Налоговая проверка беларусь

Налоговая проверка беларусь

РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ

Е.В. ЖИЛИНСКАЯ
консультант управления организации камерального контроля Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

В настоящее время приоритетной задачей налоговых органов является обеспечение контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и правовой грамотности плательщиков, проведения камерального контроля, направленного на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности, и предоставления плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.

Несмотря на то, что главная цель камерального контроля — добровольное исполнение налоговых обязательств, законодательством предусмотрено составление налоговыми органами актов камеральных проверок. Так, если плательщиком в течение 10 дней после получения уведомления налогового органа не представлена уточненная налоговая декларация (расчет) или не представлены пояснения (либо по результатам рассмотрения пояснений налоговый орган установит неуплату или неполную уплату налогов), налоговый орган составит акт камеральной проверки (п. 6 ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — Кодекс).

Что делать плательщику, если он не согласен с предъявленным ему нарушением и (или) с размером доначисленных налогов по акту камеральной проверки налоговым органом?

В первую очередь необходимо подписать акт камеральной проверки с указанием на наличие возражений по акту и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта камеральной проверки представить в письменном виде возражения по их содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. Кодексом не запрещено подавать возражения по акту камеральной проверки в случае, если при его подписании не сделана соответствующая отметка. Указание о наличии возражений в акте камеральной проверки при его подписании является правом плательщика, а не его обязанностью.

На практике встречаются ситуации, когда плательщик отказывается подписать акт камеральной проверки или не является в налоговый орган для получения и подписания акта. В таком случае акт камеральной проверки направляется налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом акт камеральной проверки считается полученным, а плательщик — ознакомленным с результатами камеральной проверки по истечении трех дней со дня направления документа по почте (п. 5 ст. 78 Кодекса).


Обращаем внимание!

Срок, по истечении которого возражения к рассмотрению не принимаются, составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта камеральной проверки.

Обоснованные возражения по акту камеральной проверки являются основанием для пересмотра результатов проверки. Доводы плательщика, изложенные в возражениях по акту камеральной проверки, изучаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней, и составляется письменное заключение, которое вручается плательщику под роспись либо направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение по акту камеральной проверки выносится руководителем (его заместителем) налогового органа в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) плательщику акта камеральной проверки, а при подаче возражений — со дня вручения (направления) плательщику заключения по этим возражениям.

Решение по акту камеральной проверки вручается под роспись плательщику. Однако, если налоговый орган по каким-либо причинам не смог вручить плательщику решение по акту камеральной проверки, оно будет отправлено ему по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения (жительства) плательщика. В этом случае решение считается полученным по истечении трех дней со дня его направления.

Если же возражения плательщика по акту камеральной проверки не приняты во внимание и налоговым органом вынесено решение по акту проверки, согласно которому подлежат взысканию налоги и пени, как плательщику обжаловать такое решение? Каковы его дальнейшие действия?

Кодексом предусмотрены следующие варианты обжалования решений по актам камеральных проверок: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В настоящее время плательщик вправе выбрать наиболее удобный для себя способ защиты своих прав и законных интересов.

НА ЗАМЕТКУ!

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения по акту камеральной проверки налоговым органом, вынесшим такое решение.

При подаче жалобы на решение налогового органа по акту камеральной проверки в вышестоящий налоговый орган следует соблюдать установленный Кодексом порядок. Так, плательщик не может обжаловать решение по акту камеральной проверки, вынесенное инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) по району, городу, району в городе, непосредственно в МНС, минуя инспекцию МНС по области, городу Минску (по территориальности).

Необходимо помнить об установленных сроках подачи жалобы, поскольку пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения, и по итогам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

  • оставить решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • отменить решение полностью или частично;
  • отменить решение и назначить дополнительную проверку;
  • внести изменения в решение.

Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается лицу, подавшему жалобу, или его представителю под роспись либо направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении. Также копия решения направляется в тот налоговый орган, решение которого было обжаловано (п. 3 ст. 88 Кодекса).

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на подачу жалобы в суд. При рассмотрении жалобы вышестоящим органом, когда решение по акту камеральной проверки остается без изменений, а жалоба оставлена без удовлетворения, у плательщика еще есть возможность обратиться в суд. Обжалование решения налогового органа по акту камеральной проверки в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа по акту камеральной проверки может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения.

Читайте так же:  Возврат налога за обучение образец заполнения

Вопрос-ответ

Задать вопрос

Какие методы могут применять специалисты налоговых органов при проведении проверок?

Определенные налоговым законодательством.

Контролирующие (надзорные) органы проводят проверки с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством (п. 36 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510).

1) ст. 78-3 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Таковым является хронометражный метод, осуществляемый в виде наблюдения. Его цель – установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение.

Проверка контрагента в Беларуси: бесплатные и платные способы

Чтобы оградить себя от возникновения дебиторской задолженности, важна проверка контрагента еще на стадии заключения договора.

Не менее важна и регулярная проверка действующих контрагентов. Например, если вы обнаружили, что его включили в план проверок, то, в случае каких-либо проблем с ним, налоговая проверка коснется и вас. Или когда-то был заключен договор с компанией, сделка закрыта и забыта. Но спустя время с вас требуют доплату налогов из-за признания контрагента лжеструктурой. Чтобы избежать неприятных последствий, потребуется подготовка.

Ниже приведены сайты и сервисы для проверки контрагентов платно и бесплатно.

5. Информация веб-сайта Верховного Суда Республики Беларусь

Объем сведений, которые можно получить:

  • резолютивные части судебных постановлений по делам, рассмотренным экономическими судами с участием контрагента (в разделе «Электронное правосудие» «Банк данных судебных постановлений»);
  • расписание судебных заседаний, назначенных в экономических судах с участием контрагента (в разделе «Электронное правосудие» «Расписание судебных заседаний»);
  • сведения о делах приказного производства в экономических судах, рассмотренных с участием контрагента (для Экономического суда г. Минска, для Экономического суда Минской области, для Экономического суда Гродненской области, для Экономического суда Брестской области, для Экономического суда Витебской области, для Экономического суда Гомельской области, для Экономического суда Могилевской области).

Доступна информация о номере дела, должнике, взыскателе, сумме требования, результатах рассмотрения заявления.

8. Информация веб-сайта журнала «Юстиция Беларуси»

Какие сведения можно получить:

Сведения о ликвидации субъектов хозяйствования, в частности:

  • дата принятия решения о ликвидации;
  • контактные данные ликвидатора;
  • дата опубликования сведений о ликвидации и срок принятия заявлений кредиторов.

Если в прошлом компанией принималось решение о ликвидации, но по каким-либо причинам данное решение было отменено, на указанном веб-сайте всё равно будет содержаться информация, касающаяся процедуры ликвидации, но с пометкой в графе «Текущее состояние» о том, что компаний вышла из ликвидации.

1. Запрос информации из ЕГР о юридическом лице и его участниках

Стоимость: 1 базовая величина (23 BYN или около 700 RUB) за 1 выписку.

Реквизиты для оплаты по ссылке.

Куда направлять запрос: Министерство Юстиции Республики Беларусь (220004, г.Минск, ул. Коллекторная, 10).

Кто может получить информацию: кто угодно (физическое лицо, юридическое лицо), резидент Республики Беларусь, иностранное лицо.

Срок предоставления информации: для физических лиц — 5 календарных дней, для юридических лиц — 7 календарных дней.

Какие сведения можно получить:

  • в отношении компании: актуальный юридический адрес, ФИО руководителя, история руководителей, сведения о представительствах и филиалах, учредителях и участниках, история событий, произошедших с обществом (регистрация изменений в Устав, реорганизация и т.п.);
  • в отношении физического / юридического лица: в каких юридических лицах является учредителем (участником) конкретное лицо (кроме ЗАО, ОАО).

В этом случае будет выдана не одна выписка со сводной информацией, а отдельная выписка по каждому юридическому лицу, в котором интересующее вас лицо является участником. Поэтому, если пошлина будет уплачена за выдачу лишь 1 выписки, впоследствии необходимо будет доплатить пошлину. В ответе Министерства юстиции будет указано общее количество компаний, в которых лицо является участником, исходя из этого можно будет рассчитать пошлину, которую необходимо доплатить.

2. Информация о принадлежащих компании правах на недвижимое имущество

Стоимость: 0,4 — 0,5 базовых величин (9,2 — 11,5 BYN или около 275 — 345 RUB) за 1 выписку (для каждого вида выписки свой размер пошлины).

Куда обращаться: ГУП «Национальное кадастровое агентство» (220005, г. Минск, пер. Краснозвездный, 12, 3 этаж) либо территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Кто может получить информацию: ограниченный круг лиц: правообладатель либо его правопреемник, государственный органы, адвокат для целей составления документов правового характера. При этом, адвокат не обязательно должен быть представителем правообладателя.

Срок предоставления информации: в день обращения.

Какие сведения можно получить:

  • о существующих на момент выдачи справки правах и ограничениях на конкретный объект недвижимого имущества
  • обобщенная информация о принадлежащих конкретному лицу правах на недвижимое имущество

Что нужно сделать перед налоговой проверкой?

В первую очередь убедитесь, что ваша документация соответствует требованиям. Не редки случаи, когда на бумаге договор заключен, но он признается недействительным, так как в нем нет важных условий. А значит, договор не имеет юридической силы и не защитит ваши права.

Если самостоятельно вам сложно все проверить, то за вас это сделают сторонние специалисты – аудиторы, юристы и т.д.

Далее проследите, чтобы проверяющий действовал законно, то есть:

  • Назначил проверку по объективной причине;
  • Предъявил предписание об этом на фирменном бланке или документе с оттиском гербовой печати с подписями соответствующего гос.органа;
  • Представился и предъявил удостоверение;
  • Внес запись в книгу учета проверок и ревизий;
  • Вложился в установленный срок (не более 3 рабочих дней);
  • Проверял только ту информацию, которая относится к основанию проведения проверки;
  • Предъявил акт и протокол в случае нарушений и справку о проверке – если нарушений не обнаружено.
Читайте так же:  Налог на имущество российской федерации

Если какое-либо из условий нарушено, то в течение 15 рабочих дней вы имеете право обжаловать результаты действий и тем самым свести их к нулю. Если на кону крупная сумма денег, то обязательно решитесь на этот шаг. Так вы, по крайней мере, отсрочите «приговор» на 30 дней либо смягчите его.

7. Информация веб-сайта Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Объем сведений, которые можно получить: о субъектах хозяйствования, имеющих наибольшие суммы просроченной задолженности по уплате обязательных страховых взносов, в том числе о сумме задолженности.

Проверка контрагентов через интернет самостоятельно

В Беларуси есть как платные, так и бесплатные ресурсы. С помощью платных вы получите исчерпывающие данные о компаниях, с которыми налажено или только планируется сотрудничество:

  • О финансовом состоянии;
  • О судебных спорах;
  • О ликвидации и т.д.

На бесплатных ресурсах доступны ограниченные сведения о состоянии предпринимателей.

Проверка контрагента происходит по УНП (регистрационному номеру).

О чем можно узнать бесплатно?

О регистрации и текущем статусе

Очевидно, что сотрудничать стоит только с юридическими лицами. Благодаря ресурсу вы сможете убедиться в существовании организации и достоверности предоставленных ею данных.

Регистр уведомит вас о регистрации и текущем статусе юридического лица и индивидуального предпринимателя: действующая ли компания, в процессе ликвидации или банкрот.

О должниках

Из реестра вы получите сведения об организациях, с которыми лучше не иметь дела ввиду их банкротства. Также доступны данные об управляющем и подтверждение неплатежеспособности (выдержка из постановления суда).

О ликвидации или прекращении деятельности

Если организация находится в стадии ликвидации, то начинать сотрудничество с ней не стоит, так как совершение ею сделок – под запретом.

О лжепредпринимательских структурах

Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Обновления происходят каждые 10 дней, поэтому его следует посещать постоянно.

В этом нормативном акте числятся компании, деятельность которых несколько отступает от требований. Например, офис расположен не по юридическому адресу, отчетность не сдана в сроки и др. Заключать с ними сделки не запрещается, но такие структуры жестко контролируются и рискуют перейти в лжепредпринимательские. В итоге их контрагентам сулит рост налоговых платежей и даже уголовная ответственность.

О задолженностях перед бюджетом

Хоть сумму и причины долга выяснить здесь не получится, наличие компании в этом перечне – повод пересмотреть сотрудничество с ней.

О недобросовестных поставщиках

Изучите черный список поставщиков перед участием в государственных закупках. Проверка контрагента на сайте поможет избежать сотрудничества с теми, кто уклонился от заключения контракта или выполнил его с недопустимыми нарушениями.

О приказных производствах и судебных заседаниях в экономических судах

Если контрагент замечен в этих реестрах, то он признан взыскателем или должником по приказным производствам (простой способ взыскания судом задолженности). Наличие множества долгов говорит о неустойчивом финансовом положении и, как следствие, ненадежности контрагента. Также о сотрудничестве с ним можно поинтересоваться у взыскателей.

Об исполнительных производствах

Присутствие контрагента в этом реестре говорит о еще более плачевном финансовом положении, чем в предыдущем случае. Компания находится на заключительной стадии судебного процесса, так как не смогла выплатить задолженность добровольно.

Ресурсы, которые перечислены выше, никак не связаны. Чтобы отслеживать подозрительные действия ваших контрагентов на регулярной основе, на помощь приходят сервисы автоматического мониторинга.

Какие сведения можно получать автоматически в платных сервисах?

  • О реквизитах и контактной информации;
  • О задолженности перед бюджетом;
  • О ликвидации или банкротстве;
  • О плановых проверках;
  • О судебной истории;
  • О тендерах и госзакупках;
  • О финансовых показателях;
  • О лжепредпринимателях;
  • Об исполнительных и приказных производствах;
  • О членстве в БелТПП и технопарках.

Сравнение стоимости тарифов в BYN

Тариф contragento.by legat.by kartoteka.by
На год 419.99 525 650
На 24 часа 8.99 9 10

Для проверки белорусских компаний подойдет более бюджетный вариант contragento.by.

Сервисы проверки контрагентов предоставляют бесплатный демо-доступ, который поможет сделать вывод об их удобстве.

Где еще можно проверить контрагента?

Стоимость: 24,50 BYN

Сроки: 7 календарных дней со дня, следующего за днем представления запроса

Стоимость: Безвозмездно

Итого: Чтобы сэкономить время на поиске сведений о компаниях, лучше воспользоваться интегрированными сервисами. На одном ресурсе вы получите информацию из множества достоверных источников.

Получите полный доступ бесплатно на 48 часов в автоматическом сервисе для проверки контрагентов!

Читайте подробнее о том, как проверять контрагентов автоматически в нашей статье.

Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь

7. Выездная налоговая проверка может быть плановой или внеплановой.

7.1. Плановая выездная налоговая проверка проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) инспекции ГНК. Основанием для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в порядке, устанавливаемом Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь.

Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика проводятся не более одного раза в год.

Графики проверок не являются документами для служебного пользования и могут быть доступными для ознакомления налогоплательщиков. Налоговые органы извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее чем за месяц до даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки.

При обращении налогоплательщика или его представителей и при наличии у плательщика уважительных причин (отсутствие по болезни или находящихся в очередном отпуске ответственного должностного лица, нахождение ответственного должностного лица в командировке, проведении проверки аудиторской организацией и др.) плановая выездная налоговая проверка может быть перенесена руководителем (его заместителем) инспекции ГНК на более поздний период.

7.2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях — по поручению руководителя (его заместителя) инспекции ГНК.

Читайте так же:  Возврат налога по ипотечному кредиту документы

Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов проводится на основании поручения Государственного налогового комитета либо инспекций ГНК по областям и г.Минску (при поступлении поручений от территориальных правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов), которые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомерное их выполнение.

7.3. Руководителем (его заместителем) районной (городской) инспекции ГНК поручается провести внеплановую выездную налоговую проверку в случае поступления сообщений от других лиц о совершаемом плательщиком либо физическим лицом налоговом нарушении, для пресечения которого требуются незамедлительные действия налоговых органов, либо совершенное налоговое нарушение впоследствии может быть сокрыто плательщиком.

Видео (кликните для воспроизведения).

По решению руководителя инспекции ГНК вне плана проводятся перепроверки качества выездных налоговых проверок плательщиков, проведенных должностными лицами этой инспекции.

7.4. Вне плана районными (городскими) инспекциями ГНК проводятся проверки субъектов предпринимательской деятельности также в случае поступления поручения Государственного налогового комитета, инспекций ГНК по областям и г.Минску.

Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) инспекции ГНК. Примерная форма приказа инспекции ГНК приведена в приложении 1 к настоящему Положению.

7.5. Обоснованность назначения налоговой проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, может быть обжалована в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Подача жалобы не приостанавливает проведение выездной налоговой проверки.

7.6. Выездная налоговая проверка может быть комплексной, тематической или встречной.

7.6.1. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех видов налогов и сборов, плательщиком которых являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской деятельности за период, начиная с даты завершения предыдущей налоговой проверки (или с даты государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации) и до даты сдачи последнего налогового расчета к моменту начала текущей выездной налоговой проверки.

В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и других контролирующих органов, период проверки определяется по согласованию с указанными органами.

7.6.2. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных видов налогов и сборов, плательщиком которых являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской деятельности, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.

7.6.3. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете налогоплательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими налогоплательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Встречная выездная налоговая проверка проводится по мере необходимости и на основании предписания инспекции ГНК.

При наличии в пределах одного города нескольких районных (городской и районной) инспекций ГНК встречные выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами той инспекции ГНК, у которой возникла необходимость уточнения фактов, без обращения в инспекцию ГНК, на учете в которой состоит субъект предпринимательской деятельности, у которого необходимо провести встречную проверку.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Подготовка к проверке

8. Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой проверяющие обязаны:

8.1. проанализировать представленные в инспекцию ГНК плательщиком налоговые расчеты и бухгалтерские балансы (отчеты), декларации с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово — хозяйственной деятельности плательщика (в том числе в динамике по отчетным периодам);

8.2. проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам.

Вопросы, возникшие у проверяющего при выполнении подпунктов 8.1 и 8.2, подлежат включению в программу проверки и выяснению в ходе проверки плательщика;

8.3. проанализировать материалы рейдовых проверок, предыдущие акты выездных налоговых проверок, в целях ознакомления с характером установленных ранее нарушений налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком предложений налоговых органов по устранению выявленных ранее нарушений;

8.4. изучить нормативные документы по организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета, определению размеров объектов налогообложения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью проверяемого налогоплательщика, а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства;

8.5. информировать налогоплательщика (его представителей) по телефону о назначении плановой выездной налоговой проверки.

9. На основании анализа вышеуказанных источников разрабатывается программа проверки, предусматривающая дополнительный (к указанному в пункте 18 настоящего Положения) перечень вопросов, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке. Программа проверки утверждается начальником инспекции ГНК (его заместителем), назначившим проверку, либо начальником отдела , в котором работает проверяющий.

В случаях, когда проверка проводится по постановлению органа предварительного следствия или по определению (постановлению) суда, конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается с органом, назначившим проверку.

При этом необходимо иметь в виду, что Законом Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» запрещено привлечение налоговых органов к проверке вопросов, не относящихся к их компетенции, определенной указанным Законом и настоящим Положением.

В случае делегирования ему такого права начальником инспекции ГНК.

10. На проведение выездной проверки выдается предписание в письменной форме, которое предъявляется налогоплательщику перед началом проверки. В нем указываются:

наименование налогового органа, выдавшего предписание;

наименование субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке, его УНН, юридический адрес (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, адрес постоянного места жительства);

фамилия, имя, отчество, должность проверяющего (проверяющих);

Читайте так же:  Налог на имущество организаций расчет пример

цель выездной налоговой проверки;

дата начала и дата завершения налоговой проверки.

Предписание заверяется подписью начальника (его заместителя) и печатью инспекции Государственного налогового комитета.

11. Сроки проведения проверок, численность проверяющих устанавливаются руководителем налогового органа (его заместителем) с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых субъектов предпринимательской деятельности. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 календарных дней, срок проверки может быть продлен начальником инспекции ГНК (его заместителем).

Как проверить контрагента из Беларуси: 10 полезных ресурсов

Тщательная проверка потенциального контрагента сейчас стала правилом хорошего тона среди юристов. Прежде чем заключать существенную для компании сделку, отгружать товар с отсрочкой платежа либо вносить предоплату по договору в размере 100%, юристы всегда стараются собрать максимум доступной информации о контрагенте, чтобы оценить возможные риски, связанные с недобросовестным поведением контрагента.

Но если с ресурсами для проверки российских компаний всё понятно (наверняка, у каждого есть памятка с нужными ссылками и адресами), то как быть с компаниями из Беларуси? Между тем, проверкой таких компаний тоже не следует пренебрегать, иначе есть риск вместо экономической выгоды получить проблемный долг.

В своей практике мы проверяем контрагентов из Беларуси, используя возможные платные и бесплатные ресурсы, по следующему алгоритму:

10. Информация веб-сайта Министерства юстиции Республики Беларусь из реестра должников по исполнительным производствам

Какие сведения можно получить:

  • информацию о количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении контрагента и находящихся на исполнении более 3 месяцев (по которым производство не окончено);
  • информацию об исполнительных производствах в отношении контрагента, производство по которым окончено не более 3 лет назад в связи с невозможностью взыскания долга (полностью или частично), открытием в отношении компании конкурсного производства, принятием компанией решения о ликвидации (прекращении деятельности);
  • сведения об органе принудительного исполнения, в производстве которого находятся исполнительные производства, возбужденные в отношении контрагента.

Налоговая проверка беларусь

Сервис позволяет получить информацию о поступлении электронной копии Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) из налоговых органов страны импортёра (заявителя) в налоговые органы страны-экспортёра Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Информация предоставляется как по Заявлениям российских импортёров (их получение налоговыми органами других государств-членов ЕАЭС), так и по Заявлениям импортёров из этих государств, полученных налоговыми органами Российской Федерации.

Для получения информации необходимо заполнить поисковые реквизиты Заявления.

Заявления, полученные в налоговых органах страны-экспортёра, в ответе на запрос имеют статус «Принято в стране Продавца успешно».

Налоговая проверка в РБ: как подготовиться

Зачем готовиться к посещению налоговых органов? Любая проверка не лишена человеческого фактора. Поэтому специалисты, осуществляющие налоговый контроль, могут допускать ошибки. В большинстве случаев эти промахи имеют место быть. Чтобы понимать свои права и саму суть проверки, каждая компания должна изучить законодательство по этому вопросу.

В этом материале мы дадим информацию для первых лиц организации, которая поможет быть готовым к приходу контролирующих органов и успешно пройти налоговую проверку в РБ.

Действия организации в ходе проверки

В процессе проверки предпринимайте следующие действия:

  • Пригласите в качестве свидетелей ваших сотрудников;
  • Сделайте видео- и аудиозапись (не забудьте предупредить проверяющее лицо);
  • Обратитесь на «горячую линию» контролирующего органа.

В конце проверки вы имеете право не подписывать акт, если замечены нарушения со стороны проверяющих органов.

Чтобы обжаловать решение, вам необходимо сначала обратиться в вышестоящий орган (в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения), а затем в течение года – в суд.

Вот ваши основные права как проверяемого в ходе проведения госконтроля:

  • Выяснить, на каких основаниях организация была включена в план;
  • Попросить предъявить удостоверение проверяющих и разрешение на осуществление ревизии;
  • Отказать в проверке, если не предъявлены вышеперечисленные документы;
  • Отказать в проверке проверяющему, который не поставил свою подпись в книге учета проверок;
  • Отвечать только на те вопросы, которые имеют отношение к теме проверки;
  • Присутствовать в ходе проведения надзора.

Что вам нужно знать о налоговых проверках в РБ?

В белорусском законодательстве есть 10 основных актов о проверках предпринимательской деятельности. Основной из них определяет лицо, проводящее проверку, ее план, основания и т.д.

Самый частый вид проверки – плановая. План налоговых проверок 2019 уже есть в свободном доступе на сайте Комитета государственного контроля РБ.

Также допустимы и внеплановые выборочные проверки. Для их проведения нужны следующие основания:

  • Отнесение субъекта к группе высокой степени риска нарушений;
  • Отсутствие возможности выявить или устранить их без проверки.

Таким образом, формируется список организаций для последующего визита. И подготовиться к нему, как и к плановой проверке, тоже есть возможность.

4. Информация веб-сайтаЕдиного государственного регистра юридически лиц и индивидуальных предпринимателей

Какие сведения можно получить: позволяет проверить существование субъекта хозяйствования, содержит сведения об учетном номере, дате регистрации, регистрирующем органе, актуальном состоянии контрагента (действующий, в процессе ликвидации, в процедуре банкротства).

6. Информация веб-сайтаМинистерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Какие сведения можно получить:

  • о включении контрагента в координационный план проверок;
  • о наличии у контрагента задолженности перед бюджетом;
  • сведения из Государственного реестра плательщиков, не составляющие налоговую тайну (юридический адрес, учетный номер налогоплательщика);
  • включен ли контрагент в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • о наличии у контрагента специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса;
  • о включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Республике Беларусь, участвовавших в процедурах государственных закупок.

3. Информация об исполнительных производствах, возбужденных в отношении юридического лица/индивидуального предпринимателя

Стоимость: 3 базовых величины (69 BYN или около 2 100 RUB).

Читайте так же:  Каникулы для ип от налогов

Реквизиты для оплаты: опубликованы на сайте соответствующего отдела принудительного исполнения.

Куда направлять запрос: в отдел принудительного исполнения по месту нахождения должника (перечень отделов и их адреса можно найти по ссылке).

Кто может получить информацию: кто угодно (физическое лицо, юридическое лицо), резидент Республики Беларусь, иностранное лицо.

Срок предоставления информации: не установлен, на практике около 15 календарных дней.

Какие сведения можно получить:

  • о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должников на момент предоставление информации заявителю
  • об ограничениях (обременениях), установленных в отношении должника и (или) его имущества в исполнительном производстве

9. Веб-сайт Единого государственного реестра сведений о банкротстве

Какие сведения можно получить:

  • открыта ли в отношении контрагента процедура банкротства;
  • номер дела, находящегося на рассмотрении в экономическом суде;
  • информацию о том, на основании какого типа заявления (заявление кредитора, должника, ликвидационной комиссии) возбуждено дело о банкротстве;
  • информацию об управляющем в деле о банкротстве;
  • ключевые даты по делу (дата начала производства по делу о банкротстве, дата открытия конкурсного производства).

Когда еще могут прийти контролирующие органы?

Стоит различать налоговую проверку и мониторинг.

Контролирующие органы могут нагрянуть не только с целью проверки, но и в рамках технических мероприятий. Это можно выяснить у самого проверяющего, чтобы определить свои дальнейшие действия.

Подробнее о мониторинге можно узнать из нашего материала.

Также проверку можно ожидать в случае, если в список попал ваш контрагент.

Чтобы на постоянной основе автоматически отслеживать всех ваших партнеров, рекомендуем воспользоваться сервисом Контрагенто. В течение 48 часов бесплатно!

Миф №1: Налоговая проверка = крупные штрафы

Можно ли пройти плановую налоговую проверку без крупных штрафов? В этой небольшой статье мы выскажем свое мнение по этому вопросу.

Главный парадокс налоговой системы Беларуси: если ты получаешь прибыль, платишь налоги – ты уже потенциальный нарушитель. А если вдруг у тебя не хватило денег заплатить налоги в срок или бухгалтер забыл отправить декларацию на сумму в одну копейку – ты уже злостный нарушитель.

И неважно, что ежемесячно ты платишь в бюджет немалые суммы, а юристы и бухгалтеры ежедневно сверяют документы с законодательством. Не разглядел запятую в тексте разъяснения, не выбил вовремя денег с должника – и вот, ты враг своего народа, достойный наказания.

А наказание – включение в план проверок. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель включён в план налоговых проверок, значит, проверяющий просто обязан приложить все усилия, чтобы выявить нарушения и начислить штрафы.

99% плановых проверок проходят с начислением санкций.

Но это значит, что всё-таки есть 1% тех, кто проходит проверки «со справкой». Кто эти герои? (Справку проверяющий орган выдает проверяемому субъекту при отсутствии нарушений, иначе составляется акт проверки).

Итак, в ближайших статьях мы хотим разобраться с некоторыми заблуждениями в отношении налоговых проверок, которые, как правило, поддерживают компании и предприниматели. А также постараемся рассказать, как пройти налоговую проверку с минимальными потерями. Начнем прямо сейчас.

Миф №1: проверка без штрафов все равно не уйдет.

Проверяемый субъект, как правило, готов заплатить штрафы ещё до того, как проверяющие начали свою работу. Почему? Вот такие ответы мы получаем от наших клиентов – как директоров крупного бизнеса так и мелких предпринимателей:

  • у проверяющих есть план по штрафам;
  • раз пришли, просто так не уйдут;
  • лучше отдать, что просят, а то заберут больше;
  • не начислит штрафы эта проверка, значит пришлют следующую и следующую – всё равно сдерут три шкуры, так лучше сразу одну отдать.

Однако все это заблуждения. Давайте разберёмся с каждым по порядку.

  1. Да, план по штрафам есть. Но это не значит, что именно ваша организация должна его выполнить.
  2. Пришли к вам обычные люди, у них нормированный рабочий день, вовсе не «семь пядей во лбу» и ограниченные сроки. Срок проверки подошел к концу – не нашли ничего, написали справку.
  3. Зачем сразу сдаваться? Никто не знает, что будет завтра. Всегда нужно попытаться. А может именно в эти дни звезды сложатся в вашу пользу?
  4. Абсолютно нет. Не так это просто – назначить дополнительную проверку.

Итак, первый вывод: к проверке можно подготовиться.

Как? Да как к военной операции. И прежде всего — психологически. Нужно разработать стратегию и тактику. Подготовить документы и персонал. Изучить законодательство о проверке.

Как правило, у вас есть время на подготовку, ведь план проверок на следующее полугодие КГК размещает заранее. Если не уверены в собственных силах – есть время найти специалистов, которые дадут гарантии, в том числе и финансовые.

Вывод второй: результаты проверки можно обжаловать.

Даже если к вам все-таки пришли и все-таки начислили штрафы, акт проверки можно оспорить.

Пример из практики.
Совсем недавно налоговая проверяла нашего клиента за период 2013-2016. В план проверок организация попала как имеющаяя льготы на крупные суммы. Основание для льгот — инвестиционные договоры на несколько миллионов долларов.

Сфера деятельности в этот период: стоительство и розничные услуги. Проверка нашла нарушение срока уплаты подоходного налога (не было денег на счете) и выкинула из затрат абоненскую плату за электросвязь, отнесенную не в тот период по невнимательности бухгалтера. В результате — пени по подоходному и доначисление налога. Всего 62,47 руб.

Почему мы публикуем только изменения к акту? Потому что первый результат проверки с начислением крупных штрафов мы успешно оспорили.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравилась статья? Расскажи о ней! (кнопки «поделиться» внизу страницы)

Источники

Налоговая проверка беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here