Финансовая составляющая внутреннего контроля

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия закона № 402-ФЗ. Однако закон был принят еще в конце 2011 года, а таких рекомендаций на данный момент еще нет. Однако отсутствие рекомендаций Минфина России не освобождает компании от необходимости организовать внутренний контроль.

Итак, можно говорить, что новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Напомним, какие компании подлежат обязательному аудиту: (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.

Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

Читайте так же:  На стандартный налоговый вычет заявление как писать

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.


Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

Составляющие системы (внутреннего контроля организации

В соответствии со стандартами аудиторской деятельности под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упо­рядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри дан­ного экономического субъекта его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты до­кументации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспече­ния сохранности имущества организации.

Цель системы внутреннего контроля — своевременно пре­дотвратить нерациональные или неправильные действия, а так­же ошибки при обработке информации.

Система внутреннего контроля состоит из пяти связанных компонентов:

— информация и сети;

— существующие контрольные процедуры.

Система внутреннего контроля обеспечивает только разумную (не абсолютную) уверенность в достижении целей, учитывая следующие ограничения, свойственные системе внутреннего контроля:

— человеческий фактор, который может включать в себя си­стемные ошибки или ошибки при использовании автома­тизированных средств контроля;

— преднамеренный сговор лиц, осуществляющих контроль;

— неприятие средств контроля руководством;

— влияния фактора затраты-выгоды.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внут­реннего контроля.

Состояние контрольной среды зависит от позиции руководства и собственников организации по созданию и функционированию системы внутреннего контроля.

Контрольная среде включает в себя такие факторы, как:

— честность и этические качества людей, которые создают, руководят и контролируют систему внутреннего контроля:

— компетентность руководства, которая выражается в знаниях и умениях, необходимых для выполнения опреде­ленный работы;

— участие совета директоров или комитета по внутреннему аудиту, включая оценку их знаний, опыта, ранг и независимость от руководства, а также степень вовлеченности в процесс;

— философия и стиль управления руководства в отношении подхода к рисковым ситуациям, его действия в отноше­нии представления финансовой отчетности и обработки информации, а также желание достигать финансовых и операционных целей;

— организационная структура, в рамках которой экономи­ческий субъект планирует, осуществляет, контролирует и проверяет свою деятельность, включая установление ключевых сфер полномочий и ответственности, а также подотчетности;

Читайте так же:  За какой период налог на недвижимость

назначение полномочий, ответственности и учета;

— политика по подбору и работе с персоналом, ориентиро­вание, учеба, оценка, продвижение по службе, компенса­ции и социальные мероприятия.

Для достижения своих целей организации должны идентифицировать и анализировать риски, связанные с их деятельностью:

— оценка риска организацией для целей подготовки финансовой отчетности включает определение, анализ и управление рисками, уместными для подготовки достоверной к финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми стандартами;

-соответствующие бухгалтерские риски включают в себя, например, возникновение внутренних и внешних собы­тий и обстоятельств, которые могут неблагоприятно повлиять на возможность организации инициировать, учи­тывать, обрабатывать и представлять в отчетности фи­нансовую информацию.

Компьютерные сети обеспечивают идентификацию, хране­ние и обмен информацией в современной и подходящей форме.

Информационная система охватывает систему бухгалтерско­го учета, а также другие методы и записи, которые:

идентифицируют и отражают все действительные опера­ции;

— описывают операции в современной манере и с доста­точной детализацией для целей правильной классифи­кации;

— оценивают и учитывают реальную денежную стоимость операций;

— определяют и гарантируют надлежащий учет операций и событий за соответствующий период времени;

— представляют операции и соответствующие раскрытия в финансовой отчетности.

Компьютерные сети обеспечивают понимание каждой роли и обязанностей, имеющих отношение к системе внутреннего конт­роля при подготовке финансовой отчетности.

Мониторинг— это процесс, который оценивает организа­цию системы внутреннего контроля, структуру и.своевременную работу средств контроля, а также принятие решений по осуще­ствлению необходимых исправлений.

Руководство проводит мониторинг средств контроля, чтобы определить, что они работают, как и предполагалось, и достаточ­но ли они модифицированы соответствующим образом для отра­жения изменений в условиях.

Процесс мониторинга включает:

— средства текущего мониторинга, встроенные в нормаль­ные повторяющиеся операции, включая регулярное вовлечение руководства и контролеров;

— работу комитета по внутреннему аудиту, которая предпо­лагает как оценку системы внутреннего контроля, так и рекомендации по ее улучшению;

— оценку средств коммуникации внешними сторонами (по­купателями, регулирующими органами и независимыми внешними аудиторами).

Контрольные мероприятия— это политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что распоряжения руководства выполняются, и необходимые шаги для предотвращения риско­вых ситуаций сделаны.

Контрольные мероприятия включают:

— своевременные и соответствующие проверки по выпол­нению:

— сравнения фактических данных с бюджетами, прогноза­ми и предыдущими периодами;

— сопоставления финансовой и нефинансовой информации;

— проверки и оценки функций и видов деятельности;

— обработку информации по общим и определенным сред­ствам контроля для гарантии того, что операции право­мерны, соответствующим образом санкционированы, в полной мере и аккуратно отражены.

Физические средства контроля по сохранности активов включают:

— физическое разделение и охрану активов, средств защи­ты, связанные и независимые хранители (то есть банки, депозитные ячейки, сейфы, независимые склады);

— авторизованный доступ к активам и записям (использова­ние электронных кодов доступа, нумерация документов);

— периодическую инвентаризацию и сравнение фактичес­ких активов с суммами, отраженными в бухгалтерском учете (т.е. физический подсчет и проверка активов, свер­ка и проверка пользователем отчетов, подготовленных компьютером);

— распределение обязанностей по санкционированию опе­раций, их учету и поддержание сохранности соответству­ющих активов для целей сокращения возможностей у оп­ределенного служащего, на определенной должности, со­вершать или скрывать ошибки или мошенничать при нор­мальном ходе дел.

Применение и необходимость компонентов системы внутреннего контроля зависят от размера экономического субъекта, от сложности методологии информационной обработки данных, ха­рактеристик руководства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8636 — | 7465 — или читать все.

Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов компании

«Консультант», 2013, N 1

Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

Признаком налогового риска выступает, как нетрудно догадаться, опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений. То есть, главным образом, возможность финансовых потерь. Нельзя исключать и зеркальную ситуацию, когда компания не задолжала, а переплатила государству. То есть налицо те же финансовые потери.

Внешними причинами возникновения негативных последствий для компании могут служить изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика.

Внутренние причины — это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате компании, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля налоговых рисков, включающей в себя оценку последствий хозяйственных операций компании и контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании.

Основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию финансово устойчивой, стабильной основы для деятельности компании без серьезных финансовых и моральных издержек.

В качестве конкретных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:

  • минимизацию всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
  • построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
  • предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
  • своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности.

Для эффективного достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов необходимо разработать конкретные правила и процедуры, регламентирующие работу структурного подразделения и сотрудников компании, а также определить необходимые для такой работы инструменты.

Контроль налоговых расчетов

Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.

Сверка расчетов по уплаченным налогам и сборам с налоговыми органами. Зачет излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов) проводится по соответствующим видам налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам (учетной политике, положениям по налоговому учету). Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно на основе принципа последовательности применения норм и правил бухгалтерского учета. Налоговый период не всегда совпадает с календарным годом, поэтому если необходимая информация содержится в регистрах бухгалтерского учета, то налогоплательщики пользуются этими регистрами. Регистры бухгалтерского учета могут быть дополнены недостающими данными, таким образом формируются аналитические регистры налогового учета. Также могут быть созданы отдельные самостоятельные регистры налогового учета.

Читайте так же:  Учет ндс при лизинге у лизингополучателя проводки

Контроль правомерности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов. Частью такого контроля является проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов в соответствии с условиями п. п. 6, 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализ форм налоговой отчетности за предыдущие периоды. Проверка устранения ошибок в текущем периоде, выявленных в прошлом периоде.

Проверка правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. В том числе проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.

Проверка достоверности учета налогооблагаемых объектов.

Контроль соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

Помимо общей для всех налогов процедуры внутреннего контроля налоговых расчетов, целесообразно разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого компанией. Значительная часть всех налоговых платежей приходится на НДС и налог на прибыль. На них и остановимся.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС:

  • правильность и полнота формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов;
  • своевременность формирования налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету);
  • правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения;
  • правильность применения налоговых ставок;
  • соблюдение основных соотношений ключевых показателей при определении налоговой базы;
  • правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»;
  • сверка сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;
  • подтверждение налоговых вычетов надлежаще оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;
  • расчет показателей, которые необходимы для правильного учета сумм НДС;
  • обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль:

  • правильность определения доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу;
  • проверка правильности выбранного метода расчетов;
  • проверка обоснованности применения налоговых льгот;
  • проверка порядка применения льгот;
  • порядок формирования налоговых вычетов;
  • соблюдение порядка исчисления налога на прибыль, правомерность уплаты квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, правильность определения суммы ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал;
  • определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации;
  • проверка на наличие арифметических ошибок.

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Контроль проявления должной осмотрительности при выборе контрагента

Осуществление проверки правоспособности контрагента:

  • проверки факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ посредством направления запроса в налоговый орган или с помощью электронных ресурсов налоговых органов;
  • получения от контрагента учредительных, регистрационных документов, а также лицензий, проверка учредительных и уставных документов;
  • подтверждения полномочий лиц, действующих от имени контрагента.

Проверка возможности выполнения договора контрагентом:

  • наличия необходимых ресурсов (основных средств, мощностей, оборудования) и соответствующего опыта;
  • наличия квалифицированного управленческого или технического персонала.

Проведение проверки и оценка деловой репутации контрагента.

Проведение проверки платежеспособности контрагента.

Подтверждение факта исполнения контрагентом своих налоговых обязательств (наличие копий налоговых деклараций и бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа об их получении).

Оценка рисков неисполнения договора и предоставление контрагентом обеспечения (гарантий) их исполнения.

Вместе с тем необходимо отметить, что при контроле выбора контрагента следует руководствоваться принципом разумности. Большое количество документов о контрагенте может носить формальный характер.

Контроль налоговых обязательств Оценка налоговых последствий хозяйственных операций компании

Контроль обоснованности получения налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода может быть признана судом необоснованной по следующим основаниям:

  • если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления):
  • если выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления);
  • если главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (п. 9 Постановления);
  • если деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п. 10 Постановления).

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Инструменты внутреннего контроля

Внутренние регламенты, формализующие процедуры внутреннего контроля.

Регламент должной осмотрительности компании.

Должностные инструкции сотрудников и процедуры их взаимодействия с другими отделами (структурными подразделениями) и руководством компании.

Автоматизированные программы учета, иное программное обеспечение.

Правовые базы данных и специальная (профессиональная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законодательства (проводить мониторинг нормативно-правовой базы).

Методологические разъяснения, основанные на анализе позиции налоговых органов и правоприменительной практики.

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, т.е. охватывать все текущие налоговые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами компании, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу. Результаты проведения процедур внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств компании.

Читайте так же:  Платежное поручение тип налогового платежа

В заключение можно отметить, что внутренний контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей компании.

Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки адекватности системы управления, служить основой определенных управленческих решений.

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Читайте так же:  Бюджетные процедуры внутреннего финансового контроля

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

Контроль наличия подтверждения реальности хозяйственных операций

Хозяйственная операция должна быть совершена именно контрагентом (посредством контрагента), и документами должны подтверждаться следующие обстоятельства:

  • реальность договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) — динамика заключения договора;
  • реальность доставки товара (строительства объекта, оказания услуг) от контрагента налогоплательщика (или посредством налогоплательщика) — транспортная логистика.

Еще несколько необходимых процедур

Прогнозирование налоговых обязательств. Целесообразным представляется составление ежемесячного графика налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.

Проверка наличия и правильности оформления первичных документов.

Контроль своевременности и правильности исполнения налоговых обязательств.

Контроль и управление уровнем дебиторской задолженности.

Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов существенным образом зависят от масштаба и организационной структуры компании, сферы ее деятельности, перечня уплачиваемых налогов и других факторов.

Ответственность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов в рамках общего внутреннего налогового контроля может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного выделения, а задачи могут распределяться между несколькими отделами компании. В любом случае участниками внутреннего налогового контроля являются:

  • руководитель организации;
  • руководитель функционального подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет;
  • сотрудники соответствующего подразделения.

Требования к подразделению, а также его организационная структура, его статус в структуре предприятия зависят от особенностей компании, но существуют стратегические вопросы (задачи), которые необходимо решать на любом предприятии.

Создание отдельных организационных (структурных) единиц — концентрация в ней всего комплекса задач, связанных с внутренним контролем налоговых обязательств и налоговых расчетов.

Структура подразделения, в рамках которого осуществляется контроль за налоговыми обязательствами и налоговыми расчетами, может периодически корректироваться и меняться. Необходимо также разработать механизмы и процедуры взаимодействия с другими структурными подразделениями (с другими отделами компании).

Задачи, стоящие перед подразделением внутреннего контроля, необходимо периодически уточнять в соответствии с глобальной стратегией компании, которая меняется с течением времени.

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Источники

Финансовая составляющая внутреннего контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here