Характеристика ответственности за налоговые правонарушения

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Читайте так же:  Мифнс задолженность по налогам

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Читайте так же:  Признак применения упрощенной системы налогообложения в статистике

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

http://www.garant.ru/article/6779/

Характеристика иных видов нарушения законодательства о налогах и сборах. Соотношение налоговых правонарушений с административными проступками и преступлениями

Административная ответственность за налоговые нарушения

В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ отражен ряд правонарушений в области бухгалтерского учета, налогов и сборов, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены должностные лица организации (как правило, директор и главный бухгалтер).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

    1. ее основанием является административное правонарушение;
    2. она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;
    3. к административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти).

Субъектами ответственности являются должностные лица предприятий (учреждений, организаций), которые могут быть привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения, а также руководитель и главный бухгалтер. Согласно КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением ими правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом в перечень их должностных обязанностей должны входить функции, выполнение которых непосредственно связано с исчислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.

В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Уголовная ответственность должностных лиц налогоплательщика — юридического лица регулируется тремя статьями УК РФ:

    1. ст. 199 — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
    2. ст. 199.1 — неисполнение обязанностей налогового агента;
    3. ст. 199.2 — сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Для возбуждения уголовного дела важен размер неуплаченных налогов. Уголовная ответственность наступает только в случае их неуплаты в крупном и особо крупном размерах:

    • крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 миллионов рублей;
    • особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Установленный УК РФ срок в 3 года совпадает с продолжительностью периода, который в соответствии со ст. 87 НК РФ может быть охвачен налоговой проверкой.

УК РФ установил исчерпывающий перечень способов уклонения от уплаты налогов:

    1. фирма не представила в инспекцию налоговую декларацию или другие обязательные документы;
    2. в представленных документах указаны заведомо ложные сведения.

Если в налоговый орган представлена достоверная отчетность, но налоги не перечислены, то привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 199 УК РФ нельзя.

В соответствии со ст. 199 и 199.1 УК РФ уклонение от уплаты налогов либо неисполнение обязанностей налогового агента влекут:

    • штраф в определенном размере, в размере заработной платы или другого дохода осужденного за определенный период времени;
    • принудительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового;
    • арест;
    • лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.

Статья 199.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Имущество, на которое может быть обращено взыскание, должно принадлежать организации или предпринимателю на праве собственности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» за законность всех хозяйственных операций отвечает руководитель предприятия. Поэтому в подавляющем большинстве случаев именно он несет уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Значительно реже ответственность несет главный бухгалтер.

http://jurkom74.ru/ucheba/charakteristika-inich-vidov-narusheniya-zakonodatelstva-o-nalogach-i-sborach-sootnoshenie-nalogovich-pravonarusheniy-s-administrativnimi-prostupkami-i-prestupleniyami

Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства

Макаров А.В., директор юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Архипенко Т.В., помощник судьи Арбитражного суда Читинской области.

Для успешного развития экономики страны в первую очередь необходимо формирование эффективной системы налогового законодательства. Это, в свою очередь, требует надлежащего правового регулирование налоговых отношений в деятельности государства. Налоговое законодательство в Российской Федерации содержит в себе сложный и противоречивый процесс взаимодействия права и экономики.

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития финансового и налогового права как самостоятельных отраслей законодательства. Одновременно происходит выделение правового регулирования налоговых отношений из прикладной дисциплины в системе финансовых норм в отдельную область юридической науки. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства о налогах и сборах, проведению налоговой реформы в стране.

Читайте так же:  Какой налог при дарении имущества

Государство регулирует налоговые отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности. Исторически так сложилось, что главным побудительным мотивом уплаты налогов является не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах. Одной из форм государственного принуждения является налоговая ответственность.

Правовое регулирование ответственности за нарушение налогового законодательства является объектом законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. Ответственность за налоговые правонарушения является разновидностью финансово-правовой ответственности, так как налоговое право входит в систему финансового права. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, является видом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом, налоговая ответственность подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам юридической ответственности, в частности, уголовной, гражданской, дисциплинарной.

Налоговую ответственность можно определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается принудительными мерами со стороны государства.

При применении налогового взыскания виновный субъект претерпевает лишения не только имущественного, но и морального характера. Карательное воздействие налоговой ответственности начинается с осуждения правонарушителя и деяния, им совершенного. В большей степени данное осуждение направлено на психику субъекта, а применение штрафа влечет сужение имущественных интересов правонарушителя. Налоговая ответственность в отличие от административной ответственности не предусматривает таких взысканий, как предупреждение, конфискация, арест. Это связано с тем, что налоговые правоотношения относятся к категории имущественных правоотношений и налоговые санкции устанавливаются в виде денежных взысканий в размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации. Денежные санкции устанавливаются налоговым законодательством в виде штрафа в твердой денежной сумме или в процентном выражении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является пеня.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, налоговые органы вправе в бесспорном порядке производить в отношении юридических лиц принудительное взыскание неуплаченных в срок сумм налогов и сборов. Данное взыскание не является налоговой санкцией, а носит компенсационный характер, так как в данном случае возникает принудительное исполнение обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Но существует и другая точка зрения. Среди юристов распространена такая позиция, что налоговыми санкциями будет взыскание сумм недоимок, штрафов и пени, то есть, исходя из общего определения юридической ответственности как меры государственного принуждения, санкциями, влекущими ответственность, можно назвать те, которые предусматривают возложение дополнительных обременений на лицо, совершившее правонарушение .

Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономист, 1997.

Данная точка зрения берет свое начало еще с Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где в статье 13 предусматривалось четыре вида санкций за нарушение налогового законодательства. Это взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, штраф, пеня, взыскание недоимки. Но Налоговый кодекс предусматривает другой подход к данному вопросу. Правовосстановительной санкцией является пеня. Ее функция заключается в компенсации государству вреда (убытков), причиненного в связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком в бюджет налога, сбора. Пеня — это дополнительное обременение для налогоплательщика. Карательные (штрафные) санкции устанавливаются за налоговые правонарушения в целях наказания правонарушителя в виде штрафов.

Таким образом, система санкций налоговой ответственности включает в себя штраф и пеню, имеющую правовосстановительный характер. Эту же точку зрения высказывает М.В. Карасева в работе «Финансовое правоотношение», где отмечено, что «карательные санкции за ненадлежащее исполнение налогового обязательства предусмотрены в ст. 114 НК РФ. А правовосстановительные — в ст. 75 НК РФ. Функцию восстановительной санкции выполняют предусмотренные в законе пени за просрочку налогового платежа. А карательную — различного рода штрафы» .

Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001.

Но, хотя, по мнению ученых, пеня не является мерой карательного воздействия, она налагает дополнительное денежное обременение для правонарушителя и неизбежно связана с появлением новой обязанности, которой ранее не существовало, а также наступлением неблагоприятных последствий для правонарушителя. А в этом как раз и проявляются типичные свойства карательного воздействия юридической ответственности. Следовательно, можно сделать вывод, что по своему функциональному назначению пеня как мера юридической ответственности обладает как восстановительной, так и карательной функциями.

Налоговая ответственность в виде существующих штрафных санкций, кроме карательной функции, преследует, в конечном счете, и цель пополнения бюджета РФ. И поэтому нельзя согласиться с жесткой классификацией налоговых санкций на карательные и восстановительные. Любая мера налоговой ответственности является одновременно и карательной, и восстановительной, при этом карательными и восстановительными являются не сами санкции налоговой ответственности, а функции, которые они выполняют.

Читайте так же:  Составление протокола об административном правонарушении налоговой

Налоговое правонарушение нарушает установленный порядок общественных отношений по взиманию налогов и сборов. У правонарушителя с момента совершения налогового правонарушения возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, после чего нарушенные общественные отношения восстанавливаются. Таким образом, обязанность возместить причиненный ущерб одновременно является и обязанностью способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений в сфере взимания налогов. Одним из аспектов мер налоговой ответственности является компенсация потерь государства, возникших из-за неуплаты установленных налогов, а другим аспектом — принуждение правонарушителя к правомерному варианту поведения.

Применение штрафа и пени выступает одним из способов восстановительного воздействия. Общественные отношения, выступающие объектом налогового правонарушения, являются также объектом восстановительного воздействия налоговой ответственности. В результате восстановления налоговых правоотношений происходит упорядочивание целого комплекса общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности. Своевременная и в полном размере уплата налогов и сборов субъектами хозяйственной деятельности ведет к своевременному пополнению бюджета страны, а следовательно, и выполнению государством своих обязательств и основных задач.

Налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. В широком смысле институт налоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, который состоит из отдельных элементов — отраслевых институтов ответственности за нарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные виды правоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом, административном, уголовном, таможенном праве. Данные элементы института налоговой ответственности являются самостоятельными институтами названных отраслей права. Совершение налогового правонарушения регулируется институтом финансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения, — институтом административной ответственности, а налоговые преступления — институтом уголовно-правовой ответственности. В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушение налогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушения или Уголовном кодексе.

Применение мер различных институтов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, входящих в систему межотраслевого института налоговой ответственности, определяется в зависимости от квалификации правонарушения, субъекта совершившего данное нарушение, а также общественной степени опасности.

Субъектом уголовной ответственности за налоговые преступления является конкретное физическое лицо, совершившее деликт. Таким образом, уголовная ответственность носит персональный характер. Уголовная ответственность характеризуется повышенной степенью опасности совершенного правонарушения. Для применения уголовных мер ответственности за совершение налогового нарушения необходимо квалифицировать его как налоговое преступление.

Субъектами административной ответственности за совершение налогового правонарушения являются физические и должностные лица организаций, следовательно, административная ответственность носит персонально-публичный характер. Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3 — 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Такая ситуация неизбежно приводит к трудностям, возникающим при применении мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах на практике, а также к спорам относительно природы налоговой ответственности в научном мире. Представляется, что было бы более целесообразно все нормы, регламентирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и содержащиеся в различных кодексах — Кодексе РФ об административных правонарушениях и Налоговом кодексе, консолидировать в одном — единственном правовом акте — Налоговом кодексе, что способствовало бы упрощению налогового законодательства, повышению эффективности функций налоговой ответственности, а также более полной защите законных прав и интересов субъектов рассматриваемых правовых отношений.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах — это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций .

Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2001.

Можно выделить следующие признаки налоговой ответственности:

  1. Материальные — характеризуют налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правонарушения. К ним относятся установление состава налоговых правонарушений и определение санкции за их совершение.
  2. Процессуальные — характеризуют механизм реализации налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами.
  3. Функциональные — отражают цели применения налоговой ответственности, основными из которых являются восстановление нарушенных имущественных интересов государства, наказание виновного, а также предотвращение совершения правонарушений в налоговой сфере.

Подводя итог сказанному, отмечаем, что налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, наступает за совершение налоговых правонарушений, через санкции выполняет штрафную и правовосстановительную функции, стимулирует восстановление нарушенных общественных отношений, складывающихся в сфере взимания налогов и сборов.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/6151-kharakteristika-nalogovoj-otvetstvennosti-sankcii-narushenie-nalogovogo-zakonodatelstva

Общая характеристика ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица;

2) налоговое правонарушение — это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;

3) налоговое правонарушение — это виновное деяние;

4) налоговое правонарушение — это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;

5) налоговое правонарушение — наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера.

Иными словами, налоговое правонарушение — это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено лицом, способным нести налоговую ответственность.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Объект налогового правонарушения— это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Читайте так же:  Платежным поручением где взять для налоговой

Субъект налогового правонарушения— это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. К субъектам налогового правонарушения относятся налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица (ответственность с 16 ти лет — у физ лиц)

Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека.

-материальные, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями.

Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);

-формальные, момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушенияобразует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя.

Налоговая санкция. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срокдавностивзысканияштрафа.

Налоговая санкция— это мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;

суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, который устанавливается за конкретное правонарушение НК.

Смягчающими обстоятельствами являются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность

При наличие отягчающего обстоятельства, т.е совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа удваивается на 100%.

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации, индивидуального предпринимателя и физического лица в определенные сроки: -Заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. -Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора). В их отношении применяется исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, подписываемого руководителем проверяющей группы (бригады) и проверяемым лицом. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Срок давности для взыскания штрафа

составляет два года с даты вступления постановления в законную силу.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства: исключающие привлечение к ответственности; исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 384 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/6_92653_obshchaya-harakteristika-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah-ponyatie-priznaki-i-elementi-sostava-nalogovogo-pravonarusheniya.html

Характеристика ответственности за налоговые правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here