого инструмента, позволяющего:
  • обеспечить своевременное выявление (минимизацию) бюджетных рисков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
  • достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
  • в соответствии с БК РФ должен осуществляться ГА(А)БС федерального, регионального и муниципального уровня в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Ответ подготовила:
Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

Видео (кликните для воспроизведения).

http://bftcom.com/expert-bft/faq/10533/

Бюджетные процедуры внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here