Дополнительный акт налоговой проверки

Дополнение к акту налоговой проверки: как не нарушить сроки на подачу возражений

ФНС РФ конкретизировала момент вступления в силу новых положений Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, вступивших в силу с 03.09.2018.

Речь идет о положениях п. 6.1 и 6.2 ст. 101 НК РФ.

Пунктом 6.1 установлена обязанность оформления дополнения к акту налоговой проверки при проведении допмероприятий налогового контроля. До вступления в силу упомянутого закона процедура дополнительной проверки не сопровождалась составлением какого-либо документа. Это вызывало затруднения в понимании требований налоговиков. Не было ясности и в том, как плательщику реагировать на результаты допмероприятий. Дополнение должно быть составлено в течение 15 дней. На отправку документа дается еще 5 дней. Таким образом, не позже 20 дней после окончания доппроверки дополнение должно быть вручено налогоплательщику.

Пунктом 6.2 определен срок предоставления налогоплательщиком возражений к дополнению акта проверки. На подачу возражений отводится 15 рабочих дней.

Налоговики разъяснили, что новый порядок работает исключительно по результатам тех проверок, которые завершены после вступления в силу закона, то есть после 03.09.2018.

По пункту 8 ст. 89 НК РФ срок проведения допмероприятий исчисляется с даты вынесения решения о назначении проверки и до дня оформления справки о проверке.

Особо отмечено, что указанные изменения обратной силы не имеют.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

В ФНС ответили на самые распространенные вопросы о дополнительном налоговом контроле

В какой момент выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля? Может ли дополнение к акту проверки содержать нарушения, которые не были отражены в самом акте? Вправе ли налоговый орган доначислить налоги после проведения дополнительных мероприятий? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся правил проведения допконтроля, содержатся в письме ФНС России от 19.10.18 № ЕД-4-2/[email protected]

Когда назначают дополнительный налоговый контроль

По решению руководителя ИФНС или его заместителя могут быть назначены мероприятия дополнительного налогового контроля. К таким мероприятиям относится истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. При этом решение о проведении допмероприятий может быть вынесено не ранее:

  • окончания налоговой проверки;
  • составления и вручения акта налоговой проверки;
  • рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: причины

Основу правового регулирования всех взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками составляет Налоговый кодекс РФ. Регламентирует этот документ и порядок проведения проверок, а также дополнительные действия по их результатам (гл. 14 НК РФ). С точки зрения НК РФ, дополнительные мероприятия налогового контроля – это действия, направленные на получение дополнительных сведений (доказательств) по нарушениям, уже выявленным в ходе выездной или камеральной проверки.

О необходимости проведения таких мероприятий руководителем налогового органа выносится специальное решение, в котором указывается:

Обстоятельство, требующее дополнительной проверки;

Форма контрольного мероприятия.

Закон четко определяет, что такие действия должны быть направлены исключительно на получение новой информации по выявленному нарушению, относимого к категории налогового правонарушения. В ходе данного контроля не допускается выявление новых нарушений, за исключением тех, что связаны с нарушением, ставшим поводом для мер дополнительного контроля. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только при наличии признаков налогового правонарушения и не могут служить средством для их выявления за рамками проверочных действий.

Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте

Из постановлений Конституционного суда от 14.07.05 № 9-П и Пленума ВАС от 30.07.13 № 57 следует: дополнительные мероприятия налогового контроля можно проводить только для сбора дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных нарушений (а не для выявления новых правонарушений).

Кроме того, в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ также сказано: в дополнении к акту указываются дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых. Как поясняют авторы письма, речь идет о фактах совершения нарушений, которые отражены в акте налоговой проверки. Это значит, что проверяющие не могут указать в дополнении к акту налоговой проверки новые нарушения, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.

Формы проведения дополнительного контроля

Дополнительные мероприятии налогового контроля проводятся в виде определенных действий, закрытый перечень которых закреплен в НК РФ (п. 6 ст. 101 НК РФ):

Выбор действия зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе в рамках одной дополнительной проверки может быть проведено несколько однотипных мероприятий, например, несколько допросов или экспертиз, а также сочетание разных действий.

Следует учитывать, что в случае отказа налогоплательщика от предоставления документов, в том числе путем уклонения от таких действий, налоговые органы вправе провести выемку истребуемых документов. Это возможно при условии, что предоставленных материалов недостаточно для выявления всех обстоятельств нарушения, либо есть основания полагать, что оригиналы документов могут быть уничтожены или приведены в состояние, не позволяющее установить важные обстоятельства. Для осуществления выемки выносится отдельное решение с обязательным указанием причин для такого действия. Во всех остальных ситуациях проверяющий не вправе изменить перечень мероприятий, обозначенных в решении о проведении допконтроля.

Могут ли по итогам допконтроля доначислить налоги

Вообще, после того, как вынесено решение по итогам проверки, инспекция не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение налогоплательщика (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Вместе с тем, существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам допконтроля признано правомерным (см., например, постановление АС Уральского округа от 23.04.15 № Ф09-1929/15, оставлено в силе определением Верховного от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617). Налогоплательщик вместе с возражениями к акту представил документы, которые инспекторы не могли изучить в ходе выездной проверки. Эти документы имели отношение только к тем нарушениям, которые были отражены в акте проверки (выявлены в ходе ревизии). Суд признал доначисление правомерным, поскольку в противном случае налогоплательщик был бы освобожден от уплаты налога в отношении сокрытого объекта налогообложения.

Читайте так же:  Платежное поручение в налоговую усн

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Читайте так же:  Возмещение ндс по кассовым чекам

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ).

Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Где фиксируются результаты дополнительного контроля

Ранее в Налоговом кодексе не говорилось, как именно инспекторам следует оформить результаты дополнительного контроля. Согласно недавним поправкам в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, теперь по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы должны составлять документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе отражаются следующие данные:

  • начало и окончание допмероприятий;
  • описание самих мероприятий;
  • полученные доказательства.

Составить этот документ налоговики обязаны в течение 15 рабочих дней со дня окончания дополнительных мероприятий. Данный порядок применяется при вынесении решений по результатам проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года. (Также см. «Читаем поправки в НК РФ — 2018: налог на имущество организаций, представление документов в инспекцию, подтверждение нулевой ставки НДС и другое»).

dopolnitelnye_meropriyatiya_nalogovogo_kontrolya_pri_vyezdnoy_proverke.jpg

Похожие публикации

Законодательство предусматривает возможность проведения налоговой проверки в двух формах: камеральной и выездной. В некоторых случаях фискальные органы могут инициировать мероприятия, направленные на получение дополнительных сведений по предмету проверки.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке

Порядок проведения

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке и аналогичные действия по контролю при камеральной проверке проводятся с учетом требований законодательства о контрольных действиях со стороны налоговых органов и фиксируются в дополнении к акту проверки с учетом положений п. 6.1. ст. 101 НК РФ.

Дополнительные меры фискального надзора проводятся в срок, не превышающий одного месяца с даты принятия решения об их проведении (два месяца – для косолидированных групп и иностранных компаний). По завершении процедуры, в течение 15 дней, выносится дополнение к акту проверки содержащее информацию:

период проведения процедур допконтроля;

перечень выполненных мероприятий;

выявленные доказательства нарушения или их отсутствие;

выводы и рекомендации по итогам проверки.

Данный документ направляется в течение 5 дней налогоплательщику, который может в течение 15 дней после его получения представить свои возражения по сделанным инспектором выводам.

Как и при проведении обычной проверки, допконтроль предусматривает право проверяемого на ознакомление с материалами проверочных мероприятий. Для этого подается письменное заявление в ИФНС, и не позднее двух рабочих дней после его подачи заявитель должен быть ознакомлен со всеми документами.

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/[email protected]).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Налоговики об оформлении мероприятий допконтроля

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Ответственность

Законодательство не содержит отдельных норм ответственности за несоблюдение требований в ситуации, когда проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля. НК РФ здесь применяется в том же порядке, что и в случае привлечения к ответственности при проведении проверки или иных нарушениях налогового законодательства (например, п. 4 ст. 193, ст. 126, 128 НК РФ).

Но судебная практика оказывает, что подобные контрольные действия действительно во многих ситуациях позволяют налоговикам выявлять дополнительные обстоятельства по нарушениям, которые были установлены при камеральных или выездных проверках и позволяющие привлечь налогоплательщика к ответственности. Особенно актуально это в случае выездных проверок, когда возможность проведения допроса свидетелей обеспечивает значительную часть доказательной базы.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл сроки возврата

Приложение N 3. Дополнение к Акту налоговой проверки (прекратило действие)

ГАРАНТ:

Настоящее приложение фактически прекратило действие

См. форму «Дополнение к Акту налоговой проверки», утвержденную приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Приложение N 3
к письму ФНС России
от «___»_________2018 г.
N ___________________

Дополнение к Акту налоговой проверки

Полное и сокращенное наименования

Периоды, за которые проведена налоговая проверка

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

(наименования мероприятий налогового контроля, наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты или

«Согласно приложению N ___ к настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки»)

2. Описательная часть.

Дополнительными мероприятиями налогового контроля установлено следующее:

(дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых)

3. Итоговая часть (выводы и предложения проверяющих).

3.1. По результатам мероприятий налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, проверяющими установлена неуплата следующих налогов, сборов, страховых взносов (недоимка), предлагается начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Пункт и статья Налогового кодекса Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Состав нарушения законодательства о налогах и сборах

Налог (сбор, страховые взносы)

Налоговый (расчетный, отчетный) период

Срок уплаты налога, сбора, страховых взносов, установленный законодательством о налогах и сборах

Код налогового органа

1. Недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами (без учета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов); пени рассчитаны по состоянию на дату составления акта налоговой проверки на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки.

2. Приводятся только строки из пункта 3.1 Акта налоговой проверки, относящиеся к фактам совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, в отношении которых в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения или отсутствия таковых назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. При этом по фактам, в отношении которых получены дополнительные подтверждающие доказательства, строки приводятся без изменений согласно Акту налоговой проверки, а по фактам, в отношении которых получены доказательства их отсутствия, приводятся либо с указанием прочерков по всем графам, либо в скорректированном виде, согласно описательной части настоящего Дополнения к Акту налоговой проверки.

3.2. Иные выводы и предложения: ________________________________________

(выводы и предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, о возможности представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями, с учетом выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иное)

3.3. Письменные возражения по настоящему Дополнению к Акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям могут быть представлены в соответствии с пунктом 6.2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в ______________________________.

(наименование налогового органа)

3.4. Приложения: на _______ листах.

Сведения о должностных лицах налогового органа, проводивших дополнительные мероприятия налогового контроля, и их подписи:

Эффективные возражения по акту налоговой проверки

Определяемся со сроками подачи возражений

После получения акта налоговой проверки (как выездной, так и камеральной), с которым вы не согласны полностью или частично, у вас есть месяц для подачи возражени й п. 6 ст. 100 НК РФ . Начало отсчета этого месячного срока — день, следующий за тем, когда получили акт проверк и п. 2 ст. 6.1 НК РФ . В свою очередь, дата получения акта зависит от способа, которым вам его направила инспекци я п. 4 ст. 31 НК РФ; Распоряжение ФНС от 31.12.2015 № [email protected] .

Форма передачи акта Способ передачи акта инспекцией Дата получения акта по правилам НК РФ
В бумажном виде Лично под расписку руководителю организации или ИП (или доверенному лицу) Фактическая дата получения акта
По почте заказным письмом 6-й рабочий день с даты отправки заказного письма инспекцие й п. 4 ст. 31, абз. 2 п. 5 ст. 100, пп. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ
В электронном виде По телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота Дата, указанная в квитанции о приеме. Такую квитанцию надо направить инспекции по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки акта инспекцие й пп. 11, 14 Приказа ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
По телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет налогоплательщика День, следующий за днем размещения акта в личном кабинете налогоплательщик а п. 4 ст. 31 НК РФ

Месячный срок представления возражений истекает в соответствующее дате получения акта проверки число месяца, следующего за месяцем получения акта п. 5 ст. 6.1 НК РФ . Например, акт получен 13.07.2018. Письменные возражения можно представить в инспекцию не позднее 13.08.2018.

Если последний день подачи возражений приходится на выходной, то можно представить их в инспекцию и на следующий рабочий день п. 7 ст. 6.1 НК РФ .

Инспекция не может принять решение по материалам налоговой проверки до истечения срока, отведенного для представления письменных возражений. В том числе инспекция не вправе вынести решение в последний день такого срок а Письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331 .

То есть если налогоплательщик имеет право представить письменные возражения не позднее 13.08.2018, то решение по проверке должно быть принято начиная с 14.08.2018.

Отметим, что направлять в инспекцию письменные возражения не обязательно. Представитель организации может дать устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверк и п. 4 ст. 101 НК РФ . Однако, несомненно, в письменных возражениях вы сможете более четко сформулировать, с чем не согласны, и аргументировать свою позицию. Да и проверяющим будет проще понять то, что стройно изложено на бумаге. К тому же у них будет больше времени подумать над вашими возражениями и, возможно, согласиться с их обоснованностью.

Составляем возражения

Утвержденной формы таких возражений нет. Так что вы можете составить возражения в произвольном виде. Но и вам, и инспекторам будет проще, если вы воспользуетесь формой, которую рекомендует на своем сайте налоговая служб а Информация ФНС от 16.04.2018 .

Рекомендованную налоговиками форму возражений можно использовать и для выражения несогласия:

с результатами дополнительных мероприятий налогового контрол я п. 6.1 ст. 101 НК РФ ;

Читайте так же:  Громкие налоговые споры

с актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушения х п. 5 ст. 101.4 НК РФ .

Как составить возражения, чтобы инспекция к ним прислушалась? Покажем это на примере выдержек из возражений, касающихся спора о вычете авансового НДС у поставщика.

Контактное лицо: главный бухгалтер
Лучшая Галина Ивановна, телефон: 8 (495) 111-22-33 В рекомендованной ФНС форме возражений не требуется вписывать контактное лицо. Однако не лишним будет указать его — это может облегчить дальнейшее общение с инспекцией

ВОЗРАЖЕНИЯ
по акту налоговой проверки
от « 6 » августа 20 18 г. № 10-88/2018 Обязательно укажите реквизиты акта, к которому составлены возражения. Иначе инспекция может не связать с конкретной проверкой полученные от вас возражения

В ИФНС России № 34 по г. Москве наименование налогового органа в отношении

проведена камеральная (камеральная, выездная) налоговая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от « 6 » августа 20 18 г. № 10-88/2018 Обязательно укажите реквизиты акта, к которому составлены возражения. Иначе инспекция может не связать с конкретной проверкой полученные от вас возражения

Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании п. 6 ст. 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки.

Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам:

В п. 2 акта указано, что ООО «Начало» неправомерно применило во II квартале 2018 г. вычет по НДС с сумм авансов.

Перечислите конкретные пункты акта, с которыми вы не согласны

Однако в соответствии с.

Опишите подробно сложившуюся ситуацию. Если требуется, сделайте ссылки на первичные и иные документы, подтверждающие спорные операции

Следовательно, налоговые вычеты заявлены правомерно.

Подведите итог описательной части — сделайте выводы

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:
1) вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную уплату.

Приложения:
1. Доверенность на подписание документов от имени ООО «Начало» Г.И. Лучшей.
2. .

Если вы сослались на документы, которые нужны для обоснования ваших возражений, обязательно приложите их заверенные копии. Если вдруг вы забудете это сделать, подтверждающие документы можно будет передать в инспекцию и отдельно от возражений, либо согласовав с инспекцией срок такой передачи, либо представив их при явке в инспекцию на рассмотрение результатов проверк и п. 6 ст. 100 НК РФ .
Если же вы вообще не предъявите инспекции те документы, которые нужны для решения спора в вашу пользу, то инспекция может счесть ваши возражения безосновательными

Подписать возражения по акту может либо представитель организации, к примеру руководитель, либо уполномоченное им лицо. В последнем случае к возражениям надо приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ

Подаем в инспекцию подготовленные возражения

Распечатайте и подпишите возражения в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, от которой вы получили акт, а второй храните в организации.

ФНС предлагает такие способы подачи возражений:

• или передать возражения непосредственно в инспекцию — лично либо через представител я статьи 27, 29 НК РФ . В таком случае попросите специалистов ИФНС поставить отметку о принятии возражений на вашем экземпляре;

• или отправить их в инспекцию по почте. Сохраните квитанцию об отправке.

Налоговая служба ничего не говорит о том, можно ли направить возражения по ТКС через оператора или через личный кабинет налогоплательщика.

На этот вопрос нам ответил специалист ФНС.

Возражения по акту проверки — только в бумажном виде

НОВОСЕЛОВ Константин Викторович
Государственный советник РФ 2 класса, к. э. н.

— В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика могут быть представлены документы, истребованные при проведении налоговой проверки. Они должны быть составлены по электронным форматам, установленным ФНС, и должным образом заверен ы п. 2 ст. 93 НК РФ .

Однако возражения по акту налоговой проверки не могут быть представлены по ТКС: электронный формат таких возражений не предусмотрен. Также они не могут быть представлены и через личный кабинет налогоплательщика: он может быть использован лишь в предусмотренных НК РФ случаях. А для возражений по акту налоговой проверки НК РФ не установлены особенности их подачи в налоговый орган в электронном виде п. 6 ст. 100 НК РФ .

Хотя некоторые организации направляют возражения именно в электронном виде — прикрепленным PDF-файлом, заверяя их электронной подписью. И они благополучно рассматриваются инспекциями. Однако безопаснее подавать возражения именно в бумажном виде Письмо ФНС от 09.09.2015 № СА-4-7/15871 . Ведь если вы не будете участвовать при рассмотрении результатов проверки, то инспекция может не принять во внимание ваши электронные возражения.

Если вы по каким-либо уважительным причинам не успеваете представить письменные возражения в месячный срок, сообщите об этом инспекции и попросите отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Инспекция рассмотрит ваше ходатайство и может пойти вам навстреч у Письмо ФНС от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected] .

Отслеживаем дальнейшую судьбу возражений

Ваши возражения должны быть учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки. О дате и месте такого рассмотрения инспекция должна заранее уведомить вашу организацию.

Руководитель вашей организации, иной ее представитель или доверенное лицо может присутствовать при рассмотрении материалов проверки. При этом надо иметь:

• документы, подтверждающие личность лица, представляющего интересы организации, — паспорт (заменяющий его документ);

• доверенность — для доверенного лица.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Если же от вашей организации никто не пошел на рассмотрение проверочных результатов, то руководитель инспекции (его заместитель) рассмотрит ваши письменные возражения в случае, когда присутствие проверяемого лица не обязательн о п. 3 ст. 101 НК РФ . При этом руководство инспекции самостоятельно решает, обязательно или нет присутствие налогоплательщика. Как правило, оно необходимо, если, например, содержание акта неоднозначно и руководителю нужно лично опросить налогоплательщика по фактам, которые изложены в акте и в возражениях на него.

Как водителям надо придерживаться правил дорожного движения, так и налогоплательщикам лучше четко следовать правилам подачи в инспекцию возражений по акту проверки

Читайте так же:  Как отразить в балансе выплату дивидендов

Однако НК не обязывает налогоплательщика присутствовать на рассмотрении. Никаких санкций за неявку быть не должно. Инспекция может лишь отложить рассмотрение материалов проверки и пригласить вас к себе повторно.

Независимо от вашего присутствия при рассмотрении материалов проверки, ваши возражения могут повлиять на итоговое решение инспекции, а могут и не повлиять.

Если вы грамотно составили свои возражения, подробно описали ситуацию и привели убедительные доказательства, то возможно, что инспекция согласится с вашей позицией. Доводить дело до заведомо проигрышного судебного процесса инспекции вряд ли захочется.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) реши т пп. 6, 7 ст. 101, п. 8 ст. 101.4 НК РФ :

• или привлечь организацию к ответственности;

• или не привлекать к ответственности;

• или назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.

Когда дополнительные мероприятия не назначаются, в итоговом решении будет указано и то, должна ли ваша организация уплатить в бюджет недоимку по налогу, пени и штраф.

Если, несмотря на ваши обоснованные возражения, инспекция все же вынесла решение, с которым ваша компания не согласна, придется обжаловать его. О том, как это сделать, мы рассказывали в , 2018, № 14, с. 69.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Во время выездной налоговой проверки многие организации сталкиваются с так называемыми дополнительными мероприятиями налогового контроля. При этом налоговики зачастую превышают свои полномочия.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

О мероприятиях дополнительного контроля говорится в пункте 2 статьи 101 Налогового кодекса. Согласно ему, руководитель налоговой инспекции или его заместитель, рассмотрев акт выездной налоговой проверки, могут принять решение «о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля». Фактически это означает, что проверка организации будет продолжена.

Как правило, решение о допмероприятиях принимается, если руководитель инспекции заметил, что инспекторы не проверили какой-то важный вопрос или допустили ошибку.

Иногда при помощи дополнительных мероприятий налоговики пытаются увеличить время проверки, так как сроки их проведения в Налоговом кодексе прямо не установлены. Например, с этим довольно часто сталкиваются экспортеры при возмещении НДС.

Состав мероприятий

Согласно ей, к налоговому контролю прежде всего относятся проверки. Таким образом, налоговики во время допмероприятий могут не только проводить встречные проверки, но и лично приходить на фирму.

Право чиновников на дополнительную проверку уже довольно давно подтвердил и суд. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25 декабря 2001 г. по делу № КА-А40/7580-01 указал, что, назначая дополнительную проверку в рамках мероприятий допконтроля, руководитель налоговой действует в соответствии с законодательством.

В данном деле дополнительная проверка была назначена из-за того, что организации вернули документы, которые во время основной проверки находились в прокуратуре. Но у налоговиков могут быть и другие, не менее веские причины для дополнительной проверки. Например, они могут ее назначить, если выяснят, что организация показала им не все документы.

Формами налогового контроля также являются объяснения самой фирмы и осмотр ее территории. Кроме них в кодексе упоминаются и прочие мероприятия. Это могут быть экспертиза, допрос свидетелей и многое другое.

Что грозит фирме

Обычно ситуация выглядит примерно так. У организации проходит выездная проверка, по окончании которой ей вручают акт с перечнем нарушений. Организация не соглашается с ними и пишет в ответ свои возражения. Эти возражения руководитель инспекции обсуждает с руководителем и главным бухгалтером фирмы и в результате назначает мероприятия допконтроля. Затем проходит какое-то время и выносится окончательное решение.

Но на последней стадии этого процесса налоговики больше не приглашают представителей фирмы на обсуждение материалов, полученных в ходе допмероприятий. О результатах этих мероприятий организация узнает тогда, когда изменить что-либо уже нельзя. И остается лишь один выход – обратиться в суд.

Но такие действия налоговиков явно противоречат Налоговому кодексу. Так, в пункте 1 статьи 101 кодекса сказано, что в случае письменных возражений фирмы руководитель налоговой инспекции должен рассматривать материалы проверки в присутствии ее должностных лиц. А для того чтобы написать такие возражения, организации необходимо ознакомиться с самими материалами.

Эту точку зрения подтверждает и арбитражная практика, например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2003 г. № А42-5291/01-17-29/02. В нем сказано, что если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки все равно «должна соблюдаться общая процедура привлечения фирмы к ответственности». А это означает, что проверяющие обязаны ознакомить фирму с материалами, полученными в результате допконтроля, и она имеет право направить им возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени их рассмотрения.

В довершении ко всему в информационном письме от 17 марта 2003 г. № 71 Высший Арбитражный Суд косвенно установил сроки проведения допмероприятий. Он напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговики могут обратиться в суд для взыскания с фирмы налоговых санкций не позднее шести месяцев «со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта». Таким образом, если проверяющие надеются взыскать с организации штрафы по суду, их время на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля ограничено.

Когда инспектор не прав

Но поступать так он не имеет права, так как в Налоговом кодексе четко регламентирован порядок вынесения решения по результатам проверки. Согласно ему, руководитель инспекции может либо назначить допмероприятия, либо принять окончательное решение. Но он не вправе проводить допмероприятия по проверке, которая уже окончена.

Это вытекает и из основной задачи допконтроля: он необходим, если у руководителя налоговой недостаточно данных, чтобы принять решение по существу проверяемых вопросов. Но если такое решение вынесено, контролировать уже нечего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Столкнувшись с чем-то подобным, организация может написать жалобу в вышестоящую инстанцию (например, в областное Управление МНС) или обратиться в суд. При этом следует помнить, что на обращение в суд у фирмы есть всего три месяца с даты вручения каждого решения. Об этом сказано в пункте 4 статьи 198 АПК РФ.

Источники

Дополнительный акт налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here