Налог на имущество унитарного предприятия

Амортизация имущества унитарного предприятия

Нет, нельзя. Так считают специалисты Минфина России и суды. Расскажем подробнее.

Фискальный подход чиновников

Вопросу начисления амортизации по имуществу, которое получило унитарное предприятие в оперативное управление или хозяйственное ведение и которое было приобретено за счет средств целевого бюджетного финансирования, посвящено письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-03-06/1/9856. Вот что сообщили финансисты.

В пункте 1 ст. 256 НК РФ сказано, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен в ст. 257 НК РФ. Она определяется как сумма расходов на приобретение объекта (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ).

При получении объекта безвозмездно от собственника имущества этого унитарного предприятия оно не несет фактических расходов по его приобретению. При формировании налоговой базы стоимость такого имущества не учитывается. Основание — подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Финансисты также указали, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования (п. 2 ст. 256 НК РФ). Отметим, что в целях налогообложения прибыли средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы, поименованы в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Исходя из приведенных норм, Минфин России пришел к следующему выводу. Если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется и остаточная стоимость такого имущества для целей налога на прибыль равна нулю.

Налоговая база.

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Объект налогообложения.

Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

Читалка

Имущество МУП на праве хозяйственного ведения и налог на имущество организаций

МУП просит Вас пояснить правила начисления и уплаты налога на имущество организаций, сдачи отчетности по налогу.

Комитетом по управлению имуществом городского округа 22.02.2010 г. было передано имущество – здание диспетчерской и гаража общей площадью 1080 кв. м, здание конторы автопредприятия общей площадью 72 кв. м на общую сумму балансовой стоимости 21 672 тыс. руб. Комитет осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Имущество, закрепленное за МУП на праве хозяйственного ведения, отражается на его балансе и является муниципальной собственностью городского округа, не закреплено за МУП в БТИ и не поставлено на кадастровый учет. Также в 2010 г. в хозяйственное ведение МУП Комитет передал автобус.

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

П. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, установлено, что основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются, в частности, на:

основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление).

Стоимость объектов основных средств , находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п. 49 Методуказаний).

Читайте так же:  Соглашение об избежании двойного налогообложения с нидерландами

Минфин РФ в письме от 21.12.2009 г. № 03-05-05-02/86 подчеркивает, что в отношении переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение) имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (ст. 375 НК РФ).

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. № 1265-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.

Поэтому даже не учитывая других условий, Вы определяете налоговую базу как среднегодовую стоимость.

Кроме того, в силу положений п.п. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФ особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организацийсобственников объектов недвижимого имущества.

Следовательно, сообщил Минфин РФ в письме от 21.05.2014 г. № 03-05-05-01/24062, в отношении организаций-балансодержателей, не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права хозяйственного ведения), положения ст. 378.2 НК РФ не применяются.

Поэтому в отношении имущества, находящегося на балансе государственных (муниципальных) организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, применяется общеустановленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из балансовой (остаточной) стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации – в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

– реорганизации или ликвидации юридических лиц;

– передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

П. 5 ст. 105.1 НК РФ установлено, что прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в данном пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ.

Таким образом, сообщил Минфин РФ в письме от 06.02.2015 г. № 03-05-05-01/5030, движимое имущество, полученное от муниципального образования, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, принятое на учет после 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций с учетом п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Поскольку движимое имущество (автобус) принято МУП на учет в 2010 году (до 2013 г.), оно не освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Средне-
годовая стоимость

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст. 382 НК РФ).

В соответствии с Законом Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября.

Сумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если МУП применяет специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), то нужно учитывать следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемогов отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

Учитывая, что:
– организация находится не в Екатеринбурге;
– площади объектов недвижимого имущества менее 5 000 кв. м;
организация-балансодержатель не является собственником имущества,

то такая организация освобождена от уплаты налога на имущество организаций.

Горячая линия: Налог на имущество

На вопросы отвечает Галина Безматерных, начальник отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по Пермскому краю.

Читайте так же:  Когда можно взять налоговый вычет по ипотеке

Кто платит налог с имущества, переданного в безвозмездное пользование

– Здравствуйте, беспокоит главный бухгалтер строительной компании. Наше руководство предоставило субподрядной организации трактор в безвозмездное пользование. Кто должен платить налог на имущест­во: мы или субподрядчики?
– Ваше предприятие является ссудодателем. Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса, ссудодатель передает вещь в безвозмездное временное пользование. Ссудополучатель обязан эту вещь вернуть. Следовательно, ваш субподрядчик не становится владельцем трактора. В его бухгалтерском учете данное имущество отражено на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

А объектом налогообложения признается только имущество, учитываемое на балансе организации (п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому налог на имущество должен уплачивать не субподрядчик, а владелец трактора, то есть ваша компания. То же относится и к отчетности.

Как применять пониженную ставку при покупке и продаже строительного оборудования

– Наша компания занимается несколькими видами деятельности, в том числе строительными работами. В феврале 2008 года мы приобрели основные средства, чтобы использовать их на стройке. Вправе ли наша компания применить дифференцированные ставки по налогу на имущество?
– Да, в отношении имущества, используемого в строительстве, вы можете применить пониженные ставки. Они предусмотрены пунктом 2 статьи 19 Закона Пермской области от 30.08.01 № 1685-296 «О налогообложении в Пермской области». Так, в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию вы должны начислить налог по ставке 0,6 процента. В течение второго и третьего годов – по ставке 1,1 процента. При этом не имеет значения, что компания занимается и другими видами деятельности.

– В планах руководства в августе продать это оборудование (оказалось, что оно не совсем подходит для нас). Как быть с налогом на имущество?
– После реализации сумму налога придется доплатить из расчета ставки, равной 2,2 процента. Причем пересчитать налог нужно за весь период применения дифференцированной ставки. Таким образом, в случае продажи строительного оборудования в августе вы должны доплатить налог за период с февраля по август.

Декларация и расчет по авансовым платежам стали проще

– Мы представили расчет по авансовым платежам за полугодие на бланке старого образца, но инспектор отказался его принять. Правомерен ли отказ?
– Да, потому что Министерство финансов приказом от 20.02.08 № 27н утвердило новые бланки отчетности по налогу на имущест­во организаций: расчет по авансовым платежам и декларацию. Этим же приказом утверждены и порядки заполнения каждой формы. Так что вы должны были отчитаться на новом бланке за первый квартал и за полугодие 2008 года, а в скором будущем – за девять месяцев. К тому же по итогам года не забудьте заполнить новую форму декларации и представить ее в срок до 30 марта 2009 года.

– Вечно нам прибавляют забот – снова все заполнять по-другому.
– Думаю, особых сложностей не будет. Тем более что новые формы по налогу на имущество стали заметно меньше по объему. Они включают титульный лист и три раздела. В первом отражается итоговая сумма налога (или авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет. В разделе 2 величину налога рассчитывают российские организации и иностранные компании, открывшие в РФ постоянное представительство. Раздел 3 предназначен для иностранных компаний, которые владеют недвижимостью на территории Российской Федерации и не имеют постоянного представительства. Как видите, форма легка для заполнения.

Когда начинать платить налог на имущество, полученное в хозяйственное ведение

– Наше муниципальное унитарное предприятие получило в хозяйственное ведение имущество от собственника. Передача оформлена актами ОС-1. Вскоре мы передали имущество в аренду, но сделка была приостановлена в связи с судебным разбирательством. С какого момента нужно начислить налог: с даты поступления имущества от собственника или со дня его передачи арендатору?
– Согласно статье 374 Налогового кодекса, объект налогообложения – это движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. В том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление.

В вашем случае объекты, полученные от собст­венника, учтены на балансе в качестве основных средств. Это соответствует нормам ПБУ 6/01 и подтверждается актами приема-передачи по форме ОС-1. К тому же вы должны амортизировать данное имущество в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса (п. 1 ст. 256 НК РФ). Отсюда следует, что ваше муниципальное унитарное предприятие является плательщиком налога на имущество с момента получения объектов от собственника и принятия их на баланс.

– Но ведь мы не эксплуатировали имущество, так как сразу же передали его в аренду. И не использовали его для получения дохода, потому что сделку приостановили.
– Это не имеет значения. Главное, что в бухгалтерском учете вы отразили имущество на счете 01. Ведь по закону порядок исчисления и уплаты налога на имущест­во организаций не зависит от факта передачи этого имущества в аренду, даже если сделка и приостановлена в связи с судебным разбирательством.

Лизингополучатель платит налог, даже если передал имущество в субаренду

– Мы приобрели в финансовый лизинг технологическую линию. С согласия лизингодателя передали ее в субаренду. Линия числится у нас, на балансе лизингополучателя. Означает ли это, что мы должны платить налог на имущество?
– Совершенно верно, вы обязаны начислить и заплатить налог. Еще с января 2006 года имущество, полученное по лизингу, включается в налогооблагаемую базу. Это связано с поправками в ПБУ 6/01, которые вступили в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2006 год. Изменилось условие отнесения объекта к основным средствам. Теперь к основным средствам относится в числе прочего имущество, предназначенное для сдачи в аренду. Таким образом, раз линия числится на вашем балансе лизингополучателя, вы должны платить налог на имущество независимо от того, что оборудование передано субарендатору.

Отчитываться нужно даже тем, у кого нет имущества

– Помогите разобраться: обязана ли компания представлять декларации и расчеты по авансам по налогу на имущество, если у нее нет объекта налогообложения?
– Да, организация должна отчитываться по налогу на имущест­во, даже если у нее нет объекта налогообложения. Ведь по статье 373 НК РФ российские организации являются налогоплательщиками. А сдавать декларации и расчеты должны все налогоплательщики независимо от наличия или отсутствия имущества. Это следует из статьи 386 НК РФ. Данную позицию подтверждает и Минфин России в письме от 15.05.08 № 03-05-05-01/34.

Читайте так же:  Программа для заполнения декларации 3 ндфл бесплатно

Налог на имущество казенного предприятия

Автор: Снегирев А. Г., эксперт журнала

Должно ли муниципальное казенное предприятие (МКП) исчислять налог на имущество в отношении объектов недвижимости, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из кадастровой стоимости этих объектов?

Спорить или нет?

С вышеприведенной позицией финансового ведомства согласны и суды, причем на высшем уровне. Примером может служить Определение Верховного суда РФ от 17.07.2018 № 307-КГ18-1836, которое было включено в Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденный Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 г.

Претензии налоговиков и доводы компании

На балансе унитарного предприятия находились транспортные средства, приобретенные за счет средств бюджета субъекта РФ и переданные предприятию в хозяйственное ведение. На указанное имущество предприятием была начислена амортизация.

При проведении проверки налоговики исключили из состава расходов начисленную амортизацию и, соответственно, доначислили налог на прибыль. Принимая это решение, налоговый орган руководствовался подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.

Предприятие с налоговиками не согласилось. По его мнению, основными условиями отнесения амортизируемого имущества к не подлежащему амортизации в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ являются два фактора: приобретение данного имущества за счет средств бюджета и нахождение его в собственности. В данном случае спорные основные средства приобретены за счет средств областного бюджета не предприятием, а собственником имущества предприятия.

Исходя из норм действующего законодательства, унитарное предприятие, получив в хозяйственное ведение имущество, не становится его собственником, поэтому спорное имущество подлежит амортизации в силу п. 1 ст. 256 НК РФ.

Выводы арбитров

Суды трех инстанций поддержали налоговиков по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Перечень имущества, не подлежащего амортизации, определен в п. 2 ст. 256 НК РФ. К нему, в частности, относится имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Поскольку предприятие начислило амортизацию на спорное имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования и переданное в хозяйственное ведение, и учло амортизационные отчисления в составе расходов по налогу на прибыль, решение налоговиков об исключении этих сумм является законным и обоснованным.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала вывод нижестоящих судов верным. Она указала, что если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было приобретено (создано) за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется. При этом не должно иметь значения, были ли средства бюджетного финансирования использованы для приобретения объектов основных средств непосредственно публично-правовым образованием либо направлены унитарному предприятию на эти цели из соответствующего бюджета, имея в виду экономическую однородность указанных способов формирования имущества унитарного предприятия.

Высшие арбитры отметили, что амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то есть вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. А поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие приняло к учету основные средства, приобретенные публично-правовым образованием за счет средств бюджетного финансирования, в силу подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ данные объекты амортизации в целях налогообложения не подлежали.

Налог на имущество унитарного предприятия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Как учитываются в бухгалтерском учете муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) расходы на государственную регистрацию имущества, имущественного права?
Учитывается ли на балансе МУП недвижимое имущество, переданное в оперативное пользование, но не имеющее государственной регистрации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
До момента регистрации права оперативного управления стоимость объектов недвижимости не может отражаться на балансе унитарного предприятия ни на счете 01, ни на счете 08.
В данном случае для учета указанных объектов можно использовать забалансовый счет.
Государственную пошлину за регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости в бухгалтерском учете следует учесть в составе прочих расходов.
При этом заметим, что ввиду отсутствия у нас необходимой информации (распоряжения органа местного самоуправления о передаче в хозяйственное ведение Вашему унитарному предприятию имущества, от кого конкретно получается имущество) дать однозначный ответ не представляется возможным. Поэтому ответ дается с позиции общих норм гражданского и бухгалтерского законодательства.

Обоснование позиции:

Учет объектов имущества, полученных в оперативное управление

Видео (кликните для воспроизведения).

Расходы на государственную регистрацию

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Вопрос: О налогообложении имущества унитарного предприятия налогом на имущество организаций. Унитарное предприятие не является собственником имущества, переданного ему на баланс в хозяйственное ведение или оперативное управление. Является ли указанное предприятие плательщиком налога на имущество?

Вопрос: О налогообложении имущества унитарного предприятия налогом на имущество организаций Унитарное предприятие не является собственником имущества, переданного ему на баланс в хозяйственное ведение или оперативное управление. Является ли указанное предприятие плательщиком налога на имущество?

Читайте так же:  Акт камеральной налоговой проверки составляется в течение

Ответ: В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Пунктом 1 ст. 374 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Таким образом, унитарное предприятие, учитывающее на балансе имущество, переданное ему собственником на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в качестве объекта основных средств, является плательщиком налога на имущество на основании п. 1 ст. 373 НК РФ, поскольку такое имущество признается объектом обложения данным налогом.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вопрос: О налогообложении имущества унитарного предприятия налогом на имущество организаций. Унитарное предприятие не является собственником имущества, переданного ему на баланс в хозяйственное ведение или оперативное управление. Является ли указанное предприятие плательщиком налога на имущество?

Налог на имущество унитарного предприятия

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

В редакцию периодически поступают вопросы об учете в муниципальных унитарных предприятиях.

Мы решили объединить ответы в одну статью.

Правовые основы

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Однако муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) может быть основано только на праве хозяйственного ведения.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

МУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

МУП не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 296 ГК РФ).

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Законом № 161-ФЗ установлено, что имущество МУП формируется за счет:

– имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

– иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за МУП на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП.

Уставный фонд МУП

Уставным фондом МУП определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Размер уставного фонда МУП определяется в рублях.

Размер уставного фонда МУП должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого МУП.

Записи в бухучете при внесении в уставный фонд денежных средств:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 75.

В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Читайте так же:  Выписка из егрн для возврата налога

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, в аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных при формировании уставного фонда.

При этом указанными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 г. № 07-04-18/01).

Если в уставный фонд МУП вносятся собственником основные средства, то в бухучете МУП это отразится следующим образом:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

– отражена задолженность по созданию уставного фонда;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75

– отражено получение имущества;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– имущество, внесенное собственником, принято к учету в составе основных средств.

Иные фонды

МУП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом МУП.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков МУП.

МУП за счет чистой прибыли может создавать также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом МУП.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы МУП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом МУП.

Создание резервного фонда отражается:

ДЕБЕТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» КРЕДИТ 82 «Резервный капитал».

Оприходование имущества, полученного МУП от собственника в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда, отражается по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала (письмо Минфина РФ от 22.01.2016 г. № 07-04-09/2355).

Например, при получении объекта основных средств:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 83

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08.

Налогообложение

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитыва.

Данный раздел/документ открыт только зарегистрированным пользователям, которые оформили подписку на журнал АБ-Экспресс!

Налог на имущество унитарного предприятия

Сегодня 19 февраля 2020 г., 13:13

GMT+5 ЦБ РФ USD — 63,7698 руб.; ЦБ РФ EUR — 69,0882 руб. МРОТ: 12130 руб. Ставка ЦБ РФ: 6,00 %

3
январь 2020 года 30.01–12.02

Авторизация пользователя

Информационная рассылка

Налог на имущество и право оперативного управления.

Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ[1], и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в том числе казенного, может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Соответственно, имущество казенного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления.

Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями. Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст. 378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-05-04-01/58164, от 15.08.2016 № 03-05-04-01/47752).

Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Подтверждение можно найти на официальном сайте ФНС, где в разделе «Новости налогового законодательства» 13.04.2018 была опубликована информация под названием «О налоге на имущество организаций в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении»:

С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»).

В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.

Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Таким образом, налоговая база в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении вышеуказанных организаций, определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Муниципальное казенное предприятие рассчитывает налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из среднегодовой стоимости этих объектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Источники

Налог на имущество унитарного предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here