Финансовый контроль кредитных организаций

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль

осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита.

Банкиосуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операцийчерез проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользования кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (Федеральный закон от 2 декабря 1990 года, в ред. от 8 июля 1999 года).

Центральный банк РФ (Банк России)

осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиалам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения их Банк России может предъявить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.


За нарушение банковского законодательства Банк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы, обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Итак,банковский контроль — это форма денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью клиентуры, который осуществляется банками в ходе операций по кредитованию и расчетам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9667 — | 7404 — или читать все.

Отправить по почте

Финансовый контроль деятельности организаций, находящихся в ведении Минфина России

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

Измения в План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на 2020 год

Дата публикации: 12.12.2019

Отчет о результатах проведения МКФМ, осуществляемого подведомственными Минфину России ФКУ за 9 месяцев 2019 года

Дата публикации: 06.11.2019

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 28.10.2019

Изменения в План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 28.10.2019

План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 17.12.2018

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 17.12.2018

Годовой отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2017 году

Дата публикации: 04.04.2018

Отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2016 году

Дата публикации: 02.03.2017

Отчет о контрольной деятельности Административного департамента за 12 месяцев 2015 г. и Пояснительная записка к нему

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Читайте так же:  Платежное поручение тип налогового платежа

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Читайте так же:  Как заплатить налог на недвижимость в финляндии

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Видео (кликните для воспроизведения).

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8628 — | 8187 — или читать все.

Вопрос 35. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)

Банковский контроль — контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельность предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций. Главная цель банковского контроля — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банки осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль предшествует выполнению определенных денежно-расчетных операций. Большинство банковских операций подлежат предварительному контролю. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей.

Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных правил их совершения и их оформления.

Последующий контроль состоит в изучении результатов осуществления банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:

· проверка постановки учета и документооборота;

· подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей

· проверка законности и правильности оформления выполненных операций.

Предварительный контроль — необходимая предпосылка создания нормальных условий для заключения договора и определения его содержания.

Текущий контроль призван обеспечить точность соблюдения предусмотренных в договоре обязательств и положений.

Последующий контроль дает возможность оценить точность и полноту выполнения договора, и эффективность этой операции для деятельности банка.

Вопрос 36. Лизинг(ФЗ о финансовой аренде(лизинге))

· лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

Читайте так же:  Функции и виды финансового контроля

· договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

· лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты РФ или нерезиденты РФ), выполняющие в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

3. Лизинговая компания — нерезидент РФ — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории РФ.

Формами лизинга:

v При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.

v При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.

1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

Содержание договора лизинга

2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

К обязательным договорам относится договор купли-продажи. К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

· приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:

· принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;

· выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;

· по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

· выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.

3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью.

Внутренний финансовый контроль в кредитной организации: понятие и значение

«Банковское право», 2007, N 1

Внутренний финансовый контроль играет важнейшую роль в деятельности каждой кредитной организации, поскольку от эффективности его осуществления напрямую зависит финансовая устойчивость, в целом коммерческая деятельность кредитной организации и как следствие — соблюдение прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации.

Проблемами эффективности внутреннего финансового контроля в кредитных организациях занимаются как Центральные банки различных государств, так и международные организации. В частности, рассмотрением вопросов организации и функционирования внутреннего финансового контроля в кредитных организациях занимается Базельский комитет по банковскому надзору, созданный в 1975 г. органами банковского надзора и центральных банков Англии, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки и Канады. В качестве примера международной организации, занимающейся рассмотрением специальных вопросов в сфере организации и функционирования внутреннего финансового контроля в кредитной организации, можно привести так называемую «Вольфсбергскую группу», состоящую из представителей одиннадцати ведущих банков мира (Сосьете-Женераль, Дойче-Банк, АБН АМРО Банк Н.В, Банко Сантандер Централ Испано С.А., Кредит Сьюис Групп, ЮБС А.Дж., АшСБЦ, Барклайс Банк, Чейз Манхэтэн Прайват Банк, Ситибанк Н.А., Джи.Пи. Морган).

Правительство Российской Федерации и Банк России уделяют особое внимание проблемам функционирования и развития внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., определенной в Заявлении Правительства Российской Федерации N 983п-П13 и Банка России N 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. ,закреплено, что в сфере корпоративного управления в кредитных организациях среди других вопросов особое внимание необходимо уделить повышению эффективности систем внутреннего финансового контроля в кредитных организациях.

Вестник Банка России, 2005, N 19.

Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва: Норма, 2004. С. 123.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва.: Норма, 2004. С. 126.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва.: Норма, 2004. С. 142.

Интересен при определении значения понятия внутреннего финансового контроля в кредитных организациях опыт зарубежных организаций, занимающихся проблемами внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. В начале 1990-х гг., основываясь на предложении объединить усилия по достижению договоренности об общих для всех основных понятиях внутреннего финансового контроля, рабочая группа под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) провела анализ существовавшей на тот момент литературы по данной тематике. Результат этой работы был представлен общественности в 1992 г. под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control — Integrated Framework) .

Читайте так же:  Налоговый имущественный вычет по ндфл работника

Вестник Банка России, 2001, N N 44 — 45.
http://www.bis.org/publ/bcbs40.pdf

Анализируя положения «Интегрированной концепции внутреннего контроля», а также Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в коммерческом банке: основа организации», можно прийти к выводу, что в двух документах, первый из которых можно считать фундаментальным исследованием в данной области, а второй — основополагающим документом с правовой точки зрения, выделяется три основных направления (концепта) внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым концептом является обеспечение соблюдения кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Вторым — обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. Третьим — обеспечение эффективности и результативности коммерческой деятельности кредитной организации.

Рассмотрим правомерность и целесообразность такого деления с юридической точки зрения. В сущности, в данных документах говорится о двух направлениях внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым направлением является контроль за соблюдением кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Данное направление включает два элемента внутреннего контроля, указанные в документах, а именно: 1) обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов кредитной организацией и 2) обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. По нашему мнению, второй элемент примыкает к первому, поскольку, составляя и представляя отчетность о своей деятельности, кредитная организация выполняет обязанности, возложенные на нее в соответствии с законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, то есть в целом она осуществляет соблюдение нормативно-правовых актов. Вторым направлением является контроль за эффективностью проводимых операций и сделок.

В Российской Федерации нормативно-правовым актом, определяющим понятие внутреннего финансового контроля в кредитной организации, является Положение Центрального банка Российской Федерации от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с изменениями от 30 ноября 2004 г.) .

Вестник Банка России, 2004, N 7.

В связи с проведенным анализом понятия «внутренний финансовый контроль в кредитной организации» представляется целесообразным внести некоторые изменения в основы концептуальных положений данного нормативно-правового документа Банка России, изложив определение внутреннего финансового контроля в следующей редакции:

«Внутренний финансовый контроль — контроль, осуществляемый кредитной организацией в целях соблюдения:

  • финансового законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг);
  • учредительных и внутренних документов кредитной организации.

В частности, внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение:

  1. достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);
  2. выявления, измерения и определения приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

постоянного наблюдения за банковскими рисками;

принятия мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;

  1. исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России;
  2. эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов.

Внутренний финансовый контроль в кредитной организации необходим для поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации».

Предлагаемые изменения приблизили бы нормы российского банковского права к международному опыту правового регулирования банковской деятельности и в целом служили бы совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений в сфере деятельности кредитных организаций в Российской Федерации.

Вопрос 17. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)

1.Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы.

Банковский контрольосуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита .

2.Банки осуществляют предварительный и текущий контроль входе проведения денежных операций черезпроверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлениикредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности.Выдавая ссуду,банк проверяет ее обеспечение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользования кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов.Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика . 3. Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (Федеральный закон от 2 декабря 1990 года, в ред. от 8 июля 1999 года).

Центральный банк РФосуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Читайте так же:  Как заполнить заявление на возврат налога

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операцийбанков.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Центральный банк вправедавать кредитным организациям и их филиалам обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъявить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательстваБанк Россииимеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Банковский финансовый контроль

Роль финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые организациями надзора, сторонними компаниями и аттестованными лицами с целью определения рациональности и законности применения, формирования и распределения финансовых средств экономических агентов.

Экономика и финансы оказывают прямое воздействие друг на друга. Стабильность финансовой системы показывает эффективность работы экономической, и наоборот. В случае возникновения финансовых кризисов, спадов и нестабильности можно понять, что экономика так же находится в упадке. Контроль финансов необходим для отслеживания тенденций в финансовой стабильности, а также выявления нарушений, злоупотреблений в финансовой сфере. Он позволяет выявить проблемы и ликвидировать их, наладив функционирование финансовой системы.

Финансовый контроль направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечение гарантий и соблюдения прав субъектов, обладающих имуществом и вступающих в финансовые отношения.
  2. Создание единых условий финансовой дисциплины.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В рамках контроля финансов определяется полнота поступления обязательных платежей от субъектов хозяйствования в государственную казну, контролируется исполнение статей бюджета, целевое использование денежных средств внебюджетных фондов. С его помощью рационализируется применение собственных материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятий, отслеживается правильность и своевременность формирования бухгалтерской и управленческой документации. Кроме того, финансовый контроль определяет границы полномочий надзорных органов, отслеживает случаи злоупотребления властью, ее использования в корыстных целях. Государство контролирует те сферы деятельности, где оно имеет право влиять на ценообразование. В результате контрольных мероприятий определяется мера ответственности в случае выявления правонарушений.

Особенности банковских финансов

Банк представляет собой кредитно-денежную организацию, предоставляющую финансовые услуги путем привлечения средств сторонних лиц, на условиях возвратности, платности и срочности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Он выступает в качестве посредника между кредиторами и заемщиками, способствуя перемещению денежных средств, их распределению между субъектами хозяйствования. Помимо кредитно-денежных организаций в распределении участвуют другие финансовые предприятия – инвестиционные, страховые и пенсионные фонды. Отличительными особенностями банков можно назвать:

  1. Двойной обмен обязательствами. Субъекты банковской системы размещают собственные средства для получения денежной массы, которую они могут разместить в других финансовых инструментах.
  2. Обязательства перед клиентами. Банки несут ответственность за взятые на себя перед физическими и юридическими лицами обязательства.

Кредитно-денежные организации не имеют право осуществлять коммерческую деятельность. Они управляют финансами с целью получения прибыли. Банки имеют право привлекать свободные средства субъектов хозяйствования в виде вкладов, размещать их на собственных счетах, открывать и вести счета сторонних организаций. Они могут осуществлять расчеты по поручению клиентов, проводить инкассацию средств, сделки с валютой, привлекать вклады в драгметаллах, выдавать банковские гарантии. Кредитно-денежные организации выступают в роли профессиональных участников фондового рынка, беря на себя роль посредника между клиентом и фондовой биржей.

Банк имеет собственные финансовые средства, состоящие из уставного капитала, а также стоимости основных и оборотных фондов. Специфика его деятельности подразумевает привлечение заемных финансовых средств клиентов, которые он использует для извлечения прибыли.

Банковский финансовый контроль

Методы финансового контроля, применяемые для проверки государственных органов и частных организаций, распространяются и на работу кредитно-денежных организаций. Контроль финансов в банках состоит из мероприятий по проверке всей совокупности финансовых операций, связанных с их коммерческой деятельностью.

Внутрибанковский контроль представляет собой постоянный финансовый мониторинг, охватывающий все уровни управления деятельностью банка. Руководство несет ответственность за организацию безопасности, надежности кредитно-денежной организации, формирования корпоративной культуры, обеспечивающей защиту интересов самого банка и его клиентов. Подразделения кредитно-денежной организации, отвечающие за реализацию мероприятий в области контроля финансов:

  1. Служба внутреннего аудита.
  2. Подразделение по борьбе с финансовым терроризмом, мошенничеством, легализацией доходов.
  3. Контролер, отвечающий за функционирование на рынке ценных бумаг.
  4. Юридический отдел.
  5. Бухгалтерия, ведущая учет всех финансовых операций.

Банковский контроль финансов необходим для принятия рисков в рамках выбранной стратегии и тактики. Контроль позволяет своевременно выявлять их, вырабатывать методы управления рисками. При принятии управленческих решений необходимо учитывать данные контроля для нивелирования рисков. Кроме того, контроль позволяет подготовить банк к возможным форс-мажорам.

Как правило, служба осуществления контроля в банке является независимым подразделением или отделом. Она напрямую подчиняется главному руководящему звену. При этом руководство не может влиять на число проверок и их глубину. Сотрудники этой службы имеют право требовать документы согласно целям контрольных мероприятий. Такая структура позволяет разрабатывать четкое разграничение полномочий, осуществлять управление рисками, устанавливать обратную связь с сотрудниками, проводить ревизии в подразделениях в других территориальных образованиях.

Контроль финансов в кредитно-денежных организациях имеет свои специфические черты, позволяющие реализовывать проверочные мероприятия с различными целями. Прежде всего, с целью снижения рисков финансовых операций, предотвращения мошенничества и иных неправомерных действий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Финансовый контроль кредитных организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here