Минфин налоги на имущество

Содержание

Минфин срочно меняет правила по налогу на имущество

Минфин признал, что изменения по налогу на имущество организаций, которые утвердили законом № 325-ФЗ, неоднозначны. В итоге ведомство в срочном порядке пытается исправить неточности, чтобы с 1 января 2020 года у компаний не осталось вопросов и они смогли быстро и правильно рассчитать налог.

Ведомство подготовило и уже опубликовало проект изменений в Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Поправку вносят в пункт 70 статьи 2 закона. В ней речь идет о перечне имущества, налоговой базой по которому с 2020 года является кадастровая стоимость.

По новым изменениям к таким объектам относят жилые помещения, объекты незавершенного строительства, гаражи, машино-места, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения (сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. То есть по таким активам компания будет платить налог на имущество по кадастровой стоимости.

Правки пришлось вносить из-за размытой формулировки в пункте 1 статьи 378.2 НК с учетом изменений по Федеральному закону № 325-ФЗ. В тексте обновленной статьи было сказано, что по кадастру считают налог с иных объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 378.2 кодекса. А понятие «иные объекты» толковать можно широко.

Мы обращались в ФНС, чтобы узнать, какой смысл ведомство вкладывает в это понятие. Нам сообщили, что иные объекты – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, которые поименованы в гл.32 НК РФ и не входят в подпункты 1- 3 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. О каких подробностях мы разузнали еще, смотрите тут >>>

Напомним, что в 2019 году в старой редакции речь шла о жилых домах и жилых помещениях, которые не учитываются на балансе как основные средства. Как видно из нового проекта, все же перечень кадастрового имущества станет больше. Но получит четкие ограничения.

Минфин признал некорректность поправок по налогу на имущество

Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество организаций вызвали шквал возмущений экспертов. Поправки, мягко говоря, оказались неожиданными для налогоплательщиков (подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 40, 2019). Но надо отдать должное Минфину, который отреагировал на возражения профессионального сообщества достаточно оперативно.

Напомним, что по смыслу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ, налог будут требовать платить с объектов недвижимого имущества, перечень которых станет, по сути, открытым, так как его дополнили ссылкой на недвижимость, с которой платят налог физические лица. Минфин России 2 октября выпустил разъясняющее письмо (№ 03-05-04-01/75869), в котором подтвердил расширение перечня объектов, а ФНС довела эту позицию до нижестоящих органов (письмо от 03.10.2019 № БС-4-21/[email protected]). Но уже 10 октября появилось еще одно письмо Минфина (№ 03-05-05-01/77851), которое можно расценить как положительный сдвиг в этом вопросе.

Минфин признал, что норма все же некорректна, и указал, что поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 НК РФ, при применении новых норм п. 1 ст. 378.2 НК РФ следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физлиц — налогоплательщиков налога на имущество физлиц и в отношении которых налог на имущество физлиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости. «Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налогового кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, то есть ограниченный перечень имущества», — отмечается в письме.

Финансисты сообщили также, что в настоящее время в целях исключения неточностей и неясностей в интерпретации норм ст. 378.2 НК РФ Минфином России совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам прорабатывается вопрос о подготовке поправок в указанную статью исходя из изложенной позиции.

Иными словами, Минфин признает, что имеет место ошибка, и работа по ее исправлению должна вестись минимум по двум направлениям: 1) норму нужно изложить по-иному; 2) перечень объектов не должен быть открытым.

Ну что ж, будем ждать более взвешенного решения.

Минфин России: налог на имущество организаций, если кадастровая стоимость недвижимости, включенной в Перечень, не определена, уплачивать не нужно

AndreyPopov / Depositphotos.com

Закон субъекта РФ об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, может быть принят только после утверждения субъектом РФ результатов кадастровой оценки. Не позднее 1-го числа налогового периода определяется перечень объектов недвижимости (далее – Перечень), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (ст. 378.2 Налогового кодекса).

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 НК РФ к нему не применяются. При этом в НК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае. Кроме того, в п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия закона субъекта РФ переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2 и подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 декабря 2018 г. № 03-05-05-01/95999).

Читайте так же:  Вызвали давно в налоговую сейчас штраф

По мнению Минфина России, в отношении включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

Минфин налоги на имущество

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 10 октября 2019 г. № 03-05-05-01/77851 Об установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов налогообложения

В Минфине России рассмотрено письмо до вопросу об установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов налогообложения и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 374 и пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») с 1 января 2020 года расширяется перечень объектов недвижимого имущества. Так, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости, могут быть отнесены не только перечисленные в подпунктах 1-3 пункта 1 указанной статьи Налогового кодекса административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса.

Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса исходя из системного толкования положений Налогового кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц — налогоплательщиков налога на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов.

Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налогового кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.

В настоящее время в целях исключения неточностей и неясностей в интерпретации норм статьи 378.2 Налогового кодекса Минфином России совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам прорабатывается вопрос о подготовке поправок в указанную статью исходя из изложенной позиции.

В ФНС России направляется для руководства в работе.

Заместитель
министра финансов
И.В. Трунин

Обзор документа

С 1 января 2020 г. расширяется перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Минфин пояснил, что к таким объектам будут относиться не только административно-деловые, торговые центры (комплексы) и нежилые помещения, но и принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках. Данный перечень является исчерпывающим.

Минфин ограничит список объектов недвижимости, налог на которых рассчитывается от кадастровой стоимости

Министерство финансов РФ подготовило проект изменений в одобренные всего месяц назад новые правила взимания налогов с имущества компаний. Поправки ограничат список объектов недвижимости, с которых налог будет рассчитываться по кадастровой стоимости. Это, пишут «Ведомости», избавит бизнес от грозившего роста налоговой нагрузки.

С 2014 г. бизнес платит налог по кадастровой стоимости, которая существенно выше балансовой, с торговых центров, офисов и принадлежащих ему жилых домов. В конце сентября президент подписал поправки в Налоговый кодекс, обязывающие рассчитывать налог по кадастровой стоимости с «иных объектов», по которым такой налог уже платит население. Таким образом, перечень стал открытым.

Ведомство, отмечает издание, объясняло, что идеи взимать налог со всей недвижимости организаций по кадастровой стоимости не было. Смысл нормы – если налог на имущество человека рассчитывался по кадастровой стоимости, то при передаче этого имущества компании этот принцип не меняется, отмечал ранее замминистра финансов Илья Трунин.

Однако бизнес беспокоило не столько появление в перечне новых объектов, сколько то, что он становится открытым и налог по кадастровой стоимости будет рассчитываться и с промышленных объектов.

Теперь министерство опубликовало новые поправки в Налоговый кодекс. Законопроект вводит закрытый перечень объектов, с которых бизнес будет платить налог, рассчитанный по кадастровой стоимости. Это жилые помещения, недостроенные объекты, гаражи, а также жилые и хозяйственные строения на участках, предназначенных для личных целей.

Проблема решена не до конца, предупредил газету управляющий партнер Consul Group Сергей Пивоварчик: осталась возможность взимать налог на имущество по кадастровой стоимости с недостроенных объектов. Сейчас с таких объектов налог не выплачивается, по новым же поправкам придётся это делать, если регионы внесут такие же изменения в свои законы. Это, по мнению эксперта, может коснуться компаний, которые строят недвижимость в кредит, а обеспечением на старте выступает земельный участок. Если компания ещё раз обратится за кредитом, банк может попросить в обеспечение ещё и недостроенное здание, в таком случае компании придётся поставить «недострой» на кадастровый учёт и платить с этого момента налог. Ещё один случай – если компания решит продать недострой, покупателю придётся платить с него налог.

Читайте так же:  На стандартный налоговый вычет заявление как писать

Минфин изменит порядок расчета налога на имущество организаций

Минфин планирует отказаться от утверждения регионами перечней отдельных объектов недвижимого имущества (торговые центры, административно-деловые центры и т.п.), налоговой базой для которых является кадастровая стоимость.

Об этом сообщается в презентации Основных направлений налоговой политики на 2020 – 2022 годы, опубликованной на официальном сайте Минфина.

Напомним, по нормам статьи 375 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При этом региональные власти ежегодно должны определять перечень объектов недвижимости (административно-деловые центры, торговые комплексы и помещения в них, офисные здания и помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Теперь, согласно опубликованным планам, Минфин намерен ввести единый порядок определения базы по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости в отношении объектов коммерческой недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.

Сроки уплаты налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 383 НК РФ). По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают итоговую сумму налога. Данная сумма определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение года.

Отчетными периодами для плательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый, второй и третий квартал календарного года. Субъекты РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% от стоимости имущества. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 386 НК РФ).

Минфин ищет варианты замены налога на движимое имущество

Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил журналистам, что министерство ищет варианты замены налога на движимое имущество.

Глава Минфина сообщил: «Налоги, которые являются более нейтральными, на них будем больше полагаться. Налоги, которые тяжелые для бизнеса, в том числе налог на движимое имущество, будем рассматривать, чем его заменить, чтобы это меньше влияло на бизнес».

Министр при этом уточнил, что в 2018 году общий объем поступлений налога на движимое имущество должен составить 58 млрд рублей.

«Будем искать альтернативы менее тяжелые для предпринимателей, но в то же время мы должны заботиться и о наполнении региональных бюджетов», — приводит слова Антона Силуанова ТАСС.

Напомним, с 2018 года изменился порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года.

Организации освобождаются от уплаты налога за движимое имущество только в случае, если в регионе принят закон, который установил такую льготу.

Если субъект РФ не установил на 2018 год налоговую льготу и не снизил налоговую ставку в отношении движимого имущества, налог уплачивается по предельной ставке в размере 1,1%.

Ранее заместитель министра финансов РФ Илья Трунин сообщал, что Минфин будет пытаться вернуть освобождение от налога на движимое имущество или сделать его минимальным.

Крупный бизнес просит вернуть отмененный налог на движимое имущество

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает дать бизнесу новые налоговые права – самому выбирать, как платить налог с имущества. Как сейчас – по ставке 2,2% с недвижимости и не платить с движимого имущества или по единой ставке 1,1%, рассказал президент РСПП Александр Шохин в интервью порталу KPMG Mustread.

Это предложение будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, сообщили «Ведомостям» участвующий в обсуждении эксперт и федеральный чиновник, а также подтвердил представитель Минпромторга. Министерство получило предложения РСПП и готовит позицию, заявил он. Представитель Минфина не комментирует совещание, а РСПП – от дополнительных комментариев отказался.

По словам представителя Минфина, о конкретной единой ставке говорить рано, но в любом случае она должна быть такой, чтобы региональные бюджеты не понесли потерь. За январь – октябрь 2019 г. льгота на движимое имущество обошлась регионам в 56 млрд руб. – это меньше оценок, которые были в 2018 г., сослался он на данные ФНС. Представитель ФНС переадресовал вопросы Минфину.

В спорах о льготе для движимого имущества было сломано немало копий. Она была введена в конце 2012 г., чтобы стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. Но в 2016 г. льгота была отдана на откуп регионам – с 2018 г. они должны были решить, сохранить ее или отменить. Сохранить решили лишь несколько регионов, и бизнес возмутился, напомнив президенту Владимиру Путину о моратории на рост налоговой нагрузки до 2019 г. Путин бизнес поддержал, и ко второму чтению законопроекта была внесена поправка, предусматривающая сохранение льготы. Но в последний момент правительство передумало и решило ввести в 2018 г. налог с льготной ставкой до 1,1% в регионах, которые решили вернуть налог. Затем власти снова передумали и отменили налог с 2019 г. в качестве компенсации за повышение НДС.

Но вместе с льготой бизнес получил и проблемы – споры с налоговиками, какое имущество считать движимым и недвижимым. Определение в Гражданском кодексе размыто и налоговики начали переквалифицировать оборудование в недвижимость и доначислять налог, сообщала ассоциация «Русская сталь» (объединяет девять предприятий сталелитейной и трубной отрасли, ее возглавляет основной акционер НЛМК Владимир Лисин). Основные пострадавшие – нефтегазовые, химические, металлургические и энергетические компании, перечислял партнер Taxology Алексей Артюх, который вел в суде спор с налоговиками об определении типа имущества. Признать недвижимостью налоговики пытаются оборудование и производственные машины, если, например, считают объект составной частью большого комплекса– скажем, завода, поясняет сотрудник крупной промышленной компании.

Проблема преувеличена, уверен федеральный чиновник, с 2013 г. всего 22 таких спора попало в суды, решения принимались в пользу и бизнеса, и бюджета.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога сроки перечисления средств

Решить проблему пыталось Минэкономразвития, подготовив поправки в Гражданский кодекс, отделяющие недвижимое имущество от движимого. Министерство предлагало считать недвижимостью земельные участки, а также здания и сооружения, которые являются объектами капитального строительства и прочно связаны с землей, т. е. их невозможно перенести. Законопроект был внесен в правительство в ноябре 2019 г., сказал представитель Минэкономразвития, не комментируя, как документ изменился после года обсуждений с другими ведомствами.

Четкие критерии разграничения изобрести не удалось и бизнес все еще находится под угрозой налоговых доначислений, опасается сотрудник промышленной компании, единая ставка решила бы проблему и существенно снизила бы налоговую нагрузку. Споры будут продолжаться, провести четкую границу невозможно, именно поэтому в 2017 г. и предлагалась пониженная единая ставка 1,1% вместо льготы, но бизнес настаивал на ней, вспоминает федеральный чиновник. Бизнес убеждал, что налог мешает модернизации, а теперь готов отказаться от льготы и вернуть прежнюю систему – единая ставка, но более низкая, чем прежде (2,2%), замечает другой чиновник, т. е. просто хочет платить меньше налогов. Государство должно решить, чего оно хочет – стимулировать модернизацию или снизить налоговую нагрузку, заключает он.

Впрочем, и о единой ставке бизнес не может договориться, отмечают несколько чиновников: у компаний разная позиция и зависит она от того, сколько у них оборудования и недвижимости. Обсуждаются две ставки – 1,1 и 1,4%, говорят два человека, участвующих в ведомственных совещаниях. Ставка 1,4% – это предельный вариант для обсуждения с Минфином, замечает один из них. Представитель Минфина не комментирует это.

Бизнес устал от неопределенности, жалуется старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Бизнесу удобнее единая ставка, чем пытаться своими силами квалифицировать имущество и ждать споров с налоговиками и доначислений, согласен партнер KPMG Андрей Ермолаев. Но общая ставка может привести к серьезным выпадающим доходам регионов: у крупных компаний огромная дорогостоящая недвижимость. Кроме того, единая ставка может породить неравенство: нагрузка на крупный бизнес с множеством недвижимости снизится, а на мелкий и средний бизнес – вырастет. Лучше все же внести поправки в Налоговый кодекс и определить перечни движимого и недвижимого имущества, заключает Ермолаев.

Минфином России разъяснены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов налогообложения, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости

Сообщается, в частности, что исходя из положений пункта 2 статьи 372 НК РФ субъект РФ при установлении особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, вправе самостоятельно определять те виды объектов недвижимого имущества, которые будут подлежать налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости начиная с 1 января 2020 года.

При этом к указанным видам объектов недвижимого имущества с учетом положений главы 32 НК РФ могут относиться: жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения (например, садовые дома, хозяйственные строения, расположенные на садовых или приусадебных участках, здания и сооружения определенных видов и т.п.).

Отправить по почте

Налогообложение имущества

Письмо Минфина России

от 05.04.2017 № 03-05-04-01/20122

Письмо Минфина России от 05.04.2017 № 03-05-04-01/20122 «По вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансовых счетах 619, 620 и 621»

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 07.04.2017

Письмо Минфина России

от 03.04.2017 № 03-05-04- 01/19308

Письмо Минфина России от 03.04.2017 № 03-05-04- 01/19308 «О налогообложении отдельных объектов недвижимого имущества, включая вопросы освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц»

Дата публикации: 07.04.2017

Письмо Минфина России

от 29.09.2014 № 03-05-РЗ/48574

Письмо Минфина России от 29.09.14 № 03-05-РЗ/48574 «О применении результатов кадастровой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения»

Дата публикации: 30.09.2014

Письмо Минфина России

от 03.09.2014 № 03-05-РЗ/44085

Письмо Минфина России от 03.09.14 № 03-05-РЗ/44085 «Об отмене транспортного налога»

Отправить по почте

Имущественные и прочие налоги

Проект заключения Правительства Российской Федерации на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Дата публикации: 08.06.2009

Проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 67587-5 «О внесении изменений в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Дата публикации: 01.06.2009

Письмо Минфина России

от 02.06.2006 № 03-06-02-02/72

Письмо Минфина России № 03-06-02-02/72 от 02.06.2006

Дата публикации: 02.06.2006

Письмо Минфина России

Письмо Минфина России о порядке установления и введения местных налогов

Минфин пообещал защитить бизнес от роста налоговой нагрузки на имущество

«Ведомости» ознакомились с копией письма замминистра финансов Ильи Трунина ФНС и РСПП с разъяснениями, как будет взиматься налог на имущество компаний (ее подлинность подтвердил представитель Минфина). Ранее юристы и бизнес опасались, что подписанные президентом России Владимиром Путиным поправки в Налоговый кодекс приведут к росту налоговой нагрузки на имущество компаний. По ним перечень объектов недвижимости, принадлежащей бизнесу, налог с которых рассчитывается по кадастровой, а не балансовой стоимости, становится открытым.

С 2014 г. бизнес платит налог по кадастровой стоимости, которая существенно выше балансовой, с торговых центров, офисов и принадлежащих ему жилых домов. Принятый закон предложил уточнить перечень – включить в него «иные объекты», по которым налог с кадастровой стоимости платит население. Бизнес опасался, что такой подход будет распространен на все объекты, в том числе промышленные.

Минэкономразвития предложило отменить налог на движимое имущество

То, что Минфин готов на компромиссы, хорошая новость, говорит партнер KPMG Нина Гулис, но предложенный вариант нужно тщательно прорабатывать. Если у компании небольшой налог на движимое имущество, а инвестиции большие, льгота сгорает – перенести неиспользованную часть вычета на следующий год нельзя. База для налога – это остаточная стоимость, которая рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью и амортизацией, рассказывает Марков. Но для оборудования средние сроки амортизации – 3–5 лет, а все, что старше, обычно и так почти не облагается налогом, объясняет он. Норма будет невыгодна компаниям со старыми фондами, которые собираются серьезно вкладывать в модернизацию, говорит Гулис, для них льгота будет минимальной, зато на следующий год с нового оборудования придется платить больше налогов, если модернизация не продолжится. Выгодной она будет тем, у кого уже сейчас много нового имущества и, как следствие, высокий налог, продолжает она. Но зачем обновлять и без того новое оборудование, говорит Марков.

Читайте так же:  Список автомобилей подпадающих под налог на роскошь

Схема слишком сложная, компаниям будет сложнее просчитывать инвестиционные планы, предупреждает Марков, лучше просто отменить налог. Во всем мире налога на движимое имущество и вовсе не существует, говорил на МФФ партнер Deloitte Геннадий Камышников.

Бизнес испугался роста налоговой нагрузки на недвижимость

Трунин объяснял, что идеи взимать налог со всей недвижимости организаций по кадастровой стоимости не было. Смысл нормы – если налог на имущество человека рассчитывался по кадастровой стоимости, то при передаче этого имущества компании этот принцип не меняется, говорил он. То же самое касается и недостроенных объектов.

Такую же трактовку Минфин 10 октября дал в письме. Министерство уточнило, что к объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, можно будет отнести жилые дома, гаражи, недостроенные объекты и др., но их перечень будет ограничен. Неделей ранее, 2 октября, Минфин писал ФНС, что регионы сами смогут определить виды объектов, облагаемых налогом, рассчитанных по кадастровой стоимости. При этом министерство также уточняло, что к ним могут относиться жилые дома, квартиры и т. д.

А на правлении РСПП 9 октября министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин подготовит поправки в Налоговый кодекс, чтобы избежать риска необоснованного расширения перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, указано на сайте РСПП. В ответе ФНС и РСПП Минфин также указывает, что обсуждает вопрос подготовки поправок с профильным комитетом Госдумы.

Минфин выступил за сохранение налога на движимое имущество

Минфин и Минэкономразвития решают судьбу налога на движимое имущество компаний – придумать новую льготу или отменить. Сейчас действует льгота и налог на имущество, поставленное на баланс после 2013 г., не платится. Так правительство хотело стимулировать бизнес активнее вкладывать в обновление производства. Но с 2018 г. льгота будет отдана на откуп регионам, которые должны решить в этом году, оставлять ее или отменить. До сих пор ни один регион не сделал выбор в пользу льготы. Подготовил такой законопроект только Татарстан, рассказывает директор Deloitte Василий Марков, а некоторые регионы уже публично заявили, что сохранять льготу не будут, – например, Челябинская область. В результате для большинства компаний с 2018 г. будет фактически возрожден налог на модернизацию. Разобраться с проблемой после встречи с бизнесом в конце августа поручил президент Владимир Путин.

Половина налога в подарок

Обещанная премьером Дмитрием Медведевым инвестиционная льгота по налогу на прибыль касается покупки оборудования, модернизации, реконструкции производства. Минфин предлагает, чтобы эти расходы напрямую уменьшали сам налог на прибыль – максимум на 50%. Регионы смогут сами решить, будут ли они вводить у себя такую льготу.

В 2016 г. льгота сэкономила бизнесу больше 160 млрд руб., следует из данных ФНС. Из-за чего пострадали бюджеты регионов, которым и так не хватает денег. В 2018 г. налог может дать регионам около 130–150 млрд руб., оценивал ранее министр финансов Антон Силуанов. Для бизнеса же отказ регионов сохранять у себя льготу стал настоящей головной болью, жалуется руководитель налогового департамента крупной международной компании: многим придется серьезно менять инвестиционные планы. «Пытались объяснять это губернаторам, но региональные власти предлагают построить что-то еще и снизить на это имущество ставку», – рассказывает он.

Минэкономразвития предложило радикальный способ решения проблемы – отменить с 2018 г. налог на движимое имущество бизнеса. Против Минфин, у которого есть альтернативный вариант: ввести налоговый вычет по аналогии с обсуждаемой сейчас инвестиционной льготой по налогу на прибыль. Компания сможет уменьшить налог на движимое имущество на сумму инвестиций в новое оборудование, рассказал на Московском финансовом форуме (МФФ) замминистра финансов Илья Трунин. Законопроект разработан и на следующей неделе будет направлен в ведомства и правительство, уточнил представитель Минфина.

Необычные налоги в разных странах

После введения льготы многие компании обновили свои фонды, рассказывает председатель совета директоров крупного промышленного холдинга. Самой болезненной отмена льготы будет для производственных, нефтегазовых, инфраструктурных компаний, включая телекоммуникационные, говорит Марков: чем больше купят нового оборудования, тем выше будет налог.

Отмена налога решит многие проблемы, говорит Гулис, в том числе связанные с ограничениями в применении льготы. Сейчас она не распространяется на имущество, которое компания передала зависимой организации. Многие перерегистрировали имущество на аффилированные компании, чтобы не платить с него налог, жаловались регионы. Но некоторые специально закупали оборудование у таких структур – это дешевле и безопаснее, рассказывал Марков.

Предложенная Минфином конструкция все равно лишит регионы части доходов, предупреждает чиновник. По данным Счетной палаты, на начало июня у 38 регионов общий дефицит бюджетов достиг 55,3 млрд руб., общий госдолг регионов на 1 августа – 2,2 трлн, следует из данных Минфина. Последние 10 лет регионы страдали от федеральной налоговой политики, указывал аналитик S&P Карен Вартапетов, федеральные льготы почти всегда оказывали негативное влияние на региональные бюджеты. Федеральный центр вводит льготу, но бизнес ни за какие показатели по инвестициям не готов нести ответственность, жаловалась на МФФ вице-мэр Москвы Наталья Сергунина. Москва в ближайшее время планирует подробнее рассматривать применение льгот, рассказала она, и предоставлять их только в обмен на инвестиции в городе. Принимать налоговые решения одного уровня, влияющие на другой, недопустимо, поддержал ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Об избежании двойного налогообложения предмета аренды с учетом ФСБУ 25/2018

Согласно общему правилу, налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении предмета аренды признается та сторона договора, у которой объект недвижимого имущества учитывается на балансе в составе основных средств.

В случаях, когда ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» применяет лишь одна сторона договора неоперационной (финансовой) аренды, могут иметь место ситуации, при которых переданные в аренду объекты недвижимого имущества и права пользования ими отражаются соответственно у арендодателя и арендатора в составе основных средств.

Читайте так же:  Предъявлен к возмещению из бюджета ндс проводка

В целях исключения двойного налогообложения стоимость объекта, который был учтен арендодателем на балансе в составе основных средств, при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций арендатором не включается.

Сообщается, что с 1 января 2020 года в соответствии со статьей 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) вне зависимости от правил бухгалтерского учета арендуемых объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, налог на имущество организаций уплачивается организацией, являющейся собственником или владельцем на праве хозяйственного ведения этих объектов недвижимого имущества.

Данный порядок применяется и в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих иностранной организации на праве собственности, переданных в финансовую аренду (лизинг) российской организации.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 января 2020 г. N БС-4-21/[email protected]

О ПОРЯДКЕ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФСБУ 25/2018 «БУХГАЛТЕРСКИЙ

УЧЕТ АРЕНДЫ»

Направляем для сведения письмо Минфина России от 21.01.2020 N 03-05-04-01/2993 о порядке налогообложения налогом на имущество организаций арендуемого имущества в связи с применением Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н.

Доведите настоящую информацию до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, и налога на имущество физических лиц.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 января 2020 г. N 03-05-04-01/2993

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел ваше письмо о налогообложении арендуемого имущества в связи с применением Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н (далее — ФСБУ 25/2018), и сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

ФСБУ 25/2018 применяется организациями (арендодателями и арендаторами) начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о его применении до указанного срока.

Каждая сторона договора аренды ведет бухгалтерский учет самостоятельно в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. В зависимости от срока перехода (досрочного перехода) организации (арендодателя и арендатора) на ФСБУ25/2018, а также от вида аренды (операционной или неоперационной (финансовой) аренды)), условий договора аренды (срока аренды, перехода права собственности на предмет аренды и др.), предмет аренды может учитываться на балансе арендодателя и арендатора в качестве основных средств, инвестиционного имущества или в качестве права пользования активом, а также за балансом в качестве арендованных основных средств, а в отдельных случаях (пункты 11 и 12 ФСБУ 25/2018) арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом.

Поэтому, если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в составе основных средств, то арендатор признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, — то налогоплательщиком признается арендодатель.

Вместе с тем, в случаях, когда ФСБУ 25/2018 применяет лишь одна сторона договора неоперационной (финансовой) аренды, могут иметь место ситуации, при которых переданные в аренду объекты недвижимого имущества и права пользования ими отражаются соответственно у арендодателя и арендатора в составе основных средств. В целях исключения двойного налогообложения объекта, который был учтен арендодателем на балансе в составе основных средств в соответствии с условиями договора аренды и, следовательно, подлежал учету арендодателем при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, стоимость такого объекта в состав налоговой базы по налогу на имущество организаций арендатором не включается.

При этом с 1 января 2020 года в соответствии со статьей 374 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 325 ФЗ) вне зависимости от правил бухгалтерского учета арендуемых объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, налог на имущество организаций уплачивается организацией, являющейся собственником или владельцем на праве хозяйственного ведения этих объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению. В этих целях иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Поэтому вышеизложенный порядок налогообложения применяется и в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих иностранной организации на праве собственности, переданных в финансовую аренду (лизинг) российской организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (пункт 3 статьи 374 Кодекса). При этом налог на имущество организации в отношении недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Кодекса уплачивается исходя из кадастровой стоимости собственниками объектов недвижимого имущества (в том числе переданных в аренду (лизинг)).

Источники

Минфин налоги на имущество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here