Госпошлина оспаривание решения налогового органа

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Об освобождении от госпошлины при подаче в суд административных исков по оспариванию действий пристава-исполнителя

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 10.05.2018 г. N 03-05-06-03/31294

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу разъяснения подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и сообщает.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.

В иных статьях НК РФ установлены ставки государственной пошлины при подаче административных исковых заявлений (например, при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (подпункт 6.1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ)).

Таким образом, полагаем, что при подаче в суд административных исковых заявлений, связанных с оспариванием действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, организации и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Данный вывод подтвержден в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которому при подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ).

Каков размер госпошлины за оспаривания решения налоговых органов?

Здравствуйте, размер гос. пошлины за оспаривания решения налоговых органов по выездной налоговой проверке в суде

Вопрос относится к городу Тюмень

Ответы:

100 рублей для физических лиц, и 2 000 рублей — для юридических.

Мой коллега ошибается.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, госпошлина при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ наименование статьи 333.21 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ в пункт 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:

Читайте так же:  Валютный контроль заключение

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 19-ФЗ пункт 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.2, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2.2) при подаче заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 3 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 48-ФЗ пункт 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.1) при подаче заявления о выдаче судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 407-ФЗ подпункт 5 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 6 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

9) при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 10 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 11 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 57-ФЗ подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

Читайте так же:  Декларация налог на имущество за год

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 57-ФЗ пункт 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 12.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

12.1) при подаче кассационной жалобы на судебный приказ — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 57-ФЗ пункт 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 12.2, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

12.2) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

Как обжаловать решение налогового органа

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Действия налогоплательщика

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ , акт проверки составляется в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенном выездном контрольном мероприятии, которую также обязаны вручить налогоплательщику. В случае проведения камеральной проверки и выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, проверяющими составляется акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). ФНС России в Письмах от 08.12.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 01.02.2018 № СА-4-7/[email protected] разъяснила, что нарушение сроков составления (вручения) акта не влечет его незаконность.

П. 6 ст. 100 НК РФ закрепляет, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течение одного месяца со дня его получения вправе предоставить в ИФНС письменные возражения по указанному акту. Также налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

При подготовке возражений на акт проверки, а также документов, которые могут подтвердить изложенные в возражении доводы, налогоплательщику нужно учесть следующее.

  1. По итогам рассмотрения акта проверки проверяющие могут увеличить сумму налоговых претензий, если это связано с новыми доводами и документами, предоставленными налогоплательщиком с возражениями (Определение ВС РФ от 20.08.2015 № 309-КГ-9617).
  2. Пункт 6 ст. 101 НК РФ предоставляет ИФНС право по итогам рассмотрения материалов (акта проверки и возражений на него) принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых могут истребоваться документы, допрашиваться свидетели и проводиться экспертизы. Тем самым новые доводы и документы, предоставленные налогоплательщиком в возражениях на акт, с высокой долей вероятности будут пристально исследованы проверяющими в рамках дополнительных мероприятий по контролю в области налогов и сборов.
Читайте так же:  Налог по кадастровому номеру земельного участка

Если аргументы, изложенные в возражениях на акт проверки, не убедили проверяющих полностью или в части, то выносится решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому лицу. Именно с этого момента ИФНС вправе начать процедуру принудительного взыскания выявленной задолженности.

Сразу обжаловать решение инспекции в судебном порядке не удастся. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

Размер госпошлины при подаче апелляции в арбитражный суд

Размер госпошлины в арбитражный суд при подачи апелляции о признании недействительным ненормативного акта.

15. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ . N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»

01.03.2018 г. Каков размер госпошлины при обжаловании действий (бездействий) госорганов в арбитражном суде?

Госпошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, определяется в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 3 000 рублей.

Взыскать госпошлину с инспекции!

Зачастую инспекторы выносят неправомерные решения, довольно часто обжалуют судебные решения даже по заведомо проигрышным делам, «затягивают» время по возврату налогоплательщикам излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов. Одной из причин такого крайне низкого качества работы является предоставление налоговым органам льгот по освобождению их от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Информационном письме «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ» от 13.03.2007г. №117 дал ответы на вопросы, возникающие при уплате государственной пошлины в рамках разрешения дел в арбитражных судах, часть которых будет рассмотрена в настоящей статье.

I) Множество вопросов возникало при обжаловании судебных решений в апелляционном (кассационном) и надзорном порядке с участием государственных (муниципальных) органов.

Вопрос об обязанности государственного органа, выступающего в арбитражных судах от имени Российской Федерации, уплачивать госпошлину при подаче апелляционных (кассационных) жалоб, заявлений в порядке надзора на решения судебных органов в гл. 25.3 НК РФ определен нечетко.

Так в ч. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

В ранее действовавшем Законе РФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991г. №2005-1 при решении вопроса об освобождении государственного органа от уплаты было четко закреплено, что данная льгота предоставляется независимо от того, в каком процессуальном статусе выступает государственный орган: в качестве истца или ответчика.

В гл. 25.3 НК РФ указано только на обращение государственных органов в защиту государственных и (или) общественных интересов, и сделать однозначный вывод о процессуальном положении государственного органа для получения льготы не представляется возможным.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за ремонт новой квартиры

До настоящего времени в судебной арбитражной практике отсутствовало единообразие в части освобождения от уплаты госпошлины государственных (муниципальных) органов при обжаловании решений в апелляционную (кассационную), надзорную инстанции. Одни арбитражные суды в своих решениях указывали, что норма ч. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные выше органы выступают в роли процессуальных истцов. Если же указанные органы выступают в качестве ответчиков, они должны уплачивать государственную пошлину (например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.07.2006г. по делу № А29-6340/2005-3э, от 26 декабря 2005 г. по делу № А28-7526/2005-228/28).

Другие суды предоставляли льготу по уплате госпошлины государственным органам, выступающим в защиту государственных и (или) общественных интересов в качестве процессуального ответчика (например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2005г. по делу № А19-1646/05-14-Ф02-4431/05-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2005г. по делу № Ф08-1599/2005-662А, ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2005г. по делу № А56-5399/2005).

В п.1 Информационного письма Президиум разрешил данную ситуацию и отметил, что прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся с иском (заявлением) в суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, не обязаны уплачивать государственную пошлину при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также заявлений о выдаче указанных в п.п.13 п.1 ст.333.21 НК РФ документов. Однако если эти же органы выступают в суде в качестве ответчика от имени соответствующего публично-правового образования, то они не освобождаются от уплаты государственной пошлины при обжаловании состоявшихся судебных актов. К таким делам, в частности, суд относит следующую категорию дел:

— «дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; — дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов (п.2 Информационного письма).

II) Также ВАС РФ рассмотрел вопрос о взыскании с государственного (муниципального) органа государственной пошлины в случае принятия судебного акта в пользу налогоплательщика. Напомним, что до 01.01.2007г. при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета (п.5 ст.333.40 НК РФ).

В связи с тем, что п.5 ст.333.40 НК РФ утратил силу (в соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»), Президиум разъяснил, что с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Думается, что теперь налоговые инспекторы перед обращением в суд несколько раз оценят перспективы судебного разбирательства, свои шансы на успех, так как проигрыш дела будет чреват для них расходами.

Также стоит надеяться, что повысится уровень ответственности как инспекторов, проводящих проверки и подготавливающих на основе их результатов соответствующие решения, так и руководителей налоговых органов, которые, как сложилось впечатление, часто подписывают подготовленные решения не глядя.

Кроме того, экспертами в области налогового права отмечается, что введение обязанности по уплате государственной пошлины не только существенно снизит нагрузку на судебные органы, но и будет способствовать лучшей защите прав налогоплательщиков, так как налоговые органы осознают негативные последствия принятия заведомо неосновательных решений. А налогоплательщики будут освобождены от необходимости оправдываться в тех случаях, когда налоговики предъявляют несостоятельные претензии, надеясь на авось.

Порядок обжалования решения налоговой проверки

Ключевым инструментом налогового контроля является проведение в отношении налогоплательщиков выездных и камеральных проверок.

Если по итогам такого контрольного мероприятия инспекторы посчитают, что плательщиком не в полном объеме были уплачены законно установленные налоги и сборы, они составят акт проверки, где будут отражены соответствующие претензии. Именно с момента получения акта можно оспаривать решение проверяющих.

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
Читайте так же:  Налог на первую недвижимость

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Виды и срок обжалования решения налогового органа

Выделяют два вида такого обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — если оно не вступило в силу. Подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — если оно вступило в силу. Подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

В обеих ситуациях жалоба направляется непосредственно в тот налоговый орган, который вынес решение. По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика и решение налогового органа не было отменено или было отменено не в полном объеме, то он вправе обжаловать его в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления в суд. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ , соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).

Важно помнить, что после обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик вправе не только обратиться в суд с признанием его незаконным, но и подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ ).

Куда подавать исковое заявление на оспаривание решения налоговой инспекции? Каков размер госпошлины?

Добрый вам день

Уважаемая Елена Ивановна, в данном случае при нарушении ваших прав госпошлина не оплачивается, подайте по месту налоговой инспекции.

Спасибо за понятный ответ!

ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Подавайте в районный суд по месту нахождения ФНС — пошлина — 300 руб (если ВЫ физик

УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО

Спасибо, что проконсультировали!

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

(ред. от 18.07.2017)

Статья 137. Право на обжалование

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Статья 138. Порядок обжалования

1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера,

срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Из указанного следует, что если вы намерены обжаловать решение налогового органа в суд, тогда вам следует руководствоваться нормами Кодексом административного судопроизводства.

Госпошлина — 300 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок для обращения в суд — 3 месяца с даты получения решения.

Источники

Госпошлина оспаривание решения налогового органа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here