Финансовый контроль использования средств организации

Организация финансового контроля (стр. 1 из 7)

Тема: Организация финансового контроля.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов……………………………………………………………………………….5

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля……………….11

3. Государственный финансовый контроль РФ………………………………..15

4. Негосударственный финансовый контроль…………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………. 38

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, его цели, задачи, значение и классификация. Во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена государственному финансовому контролю. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

· правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

· успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс, денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Читайте так же:  Налоговая декларация 3 ндфл в экселе

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.


http://mirznanii.com/a/241826/organizatsiya-finansovogo-kontrolya

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Карелина Е.Ю. Финансовый контроль организации / Е.Ю. Карелина, А.А. Малеваник // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 58-59

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Ю. Карелина , студент

А.А. Малеваник , студент

Дальневосточный федеральный университет

( Россия, г . Владивосток )

Аннотация. В статье поднимае тся вопрос необходимости постоянного финансового контроля организации, в частности внутреннего финансового контроля. Авторы предл а гают ряд контрольных вопросов, ответив на которые руководств о организации сможет определить сильные и слабые стороны компании, на основании чего поставить цели и задачи для эффективной деятельности компании. Также рассмотрены основные коэ ф фициенты ликвидности, позволяющие определить способность компании погашать т е кущие обязательства.

Ключевые слова: финансовый контроль, экономический анализ, ликвидность, доходы, расходы.

Прибыль является самой важной, мо ж но сказать, единственной целью бизнеса. Прибыль измеряет успех компании. Чтобы повысить эффективность коммерческой де я тельности , руководству следует знать, что действительно происходит в финанс о вом о т ношении компании . Необходимо следит ь за каждым финансовым событием, происход я щим в ней.

Данная статья представляет собой с е рию вопросов с комментариями, которые п о могут руководителю или собственнику бизнеса проанализировать прибыль ко м пании , её достаточность и дальнейшее движение прибыл и .

Достаточную ли прибыль получает ваша организация?

Финансовый анализ доходов и расх о дов .

Поскольку прибыль представляет собой доходы за вычетом расходов, для её опр е деления компании следует сначала опр е делить все доходы и расходы за исследу е мый п е риод.

П одходящий ли период для определения прибыли был выбра н ?

Для целей бухгалтерского учета фирмы обычно используют двенадцатимесячный период, например, с 1 января по 31 дека б ря или с 1 июля по 30 июня. Выбранный отчетный год не должен быть календа р ным годом (с января по декабрь). Сезо н ный бизнес, н а пример, может закрыть свой год после окончания сезона. Выбор зав и сит от характера бизнеса, личных пре д почтений руководства и собственников, или возможных налоговых соображений.

Определ ены ли общие доходы фирмы за отчетный период?

Для ответ а на этот вопрос, следует ра с смотреть следующие вопросы :

– Какова сумма валового дохода от продажи ваших товаров или услуг? (Вал о вые прод а жи)

– Каково количество товаров, возвр а щенных к лиентами и зачисленных на счет?

– Какая сумма скидок предоставляется клиентам и сотрудникам? (Скидки)

– Каков объем чистых продаж товаров и услуг?

– Какова сумма доходов от других и с точников, таких как проценты по банко в ским депозитам, дивиденды от ценных бумаг, арендная плата за имущество, пер е данное в аренду другим лицам ? (Внере а лизационные доходы)

– Каков общий доход ?

Знаете ли вы, каковы общие расходы фирмы ?

Расходы – это стоимость проданных т о варов и услуг, используемых в процессе продажи товаров или услуг. Некоторые общи е расходы для всех предприятий:

– коммунальные услуги (электричество, телефонная связь, вода и т. д.);

– техническое обслуживание и ремонт;

– налоги и лицензии;

– профессиональная п омощь (бухга л тер, адвокат и т. д .)

Есть, конечно, и многие другие виды расходов, но дело в том, что каждый счет должен быть записан и вычтен из доходов фирмы , прежде чем руководитель узнает ра з мер прибыл и . Понимание расходов – это первый шаг к их контролю и увелич е нию пр и были.

Читайте так же:  Объяснительная о неуплате налогов

Финансовое отношение – это выраж е ние отношения двух предметов, выбра н ных из отчета о прибылях и убытках или баланса. Данное с оотношение позволит вам оценить слабые и сильные стороны в финансовой и управленческой деятельн о сти.

Каков уровень текущий коэффициент ликвидности фирмы ?

Коэффициент текущей ликвидности (текущие активы, деленные на текущие долги) является одним из самых важных показателей. Данный показатель инфо р мирует руководителя , о достаточно сти д е нежных средств у предприятия для осущ е ствления расчётов с кредиторам и фирмы. Чем выше коэффициент, тем более ли к видны позиции фирмы и, сл е довательно, тем выше доверие к ней . Денежные сре д ства, дебиторская задолженность, рыно ч ные ценные бумаги и инвентарные запасы являются текущими активами. Естестве н но, необходимо реалистично оценивать дебиторскую задолженность и активы для представления объективной картины ли к видности, поскольку некоторые долги м о гут не подлежать взысканию . Текущие обязательства – это обязательства, которые должны быть выплачены в течение одного года.

Каков уровень « быстрых активов» имеется у фирмы?

Быстрые активы – это оборотные акт и вы за вычетом запасов. Быстрое соотн о шение определяется путем деления быс т рых активов на текущие обязательства. Целью, опять же, является проверка сп о собности фирмы выполнять свои текущие обязательства. Эта пр о верка информирует руководство о возможности компании в ы полнить свои текущие обязательства с б ы стро конвертируемыми активами, если д о ходы от продаж внезапно пр е кратятся.

1. Хвостик Т.В. Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету . – М.; Изд-во: И н фра-М , 2009.

2. Швецкая В.М. Практикум по бухгалтерскому учету. – М.; Изд-во: Дашков и К , 2007.

FINANCIAL CONTROL OF THE ORGANIZATION

E.Yu . Karelina , student

A.A. Malevanyk , student

Far Eastern federal university

Abstract. The article raises the issue of the need for constant financial control of the organ i zation, in particular, internal financial control. The authors propose a number of control que s tions, answering to which the management of the organization will be able to determine the strengths and weaknesses of the company, on the basis of which to set goals and objectives for the effective operation of the company. Also considered are the basic liquidity ratios, which a l low to d e termine the ability of the company to repay current liabilities.

Keywords: financial control, economic analysis, liquidity, income, expenses.

http://economyandbusiness.ru/finansovyj-kontrol-organizatsii

Финансовый контроль в организации

Контроль — это функция, которая присуща всякому управлению.

Контроль дает информацию о происходящих процессах, позволяет с точки зрения законности, экономической целесообразности судить о правомерности принятых решений, а еже о качестве самого решения, об эффективности тех организационных мер, которые были приняты для его исполнения. Контроль активно воздействует на происходящие процессы, так как в случаях отклонений выясняются допущенные нарушений и принимаются меры по их устранению. Контроль — это всегда решение двуединой задачи: закрепить положительное и устранить отрицательное.

По целевой направленности выделяют следующие виды контроля: административный, производственный, финансовый, ценовой, экологический и др. финансовый контроль внереализационный доход

Финансовый контроль как самостоятельный вид контроля имеет свое содержание, сферу применения, специфические формы, методы, способы осуществления.

Объектом финансового контроля, являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и фондов денежных средств.

Финансовый контроль сопровождает весь процесс движения денежных фондов и в отличие от других видов контроля он всегда стоимостной.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них, например бартерные сделки. При этом финансовый контроль выступает как контроль рублем и не имеет временных границ, т. е. осуществляется постоянно.

Материальной основой контроля являются факты, систематизированные в определенном порядке.

Финансовый контроль по своей сути является совокупностью действий и операций по проверке правильности соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений с целью изучения положительных и отрицательных сторон, выявления и устранения имеющихся недостатков, наказания виновных, возмещения ущерба, предупреждения аналогичных нарушений в будущем.

Финансовый контроль на предприятии — это контроль на микроуровне, его могут осуществлять как внешние, так и внутренние контролеры. К внешним относятся органы, осуществляющие контрольные функции в соответствии с возложенными на них законодательством правами: финансовые, налоговые, таможенные, кредитные и другие специальные органы. Помимо государственного контроля внешний финансовый контроль на предприятии могут осуществлять аудиторские организации и независимые аудиторы, в случае заключения юридическим лицом (предприятием) соответствующих договоров с независимыми контролерами — аудиторами.

Финансовый контроль на предприятии также осуществляют ведомственные контролеры. Ведомственный контроль является частью государственного контроля. Для его осуществления в составе республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления создаются специальные подразделения: контрольно-ревизионные управления (отделы), контролирующие финансовую и хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Ведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, отделы местных органов управления и самоуправления. Частью ведомственного контроля является внутрихозяйственный контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль — это внутренний контроль на предприятии, который осуществляется специальными службами (бухгалтерией, финансовым отделом, другими экономическими службами и контрольно-ревизионными подразделениями). В современных условиях у самостоятельных субъектов хозяйствования, не имеющих ведомственной принадлежности, внутрихозяйственный контроль осуществляют только структурные подразделения самого юридического лица.

Читайте так же:  Справка о неполучении социального налогового вычета образец

На предприятиях также могут создаваться подразделения внутреннего аудита. Конкретные цели, задачи внутреннего аудита определяет руководство предприятия.

Основные задачи финансового контроля на предприятиях:

  • * соблюдение действующего законодательства в области финансов;
  • * обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составление достоверной отчетности;
  • * обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами.

Существует тесная связь финансового контроля с функциями планирования, учета, анализа.

Видео (кликните для воспроизведения).

На стадии планирования финансовый контроль позволяет определить обоснованность, эффективность предполагаемого проекта, его взаимодействие и непротиворечие действующему законодательству, нормативным актам, тем самым предупреждая возможные ошибки, отрицательные последствия в результате принятия тех или иных управленческих решений. Контрольный элемент в планировании заключается также в необходимости создания условий, при которых контроль становится возможным.

Данные бухгалтерского и статистического учета служат источниками информации, необходимыми для проведения контрольного мероприятия. В то же время с помощью контроля выявляются и устраняются ошибки и недостатки в постановке учета и отчетности, намечается комплекс мер, реализация которых также требует постоянного контроля.

Анализ отчетных данных, других источников информации позволяет правильно выбрать объект и тематику исследования. Применение в ходе проведения контрольного мероприятия приемов экономического анализа, позволяет более глубоко проникнуть в суть явления, выявить факторы, влияющие на обследуемый объект.

Специалисты, осуществляющие финансовый контроль, используют специальные формы, виды, методы.

Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Выделяют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий. Каждая форма финансового контроля применяется на той или иной стадии осуществления хозяйственных операций.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. По своей сути он является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер. На стадии прогнозирования, планирования он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Такой контроль на предприятии, например, осуществляют бухгалтеры при проверке правильности составления платежных документов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов, обоснованности расчетов и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, смет, а точнее, во время оформления и совершения операций. Эта форма контроля тесно связана с бухгалтерским учетом. Текущий финансовый контроль осуществляют работники экономических служб, которые следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией готовой продукции, выполнением обязательств перед бюджетом, использованием средств по целевому назначению и т.п. Текущий контроль осуществляется ежедневно, систематически, путем рассмотрения текущей финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения операций, т. е. после поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, после совершения расходов, после завершения отчетного периода и финансового года в целом. При последующем контроле путем проведения различных контрольных мероприятий устанавливается достоверность отчетов, полнота отражения доходов, законность и целесообразность расходов, их целевое направление. Особенность этого контроля заключается в том, что на основе проведенного последующего контроля принимаются меры по устранению совершенных нарушений, наказываются виновные лица, принимаются меры по возмещению ущерба.

Сочетание предварительного, текущего и последующего контроля позволяет обеспечить их наиболее высокую действенность и эффективность. Поэтому в практике контрольно-ревизионной работы следует широко использовать все формы контроля, не противопоставляя их друг другу.

Существует два способа осуществления финансового контроля: документальный и фактический.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности.

Фактический контроль заключается в установлении реального состояния объекта проверки путем пересчета, взвешивания, обмера и других методов установления фактического состояния объекта.

Фактический и документальный контроль тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, их сочетание при проведении контрольных действий позволяет установить действительное состояние объекта проверки.

Финансовый контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий: проверок, обследований, ревизий, анализа, других контрольных действий. Эффективность контроля во многом зависит от разнообразия применяемых видов финансового контроля.

Проверка является наиболее распространенным видом финансового контроля на предприятии. Она применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности.

По организационному признаку проверки бывают плановые и внеплановые. Внутренние ревизоры-контролеры осуществляют в основном плановые проверки.

Обследование — комплекс контрольных действий, в процессе которых устанавливается состояние контролируемого объекта по отдельным интересующим вопросам. Другими словами — это изучение отдельных сторон деятельности предприятия, близкое к анализу.

Анализ широко используется на предприятии. Его цель — оценка финансово-хозяйственной деятельности, выявление тех или иных отклонений результатов деятельности, определение факторов улучшения имеющегося положения.

Ревизия — это всегда последующий вид контроля, комплексная проверка, начинающаяся с инвентаризации. В ходе ревизии последовательно проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность, а также постановка бухгалтерского учета, достоверность отчетности.

При проведении контрольных мероприятий применяются различные методы (приемы, способы), установленные достоверности и правильности операций. Методы, как правило, определяются самими работниками, осуществляемыми контрольные действия. Наиболее часто используются следующие методы:

  • * формальный (визуальный) метод, который заключается в проверке правильности оформления документов;
  • * арифметический метод — проверка правильности подсчетов, расчетов;
  • * метод фактической проверки (проверяется факт наличия, например, инвентаризация);
  • * метод корреспондентский, т. е. сопоставления отражений одной и той же операции, отраженной в различных документах, в подразделениях подконтрольного объекта и др.
Читайте так же:  Заявление о применении заявительного порядка возмещения ндс

Предприятие выпускает изделия по цене 380 руб. за единицу. Общая величина постоянных расходов в первом квартале составила 720 000 тыс. руб., удельные переменные издержки — 300 руб. Во втором квартале общая величина постоянных расходов снизилась на 10%.

Определите, как изменение постоянных расходов отразилось на величине критического объема продукции.

  • 1. Определим сумму всех расходов в первом квартале
  • 72000+300 =720300 тыс. руб.
  • 2. Определим количество выпущенных единиц в первом квартале
  • 720300 / 380 = 1895 шт.

http://vuzlit.ru/1234110/finansovyy_kontrol_organizatsii

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Читайте так же:  Расчет налога на имущество декларация

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/7_25113_tema—finansoviy-kontrol.html

Финансовый контроль использования средств организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here