Главный орган государственного финансового контроля

Основные органы государственного финансового контроля

Классификация видов финансового контроля

1. По времени проведения:

· предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);

· текущий (например, со стороны бухгалтерии за состоянием расчетного счета в банке);

· последующий (финишный или результирующий контроль).

2. По субъектам контроля:

· органов представительной власти и местного самоуправления;

· органов исполнительной власти;

3. По сферам финансовой деятельности:

· контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

5. По методам проведения:

· анализ финансовой деятельности (финансовый анализ как самостоятельный элемент финансового менеджмента – объект специального назначения);

При представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:

Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;

Счетная палата РФ.

Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.

· предписание, обязательное для исполнения;

· приостановление всех операций по счетам.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.

На него возложены следующие обязанности:

· контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения;

· контроль за состоянием государственных финансов в целом;

· контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

· контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.

Органы государственного контроля

В целях усиления контроля за эффективным использованием государственных инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных ресурсов.

К специализированным органам финансового контроля относятся:

· Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);

· Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;

· Департамент по надзору за страховой деятельностью при Минфине;

· Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;

· ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.

Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.

Негосударственный финансовый контроль включает:

· внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;

· аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности, все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.

Для наглядности вышеизложенного материала представлена схема – Органы государственного финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9253 — | 7352 — или читать все.

Органы государственного финансового контроля и их функции

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

§ предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;

§ текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

§ последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Читайте так же:  Организация контроля финансового состояния

Особое место в проведении парламентского контроля отводитсяСчетной палате РФ, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ созданаФедеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

§ за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

§ за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

§ за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;

§ за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

§ проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

§ проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки (сличение записей, документов);

§ направлять в проверенные организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения предстаапения или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она осуществляет через территориальные органы — налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

Читайте так же:  Налог на земли лесного фонда

§ обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;

§ осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;

§ проводят проверки налогоплательщиков;

§ ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;

§ контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;

§ ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

§ проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

§ проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

§ приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

§ проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные функции возложены наФедеральнуюслужбупо финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежитЦентральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

8. Основные виды и органы государственного финансового контроля

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Структура органов государственного финансового контроля в РФ

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

Видео (кликните для воспроизведения).

1. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

1. На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

2. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

2. На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

3. На муниципальном уровне

Читайте так же:  Государственный валютный контроль

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

3. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения проектов бюджетов;

текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;

последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового контроля имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные контрольные органы.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями. Главные распорядители имеют право проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки. Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Органы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты её финансовых интересов. Его осуществляют государственные и административные органы.

К основным задачам государственного финансового контроля относятся:

1) контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и её субъектов;

2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

3) проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учёта;

4) проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;

5) проверка правильности расчёта и уплаты налогов.

Объектами государственного финансового контроля являются:

1) государственные органы и структуры;

2) промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счёт бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

3) общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

На современном этапе государственный финансовый контроль возлагается на Счётную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения (Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Департамент управления делами и контроля, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики), Федеральную налоговую службу Российской Федерации, контрольные и финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, контрольные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Счётная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчётным Федеральному собранию РФ. Она создана для усиления контроля со стороны за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

Закон Российской Федерации “О Счётной палате Российской Федерации” от 11.01.95г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями) ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений по их устранению;

— контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

— регулярное представление палатам ФС РФ информации и ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счётная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счётная палата информирует Совет Федерации и Государственную думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счётная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При однократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счётная палата РФ вправе по согласованию с Государственной думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платёжных и расчётных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Читайте так же:  Какой сейчас подоходный налог с зарплаты

Министерство финансов РФ согласно Положению, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, таможенных платежей и других. В составе министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации выполняет следующие главные задачи:

— выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

— взимание налогов и сборов;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

— осуществление контроля за соблюдение законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;

— контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная налоговая служба РФ имеет разветвлённую сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня.

Банковский контроль является важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчётам.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделённый широкими надзорными полномочиями, деятельность которого регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011).

Центральный банк РФ осуществляет надзор за соблюдение банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности. Центральный банк России Российской Федерации организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, а также контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объёмы и сроки представления бухгалтерской и статистической отчётности.

Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 года контролирует деятельность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц.

Федеральное казначейство проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами глав­ными распорядителями, распорядителями и получателями бюджет­ных средств, кредитными организациями, другими организациями по исполняемым бюджетам и бюджетам государ­ственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими феде­ральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

  • федеральные;
  • региональные
  • муниципальные.
Бюджет Представительная власть Исполнительная власть
Федеральный Совет Федерации Центральный Банк России
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Счетная палата Федеральная налоговая служба России (ФНС)
Федеральная таможенная служба России (ФТС)
Государственная дума Главное контрольно-ревизионное управление
Различные министерства и ведомства, государственные внебюджетные фонды
Региональный Законодательные региональные органы Территориальные ФНС, ФТС, казначейства, министерства и ведомства и т.д.
Счетная региональная палата Финансовые региональные органы
Муниципальный Муниципальные представительные органы Распорядители муниципального бюджета
Муниципальные отделения казначейства
Муниципальная налоговая служба
Муниципальная счетная палата Муниципальная таможенная служба
Муниципальные ведомства
Отдел финансового управления при муниципальной власти

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Читайте так же:  Независимый государственный финансовый контроль

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Министерство финансов

Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.

Сфера ответственности Минфина:

  • Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
  • Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
  • Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
  • Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Формирование резервного фонда;
  • Создание и развитие государственной информационной системы “Электронный бюджет”;
  • Регулирование межбюджетных отношений;
  • Другие компетенции.

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

· · Главное организационно-инспекторское управление;
· · Главное управление информационных технологий;
· · Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
· · Прочие управления

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство – это федеральный орган исполнительной власти РФ, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов России, контролю операций со средствами федерального бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Функции федерального казначейства:

  • Учет доходов и расходов бюджета;
  • Обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • Кассовое обслуживание бюджетов России;
  • Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (согласно федеральному закону от № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года “Об аудиторской деятельности”).

Структура казначейства выглядит следующим образом:

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. Управления Федерального казначейства (по регионам);
  3. Отделения Федерального казначейства (в городах).

Источники

Главный орган государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here