Финансовый контроль на муниципальном уровне

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 268.1

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 268.1 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

направляются объектам контроля представления, предписания;

направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Кто и зачем проводит внутренний государственный финансовый контроль

С какой целью проводится

Внутренний государственный и муниципальный финконтроль направлен на соблюдение действующего законодательства в бюджетной сфере и предупреждение правонарушений в планировании и исполнении бюджетов. Этот вид госнадзора выполняется специально созданными отделами в структурах исполнительной власти всех уровней.

Например, финотдел при администрации муниципального образования Красногвардейского района или служба государственного финансового контроля Иркутской области. Иными словами, внутренний контроль осуществляют органы и(или) должностные лица, созданные внутри структуры государства, субъекта или муниципального образования.

Государственный финконтроль довольно часто связан с негосударственным надзором, это обусловлено необходимостью получения независимой сторонней оценки деятельности экономического субъекта. Негосударственный финансовый контроль включает в себя три вида надзора: общественный, аудиторский и внутрифирменный.

Государственный муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях:

  • выявления и пресечения ошибок и недостатков в управлении денежными средствами и материальными активами государства;
  • максимального предупреждения несоблюдения финансового, налогового, бюджетного и прочего законодательства России;
  • определения недостатков в действующей системе управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью государства;
  • оптимизации методологической базы и повышения эффективности контрольно-ревизионных мероприятий;
  • устранения и предотвращения угроз финансово-экономической безопасности государства.

Также к целям внутреннего госконтроля относят проверку и анализ бюджетной отчетности администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств в части полноты, достоверности и правомерности составления.

Особенности внешнего госконтроля

Внешний госфинконтроль осуществляют представители Счетной палаты РФ и сотрудники региональных и муниципальных контрольно-счетных управлений и органов. Нормативно правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6 (с изм. и доп.), Федеральном законе от 05.04.2013 № 41.

Для проведения разработаны стандарты внешнего муниципального финансового контроля, они утверждены Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

К полномочиям органов внешнего финконтроля, в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, относят:

  • организацию и проведение надзора за исполнением бюджетного законодательства и иных НПА в ходе исполнения бюджетов всех уровней;
  • проверку достоверности, полноты и правильности составления бюджетной отчетности главными администраторами доходов и расходов бюджетных средств;
  • иную контрольно-счетную деятельность, закрепленную в российском законодательстве.
Читайте так же:  Налоговая инспекция заявление на возврат налога

Внутренний контроль

Внутренний муниципальный финансовый надзор осуществляется управлениями Федерального казначейства РФ и органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов (финансовые отделы, территориальные налоговые инспекции, контрольно-ревизионные группы и отделы при администрациях муниципальных образований и т. д.).

Правовое регулирование вопроса закреплено в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах президента, прочих нормативно-правовых актах. Например, постановления субъекта или МО, устав поселения, финансовый муниципальный контроль, его порядок и правила организации закрепляют в нормативных актах организации.

Ранее мы рассказывали об особенностях организации внутреннего государственного финконтроля.

Содержание и виды госконтроля

Государственный или муниципальный финансовый контроль осуществляют специально созданные контрольные органы представительской и исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного). Например, Счетная палата РФ, ФНС, Минфин РФ.

Основная цель данного понятия — это обеспечение эффективной и экономически обоснованной финансово-экономической деятельности государства (мунобразования) на этапах формирования, распределения и исполнения бюджетных и средств внебюджетных организаций и фондов.

Классификация госконтроля по видам подразумевает разделение на предварительный и последующий финконтроль. При предварительном контрольные мероприятия направлены на предупреждение и максимальное пресечение нарушений в сфере бюджетных правоотношений. При последующих ревизионных мероприятиях проверяется законность и правомерность операций по исполнению бюджетов БС РФ и по их учету и отражению в отчетности.

Также государственный (муниципальный) финконтроль подразделяют на внутренний и внешний. Рассмотрим характерные особенности данных понятий более подробно.

Контроль в сфере закупок

Вправе осуществлять муниципальный финансовый контроль в сфере закупок органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.

Объектами проверок являются:

  • правомерность и правильность выбранного способа закупки;
  • соблюдение правил определения начальной цены контракта;
  • выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
  • выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
  • соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
  • исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
  • прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.

Финансовый контроль в сфере закупок является приоритетным направлением государственного надзора. За нарушение действующего законодательства (44-ФЗ) органы госфинконтроля привлекут ответственных к административной, уголовной и бюджетной ответственности.

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Структура внутреннего финконтроля

Рассмотрим действующую структуру внутреннего госконтроля в виде таблицы:

Контрольно-ревизионные управления, министерства и ведомства федерального уровня исполнительной власти

Федеральное казначейство РФ

Федеральная налоговая служба РФ

Министерство финансов РФ

Территориальные отделы, структуры и ведомства, созданные исполнительными органами власти субъекта РФ

Служба государственного финансового контроля Ивановской области

Местные представительства и отделения контролирующих органов, созданных при администрациях муниципальных образований и городов федерального значения

Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

Деятельность органов каждого уровня регламентирована отдельными нормативными актами. На федеральном уровне: Конституция, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы и Указы Президента РФ. На региональном и местном уровнях создаются аналогичные НПА.

Внешний финансовый контроль

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами.

Внешний контроль (например, за деятельностью какого-либо органа исполнительной власти и др.) осуществляют специально созданные для этого (или специализированные) государственные контрольные органы, функционально и организационно независимые от него (например, Счетная палата РФ). Иными словами, внешний контроль – это контроль со стороны внешней по отношению к данному органу власти (государственной организации) или не входящей в его структуру государственной организации. Внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.[6]

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство.[7]

К основным задачам государственного финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое поведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль реализации механизма межбюджетных отношений и др. Непосредственным предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступление налогов и других платежей в бюджет; отчисления во внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии и др.

Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость в организации

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными органами местного самоуправления и финансовыми органами местного самоуправления.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.[8]

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Аудиторы занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель – укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются в основном централизованные финансы, аудита – преимущественно децентрализованные финансы.

Финансовый контроль компетентных государственных органов направлен «на интересы государственной казны», функции муниципального контроля аналогичны, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. Для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них – кредитные, страховые организации, организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, и др., т.е. субъекты, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц. [9]

Внутренний финансовый контроль в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Внутренний контроль состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля. Его цель: изучение и предоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятых решений.[10]

Внутренний контроль:

1) обеспечивает надежной информацией руководство о финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

2) обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращая хищение, злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;

3) исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину и оптимизирует налоговые платежи;

4) обеспечивает выполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов, приказов, распоряжений, инструкций, положений;

5) обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.

Внутренний контроль предполагает выполнение контрольных процедур, способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причин расхождения, а также настраивает сотрудников министерства на добросовестное выполнение своих обязанностей.

Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

Оценку внутрихозяйственному риску контролер-ревизор дает на стадии планирования, учитывая систему внутреннего контроля, используя свое профессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать такие факторы, как:

1) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;

2) специфика деятельности субъекта;

3) опыт и квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;

4) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;

Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработав мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности.

Критерием эффективности системы внутреннего финансового контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля:

1. Принцип ответственности.

2. Принцип сбалансированности.

3.Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

5. Принцип ущемления интересов.

6. Принцип интеграции.

7. Принцип заинтересованности администрации.

8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.

9. Принцип соответствия.

10. Принцип постоянства.

11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля.

12. Принцип непрерывности развития и совершенствования.

13. Принцип приоритетности.

14. Принцип комплексности.

15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.

16. Принцип оптимальной централизации.

17. Принцип единичной ответственности.

18. Принцип функциональных потенциальных имитаций.

19. Принцип регламента.

20. Принцип разделения обязанностей.,

21. Принцип разрешения и одобрения.

22. Принцип взаимодействия и координации.

Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля.[11]

Внутренний финансовый контроль осуществляется во всех подразделениях МЧС РФ.

Заключительная часть.

Видео (кликните для воспроизведения).

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание

Вопросы на самостоятельную работу:

1. Контроль, осуществляемый представи­тельными органами государственной власти.

2. Контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти.

3. Ведомственный фи­нансовый контроль.

4. Аудиторский кон­троль.

5. Общественный финансовый контроль.

Вопросы для подготовки к семинару:

1.Финансовый контроль: понятие, значение, виды.

2.Органы финансового контроля.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 7107 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Организация государственного (муниципального) финансового контроля в регионах: проблемы и решения

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства

В данной статье рассмотрены проблемы, выявленные при проведении Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Государственный и муниципальный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и охватывает все уровни бюджетной системы.

Читайте так же:  Налог на недвижимость в испании для россиян

Бюджетным кодексом определены бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля, в том числе внутреннего (правительственного) контроля. В число данных полномочий входит:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе об исполнении государственных (муниципальных) заданий;

анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Следует отметить, что нормативное правовое регулирование контрольной деятельности осуществляется исполнительной властью субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом.

За Федеральным казначейством, являющимся органом внутреннего государственного финансового контроля федерального уровня, Бюджетным кодексом закреплено уникальное полномочие по проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля (далее — Анализ). Исполняя это полномочие, Федеральное казначейство способствует совершенствованию организации деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, а также является связующим звеном между данными контрольными органами и Министерством финансов РФ, осуществляющим методическое обеспечение их деятельности.

Проблемы организации муниципального контроля

Анализ, проведенный Федеральным казначейством в 2017 году, обнаружил ряд недостатков и проблем в организации деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля. В частности, он показал, что исполнение полномочий по внутреннему государственному и муниципальному финансовому контролю не в полной мере соответствует бюджетному законодательству РФ. Органы финансового контроля допускали нарушения на всех этапах осуществления своей деятельности.

Посредством государственного (муниципального) финансового контроля обеспечивается надежная обратная связь, которая выявляет результаты воздействия управляющего субъекта на объект управления и допущенные отклонения от управленческих решений. Это позволяет определить пути достижения целей и исправления допущенных просчетов или нарушений в работе объекта управления.

Казначейство России выявило значительное число случаев, когда органы внутреннего муниципального финансового контроля органами местного самоуправления не создавались и соответствующие полномочия не осуществлялись. Тогда как муниципальный финансовый контроль является обязательным элементом единой системы финансового контроля в Российской Федерации и инструментом, обеспечивающим повышение эффективности расходования бюджетных средств на местном уровне.

Проводимая Федеральным казначейством в 2016 и 2017 годах работа по осуществлению анализа способствовала активизации процесса организации исполнения бюджетных полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю посредством создания соответствующих органов контроля в муниципальных образованиях либо передачи указанных полномочий на уровень муниципальных районов.

Если в 2016 году, по данным аналитических отчетов территориальных органов Федерального казначейства, было создано 3325 органов муниципального финансового контроля, то в начале 2017 года их было 5150, а в начале 2018 года — 6406 (рисунок 1).

Статья 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году, определяет, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, поскольку такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. В этой связи создание эффективной системы государственного и муниципального финансового контроля является одной из приоритетных задач государственного управления, а ее развитие является одним из ключевых элементов, необходимых для повышения эффективности бюджетных расходов.

В ходе мониторинга процесса создания органов государственного (муниципального) финансового контроля, проведенного Федеральным казначейством в ноябре 2017 года, установлено, что в 6731 из 22 139 муниципальных образований РФ осуществление внутреннего муниципального финансового контроля не организовано. Кроме того, в тех городских и сельских поселениях, в которых органы муниципального финансового контроля все-таки созданы, контроль, как правило, проводится на очень низком уровне либо фактически отсутствует. Одна из основных причин сложившейся ситуации — отсутствие в большинстве муниципальных образований достаточных кадровых и финансовых ресурсов для организации и проведения такой работы на надлежащем уровне.

Полномочие — на уровень района

Практика показала, что эффективным способом решения данной проблемы для местных органов власти может стать передача городскими и сельскими поселениями бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля муниципальным районам, в состав которых они входят.

Передача исполнения бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в настоящее время предусмотрена частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Централизация исполнения полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля должна положительно сказаться на экономии как трудовых, так и финансовых ресурсов муниципальных образований городских и сельских поселений, а также на повышении эффективности осуществления такого контроля.

В ходе казначейского мониторинга установлено, что к началу 2018 года 9013 муниципальных образований уже передали полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на уровень муниципальных районов (рисунок 2).

Поскольку проблема отсутствия органов финансового контроля на местном уровне является системной, то Федеральное казначейство в настоящее время прорабатывает вопрос об организации регулярного информирования органов прокуратуры о выявленных случаях несоблюдения требований законодательства РФ по созданию органов муниципального финансового контроля либо неисполнения органом контроля его бюджетных полномочий.

Предложения Федерального казначейства

Результаты аналитической деятельности Казначейства России показали, что в настоящий момент остро стоит вопрос о необходимости формирования в Российской Федерации единой правовой базы, определяющей понятия, виды, формы, методы финансового контроля и регламентирующей области их применения, устанавливающей права и обязанности контролирующих органов, механизмы и процедуры реализации результатов контроля в части устранения выявленных нарушений и возмещения нанесенного государству ущерба. Для совершенствования нормативного правового регулирования внутреннего государственного и муниципального финансового контроля Федеральное казначейство по итогам проводимого Анализа ежегодно представляет информацию о его результатах, а также свои предложения по развитию контроля в Российской Федерации в Министерство финансов РФ.

Так, по итогам проведенного в 2017 году Анализа Федеральное казначейство предложило рассмотреть вопросы:

о разработке и внедрении единых стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, устанавливающих общие правила, требования, процедуры организации проверок, ревизий и обследований при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, типовые формы документов, применяемых при проведении проверок, ревизий и обследований;

о разработке и внедрении единого классификатора нарушений (рисков), выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере;

о разработке и внедрении в деятельность органов государственного (муниципального) финансового контроля модельных (типовых) программ контрольных мероприятий;

о разработке методических указаний по осуществлению контроля за полнотой и достовер­ностью отчетности реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий;

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение внука

о разработке методических указаний по проведению органами государственного (муниципального) финансового контроля анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

о разработке общих рекомендаций (требований) по осуществлению передачи исполнения бюджетных полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в целях минимизации случаев неправомерной передачи таких полномочий.

Создание современной эффективной системы внутреннего финансового контроля с единым нормативным правовым регулированием на всех уровнях власти с использованием единых стандартов осуществления внутреннего государственного и муниципального финансового контроля позволит эффективнее использовать средства бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на цели, связанные с обеспечением безопасности государства и инновационного развития экономики страны. Вместе с тем создание качественной системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля потребует от нас определенных усилий, а также времени, в течение которого должна сложиться необходимая практика реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Виды муниципального финансового контроля

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

Организация муниципального финансового контроля

Муниципальный финансовый контроль (МФК) представляет собой установленную законодательством РФ деятельность

ОМСУ по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении муниципальными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами муниципальной собственности.

Целью МФК является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования, муниципальными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций органов местного самоуправления.

— в узком смысле предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам;

— в широком смысле означает соответствие нормативноправового акта истинным потребностям государства.

Принцип целесообразности предполагает соответствие определенным целям, разумность и рациональность (в частности — действительная необходимость той или иной целевой программы, того или иного нормативного акта, его практическая полезность и т. д.).

Принцип эффективности может быть рассмотрен с нескольких точек зрения:

— эффективность означает оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом;

— эффективность означает отсутствие ненужных затрат;

— эффективность означает достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов. (Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, ст. 34 БК РФ).

В соответствии со своей основной целью МФК решает следующие задачи:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований по объему, структуре и целевому и назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований;

— финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов муниципальных образований или влияющих на формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов муниципальных образований и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— обеспечение поступления в доходную часть муниципального бюджета налоговых и неналоговых платежей;

— контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;

— выявление резервов роста доходной базы бюджетов муниципальных образований и снижения их расходной части;

— контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;

— выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

— проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины.

Основными функциями МФК являются:

— оперативная — проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушений бюджетного законодательства;

— информационная — формирования массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация;

— регулятивная — внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативно-правовых актов, касающихся финансовой сферы;

— превентивная — предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с бюджетными средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.

Систему МФК формируют следующие основные элементы:

— организационные структуры, наделенные полномочиями осуществлять МФК;

— методологическая основа (определение понятий, цели, задач, принципов, требований, видов МФК) и нормативная правовая база;

— информационно-коммуникационная инфраструктура (информационная система, система коммуникаций).

Информационная система — статистическая, оперативная, плановая, учетная, отчетная, нормативно-справочная и другая информация.

Система коммуникаций включает в себя процедуры взаимодействия между органами муниципального и государственного финансового контроля, координацию их действий, обмен информацией.

Принципы организации системы МФК:

1. Принцип независимости. Органы МФК должны обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, каким-либо образом связанных с последними. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве РФ и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих вопросы организации и проведения муниципального финансового контроля. Также независимость характеризуется четкостью и адекватностью определенных прав и обязанностей. Она позволяет контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения.

Важной гарантией независимости МФК должны быть также достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение и т. д. Фактором независимости являются, кроме того, источники финансирования МФК: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований.

Читайте так же:  Ходатайство по налоговому правонарушению

В целом степень независимости органа МФК выражается в его праве самостоятельно определять:

— предмет своей контрольной деятельности;

— содержание и формы отчетов.

2. Принцип гласности (публичности или открытости). Гласность в данном вопросе необходима, т. к. она информирует общественность о реальном положении дел в финансовой системе. Данный принцип предполагает, что любой гражданин должен иметь доступ к информации о результатах контрольной деятельности (за исключением информации, составляющей коммерческую или налоговую тайну). При этом в прессе должны публиковаться не только материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений.

3. Принцип законности. Деятельность органов МФК должна строго соответствовать законам и иным нормативноправовым актам и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых.

4. Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность и какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т. д.). Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, документами, материалами, содержащими качественную информацию.

5. Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах. Каждый субъект МФК (орган контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и закрепленной за конкретным субъектом. Должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении муниципальными финансами и иной собственностью, они должны нести наказание согласно степени тяжести (в отношении бюджетных последствий) и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий для муниципальных финансов. Третьи лица, включая органы местного самоуправления, обладающие правом принятия решений (и их исполнения) на основе представлений или предписаний органов МФК, а также иные организации, вступающие в правоотношения с последними, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам МФК (например, обязанность исполнять представления или предписания, обязанность представлять информацию и т. д.), что должно быть предусмотрено в нормативноправовых актах.

6. Принцип сбалансированности. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами их исполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности. Предполагает существование системы МФК.

В основу типологии МФК положен охват контроля в рамках муниципальной системы финансов. Здесь фактически речь идет о том, что будет выступать предметом проверки — ассигнование средств в рамках составления бюджетов муниципальных образований и их исполнение или же правильность и эффективность использования бюджетных средств конкретными хозяйствующими субъектами.

С данной точки зрения МФК распадается:

— на финансово-бюджетный контроль (ФБК);

— финансово-хозяйственный контроль (ФХК).

ФБК охватывает финансы как единое целое, без привязки к конкретным экономическим единицам. Он осуществляется непосредственно в рамках бюджетного процесса. ФБК, в частности, включает с себя:

— оценку обоснованности доходных и расходных статей бюджетов в рамках бюджетной классификации;

— поверку своевременности и полноты исполнения бюджетов муниципальных образований и т. д.

ФХК выражается в проверках и ревизиях финансовохозяйственных операций экономических субъектов, в оценке эффективности использования организациями выделенных им бюджетных средств.

Классификация по отношению к ветвям власти:

1. МФК, осуществляемый по линии представительной власти. Согласно ст. 265 БК РФ представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

— предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

— текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

— последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

При этом контроль представительных органов местного самоуправления предусматривает их право:

— на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

— получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

— утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

— создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и ОМСУ) для проведения внешнего аудита бюджетов;

— вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Следует подчеркнуть, что далеко не все представительные органы местного самоуправления используют свое право создавать органы муниципального финансового контроля. Это связано с тем, что они должны финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований, в которых зачастую нет средств для осуществления этих расходов.

Органами МФК по линии представительной власти являются контрольно-счетные палаты. Их деятельность организована по образу и подобию деятельности Счетной палаты РФ, а Закон РФ «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11.01.95 является своего рода модельным законом при разработке нормативноправовых актов, регулирующих их деятельность. ОМСУ обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. МФК, осуществляемый по линии исполнительной власти. В соответствии со ст. 266 БК РФ финансовый контроль по линии исполнительной власти осуществляют финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. В круг их полномочий входит осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Источники

Финансовый контроль на муниципальном уровне
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here