Камеральная налоговая проверка бухгалтерской отчетности

Финансовые Бизнес Системы

Тел.: (495) 981-89-83

E-mail.: [email protected]

Камеральная проверка отчетности

Камеральная налоговая проверка — это универсальная форма текущего налогового контроля. Проверке подвергаются все представляемые налоговые декларации и расчеты. Срок составляет три месяца со дня сдачи отчетности налогоплательщиком.
Должностное лицо налогового органа проверяет:

  1. Согласованность показателей:
    — правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой отчетности;
    — связь показателей бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности;
    — логическую связь между отдельными отчетными и расчетными показателями;
    — сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода.
  2. Обоснованность заявленных налоговых вычетов (на основании документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации).
  3. Правильность применения налогоплательщиком льготы.
  4. Соответствие между данными отчетности с данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученными из других источников.

В нашей программе заложены те же алгоритмы, которые используются в ФНС России для проведения проверки согласованности показателей при камеральной проверке.

Проверка согласованности показателей

Камеральная проверка, проводимая программой, включает в себя анализ показателей бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение контрольных соотношений. Все показатели проверяются на согласованность как внутри определенного отчета, так и между отчетными формами текущего периода. В заключение выполняется сверка с данными предыдущих отчетных периодов.
В состав проверяемой отчетности входят:

Бухгалтерские формы:

  • Бухгалтерский баланс (форма №1),
  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2),
  • Отчет об изменениях капитала (форма №3),
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4),
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5),
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6),
  • Бухгалтерская отчетность кредитной организации,
  • Формы отчетности бюджетных организаций;

Налоговые декларации:

  • Налоговая декларация по налогу на прибыль,
  • Налоговая декларация по НДС,
  • Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам,
  • Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам,
  • Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам,
  • Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам,
  • Налоговая декларация по налогу на имущество организаций,
  • Расчет авансовых платежей по налогу на имущество организаций,
  • Декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Кроме этого, также проверяются более 15 различных форм статистической отчетности.
В «СБиС++ Электронная отчетность» проводится постоянная разработка новых контрольных соотношений, как для еще незадействованных в проверке форм, так и для вновь утверждаемых.
При проведении данного этапа проверки нашей системой используются:

  • 670 контрольных соотношений по бухгалтерской отчетности;
  • 780 контрольных соотношений по налоговым декларациям;
  • 1370 контрольных соотношений по статистической отчетности.

В целом более 2800 (!) контрольных соотношений!

Проверка отчетов может производиться и по ходу их заполнения, и после того, как вся отчетность будет сформирована.
В процессе заполнения, находясь непосредственно в форме, если воспользоваться кнопкой «Проверить отчет», сформируется протокол проверки с подробным описанием ошибок. Ошибки можно сразу исправить и повторить проверку. При необходимости протокол проверки можно распечатать или сохранить в файл.
Например, рассмотрим результат проверки формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Понятно, что показатели разных отчетных форм, имеющие один и тот же смысл, в едином отчетном периоде должны быть равны. В частности, показатель «Денежные средства на начало отчетного года» бухгалтерского баланса должен быть равен «Остатку денежных средств по состоянию на 1 января отчетного года» формы № 4 «Отчет о движении денежных средств». Проверкой обнаружена ошибка! Она требует обязательного внесения исправления.

Или другой пример с декларацией по НДС: сумма НДС к вычету по ранее полученным авансам больше суммы НДС, начисленной с реализации. Такая ситуация возникла из-за невозможности организовать раздельный учет по полученным авансам за облагаемые и необлагаемые НДС товары. В результате, ранее уплаченный НДС с авансов оказался выше, чем НДС с реализации. По этому вопросу следует предоставить объяснение в налоговую.

Контроль всей отчетности можно осуществить, не открывая отдельные документы, находясь в реестре.

По желанию можно выбрать несколько требуемых форм или проверить полный состав отчетности.

По окончании обработки выводится отчет, отражающий полную информацию о выявленных нарушениях согласованности показателей в документах. Нажав на ошибочный показатель в перечне, вы быстро перейдете на него же в соответствующей форме. Проанализировав нарушенное соотношение, в случае ошибки вы тут же произведёте корректировку.

При наличии обоснованных расхождений вы сможете заранее подготовить разъяснения для налогового инспектора в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства. Что очень важно для последующего удачного прохождения камеральной проверки в налоговой инспекции!

Желаем вам, чтобы ваша отчетность всегда успешно проходила камеральную проверку в налоговой инспекции. «СБиС++ Электронная отчетность» со своей стороны делает для этого все возможное, зависящее от неё.

Камеральная налоговая проверка

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц определяется

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).

Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

За какой период налоговая может провести проверку

Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).

Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.

Читайте так же:  Дарение денег облагается налогом

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Построение отчета

Нажмите кнопку «Выполнить проверку». На экран выводится результат проверки.
Краткий вывод по каждому проверяемому отчету

  • «Есть ошибки» – по данному отчету обнаружены несоответствия в контрольных соотношениях.
  • «Нет ошибок» – по данному отчету несоответствий в контрольных соотношениях не выявлено.
  • «Нет данных» – по данному отчету несоответствий в контрольных соотношениях не выявлено, но в программе недостаточно данных для полной проверки: отсутствуют некоторые отчеты.

Подробная информация по каждому проверяемому отчету

Представляет собой протокол проверки отчета, в котором в зависимости от выбранной формы отчета отображаются все или только ошибочные контрольные соотношения.

С помощью флага «Только ошибки» вы можете устанавливать нужный режим отображения информации: показывать только ошибочные контрольные соотношения, либо все проверенные контрольные соотношения, не возвращаясь при этом к мастеру проверки отчетности.

Выводимая на экран информация подскажет вам, в каких отчетных формах и какие соотношения показателей были нарушены. Воспользовавшись данной информацией, вы сможете быстрее поправить отчетность и подготовить ее к передаче по электронным каналам связи.

Если у Вас возникли вопросы по заполнению и отправке отчетности в программе СБиС++ Электронная отчетность, Вы можете задать их сотрудникам Департамента электронной отчетности по тел. (495) 956-08-80.

Начните работать со СБИС++
ПРЯМО СЕЙЧАС!

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected] . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

Читайте так же:  Возврат налог на собственность

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.

Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Читайте так же:  Сколько заплатить налога ип

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность. Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104 ).

Вместе с тем Закон «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение срока, установленного правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ , раздел 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.

Камеральная проверка отчетности в СБиС++

Сегодня мы расскажем еще об одной возможности Аналитического блока СБиС++ — самостоятельной камеральной проверке отчетности.

В течение трёх месяцев со дня представления Вами налоговой отчётности, налоговая инспекция проводит безвыездную камеральную налоговую проверку, без уведомления налогоплательщика. В ходе такой проверки проверяется:

  • правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой отчетности;
  • связь показателей бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности;
  • логическую связь между отдельными отчетными и расчетными показателями;
  • сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или несоответствия в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

СБиС++ позволяет выполнить камеральную проверку отчетности по тем же алгоритмам, которые используются в инспекциях ФНС России. Это даст Вам возможность заранее отправить корректирующую отчетность, или при наличии обоснованных расхождений, подготовить разъяснения для налогового инспектора в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства, а не ждать «неожиданностей» со стороны налоговой инспекции, особенно в летний период, когда ответственный бухгалтер может находиться в отпуске.
При проведении камеральной проверки нашей системой используются:

  • более 670 контрольных соотношений по бухгалтерской отчетности;
  • более 780 контрольных соотношений по налоговым декларациям;
  • более 1370 контрольных соотношений по статистической отчетности.

Для запуска проверки перейдите в раздел «Анализ финансов и налогов» и выберите «Провести проверку отчетности»:

Запустится Мастер проверки отчетности, состоящий из трех шагов:

  1. На первом шаге ознакомьтесь с информацией о возможностях данной проверки, выберите анализируемый период и проверьте правильность указанной учетной схемы.
  • Укажите, в каком виде должны выводиться результаты проверки.
  • «Только ошибки» – в отчете будут отражаться только те контрольные соотношения, в которых обнаружены несоответствия.
  • «Ошибки и предупреждения» — в отчете отражаются как ошибки, так и предупреждения о несоблюдении рекомендованных контрольных соотношений
  • «Все результаты проверки» – в отчете отражаются все контрольные соотношения, по которым осуществляется проверка.
  • На третьем шаге определите объекты проверки — отчеты, которые участвуют в проверке на взаимоувязку показателей в формах.
  • В левом столбце таблицы указываются отчеты, которые могут быть проверены и могут быть созданы в данном отчетном периоде в соответствии с учетной схемой налогоплательщика.
  • Отчеты, которые уже созданы, отображаются темным шрифтом и отмечены установленным флагом (по умолчанию все они будут участвовать в проверке).
  • Еще не созданные отчеты отображаются красным шрифтом и отмечены красным восклицательным знаком.
Читайте так же:  Налог на имущество организаций изменения

На заметку! Недостающие отчеты можно создать вручную (для этого нужно выйти из мастера проверки отчетности) или загрузить из других программ.

  1. Список отчетов можно распечатать по кнопке «Напечатать».

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).

Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

За какой период налоговая может провести выездную проверку

Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.

Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:

  • продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] );
  • приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.

Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Источники

Камеральная налоговая проверка бухгалтерской отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here