Налоговый период для водного налога установлен

Кто является плательщиком водного налога?

Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.

Объект налогообложения

Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:

  • если производится забор воды из водных объектов;
  • используется акватория водного объекта;
  • водный объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • водный объект используется для лесосплава.

Кроме того, в п. 2 ст. 333.8 НК РФ приведен закрытый перечень видов водопользования, которые не являются объектом налогообложения. В частности, это:

  • водозабор для неотложных целей — ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;
  • использование воды для технологических целей морскими и речными судами;
  • использование акватории для рыболовства.

Например, водопотребление для разведения рыбы не облагается водным налогом, так как прямо указано, что такой вид использования водного объекта налогом не облагается (пп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

О заполнении декларации по водному налогу с учетом введения новых коэффициентов и ставок налога

Сообщается, в частности, следующее:

  • в случае забора воды в объеме, превышающем установленный лимит, при заполнении раздела 2.1 налоговой декларации по строке 110 отражается величина налоговой ставки, увеличенной на коэффициент 1,15 и на 5;
  • в случае забора воды для водоснабжения населения при заполнении раздела 2.1 налоговой декларации по строке 100 указывается ставка водного налога 81 рубль, без применения пятикратной ставки водного налога в отношении воды, забранной сверх установленного лицензией лимита;
  • при отсутствии измерительных средств забираемой воды в разделе 2.1 налоговой декларации по строке 100 отражается величина налоговой ставки, умноженная на коэффициент 1,15 и на коэффициент 1,1.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 января 2015 г. N ГД-4-3/[email protected]

О ЗАПОЛНЕНИИ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями порядка исчисления водного налога, внесенными Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 366-ФЗ), доводит информацию о порядке заполнения налоговой декларации по водному налогу с учетом указанных изменений.

1. В соответствии с подпунктом б) пункта 42 статьи 1 Закона N 366-ФЗ статья 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнена пунктом 1.1, согласно которому налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 333.12 Кодекса применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15. Налоговая ставка с учетом указанных изменений округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

В этой связи, при заполнении налоговой декларации по водному налогу, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2005 N 29н (в редакции от 12.02.2007) (далее — налоговая декларация), по строке 100 раздела 2.1, строке 060 раздела 2.3, строке 070 раздела 2.4 налогоплательщикам необходимо указывать соответствующие размеры ставок с учетом данного коэффициента.

2. Подпунктом в) пункта 42 статьи 1 Закона N 366-ФЗ пункт 2 статьи 333.12 Кодекса дополнен абзацем, в соответствии с которым при заборе воды из подземных водных объектов сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете на налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 с учетом пункта 1.1 статьи 333.12 Кодекса.

С учетом указанной нормы, в случае забора воды в объеме, превышающем установленный в лицензии на право пользования недрами лимит в расчете на налоговый период, при заполнении раздела 2.1 налоговой декларации по строке 110 налогоплательщику следует отражать величину налоговой ставки, определяемую путем умножения налоговой ставки, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 Кодекса, на коэффициент 1,15 и на 5.

При этом, в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами квартальных лимитов водопользования, величина квартального лимита забора воды определяется путем умножения установленного в лицензии разрешенного суточного объема забора воды на соответствующее количество календарных дней в квартале либо как одна четвертая утвержденного годового объема водозабора.

3. Пунктом 3 статьи 333.12 Кодекса (в редакции Закона N 366-ФЗ) за забор воды из водных объектов для водоснабжения населения на 2015 год установлена ставка водного налога в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров воды.

В случае забора воды для водоснабжения населения при заполнении раздела 2.1 налоговой декларации по строке 100 налогоплательщику следует указывать ставку водного налога — 81 рубль.

В связи с тем, что главой 25.2 Кодекса применение пятикратной ставки водного налога в отношении воды, забранной для водоснабжения населения, сверх установленного лицензией на право пользования недрами лимита водопользования не предусмотрено, в случае превышения предельно допустимого объема забора воды по строке 110 раздела 2.1 налоговой декларации налогоплательщику также следует указывать налоговую ставку в размере 81 рубля.

Читайте так же:  Какие документы на возврат налога за квартиру

4. Законом N 366-ФЗ статья 333.12 Кодекса дополнена пунктом 4, согласно которому налогоплательщики, не имеющие средств измерений для измерения количества забранных водных ресурсов, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 статьи 333.12 Кодекса, с дополнительным коэффициентом 1,1.

При отсутствии у налогоплательщика измерительных средств забираемой воды в разделе 2.1 налоговой декларации по строке 100 налогоплательщику необходимо отражать величину налоговой ставки, установленную подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 Кодекса, умноженную на коэффициент 1,15 и на коэффициент 1,1.

5. Кроме того, Законом N 366-ФЗ статья 333.12 Кодекса дополнена пунктом 5, предусматривающим применение ставки водного налога с коэффициентом 10 в отношении добытой подземной воды (за исключением промышленных, минеральных и термальных вод), направляемой на реализацию после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару.

В случае превышения величины разрешенного водоотбора, установленного лицензией на право пользования недрами, в части такого превышения налогоплательщиком должна применяться ставка водного налога, определяемая путем умножения ставки водного налога, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 Кодекса, на коэффициент 1,15, на коэффициент 10 и на 5.

При отсутствии средств измерения забранной воды, при расчете ставок водного налога налогоплательщиком должен быть дополнительно учтен коэффициент 1,1.

Учитывая, что строки 100 и 110 раздела 2.1 налоговой декларации содержат недостаточное количество ячеек, при заполнении налоговой декларации по указанным строкам следует проставлять прочерки.

При этом в формате представления налоговой декларации в электронном виде, утвержденном приказом ФНС России от 13.04.2007 N ММ-3-13/[email protected], по кодам реквизитов П000210010000, П000210011000 значение не заполняется.

При этом по строке 120 раздела 2.1 налоговой декларации налогоплательщиком должна быть отражена сумма налога, исчисленная за фактически забранный объем воды (включая объем забранной воды в пределах установленного лимита и объем воды, превышающий установленный лимит) по водному объекту и лицензии, указанных соответственно по строкам 025 и 030 раздела 2.1 налоговой декларации.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2020 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2020 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 = 221 760 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 × 5 = 138 600 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2020 года организации в срок до 20.04.2020 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

221 760 + 138 600 = 360 360 руб.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/[email protected] Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Читайте так же:  Возврат госпошлины отзывы

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Уплата водного налога, если нет лицензии

В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.

Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.

Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.

При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354 ).

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

Читайте так же:  Налог на прибыль кредитных организаций

О ставках, действительных для 2020 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2020 год» .

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Налоговая база по водному налогу

Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

При этом в ст. 333.10 НК РФ определены измерители для каждого вида:

  • при заборе воды – объем забранной воды за налоговый период;
  • в отношении использования акватории водных объектов – площадь водного пространства, которая определяется по данным лицензии, а если в лицензии не указано, то учитываются данные проектной и технической документации;
  • при использовании для гидроэнергетики без забора воды – количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при лесосплаве — по формуле – объем сплавляемой древесины в тысячах кубометров, умноженный на расстояние сплава в км, делится на 100.

При этом в отношении объема забранной воды предусмотрен порядок расчета как при наличии водоизмерительных приборов, так и при их отсутствии, но тем не менее могут быть неурегулированные ситуации, например в том случае, если устройства для измерения воды не действуют или в ремонте. В этом случае применяются правила, установленные для ситуаций, когда у налогоплательщика не имеется приборов для измерения забора воды (Письмо Минфина РФ от 28.12.2015 N 03-06-06-02/76582 ).

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.

Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018 II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018 III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018 IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Читайте так же:  Эцп для ип срочно для отчетности

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Итоги

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

Водный налог

Является федеральным прямым налогом. Этот налог предусмотрен гл. 25.2. начало его действия – 1 января 2001 года. Ранее плата за пользование водными объектами была установлена ФЗ от 06.05.1992 года.

Налогоплательщиками являются организации и ФЛ, которые осуществляются специальное или особое водопользование в соответствие с законодательством.

Сейчас понятий специальное и особое водопользование нет, эти понятия были даны в ст. 95 Водного кодекса 1995 года, который действовал до 31.12.2006 года. Специальное водопользование осуществлялось только на основании лицензии.

Отсюда следует, что плательщиками водного налога являются лишь лица, которые приобрели права специального и особого водопользования в соответствие с Водным кодексом 1995 года. В 2006 году был принят новый водный кодекс, который вступил в действие с 01.01.2007 г. и изменил правила пользования водными объектами. Теперь такие права возникают на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Отличие в том, что пользование водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, является бесплатным, а пользование на основании договора – платное, причем плата неналогового характера. Таким образом, еще раз, налогоплательщики это те – кто получили разрешения и лицензии согласно ВК 1995 года.

Согласно ст. 9 ВК, ФЛ и ЮЛ приобретают право пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, а согласно закону о недрах, предоставление недр в пользование осуществляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Подземные воды – тоже полезные ископаемые. Поэтому те ЮЛ и ФЛ, которые пользуются подземными водами на основании лицензии, также являются плательщиками водного налога.

Объект налогообложения – 4 вида пользования водными объектами:

1) Забор воды из водных объектов;

2) Использование акваторий водных объектов за исключением лесосплавов в плотах и кошлях;

3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) Использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошлях.

Акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. НК также устанавливается перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения. Их 15, некоторые из них: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы; забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий; забор воды для санитарных, экологических и судоходных нужд.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, а если объекты подпадают под разные ставки, то налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. По водному налогу применяются различные единицы измерения налоговой базы. Так, при заборе воды налоговая база – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды определяется на основании водоизмерительных приборов, а при их отсутствии, исходя из норм водопотребления. При использовании акваторий водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства, которая определяется по данным лицензии. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, налоговая база – количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины, налоговая база – произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубометров, и расстояние сплава, выраженного в километрах и деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал, отчетные периоды не предусмотрены.

Налоговые ставки установлены в твердой денежной сумме и дифференцированы по видам водопользования. Внутри видов водопользования ставки также дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна рек (Волга, Нева, Днепр, Урал), озер, морей и вида водного объекта (поверхностный или подземный). Экономических районов всего 12, такие как Северный, Уральский, Поволжский, Центральный и другие. Например, при заборе воды из бассейна рек и озер, налоговая ставка дифференцируется в зависимости от экономического района и вида водного объекта. При заборе воды сверх установленных лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в 5кратном размере. При заборе воды для водоснабжения населения, ставки налога устанавливаются в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Читайте так же:  Объект освобожден от налога на имущество

Порядок исчисления и сроки уплаты налога: налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведения налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. В срок не позднее 20 числа, следующего за налоговым периодом. К этому сроку налогоплательщик также должен представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Эти сборы являются федеральными сборами. Они предусмотрены главой 25.1 НК. Эта глава дополнила НК в 2003 года, а действует с 01.01.2004 года. По применению этой главы Пленум ВАС дал разъяснение: в частности, суд указал, что от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует отличать государственную пошлину за предоставление разрешения на добычу, которая взымается на основании пп. 96, 97 п. 1 ст. 333.33 НК (то есть госпошлина за разрешение).

Плательщики сборов: организации и ФЛ-ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу или вылов водных биологических ресурсов. Разрешение на добычу объектов животного мира выдается в соответствие с ФЗ об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а разрещение на добычу водных биолог ресурсов выдается в соответствие с ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биолог ресурсов.

1) Объекты животного мира, их перечень установлен в п. 1 ст. 333.3. К ним относится, например, медведь, лось, косуля, кабан. Перечень закрытый;

2) Объекты водных биолог ресурсов. Их перечень – п. 4, 5 ст. 333.3.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов севера, Сибири и ДВ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право предоставляется только на количество объектов животного мира и объектов водных биолог ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

Лимиты и квоты для удовлетворения личных нужд устанавливаются ОИВ субъектов РФ.

Ставки сборов установлены в твердой ден сумме за единицу объекта животного мира или объекта водного биолог ресурса. Например, за каждого фазана или тетеря ставка сбора – 20 рублей. Это самая минимальная ставка. Макс ставка – 15000 за каждого овцебыка. При изъятии молодняка диких копытных животных (до 1 года) ставка сбора устанавливается в размере 50% от установленной ставке за взрослую особь.Ставка сбора за каждый объект животного мира устанавливается в размере 0 рублей, если пользование такими объектами осуществляется в следующих целях:

1) Для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирование видового состава объектов животного мира, предотвращение нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствие с разрешением;

2) В случае изучения запасов, а также в научных целях в соответствие с законодательством РФ.

Ставки сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов дифференцированы в зависимости от района добычи (вылова): дальневосточный бассейн, северный бассейн, балтийский бассейн, каспийский бассейн, азово-черноморский бассейн и внутренние водные объекты. Например, камбала, мойва, водоросли – 10 рублей за тонну (мин ставка). Сельдь – 400 рублей за тонну. Осетровые – 5500 рублей за тонну. Краб – 35000 рублей за тонну (макс). Морские млекопитающие: 30 (или 300?) рублей за тонну за касатку. Ставка сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов устанавливается в размере 0 рублей в следующих случаях:

1) Рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биолог ресурсов;

2) Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора для градо- и поселкообразующих российских водных хозяйств = 15% от установленных ставок.

Порядок исчисления сборов – сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира и каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов на ставку ( ставку на дату начала срока действия разрешения).

Порядок и сроки уплаты сборов, порядок зачисления сборов. Сумму сборов плательщики уплачивают при получении разрешения на добычу. Сумму сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов плательщики уплачивают в виде разового платежа, единовременного взноса и регулярных взносов. Сумма разового платежа или взноса составляет 10% исчисленной суммы сбора. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов, а оставшаяся сумма определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу, вылов водных биолог ресурсов ежемесячно не позднее 20 числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов, изъятых из среды обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу и вылов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов. Прилов – то, что попалось попутно (ловили одно, попалось другое).

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу, а уплата сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов производится плательщиками-ФЛ, за исключением ИП, по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу или вылов, а плательщиками-ЮЛ и ИП по месту своего учета. Суммы сборов за пользование объектами водных биолог ресурсов зачисляются на счета ФК для их последующего распределения в соответствие с бюджетным законодательством. БК предусмотрено следующее распределение: 20% в фед бюджет, 80% в бюджет субъекта РФ. А суммы сборов за пользование объектами животного мира 100% поступают в фед бюджет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Налоговый период для водного налога установлен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here