Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности

Содержание

Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

18.02.2020

23 / 81

Всего документов в БД:

98051

31 января 2019 года №53639

к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 года №2н

Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает особые обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества при проведении аудита финансовой отчетности. Стандарт также рассматривает, когда это применимо, обязанности лица, осуществляющего проверку качества выполнения задания. Настоящий МСА следует рассматривать вместе с соответствующими этическими требованиями.

Система контроля качества и роль аудиторских групп

2. Обязанностью аудиторской организации является установление системы, политики и процедур контроля качества. В соответствии с МСКК 1 аудиторская организация несет обязанность по созданию и поддержанию системы контроля качества для получения разумной уверенности в том, что:

(a) организация и ее сотрудники соблюдают профессиональные стандарты и применимые законодательные и нормативные требования;

(b) заключения, выпущенные организацией или руководителями заданий, носят надлежащий характер в конкретных обстоятельствах .

МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудиторские и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг», пункт 11.

Настоящий стандарт составлен с учетом допущения о том, что на организацию распространяется действие МСКК 1 или не менее строгие требования национального законодательства (см. пункт A1).

3. В контексте системы контроля качества аудиторской организации аудиторские группы отвечают за внедрение таких процедур контроля качества, которые применимы к конкретному аудиторскому заданию и обеспечивают организацию значимой информацией для функционирования той части системы контроля качества аудиторской организации, которая имеет отношение к независимости.

4. Аудиторские группы вправе полагаться на систему контроля качества аудиторской организации, за исключением случаев, когда информация, предоставленная организацией или иными лицами, предполагает иной подход (см. пункт A2).

Дата вступления в силу

5. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

6. Цель аудитора состоит в том, чтобы внедрить процедуры контроля качества на уровне проводимого аудиторского задания, обеспечивающие разумную уверенность аудитора в том, что:

(a) проводимый аудит соответствует профессиональным стандартам и применимым законодательным и нормативным требованиям;

(b) выпущенное аудиторское заключение имеет надлежащий характер в конкретных обстоятельствах.

7. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

(a) руководитель задания — партнер или иной сотрудник аудиторской организации, который отвечает за задание и его выполнение, а также за выпускаемое от имени аудиторской организации заключение и которому предоставлены, если необходимо, надлежащие полномочия профессиональной организацией, юридическим лицом или органом регулирования;

Под терминами «руководитель задания», «партнер» и «аудиторская организация» в соответствующих случаях следует понимать эквиваленты этих терминов, применяемые в государственном секторе.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Контроль качества аудита финансовой отчетности (MCA 220)

MCA 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетно­сти» определяет обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества аудита финансовой отчетности, а также, если применимо, обязанности лица, осуществляющего обзор­ную проверку качества выполнения задания.

Данный стандарт применяется в отношении:

• политики и процедур аудиторской фирмы в целом по ауди­торской работе;

• процедур, касающихся работы ассистентов аудитора при про­ведении отдельной аудиторской проверки.

Это означает, что контроль качества аудита должен осуществ­ляться на уровне аудиторской фирмы и отдельных аудиторских про­верок.

Лица, участвую­щие в проведении аудиторской проверки, показаны на рис. 5.

Рис. 5. Состав лиц, участвующих в проведении аудиторской проверки

Применительно к рис. 5 в глоссарии терминов к MCA под такими лицами понимаются:

эксперт аудитора — специалист или организация, обла­дающие экспертными знаниями в любой области, кроме бух­галтерского учета и аудита, и содействующие аудитору в полу­чении достаточных и адекватных аудиторских доказательств;

руководство подразделения — руководство, которое отвечает за подготовку финансовой информации по подразделению;

руководитель аудиторской проверки — партнер или дру­гой сотрудник организации, отвечающий за выполнение ауди­торского задания и выдачу от имени организации заключения, который в случае необходимости наделен соответствующими полномочиями профессиональным, законодательным или ре­гулирующим органом; эксперт руководства — специалист или организация, об­ладающие экспертными знаниями в любой области, кроме бухгалтерского учета и аудита, и содействующие организации в подготовке финансовой отчетности;

инспектор контроля качества выполнения задания — парт­нер, другой специалист организации, обладающий надлежа­щей квалификацией сторонний специалист или группа таких специалистов (при этом никто из них не может входить в со­став аудиторской команды), обладающие достаточным и над­лежащим опытом и полномочиями для объективной оценки значимых суждений и выводов аудиторской команды, отра­женных в аудиторском заключении;

аудиторская команда — все партнеры и сотрудники фир­мы, выполняющие аудиторское задание, а также любые специа­листы, привлеченные фирмой или организацией, входящей в со­став группы фирмы, которые выполняют процедуры в рамках аудиторского задания. В данное понятие не входят внешние экс­перты, привлеченные фирмой или организацией, входящей в со­став группы фирмы;

руководитель аудиторской проверки группы — партнер или другой сотрудник организации, отвечающий за выполне­ние аудиторского задания по группе и выдаваемое от имени организации аудиторское заключение по финансовой отчетно­сти группы. Если проводится совместный аудит группы, сору- ководители аудиторской проверки и их аудиторские команды вместе определяют руководителя аудиторской проверки груп­пы и формируют аудиторскую команду группы;

аудиторская команда группы — партнеры, в том числе ру­ководитель аудиторской проверки группы, и сотрудники, кото­рые определяют общую стратегию аудита группы, взаимодей­ствуют с аудиторами подразделений, выполняют работу по консолидации полученных данных и оценивают выводы, сде­ланные на основании аудиторских доказательств, в качестве основы для формирования заключения по финансовой отчет­ности группы;

ассистенты аудитора — это сотрудники, участвующие в проведении отдельной аудиторской проверке и не являющиеся аудиторами.

Документ MCA 220 определяет, что система контроля ка­чества включает правила и процедуры, регулирующие следу­ющие элементы:

• ответственность руководства за качество работы в орга­низации;

• применяемые этические нормы;

• установление и поддержание взаимоотношений с клиен­тами, принятие и выполнение конкретных заданий;

Руководитель аудиторской проверки отвечает за руководство, контроль и выполнение аудиторского задания с учетом профессиональных стандартов действующих законодательных и нормативных требований и составление аудиторского заключения, соответствующего обстоятельствам данного задания.

Лицо, осуществляющее обзорную проверку качества выполнения задания, обязано провести объективную оценку значимых суждений аудиторской команды и выводов, сделанных при составлении аудиторского заключения.

Объем обзорной проверки контроля качества выполнения за­дания зависит от таких вопросов, как уровень сложности ауди­торского задания, является ли проверяемая организация котируе­мой (публичной), имеется ли риск того, что в сложившихся об­стоятельствах аудиторское заключение будет ненадлежащим.

Обзорная проверка контроля качества выполнения задания должна проводиться на регулярной основе на соответствую­щих этапах выполнения задания. Такой подход позволяет ре­шать значимые вопросы в ходе аудита до даты аудиторского заключения включительно, т.е. до проставления даты аудитор­ского заключения.

Контроль качества аудиторской работы на уровне аудиторской фирмы. Аудиторская фирма должна проводить все аудиторские про­верки в соответствии с МСА, применимыми национальными стан­дартами или практикой. В связи с этим она должна следовать поли­тике и процедурам контроля качества, направленным на достиже­ние данной цели.

Политика контроля качества работы аудиторской фирмы должна преследовать цели, изложенные в табл. 3.

Таблица 3.Цели политики контроля качества работы аудиторской фирмы

Читайте также:
  1. I. Выполнение контрольной работы
  2. I. Выполнение контрольной работы
  3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  5. I. Проведение контрольной работы.
  6. I. Профессионально значимые и личностные качества педагога.
  7. II. Контроль исходного уровня знаний студентов
  8. II. Контрольная работа « Дифференцирование функции ».
  9. II. Методические указания к выполнению контрольной работы
  10. II. Методы оценки качества государственных и муниципальных услуг
Цель политики контроля качества Содержание цели политики контроля качества
Профессиональ­ные требования Соблюдение принципов независимости, честности, объек­тивности, конфиденциальности и норм профессионального поведения
Навыки и компе­тентность Владение техническими стандартами, профессиональная компетентность, выполнение обязанностей с надлежащей добросовестностью
Поручение зада­ний Поручение выполнения заданий только сотрудникам, имею­щим техническую подготовку и профессиональные знания
Делегирование полномочий Направление работы, осуществление надзора, проверка работы на всех уровнях
Консультирование В случае необходимости в самой фирме и за ее пределами со специалистами обладающими соответствующими зна­ниями
Принятие и сохранение клиентов Оценка потенциальных клиентов и анализ существующих клиентов. Необходимо исходить из соображений независи­мости фирмы, ее способности предоставлять услуги надле­жащим образом и честности руководства клиента
Мониторинг Контроль адекватности и эффективности политики и про­цедур контроля качества

Контроль качества аудиторской работы на уровне аудиторской проверки. Политика и процедуры контроля качества каждой кон­кретной аудиторской проверки должны соответствовать общей по­литике аудиторской фирмы.

Аудитор и его ассистенты, выполняющие надзорные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов, которые проводят проверки. Эти проверки должны проводиться с надлежащей добросовестностью лицами, обладающими профессио­нальной компетентностью.

Работу ассистентов необходимо направлять. Аудиторы осущест­вляют руководство работой, надзор за работой и проверку работы ассистентов.

Руководство работой предусматривает: информирование ассистентов об их обязанностях и целях ау­диторских процедур; ознакомление с бизнесом клиента; информирование о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита.

Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности

Дополнительные документы.
Публикация нижеуказанных документов на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данные документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

МСА, признанные для применения в России

Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес [email protected] .

Приказ Минфина России от 09.01.2019 года №2н «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

Категории

Статистика по данным формы № 2-аудит (2017 год)

Реестр по данным на 19 февраля 2020 года

© 2020 Министерство финансов Российской Федерации

Все права защищены

Не показывать больше —> Продолжить

Неверное имя пользователя или пароль

Внимание! Форма обратной связи служит для ответов на вопросы, связанные только с технической поддержкой портала. Отправленное сообщение не является официальным обращением гражданина РФ. Официальное обращение Вы можете отправить через раздел «Обращения граждан».

Контактная информация службы технической поддержки пользователей

Федеральный номер: 8-800-350-02-18 (звонок по России бесплатный)

Дополнительный телефон: 8-929-590-28-87

Порядок обращения в службу технической поддержки пользователей

При обращении в службу технической поддержки пользователей необходимо сообщить следующие сведения:

    — название задачи, по поводу которой Вы обращаетесь. Например:
Читайте так же:  Декларация 3 ндфл какие документы прилагать

«Предоставление отчетов по форме № 3-аудит в электронном виде»/

«Предоставление отчетов по форме № 2-аудит в электронном виде»

  • — Ваши фамилия, имя, отчество (полностью);
  • — субъект Российской Федерации;
  • — наименование Вашей организации;
  • — Ваш контактный телефон;
  • — Ваш адрес электронной почты (при наличии);
  • — Ваше имя пользователя;
  • — Ваш вопрос/предложение/замечание/сообщение об ошибке.
  • Создание снимков экрана (скриншотов)

    Для того чтобы сделать снимок экрана с ошибкой необходимо выполнить следующие действия:

    • — сделать копию экрана, при помощи клавиши «PrntScrn» («PrtSc») на клавиатуре;
    • — создать документ Microsoft Word;
    • — при помощи пункта меню «Правка – Вставить» снимок экрана с ошибкой вставить в документ;
    • — под изображением написать комментарий, описывающий действия, в результате которых возникла ошибка;
    • — сохранить и отправить созданный документ по адресу электронной почты службы технической поддержки пользователей.

    Документы

    от 27 сентября 2018

    Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов

    Дата публикации: 27.09.2018

    Дата изменения: 27.09.2018

    Прикрепленный файл: xlsx, 184.61 кБ

    Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов Отправить по электронной почте

    Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов Поделиться в социальных сетях

    Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов
    (одобрен Советом по аудиторской деятельности от 15 декабря 2016 г., протокол № 29; с изменениями от 22 декабря 2017 г., протокол № 37, от 21 сентября 2018 г., протокол № 41)

    + 1.6. часть 5 статьи 6 Федерального закона № 307-ФЗ Выдача заведомо ложного аудиторского заключения, то есть аудиторского заключения, составленного без проведения аудита или составленного по результатам аудита, но явно противоречащего содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда. + 1.7. часть 1 статьи 7, часть 9.1 статьи 23 Федерального закона № 307-ФЗ Нарушение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требования осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с международными стандартами аудита начиная с 1 января 2017 года с учетом особенностей переходного периода. + 1.8. статья 8 Федерального закона № 307-ФЗ Нарушение требований к независимости аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов, установленных статьей 8 Федерального закона № 307-ФЗ:
    Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль в школе

    1. Для целей настоящего документа:

    1) под несущественным нарушением понимается нарушение, не свидетельствующее о несоответствии деятельности аудиторской организации, аудитора, в том числе индивидуального аудитора, требованиям применимых нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе:

    1.1) нарушение порядка подготовки и оформления рабочих документов аудитора, заключений и отчетов (отсутствие даты составления рабочих документов аудитора (при отсутствии признаков их создания после завершения аудита), отсутствие обязательных реквизитов документов (ИНН, ОГРН, др.);

    1.2) нарушение порядка выполнения аудиторских процедур в отношении операций и (или) статей отчетности, суммы по которым не превышают уровень существенности, установленный для аудиторского задания, и (или) не оказывающих влияние на отчетность в целом, а также формирование ненадлежащих (ошибочных, неполных, т.п.) выводов по результатам выполнения таких аудиторских процедур;

    1.3) иное нарушение, отнесенное к несущественным нарушениям в настоящем Классификаторе;

    2) под существенным нарушением понимается нарушение, свидетельствующее о неполном соответствии деятельности аудиторской организации, аудитора, в том числе индивидуального аудитора, требованиям применимых нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, а именно:

    2.1) отсутствие (менее трех случаев) надлежащей модификации аудиторских заключений;

    2.2) отсутствие надлежащего включения в аудиторское заключение части «Важные обстоятельства» и (или) «Прочие сведения»;

    2.3) несоответствие выводов аудитора по существенным аспектам проделанной в ходе аудита работы, либо по аспектам, оказывающим влияние на отчетность в целом, изложенных в рабочих документах аудитора, и (или) выводов по существенным аспектам проделанной в ходе аудита работы, либо по аспектам, оказывающим влияние на отчетность в целом, включенных в письменную информацию руководству аудируемого лица (при ее наличии), выводам и (или) информации, отраженным в аудиторском заключении;

    2.4) нарушение Кодекса профессиональной этики аудиторов;

    2.5) нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в случаях, когда возможно снижение угроз независимости до приемлемого уровня и необходимые для этого действия в достаточном объеме не предприняты (за исключением нарушения требований к документированию выводов о соблюдении независимости, отвечающего критериям несущественного нарушения);

    Читайте так же:  Выплате дивидендов из прибыли текущего года

    2.6) ненадлежащее документирование аудита несистематического характера, т.е. такое документирование не более двух аудиторских заданий, которое не позволяет понять проделанную работу, обоснованность принятых решений и сделанных выводов исключительно на основе информации, включенной в аудиторские файлы;

    Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

    Статистика по данным формы № 2-аудит (2017 год)

    Категории

    Реестр по данным на 19 февраля 2020 года

    © 2020 Министерство финансов Российской Федерации

    Все права защищены

    Не показывать больше —> Продолжить

    Неверное имя пользователя или пароль

    Внимание! Форма обратной связи служит для ответов на вопросы, связанные только с технической поддержкой портала. Отправленное сообщение не является официальным обращением гражданина РФ. Официальное обращение Вы можете отправить через раздел «Обращения граждан».

    Контактная информация службы технической поддержки пользователей

    Федеральный номер: 8-800-350-02-18 (звонок по России бесплатный)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дополнительный телефон: 8-929-590-28-87

    Порядок обращения в службу технической поддержки пользователей

    При обращении в службу технической поддержки пользователей необходимо сообщить следующие сведения:

      — название задачи, по поводу которой Вы обращаетесь. Например:

    «Предоставление отчетов по форме № 3-аудит в электронном виде»/

    «Предоставление отчетов по форме № 2-аудит в электронном виде»

  • — Ваши фамилия, имя, отчество (полностью);
  • — субъект Российской Федерации;
  • — наименование Вашей организации;
  • — Ваш контактный телефон;
  • — Ваш адрес электронной почты (при наличии);
  • — Ваше имя пользователя;
  • — Ваш вопрос/предложение/замечание/сообщение об ошибке.
  • Создание снимков экрана (скриншотов)

    Для того чтобы сделать снимок экрана с ошибкой необходимо выполнить следующие действия:

    • — сделать копию экрана, при помощи клавиши «PrntScrn» («PrtSc») на клавиатуре;
    • — создать документ Microsoft Word;
    • — при помощи пункта меню «Правка – Вставить» снимок экрана с ошибкой вставить в документ;
    • — под изображением написать комментарий, описывающий действия, в результате которых возникла ошибка;
    • — сохранить и отправить созданный документ по адресу электронной почты службы технической поддержки пользователей.

    Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности

    Дополнительные документы.
    Публикация нижеуказанных документов на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данные документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

    МСА, признанные для применения в России

    Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

    Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
    Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес [email protected] .

    Приказ Минфина России от 09.01.2019 года №2н «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

    магистрант, кафедра бух. учета, анализа и аудита, СПбГЭУ,

    РФ, г. Санкт-Петербург

    В Законе «Об аудиторской деятельности» имеется требование к аудиторской организации «установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы (ст.10 п.1) [1]. Таким образом, подразумевается, что каждая аудиторская организация должна разработать, документально зафиксировать и соблюдать внутрифирменный документ (Кодекс или Стандарт), регламентирующий цели, политику и процедуры соблюдения качества ее деятельности.

    Однако разработка такого внутреннего Кодекса или Стандарта контроля качества аудита зачастую выполнялась многими организациями формально – переписывались соответствующие ФПСАД с добавлением к ним стандартов саморегулируемой организации [7, с. 97].

    С 1 января 2017 аудиторские организации руководствуются Международными стандартами аудита, контролю качества аудита посвящен МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности», который достаточно тщательно описывает цель, принципы, содержание и структуру системы контроля качества и требования к качеству выполнения аудиторских заданий [2].

    При этом Герюгова Л.М. считает, что: «Контроль качества аудиторской деятельности направлен на предупреждение неправильной оценки аудиторского риска; достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора; обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности» [4, 117].

    Понятие качества аудита Зинченко А.А. определяет как: «…степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица» [6, с. 161].

    В настоящее время в Законе № 307-ФЗ прописано три формы контроля качества аудита: внутренний, внешний (осуществляется саморегулируемыми организациями), внешний (осуществляется госорганами) [1].

    Наиболее важным аспектом контроля является внутрифирменный контроль качества услуг компаний, ведущих аудиторскую деятельность, т.е. должна быть построена система контроля качества аудита, которая будет обеспечивать разумную уверенность в том смысле, что аудит проводится в соответствии с нормативно-законодательной базой РФ и МСА, внутрифирменными правилами аудиторской компании, а также в том, что суждение и мнение аудитора, оформленное аудиторским заключением соответствует заданию аудита и его конкретным условиям.

    Эффективность контроля качества аудита повышает репутацию аудиторской компании, увеличивает ее привлекательность для будущих клиентов и пользователей бухгалтерской финансовой отчетности.

    Читайте так же:  Освобождение от госпошлины нотариальные действия

    Наличие такого контроля и функционирование всей его системы снижает риск выражения неверного мнения проверяющего аудитора. При этом, внешние проверяющие госорганы намного реже проверяют компании, ведущие аудиторскую деятельность, у которых хорошо налажена эффективная система контроля качества аудита, чем те компании, в которых такая система отсутствует.

    Обеспечение качества оказания аудиторских услуг — главная из ценностей, обязательная для соблюдения аудиторами и аудиторскими компаниями.

    Функционирование системы контроля качества в аудиторской компании обеспечивается следующими основными процедурами:

    — назначение лиц, ответственных за систему контроля качества;

    — соблюдение правил профессиональной этики аудиторов и правил делового поведения;

    — соблюдение стандартов качества оказания аудиторских услуг;

    — соблюдение принципов независимости:

    а) ежегодное подтверждение независимости каждым сотрудником;

    б) подтверждение независимости каждым участником проверки по каждому проекту;

    в) ротация руководителей аудиторских заданий;

    — процедуры, связанные с принятием решения о возможности оказания и продолжения оказания аудиторских услуг клиентам:

    а) ежегодная оценка существующих клиентов;

    б) процедуры оценки в отношении новых клиентов;

    в) оценка существующих конфликтов интересов;

    г) оценка требований к аудиторскому заданию на предмет наличия необходимых кадровых ресурсов и достаточного времени для его выполнения;

    а) политика найма на работу;

    б) обучение новых сотрудников;

    в) обучение во время работы;

    г) повышение профессиональной квалификации;

    д) аттестация сотрудников;

    е) оценка работы каждого сотрудника и программа их карьерного развития;

    — назначение рабочей группы на задание. Руководитель должен убедиться в том, что все члены рабочей группы аудиторов обладают необходимыми профессиональными навыками и компетентностью, а также в том, что они имеют достаточно времени, чтобы выполнить аудиторскую проверку в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов, а также выдать аудиторское

    заключение, соответствующее условиям аудиторского задания и положению дел у фирмы-клиента;

    — процедуры, выполняемые в ходе выполнения задания:

    а) инструктаж участников аудиторских групп;

    б) документирование работы;

    в) консультации по сложным и спорным вопросам, возникающим в процессе выполнения аудиторского задания;

    г) надзор за работой аудиторских групп;

    д) соблюдение профессиональных стандартов аудиторской деятельности, а также внутрифирменной политики (руководства по аудиту);

    — обзорные проверки качества выполнения задания. Все задания по аудиту бухгалтерской финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов до выпуска аудиторского заключения должны проходить обзорную проверку качества с обязательным привлечением независимого высококвалифицированного аудитора. Остальные задания по аудиту выборочно проходят обзорную проверку качества;

    — проверка контроля качества завершенных аудиторских заданий;

    — мониторинг качества оказания аудиторских услуг, выполненных аудиторской организацией [3].

    Готовская Е.А. считает, что на практике именно мониторинг вызывает сложности для исполнения, а зачастую и отсутствует в качестве элемента системы контроля качества в российских аудиторских организациях [5, с. 118].

    Мониторинг в отношении контроля качества аудита – это процесс, включающий непрерывный учет и оценку внутрифирменной системы контроля качества аудита, в т.ч. периодическую выборочную проверку завершенных заданий и осуществляемый для того, чтобы аудиторская организация имела разумную уверенность в том, что установленная ею система контроля качества функционирует эффективно.

    Аудиторская организация должна проанализировать недостатки, вывяленные в результате мониторинга, и определить, являются ли они случайными или систематическими.

    В результате анализа недостатков должны быть разработаны следующие рекомендации:

    а) принятие корректирующих действий по отношению к заданию или сотруднику;

    б) сообщение о полученных результатах ответственным лицам;

    в) внесение изменений в политику и процедуры контроля качества;

    г) принятие дисциплинарных мер по отношению к тем лицам, которые не следуют политике и процедурам контроля качества аудита, особенно по отношению к тем, кто неоднократно нарушает установленные требования.

    Если результаты процедур мониторинга свидетельствуют о том, что отчет не соответствует положению дел фирмы-клиента, или о том, что некоторыми процедурами пренебрегли, аудиторская организация должна определить свои дальнейшие действия и рассмотреть необходимость обращения за юридической консультацией.

    В результате построенной системы контроля качества аудита такой анализ качества может проводиться один раз в год. По его результатам руководитель аудиторской группы может определить некоторые воздействия, которые можно использовать в качестве корректировок:

    — усовершенствование средств контроля;

    — повышение квалификации контролера;

    — санкции за невыполнение регламентов (выговор, лишение вознаграждения).

    Итак, с помощью правильно построенной системы контроля качества аудита в компании станет возможным экономично и целенаправленно находить решения для сложных вопросов, связанных с организацией работы аудиторов, обработкой необходимой информации, а также сможет обеспечить всеобщее удовлетворение интересов потребителей услуг аудита, снизить расходы на аудит.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При этом станет возможным обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская группа проводит качественный аудит и сопутствующие ему услуги, соблюдая нормативно-правовые акты РФ, МСА и нормы аудиторской этики в соответствии с запросами пользователей аудита.

    Контроль качества аудита финансовой отчетности (MCA 220)

    MCA 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетно­сти» определяет обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества аудита финансовой отчетности, а также, если применимо, обязанности лица, осуществляющего обзор­ную проверку качества выполнения задания.

    Данный стандарт применяется в отношении:

    • политики и процедур аудиторской фирмы в целом по ауди­торской работе;

    • процедур, касающихся работы ассистентов аудитора при про­ведении отдельной аудиторской проверки.

    Это означает, что контроль качества аудита должен осуществ­ляться на уровне аудиторской фирмы и отдельных аудиторских про­верок.

    Лица, участвую­щие в проведении аудиторской проверки, показаны на рис. 5.

    Рис. 5. Состав лиц, участвующих в проведении аудиторской проверки

    Применительно к рис. 5 в глоссарии терминов к MCA под такими лицами понимаются:

    эксперт аудитора — специалист или организация, обла­дающие экспертными знаниями в любой области, кроме бух­галтерского учета и аудита, и содействующие аудитору в полу­чении достаточных и адекватных аудиторских доказательств;

    руководство подразделения — руководство, которое отвечает за подготовку финансовой информации по подразделению;

    руководитель аудиторской проверки — партнер или дру­гой сотрудник организации, отвечающий за выполнение ауди­торского задания и выдачу от имени организации заключения, который в случае необходимости наделен соответствующими полномочиями профессиональным, законодательным или ре­гулирующим органом; эксперт руководства — специалист или организация, об­ладающие экспертными знаниями в любой области, кроме бухгалтерского учета и аудита, и содействующие организации в подготовке финансовой отчетности;

    инспектор контроля качества выполнения задания — парт­нер, другой специалист организации, обладающий надлежа­щей квалификацией сторонний специалист или группа таких специалистов (при этом никто из них не может входить в со­став аудиторской команды), обладающие достаточным и над­лежащим опытом и полномочиями для объективной оценки значимых суждений и выводов аудиторской команды, отра­женных в аудиторском заключении;

    аудиторская команда — все партнеры и сотрудники фир­мы, выполняющие аудиторское задание, а также любые специа­листы, привлеченные фирмой или организацией, входящей в со­став группы фирмы, которые выполняют процедуры в рамках аудиторского задания. В данное понятие не входят внешние экс­перты, привлеченные фирмой или организацией, входящей в со­став группы фирмы;

    руководитель аудиторской проверки группы — партнер или другой сотрудник организации, отвечающий за выполне­ние аудиторского задания по группе и выдаваемое от имени организации аудиторское заключение по финансовой отчетно­сти группы. Если проводится совместный аудит группы, сору- ководители аудиторской проверки и их аудиторские команды вместе определяют руководителя аудиторской проверки груп­пы и формируют аудиторскую команду группы;

    аудиторская команда группы — партнеры, в том числе ру­ководитель аудиторской проверки группы, и сотрудники, кото­рые определяют общую стратегию аудита группы, взаимодей­ствуют с аудиторами подразделений, выполняют работу по консолидации полученных данных и оценивают выводы, сде­ланные на основании аудиторских доказательств, в качестве основы для формирования заключения по финансовой отчет­ности группы;

    ассистенты аудитора — это сотрудники, участвующие в проведении отдельной аудиторской проверке и не являющиеся аудиторами.

    Документ MCA 220 определяет, что система контроля ка­чества включает правила и процедуры, регулирующие следу­ющие элементы:

    • ответственность руководства за качество работы в орга­низации;

    • применяемые этические нормы;

    • установление и поддержание взаимоотношений с клиен­тами, принятие и выполнение конкретных заданий;

    Руководитель аудиторской проверки отвечает за руководство, контроль и выполнение аудиторского задания с учетом профессиональных стандартов действующих законодательных и нормативных требований и составление аудиторского заключения, соответствующего обстоятельствам данного задания.

    Лицо, осуществляющее обзорную проверку качества выполнения задания, обязано провести объективную оценку значимых суждений аудиторской команды и выводов, сделанных при составлении аудиторского заключения.

    Объем обзорной проверки контроля качества выполнения за­дания зависит от таких вопросов, как уровень сложности ауди­торского задания, является ли проверяемая организация котируе­мой (публичной), имеется ли риск того, что в сложившихся об­стоятельствах аудиторское заключение будет ненадлежащим.

    Обзорная проверка контроля качества выполнения задания должна проводиться на регулярной основе на соответствую­щих этапах выполнения задания. Такой подход позволяет ре­шать значимые вопросы в ходе аудита до даты аудиторского заключения включительно, т.е. до проставления даты аудитор­ского заключения.

    Контроль качества аудиторской работы на уровне аудиторской фирмы. Аудиторская фирма должна проводить все аудиторские про­верки в соответствии с МСА, применимыми национальными стан­дартами или практикой. В связи с этим она должна следовать поли­тике и процедурам контроля качества, направленным на достиже­ние данной цели.

    Политика контроля качества работы аудиторской фирмы должна преследовать цели, изложенные в табл. 3.

    Таблица 3.Цели политики контроля качества работы аудиторской фирмы

    Читайте также:
    1. I. Выполнение контрольной работы
    2. I. Выполнение контрольной работы
    3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
    4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
    5. I. Проведение контрольной работы.
    6. I. Профессионально значимые и личностные качества педагога.
    7. II. Контроль исходного уровня знаний студентов
    8. II. Контрольная работа « Дифференцирование функции ».
    9. II. Методические указания к выполнению контрольной работы
    10. II. Методы оценки качества государственных и муниципальных услуг
    Цель политики контроля качества Содержание цели политики контроля качества
    Профессиональ­ные требования Соблюдение принципов независимости, честности, объек­тивности, конфиденциальности и норм профессионального поведения
    Навыки и компе­тентность Владение техническими стандартами, профессиональная компетентность, выполнение обязанностей с надлежащей добросовестностью
    Поручение зада­ний Поручение выполнения заданий только сотрудникам, имею­щим техническую подготовку и профессиональные знания
    Делегирование полномочий Направление работы, осуществление надзора, проверка работы на всех уровнях
    Консультирование В случае необходимости в самой фирме и за ее пределами со специалистами обладающими соответствующими зна­ниями
    Принятие и сохранение клиентов Оценка потенциальных клиентов и анализ существующих клиентов. Необходимо исходить из соображений независи­мости фирмы, ее способности предоставлять услуги надле­жащим образом и честности руководства клиента
    Мониторинг Контроль адекватности и эффективности политики и про­цедур контроля качества

    Контроль качества аудиторской работы на уровне аудиторской проверки. Политика и процедуры контроля качества каждой кон­кретной аудиторской проверки должны соответствовать общей по­литике аудиторской фирмы.

    Аудитор и его ассистенты, выполняющие надзорные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов, которые проводят проверки. Эти проверки должны проводиться с надлежащей добросовестностью лицами, обладающими профессио­нальной компетентностью.

    Работу ассистентов необходимо направлять. Аудиторы осущест­вляют руководство работой, надзор за работой и проверку работы ассистентов.

    Руководство работой предусматривает: информирование ассистентов об их обязанностях и целях ау­диторских процедур; ознакомление с бизнесом клиента; информирование о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита.

    Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

    Источники

    Читайте так же:  Налог на прибыль кредитных организаций
    Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here