Налоговой санкцией является штраф или пеня

Санкции за несвоевременную уплату налога на имущество организаций

За неуплату налога в установленный срок организации начисляются пени за каждый день просрочки. Кроме того, неуплата налога в результате неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа. При этом налоговым органом применяются соответствующие меры по взысканию налога. Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может приостановить операции по счетам организации в банках, а в определенных случаях — наложить арест на имущество организации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок образуется недоимка (п. 2 ст. 11 НК РФ), по которой налоговым органом производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеня начисляется со дня, следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по день фактической уплаты включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога как 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Штраф

Налоговым правонарушением согласно ст. 116 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате неправомерных действий (бездействия), к которым, в частности, относятся занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора). Данное деяние влечет взыскание штрафа в размере 20% (а, если правонарушение было совершено умышленно, — 40%) от неуплаченной суммы налога (сбора).

Требование об уплате налога

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено организации в течение 3 месяцев со дня выявления налоговым органом суммы налога, не уплаченной в установленные сроки (или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику) (ст. 70 НК РФ). Требование вручается под расписку (или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения) лично руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации либо, если указанными способами требование вручить невозможно, направляется по почте заказным письмом. В случае отправки требования почтой считается, что Вы получили его через 6 рабочих дней после отправки письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Взыскание налога

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока налоговым органом принимается решение о взыскании налога, которое доводится до сведения организации в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании налога налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета организации, поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ, которое подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может применить приостановление операций по счетам организации в банках в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в этом случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или при отсутствии информации о счетах организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание пени и штрафов осуществляется в том же порядке на основании п. 8 ст. 47 и п. 10 ст. 48 НК РФ.

Отметим также, что в качестве мер по обеспечению исполнения организацией обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган может воспользоваться правом на арест имущества организации в порядке, предусмотренном ст. 77 Налогового кодекса РФ. Но к такой мере налоговый орган может прибегнуть только в случае наличия достаточных оснований полагать, что организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голованов Александр

http://www.garant.ru/article/6505/

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=114

Статья 114. Налогового кодекса РФ. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Досудебное урегулирование налоговых споров управления

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 114 НК РФ

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (пункты 1, 2 статьи 114 НК РФ).

Иной меры налоговой ответственности, чем штраф, НК РФ не предусматривает.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Следовательно, пеня не является налоговой санкцией.

НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

http://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/nk/statya-114-nk-rf.html

Относится ли административный штраф к налогам

Нет. Административный штраф (ст.3.5 КоАП РФ) является мерой ответственности за административные правонарушения и никакого отношения к налогам не имеет.

Здравствуйте! К сожалению, нет не относится, это вид административного наказание за совершенное правонарушение.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 29.01.2018)

КоАП РФ Статья 3.5. Административный штраф

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 30 декабря 2018 года Федеральным законом от 29.12.2017 N 451-ФЗ в абзац первый части 1 статьи 3.5 вносятся изменения.

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 35-ФЗ, от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 23.05.2015 N 129-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 13.07.2015 N 228-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ, от 14.12.2015 N 378-ФЗ, от 30.12.2015 N 439-ФЗ, от 30.12.2015 N 443-ФЗ, от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 02.03.2016 N 49-ФЗ, от 09.03.2016 N 54-ФЗ, от 23.06.2016 N 202-ФЗ, от 23.06.2016 N 208-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 05.12.2016 N 412-ФЗ, от 28.12.2016 N 490-ФЗ, от 07.03.2017 N 26-ФЗ, от 17.04.2017 N 74-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 29.07.2017 N 265-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 20.12.2017 N 414-ФЗ, от 28.12.2017 N 437-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

С 14 мая 2018 года Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 3.5 вносятся изменения.

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 16.11.2011 N 312-ФЗ, от 12.11.2012 N 194-ФЗ, от 25.11.2013 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ)

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ)

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Читайте так же:  Отказ от налога на имущество

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

(п. 4.1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ)

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

(п. 8 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

(п. 9 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 285-ФЗ)

10) кадастровой стоимости земельного участка;

(п. 10 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

(п. 11 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 265-ФЗ)

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

(п. 12 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 344-ФЗ)

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

(п. 13 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 464-ФЗ)

14) сумме ранее наложенного административного штрафа.

(п. 14 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 22.12.2014 N 437-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 14 мая 2018 года Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ в часть 3 статьи 3.5 вносятся изменения.

(в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 74-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 16.11.2011 N 312-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 12.11.2012 N 194-ФЗ, от 29.12.2012 N 277-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 25.11.2013 N 315-ФЗ, от 03.02.2014 N 6-ФЗ, от 21.07.2014 N 210-ФЗ, от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 09.03.2016 N 63-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 02.11.2013 N 285-ФЗ)

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

(часть 4.3 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

(часть 4.4 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ)

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

(часть 4.5 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ)

Читайте так же:  Налоговый вычет на обучающегося ребенка

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

http://www.9111.ru/questions/13801553/

Налоговая санкция является

Является ли пеня санкцией по налоговому кодексу?

Да, это санкция в виде денежного штрафа, разновидность неустойки, применяемая в случае просрочки договорных и иных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки. Период начисления Пени может быть ограничен определенным сроком, после чего предусматривается взыскание разового штрафа. Может быть установлен и предельный размер Пени в твердой сумме или за весь период начисления в процентах к стоимостному выражению просроченного обязательства. К Пени применяются общие правила о неустойке.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

http://www.9111.ru/questions/345363/

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Ст. 114 НК РФ

В п. 1 комментируемой ст. 114 НК РФ дается определение налоговой санкции.

Прежде всего необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ). Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П и Определении от 4 июля 2002 г. N 202-О, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за правонарушение.

Налоговая санкция (штраф) представляет собой денежное взыскание. Суммы (размеры) денежных взысканий (штрафов) определены гл. 16 и 18 НК РФ и подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, установленном п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

Размеры штрафа определяются в твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ указано, что штраф составляет 200 руб.) либо в процентах от определенной величины (например, в п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)). Следует отметить, что размер штрафа в процентах может иметь как нижнюю границу (согласно п. 2 ст. 116 НК РФ штраф составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.), так и верхнюю (например, в ст. 133 НК РФ указано, что штраф составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки).

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Применение налоговой санкции возможно, лишь если:

не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Комментируемый п. 3 ст. 114 НК РФ устанавливает лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации»). Особенности правил п. 3 комментируемой ст. 114 НК РФ состоят в том, что они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ в качестве смягчающих.

Согласно правилам п. 4 комментируемой ст. 114 НК РФ при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%. Если до совершения правонарушения налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, налоговая санкция не увеличивается (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 1400/10).

Правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей гл. 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл. 16 НК РФ;

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренные разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Читайте так же:  Подоходный налог с физических лиц сколько процентов

Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющиеся налоговыми правонарушениями).

В п. 6 ст. 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 — 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

сумма пеней, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

http://stnkrf.ru/114

Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет

Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды)

Организации, применяющей общую систему налогообложения, начислен штраф и пени по налогам (взносам). Как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете?

ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО НАЛОГАМ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Внимание

С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (четвертый абзац п. 1 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Примечание

С 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

Пени по налогам рассчитываются по формуле:

П — сумма пеней по налогу, сбору, взносу;

СН — неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);

Дн — количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность .

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени (п. 3, п. 5 ст. 108 НК РФ).

В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) штрафуется по ст. 120 НК РФ.

ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ (по 31 декабря 2016 года)

Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФ ОМС регулируется главой 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — закон N 212-ФЗ).

Пенями признается установленная ст. 25 Закона N 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Пени по страховым взносам рассчитываются по формуле:

П — сумма пеней по налогу, сбору, взносу;

СН — неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);

Дн — количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)

Согласно ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Читайте так же:  Возврат налога при лечении и протезировании зубов

Инструкция к счету

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими (п. 4 ПБУ 10/99).

Однако пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), в отличие от штрафов за нарушение условий договоров, не являются прочими расходами организации (п. 12 ПБУ 10/99).

При этом конечный финансовый результат отчетного периода (чистая прибыль или чистый убыток) отражается в бухгалтерском балансе за минусом налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее — Положение по ведению бухгалтерского учета).

В соответствии с Планом счетов, суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов) отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (см. также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31). Санкции по страховым взносам в бухгалтерском учете отражаются аналогичным образом в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Таким образом, в бухгалтерском учете пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), отражаются записями :

начислены пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды)

сумма санкций перечислена в бюджет (в фонд)

Следует отметить, что пени, штрафы и иные санкции, проценты необходимо отражать в бухгалтерском учете только в том случае, если организация согласна с результатами проверки, выставленными требованиями либо уже вступило в силу решение суда.

Отражение в учете неурегулированных сумм по расчетам с бюджетом не допускается (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета).

При этом начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или вступило в силу судебное решение).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Основанием для начисления пеней, штрафов и иных санкций являются:

— требование об уплате пеней, штрафов — в случае предъявления такого требования налоговыми органами;

— судебное решение — в случае присуждения их уплаты судом;

— другие документы, выставляемые органами, которым законодательством Российской Федерации, предоставлено право наложения штрафных санкций;

— бухгалтерская справка-расчет — в случае самостоятельного исчисления пеней налогоплательщиком.

С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности , утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В форме Отчета о финансовых результатах пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды) могут быть отражены по строке 2460 «Прочее».

В налоговой отчетности (в декларации по налогу на прибыль) пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), не отражаются.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

При расчете налогооблагаемой прибыли в состав расходов не включаются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет(в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также взимаемых государственными организациями, которым законодательно предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Так, например, не учитываются при расчете налоговой базы санкции, наложенные государственными организациями в соответствии с закрепленными за ними правами:

— пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченные арендатором в федеральный бюджет (письмо Минфина России от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83);

— административные штрафы, предъявленные налогоплательщику уполномоченными органами по контролю за соблюдением строительными организациями установленных правил осуществления строительных работ (письмо УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332);

— исполнительский сбор (письма Минфина РФ от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 и от 06.10.2005 N 03-03-04/1/159, письмо УФНС по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56815 и постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 N А56-51992/2005, ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А49-4493/2006-26, ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3);

— административные штрафы, предусмотренные нормами КоАП РФ, взимаемые государственными органами, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Пример

Организация не перечислила вовремя налог на прибыль и решила самостоятельно рассчитать и уплатить пени. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет не позднее 28 апреля, составляет 12 000 руб., фактически налог был уплачен 25 мая того же года.

Пени требуется рассчитать за период с 29 апреля по 25 мая (со следующего дня, после срока уплаты по дату уплаты налога включительно). Предположим, ставка рефинансирования в указанный период составляла:

— до 30 апреля — 8,25%;

Для расчета суммы пеней необходимо определить количество календарных дней, приходящееся на время действия ставки рефинансирования ЦБ РФ.

На период действия ставки рефинансирования 8,25% приходится 1 календарный день (29 апреля); на период действия ставки рефинансирования 8% приходится 26 календарных дней (с 30 апреля по 25 мая).

Сумма пени, подлежащая уплате в бюджет, составляет:

(12 000 руб. х 1 дн. х 8,25% : 300) + (12 000 руб. х 26 дн. х 8% : 300) = 86,50 руб.

В бухгалтерском учете операция отражается проводками:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://base.garant.ru/57970959/

Налоговой санкцией является штраф или пеня
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here