Федеральный орган исполнительной власти валютного контроля

Федеральный орган исполнительной власти валютного контроля

Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1, 4 — 5 и 6 — 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

2.1) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 60-ФЗ)

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 55-ФЗ)

ФТС России и ФНС России поделят функции валютного контроля

Федеральный закон №285-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) устанавливает:

правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;

полномочия органов валютного регулирования;

права и обязанности валютных резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и ценными бумагами на территории РФ и за ее пределами;

права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Одним из органов валютного контроля являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пока Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 эта структура не была упразднена. Функции Росфиннадзора как органа валютного контроля распределены между ФТС РФ и ФНС РФ. То есть эти органы, которые ранее являлись агентами валютного контроля, получили статус органов валютного контроля.

Такие изменения привели к корректировке текста Закона № 173-ФЗ. Поправки коснулись трех статей. Большинство из них носят технический характер, поскольку упразднение Росфиннадзора не означает, что государство отказалось от исполнения функций и контроля, которыми занималась эта служба.

Одновременно Банку России предоставлено право контролировать проведение валютных операций не только кредитными организациями, но и некредитными финансовыми организациями.

Для удобства сравнения старых и новых норм мы привели их в таблице.

Таблица. Изменения законодательства по передаче функций валютного контроля

Часть 6 статьи 20

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке

Часть 3 статьи 22

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Часть 4 статьи 22

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляет Центральный банк РФ

Часть 5 статьи 22

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ

Часть 3 статьи 23

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, — Правительством РФ;

2) для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг — Центральным банком РФ

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих

документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Правительством РФ;

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком РФ

Читайте так же:  Налоговый вычет на обучающегося ребенка

Абзац 6 части 5 статьи 23

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах

Часть 8.2 статьи 23

Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 статьи 23, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий

Представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 статьи 23, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий

Часть 13 статьи 23

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документ о государственной регистрации юридического лица — резидента;

4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;

5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;

7) паспорт сделки;

8) таможенные декларации

В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся

в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов,

предусмотренный частью 4 статьи 23

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля

СТ 23.60 КоАП РФ

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1, 4 — 5 и 6 — 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ;

2.1) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

Комментарий к Ст. 23.60 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти является Росфиннадзор.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля.

Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

Росфиннадзор осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Подробнее о Росфиннадзоре см. комментарий к ст. 23.7 КоАП РФ.

Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (см. Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: руководитель Росфиннадзора, его заместители; руководители территориальных органов Росфиннадзора, их заместители.

Федеральный орган исполнительной власти валютного контроля

Государственный контроль валютных операций — важнейшее направление контроля внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Проведение контроля предусматривает активное участие уполномоченных российских банков, на которые возложены функции агентов валютного контроля. Об особенностях валютного контроля поговорим в данной статье.

Как известно, успешная реализация валютной политики в Российской Федерации напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля. Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в проверке, наблюдении и отслеживании того или иного явления. Специфика любого контроля как элемента управления заключается в том, чтобы контролировать только то, что уже объективно имеется, реально существует.
В общепринятом смысле под валютным контролем понимается ограничение обращения иностранной валюты в целях устранения дефицита платежного баланса и предотвращения потоков денежных средств, дестабилизирующих курс национальной валюты.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ).
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом N 173-ФЗ и иными федеральными законами (статья 22 Закона N 173-ФЗ).

Органами валютного контроля являются (пункт 2 статьи 22 Закона N 173-ФЗ):
— Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ, Банк России). Статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон N 86-ФЗ) и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом N 86-ФЗ, ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 1 Закона N 86-ФЗ).
Одной из функций, возложенных на Банк России, является организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 4 Закона N 86-ФЗ).
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (статья 51 Закона N 86-ФЗ).

Читайте так же:  Подтверждающие документы для налогового вычета на лечение

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Комментарий к КоАП

Какие лица относятся к органам и агентам

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК;
  • агентами ВК.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк;
  • федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.

Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:

  • банки, наделенные такими полномочиями;
  • профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.

Кроме того, как следует из текста закона № 173, к агентам ВК относится госкорпорация «Внешэкономбанк».

Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.

К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:

  • Налоговой службе;
  • Таможенной службе.

Центробанк

Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173. В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.

П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.

Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты. К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:

  • устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
  • определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
  • утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
  • устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;

осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования.

Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

2.1) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2014 №77 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.5.5 указанного Положения, Росфиннадзор осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы являются агентами валютного контроля.

В соответствии с п.7 ст.403 Таможенного кодекса РФ контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. является функцией таможенных органов.

Исходя из изложенного, должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП

России при обнаружении достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, совершенные на территории РФ при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Валютное право

Агенты валютного контроля

В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • образованы согласно нормам и законам России;
  • получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
  • вправе проводить операции с иностранной валютой.

В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:

  • по управлению реестром собственников ценных бумаг;
  • депозитарной;
  • по управлению ценными бумагами;
  • дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
  • брокерской.
Читайте так же:  Сколько длится налоговая проверка 3 ндфл

Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.

Права и обязанности субъектов

Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:

  • производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
  • выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
  • делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.

При этом органам ВК дополнительно предоставляются следующие полномочия:

  • при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
  • привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.

С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц — понятие.

Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:

  • по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
  • по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.

Система субъектов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля

Закон № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля в Российской Федерации. Полномочие определять органы валютного контроля в Российской Федерации имеет только Правительство РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляют:

  1. Правительство РФ;
  2. органы валютного контроля;
  3. агенты валютного контроля.

В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти — органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком РФ (ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ). Правительство РФ устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.

Органами валютного контроля являются: Центральный банк РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ).

В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Центральный банк РФ выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 74 Закона о Банке России, Инструкция «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (утв. приказом Банка России от 31.03.1997 № 59)).

При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Центральный банк РФ вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России).

В настоящее время органом валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора). В числе ее функций — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ (подп. 5 п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Росфиннадзор призван отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций.

Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ). Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов Федерации.

Территориальные органы Росфиннадзора наделены правом:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
  • проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Территориальные органы Росфиннадзора не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов РФ.

Агентами валютного контроля являются:

  1. уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
  2. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  3. не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. таможенные органы;
  5. налоговые органы.

A. Уполномоченные банки наделяются государством отдельными полномочиями по осуществлению специфической разновидности государственного контроля — валютного, несмотря на то что не являются органами власти. Полномочия данной категории агентов валютного контроля сводятся к проверке законности проведения валютных операций. В случае выявления правонарушений в данной сфере такие организации отказывают в проведении валютной операции, приостанавливают операции по внешнеторговому контракту.

Б. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся: брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы).

B. Правовой статус Внешэкономбанка как агента валютного контроля отличается особенностями, которые отражены в Федеральном законе от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития». Высшим органом управления Внешэкономбанка является Наблюдательный совет, который возглавляет Председатель Правительства РФ. По сути, Внешэкономбанк подотчетен в своей деятельности Правительству РФ, однако в качестве агента валютного контроля осуществляет права и исполняет обязанности, установленные для уполномоченных банков. Следовательно, Внешэкономбанк при осуществлении полномочий агента валютного контроля обязан руководствоваться нормативными актами Банка России, регулирующими взаимоотношения уполномоченных банков с резидентами.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за земельный участок

Г. Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 19.10.2015), таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 12 указанного Закона, в соответствии с которым эти органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу те, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов те, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Д. Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ только в пределах компетенции налоговых органов (п. 1). Кроме того, полномочия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов ограничены только контролем за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (подп. 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).

Таким образом, основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Закона № 173-ФЗ); запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 Закона № 173- ФЗ; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

Статья 23 Закона № 173-ФЗ содержит общий перечень прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Они также вправе:

  1. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона № 173- ФЗ). Однако они вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  1. в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  2. в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

В силу ст. 22 Закона № 173-ФЗ, п. 1, 5 Положения о Федеральной налоговой службе функции, связанные с осуществлением валютного контроля, выполняет также ФНС России. Поэтому сотрудники налоговых органов также вправе составлять административные протоколы о нарушении валютного законодательства.

Статья 23.60 КОАП РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1, 4 — 5 и 6 — 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

2.1) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

Комментарии к ст. 23.60 КОАП РФ

1. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.) валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Комментируемая статья устанавливает полномочия в области рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, должностных лиц (см. подп. 2 п. 2 ст. 23 указанного Федерального закона).

2. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Минфина России. Положение о данной Службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 (с изм. и доп.). На данную Службу возложено осуществление контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также ведение в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях.

3. Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Министром финансов РФ.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы, которые действуют на закрепленной за ними территории и обеспечивают осуществление валютного контроля.

Читайте так же:  Закон о валютном контроле

Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя указанной Федеральной службы. Должностные лица территориальных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административные расследования, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, от имени органов валютного контроля вправе руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители; руководители структурных подразделений данной Службы, их заместители, руководители территориальных органов Службы. Другие должностные лица таким правом не пользуются.

6. Должностным лицам данной Службы в пределах их полномочий предоставлено право производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты

Федеральная налоговая служба

Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.

Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:

  1. За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
  2. Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
  3. Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.

Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.

Органы валютного регулирования в РФ

Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:

Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:

  1. Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
  2. Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.

Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.

Федеральная таможенная служба

Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС.

В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:

  1. Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
  2. Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
  3. Контроль при вывозе товаров из РФ.
  4. Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.

Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).

Понятие валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.

С этой целью надзор производится:

  • за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
  • перемещениями денежных единиц через границу РФ;
  • исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.

Что представляет собой ВК, органы валютного контроля в РФ, их компетенция при реализации возложенных на них функций, а также многие другие моменты изложены в гл. 4 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173). Наш обзор данного вопроса можно изучить здесь: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Какие операции являются валютными

В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:

  1. Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
  2. Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
  3. Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
  4. Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
  5. Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
  6. Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».

Источники

Федеральный орган исполнительной власти валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here