Налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Читайте так же:  Налог на недвижимость на административно производственное здание

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Штрафы при проверке налоговой за нарушения

Нарушение сроков сдачи налоговой отчетности

Предпринимателю, который опоздал со сдачей налоговой декларации, грозит штраф в размере 5 процентов от неуплаченной в срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ). Если декларация в срок не сдана, но налог уплачен, то штраф составит только 1 000 рублей (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57, письмо Минфина России от 14.08.15 № 03-02-08/47033).

Кроме того при опоздании более, чем на 10 дней, налоговая инспекция может заблокировать все операции по банковским счетам предпринимателя (кроме обязательных платежей — алименты, выдача зарплаты работникам и др.) Блокировка со счета снимается на следующий день после подачи декларации.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ) налоговая инспекция оштрафует на сумму:

  • 10 000 рублей за нарушения в течение одного налогового периода (квартала или года);
  • 30 000 рублей, если правила нарушались дольше — два и более налоговых периода;
  • 20% суммы неоплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей, если из-за этого налог был занижен.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается, например, отсутствие первичных документов, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций и денежных средств (см также «Кассовая дисциплина у ИП: как предпринимателю работать с наличными деньгами»).

Неуплата налогов

За неуплату или неполную уплату налога предпринимателю грозит штраф в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ). К этому добавятся пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования. В настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке и составляет 7,25 процента (см. «С 26 марта ключевая ставка понижена до 7,25%»).

Непредставление документов по требованию

Налоговая инспекция в ходе камеральных и выездных проверок может потребовать предоставить сведения о контрагенте предпринимателя. Например, первичные документы по сделкам. За невыполнение требования в названный срок предпринимателю грозит штраф в размере 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Нарушение правил работы с кассовой техникой

По закону ИП должен использовать кассу, если принимает оплату от клиентов наличными или банковской картой. За нарушение правил предусмотрен штраф от 25% до 50% от непробитой по кассе суммы, но не меньше 10 000 рублей (ст. 14.5 КоАП РФ).

Полный комплект для онлайн-ККТ «четыре по цене одного»: по цене кассы вы получите кассу, ОФД, настройку ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетную систему Отправить заявку

Невыполнение обязанностей налогового агента

В некоторых случаях индивидуальный предприниматель должен платить налог не за себя, а за другое лицо. Например, предприниматель, который нанял сотрудники, должен платить НДФЛ с их зарплаты, а ИП, арендующий государственное имущество, должен платить НДС со стоимости аренды. За невыполнение этих обязанностей предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неперечисленного налога (ст. 123 НК РФ).

За предоставление недостоверных сведений налогового агента могут оштрафовать на 500 рублей за каждый документ с искаженной информацией (ст. 126.1 НК РФ).

Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели (или их бухгалтеры) могут в течение года бесплатно пользоваться специальной бухгалтерской программой для ИП. Это веб-сервис «Контур.Эльба», который позволяет вести учет доходов и расходов, рассчитывать сумму фиксированных взносов и налоги при УСН и ЕНВД, готовить отчетность и сдавать ее через интернет. Бесплатно работать в программе могут те ИП, с даты регистрации которых в качестве предпринимателя до регистрации в «Контур.Эльбе» прошло менее трех месяцев.

Выездные налоговые проверки у физических лиц

Согласно ст.89 НК РФ установлена возможность проведения выездной проверки физического лица, не являющегося ИП. Физлица в силу НК РФ являются плательщиками налогов и сборов, и на них возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, такие как НДФЛ, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц и др. (ст. ст. 9, 19 НК РФ).

Чтобы проверить правомерность и корректность проведения выездной проверки, рекомендуем ознакомиться с процедурой и сроками ее проведения, а также правами сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков при проведении такой проверки.

1. Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по месту жительства физлица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание!
Сотрудники налогового органа должны получить согласие граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого физлица, на проведение налоговой проверки. При отсутствии такого согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; п. 5 ст. 91 НК РФ).

2. Предмет выездной проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом сотрудники налоговых органов вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

3. Период проверки. По общему правилу налоги проверяются только за период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

4. Срок проведения проверки
У сотрудников налогового органа есть два месяца для проведения выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Этот срок не зависит от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

Срок выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев, если:

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • проверяемый налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • имеются иные обстоятельства.Срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев) (п. 9 ст. 89 НК РФ):
  • в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
  • в связи с необходимостью проведения экспертизы;
  • для перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке, и для истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.
Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения для ип пошаговая

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

5. Решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки — это основание для проведения выездной проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ). Такое решение должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 89 НК РФ):

  • фамилию, имя и отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

6. Права налоговых органов и физлиц при проведении проверки

Сотрудники налоговых органов не вправе:

  • осматривать жилые помещения проверяемого физлица, а также другое его имущество, находящееся в жилых помещениях (ст. ст. 91, 92 НК РФ);
  • производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физлица, даже если это лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. ст. 93, 94 НК РФ).

Сотрудники налоговых органов вправе независимо от наличия согласия налогоплательщика (ст. 31, п. п. 12 — 14 ст. 89, ст. ст. 86, 90 — 97 НК РФ):

  • запросить необходимые для проверки документы;
  • осмотреть имущество налогоплательщика, которое находится в нежилых помещениях, в том числе недвижимое имущество, не являющееся жилым;
  • произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физлица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физлицо, которому может быть известна какая-либо имеющая значение информация (ст. 90 НК РФ);
  • привлечь специалистов и экспертов (ст. ст. 95, 96 НК РФ);
  • истребовать у третьих лиц документы/информацию, касающиеся деятельности проверяемого физлица (ст. 93.1 НК РФ).

Если физлицо препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определять подлежащие уплате им суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о физлице, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Физлица, в частности, имеют право:

7. Оформление результатов выездной проверки

В последний день проведения выездной проверки налоговый орган составляет и вручает налогоплательщику справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). Дата составления справки — это дата окончания выездной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

8. Акт налоговой проверки
По итогам проведенной выездной проверки налоговый орган составляет акт (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства. Если акт не будет составлен, то решение по результатам проверки не может считаться принятым на законных основаниях (п. 1 ст. 101 НК РФ). Акт должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Примечание. Акт составляется, даже если нарушений не обнаружено (п. 1, пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.

9. Налоговый орган должен вручить акт налоговой проверки налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней со дня, которым он датирован. Акт вручается под расписку или иным способом, удостоверяющим дату его получения (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с актом налоговой проверки, то в течение месяца со дня получения акта может подать письменные возражения на него в налоговый орган, проводивший проверку (п. 6 ст. 100 НК РФ).

10. Рассматривать материалы налоговой проверки должен лично руководитель налогового органа, проводившего проверку, или его заместитель. Он же выносит и подписывает решение по результатам рассмотрения (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).

Срок рассмотрения и принятия решения составляет 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки.

Примечание. Срок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения может быть продлен не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В рамках рассмотрения материалов проверки налоговый орган (руководитель налогового органа) должен:

  • известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ);
  • произвести подготовительные мероприятия (п. 3 ст. 101 НК РФ);
  • исследовать материалы налоговой проверки (п. п. 4, 5 ст. 101 НК РФ).

11. Итоговое решение по выездной проверке
По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено физлицу (его представителю) в течение пяти рабочих дней после его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
По истечении месяца со дня его вручения решение вступает в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ).

12. Исполнение решения по выездной проверке
Физлицо обязано исполнить решение, которое вступило в силу. Для этого налоговый орган в течение 20 рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу вручает (направляет) физлицу требование об уплате начисленных по решению сумм (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 69, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Читайте так же:  Субъекты валютного регулирования и валютного контроля

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

ВАС: в случае отсутствия компании по юридическому адресу выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа

Если организация не находится по юридическому адресу и при этом у налоговиков нет сведений о ее фактическом местонахождении, то выездная налоговая проверка может быть проведена на территории инспекции. Такой вывод следует из определения ВАС РФ от 07.03.13 № ВАС-1947/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

Дальневосточные налоговики, не обнаружив организацию по указанному в учредительных документах адресу, приняли решение провести выездную проверку налогоплательщика на территории инспекции, о чем уведомили проверяемую компанию. Также ревизоры запросили у налогоплательщика оригиналы документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Компания обратилась в суд, заявив, что у нее была возможность предоставить для проверки соответствующее помещение. Кроме того, проведение выездной проверки компании по месту нахождения ИФНС, по словам налогоплательщика, лишило его возможности принимать участие в мероприятиях налоговой проверки и представлять необходимые пояснения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но суды всех инстанций приняли решение в пользу налоговиков. Арбитры сослались на пункт 1 статьи 89 Налогового кодекса, в котором сказано: выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для осуществления такой проверки. В данной ситуации организация по юридическому адресу не значилась, а сведениями о наличии иных помещений у компании инспекция на момент вынесения оспариваемого решения не располагала. Также суды отклонили довод о том, что у компании не было возможности участвовать в мероприятиях выездной проверки и предоставлять необходимые пояснения при проведении проверки в помещении ИФНС. С учетом всех обстоятельств суды признали решение инспекции правомерным.

Налоговые проверки у ИП: за что могут оштрафовать предпринимателя?

Проверка налоговой инспекции — это то, с чем может столкнуться каждый индивидуальный предприниматель. Какие проверки существуют? Что проверяют налоговики? За какие нарушения они штрафуют? На эти и другие вопросы в сегодняшней статье отвечают специалисты веб-сервиса «Контур.Эльба».

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Читайте так же:  Сроки сдачи отчетности ип с работниками

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

Читайте так же:  Нулевая декларация 3 ндфл за образец

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки разделяются на два типа: камеральные и выездные. Разница заключается в способе проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть к предпринимателю налоговики не выезжают. Это регулярная проверка, которая осуществляется каждый раз, как только предприниматель сдал налоговую отчетность. Она может длиться до 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Во время проведения «камералки» инспекторы проверяют сам факт сдачи или несдачи отчетности, правильность ее заполнения, точность расчетов и достоверность представленных сведений. Если вы правильно заполняете отчетность и своевременно ее представляете, то налоговики никаких претензий не предъявят.

Поэтому о проведении камеральной налоговой проверки вы можете никогда не узнать — о ее начале и завершении налоговики не информируют.

Однако при необходимости налоговики могут запросить пояснения по исчислению налога или дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Такие сведения нужно будет предоставить проверяющим в пятидневный срок. Это случится, если ваши ошибки привели к недоплате налогов. Если вы не сможете внятно ответить налоговикам на требование пояснений или представить документы по расходам, то в течение 10 дней после окончания «камералки» инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. А впоследствии вышлют вам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) предпринимателя на основании решения руководителя ил заместителя руководителя налогового органа. Выездная проверка может охватывать только последние три года деятельности предпринимателя. Повторные проверки по одному и тому же налогу в течение года не допускаются. Длится проверка должна не более двух месяцев, за исключением нескольких случаев:

  • когда у индивидуального предпринимателя есть обособленное подразделение;
  • когда в ходе проверки выясняются другие нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • когда налогоплательщик затягивает сроки представления документов, необходимых для проведения выездной проверки;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Во время выездной проверки инспекторы проверяют правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов. При этом предприниматель обязан обеспечить доступ к учетным документам по этим налогам. Кроме того, в ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности (см. «Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить»).

По завершении проверки инспектор должен составить специальную справку, где указывается предмет проверки и ее сроки. На основании справки инспекция составит в двух экземплярах акт проверки, где укажет все выявленные нарушения и предложения по их устранению. Дальше в течение двух недель вы можете обжаловать результаты проверки.

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники

Налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here