Информационное обеспечение финансового контроля

Статья 44. Информационное обеспечение финансового контроля

Статья 44. Информационное обеспечение финансового контроля

1. Министерство финансов Ставропольского края на основании запросов органов финансового контроля Ставропольского края в течение 14 календарных дней представляет данные по объему финансирования по перечню получателей бюджетных средств, подлежащих проверке.

2. Органы финансового контроля Ставропольского края в порядке, установленном министерством финансов Ставропольского края, информируют данное министерство о результатах контрольных мероприятий, затрагивающих вопросы краевого бюджета.

ГАРАНТ:

См. Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 28 февраля 2011 г. N 18 «Об утверждении форм плана контрольно-ревизионной работы и отчета о результатах контрольно-ревизионной работы и инструкций по их заполнению и предоставлению»

3. Иная информация может предоставляться по согласованию сторон в интересах улучшения качества контрольной работы.

>
Заключительные положения (ст.ст. 45-46)
Содержание
Закон Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. N 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 44. Информационное обеспечение финансового контроля

Статья 44. Информационное обеспечение финансового контроля

1. Министерство финансов Ставропольского края на основании запросов органов финансового контроля Ставропольского края в течение 14 календарных дней представляет данные по объему финансирования по перечню получателей бюджетных средств, подлежащих проверке.

2. Органы финансового контроля Ставропольского края в порядке, установленном министерством финансов Ставропольского края, информируют данное министерство о результатах контрольных мероприятий, затрагивающих вопросы краевого бюджета.

ГАРАНТ:

См. Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 28 февраля 2011 г. N 18 «Об утверждении форм плана контрольно-ревизионной работы и отчета о результатах контрольно-ревизионной работы и инструкций по их заполнению и предоставлению»

3. Иная информация может предоставляться по согласованию сторон в интересах улучшения качества контрольной работы.

>
Заключительные положения (ст.ст. 45-46)
Содержание
Закон Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. N 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 18. Информационное обеспечение государственного финансового контроля

Статья 18. Информационное обеспечение государственного финансового контроля

1. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) ежегодно до 20 ноября текущего финансового года представляет в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и органы государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), созданные Президентом Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), информацию по состоянию на 1 октября текущего финансового года о наличии на территории Республики Саха (Якутия) организаций, деятельность которых финансируется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также об организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности, получивших в течение текущего финансового года средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение программ, проектов и мероприятий.

Информация об изменении перечня бюджетополучателей уточняется в течение года ежеквартально.

2. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) на основании запросов органов финансового контроля Республики Саха (Якутия) в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию об объемах финансирования по перечню бюджетополучателей, подлежащих проверке.

3. Для осуществления мероприятий государственного финансового контроля организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, получающие либо использующие средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), обязаны предоставлять органам государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия) необходимую информацию, а также представлять документацию, связанную с расходованием государственных средств. Непредоставление информации и непредставление документации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

>
Деятельность органов государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), созданных Президентом Республики Саха.
Содержание
Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 г. 320-З N 653-III «О государственном финансовом контроле в Республике.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Использование информационных систем при осуществлении финансового контроля

Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений

Счетная палата Российской Федерации согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), и государственная информационная система «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» (далее – ГИС ЕСГФК, Портал государственного и муниципального финансового аудита) является инструментом координации осуществления внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля), а также проведения проверки и анализа эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций, – осуществляют внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений;

Главные администраторы бюджетных средств – проводят внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляемой ими и подведомственными им организациями деятельности.

Читайте так же:  Штраф по 122 статье налогового кодекса

Портал государственного и муниципального финансового аудита состоит из «открытой части», обеспечивающей общий доступ к информации о проведении уполномоченными органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля), и «закрытой части», предназначенной для размещения органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в установленном порядке информации о проведении контрольных мероприятий, а также для обеспечения авторизованного доступа государственных (муниципальных) органов и иных организаций к информации о планах и результатах контрольных мероприятий, размещение которой не предусмотрено в «открытой части» ГИС ЕСГФК.

В 2015 году в период создания Портала государственного и муниципального финансового аудита Счетная палата Российской Федерации обеспечивала предоставление в сети «Интернет» по адресу http://results.audit.gov.ru/ информации об отдельных результатах контрольных мероприятий, проводимых в 2014 и 2015 годах.

Вместе с тем, состав информации о проведении в Российской Федерации государственного (муниципального) финансового аудита (контроля), предоставляемой государственным (муниципальным) органам и иным организациям посредством ГИС ЕСГФК как в общем доступе («открытой части» ГИС ЕСГФК), так и в ограниченном доступе («закрытой части» ГИС ЕСГФК), а также функциональные возможности размещения и использования указанной информации будут значительно расширены.

Основными задачами, на решение которых направлено внедрение Портала государственного и муниципального финансового аудита, являются:

— обеспечение публичности проведения государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений;

— предоставление возможности анализа периодичности проведения контрольных мероприятий, в том числе в целях исключения их дублирования в объектах контроля, а также установления периодичности проведения контрольных мероприятий, исходя из рисков деятельности объектов контроля;

— создание в Российской Федерации единой информационной системы, аккумулирующей возможности учета и получения информации о деятельности органов государственного (муниципального) финансового аудита (контроля), количество которых в настоящее время составляет более 2,5 тысяч органов;

— формирование структурированных данных об осуществлении в Российской Федерации государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) и, таким образом, обеспечение возможности применения для обработки указанных данных необходимых подходов, методов и инструментов информационных технологий;

— определение предмета государственного финансового контроля на основании анализа и обработки в ГИС ЕСГФК информации о проведении в объектах внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также применения ими результатов указанных мероприятий;

— применение всеми органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) при осуществлении контрольных мероприятий единых справочников и классификаторов в целях обеспечения единообразия учета и анализа планов и результатов проводимых мероприятий.

Также необходимо отметить, что ГИС ЕСГФК предназначена для обеспечения возможности не только формирования и получения информации о проведении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений, но и для автоматизации контрольной деятельности, осуществляемой в установленном порядке органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) и главными администраторами бюджетных средств.

В текущий момент политика государства выстроена таким образом, чтобы вся информация в сфере общественных финансов так или иначе размещается на различных порталах, например:

http://budget.gov.ru/ — Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

http://bus.gov.ru/ — Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

http://www.zakupki.gov.ru/ — Единая информационная система в сфере закупок

Размещение информации на данных портала урегулировано законодательством РФ, при необходимости может способствовать реализации финансового контроля.

Содержание и значение финансового контроля

Финансовый контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Как форма реализации контрольной функции финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. Финансовый контроль значим для управления финансами на любом уровне управления, так как обеспечивает надежность функционирования финансовой системы, реализацию финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль в различных сферах деятельности общества. Выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический.

Финансовый контроль является стоимостным, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства. Так как финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, то финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Цели: своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на макро- и микроуровне и выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Задачи:

1) обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования

2) выполнение субъектами хозяйствования финансовых обязательств: рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы

3) соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результатами своей деятельности

4) повышение эффективности финансовой политики

В системе финансового контроля выделяют объект и субъект, информационное, правовое, методическое обеспечение, механизм финансового контроля, принципы финансового контроля, меры ответственности всех участников финансового контроля.

Объект– процесс образования, распределения, использование финансов, которые характеризуются стоимостными показателями.

Субъекты – специализированные уполномоченные органы; государственные контрольные органы (счетная палата), структурные подразделения, создаваемые в субъектах хозяйствования, органах государственной власти и местного самоуправления, негосударственные специализированные организации (аудиторские фирмы); квалифицированные специалисты.

Механизм– определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.

Методы – конкретные способы осуществления контрольных действий, операций (проверка, ревизия).

Процедура– установленный порядок осуществления контрольных действий и операций.

  1. планирование: определение объекта; цели; задачи; формы контроля; формирование перечня показателей
  2. проведение контроля: сбор данных и их предварительная оценка
  3. систематизация результатов контроля: составление отчетности
  4. реализация результатов: доведение результатов контроля до заинтересованных лиц; выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений

Принципы:

1) законность – наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с целями и задачами

2) независимость – у контролирующих органов гарантируется организационная, функциональная и финансовая независимость

3) объективность – отсутствие предвзятости и невмешательства в деятельность субъектов контроля

Читайте так же:  Соглашение об избежании двойного налогообложения с испанией

4) гласность – общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении норм и правил, касающихся государственной коммерческой тайны

5) ответственность – добросовестное отношение субъектов финансово контроля к своим обязанностям

6) разграничение функций полномочий – отсутствие дублирования в деятельности финансовых органов

7) системность – единство правовой базы и периодичность проведения контрольных мероприятий

Информационное обеспечение – вся информация, которая используется в процессе контроля: планово-экономическая, отчетная, статистическая, информация о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, управленческого и финансового учета.

Правовое и методическое обеспечение: финансового правовые акты: законы, подзаконные акты органов общей и специальной компетенции; стандарты – комплекс норм и правил; кодексы профессиональной этики; методические документы, в которых прописаны вопросы организации финансового контроля.

Проведение финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местных субъектов, органов, осуществляющих финансовый контроль и их должностных лиц.

Виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей влечет применение мер, принуждения:

· запрещение (ограничение) деятельности,

· запрещение осуществления финансовых операций,

· изъятие материальных и денежных средств,

Меры принуждения в денежной форме – финансовые санкции.

Санкции применяются органами государственной власти и их должностными лицами при наличии оснований:

· неисполнение закона (решения) о бюджете

· нецелевое использование бюджетных средств

· несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателю

· непредставление бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности

· уклонение от уплаты налогов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9254 — | 7352 — или читать все.

Информационно-технологическое обеспечение финансового контроля

Новые приоритеты

Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин на пленарном заседании Государственной думы 26 января 2011 года отметил роль органов финансового контроля как элемента обратной связи между обществом и властью. Аналогичная линия развития прослеживается в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, где выделен целый ряд мер, призванных построить действенную систему финансового контроля в условиях внедрения программного бюджета. Особое значение придается построению единой и целостной системы внутреннего и внешнего контроля одновременно с усилением степени ответственности органов государственной власти за конечные результаты их деятельности.

Действующие региональные системы государственного (муниципального) финансового контроля в подавляющем большинстве случаев потребуют довольно серьезного реформирования для адаптации к новым условиям. На повестку дня встает вопрос проверки конечных результатов в количественных и качественных показателях выполнения государственных (муниципальных) заданий, а также контроля обоснованности расчетов нормативных затрат. Ожидаемое системное реформирование в первую очередь затронет финансовые органы, органы внутреннего контроля главных распорядителей, а также органы муниципального финансового контроля. Вопросы регламентации контрольной деятельности также потребуют значительного совершенствования.

Ряд положений IX главы указанной программы Правительства РФ невыполнимы без внесения корректировок в федеральное законодательство. Однако развитию системы внутреннего контроля на региональном уровне ничто не препятствует и в целом ряде субъектов в рамках региональных целевых программ уже запланированы мероприятия по системному реформированию внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. Эти мероприятия обязательно включают в себя оказание методической помощи ГРБС, органам местного самоуправления и построение эффективного взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансового контроля. Для этого необходим единый информационно-методологический центр или, иначе говоря, системный регулятор, имеющий соответствующие полномочия, методологическую базу и инструменты информационно-технологического обеспечения процессов.

Современные тренды однозначно указывают направление построения государственной информационно-аналитической системы регионального финансового контроля, в которую должен входить и финансовый орган как главный источник информации о контролируемых объектах. Система должна быть централизованной, автоматизация в этой сфере больше не может носить точечный характер.

Компания «Кейсистемс» предлагает собственное готовое и апробированное решение, обеспечивающее надлежащий масштаб работы и реализацию системного подхода к проблеме. Последняя разработка в серии продуктов для контрольных органов, комплекс «Ревизор-КС», обеспечивает региональный финансовый или иной уполномоченный орган эффективными инструментами для систематизации контрольной работы и учета контрольных мероприятий всех контролирующих органов в единой базе данных. Основная идея комплекса «Ревизор-КС» — это создание единого регионального информационного пространства финансового контроля.

Внутренний контроль

«Ревизор-КС» — это инструмент технологической реализации системы внутреннего контроля, реализуемой в рамках программ по повышению эффективности бюджетных расходов. Простой пример. Настроив «Ревизор-КС», например, в Министерстве финансов субъекта, можно сразу предоставить все настроенные классификаторы, показатели, регламенты, формы документов, отчетов и т. п. другим участникам системы: контрольным органам ГРБС и муниципальных образований. Благодаря этому пользователи, которые могут не иметь достаточного опыта, не будут «вариться в собственном соку», вырабатывая собственные стандарты и регламенты, а, используя готовые, сразу же приступят к эффективной работе.

В условиях реформирования системы государственного финансового контроля «Ревизор-КС» обеспечивает внедрение в практику работы органов исполнительной власти электронных регламентов, отражающих региональные стандарты и типовые положения по контрольной работе. Именно электронные регламенты сегодня составляют основу «электронного правительства», они позволяют наиболее эффективно планировать ресурсное обеспечение контрольных органов и в реальном времени отслеживать соблюдение контролерами и ревизорами надлежащих нормативов и процедур. Автоматически вводятся в практику важнейшие системообразующие инструменты финансового контроля, такие как единый классификатор нарушений, сводный отчет о результатах работы системы государственного финансового контроля и др.

Разграничение полномочий

«Ревизор-КС» позволяет четко разграничить полномочия между органами исполнительной власти и выстроить вертикальное разграничение между субъектом и муниципальными образованиями, в том числе в части контроля за соблюдением целей и условий получения межбюджетных трансфертов. В этой части, например, применяются такие инструменты, как сводный план контрольной работы, появляется возможность более эффективно организовать совместные проверки.

В итоге, даже без увеличения общей штатной численности, более рационально планируется работа и распределяется нагрузка на контрольные органы, повышается доля проверяемых средств в общем объеме финансового обеспечения.

Мониторинг эффективности

«Ревизор-КС» — это действенный инструмент, обеспечивающий реализацию инноваций в сфере финансового контроля, как верно отметил С. В. Степашин на совещании по вопросам совершенствования государственного контроля 8 декабря 2010 года: «Мы все должны помнить, что инновации — это не только новые наукоемкие технологии, материалы и изделия. Инновации — это еще и новые управленческие практики, это более совершенные структуры организаций, это новые методики обучения и работы с кадрами. А в нашей с вами профессиональной сфере инновации — это еще и разработка и внедрение новых, более эффективных и, что немаловажно, менее ресурсоемких методов аудита и контроля».

Читайте так же:  Льготы по земельному налогу установлены

6.1 Содержание и значение финансового контроля

Контроль является одной из важнейших функций управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект 1 .

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности государства.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основное содержание финансового контроля раскрывается через его цели, задачи, принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в оперативном получении полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

• обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства;

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования;

• соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

• предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

• усиление результативности финансовой политики государства.

Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом, т. е. как систему. В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы. В качестве основных элементов финансового контроля выступают: объект и субъект; принципы контроля; информационное, нормативное обеспечение; механизм контроля; ответственность всех участников процесса контроля. К вспомогательным элементам (инфраструктуре) финансового контроля можно отнести финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.

В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством. Субъекты контроля являются наиболее важным элементом системы финансового контроля, так как они в соответствии с законодательно установленными полномочиями непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами, в свою очередь, определяет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

• планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

• проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

• систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

• реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основополагающие принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля 2 .

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных
мероприятий.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет при долевом строительстве квартиры

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), и также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского и финансового учета.

Нормативное обеспечение финансового контроля включает:

• нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

• стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавнивающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации 3 (например, правила (стандарты) аудиторской
деятельности);

• кодексы профессиональной этики;

• методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие
ииды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов 4 . Основной целью применения финансовых санкций является сокращение и предупреждение нарушений установленных норм права всеми субъектами финансовых отношений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются, например: неисполнение закона (решения) о бюджете; несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в соответствующем документе (например, акте ревизии или проверки).

1 См.: Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2002. — С. 393.
2 См.: Лимская декларация руководящих принципов контроля / / Контроллинг. — 1991. — № 1. — С. 55-56.
3 См.: Воронин Ю.М., Мешалкина Р.Е. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. — М.: ИД «Финансовый контроль», 2003. — С. 144.
4 См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 1999. — С. 311.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Содержание и значение финансового контроля

Контроль являтся одной из важнейших функций управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект [82] .

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности государства.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основное содержание финансового контроля раскрывается через его цели, задачи, принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в оперативном получении полной и достоверной информации о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для своевременного принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

• обеспечение финансовой безопасности и устойчивости финансовой системы государства;

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• обеспечение роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их законного, эффективного и рационального использования;

• соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

• предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

• усиление результативности финансовой политики государства.

Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом, т. е. как систему. В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы. В качестве основных элементов финансового контроля выступают: объект и субъект; принципы контроля; информационное, нормативное обеспечение; механизм контроля; ответственность всех участников процесса контроля. К вспомогательным элементам (инфраструктуре) финансового контроля можно отнести финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

Читайте так же:  Проведение налоговых проверок это

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.

В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством. Субъекты контроля являются наиболее важным элементом системы финансового контроля, так как они в соответствии с законодательно установленными полномочиями непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами, в свою очередь, определяет механизм финансового контроля. .

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

• планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

• проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

• систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

• реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основополагающие принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля [83] .

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), и также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию

0 состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение дли осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского и финансового учета.

Нормативное обеспечение финансового контроля включает:

• нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

• стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанав- нивающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации [84] (например, правила (стандарты) аудиторской

• кодексы профессиональной этики;

• методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют спосо- оы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. 11ри нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о і псударственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов [85] . Основной целью применения финансовых санкций является сокращение и предупреждение нарушений установленных норм права всеми субъектами финансовых отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются, например: неисполнение закона (решения) о бюджете; несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в соответствующем документе (например, акте ревизии или проверки).

Источники

Информационное обеспечение финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here