Функции общественного финансового контроля

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

Государственный финансовый контроль в РФ

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Задачей финансового контроля является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

  • • основы государственного финансового контроля;
  • • методы осуществления государственного финансового контроля;
  • • цели и сущность внутреннего финансового контроля;
  • • особенности внешнего аудита;
  • • организацию службы внутреннего финансового контроля;

уметь

  • • определять основные цели проведения финансового контроля;
  • • выявлять специфику организации, влияющей на структуру службы внутреннего финансового контроля;
  • • акцентировать внимание на основных задачах внутреннего финансового контроля;

владеть

  • • основными понятиями, применяемыми в финансовом контроле;
  • • навыками выполнения процедур обязательного аудита.

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Задачи и охват

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Контрольная функция финансов действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль организован и реализуется на всех уровнях формирования и функционирования финансовых отношений: федеральном, региональном и местном. Государственный финансовый контроль занимает особое место в экономической системе, являясь ее важным составляющим звеном, представляя своеобразный инструмент управления финансами.

Читайте так же:  Закон о налоге с дарения

Государственный финансовый контроль — это система мер, направленных на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, предупреждения и выявления финансовых нарушений. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций и работающих в них служащих по выявлению отклонений фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально-экономического развития.

Государственный финансовый контроль призван обеспечить:

  • • правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • • соблюдение финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного и налогового законодательства;
  • • эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
  • • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • • успешную реализацию межбюджетных отношений;
  • • эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление ошибок и финансовых злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами;
  • • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

Статьи по предмету Финансовое право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Контрольная функция финансов

Комментариев пока нет. Будь первым!

26,973 просмотров

Контрольная функция финансов – это, прежде всего контроль рублем в процессе существующих денежных отношений. Контрольная функция проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

Бюджетный контроль

Особое место в системе государственного финансового контроля занимает бюджетный контроль.

Бюджетный контроль — составная часть финансово-экономического контроля, рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления для выявления резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшения бюджетно-налоговой дисциплины. Задачами бюджетного контроля являются:

  • • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  • • соблюдение налогового и бюджетного законодательств;
  • • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
  • • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  • • выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
  • • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений, формированием и распределением целевых бюджетных фондов, а также финансовой поддержки регионов;
  • • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • • выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
  • • проведение профилактической информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Объектом бюджетного контроля выступают не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетная система на всех стадиях бюджетного процесса, но и финансово-хозяйственная деятельность субъектов рыночных отношений при их взаимодействии с государством. Этим и определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного управления финансами.

Непосредственным предметом бюджетного контроля выступают бюджет на разных этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении) и его составляющие: поступление налоговых, неналоговых и других платежей, отчисления в государственные внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей, таможенная стоимость и т.д.

Читайте так же:  Дача налог на имущество

Бюджетному контролю государство придает большое значение и рассматривает его как один из эффективных рычагов проведения рыночных преобразований в стране.

Как уже отмечалось, в зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

Основными методами бюджетного контроля являются документальная и камеральная проверка, экономический анализ, анализ исполнения доходов и расходов бюджетов всех уровней смет бюджетных учреждений, ревизия, наблюдение, обследование, анализ финансового состояния, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц. Рассмотрим некоторые из этих методов более подробно.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещена законом. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли или сокрытии иных объектов налогообложения, о расхищении или не целевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах. Основными ее задачами являются:

  • • получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;
  • • прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей;
  • • составление индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение установленных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;
  • • осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

Важный метод проведения бюджетного контроля — анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает. При этом анализу должна подвергаться и бюджетно-налоговая система сама по себе, и ее влияние на различные стороны жизни общества.

Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Осуществляется с помощью приемов документального и фактического контроля, направлена на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения госсобственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Сущность, виды и функции финансового контроля.

Финансовый контроль

– законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью

финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

Система финансового контроля

представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Государственный финансовый контроль

представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Читайте так же:  Ндс при лизинге автомобиля у лизингополучателя

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет

собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы оп-ределить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутри хозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Функции общественного финансового контроля

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Лобкова Наталья Сергеевна

студент 5 курса юридического факультета ВятГГУ, г. Киров

Коротаева Ольга Анатольевна

научный руководитель, ст. преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, г. Киров

В настоящее время финансовый контроль играет важную роль при осуществлении финансовой деятельности.

В законодательстве отсутствует определение финансового контроля. Исходя из анализа литературы, под финансовым контролемследует понимать регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Роль финансового контроля выражается в том, что при проведении финансового контроля проверяется соответствие финансовой деятельности органов и организаций законодательству Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно выделить признаки финансового контроля:

·определенная сфера отношений, связанная с формированием, распределением и использованием денежных фондов;

·определенный круг субъектов, наделенных законодательством Российской Федерации контрольными полномочиями;

·целью является проверка законности, достоверности и эффективности финансовой деятельности.

В зависимости от контролирующего субъекта финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный.

Государственный контрольосуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Наибольший интерес представляет негосударственный финансовый контроль.

Негосударственный финансовый контроль — это урегулированная нормами права деятельность по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая уполномоченными на то субъектами: муниципальными органами власти, общественными и иными негосударственными организациями и объединениями, гражданами.

Можно выделить следующие виды негосударственного финансового контроля:

·муниципальный финансовый контроль, который осуществляют представительные и исполнительные органы местного самоуправления а счет контролирующего субъекта;

·внутрихозяйственный финансовый контроль, производимый за счет собственных средств хозяйствующих субъектов;

·аудиторский контроль — за счет контролируемого субъекта;

·общественный финансовый контроль, который проводится за собственный счет общественной организации или безвозмездно, а также за счет третьих лиц.

По мнению В.В. Котова, негосударственный финансовый контроль осуществляется правомочными негосударственными органами, организациями, включая общественные, их подразделениями, а также гражданами-предпринимателями без образования юридического лица [4]. Автор в данном случае определил круг субъектов негосударственного финансового контроля.

Общественный финансовый контроль является разновидностью негосударственного финансового контроля.

Читайте так же:  Подать нулевую декларацию ооо

В настоящее время не существует нормативно закрепленного понятия общественного контроля. В связи с этим правоведы предлагают различные трактовки рассматриваемого понятия.

Так, С.М. Зубарев предлагает ввести в научный оборот определение этого понятия и под общественным контролем подразумевает системную деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению [2]. Однако данную позицию необходимо уточнить, поскольку в данном определении общественному финансовому контролю могут подвергаться только государственные органы, но, по нашему мнению, данный вид контроля распространяется на все органы и организации независимо от организационно-правовой формы.

Можно сформулировать признаки общественного контроля и его отличие от государственного контроля:

· отсутствие властного характера;

· общественный контроль не является обязательным;

· ограниченный круг субъектов, который не могут входить органы государственной и муниципальной власти;

· осуществление от имени общества и отдельных граждан.

Некоторые авторы подчеркивают конституционную основу общественного финансового контроля. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку Конституция РФ предоставляет всем гражданам право участия в управлении делами государства. В свою очередь, органы государственной и муниципальной власти обязаны обеспечить возможность соответствующего участия и возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан и не содержащих охраняемую законом тайну. Общественный финансовый контроль могут осуществлять отдельные граждане, трудовые коллективы, общественные объединения.

На наш взгляд очевидны преимущества именно общественного финансового контроля, поскольку он исходит со стороны общества, тем самым снижается вероятность возникновения такой проблемы, как коррупция. Однако, как уже отмечалось, в нормативно-правовых актах отсутствует определение общественного финансового контроля. Это является существенным недостатком, который следовало бы устранить.

Таким образом, под общественным финансовым контролем следует понимать урегулированную нормами права деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.

Данное определение наиболее четко определяет сущность рассматриваемого понятия и, кроме того содержит конкретные направления рассматриваемого вида финансового контроля.

Необходимо отметить, что общественный финансовый контроль осуществляется на основе определенных принципов. Среди них выделяются как принципы, присущие всему финансовому контролю, так и принципы, которые характеризуют лишь общественный финансовый контроль. К первой группе относятся:

·принцип законности, т. е. неукоснительное проведение финансового контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

·принцип независимости, предполагающий неподчинение субъектов, осуществляющих финансовый контроль каким-либо интересам, кроме защиты прав, свобод общества и граждан;

·принцип объективности, который предполагает, что процесс финансового контроля должен быть абсолютно беспристрастным.

Ко второй группе относятся два принципа:

·принцип компетентности, предполагающий применение эффективных методов финансового контроля, профессиональные навыки по анализу финансовой деятельности и проверке финансовой отчетности;

·принцип гласности — это непосредственное информирование общества о результатах общественного финансового контроля.

Мы уже говорили об ограниченном перечне субъектов общественного контроля. Среди них можно выделить следующих: Общественная палата РФ и региональные общественные палаты; общественные советы, создаваемые при государственных и муниципальных органах; общественные объединения, специализирующиеся на деятельности по осуществлению общественного финансового контроля; контрольно-ревизионные органы внутри общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющие внутренний финансовый контроль; отдельные граждане.

Субъекты общественного контроля не наделены властными полномочиями, они действуют либо через соответствующие государственные органы, либо обращаются к общественному мнению.

В большинстве развитых стран активно используется данный вид общественного контроля. Применительно к Российской Федерации такой тенденции не наблюдается, поскольку граждане зачастую не располагают информацией о такой возможности и не используют соответствующие права.

Таким образом, общественный финансовый контроль может стать эффективным методом контроля за всеми сферами финансовой деятельности как государственных, так и иных органов и организаций.

В заключение можно отметить, что общественный финансовый контроль только зарождается. Значение общественного финансового контроля в системе финансового контроля Российской Федерации пока незначительно, что вызвано, главным образом, недостаточным развитием гражданского общества.

Неотъемлемым условием успешного функционирования общественного финансового контроля будет являться нормативное закрепление и регламентация всей контрольной деятельности, в частности, определение границ и направлений данной деятельности, методов и форм осуществления рассматриваемого контроля, установление правового статуса контрольных органов, объема их прав, обязанностей и ответственности.

Список литературы:

  1. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. — 2010. — № 3. — С. 32—39.
  2. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. — 2011. — № 5
  3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  4. Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. М.: ВГНА, 2007. — С. 107.
  5. Лапина М.А., Лапин А.В. Общественный финансовый контроль как показатель развития гражданского общества // Финансовое право. — 2012. — № 4. — С. 2—6.
  6. Огнева Н.И. Общественные институты финансового контроля // Шестаев Н.Т., Лапина М.А. Государственные и общественные институты финансового контроля: история и современность: Монография. М.: ВГНА Минфина России, 2011. — С. 192.
  7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 21.06.2006 г. // СЗ РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.— Режим доступа: [Консультант Плюс]. — Загл. с экрана.
  8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. — С. 168.
Читайте так же:  Налоговый имущественный вычет по ндфл работника

Понятие и виды финансового контроля

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями[15].

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

— обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

— правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;

правильность ведения валютных операций;

— увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий(оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующийфинансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контрольза финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контрольне вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Функции общественного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here