Эффективность валютного контроля

Эффективность валютного контроля

где Т — непрямые налоги; S — внешнеторговые субсидии; Q — тарифы; F — валютные ограничения; L — лицензии (квоты) на экспорт и импорт; X — экспорт; IM — импорт.
Экономика считается более открытой, когда резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений со стороны национальных регулирующих органов при выходе на мировой рынок, а нерезиденты — при входе на национальный.
Экономика считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования общепринятых и известных правил и законодательных норм, а не указаниями органов валютного контроля:

где Р — степень прозрачности экономики; NL> — число законов и подзаконных актов; NL2 — число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений.
Влияние валютных ограничений на нейтральность экономики можно оценить через отношение объема ограничений по экспорту товаров и услуг и импорту капитала, с одной стороны, к импорту товаров и услуг и экспорту капитала — с другой:

где N — индекс нейтральности; Хе9 Хт — экспортные и импортные субсидии; 1Ме, 1Мт — экспортные и импортные валютные ограничения; d — разница между реальным и номинальным (официальным) валютным курсом.
На основе этих формул и расчетов и сравнении данных в динамике можно оценить положительное или отрицательное влияние валютных ограничений на национальную экономику.
Эффективность валютных ограничений можно оценить путем сравнения затрат на осуществление контроля и достижение результата.
Затратный подход к оценке эффективности валютных ограничений предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам на его достижение:

К затратам относятся:
• рост издержек бизнеса;
• отвлечение трудовых ресурсов банков и других агентов валютного контроля;
• переключение внимания центрального банка с денежно-кредитной политики на валютное регулирование и валютный контроль.
Точно подсчитать затраты сложно — агентам валютного контроля они частично компенсируются регулируемой комиссией за выполнение контрольных функций. Реальные издержки бизнеса, в том числе коммерческих банков, государство обычно во внимание не принимает.
Результативный подход к оценке эффективности валютных ограничений предполагает оценку через отношение поставленной цели к достигнутому результату.
Например, контроль за предотвращением оттока капитала можно оценить следующим образом:

http://referatwork.ru/international_currency_market/section-12.html

Эффективность и границы валютного контроля

Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший или меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

Существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.

Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала. Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.

Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к поставленной цели. Применительно к валютному контролю это выражается так: поставленная цель — предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала.

Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеет свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.

С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.

http://vuzlit.ru/2026701/effektivnost_granitsy_valyutnogo_kontrolya

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

Читайте так же:  Налог на квартиру куда обращаться

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Читайте так же:  Валютный контроль пошлины

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Эффективность и границы валютного контроля

Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший или меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.

Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности выглядит следующим образом:

где ОПНК — объем предотвращенного нелегального движения капитала;

ЗВК — затраты на осуществление валютного контроля.

Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.

Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель — предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:

где ОЛК — объем легального движения капитала;

ОНЛК — объем нелегального движения капитала.

Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограниченных сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.

С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.

http://vuzlit.ru/1395403/effektivnost_granitsy_valyutnogo_kontrolya

Эффективность валютного контроля

Совместными усилиями Банка России и Федеральной таможенной службы (ранее Государственного таможенного комитета) была разработана концепция валютного контроля за внешнеторговым оборотом.

Самое частое нарушение в области валютного контроля является непоступление, неполное поступление или несвоевременное поступление валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке.

Если руководствоваться методикой оценки бегства капитала из России, то объем долга бюджету в виде невозвращенной валютной выручки продолжал нарастать вплоть до 2008 г. (27 млрд. долл. США), а в 2009 г. произошло его некоторое снижение — до 19,2 млрд. долл. США). Хотя проблема продолжает оставаться весьма острой. Данные представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2 — Изменение задолженности по валютной выручке, млрд. долл

Платежный баланс РФ за 2000-2009 гг. по данным ЦБ РФ.

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, будет считаться оконченным с момента незачисления валютных средств в крупном размере на счета в уполномоченный банк РФ по истечении 30 суток начиная с даты платежа, если иное не оговорено в контрольных документах банка — паспорте сделки, учетной карточке таможенно-банковского контроля, досье. Следует также отметить, что объективная сторона преступления сформулирована недостаточно удачно, что существенно затрудняет ее понимание при квалификации данного противоправного деяния. Грамматическое толкование использованного законодателем термина «невозвращение» дает основание полагать, что действия виновного лица должны первоначально заключаться в вывозе (перечислении) за пределы России средств в иностранной валюте, а затем в невозвращении валюты в страну.

Объективно данное преступление выражается в невыполнении обязанности по перечислению из-за рубежа в установленные сроки:

— валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

— средств в иностранной валюте, переведенных на счета контрагентов по импортным контрактам, которые впоследствии не были исполнены;

— валютных средств, полученных по сделкам, условия которых изначально предусматривали обмен товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности), но затем были изменены на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах;

Читайте так же:  Основания возврата госпошлины из арбитражного суда

— прочих поступлений в иностранной валюте (например, прибыли от фондовых операций за границей; поступлений от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий; финансовых кредитов, поступлений неторгового характера в виде дара, пожертвований и т.п.)

Действующее российское законодательство, регулирующее валютные отношения, контроль и сделки, связанные с валютными операциями, обязывает любого резидента, оформившего и подписавшего паспорт сделки, зачислить полученную выручку в результате вышеперечисленной деятельности на свои рублевые или валютные счета в банке. Если обратиться к толкованию слова «невозвращение», под ним следует понимать действия, направленные на невозвращение на родину, оставление чего-либо (кого-либо) за территорией своей страны.

По своей экономической сущности данное правонарушение приносит большой вред экономике Российской Федерации, так, как происходит латентное кредитование кредитных рынков иностранных государств, в то время как отечественная банковская система страдает от недостатка кредитных ресурсов. Важность и актуальность проблемы возврата валютной выручки подтверждается наличием уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. За данное нарушение порядка зачисления экспортной выручки, если сумма невозвращенных валютных средств превышает 10000 МРОТ предусмотрена уголовная ответствен6ность в виде лишения свободы на срок до трех лет. [4]

Определение эффективности валютного регулирования является обязательной составной частью управления валютными операциями. Ее можно оценить через показатели: а) открытости; б) прозрачности и в) нейтральности экономики. Эффективность валютного контроля и регулирования оценивается с использованием «затратного» и «результативного» подходов. [18;331]

Открытость экономики — это отношение объема экспорта и импорта к ВВП (национальному доходу).

Более подробно характеризует экономическую политику не простая, а так называемая институциональная открытость. Согласно этому (институциональному) подходу, экономика считается более открытой, если резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений (в том числе и валютных) при выходе на внешний рынок, так же как и нерезиденты при выходе на национальный рынок. Количественно степень институциональной открытости может быть измерена следующим отношением (чем выше IO, тем ниже степень открытости):

IO = (T + S+Q + F + L)/(E +M) (1),

где IO — степень институциональной открытости;

T —непрямые налоги;

S — внешнеторговые (экспортные и импортные) субсидии;

F — валютные ограничения;

L — лицензии (квоты);

Экономика считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования широко известных правил законодательства (в том числе и валютного), но не указаниями органов валютного контроля. Оценка может быть получена путем отнесения числа законов и подзаконных актов к числу инструктивных писем, телеграмм, разъяснений, с которыми работают агенты валютного контроля:

где Р — степень прозрачности;

NL1 — число законов и подзаконных актов;

NL2 — число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений.

В настоящее время в российском законодательстве существует 46 законодательных норм (NL1), регулирующих валютные операции, в том числе: Кодекс об административных правонарушений и Таможенный кодекс РФ (с 1 июля 2010 года — Таможенный кодекс Таможенного союза); федеральные законы и постановления Правительства РФ (9 законодательных норм); инструкции и приложения ЦБ РФ (35).

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается инструктивных писем и разъяснений (NL2), то общее их количество равно 543, в том числе: письма-разъяснения ФТС РФ -241; инструктивные письма ЦБ РФ- 302.

Производя соответствующий расчет, мы получаем коэффициент, равный 0,08. Он означает, что степень прозрачности нашей экономики в области проведения валютных операций очень низка. Количество писем-разъяснений в 12 раз превышает количество законодательных норм.

Таким образом, несмотря на постоянное совершенствование законодательства, данный показатель остается очень низким, поскольку проведение валютных операций в России временами регулируется не с помощью устоявших, не допускающих разночтение широко известных правил, а многочисленными письмами-разъяснениями органов валютного регулирования и валютного контроля.

Любые ограничительные меры имеют свой предел. Выигрыш от валютных ограничений государство имеет, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала (т. е. уменьшения зарубежных и увеличения объема привлеченных капитальных инвестиций).

Но с течением времени эффективность мер валютного регулирования уменьшается:

1) объективно, потому что больше невозможно получить выигрыш по текущим операциям, а эффективность ограничений по капитальным операциям также сходит на нет, так как привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов как следствие имеют выплату процентов;

2) субъективно за счет нахождения все новых способов обхода правил проведения валютных операций.

Таким образом, объективно и субъективно эффективность валютного регулирования имеет свой предел, и при грамотных мерах контроля — ненулевой.

Обозначим предел через 1. Он определяется динамикой внутренних инвестиций, динамикой легального и нелегального движения капиталов.

Скорость достижения любого предела, в том числе и предела эффективности валютного регулирования, различна. В каждом конкретном случае она зависит от некоторого коэффициента k — коэффициента эффективности валютного контроля. Коэффициент k зависит:

— от полноты и достоверности информации о потоках товаров, обязательств и долгов, которой располагают органы валютного регулирования. Назовем этот параметр «качеством информации». Чем выше Q тем больше k (прямая зависимость): k = Q

— от разрыва во времени между причиной изменения правил проведения валютных операций (оптимальным временем принятия ограничений) и датой изменения валютных правил (реальным временем принятия). Назовем этот параметр «временным лагом» (AT). Чем больше AT, тем меньше k (обратная зависимость): k = l/?T.

Таким образом, существует обратно пропорциональная зависимость эффективности валютного контроля от времени действия ограничений, которая может быть выражена формулой

где l— предел эффективности;

k — коэффициент эффективности;

t > О — время действия ограничений.

Графически зависимость эффективности валютного контроля от времени действия ограничений показаны на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Эффективность валютного регулирования

Величина, к которой асимптотически приближается график, — минимальная эффективность или предел эффективности валютных ограничений (l). Графики 1 и 2 показывают эффективность с пределом l=0, график 3 — для l?О. Таким образом, предел эффективности — это минимальная величина, к которой асимптотически приближается эффективность валютных ограничений.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета на ребенка

Скорость убывания эффективности валютного регулирования определяется пологостью графика. Пологость зависит от значения коэффициента «&», который можно назвать коэффициентом эффективности. Более пологий график 2 отображает эффективность с большим коэффициентом по сравнению с графиком 1. То есть, чем больше коэффициент эффективности, тем меньше скорость падения эффективности с течением времени. Коэффициент эффективности — это величина, определяющая степень влияния времени действия ограничений на эффективность валютных ограничений.

Влияние валютных ограничений на нейтральность экономики может быть оценено через отношение объема ограничений по экспорту товара (работ, услуг) и импорту капитала, с одной стороны, к импорту товара (работ, услуг) и экспорту капитала — с другой. Индекс нейтральности в этом случае:

где N— индекс нейтральности;

Se, Sm — экспортные и импортные субсидии;

Fe, Fm — экспортные и импортные валютные ограничения;

d — разница между реальным и официальным валютными обменными курсами. Принимая во внимание, что в приведенных формулах все показатели, кроме валютных ограничений, — константы, и сравнивая количественные значения открытости, прозрачности и нейтральности в динамике, можно определить отрицательное (или положительное) влияние валютных ограничений на экономику.

Если рассматривать изменение валютных ограничений в сравнении с изменением других показателей, то можно определить долю влияния валютных ограничений на экономику по сравнению с другими регулирующими факторами. [18;333]

Эффективность валютного контроля можно оценить, используя «затратный» или «результативный» подход.

«Затратный» подход оценки эффективности предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение.

В этом случае формула эффективности валютного контроля будет иметь вид:

К затратам на осуществление валютного контроля относятся издержки бизнеса, расходы, обусловленные отвлечение трудовых ресурсов банков, таможни и других агентов валютного контроля. Точно подсчитать затраты сложно — агентам валютного контроля, например коммерческим банкам, они частично компенсируются регулируемой комиссией за выполнение контрольных функций. Реальные издержки бизнеса государство обычно во внимание не принимает.

В качестве примера рассчитаем данный показатель по Ставропольскому краю за 2009 год. В затраты включим расходы на обеспечение деятельности налоговых, таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора министерства финансов Ставропольского края ( 654,7 млн.рублей). Объем предотвращенного нелегального движения капитала, по отчетным данным отдела валютного контроля Ставропольской таможни, составил 4 112 млн.рублей. [25;517]

Произведем расчет: 4112 млн.р. : 654,7 млн.р. = 6.

Расчеты коммерческих банков не были включены в расчет, поскольку за выполнение функций агента валютного контроля уполномоченные банки берут комиссию с участника ВЭД.

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что объем предотвращенного нелегального движения капитала в 6 раз превышает затраты на осуществление валютного контроля в Ставропольском крае. Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность. Затраты (издержки) осуществления валютного контроля — это: а) рост издержек бизнеса; б) отвлечение трудовых ресурсов банков; в) переключение внимания Центрального банка с денежно-кредитной политики на валютный надзор.

«Результативный» подход оценки эффективности предполагает оценку эффективности через отношение поставленной цели к достигнутому результату.

Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель — предотвратить нелегальное движение капитала (вывоз и ввоз), т. е все движение капитала сделать легальным. Достигнутый результат — общее движение капитала минус легальное, т. е. объем нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:

Показатель эффективности валютного контроля рассчитываем по данным платежного баланса Российской Федерации за 2009 год. Данные представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в России в 2009 году, млрд.долл.

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (2+5)

Чистый ввоз/вывоз капитала банками (3+4)

Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами (6+7+8)

http://studbooks.net/2217293/ekonomika/analiz_effektivnosti_raboty_rossiyskih_bankov_kachestve_agentov_valyutnogo_kontrolya

Эффективность и границы валютного контроля

Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший или меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.

Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности выглядит следующим образом:

где ОПНК — объем предотвращенного нелегального движения капитала;

ЗВК — затраты на осуществление валютного контроля.

Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.

Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель — предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:

где ОЛК — объем легального движения капитала;

ОНЛК — объем нелегального движения капитала.

Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограниченных сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.

С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.

http://vuzlit.ru/1607482/effektivnost_granitsy_valyutnogo_kontrolya

Тема 12. Статистика валютного контроля

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.

Читайте так же:  Порядок выплаты дивидендов в ооо на усн

Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.

2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков[61]. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.

3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Недостатками такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов [9].

Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения, представленные в таблице 55.

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

Таблица 55. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции

Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 56.

Таблица 56. Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля

Показатель, млрд. долл. США 2005 2006
Объем экспортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля 220,5 278,0
Объем импортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля 80,0 117,3
Объем ввезенной валюты физическими лицами 1,6 2,4
Объем вывезенной валюты физическими лицами 3,8 5,0
Объем ввезенной валюты юридическими лицами 12,9 12,6
Объем вывезенной валюты юридическими лицами 2,7 12,8

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 56. Для визуального анализа структуры данные таблицы 56 представим в виде диаграммы (рис. 27).

Рис. 27. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

За 2006 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2005 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год — 49 %) назначено административное наказание.

Соответствующие показатели по РТУ за 2006 год приведены в таблице 57.

Таблица 57. Показатели эффективности валютного контроля по РТУ

№ п/п Показатель ЦТУ ЮТУ УТУ СТУ СЗТУ ПТУ ДВТУ ЦЭТ
Количество проверок, тыс. ед. 12,3 8,1 3,4 3,1 3,7 4,4 2,0 0,57
Выявлено случаев нарушений, тыс. ед. 1,7 1,1 4,2 2,8 6,0 3,41 1,8 0,014
Сумма предметов нарушений, млн. долл. США 89,0 64,0 140,0 65,5 79,0 132,5 51,2 97,4
Возбуждено дел об АП
Доля дел об АБ в общем количестве проверок, % 7,7 4,7 21,7 15,0 26,0 10,1 11,2 2,5

Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).

Контрольные задания

По данным таблицы 57 оценить тесноту связи между различными показателями эффективности валютного контроля по РТУ с помощью методов, рассмотренных в теме 7 – Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики:

d) коэффициент корреляции знаков Фехнера;

e) линейный коэффициент корреляции (с проверкой на адекватность);

f) подбор уравнения регрессии.

Вариант для выполнения контрольного задания выбирается на основе данных таблицы 57 с использованием таблицы 58.

Таблица 58. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания

Вариант
Метод a a a b b b b c c c
Номер показателя – факторный признак (x)
Номер показателя – результативный признак (y)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8628 — | 8187 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/1_89507_tema—statistika-valyutnogo-kontrolya.html

Эффективность валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here