Контроль финансовых сделок

Содержание и организация финансового контроля

Общий смысл финансового контроля заключается в комплексе определенных действий, производимых специальными уполномоченными лицами или органами по мониторингу финансовых и смежных с ними операций, действий субъектов хозяйствования и населения.

Финансовый контроль и аудит направлен на обеспечение интересов и прав всех участников финансовых отношений.

Классификация видов и форм финансового контроля

Финансовый надзор может классифицироваться по нескольким составляющим. Так, по субъектам поведения его можно разделить на следующие компоненты:

  • Государственный финансовый контроль. В него, как правило, входит президентский, контроль представительных, исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов. Такие виды государственного контроля как бюджетный, банковский и налоговый осуществляется специальными уполномоченными организациями и учреждениями. Среди них: Минфин России, ЦБ РФ, ФНС России, ФТС России, Росфинмониторинг и другие контролирующие органы в рамках своих полномочий.
  • Ведомственный. Это контроль, который осуществляется структурными подразделениями министерств и другими органами государственного и местного самоуправления.
  • Негосударственный. Его принято разделять на внутренний аудит, то есть внутрихозяйственный, внутрифирменный, корпоративный. И внешний, к которому относится аудиторский, независимый вневедомственный.

Учитывая то, что область деятельности – это финансы, контроль может быть налоговым, бюджетным и валютным. К этой же категории можно отнести страховой, кредитный, инвестиционный контроль и надзор за денежной массой.

Финансовый контроль также может разделяться по форме его осуществления:

  • Предварительный. Проводится до того как финансовые операции будут совершены. Он направлен на предотвращения возможных финансовых нарушений.
  • Текущий или оперативный. Производится в процессе совершения сделок, операций финансового характера, а также выдачи ссуд и различных субсидий.
  • Последующий. Данное понятие подразумевает проведение анализа и ревизий отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Он необходим для полноценной оценки итогов финансовой деятельности предприятия.

Еще один вид классификации – по методам проведения. То есть это конкретная форма проведения исследования, среди которых присутствует:

Использование тех или иных методов контроля зависит от конкретной сложившейся ситуации. Может использоваться комплексный подход, а именно применение сразу нескольких методов проведения, учитывая то, какая именно задача стоит перед контролирующими органами.

Финансовый мониторинг

Система финансового контроля на государственном уровне находится в постоянном развитии. Она видоизменяется под влиянием складывающейся финансово-экономической обстановки. В качестве подтверждения этому утверждению можно рассмотреть недавно образовавшийся тип контроля – финансовый мониторинг. Он представляет собой деятельность уполномоченного органа – Росфинмониторинга, а также подконтрольных ему структур территориального назначения.

Цель органа – выявление и минимизация теневых финансовых потоков путем отслеживания информации поступающей из финансового сектора экономики.

Мониторинг также затрагивает и российский финансовый сектор в масштабе всего государства. Происходит это следующим образом:

  • Оценка степени реализации бюджетных услуг.
  • Определение наличия конкурентной среды.
  • Формирование доли внебюджетных доходов.
  • Оценка качества менеджмента в организации.

В свете чего необходимо постоянно осуществлять мониторинг финансового состояния бюджетного учреждения для определения готовности вести деятельность в рыночной среде в ином организационно-правовом статусе.

В обязанности кредитной организации при этом входит представлять достаточно объемный перечень не только сведений, но и документов, таких как:

  • заверенные копии гражданско-правовых договоров;
  • заверенные копии паспортов сделок;
  • ведомости банковского контроля;
  • справки о подтверждающих документах;
  • заверенные копии карточек с образцами подписей и оттисками печатей;
  • выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиентов, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности;
  • сведения о входящем остатке по счетам клиентов по состоянию на дату, указанную в запросе;
  • сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе;
  • сведения обо всех операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;
  • копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;
  • копии анкет (досье) клиентов банка;
  • копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности — копия такой доверенности);
  • сведения об операциях клиентов с векселями и о гражданско-правовых договорах клиентов, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организация контроля бюджетного сектора

Система надзора за финансово-хозяйственной деятельностью получателей бюджетных средств получила название бюджетного контроля. При нынешнем активном развитии бюджетного сектора подобные меры необходимы для обеспечения планового распределения государственных средств.

Общие вопросы организации бюджетного контроля как одной из важных функций управления нашли отражение в БК РФ. Целью его осуществления является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств, материальных ценностей и нематериальных активов в бюджетном секторе. Он включает в себя проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством на осуществление такой деятельности.

К органам, уполномоченным осуществлять бюджетный контроль по линии исполнительной власти согласно ст. 266 БК РФ относятся:

  • ФСФБН – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Казначейство РФ.
  • Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также уполномоченные ими органы.
  • Главные распорядители и распространители бюджетных средств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

ФСФБН уполномочена осуществлять контроль посредством проведения ревизий, проверок правильности и целесообразности использования государственных бюджетных средств и других ценностей, находящихся в собственности федерации. Более подробно ее функции изложены в постановлении Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Кроме этого, приказом Минфина России от 04.09.2007 г. № 75н утвержден административный регламент исполнения ФСФБН государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и прочих материальных ценностей, являющихся федеральной собственностью.

Читайте так же:  Протокол на выплату дивидендов за прошлые годы

Казначейство России

Согласно со ст. 267 БК РФ казначейство РФ ведет контролирующую деятельность по следующим направлениям:

  • Соблюдение лимитов бюджетных обязательств и ассигнований.
  • Соответствие содержания проводимых операций коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном получателем.
  • Наличие соответствующих документальных подтверждений образовавшихся финансовых денежных обязательств у получателя бюджетных средств.

Органы субъектов РФ и местного самоуправления наделены аналогичными функциями, а их права и обязанности утверждены на региональном и местном уровне. Таким же образом компетенция главных распорядителей и распространителей бюджетных средств в сфере финансового контроля должна быть прописана в положениях об указанных органах управления.

Проведение ревизий и проверок

Как правило, весь процесс проведения ревизий и проверок условно делят на четыре этапа, в которых осуществляется конкретная деятельность, направленная на максимально корректное выполнение поставленной задачи. Таким образом, ревизии и проверки организуются согласно следующей последовательности:

  • Подготовительный этап. В него входит получение информации об объемах финансирования, планирование, формирование ревизионных групп и определение сроков проведения.
  • Организационный. На данном этапе происходит выписка удостоверений аудиторам, составление календарного пана и программы ревизии, изучение регламентирующих документов и материалов предыдущих проверок.
  • Рабочий. В процессе рабочего этапа определяется организационно-правовая форма субъекта проверки, анализируется состояние бухгалтерского учета и отчетности, проверяется формирование расходов, имущественных и расчетных операций, внебюджетной деятельности. В заключение составляется и подписывается акт проведенной проверки.
  • Реализационный. Это заключительный этап, в ходе которого проверенная организация должна исправить свои недочеты, отраженные в соответствующем документе. Определенная документация также направляется лицу, распределяющему бюджет, а в случае выявления нецелевого использования средств результат проверки может быть направлен в органы казначейства. Если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения с фигурированием значительных сумм, информация об этом должна быть донесена правоохранительным органам.

Учитывая то, что результаты проверки находят свое отражение в специальном акте ревизии, руководителям и другим, финансово ответственным лицам предприятия следует обратить особе внимание на корректность формулировок выявленных нарушений. Информация, которая должна содержаться в описании фактов нарушений должна быть следующей:

  • Какие законодательные, нормативные, правовые акты или их отдельные положения были нарушены.
  • Кем именно были допущены выявленные нарушения, за какой период и в чем они выражались.
  • Размер нанесенного ущерба и прочие последствия в документальном подтверждении.

Независимый акт проверки должен также содержать заверенные копии первичных документов, подтверждающих факты финансовых нарушений, на которые в самом акте должна присутствовать ссылка.

В конце акта ревизии проверяющий составляет реестр выявленных нарушений по каждому из бюджетополучателей согласно установленной форме. Подобный документ должен являться показателем количества и характера выявленных нарушений с указанием объема причиненного ущерба.

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

Читайте так же:  Образец заявления о распределении имущественного налогового вычета

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Видео (кликните для воспроизведения).

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Читайте так же:  Налог ип упрощенка доходы минус расходы

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8628 — | 8187 — или читать все.

Усилен контроль за финансовыми операциями физических и юридических лиц

С 30.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ от 28.06.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Данным Федеральным законом, в частности, были внесены соответствующие поправки в некоторые положения Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», а также в некоторые положения Налогового кодекса РФ.

Эти поправки позволяют усилить контроль со стороны государственных органов за движением денежных средств физических и юридических лиц в целях предотвращения незаконных финансовых операций.

Так, согласно поправкам, внесенным в подп. 5 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» кредитные организации будут обязаны предоставлять сведения о движении денежных средств по счетам (вкладам) своих клиентов.

Документальный контроль

Документальные проверки при их проведении исследуют источники информации, в роли которых выступает финансовая отчетность и учетная документация, подтверждающая финансовую деятельность, которую ведет предприятие. В качестве базовых видов документального контроля принято выделять:

  • Формальная и арифметическая проверка документов. В рамках этого метода также проверяется корректное заполнение бланков и регистров учета, наличие необходимых реквизитов, подсчет сумм и итогов.
  • Встречная проверка документов и записей.
  • Юридическая, финансовая и экономическая оценка проводимых хозяйственных операций.

Основной пример фактической проверки – это проведение инвентаризации имущества и обязательств, экспертная оценка объема и качества выполненной работы, проведение контрольных замеров и прочее.

Поправками установлено, что сведения будут предоставляться только на основании соответствующего письменного запроса Росфинмониторинга.

Порядок направления такого запроса и истребования необходимых сведений установлен в Положении о предоставлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ № 245 от 17.04.2002 г.

В данном нормативном акте указано, что целью истребования сведений является проверка достоверности информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Росфинмониторингом может быть истребована дополнительная информация об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные копии документов), информация о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов.

Важной оговоркой Закона является то, что Росфинмониторинг не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу этого Закона. Исключение составляют только документы и информация, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Непредставление указанных сведений грозит кредитной организации наложением административного штрафа по ст. 15.27. КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Читайте так же:  Документы к декларации 3 ндфл на обучение

Кроме того, в целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены также полномочия налоговых органов путем внесения соответствующих поправок в ст. 86 Налогового кодекса РФ. Эти поправки вступают в силу с 1 июля 2014 г.

С этой даты вводится обязанность банков по запросу налоговой инспекции выдавать справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) как организаций и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц, не предпринимателей. Также банком будут выдаваться справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, с этой же даты, на основании новой редакции п.2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банк должен будет предоставлять в налоговую инспекцию справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действующей в настоящее время, инспекция вправе запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция сможет запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные сведения могут быть запрошены в банке в отношении организации, индивидуального предпринимателя, физического лица – не предпринимателя в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В случае выявления незаконных финансовых операций виновным в зависимости от вида нарушения и степени его тяжести грозит ответственность, установленная не только административным, но и уголовным законодательством России.

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Financial control and financial monitoring

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

Тюкавкин Сергей Владимирович

Tyukavkin Sergey Vladimirovich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. С недавнего времени в рамках финансового права фигурирует понятие «финансовый мониторинг», не совсем понятно, что понимается под этим словосочетанием и вообще уместно ли это нововведение. Цель данной работы развеять все непонимания касательно соотношения данного понятия с уже существующим – «финансовый контроль».

Annotation. More recently, in the framework of financial law featured the concept of «financial monitoring» it is not clear what is meant by this phrase and in General if it is relevant innovation. The aim of this work is to dispel any misunderstanding regarding the ratio of this concept with the already existing «financial control».

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовый мониторинг, проверка, государственные органы, денежные средства.

Keywords: financial control, monitoring, financial monitoring, chek, governmental body, monetary funds.

Для полной оценки правовой природы отсутствия или наличия тождества между понятиями «финансовый контроль» и «финансовый мониторинг», изначально нам необходимо выяснить, что подразумевает под собой каждое из них в чем схожи эти понятия, а в чем различны.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства, а так же является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

В зависимости от времени проведения, волеизъявления субъектов, вида правового субъекта, а также объекта, существует множество разновидностей финансового контроля.

Согласно ст. 267.1 БК РФ финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. [1]

Из всего вышесказанного прослеживается роль финансового контроля, в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возникло сравнительно недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», который широко используется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов. При определении места финансового мониторинга в системе финансового права можно говорить о новом виде финансового контроля, что следует из определения финансового контроля как деятельности уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной государственной политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

Читайте так же:  Судебная практика налог на прибыль организаций

В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права[5]. Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Позиция отнесения финансового мониторинга к виду финансового контроля поддерживается правоведами – финансистами. Так, С.В. Запольский относит Росфинмониторинг к органам финансового контроля. [4] О.Н. Горбунова рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль. [3]

При этом необходимо отметить, что для проведения финансового мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения, например, между субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга. Объектом финансового мониторинга выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Контролю подлежат также операции с иным имуществом, однако, именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем, например, «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. Финансовый мониторинг, связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая и является предметом финансового права.

Также следует отметить, что в процессе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, полученными в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования. Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом, а в целях недопущения и предотвращения неблагоприятных последствия и проводится финансовый контроль.

Финансовые отношения являются динамической категорией. Косвенным подтверждением тому являются также слова П.М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти. [2]

Финансовый мониторинг заключается в непосредственном контроле (выявлении) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. В связи с этим, я полагаю, что именно контрольная сущность финансового мониторинга в системе финансовых правоотношений позволяет нам говорить о финансовом мониторинге как о новом виде финансового контроля.

Также необходимо отметить, что финансовый мониторинг и финансовый контроль осуществляют деятельность при применении идентичных функций, что позволяет нам рассматривать данный факт, как дополнительное доказательство финансово-контрольной природы мониторинга.

В настоящее время в науке финансового права Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривается как неотъемлемая часть системы органов государственного финансового контроля, что также дает право рассматривать деятельность данной службы как деятельность по осуществлению государственного финансового контроля, исходя из этого, в рамках финансового контроля, финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.

Анализируя представленную информацию, напрашивается вывод, что финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансово-правового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг следует определять, как относительно новый, «модный» вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и самостоятельно субъектами финансового контроля вся цель которого сводится к недопущению преступных доходов и предотвращению использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
  2. Годме П.М. Финансовое право // П.М. Годме. – М.: Прогресс. – 1978. – с. 210.
  3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России // О.Н. Горбунова. – М. – 2003. – с. 85.
  4. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая // С.В. Запольский. – Финансовое право. – – № 8. – с. 21.
  5. Финансовый контроль: Учебное пособие. – с. 206.
Видео (кликните для воспроизведения).

—>

Источники

Контроль финансовых сделок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here