Комиссия по урегулированию задолженности по налогам

Об урегулировании задолженности физических лиц

Федеральная налоговая служба в целях взыскания задолженности по имущественным налогам физических лиц после наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению и отсутствии в налоговом органе информации об уплате по нему рекомендует налоговым органам проводить следующие мероприятия:

1. После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению, направленному налогоплательщику — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем (далее — физическое лицо, налогоплательщик) и отсутствию в налоговом органе информации об уплате по нему, налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос в части получения актуальной информации о месте жительства (пребывания) физического лица для направления ему требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате) в отношении налогоплательщиков, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей.

Данный запрос направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене места жительства (пребывания) налогоплательщика, то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению необходимо на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

3. Налоговый орган не позднее 5-ти рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога, указанного в «едином» налоговом уведомлении, направленном физическому лицу, и, в случае неисполнения обязанности по уплате в установленный срок, формирует документ о выявлении недоимки у этого налогоплательщика.

Данный документ составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2012 № 26179) (далее — приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected]) и хранится в налоговом органе.

4. Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате):

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате, превышает 3 тыс. рублей — не позднее 10-ти календарных дней со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате составляет от 500 рублей до 3 тыс. рублей — не ранее 1-го месяца, но не позднее 2-х месяцев со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате не превышает 500 рублей — не позднее 10-ти месяцев со дня выявления недоимки.

В случае, если требование об уплате вручается налогоплательщику лично под расписку или направляется по почте заказным письмом, то оно составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected]

Один экземпляр требования об уплате вручается соответственно физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или направляется по почте заказным письмом.

Второй экземпляр требования об уплате с датой и подписью налогоплательщика о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

В случае, если требование об уплате передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/[email protected] (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011 № 19804) либо через личный кабинет налогоплательщика согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/[email protected] (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2015 № 38229), то оно составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], и, с подтверждением отправки налогоплательщику данного требования, хранится в налоговом органе.

Срок исполнения требования об уплате рекомендуется устанавливать:

— при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в субъекте Российской Федерации, к видам деятельности которого относится централизованная печать и массовая рассылка налоговых документов в соответствии с приказом ФНС России от 15.11.2013 № ММВ-7-1/[email protected], — не менее 30, но не более 45 календарных дней;

— во всех остальных случаях — 30 календарных дней.

5. После истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налоговый орган до формирования списков, предусмотренных пунктом 7 настоящего письма, информирует должника (его законного или уполномоченного представителя) посредством телефонной связи о наличии у налогоплательщика задолженности, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом, в рамках приказа ФНС России от 30.04.2015 № СА-7-17/[email protected] «Об оказании услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации» при условии:

а) информирование физических лиц производится, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации составляет более 10 тыс. рублей, а для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга более 50 тыс. рублей;

б) номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС).

Информирование физических лиц осуществляется только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, с использованием иных альтернативных способов при условии соблюдения положений статьи 102 Кодекса, а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Читайте так же:  Налог на имущество российской федерации

6. После истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Информирование работодателей с направлением списка сотрудников с указанием фамилии и инициалов (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа осуществляется письменно не реже одного раза в год по форме согласно приложению № 1 к настоящему письму. Иная информация о физических лицах в письме не указывается.

7. Отделами, в компетенцию которых входит взыскание задолженности, формируются списки налогоплательщиков и передаются в правовые отделы в целях последующей подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в следующие сроки:

— в течение 4 месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию превысила 3 тыс. рублей и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

— в течение 3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. рублей.

8. Налоговый орган осуществляет взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления по оказанию содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом:

а) одновременно с направлением информации работодателю о сотрудниках, имеющих задолженность по имущественным налогам налоговый орган участвует в работе комиссий по урегулированию задолженности с участием работников правоохранительных органов и органов исполнительной власти регионального и местного уровня;

б) после вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица, налоговый орган передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой Российской Федерации для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД) с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

9. В случае, если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств.

10. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации заключают соглашения с Правительствами субъектов Российской Федерации в целях передачи сведений о задолженности физических лиц по имущественным налогам, после вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица.

11. В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 200 тыс. рублей (для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга 300 тыс. рублей), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

При необходимости управления ФНС России по субъектам Российской Федерации могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 3 млн. рублей, контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

12. Информацию об исполнении положений настоящего письма необходимо представлять ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно Приложению № 2 к настоящему письму.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. ГРИГОРЕНКО

Межведомственная комиссия рассмотрела вопросы по урегулированию задолженности по налогам

Вопросы, связанные со снижением задолженности, образовавшейся в результате неуплаты текущих платежей в очень непростое для экономики страны время, требуют ежедневного контроля.

Кроме своевременной и четкой работы по принудительному взысканию задолженности, особое внимание уделяется работе комиссий по урегулированию задолженности, созданных на межведомственной основе с участием сотрудников налоговых органов, органов прокуратуры и исполнительного комитета муниципального образования, службы судебных приставов.

В ИФНС России по Московскому району г. Казани еженедельно проводятся межведомственные комиссии по работе с задолженностью.

На комиссию, с участием заместителя главы администрации Кировского и Московского районов Арека Мансуровича Арсланова, заместителя помощника прокурора Московского району Тимура Ирековича Абдреева и заместителя старшего судебного пристава Светланы Николаевны Смирновой были приглашены руководители организации, которые имеют задолженность перед бюджетом.

В ходе проведения данного совещания представителями некоторых организаций были представлены копии платежных поручений, подтверждающих о погашении задолженности, остальные гарантировали погашение задолженности по налоговым платежам.

Благодаря деятельности этих комиссий достигнута наибольшая сумма снижения задолженности: были заслушаны 128 налогоплательщиков. По результатам работы комиссий поступило в бюджет 43 млн. рублей..

О проведении комиссии по урегулированию задолженности по налоговым платежам

Отделом урегулирования задолженности Межрайонной ИФНС №10 по Калининградской области была проведена комиссия по урегулированию задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и повышению мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Для дачи пояснений о причинах несвоевременной уплаты налогов в бюджет и сроках погашения задолженности на комиссию были приглашены 8 налогоплательщиков, общая сумма задолженности которых превышает 8 млн. руб. По результатам работы комиссии погашена задолженность в размере более 4 млн. рублей.

Читайте так же:  Подоходный налог при строительстве квартиры

За период с 03.11.2015 по 11.11.2015 отделом камеральных проверок №1 инспекции были проведены комиссии по легализации налогооблагаемой базы и по урегулированию задолженности по налогу на доходы физических лиц. На комиссию по урегулированию задолженности была приглашена одна организация с общей суммой задолженности 400 тыс. рублей. По результатам комиссии принято решение погасить задолженность по НДФЛ до 20.12.2015 в полном объеме. На комиссию по легализации налогооблагаемой базы было приглашено и заслушано шесть организаций. По результатам комиссии решено уточнить налоговые обязательства, сдать уточненные налоговые декларации и представить необходимые документы.

Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?

Автор: Щербинина Анастасия
эксперт WiseAdvice

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное — ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Критерии отбора на налоговые комиссии

В большинстве случаев налоговики отбирают кандидатов на комиссии по основным критериям: убытки, низкие зарплаты, большие вычеты НДС, низкая налоговая нагрузка и т. д. Все критерии перечислены в письме ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Считается, что на налоговую комиссию инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Как бы там ни было, бояться комиссий не стоит.

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона. Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше.

Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (в Москве МРОТ с 1 июня 2015 года составляет 16 500 руб.). Теперь они ориентируются на среднеотраслевые зарплаты (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики

«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Кстати, в связи с введением с 2016 года новой отчетности по НДФЛ инспекторы с большим рвением будут приглашать компании на зарплатные комиссии. Как показывает наша практика общения с налоговыми органами на зарплатных комиссиях, инспекторы уже сейчас предупреждают, что если компания не пересмотрит зарплаты, то в будущем году приглашать в ИФНС ее будут ежеквартально.

Обзор документа

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

Статьи

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Читайте так же:  Подоходный налог при наличии двух детей

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос — когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. Доклады о социально-экономическом положении в Москве за соответствующий период).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, — снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики

Видео (кликните для воспроизведения).

«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве

Столичное Управление ФНС России проанализировало причины хронической налоговой недоимки у ряда организаций . Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей». Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по НДС

Кого вызывают. На комиссии по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью «Выездная проверка: как определить. Не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Чем рискует генеральный директор?

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

Комиссия по урегулированию задолженности по налогам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

Читайте так же:  Размер земельного налога устанавливается

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. Вот свежие данные среднеотраслевой налоговой нагрузки , на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/[email protected] “Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений”

Федеральная налоговая служба в целях совершенствования работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате налога) в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.

Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.

В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.

При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании, налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

1. Не реже одного раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества бюджетных учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, а также органам региональной власти и местного самоуправления, списки бюджетных учреждений, имеющих задолженность в бюджетную систему Российской Федерации, с указанием суммы задолженности.

2. В целях урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, а также исключения негативных последствий в виде невыплаты заработной платы сотрудникам учреждений, на постоянной основе проводить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и иными органами региональной власти и местного самоуправления, путем проведения совместных совещаний по обсуждению складывающейся ситуации по неплатежам в бюджет данной категории должников.

3. Назначить ответственного за исполнением настоящего письма ФНС России заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Территориальным налоговым органам до применения мер по взысканию задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств и приостановления операций по счетам бюджетных учреждений в сроки, предусмотренные Кодексом, необходимо обеспечить обязательное проведение мероприятий, направленных на информирование главных распорядителей бюджетных средств, органов региональной власти и местного самоуправления о неплатежах в бюджетную систему и суммах задолженности в отношении социально-значимых бюджетных учреждений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко
Читайте так же:  Регулирование и контроль валютных операций

Какие компании вызывают на налоговые комиссии?

Налоговики ведут активную борьбу с серыми зарплатами и компаниями-должниками. Как инспекторы убеждают платить НДФЛ в полном размере? И какие долги привлекут их внимание? Об этом рассказала Екатерина Макарова, руководитель УФНС России по Московской области.

— Екатерина Викторовна, сейчас налоговая служба объявила настоящую войну зарплатам в конвертах. Как сейчас обстоит ситуация с легализацией заработной платы в Московской области?

— Действительно, на сегодняшний момент вывод заработной платы из тени — одна из первостепенных задач правительства области и налоговой службы Подмосковья. К сожалению, в регионе все еще есть работодатели, не желающие платить налоги и соблюдать нормы трудового законодательства перед своими сотрудниками.

Говорить о конкретной статистике на данный момент сложно, так как зачастую информация о выплате заработной платы в конверте может поступать в контролирующие органы только от самих работников, получающих такие доходы. А последние прибегают к помощи государственных органов не тогда, когда получают конверты, а когда встает вопрос об их социальной защищенности. Ведь, получая заработную плату в конверте целиком или ее часть, работник лишается государственных социальных гарантий. К тому же часто и гражданин обращается к нам, когда компания-нарушитель уже прекратила свое существование.

— Как сотрудники УФНС России по Московской области борются с выплатами вчерную?

— В данном случае нужно говорить не только о борьбе. Здесь важен и инвестиционный климат в регионе, и формирование социальной ответственности работодателей перед населением, воспитание, как у граждан, так и у бизнес-сообщества, ответственного отношения к обязанности уплачивать налоги.

В этом направлении на постоянной основе работают созданные во всех территориальных инспекциях Московской области комиссии по легализации объектов налогообложения. Работа этих комиссий осуществляется в тесном взаимодействии с администрациями муниципальных образований, прокуратурой, правоохранительными органами, инспекциями по труду, внебюджетными фондами.

— Какие компании рискуют получить приглашение на такие комиссии?

— Пристальное внимание комиссии уделяют работодателям, выплачивающим заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам экономической деятельности. По итогам 2012 года и первых четырех месяцев текущего года на комиссиях заслушаны более 5 тыс. таких организаций. В результате около 4 тыс.работодателей повысили заработную плату своим работникам. Дополнительные поступления в бюджет НДФЛ составили 123 млн руб.

На комиссии также вызывают работодателей, у которых есть задолженность перед бюджетом по уплате налога на доходы физических лиц. За четыре месяца текущего года налоговики выявили 884 организации, которые, фактически выплачивая зарплату, не перечисляли в бюджет удержанный из нее НДФЛ. Задолженность таких организаций перед бюджетом составила 528 млн руб. Сегодня более 120 млн руб. уже поступило в бюджет благодаря работе комиссий.

— Как часто налоговики приходят с выездными ревизиями к компаниям с серыми зарплатами?

— Довольно часто. В прошлом году выездные налоговые проверки прошли в 205 таких организациях. Это позволило обеспечить дополнительное поступление более 400 млн руб. налога на доходы физических лиц.

— Хотелось бы также поговорить и о комиссиях по урегулированию задолженности. Насколько мне известно, инспекторы чуть ли не еженедельно приглашают руководителей компаний на такие заседания. Какого размера долги и на протяжении какого периода должны быть, чтобы компания попала на комиссию?

— Критерий для приглашения на данные комиссии — наличие задолженности. Ни размер, ни период образования задолженности, как правило, роли не играют.

В зону риска приглашения на комиссию может попасть любой налогоплательщик, не уплачивающий своевременно в бюджет налоги.

— В каких экономических сферах сконцентрирована наибольшая часть проблемных налогоплательщиков-должников?

— Проблемных налогоплательщиков-должников достаточно во всех сферах экономической деятельности. Но наибольшая сумма задолженности аккумулируется среди организаций, занимающихся оптовой и розничной торговлей, строительством, производством пищевых продуктов.

Следует отметить, что благодаря эффективной работе налоговых инспекторов в Подмосковье сохраняется тенденция снижения задолженности. Задолженность по налогам, пеням, штрафным санкциям в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков региона снизилась только за I квартал 2013 года на 2,2 млрд руб. На фоне других субъектов Центрального федерального округа можно сказать, что мы добились неплохих результатов.

— На комиссии приглашают гендиректора и главбуха. Может ли вместо них прийти другой представитель компании?

— Личное присутствие на мероприятии предпринимателя, руководителя организации, бухгалтера указывает на открытость и искренность налогоплательщика, стремление найти выход из создавшейся ситуации, создает предпосылки к конструктивному диалогу.

Если же руководитель направляет на комиссию уполномоченных лиц, то это может быть расценено как «присутствие для создания видимости». В большинстве случаев такие представители не в состоянии вести конструктивный разговор.

Стоит подчеркнуть, что и рассмотрение состояния дел налогоплательщика в таком составе носит формальный характер, поскольку не представляется возможным выявить объективные обстоятельства и причины образовавшейся задолженности.

— Какие вопросы налоговики могут задать на комиссии?

— Цель работы комиссии — помочь налогоплательщикам разобраться в причинах образовавшейся недоимки и, конечно же, найти выход из создавшегося положения. Соответственно, и беседа идет в форме открытого диалога.

Организации задают вопросы, касающиеся вида деятельности, финансово-экономических показателей, перспектив бизнеса. Налогоплательщику дают возможность пояснить причины и обстоятельства ситуаций, связанных с неуплатой налогов.

— Какие будут последствия, если компания проигнорирует вызов на комиссию, — административный штраф или же выездная налоговая проверка?

— Игнорирование вызова на комиссию никаких последствий за собой не влечет. Однако такой поступок может негативно отразиться на деловой репутации организации.

Хотелось бы напомнить, что в работе комиссий активно принимают участие представители службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

— Может ли компания перенести на более поздний срок заседание комиссии, например, если директор заболел или уходит в отпуск?

— Конечно, иногда от налогоплательщика поступают просьбы как в письменном виде, так и по телефону о переносе времени заседания комиссии. К таким просьбам мы относимся с пониманием и, учитывая уважительные причины, идем навстречу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное, чтобы со стороны приглашенного на комиссию это не вошло в систему.

Источники

Комиссия по урегулированию задолженности по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here