Досудебное урегулирование налоговых споров управления

Досудебное урегулирование налоговых споров

Любой конфликт с фискальными органами сначала пытаются разрешить путем направления писем соответствующего содержания в вышестоящую контролирующую структуру. Досудебное урегулирование и разрешение налоговых споров лучше всего проводить с участием опытного адвоката, знающего все нюансы этого непростого процесса. Наше Бюро имеет большой опыт предоставления такой услуги.

Позвонить по номеру телефона:

Написать нам на почту:

Воспользоваться

В каких случаях нужно обязательное разрешение налоговых споров

Часто по результатам проверки субъекта предпринимательской деятельности территориальными фискальными органами принимаются решения о приостановлении движения денежных средств на счетах фирмы. Одновременно выписываются крупные суммы штрафов и пени за нарушение порядка начисления налогов и сборов и сроков их уплаты с требованием немедленного взыскания установленных сумм. Кроме того, нередко управлениями ФНС выдаются ненормативные документы, являющиеся позже основанием для привлечения должностных лиц предприятий к ответственности.

Такую ситуацию нельзя оставлять в разряде «текущих» дел. Необходимо немедленно просить помощи опытного юриста для составления письменного возражения с направлением его в соответствующую структуру. Привлечение к этой работе адвоката в сфере налогового права гарантирует достижение определенных результатов в этом непростом процессе досудебного урегулирования налоговых споров.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

К числу случаев, когда простое обжалование решений территориального управления ФНС, не является обязательной процедурой, относятся:

  • действия или бездействие представителей налоговых служб в отношении вопросов, касающихся возврата излишне перечисленных в бюджет налоговых сумм;
  • вынесение решений о безапелляционном списании со счетов предприятия неустоек, штрафов, налогов;
  • при рассмотрении споров финансового характера путем использования процедуры подачи иска.

Порядок досудебного урегулирования споров

При разрешении споров с управлениями ФНС следует придерживаться определенного порядка выполнения последовательных действий. Как правило, он состоит из следующих шагов:

  • сначала совместно с опытным юристом составляется жалоба с возражениями на действия или бездействие представителей территориальной инспекции. Этот документ направляется в вышестоящую инстанцию Федеральной налоговой службы;
  • при обжаловании решений следует помнить, что такая апелляция может подаваться только в срок, не превышающий 1 года с момента нарушения государственным органом прав субъекта хозяйствования;
  • далее выносится решение о принятии письма к рассмотрению, о чем отправитель уведомляется письменно;
  • в том случае, когда по жалобе назначается заседание комиссии, имеющей цель предметного рассмотрения сути изложенного вопроса, адвокат принимает участие не только в процессе публичного разрешения конфликта, но и при подготовке дополнительных аргументов в пользу своего клиента;
  • на рассмотрение жалобы по закону отводится 15 дней, а если дело касается акта о привлечении должностного лица к ответственности, то этот срок продляется до 1 месяца.

Итогом этого процесса является либо решение о признании действий налоговиков из местного управления незаконными (в таком случае неправомерное решение отменяется) либо выносится отказ. После объявления отрицательного результата ничего не остается, как обращаться в суд.

Эффективность решения споров

Использование возможности досудебного урегулирования споров с налоговыми органами при активном участии в этом процессе опытного адвоката позволяет избежать многих негативных моментов. Так, во многих случаях благодаря правильным действиям юристов удается решить возникшую проблему в самые короткие сроки. При этом экономится время, силы и средства на длительное судебное разбирательство, что может тянуться не один год. Важно только вовремя обратиться за помощью в такую специализированную компанию, как наше Бюро «Зутиков, Горгадзе и партнеры». Мы имеем большой опыт разрешения конфликтных ситуаций в сфере взаимоотношений с государственными контролирующими структурами.

Порядок направления жалобы

Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Наша практика

Остались вопросы? Звоните нам по телефону для консультации: +7 (495) 968-06-58

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Квалифицированная юридическая помощь

Урегулирование налоговых споров во внесудебном порядке часто бывает очень эффективным. Между тем, решения и действия налоговиков обжалуются в вышестоящие органы ФНС, то есть, в органы той же структуры.

Лучше не рисковать и обратиться за помощью к юристу, который:

  • организует и проведет собственную экспертизу документов и сложившейся ситуации;
  • даст компетентные консультации по всем налоговым вопросам;
  • поможет подготовить досудебную претензию.

Помощь юриста будет актуальна и в том случае, если конфликт не удастся урегулировать в досудебном порядке. Все же участие в процессах, организованных и проводимых арбитражным судом, – это удел профессионалов.

Читайте так же:  Валютный контроль заключение

УФНС разъясняет порядок досудебного урегулирования налоговых споров

— Каковы преимущества досудебного урегулирования налоговых споров в досудебном порядке?

О.В. Антонова: Для налогоплательщиков процедура досудебного урегулирования имеет ряд преимуществ, в частности, процесс порядка оформления и подачи жалобы по сравнению с судопроизводством менее формализован. Какие-либо особые требования к оформлению жалобы не предъявляются. В обязательном порядке при подаче жалобы необходимо указать: куда и кем подается жалоба, с чем не согласен налогоплательщик и почему. Упрощенный порядок оформления и подачи жалобы не требует значительного времени и не требует привлечения адвокатов, государственная пошлина за подачу жалобы не взимается. При апелляционном обжаловании — действия по исполнению решения налогового органа приостанавливаются до вынесения решения по жалобе Управлением ФНС России по Чукотскому АО.

— В течение какого времени принимается решение по жалобе?

О.В. Антонова: Решение Управлением ФНС России по Чукотскому АО по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Управления для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы у Инспекции, но не более, чем на 15 дней. Всю информацию по рассмотрению своих жалоб в режиме он-лайн налогоплательщики могут увидеть на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru или на сайте Управления www.r87.nalog.ru.

— Например, я налогоплательщик или его представитель. Имею ли я право участвовать в рассмотрении материалов жалобы?

— Нужно ли после решения Управления ФНС России подавать жалобу в ФНС России или можно идти в суд?

О.В. Антонова: В случае несогласия с решением Управления ФНС России по Чукотскому АО налогоплательщик вправе как обратиться с жалобой в ФНС России, так и обжаловать его в судебном порядке. Таким образом, подача налогоплательщиком жалобы в ФНС России является его правом, а не обязанностью.

— В каких случаях процедура досудебного порядка обжаловании может быть признана не соблюденной?

О.В. Антонова: Пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ установлено, что решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе, в нашем случае — это Управление ФНС России по Чукотскому АО.
В случае невыполнения этого требования, досудебный порядок не будет признан соблюденным, а суд не станет рассматривать заявление налогоплательщика.

Досудебное урегулирование налоговых споров (1 часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo — Consulting & audit

Более полутора лет действует обязательный порядок досудебного обжалования всех налоговых споров. В их перечень входят споры, связанные с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц. О том, как и в какие сроки жаловаться налогоплательщику, пойдет речь в настоящей статье.

Обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых инспекций по камеральным и выездным проверкам действует с 1 января 2009 года. А начиная с 1 января 2014 г., Федеральным законом от 02.07.2013 г. №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (далее по тексту — Закон №153-ФЗ) обязательный досудебный порядок введен и в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов.

Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:

· истребованию документов о некоторых лицах

· осмотру помещений

Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

Отдел ФНС по досудебному урегулированию

В структуре каждого органа ФНС функционирует специальный отдел досудебного урегулирования налоговых споров. Отдел аудита, который внимательно изучает акты, изданные представителями ФНС, жалобы налогоплательщиков, и подготавливает свое заключение по существу споров.

Обжаловать можно:

  • решения органов ФНС;
  • действия налоговиков, например, осуществленные при проведении налоговых проверок.

Обжалование решений происходит в вышестоящие органы, в течение 10 дней с момента принятия решения.

По большому счету, процедура внесудебного урегулирования налоговых споров – стандартна. Сложность лишь в том, что само налоговое законодательство – объемное и, местами, противоречивое. Поэтому издается огромное количество писем ФНС, разъяснений и постановлений Минфина и других органов.

Остается надеяться, что управление досудебного урегулирования налоговых споров способно разобраться с каждой, даже самой сложной ситуацией.

Необходимо заручиться и поддержкой юриста, занимаясь таким вопросом, как урегулирование налоговых споров.

Сроки обжалования

Сроки обжалования решений налогового органа зависят от того, вступило ли оно в силу или нет. В отношении не вступившего в силу решения налогового органа апелляционная жалоба подается в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

В том случае, если срок для подачи жалобы истек, а заявителем не представлены уважительные причины для его восстановления, то судами выносятся решения, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения.

Так, в Определении арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 г. №А76-6840/2015 была рассмотрена ситуация, когда оспариваемое решение вручено заявителю 05.07.2013 г. В апелляционном порядке данное решение не оспаривалось. Срок для подачи жалобы истек 05.07.2014 г., а поскольку судом не установлены уважительные причины и основания для восстановления срока подачи жалобы, то арбитражный суд оставил исковое заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).

Жалоба на иные акты налогового органа (за исключением решений по налоговым проверкам), действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в течение одного года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Эти сроки установлены для инициаторов жалоб — налогоплательщиков.

Преимущества досудебного урегулирования

Если досудебные налоговые споры урегулируются без последующего обращения в судебные органы, то в такой ситуации можно выделить множество плюсов:

  • экономия времени – все же судебное разбирательство, связанное с решением налогового спора занимает много времени;
  • экономия денежных средств – если дело рассматривается судом, то одной из сторон придется компенсировать судебные издержки, а их сумма бывает немалой;
  • наличие возможности спокойно разобраться в ситуации, не обостряя ее.
Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц статья 228

Таким образом, преимущества досудебного урегулирования налоговых споров очевидны.

Нужно отметить следующее: не всегда сторонам налогового спора удается договориться о мирном урегулировании конфликта. В таком случае актуально судебное урегулирование налоговых споров, которое осуществляется в арбитражном суде.

Направление жалобы через сайт налоговой

Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

Сроки рассмотрения жалоб

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом зависят от их вида. Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматривается в течение одного месяца со дня их получения. При этом срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц, если:

— возникнет необходимость в получении от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы;

— лицо, подавшее жалобу, представило дополнительные документы (абз. 1 п.6 ст.140 НК РФ).

Решения по иным жалобам принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы должно быть вручено (направлено) заявителю в течение трех дней со дня его принятия (абз. 3 п.6 ст.140 НК РФ). И по результатам рассмотрения жалобы в эти же сроки (в течение трех рабочих дней) заявителю направляется (вручается) решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом (абз. 4 п.6 ст.140 НК РФ).

А жалоба на решение (либо иной акт ненормативного характера), принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

Статья актуальна на 02.07.15

Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Досудебное урегулирование налоговых споров – простой и эффективный способ разрешения проблем

Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Республике Татарстан , в рамках постоянной действующей Комиссии по легализации теневой заработной платы, проведено совещание с налогоплательщиками, в повестку дня которого включено информирование о действующей процедуре досудебного урегулирования налоговых споров.

В проведении комиссии приняли участие заместитель начальника инспекции Н.Г.Гущина, начальник отдела камеральных проверок №4 Р.Р.Зарипов, заместитель начальника правового отдела М.В.Ясафова, заместитель начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками инспекцииЛ.Р.Демидова.

На запланированное мероприятие были приглашены 7 налогоплательщиков — юридических лиц.

Заместитель начальника правового отдела инспекции М.В.Ясафова проинформировала присутствующих представителей организаций о праве налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 6 статьи 100, пунктом 4 статьи 101, пунктами 5 и 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае несогласия с врученным им актом налоговой проверки или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, представить в течение месяца со дня получения акта письменные возражения, а также, при отсутствии письменных возражений, давать объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (акта).

Также представители налогоплательщиков проинформированы о порядке и сроках подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, о порядке и сроках обжалования вступивших в силу указанных решений налогового органа, в случае пропуска срока подачи апелляционной жалобы, о порядке и сроках подачи жалобы на иные акты, действия (бездействие) налогового органа; о форме и содержании жалобы (апелляционной жлобы); возможности рассмотрения жалобы с участием подавшего ее лица, в случае выявления в ходе рассмотрения жалобы противоречий либо несоответствий в сведениях заявителя и налогового органа; об основаниях оставления жалобы без рассмотрения и т.д.

В ходе проведения комиссии обращено внимание налогоплательщиков на обязательное предварительное досудебное урегулирование всех налоговых споров и о преимуществах досудебного урегулирования, которое приводит к минимизации издержек налогоплательщиков на урегулирование конфликтов, поскольку нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, оплатой услуг представителей в суде; к ускорению разрешения налоговых споров, поскольку жалобы рассматриваются в значительно более короткие сроки, нежели судебные иски.

До сведения налогоплательщиков доведена информация о возможности использования электронных сервисов размещенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru: «Узнать о жалобе», где можно получить оперативно сведения о поданной жалобе и «Решения по жалобам», где можно ознакомиться с позицией Федеральной налоговой службы по тем или иным спорным вопросам.

С начала 2017 года проведено 16 комиссий, на которых налогоплательщиков информировали о действующей процедуре досудебного урегулирования налоговых споров. Положительным результатом проводимых в течение всего налогового периода комиссий, семинаров по разъяснению налогового законодательства в части досудебного урегулирования налоговых споров налогоплательщиков, является снижение количества исковых заявлений в суд.

В ходе встречи, проведена презентация электронных сервисов размещенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, в том числе «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», с помощью которого юридическое лицо может обмениваться с ИФНС документами в электронном виде и отслеживать состояние расчетов по налогам, заменив личный визит в налоговый орган дистанционному общению.

Разъяснялся также порядок заполнения платежных документов, в том числе по страховым взносам, доведена информация о возможности сформировать платежные документы на уплату налогов и осуществить оплату в режиме онлайн с помощью электронного сервиса «Заплати налоги».

Всем налогоплательщикам были вручены памятки по досудебному урегулированию налоговых споров, по заполнению платежных документов, о сроках предоставления налоговой отчетности, о порядке направления документов в электронном виде по ТКС, реквизиты налоговой инспекции, перечень КБК, информационное письмо о возможностях интернет – сервиса «Личный кабинет юридического лица», электронные сервисы сайта ФНС России.

Читайте так же:  График выплаты дивидендов январь

Досудебное урегулирование налоговых споров

Видео (кликните для воспроизведения).

Из интервью с Еленой Суворовой, начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, вы узнаете об измененном порядке подачи и рассмотрения жалоб, а также о возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до принятия итогового решения по жалобе

Порядок досудебного обжалования несколько изменился. Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие новации внесены в процедуру?

Действительно, Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 138 НК РФ). Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ). Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того, Законом № 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы (п. 2 ст. 140 НК РФ), которое предусмотрено при рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы и представленными налогоплательщиком.

Согласно сложившейся судебной практике суды признавали, что положениями Налогового кодекса не определена обязанность рассматривать жалобы с участием налогоплательщиков. Установленная законодателем административная процедура без участия налогоплательщиков была вполне оправдана. Во-первых, количество жалоб в некоторых регионах еще оставалось значительным, и возможность участия не могла бы быть эффективно реализована. Во-вторых, в отдельных случаях в региональных управлениях в целях объективного рассмотрения заявленных доводов налогоплательщики приглашались до вынесения решения по существу для предоставления необходимых пояснений по заявленным в жалобе расчетам и претензиям.

Последние годы нами велась активная работа по снижению споров с налоговыми органами. На сегодняшний день мы готовы рассматривать жалобы с участием налогоплательщиков. Указанная возможность появляется по таким важным категориям налоговых споров, как решения по налоговым проверкам. Налогоплательщики могут самостоятельно заявить ходатайство о таком участии. Согласно новым положениям налоговый орган будет инициировать процедуру, если увидит несоответствие представленных налогоплательщиком документов материалам жалоб.

Упомянутым Законом предложен еще ряд нововведений, в том числе касающихся режима налогового мониторинга. Многие рассматривают эту форму налогового контроля как один из механизмов внесудебного урегулирования конфликтов. Расскажите о наиболее важных его положениях

В рамках концепции по внедрению и усовершенствованию примирительных процедур в налоговой сфере ФНС России также реализует механизмы внесудебного урегулирования налоговых споров.

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс введен институт налогового мониторинга (Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ) — проверки компании в режиме реального времени с одновременным отказом от выездных и камеральных налоговых проверок. В рамках налогового мониторинга налогоплательщики получили возможность обращаться за мотивированным мнением налогового органа по совершенным сделкам, то есть после совершения сделки налоговый орган самостоятельно или по запросу налогоплательщика предоставляет организации информацию о порядке уплаты налогов.

ФНС России продолжает развивать и совершенствовать институт налогового мониторинга с учетом с практического опыта реализации данного вида налогового контроля. Так, в Законе № 130-ФЗ содержатся новые положения, расширяющие возможности для налогоплательщиков получать мотивированные мнения в рамках мониторинга не только по совершенным, но и по предварительным сделкам (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), что позволит налогоплательщикам еще до подачи декларации и заключения сделки определять свои налоговые обязательства и осуществлять финансовое планирование с учетом налоговых последствий, подтвержденных налоговым органом.

При этом в случае несогласия с мотивированным мнением налогоплательщик может инициировать взаимосогласительную процедуру на уровне ФНС России.

Указанным Законом закреплена возможность продлить проведение налогового мониторинга в случае, если организация не обратится с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга (п. 7 ст. 105.27 НК РФ). Такое продление обеспечивает возможность налогоплательщика находиться в режиме налогового мониторинга три года. При этом для организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в дальнейшем для принятия решения о проведении налогового мониторинга соблюдение критериев (сумма налога, активов, выручки) не является обязательным (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

По моему мнению, принятие Закона № 130-ФЗ позволит значительно сократить количество налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

— Вернемся к вопросу о приостановлении исполнения обжалуемых решений до итогового решения по жалобе. Каким образом поправки помогут отсрочить уплату налогов по претензиям на время их досудебного обжалования?

Важным положением Закона № 130-ФЗ является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии.

При этом действующий порядок вступления в силу решений по налоговым проверкам не изменяется. В вышестоящий налоговый орган налогоплательщики обжалуют как не вступившие, так и вступившие в силу решения инспекции. Кроме того, налогоплательщики после вынесения решения вышестоящим налоговым органом и вступления в силу решения могут обратиться в Федеральную налоговую службу.

Порядок приостановления взыскания доначисленных сумм налогов (пеней, штрафа) распространяется только на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок, которые вступили в законную силу. Это либо решения, по которым налогоплательщиком пропущен месячный срок на обжалование, либо обжалуемые в ФНС России после вынесения вышестоящим налоговым органом в отношении них решения.

Следует учитывать, что данный институт используется налогоплательщиком в качестве защиты своих имущественных интересов, является добровольным и не связан с действиями налоговых органов или с обязательностью обжалования до суда актов налоговых органов.

— Какой процент споров урегулируется в рамках досудебного обжалования? Имеет ли значение сумма спора? По каким спорам чаще всего дело передается дальше в суд?

В 2015 году по Российской Федерации поступило на 5,3 процента жалоб меньше, чем в 2014 году. Общая тенденция снижения количества жалоб обусловлена ведущейся ФНС России на постоянной основе аналитической работой, повышением качества налогового администрирования, а также выработке и доведению до налогоплательщиков единой правовой позиции по сложным методологическим вопросам посредством сервисов ФНС России «Решения по жалобам» и «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов».

Примерно 60 процентов от числа рассмотренных жалоб составляют жалобы на решения по налоговым проверкам, остальную часть — жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) их должностных лиц.

Читайте так же:  Характеристика налога на имущество физических лиц

В целом по России в 2015 году удовлетворено 33,8 процента жалоб от общего числа рассмотренных. Повышение доверия к системе налоговых органов в части объективного пересмотра собственных результатов работы привело к тому, что налогоплательщики вместо обращений в судебные органы стали чаще пользоваться возможностью обжалования актов ненормативного характера налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в Федеральную налоговую службу.

Так, количество судов первой инстанции по заявлениям (искам) налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизилось в 2015 году на 7,7 процента в сравнении с 2014 годом.

При этом причиной снижения количества споров с налогоплательщиками в судах стала не только выработка налоговыми органами единой правоприменительной позиции, доводимой до налогоплательщиков, но и оценка налогоплательщиками результатов рассмотрения споров в налоговых органах как объективных и не требующих дальнейшего судебного обжалования.

Поэтому я, пользуясь случаем, хочу обратить внимание налогоплательщиков на наши сервисы. Хотела бы посоветовать интересоваться вопросами налогообложения и складывающейся судебной практикой, которые регулярно представляются на сайте Федеральной налоговой службы, занимать более активную позицию и использовать всевозможные способы обратной связи, так как нам важно ваше мнение.

Досудебное урегулирование налоговых споров управления

Чем мы можем Вам помочь?

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Досудебное урегулирование налоговых споров – это комплекс мер, направленных на избежание конфликта, возникшего между налоговыми органами и налогоплательщиком, без обращения в суд.

Стоимость услуг досудебного урегулирования налоговых споров

Основными этапами такой процедуры, как урегулирование налоговых споров в досудебном порядке, являются:

  • анализ существа спора – выявление различных объективных и субъективных обстоятельств, имеющих правовое значение;
  • анализ норм, содержащихся в законодательстве;
  • подготовка досудебной претензии.

Действующее налоговое законодательство устанавливает, что досудебное решение налоговых споров – это обязательная процедура. Если возник какой-либо налоговый спор, то его сторона не имеет права сразу же обращаться в судебный орган. Обратиться с иском в суд можно, но это действие не принесет результата. Заявление не будет рассмотрено по той причине, что не соблюден порядок досудебного урегулирования налогового спора.

Представляется правильным, что законодатель сделал досудебное урегулирование налоговых споров2016обязательным.

Налоговое право – сложная отрасль. Налогоплательщики не всегда верно толкуют налоговые нормы, а представители ФНС не всегда правильно применяют указанные нормы. При этом всегда можно попробовать разобраться, кто прав, а кто виноват, без увеличения нагрузки на судебные органы.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

На что жалуемся?

Как уже было отмечено, с 1 января 2014 г. для всех налоговых споров стал обязательным досудебный порядок обжалования.

Что представляют собой акты налоговых органов ненормативного характера? Как отмечено в п.48 Постановления Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 г. акт налогового органа ненормативного характера — это документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Однако вышеупомянутое постановление утратило силу в связи с принятием Пленумом ВАС Постановления №57 от 30.07.2013 г., в котором уже не содержится определение данному понятию.

Как правило, на практике чаще всего оспариваются такие решения налоговых органов ненормативного характера как решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговых деклараций, о приостановлении операций по банковским счетам.

Несоблюдение с 1 января 2014 г. досудебного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов (например, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств) является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (Определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).

Таким образом, все жалобы (за исключением имущественных исков) должны пройти досудебную процедуру обжалования.

Аналогичная ситуация обстоит и с требованием об уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога. В этом случае судьи также отказывают налоговым органам в праве на применение досудебного обращения в ИФНС за выплатой таких сумм. При этом судьями не принимается ссылка налогового органа на п. 2 ст. 138 НК РФ, согласно которому действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС, поскольку в данном случае налогоплательщик заявил не требование о признании незаконными действий (бездействия) ИФНС, связанных с выплатой процентов, а имущественное требование об их взыскании(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2014 г. №А19-3515/2014).

Досудебное урегулирование налоговых споров

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Читайте так же:  Налоговая инспекция налоговый вычет за лечение

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Правила досудебного обжалования

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением налогового органа (будь то решение по результатам налоговой проверки либо решение о приостановлении операций по банковским счетам), то на первом этапе ему необходимо подать в вышестоящий налоговый орган жалобу (апелляционную жалобу).

Жалобы по итогам решений налоговых проверок разделяются в зависимости от процедуры обжалования на апелляционные и общие жалобы.

Апелляционной жалобой оформляется несогласие налогоплательщика с решением налогового органа, не вступившего в силу (п.9 ст. 101 HК РФ), а жалобой — вступившее в силу решение налогового органа.

Специального бланка для жалобы в вышестоящий налоговый орган нет, а в п.2 ст. 139.2 НК РФ определены лишь реквизиты такой жалобы:

— фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

— обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

— наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

— основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

— требования лица, подающего жалобу.

Заявитель может воспользоваться образцами жалоб, размещенными на сайте налогового органа (http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/appeal/serve/).

На втором этапе жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговая инспекция, решения (действия или бездействие ее должностных лиц) которой обжалуются, обязана в течение трех рабочих дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Таким вышестоящим налоговым органом для МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам является ФНС РФ, для инспекций местного, районного масштаба — УФНС по соответствующему субъекту РФ.

На заключительном этапе по итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган выносит решение, которое вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Источники

Досудебное урегулирование налоговых споров управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here