Характеристика понятийного аппарата уклонения от уплаты налогов

Характеристика понятийного аппарата в области уклонений от уплаты налогов в системе налоговых отношений

Во все времена налоги находились на острие противоречий общественных и частных интересов, интересов государства и налогоплательщиков. В этом противоречии кроется наиболее глубинная причина уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов.

Многогранность и сложность понятия налогов не позволяют раскрыть его содержание в одном определении. В действующем российском законодательстве, ст. 8 первой части Налогового кодекса РФ, дается следующее определение понятия налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». В данном определении можно выделить несколько существенных моментов: денежный характер налогов, связь с финансовым обеспечением деятельности государства, отчуждение денежных средств. Также делается акцент не только на обязательность налогов, но и допускается определенная возмездность налогов в их совокупности для общества в целом. Сущность налогов проявляется в основополагающих принципах налогообложения, приведенных в ст. 3 Налогового кодекса РФ.

http://studexpo.ru/956185/dengi_finansy_kredit/harakteristika_ponyatiynogo_apparata_oblasti_ukloneniy_uplaty_nalogov_sisteme_nalogovyh_otnosheniy

Содержание и основные характеристики уклонения от налогообложения

Тема 12. УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Содержание и основные характеристики уклонения от налогообложения

Становление отечественной налоговой политики проходит в сложном периоде формирования экономики рыночного типа, сопровождаясь при этом кризисными явлениями практически во всех сферах общественной жизни. При таких условиях широкого распространения приобретают нарушение налогового законодательства.

В условиях рыночной экономики наравне с любым другим бизнесом, который дает прибыль и связанный с определенными расходами, существует процесс сопротивления фиску и обхода налогов.

С развитием рыночных отношений часть стоимости совокупного общественного продукта, который централизованно аккумулирует с помощью налогов, приобретает не только фискальное, но и экономическое значение. Налоги становятся финансовой основой для государственного вмешательства в сферу хозяйственных связей между субъектами экономических отношений, главным регулятором рыночного хозяйства.

Необходимость увеличения налогов, и в то же время справедливое их распределение, ставит государство перед сложной дилеммой — фискальная достаточность, экономическая эффективность или социальная справедливость? Оптимальное объединение и учет этих факторов — неизменное условие гармоничности налоговой политики. Потому, что увеличение государством налогов в соответствии с принципом фискальной достаточности служит катализатором процесса уклонения от уплаты налогов субъектами хозяйственной деятельности. Ведь, логично что в условиях налогового пресса налогоплательщики находят разнообразные методы уклонения от уплаты налогов и сборов для улучшения своего финансового положения.

Постепенно вокруг темы фискальных нарушений сформировалась целая научная область. Она включает теоретические и практические исследования как на макроуровне, если речь идет о теоретическом анализе с целью прояснения эффективности налоговой политики, так и на микроуровне, когда эмпирические данные используются для оценки количественных характеристик уклонения от уплаты налогов конкретными субъектами хозяйствования.

Как правило, уклонение от уплаты налогов рассматривается с точки зрения следующих проблем:

— индивидуальное поведение потребителя или фирмы в условиях возможного наказания за уклонение от уплаты налогов. При этом субъект хозяйствования, который уклоняется от уплаты налогов может затрачивать разные ресурсы для того, чтобы или уменьшить налоговую базу, или коррумпировать налоговые органы;

— поведение налоговых органов, предназначенных контролировать взыскание налогов в условиях возможной коррумпированности, и действующих при этом ограничениях. Эти ограничения включают в себя частоту налоговых проверок, их эффективность, которая зависит, например, от квалификации персонала, затрат на проведение проверок и т.п.;

— поведение государства, которое заинтересовано во взыскании налогов как источника доходов и затрачивает соответствующие ресурсы на их сбор и борьбу

Большинство людей нарушает принятые моральные нормы и действующие законы только тогда, когда они ощущают, что могут сделать это безнаказанно.

По мнению как западных, так и отечественных экспертов, мелкое, но массовое уклонение от налогов настолько укоренилось в обществе, что преодолеть его очень тяжело. Более серьезные проблемы порождает крупное уклонение, особенно со стороны больших налогоплательщиков.

Как и любое явление общественной жизни, уклонение от налогообложения не имеет однозначного, абсолютно точного определения. Это связано с тем, что общественно-экономические явления находятся в процессе постоянных изменений, и потому понимания любого понятия во многом зависит от тех факторов, которые влияют на жизнь в данное время.

Наиболее точным, на наш взгляд, является такое определение данного понятия:

Уклонение от налогообложения

— это форма уменьшения налоговой нагрузки, при которой налогоплательщик сознательно или неосторожно избегает уплаты налогового обязательства или уменьшает его размер с нарушением действующего законодательства.

В фискальной практике существует размежевание уклонения от налогообложения на два вида: легальные методы снижения налоговых выплат (tax avoidance), т.е. избежание налогов и незаконное уклонение от уплаты налогов (tax evasion).

Избежание налогов

— это легальный путь уменьшения налоговых обязательств, который основывается на использовании законодательно предоставленных возможностей в сфере налогового законодательства путем изменения своей деятельности. Оно связано с такими понятиями как налоговое планирование, налоговая оптимизация, минимизация налогов.

Итак, в отличие от избегания налогов, уклонение от налогообложения — это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, который базируется на административно — уголовно преследуемых методах укрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также на искажении бухгалтерской и налоговой отчетности.

В данном случае снижения налоговых выплат происходит с помощью осуществления налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, т.е. путем прямого нарушения налогового законодательства.

Читайте так же:  Налоговый кодекс правонарушения

Таким образом, уклонение от налогообложения по юридическому содержанию делится на противоправное (преследуется по закону) и законное избежание (с соблюдением действующего законодательства).

Уклонение от уплаты налогов имеет специфические особенности относительно других преступлений. Прежде всего, это имеет проявление в тех обстоятельствах, которые подлежат установлению и доказыванию по анализируемой категории преступлений. Такими обстоятельствами являются:

• наличие факта уклонения от уплаты налогов;

• характеристика субъекта предпринимательской деятельности (название, местонахождение, вид деятельности, структура, его цель и задачи);

• основания и соблюдение установленного порядка государственной регистрации субъекта предпринимательства;

• соблюдение установленного порядка регистрации субъекта предпринимательской деятельности в территориальных налоговых органах и других учреждениях (например, Пенсионном фонде);

• соответствие устава деятельности, которая осуществляется налогоплательщиком;

• ведомости об имуществе предприятия, наличие расчетных счетов в учреждениях банков и обращение средств;

• характер и содержание финансово-хозяйственных операций;

• место, время, цель, способ преступной деятельности;

• за какой отчетный период содеяно уклонение от уплаты налогов;

• размер скрытых прибылей (доходов) и неуплаченных налогов, других платежей за отдельные отчетные периоды, виды налогов, общий размер причиненного государству материального ущерба;

• круг лиц, которые принимали участие в выполнении конкретной финансово-хозяйственной операции (как субъекты данного преступления, так и другие лица), их должностные и функциональные обязанности;

• действия, которые выполнялись конкретными лицами при осуществлении финансово-хозяйственных операций и совершении уклонений от уплаты налогов;

• есть ли в действиях лиц признаки других преступлений (служебная небрежность, служебная подделка, мошенничество с финансовыми ресурсами и др.);

• социальная, профессиональная и криминальная характеристика лиц, которые принимали участие в деятельности субъекта предпринимательства;

• наличие причинной связи между действием и следствиями, которые настали;

• обстоятельства, которые оказывали содействие совершению преступлений.

При установленных обстоятельствах выделяют признаки уклонения от уплаты налогов (рис.12.1).

Укажем, что неумышленные, неосторожные действия по уклонению от налогообложения не могут считаться уклонением в полном понимании этого слова, поскольку действия плательщика не имеют умысла, он не планирует получить выгоду от этого уклонения, но такие действия, согласно действующему законодательству, не освобождаются от финансовых санкций. К ним можно отнести, например, неумышленные ошибки при составлении налоговой отчетности, методологические ошибки при ведении бухгалтерского учета и т.п..

Таким образом, грань, которая отделяет незаконное уклонение от налогообложения от неумышленного налогового правонарушения заключается в наступлении административной и уголовной ответственности за первые действия и отсутствия такой за последние.

Относительно незаконного уклонения от налогообложения, то в действующем законодательстве существуют расхождения в определении налоговых правонарушений с точки зрения административного и криминального права (рис.14.2).

Масштабы уклонения от налогообложения в украинской экономике являются довольно значительными, сегодня оно относится к одному из видов коррупционного поведения. Государственный бюджет и государственные целевые фонды через уклонение от налогов недополучают значительные суммы. А потому актуальность исследования причин такого отрицательного явления и поиска путей его устранение и противодействия налоговым правонарушением является одной из важнейших задач налоговой политики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8627 — | 8187 — или читать все.

http://studopedia.ru/14_123103_soderzhanie-i-osnovnie-harakteristiki-ukloneniya-ot-nalogooblozheniya.html

Результативность деятельности налоговых органов в области контроля уклонений от уплаты налогов

В современной теории налогового контроля применяются различные количественные и качественные показатели для оценки работы налоговых органов. На сегодняшний день необходима правильная и всесторонняя оценка достигнутых результатов и выявление на ее основе резервов повышения результативности и эффективности налогового контроля.

В экономической литературе понятия «результативность» и «эффективность» налогового контроля зачастую ставят в один ряд, хотя они означают далеко не одно и то же. По мнению налоговых органов, результативность — сумма начисленных недоимок, пеней и штрафов по результатам проверки.64

Согласно отчетности налоговых органов за 2007 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 триллиона рублей администри-руемых ФНС России налогов, что на 28 % больше, чем в 2006 году.65 За первую половину 2008 г органы ФНС России провели 28 млн. камеральных проверок и 45 тыс. выездных налоговых проверок. По их результатам доначислено компаниям и гражданам соответственно 49 млрд. руб. и 162 млрд. руб. Согласно отчету ФНС России о результатах контрольной деятельности в январе-июне 2008 года, средняя результативность одной выездной проверки составляет 3,7 млн. руб., камеральной — 1,8 тыс. руб.66

Отдельный учет результативности и эффективности контрольной работы ведется по десяти существующим межрайонным инспекциям (МРИ). В лидерах «нефтяная» инспекция № 1 — в среднем по 540 млн. руб. на каждую проверку. Далее следует МРИ № 6 (предприятия связи) — 353 млн. руб. и МРИ № 4 (электроэнергетика) — 347млн. руб. Результативность налоговых проверок растет с каждым годом, уровень собираемости налогов в России динамично увеличивается, однако ухудшается ситуация и с масштабами уклонения от уплаты налогов. Бюджет недополучает огромные суммы средств за счет уклонения от налогов посредством применения различных схем. Подобные выводы содержатся в исследованиях многих ученых, а также выступлениях и статьях специалистов, занимающихся вопросами налогообложения.

Согласно названному налоговыми органами определению результативности и проведенному анализу их деятельности к числу налоговых платежей отнесены штрафы и пени за налоговые правонарушения. На наш взгляд включение их в показатели результативности крайне спорно. Во-первых, это противоречит сущности налогов, а во-вторых, план налоговых поступлений теперь можно выполнить за счет штрафов, а не за счет доначисленных сумм налогов по выявленным нарушениям. Поэтому считаем более правильным понимать под результативностью деятельности налоговых органов по контроля уклонений от уплаты налогов не только сумму дополнительно начисленных (взысканных) налогов и сборов в бюджеты публично-правовых образований, но и меру полноты выявления нарушений налогового законодательства по результатам камеральных и выездных проверок согласно определенной системы показателей.

Читайте так же:  Как заполнить заявление на возврат налога

http://studexpo.ru/956187/dengi_finansy_kredit/rezultativnost_deyatelnosti_nalogovyh_organov_oblasti_kontrolya_ukloneniy_uplaty_nalogov

Анализ масштабов и структуры уклонений от уплаты налогов

Основные претензии Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявляет к крупным российским компаниям, именно им принадлежит особая роль в формировании бюджета, так как их налоговые платежи на протяжении нескольких лет превышают 60% в общем объеме поступлений федеральных налогов и сборов. Рассматривая показатели контрольной работы, можно заметить, что значительную часть составляют результаты работы межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. По итогам первого полугодия 2007 г. доля их поступлений составила 30% в общей сумме по результатам контрольной работы. Внутренняя статистика ФНС РФ подтверждает:39 налоговых органов интересует, прежде всего, крупные плательщики, так, за прошлый год из 1,2 млн. организации, состоящих на налоговом учете в Москве, выездным проверкам было повергнуто всего 6 049 компаний, то есть 0,5%. Если рассматривать крупных налогоплательщиков, то получаются следующие данные: из 833 компаний проверке подверглись 541 (65%). Что касается обнаруженных налоговых правонарушений, то у 539 организаций (99,6%), то есть практически у всех они были выявлены, а вне зависимости от размеров проверяемых компаний этот показатель также чрезвычайно высок и составляет 98%.

Стоит заметить, что ФНС РФ значительно чаще начала привлекать работодателей к ответственности за неисполнение функций налогового агента. Помимо нарушений ст. 123 НК РФ, за подобные нарушения к работодателям применяются и ст. 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента». Статистика МВД РФ подтверждает, что к 1 октября 2007 г. число судебных приговоров, вынесенных по этой статье увеличилось по сравнению с тем же периодом 2006 г на 33%. Для сравнения приведем данные по другим основаниям: по ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций» увеличение произошло лишь на 6%, а количество привлеченных за неуплату физических лиц — на 1,3%. ФНС РФ начала активно сотрудничать с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям по правонарушениям налоговых агентов.

http://studexpo.ru/956186/dengi_finansy_kredit/analiz_masshtabov_struktury_ukloneniy_uplaty_nalogov

Общая характеристика уклонения от уплаты налогов

ВВЕДЕНИЕ

Реализация уголовно-правовых норм об ответственности за налоговые преступления и в настоящее время остается одной из актуальных проблем применения уголовного права.

Область налогообложения — ключевое звено в обеспечении четкой работы государственного механизма в выполнении задач и функций, возложенных на него обществом

Государство, устанавливая налоги, стремится обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих задач. Поэтому основной функцией налогообложения является фискальная функция, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование финансовых ресурсов государства, сосредоточение в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Помимо налоговых преступлений в сфере экономической деятельности совершаются и другие общественно-опасные деяния, которые имеют некоторое сходство с налоговыми преступлениями. Исходя из этого, можно отметить, что особое значение приобретает вопрос отграничения составов налоговых преступлений от смежных составов преступлений.

Общая характеристика уклонения от уплаты налогов

Существует множество налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена не только Уголовным[1], но и Налоговым кодексом[2], Кодексом об административных правонарушениях РФ[3]. Изучение уголовного законодательства показывает, что политика в данной области ориентирована на признание в качестве уголовно-наказуемого деяния (преступления), по существу, лишь одного вида посягательств — уклонения от уплаты налогов и сборов (т.е.умышленной их неуплаты). Причем само по себе уклонение от уплаты налогов и сборов не рассматривается (как правило) в качестве преступления, если причиненный ущерб не достигает крупного размера (различного в разных статьях УК РФ).

Лишь в 2003 г. проблема была решена. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ[6] закрепил единый критерий разграничения преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ. В ст. 198 слова «уклонение физического лица от уплаты налога» были заменены словами «уклонение от уплаты налогов. с физического лица». В результате в основу разграничения этих преступлений был положен налогоплательщик, указание на субъект преступления было исключено из текста закона.

При этом законодатель счел нецелесообразной квалификацию по ст. 198 УК РФ уклонения от уплаты налогов, совершенного налоговыми агентами (обычно в этой роли выступают организации и предприниматели). Поэтому УК РФ был дополнен ст. 199.1, предусмотревшей ответственность за «неисполнение обязанностей налогового агента» — частный случай уклонения от уплаты налогов, когда обязанность по уплате налога возложена не на налогоплательщика, а на налогового агента, причем субъектом преступления является налоговый агент (например, гражданин-работодатель) или лицо, действующее или обязанное действовать от имени налогового агента (например, руководитель или главный бухгалтер организации-работодателя).

Таким образом, разграничение преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ по действующему закону должно производиться исключительно в зависимости от налогоплательщика (физическое лицо или организация), не исполняющего обязанность по уплате налогов.

Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении (конкуренции или совокупности) ст. 198 или 199 со ст. 199.2 УК РФ. Изучение практики показывает, что эти статьи нередко образуют совокупность преступлений, что так же, как и в случае со ст. 173 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 198 или 199 УК РФ, признается оконченным с момента истечения срока уплаты налога. Преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, может быть совершено только после истечения этого срока, поскольку именно в этот момент появляется недоимка и основания для ее взыскания в несудебном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Поэтому исходя из действующего закона вменение совокупности преступлений при таких обстоятельствах представляется вполне логичным. Верховный Суд РФ в п. 21 Постановления Пленума от 28.12.2006 № 64[7] ориентировал суды именно на такую квалификацию содеянного.

Действующий УК РФ помимо двух статей, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов физическим лицом (ст. 198), а также организацией (ст. 199), содержит еще ряд норм, описывающих преступления, тесно связанные с налоговыми составами. Это незаконное предпринимательство, умышленное занижение размеров платежей за землю, уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконная банковская деятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Федеральный закон об неуплате налогов

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9068 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/21_17951_obshchaya-harakteristika-ukloneniya-ot-uplati-nalogov.html

Тема 3. Элементы налогов и их характеристика. Понятийный аппарат

Элементы налога

. Элементы налога – совокупность регламентированных налоговым законодательством составных частей (обязательных и факультативных), определяющих порядок исчисления и уплаты налога. Налогу присуща система элементов, которая выражает его содержание и форму.

Элементы налога – составные части налогового механизма, устанавливающие параметры его функционирования в правовом и экономическом отношении. В законе о налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: лицо, обязанное платить налог; размер обязательства; сроки и порядок его исполнения. В законе, таким образом, должны быть определены основные характеристики данного налога, позволяющие однозначно выполнить требование закона по уплате налога. Неполнота, нечеткость или двусмысленность текста закона может привести к возможности уклонения от налогообложения или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщик (субъект налога) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств в установленное время. Налогоплательщиками признаются организации (юридические) и физические лица (резиденты и нерезиденты). К иным налогоплательщиками относятся обособленные подразделения (филиалы, представительства) российских организаций.

Объект налогообложения

— реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база

представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка

представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым Кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым Кодексом.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Сроки уплаты

налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Льготами

по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы являются факультативным элементом налога.

Понятийный аппарат. Элементы налога и термины, используемые в налоговой сфере, приведены в разделе «Глоссарий».

Вопросы для самопроверки

1. Назовите обязательные элементы налогов.

2. Назовите факультативные элементы налогов

3. Охарактеризуйте каждый обязательный и факультативный элемент налога.

4. Выделите из приведенного выше перечня терминов те, которые были знакомы вам ранее.

5. Перечислите термины, которые услышаны вами впервые.

6. Запомните смысл приведенных выше определений и составьте письменный словарь своими словами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10369 — | 7652 — или читать все.

http://studopedia.ru/4_157347_tema—elementi-nalogov-i-ih-harakteristika-ponyatiyniy-apparat.html

Содержание и основные характеристики уклонения от налогообложения

Тема 12. УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Содержание и основные характеристики уклонения от налогообложения

Становление отечественной налоговой политики проходит в сложном периоде формирования экономики рыночного типа, сопровождаясь при этом кризисными явлениями практически во всех сферах общественной жизни. При таких условиях широкого распространения приобретают нарушение налогового законодательства.

В условиях рыночной экономики наравне с любым другим бизнесом, который дает прибыль и связанный с определенными расходами, существует процесс сопротивления фиску и обхода налогов.

С развитием рыночных отношений часть стоимости совокупного общественного продукта, который централизованно аккумулирует с помощью налогов, приобретает не только фискальное, но и экономическое значение. Налоги становятся финансовой основой для государственного вмешательства в сферу хозяйственных связей между субъектами экономических отношений, главным регулятором рыночного хозяйства.

Необходимость увеличения налогов, и в то же время справедливое их распределение, ставит государство перед сложной дилеммой — фискальная достаточность, экономическая эффективность или социальная справедливость? Оптимальное объединение и учет этих факторов — неизменное условие гармоничности налоговой политики. Потому, что увеличение государством налогов в соответствии с принципом фискальной достаточности служит катализатором процесса уклонения от уплаты налогов субъектами хозяйственной деятельности. Ведь, логично что в условиях налогового пресса налогоплательщики находят разнообразные методы уклонения от уплаты налогов и сборов для улучшения своего финансового положения.

Читайте так же:  Налоговая декларация 3 ндфл возврат за квартиру

Постепенно вокруг темы фискальных нарушений сформировалась целая научная область. Она включает теоретические и практические исследования как на макроуровне, если речь идет о теоретическом анализе с целью прояснения эффективности налоговой политики, так и на микроуровне, когда эмпирические данные используются для оценки количественных характеристик уклонения от уплаты налогов конкретными субъектами хозяйствования.

Как правило, уклонение от уплаты налогов рассматривается с точки зрения следующих проблем:

— индивидуальное поведение потребителя или фирмы в условиях возможного наказания за уклонение от уплаты налогов. При этом субъект хозяйствования, который уклоняется от уплаты налогов может затрачивать разные ресурсы для того, чтобы или уменьшить налоговую базу, или коррумпировать налоговые органы;

— поведение налоговых органов, предназначенных контролировать взыскание налогов в условиях возможной коррумпированности, и действующих при этом ограничениях. Эти ограничения включают в себя частоту налоговых проверок, их эффективность, которая зависит, например, от квалификации персонала, затрат на проведение проверок и т.п.;

— поведение государства, которое заинтересовано во взыскании налогов как источника доходов и затрачивает соответствующие ресурсы на их сбор и борьбу

Большинство людей нарушает принятые моральные нормы и действующие законы только тогда, когда они ощущают, что могут сделать это безнаказанно.

По мнению как западных, так и отечественных экспертов, мелкое, но массовое уклонение от налогов настолько укоренилось в обществе, что преодолеть его очень тяжело. Более серьезные проблемы порождает крупное уклонение, особенно со стороны больших налогоплательщиков.

Как и любое явление общественной жизни, уклонение от налогообложения не имеет однозначного, абсолютно точного определения. Это связано с тем, что общественно-экономические явления находятся в процессе постоянных изменений, и потому понимания любого понятия во многом зависит от тех факторов, которые влияют на жизнь в данное время.

Наиболее точным, на наш взгляд, является такое определение данного понятия:

Уклонение от налогообложения

— это форма уменьшения налоговой нагрузки, при которой налогоплательщик сознательно или неосторожно избегает уплаты налогового обязательства или уменьшает его размер с нарушением действующего законодательства.

В фискальной практике существует размежевание уклонения от налогообложения на два вида: легальные методы снижения налоговых выплат (tax avoidance), т.е. избежание налогов и незаконное уклонение от уплаты налогов (tax evasion).

Избежание налогов

— это легальный путь уменьшения налоговых обязательств, который основывается на использовании законодательно предоставленных возможностей в сфере налогового законодательства путем изменения своей деятельности. Оно связано с такими понятиями как налоговое планирование, налоговая оптимизация, минимизация налогов.

Итак, в отличие от избегания налогов, уклонение от налогообложения — это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, который базируется на административно — уголовно преследуемых методах укрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также на искажении бухгалтерской и налоговой отчетности.

В данном случае снижения налоговых выплат происходит с помощью осуществления налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, т.е. путем прямого нарушения налогового законодательства.

Таким образом, уклонение от налогообложения по юридическому содержанию делится на противоправное (преследуется по закону) и законное избежание (с соблюдением действующего законодательства).

Уклонение от уплаты налогов имеет специфические особенности относительно других преступлений. Прежде всего, это имеет проявление в тех обстоятельствах, которые подлежат установлению и доказыванию по анализируемой категории преступлений. Такими обстоятельствами являются:

• наличие факта уклонения от уплаты налогов;

• характеристика субъекта предпринимательской деятельности (название, местонахождение, вид деятельности, структура, его цель и задачи);

• основания и соблюдение установленного порядка государственной регистрации субъекта предпринимательства;

• соблюдение установленного порядка регистрации субъекта предпринимательской деятельности в территориальных налоговых органах и других учреждениях (например, Пенсионном фонде);

• соответствие устава деятельности, которая осуществляется налогоплательщиком;

• ведомости об имуществе предприятия, наличие расчетных счетов в учреждениях банков и обращение средств;

• характер и содержание финансово-хозяйственных операций;

• место, время, цель, способ преступной деятельности;

• за какой отчетный период содеяно уклонение от уплаты налогов;

• размер скрытых прибылей (доходов) и неуплаченных налогов, других платежей за отдельные отчетные периоды, виды налогов, общий размер причиненного государству материального ущерба;

• круг лиц, которые принимали участие в выполнении конкретной финансово-хозяйственной операции (как субъекты данного преступления, так и другие лица), их должностные и функциональные обязанности;

• действия, которые выполнялись конкретными лицами при осуществлении финансово-хозяйственных операций и совершении уклонений от уплаты налогов;

• есть ли в действиях лиц признаки других преступлений (служебная небрежность, служебная подделка, мошенничество с финансовыми ресурсами и др.);

• социальная, профессиональная и криминальная характеристика лиц, которые принимали участие в деятельности субъекта предпринимательства;

• наличие причинной связи между действием и следствиями, которые настали;

• обстоятельства, которые оказывали содействие совершению преступлений.

При установленных обстоятельствах выделяют признаки уклонения от уплаты налогов (рис.12.1).

Укажем, что неумышленные, неосторожные действия по уклонению от налогообложения не могут считаться уклонением в полном понимании этого слова, поскольку действия плательщика не имеют умысла, он не планирует получить выгоду от этого уклонения, но такие действия, согласно действующему законодательству, не освобождаются от финансовых санкций. К ним можно отнести, например, неумышленные ошибки при составлении налоговой отчетности, методологические ошибки при ведении бухгалтерского учета и т.п..

Таким образом, грань, которая отделяет незаконное уклонение от налогообложения от неумышленного налогового правонарушения заключается в наступлении административной и уголовной ответственности за первые действия и отсутствия такой за последние.

Относительно незаконного уклонения от налогообложения, то в действующем законодательстве существуют расхождения в определении налоговых правонарушений с точки зрения административного и криминального права (рис.14.2).

Масштабы уклонения от налогообложения в украинской экономике являются довольно значительными, сегодня оно относится к одному из видов коррупционного поведения. Государственный бюджет и государственные целевые фонды через уклонение от налогов недополучают значительные суммы. А потому актуальность исследования причин такого отрицательного явления и поиска путей его устранение и противодействия налоговым правонарушением является одной из важнейших задач налоговой политики.

Читайте так же:  Ставка налога на землю ленинградская область

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10797 — | 8075 — или читать все.

http://studopedia.ru/14_123103_soderzhanie-i-osnovnie-harakteristiki-ukloneniya-ot-nalogooblozheniya.html

Характеристика понятийного аппарата в области уклонений от уплаты налогов в системе налоговых отношений

Во все времена налоги находились на острие противоречий общественных и частных интересов, интересов государства и налогоплательщиков. В этом противоречии кроется наиболее глубинная причина уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов.

Многогранность и сложность понятия налогов не позволяют раскрыть его содержание в одном определении. В действующем российском законодательстве, ст. 8 первой части Налогового кодекса РФ, дается следующее определение понятия налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». В данном определении можно выделить несколько существенных моментов: денежный характер налогов, связь с финансовым обеспечением деятельности государства, отчуждение денежных средств. Также делается акцент не только на обязательность налогов, но и допускается определенная возмездность налогов в их совокупности для общества в целом. Сущность налогов проявляется в основополагающих принципах налогообложения, приведенных в ст. 3 Налогового кодекса РФ.

http://studexpo.ru/956185/dengi_finansy_kredit/harakteristika_ponyatiynogo_apparata_oblasti_ukloneniy_uplaty_nalogov_sisteme_nalogovyh_otnosheniy

Тема 3. Элементы налогов и их характеристика. Понятийный аппарат

Элементы налога

. Элементы налога – совокупность регламентированных налоговым законодательством составных частей (обязательных и факультативных), определяющих порядок исчисления и уплаты налога. Налогу присуща система элементов, которая выражает его содержание и форму.

Элементы налога – составные части налогового механизма, устанавливающие параметры его функционирования в правовом и экономическом отношении. В законе о налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: лицо, обязанное платить налог; размер обязательства; сроки и порядок его исполнения. В законе, таким образом, должны быть определены основные характеристики данного налога, позволяющие однозначно выполнить требование закона по уплате налога. Неполнота, нечеткость или двусмысленность текста закона может привести к возможности уклонения от налогообложения или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщик (субъект налога) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств в установленное время. Налогоплательщиками признаются организации (юридические) и физические лица (резиденты и нерезиденты). К иным налогоплательщиками относятся обособленные подразделения (филиалы, представительства) российских организаций.

Объект налогообложения

— реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база

представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка

представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым Кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым Кодексом.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Сроки уплаты

налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Льготами

по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы являются факультативным элементом налога.

Понятийный аппарат. Элементы налога и термины, используемые в налоговой сфере, приведены в разделе «Глоссарий».

Вопросы для самопроверки

1. Назовите обязательные элементы налогов.

2. Назовите факультативные элементы налогов

3. Охарактеризуйте каждый обязательный и факультативный элемент налога.

4. Выделите из приведенного выше перечня терминов те, которые были знакомы вам ранее.

5. Перечислите термины, которые услышаны вами впервые.

6. Запомните смысл приведенных выше определений и составьте письменный словарь своими словами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8627 — | 8187 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/4_157347_tema—elementi-nalogov-i-ih-harakteristika-ponyatiyniy-apparat.html

Характеристика понятийного аппарата уклонения от уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here