Коммерческий банк как агент валютного контроля

Коммерческий банк как агент валютного контроля

Библиографическая ссылка на статью:
Белоглазова К.А. Коммерческие банки как агенты валютного контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13274 (дата обращения: 07.02.2019).

В связи с текущим положением российской экономической системы на международной арене и экономическими санкциями, введенными против нашей страны со стороны США и Европы, наиболее актуальным является исследование деятельности коммерческих банков как субъектов внешнеэкономических связей России.

На российскую экономику в настоящее время действует целый ряд дестабилизующих факторов: санкционная политика, рост геоэкономического напряжения, неопределенность в функционировании универсальных международных организаций [1, 2]. Неблагоприятное развитие внешних условий хозяйствования предъявляют новые требования к системе макроэкономического, в т.ч. валютного регулирования.

В соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» коммерческие банки являются уполномоченными банками, то есть кредитными организациями, имеющими право осуществлять операции в иностранной валюте [3].

Опыт развитых стран свидетельствует, что меры финансового характера могут играть ключевое значение в свете задах макроэкономической стабилизации [4, 5].

Коммерческие банки Ростовской области предлагают своим клиентам широкий спектр услуг, которые касаются внешнеэкономической деятельности. К ним можно отнести:

  • открытие и обслуживание счетов клиентов в иностранной валюте;
  • выдачу валютных кредитов;
  • куплю-продажу иностранной валюты и др.

Законодательство нашей страны требует установления валютного контроля за подобными транзакциями и услугами [6].

составлено автором на основе №173-ФЗ [3]

Рисунок 1 – Функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля

Выше перечисленные функции осуществляются с целью обеспечения экономической безопасности страны, стимулирования развития экономики и внешнеэкономических отношений.

Одним из важнейших направлений внешнеэкономических деятельности коммерческих банков Ростовской области является установление корреспондентских отношений с другими банками. К сожалению, политика санкций выявила инновационную осталось и высокую уязвимость нашей банковской системы [7].

В рамках этого направления кредитные организации являются активными участниками международной ассоциации SWIFT, которая обеспечивает безопасность и быстроту при проведении платежей с банками-корреспондентами.

В сеть зарубежных банков-корреспондентов можно отнести Citibank NA (Нью-Йорк, США), СommerzbankAG (Франкфурт, Германия), SocieteGeneraleSA (Париж, Франция), UniCreditSpA (Милан,Италия), ErsteGroupBankAG (Вена, Австрия),RaiffeisenlandesbankOberoesterreichAG (Линц,Австрия).

составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 2. Ностро-счета кредитных организаций Ростовской области, открытые в банках – корреспондентах, тыс. руб.

составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 3. Лоро-счета кредитных организаций Ростовской области, открытые в банках – корреспондентах, тыс. руб.

На графике представлен оборот по валютным операциям в кредитных организациях Ростовской области за 2016 год

составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 4. – Оборот по валютным операциям кредитных организаций Ростовской области в 2016 году, тыс. руб.

Выполняя функции агента валютного контроля, коммерческие банки Ростовской области сталкиваются с рядом проблем. Проблемы можно разделить на два вида: проблема конкурентоспособности коммерческих банков и проблема коммерческого банка, как агента валютного контроля [9].

Коммерческие банки выступают в качестве как активных, так и пассивных участников правоотношений. С одной стороны, банки осуществляют контроль за проведением валютных операций, а с другой, сами подвергаются валютному контролю со стороны Центробанка Российской Федерации.

Для того чтобы соответствовать стандартам международного банкинга необходимо постоянно внедрять новые технологии. Для нормального функционирования в кризисных ситуациях российская банковская система нуждается в реорганизации.

Для подтверждения необходимости реорганизации российской банковской системы рассмотрим динамику снижения кредитных организаций в Южном федеральном округе (Таблица 1)

Таблица 1 – Динамика снижения количества кредитных организаций в 2012-2016 гг. по Южному федеральному округу

Количество кредитных организаций в регионе

Количество филиалов в регионе

Головной офис в данном регионе

Головной офис в другом регионе

составлено автором на основе данных ЦБ РФ [10]

В связи с этим можно говорить о проведении реформ, касающихся четкого распределения функций, которыми наделены как агенты, так и органы валютного контроля. Это позволит наладить механизм контроля за проведением валютных операций. Коммерческие банки Ростовской области будут уходить от выполнения функций выявления и предупреждения коммерческих преступлений. То есть банки смогут непосредственно работать над их главной целью – увеличением прибыли [11].

В условиях геополитической нестабильности необходимо отметить высокий шанс быть подверженным валютным риском. Всем известно, что полностью избежать риска является невозможным, то для того чтобы минимизировать издержки необходимо применять различные методы управления валютными рисками.

Риск убытков от валютных операций возникает, прежде всего, при появлении курсовой разницы. В данном случае снижения валютных рисков применяется анализ движения курсов валют. Курсы валют можно проанализировать с помощью фундаментального и технического методов.

При фундаментальном методе специалисты регулярно отслеживают макроэкономические показатели развития стран и делают прогноз изменения курсов валют. Технический метод прогнозирования курсов валют основан на математической системе, которая позволяет автоматически подавать сигналы к купле-продаже иностранной валюты.

Внутри коммерческого банка установление лимитов на совершение валютных операций является базовым методом управления валютными рисками. К таковым относят лимиты на операции с партнерами и клиентами, лимиты на иностранные государства, лимиты убытков и прочие.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что коммерческие банки являются важнейшим звеном в развитии российской экономической системы, обеспечивая проведение валютных операций, установлении корреспондентских отношений с зарубежными партнерами и выступая агентом валютного контроля. На данный момент развитие валютного рынка России сталкивается со сложной конфигурацией проблем формирования адекватной макроэкономической политики.

Дальнейшее развитие национальной валютной системы с большой вероятностью потребует усиления роли коммерческих банков в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13274

12.3. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Как ранее указывалось, кредитные организации выступают на валютном рынке не только как хозяйствующий субъект, но и как субъект, наделенный рядом финансово-правовых полномочий.

Читайте так же:  Процент подоходного налога с заработной платы

В рамках осуществления валютного контроля уполномоченные банки (агенты валютного контроля) и их должностные лица вправе:

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

Документы, обязательные для предоставления уполномоченным банкам, — документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, например первичные бухгалтерские документы, приходные и расходные кассовые ордеры, товарно-транспортные накладные. При этом уполномоченные банки вправе отказать в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых для осуществления валютного контроля, либо при представлении недостоверных документов.

Уполномоченные банки при наличии информации о нарушении валютного законодательства резидентами и нерезидентами обязаны передать органу валютного контроля — Банку России, Федеральной таможенной службе или Федеральной налоговой службе (в зависимости от их компетенции) информацию:

в отношении юридического лица в отношении физического лица
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения

Осуществляя валютный контроль, уполномоченные банки оформляют паспорта сделки между резидентами и нерезидентами при проведении ими валютной операции .

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Паспорт сделки оформляется на следующие виды договоров: контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах:

а) договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме;

б) договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;

в) договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах (а), (б), (г), предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

г) договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды;

д) договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу)) (п.

Паспорт сделки оформляется в отношении указанных выше договоров, при условии, что сумма обязательств по каждому из них равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, эквивалент в российских рублях рассчитывается на основе официального курса иностранных валют по отношению к рублю, установленного Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России.

Паспорт сделки содержит следующую информацию: 1) номер и дата оформления паспорта сделки; 2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; 3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке); 4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке; 5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки .

См. подробнее: Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Оформленные паспорта сделок передаются уполномоченными банками органам и агентам валютного контроля в срок не свыше 3 рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

Как агенты валютного контроля уполномоченные банки и их филиалы при осуществлении контроля за соблюдением лицами, осуществляющими валютные операции, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и при наличии информации о нарушениях передают информацию об указанных нарушениях в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка, в электронной форме для последующей передачи органу валютного контроля.

Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности. По общему правилу резиденты обязаны обеспечить 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; или 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Читайте так же:  Куда обращаться с жалобой на налоговую инспекцию

Уполномоченные банки отражают информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) или о максимальных сроках исполнения нерезидентами своих обязательств по передаче товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных в ведомостях валютного контроля.

При нарушении резидентом, являющимся юридическим лицом или физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, требований по внешнеторговому договору (контракту), по которому оформлен паспорт сделки, уполномоченный банк передает в территориальное учреждение Банка России в электронном виде соответствующую такому паспорту сделки ведомость банковского контроля для последующей передачи ее органу валютного контроля.

Информация о валютных нарушениях передается уполномоченным банком по каналам связи или на машинном носителе в территориальное учреждение Банка России на ежемесячной основе, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным банком выявлено нарушение (п. 4 Положения Банка России от 20 июля 2007 г. N 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»).

http://sci-lib.biz/pravo-rossii-bankovskoe/123-upolnomochennyie-banki-kak-agentyi-48811.html

Органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля

в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

К федеральному органу исполнительной власти, являющемуся органом валютного контроля, в настоящее время относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.. Она следит за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Агентами валютного контроля

являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.

Федеральная таможенная служба РФ как агент валютного контроля осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право

:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, необходимую для применения санкций информацию.

Читайте так же:  Оформить налоговую декларацию по форме 3 ндфл

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных валютным законодательством, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11025 — | 7452 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16798_organi-i-agenti-valyutnogo-kontrolya.html

§ 2. Банк как агент валютного контроля

Валютный контроль в Российской федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля являются субъектами специальной компетенции, в отличие от Правительства РФ, наделенного общей компетенцией.

Органы валютного контроля, в частности Банк России, вправе

— издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетен-

— запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

— выдавать предписания об устранении выявленных предписаний;

Видео (кликните для воспроизведения).

— применять меры ответственности.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки, таможенные органы, налоговые органы, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР РФ, государственная корпорация «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Общий перечень прав и обязанностей агентов валютного контроля и их должностных лиц определены в ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Так, агенты валютного контроля и их должностные лица вправе проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного

регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям нерезидентов и резидентов; запрашивать и получать информацию (документы, удостоверяющие личность; свидетельство о постановке на учет в налоговые органы; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимой имущество; паспорт сделки, таможенные декларации и т. д.). Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся в проводимой валютной операции.

К обязанностям банков как агентов валютного контроля относятся осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства; предоставление органам валютного контроля информации о валютных операциях, проводимых с их участием; сохранение коммерческой, банковской, служебной тайны; передача информации о нарушении актов валютного законодательства органу валютного контроля.

В Банке России на основании Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливаются специальные полномочия банков как агентов валютного контроля, в частности полномочия контроля за открытием и ведением счетов в иностранной валюте, совершения необходимых мер в области отчетности резидентов по валютным операциям.

Одним из основных полномочий банка как агента валютного контроля является открытие и ведение паспорта сделки – документа, содержащего необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего проведение валютных операций, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в бан- ке-нерезиденте. По каждому контракту (кредитному договору) резидентом оформляется один паспорт сделки в одном банке, и паспорт сделки является основой для формирования уполномоченным банком досье по паспорту сделки. Паспорт сделки закрывается в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в другой банк, исполнением обязательств сторонами контракта (кредитного договора), истечением 180 календарных дней, следующих за указанной паспорте сделки датой заверше-

ния исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в иных случаях.

При обнаружении уполномоченными банками нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования лицами, осуществляющие валютные операции, информация о нарушениях должна быть передана в территориальное учреждение Банка России для последующей передачи органу валютного контроля с целью применения последним мер ответственности. Информация передается уполномоченным банком в виде электронного сообщения, включающего показатели, идентифицирующие клиента (наименование, место государственной регистрации, место нахождения, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, статус клиента

– резидент или нерезидент для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся частной практикой; фамилия, имя, отчество для физических лиц, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства), и показатели, позволяющие раскрыть содержание нарушения (реквизиты нормативного акта, нормы которого нарушены, дата нарушения, сумма валютной операции и др.). Уполномоченный банк зашифровывает электронное сообщение и обязан обеспечить его поступление в предусмотренный Банком России срок 1 .

Для выполнения обязанностей учитывать валютные операции и информировать Банк России о выявленных нарушениях валютного законодательства уполномоченные банки как агенты валютного контроля наделены правом требовать представления резидентами подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, а именно операций, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках-нерезидентах за вывозимые с таможенной терри-

1 О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования: положение Банка России от 20 июля 2007 г. № 308-П // Вестн. Банка России. — 2007. — № 46.

тории РФ и ввозимые на таможенную территорию РФ товары, выполняемые работы. Уполномоченный банк открывает и ведет

в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в паспорте сделки; справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента; расчетных документах; справке о подтверждающих документах (таможенные декларации, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие или иные документы, позволяющие идентифицировать товар); справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты РФ. Формируемая ведомость помещается в досье по паспорту сделки. Уполномоченные банки

в сфере валютного контроля осуществляют также иные полномочия, предусмотренные нормативными актами Банка России.

Таким образом, государственный контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов осуществляется с активным участием уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки при совершении валютных операций с клиентами вступают одновременно в частноправовые и публично-правовые отношения, так как для клиентов они являются не только контрагентами сделки, но и субъектами, наделенными властными полномочиями.

Читайте так же:  К видам финансового контроля относится

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте особенности правового статуса кредитной организации на валютном рынке.

2. С какого момента банк приобретает статус уполномоченного банка?

3. Перечислите валютные операции уполномоченных банков, осуществляемых ими без ограничений.

4. Какие объекты относятся к валютным ценностям?

5. Какова цель валютного регулирования и валютного кон-

6. Каким признакам должна отвечать валютная операция?

7. Каковы полномочия банка как агента валютного кон-

1. Алексеева, Д. Г. Банковское право : учеб. пособие / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Е. Г. Хоменко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. юрид. акад. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2007. — С. 538–590.

2. Банковское право : учеб. / Е. О. Бонда [и др.] ; под ред. И. Ш. Килясханова, Е. Ф. Жукова. — М. : ЮНИТИ : Закон и право,

3. Банковское право Российской Федерации : Особ. часть : в 2 т. : учеб. Т. 1 / Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т; рук. авт. коллектива и отв. ред. Г. А. Тосунян. — М. : Юристъ, 2004. — С. 361–430.

4. Банковское право Российской Федерации : Особ. часть : в 2 т. : учеб. Т. 2 / Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т; рук. авт. коллектива и отв. ред. Г. А. Тосунян. — М. : Юристъ, 2004. — С. 334–390.

5. Эриашвили, Н. Д. Банковское право : учеб. / Н. Д. Эриашвили. — М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. — С. 494–314.

1. Адаменко, Ю. П. Выполнение банками функций агента валютного контроля / Ю. П. Адаменко, И. Н. Люкевич // Деньги и кредит. — 2001. — № 3. — С. 35–39.

2. Братко, А. Г. Банковское право России : учеб. пособие / А. Г. Братко.— М. : Юрид. лит., 2003. — 848 с.

3. Лисицын, А. Ю. Правовой режим осуществления валютных операций, связанных с обращением ценных бумаг / А. Ю. Лисицын // Внешнеторговое право. — 2004. — № 2 (3). — С. 19–23.

4. Лисицын, А. Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по законодательству Российской Федерации / А. Ю. Лисицын // Фин. право. — 2006. —

5. Саперов, С. А. Банковское право: теория и практика / С. А. Саперов. — М. : Экономика, 2003. — 640 с.

6. Селивановский, А. Валютная операция — проблемы законодательного определения / А. Селивановский // Хоз-во и право. — 2002. —

7. Тедеев, А. А. Банковское право : учеб. / А. А. Тедеев. — М. : Эксмо, 2005. — 432 с.

8. Щепотьев, А. Небанковские валютно-обменные операции и их экономические аналоги / А. Щепотьев // Право и экономика. — 2006. — № 8. — С. 75–77.

1. О банках и банковской деятельности : федер. закон от 2 дек. 1990 г. (с изм. от 7 февр. 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 6. — Ст. 492; 2011. — № 7. — Ст. 905.

2. О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 2003. — № 50. — Ст. 4859; 2011. — № 7. — Ст. 905.

3. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ (в ред. от 1 марта 2011 г.) // Там же. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434; 2011. — № 10. — Ст. 1281.

4. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг : федер. закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (в ред. от 4 окт. 2010 г.) // Там же. — 1999. — № 10. — Ст.1163; 2010. — № 41 (2 ч.). — Ст. 5193.

5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) // Там же. — 2001. — № 33. — Ст. 3418; 2010. — № 31. — Ст. 4166.

6. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 1996. — № 174; 2011. — № 7. — Ст. 905.

7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 2002. — № 28. — Ст. 2790; 2011. — № 7. — Ст. 907.

8. О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками : указание Банка России от 28 апр. 2004 г. № 1425-У // Вестн. Банка России. — 2004. — № 33.

9. Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации : инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И (в ред. от 29 марта 2006 г.) // Там же. — 2004. — № 29; 2006. — № 24.

10. О переводе обменных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности внутренних структурных подразделений : указание Банка России от 2 апр. 2010 г. № 2423-У // Там же. — 2010. —

11. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок : инструкция Банка России от 25 июня 2004 г. № 117-И (в ред. от 29 дек. 2010 г.) // Вестн. Банка России. — 2004. — № 36; 2011. — № 9.

12. Об установлении суммы перевода физическим лицом-рези- дентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов : указание Банка России от 30 марта 2004 г. № 1412-У // Там же. — 2004. — № 22.

Читайте так же:  Получить справку об отсутствии задолженности по налогам

13. Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю : положение Банка России от 18 апр. 2006 г. № 286-П //

http://studfile.net/preview/5996306/page:28/

Темы докладов. 1. Коммерческие банки как агенты валютного контроля.

1. Коммерческие банки как агенты валютного контроля.

2. Порядок открытия и ведения счетов юридических лиц-резидентов в иностранной валюте.

3. Порядок открытия и ведения счетов нерезидентов РФ в валюте РФ.

4. Организация контроля за своевременностью и полнотой поступления в РФ валютной выручки по экспортно-импортным контрактам.

5. Характеристика паспорта сделки как основного документа валютного контроля за экспортно-импортными операциями.

Практические задания:

1. Составьте схему: Принципы валютного контроля

2. Составьте схему: Функции и полномочия органов и агентов валютного контроля

Контрольные вопросы к семинару:

1.Охарактеризуйте валютный контроль как особый вид государственного контроля?

2.Назовите принципы валютного контроля?

3.Охарактеризуйте функции и полномочия органов валютного контроля?

4.Назовите функции и полномочия агентов валютного контроля?

6. Охарактеризуйте коммерческие банки как агенты валютного контроля?.

7. Определите порядок открытия и ведения счетов юридических лиц-резидентов в иностранной валюте?

8. Охарактеризуйте порядок открытия и ведения счетов нерезидентов РФ в валюте РФ?

9. Охарактеризуйте организацию контроля за своевременностью и полнотой поступления в РФ валютной выручки по экспортно-импортным контрактам?

10. Дайте общую характеристику паспорта сделки как основного документа валютного контроля за экспортно-импортными операциями?

СЕМИНАР 6. Организация противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Вопросы для обсуждения

1.Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

2.Признаки доходов, полученных преступным путем.

3.Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

4.Правовой статус и полномочия Росфинмониторинга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10107 — | 7848 — или читать все.

http://studopedia.ru/12_171025_temi-dokladov.html

66. Банк как агент валютного контроля

В рамках выполнения функций агента валютного контроля в соответствии с требованиями действующего валютного законодательства РФ КБ осуществляет контроль и учет валютных операций резидентов и нерезидентов в соответствии с актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Операции с иностранной валютой являются объектом валютного контроля. Основным нормативно–правовым документом, регулирующим отношения на валютном рынке в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

К агентам валютного контроля кроме прочих относятся уполномоченные банки, получившие лицензию ЦБ РФ на проведение валютных операций.

В соответствии с федеральными законами КБ как агенты валютного контроля осуществляют контроль:

●за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями;

●за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, полученных от ЦБ РФ;

●проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Коммерческие банки, которые получили лицензию ЦБ РФ на проведение валютных операций, автоматически становятся уполномоченными банками и выступают как агенты валютного контроля, непосредственно контролирующие деятельность участников внешнеэкономической деятельности – клиентов банка. Уполномоченные банки полностью подотчетны всем органам валютного контроля и в первую очередь ЦБ РФ. На уполномоченные банки прежде всего возложен контроль за законностью проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной собственности.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе паспорт сделки.

Паспорт сделки (ПС) – инструмент валютного контроля. В соответствии с часть 2 статья 20 Закона №173–ФЗ это документ, содержащий сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Резидент оформляет паспорт сделки при экспорте или импорте товаров, работ, услуг на основании внешнеторгового контракта с нерезидентом. ПС оформляется, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта. В ПС обязательно должны быть указаны:

реквизиты банка, экспортера, иностранного контрагента;

реквизиты и условия контракта (номер, дата, сумма, валюта контракта, последняя дата, форма расчетов, поступление выручки);

особые условия контракта (наличие обязательства об уплате штрафных санкций).

Как инструмент валютного контроля ПС позволяет провести предварительный контроль за правильностью совершения валютных операций еще на стадии оформления паспорта сделки.

Проверяя документы на стадии оформления паспорта сделки, уполномоченный банк, таким образом, может предотвратить возможность проведения валютных операций без разрешения, отказав в подписании паспорта сделки.

Валютный контроль не прекращается и в период действия заключенных договоров и ПС. Он проводится как органами ФТС, так и уполномоченным банком. Проверяется, своевременно ли проведены валютные операции, насколько получена резидентами валютная выручка.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля.

Еще одно явное проявление функции банка как агента валютного контроля — его участие в продаже части экспортной выручки российских компаний, но сейчас данное проявление неактуально, т.к. обязательная продажа – 0%.

Выполнение банком функций агента валютного контроля означает не только контроль над проводимыми валютными операциями, соответствием их законодательству, условиям лицензий и разрешений, но и оказание консультативной помощи клиентам на всех этапах, от подготовки контракта к подписанию до полного исполнения обязательств по нему. Многие банки выступают как финансовые консультанты при проведении клиентами внешнеторговых операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/4451214/page:32/

Коммерческий банк как агент валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here