Нормативная база финансового контроля

Содержание

Энциклопедия решений. Финансовый контроль и аудит

Финансовый контроль в организациях государственного сектора осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно условно разделить на четыре уровня.

Органы, осуществляющие контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Контроль законодательных (представительных) органов

1. Счетная палата РФ (на федеральном уровне).

2. Контрольно-счетные органы субъектов РФ.

3. Контрольно-счетные органы муниципальных образований

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК

Стандарты Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ)

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Законы (решения), принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(1)

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Осуществляется в рамках всего публично-правового образования

1. Федеральное казначейство (на федеральном уровне)*(2).

2. Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ.

3. Органы внутреннего муниципального финансового контроля

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. N 703

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092

Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(3)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций) при санкционировании операций

1. Федеральное казначейство

2. Финансовые органы субъектов РФ

3. Финансовые органы муниципальных образований

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(4)

Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит

Осуществляется в рамках ведомства — в территориальных органах ведомства и подведомственных учреждениях

1. Главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

2. Главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов

3. Главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 89, от 17.03.2014 N 193).

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в пределах установленной предельной численности и ФОТ сотрудников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.

В настоящее время на федеральном уровне действуют принятые ведомственные нормативные акты:

— приказы (распоряжения), издававшиеся в соответствующих ведомствах (например, Положения, Стандарты утвержденные приказами Минюста России от 29.01.2015 N 12, Росавтодора от 11.05.2012 N 129, Минздрава России от 05.09.2013 N 626н, Федерального казначейства от 29.11.2017 N 330).

Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

Органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений

п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(5)

Внутренний контроль в организации госсектора

Должностные лица, комиссии, структурные подразделения организации госсектора

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Иные нормативные правовые акты, предусматривающие требование об осуществлении внутреннего контроля в организации (например, согласно п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У в организации должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок их фактического наличия)

Локальные нормативные акты

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля перечислены в п. 1 ст. 266.1 БК РФ. К их числу относятся и государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). Действующее законодательство не позволяет передать полномочия по осуществлению муниципального финконтроля федеральным органам (письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-10-08/18672).

Внимание

Контрольные мероприятия, проводимые в казенных учреждениях в рамках осуществления финансового контроля, связаны прежде всего с проверкой исполнения бюджетной сметы. А вот при проверках бюджетных и автономных учреждений прежде всего проверяется (см., в частности, письма Минфина России от 20.08.2012 N 02-07-10/3259, от 24.04.2013 N 02-13-09/14197):

— соблюдение условий предоставления субсидий;

— выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

— полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В настоящее время могут быть выделены две основных формы финансового контроля, контроля финансово-хозяйственной деятельности:

Предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (расходованию средств, осуществлению операций с имуществом и т.д.)

Направлен на предупреждение и пресечение ошибок и (или) нарушений действующего законодательства:

— в процессе исполнения бюджетов (п. 4 ст. 265 БК РФ);

— при использовании имущества;

— при осуществлении иных хозяйственных операций

Осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни (по результатам исполнения бюджетов, после расходования средств и осуществления операций с имуществом)

Последующий контроль осуществляется в целях:

Читайте так же:  Финансовый контроль финансовой устойчивости

— установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности (п. 5 ст. 265 БК РФ);

— проверки соблюдения требований действующего законодательства и выявления нарушений

Методами осуществления финансового контроля являются, в частности, проверки (камеральные и выездные, встречные), ревизии, обследования, санкционирование операций (см., например, ст. 267.1 БК РФ).

Оформление результатов контрольных мероприятий осуществляется в следующем порядке:

Документы, оформляемые по результатам мероприятия

Ревизии и проверки

Разрешительная надпись после проверки документов

Внимание

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ). В то же время положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере (ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений сведения о проведенных в отношении них контрольных мероприятиях и их результатах размещаются в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru (пп. 8 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ) в соответствии с п. 3.5 Закона N 7-ФЗ и согласно Требованиям к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в п. 15.1 Порядка предоставления информации, утвержденного приказом Министерства России от 21.07.2011 N 86н (утв. Федеральным казначейством 26.12.2016).

Вся информация об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений подлежит размещению в специальной государственной информационной системе ГИС ЕСГФК по адресу http://portal.audit.gov.ru (приказ Счетной палаты РФ и Минфина России от 25.12.2015 N 128/214н). Оператор системы — Счетная палата РФ. Система состоит из открытой и закрытой частей. Должностные лица проверяемых организаций, в т.ч. государственных (муниципальных) учреждений, могут просматривать размещенную в системе актуальную информацию по аудиту (контролю).

*(1) См., например, Закон Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»; Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 95 «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Хабаровского края».

*(2) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

*(3) См., например, постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 29-п «Об утверждении порядка осуществления министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»; постановление Администрации г. Вологды от 10.01.2014 N 79 «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Администрацией города Вологды».

*(4) См., например, постановление Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП «Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета».

*(5) См., например, приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 06.09.2013 N 26 «О формах и периодичности контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений Ленинградской области, учредителем которых является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области»; постановление Администрации городского округа Красноуфимск Свердловской области от 23.07.2012 N 763 «Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением муниципального задания муниципальными учреждениями, учредителем которых является Администрация ГО Красноуфимск»; постановление Окружной администрации города Якутска от 22.11.2010 N 190п «Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя, включая контроль за деятельностью муниципальных казенных или бюджетных учреждений Городского округа «Город Якутск».

http://base.garant.ru/58070267/

Нормативно правовая база государственного финансового контроля

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру.

В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля (ГФК) представляется четырехуровневой:

1 уровень — законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам ГФК (предполагается, что акты будут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила (кроме стандартов), регулирующие правоотношения в сфере ГФК);

2 уровень – профессиональные стандарты и этический кодекс ГФК (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы ГФК, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);

3 уровень – разъяснении к актам 1 и 2-го уровней, инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер);

4 уровень – внутренние документы (регламенты) органов ГФК.

При формировании нормативной базы решаются такие задачи, как определение терминологии и понятийного аппарата, разработка методологии ГФК, определение организационной структуры системы, органов правового регулирования, их права и обязанности, определение субъектов права ГФК, предмета, отношения регулирования, целей, задачей системы нормативно-правовых актов, основных источников права и уровней нормативно-правового регулирования, порядка построения системы актов, их структуры и содержания, разработка порядка систематизации актов, обозначение основных аспектов взаимосвязи правовых актов ГФК с актами иных сфер финансового права, а также с другими отраслями права. При этом система нормативно-правовых актов ГФК должна строиться с учетом следующих основных требований: они не должны иметь противоречий, дублировать друг друга, должны быть четко определены, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования, как он взаимодействует с другими уровнями, какие виды актов входят в разные уровни, необходимо четко установить обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать системным. Эта сфера регулируется актами бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовым, его базу составляют документы разного уровня. Основы ГФК закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Читайте так же:  Выплата дивидендов проводки

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 2568 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/13-61743.html

Правовые основы финансового контроля

Понятие и значение финансового контроля, его содержание и виды. Государственный и муниципальный, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов, страховой надзор и финансовый мониторинг.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.06.2012
Размер файла 22,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовые основы финансового контроля

    Понятие и значение финансового контроля. Содержание финансового контроля и финансовой дисциплины
  • Виды финансового контроля
  • Государственный и муниципальный Финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль
  • Контроль, реализуемый Министерством финансов РФ
  • Финансовый контроль, реализуемый налоговыми органами
  • Контрольные функции федерального казначейства
  • Страховой надзор
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Финансовый контроль, реализуемый банковской системой. Центральный Банк РФ
  • Ведомственный и внутрихозяйственный контроль
  • Понятие и значение финансового контроля. Содержание финансового контроля и финансовой дисциплины

    Значение финансового контроля обусловлено наличием функции контроля применительно к финансам. Значение финансового контроля в том что:

    1. проверяется финансовый порядок осуществления финансовой деятельности всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и населением.

    2. проверяется экономическая обоснованность осуществляемых действий, а также их финансовая эффективность

    Основными направлениями финансового контроля являются:

    1. проверка выполнения ОГР и МС функций по ФРИ публичных фондов денежных средств

    2. проверка выполнения государством и муниципальными образованиями финансовых обязательств перед населением страны

    3. проверка выполнения финансовых обязательств населением и хозяйствующими субъектами перед государством и органами местного самоуправления

    4. проверка целесообразности и законности использования государственными и муниципальными предприятиями имеющихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных средств.

    5. проверка соблюдения хозяйствующими субъектами правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств

    6. выявление финансовых резервов для более эффективного развития как территориальных образований в целом, так и хозяйствующих субъектов в частности

    7. устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины

    Финансовая дисциплина тесно взаимосвязана с финансовым контролем и представляет собой четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

    Виды финансового контроля

    1. в зависимости от времени проведения:

    · предварительный — осуществляется до проведения финансовой операции.

    · текущий — реализуется в процессе финансовой операции.

    · последующий — проводится по итогам финансовой операции.

    2. в зависимости от волеизъявления субъектов финансового контроля

    · обязательный — реализуется в силу положений законодательства и в силу решений уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления.

    · инициативный — проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Он может проводится как внутренними организациями, так и с привлечением аудиторских организаций.

    3. в зависимости от сферы финансовой деятельности, подпадающей под контроль:

    · бюджетный

    · Налоговый

    · банковский и др.

    4. в зависимости от правого статуса субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

    · государственный

    · муниципальный

    · общественный

    · аудиторский

    · внутрихозяйственный

    Государственный и муниципальный Финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль

    Представительный и законодательный органы власти осуществляют контрольные мероприятия через деятельность комитетов и комиссий. На федеральном уровне особое место принадлежит комитету по налогам и сборам государственной думы, комитету по бюджету Совета Федераций.

    Комитеты и комиссии участвуют в соответствии со сферой своей деятельности в рассмотрении проектов бюджетов, в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов. В структуре законодательных органов власти действуют счетные палаты. На федеральном уровне — это постоянно действующий орган финансового контроля, чья деятельность регламентируется законов от 11.01.1995 г. Подотчетно федеральному собранию.

    В ее сферу деятельности входит:

    финансовый контроль надзор мониторинг

    1. Контроль за своевременном исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. оценка обоснованности доходных и расходных статей данных бюджетов

    3. финансовая экспертиза НПА, предусматривающих расходы за счет средств федерального бюджета

    4. представление федеральному собранию информации об исполнении федерального бюджета

    Счетная палата имеют право проводить ревизии и тематические проверки. Применять какие-либо финансовые санкции счетная палата не может. В связи с этим материалы проверок с выявленными нарушениями передаются в правоохранительные органы.

    На уровне субъектов федерации создаются аналогичные счетные палаты, выполняющие функции, подобные функциям счетной палаты РФ, но применительно к средствам региональных бюджетов.

    Контроль со стороны президента РФ осуществляется через деятельность контрольного управления президента РФ. Данное контрольное управление проверяет выполнение ежегодных бюджетных посланий президента и посланий президента федеральному собранию РФ, а также указов президента.

    В ходе контрольных мероприятий контрольное управление может выходить с предложениями президенту к руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности соответствующих должностных лиц, либо о приостановлении их полномочий до принятия решения о проверке.

    Правительство РФ согласно ФКЗ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой кредитной, денежной и валютной политики. В круг его деятельности также входит контроль за деятельностью в области финансов, федеральных министерств и иных федеральных ведомств.

    Правительство вправе формировать комиссии по отдельным направлениям деятельности с наделением их контрольными полномочиями.

    В структуре правительства РФ выделяют:

    1. службы, осуществляющие финансовый контроль:

    · федеральное казначейство — осуществляет финансовый контроль в области исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов всех территориальных уровней. Может проводить как предварительный, так и текущий контроль за ведением финансовых операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. принимает меры как ограничительного, так и предупредительного и профилактического характера.

    Читайте так же:  Земельный налог отчетный период

    · федеральная служба финансового бюджетного надзора — реализует контрольные мероприятия в финансово-бюджетной сфере, а также в сфере валютной деятельности

    · ФНС — реализует контрольные мероприятия в сфере налогообложения. При этом при перемещении товаров через таможенную границу РФ функции контроля налоговых органов передаются таможенным органам.

    · федеральная служба страхового надзора — реализует контрольную деятельность в сфере страхования, при этом имеет право лицензировать страховую деятельность отдельны страховых организаций, приостанавливать ее и аннулировать.

    · федеральная служба по финансовому мониторингу — осуществляет контроль в сфере противодействия легализации или отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

    · федеральная таможенная служба — контролирует сферу таможенного дела, в том числе правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов и иных таможенных платежей.

    · федеральная служба по финансовому рынку — контролирует сферу финансовых рынков за исключением банковской, страховой и аудиторской.

    Контроль, реализуемый Министерством финансов РФ

    Положение «О Минфине РФ», утвержденное Постановлением Правительства РФ 30.06.2004 г.:

    http://otherreferats.allbest.ru/law/00197923_0.html

    Правовые основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации

    Правовая составляющая государственного финансового контроля является важнейшим условием его осуществления, исходя из принципа законности его организации. Правовое регулирование государственного финансового контроля является неотъемлемой частью финансового права любого государства. В любой сфере финансовой деятельности правовому регулированию контроля должно отводиться особое место.

    Источниками правового регулирования государственного финансового контроля может быть множество. Как и в любой другой сфере государственной деятельности, источниками правового регулирования могут быть кодексы, законы, принятые представительными органами власти в виде решений, приказов, писем и так далее, решения судов. Важнейшим условием действенной реализации норм, содержащихся в этих источниках, является их взаимосвязь, преемственность, простота понимания и возможность реализации.

    Структура законодательной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

    Правообеспечение финансовой и, в частности, бюджетной деятельности государства охватывает широкий круг вопросов. Особенно важным аспектом этого процесса, обеспечивающего законность и обратную связь в финансовой деятельности государственных органов, является государственный финансовый контроль, выполняющий превентивную функцию, не только дающий гарантию принятия правильных решений в сфере управления финансами, но и служащий одним из условий и основой корректировки тактики и стратегии финансовой деятельности государственных органов. В целом, в системе управления контрольные функции государства всегда были в числе наиболее важных, во многом определяющих задачи реализации государственной внутренней и внешней политики. Поэтому эффективный и действенный государственный контроль является необходимым условием сильной власти, сильнейшим фактором результативности государственного механизма.

    Не случайно проблема правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля в настоящее время стоит весьма остро. Контрольная деятельность в Российской Федерации еще недостаточно организованна и эффективна. Законодательная база государственного финансового контроля находится в стадии формирования. В настоящий момент она представляет собой во многом противоречивый набор разноуровневых правоустановлений, не складывающихся в единую, более или менее организованную систему [54, c. 108]. Официальная концепция осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации до сих пор не сформулирована. Формы и методы осуществления государственного финансового контроля пока не получили четкого легального определения.

    Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством Российской Федерации, Конституцией страны. Важность конституционного закрепления основ государственного финансового контроля заключается в том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, составляет базис правовой системы российского государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, развивают и детализируют конституционные принципы и положения и не должны противоречить Конституции Российской Федерации. При этом важнейшей функцией Конституции является безусловное нормативное закрепление единства правового поля при наличии федеративного государственного устройства. Ее положения имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные принципы чрезвычайно важны для обеспечения эффективной финансовой деятельности государственных органов и адекватного государственного финансового контроля за использованием общественных финансовых и материальных ресурсов.

    Принципиальные основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции Российской Федерации. Главные задачи, поставленные Конституцией Российской Федерации, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.

    В Конституции Российской Федерации заложены принципиальные основы правового обеспечения государственного финансового контроля, включая ряд процессуальных и материальных норм, которые подверглись дальнейшей конкретизации и детализации законодательных и нормативных актах различного уровня.

    Наряду с основополагающими принципами демократии, правового государства, гражданского общества Конституция закрепляет принцип гласного и публичного контроля, поскольку носителем верховной власти провозглашается народ, который осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это предполагает, что граждане, налогоплательщики вправе реализовать свои властные полномочия, в том числе и в области публичного контроля над финансовой деятельностью государства, через контрольные органы, образованные представителями населения в Федеральном Собрании и законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, то есть посредством контрольно-счетных органов, представляющих интересы населения и работающих в условиях гласности. Это означает также, что финансовые органы исполнительной власти, образуемые ими контрольные и контрольно-ревизионные органы должны в максимальной степени строить свою работу на принципах публичности и гласности. Ограничения в этой области должны диктоваться исключительно соображениями соблюдения государственной или иной, охраняемой законом тайны [58, с. 46].

    В государственном строительстве конституционные принципы организации финансового контроля и функционирования органов государственного финансового контроля получают дальнейшее развитие, конкретизируются и детализируются в соответствующих федеральных законодательных актах.

    Очень важным является то, что в Бюджетном Кодексе Российской Федерации уделяется серьезное внимание вопросам государственного и муниципального финансового контроля. Бюджетный Кодекс Российской Федерации устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса. В Бюджетный Кодекс Российской Федерации предпринята попытка выстроить более или менее организованную систему финансового контроля.

    Читайте так же:  Период выплат дивидендов по акциям

    Вопросы контрольных органов нашли отражение в главе 18 Бюджетного Кодекса Российской Федерации «Полномочия участников бюджетного процесса», а также в специальной главе 26 «Основы государственного и муниципального контроля».

    В Бюджетный Кодекс впервые были законодательно закреплены формы государственного финансового контроля [2, с. 224].

    В Бюджетном кодексе в законодательном порядке сформулирован и решен целый ряд нормативных правовых проблем содержания и организации государственного финансового контроля. Однако этот документ не решил и не мог решить все вопросы правового регулирования государственного финансового контроля.

    Конституция и Бюджетный Кодекс Российской Федерации составляют лишь малую часть в правовом обеспечении и регулировании государственного финансового контроля.

    Стратегическое значение имеют Указы Президента Российской Федерации по тематике государственного финансового контроля. Мощный импульс развитию правовой базы финансового контроля был придан с подписанием Указа Президента «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», который определил органы государственного финансового контроля, основные задачи контроля и направления развития соответствующего законодательства.

    Указами Президента образованы и некоторые органы, наделенные функциями государственного финансового контроля, в частности Контрольное управление Президента, в задачи которого входит контроль исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, в том числе по бюджетным и финансовым вопросам.

    Важную роль в нормативном правовом обеспечении государственного финансового контроля играют законы. Особое место в системе законодательства о государственном финансовом контроле занимает Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Это единственный правовой акт на уровне закона, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля. Закон определяет статус Счетной палаты как высшего органа внешнего финансового контроля, устанавливает его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы его организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.

    Достаточно стройная с точки зрения юридической логики и техники система правовых актов регулирует деятельность органов государственного финансового контроля исполнительной власти. Во главе этой системы стоит Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Все вопросы финансового контроля в рамках этой ветви власти входят в компетенцию Правительства. Поэтому все последующее нормативное регулирование финансового контроля исполнительной власти осуществляется на уровне подзаконных актов.

    Нормативную базу государственного финансового контроля составляет ряд соответствующих документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. В первую очередь, это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Положение определяет в том задачи, функции и полномочия Министерства финансов в области государственного финансового контроля. Одновременно в Положении Министерству делегируются полномочия по дальнейшему развитию правового обеспечения финансово контроля. Министерство финансов наделяется компетенцией издавать на основе законодательства Российской Федерации самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

    Более сложную структуру образует правовое обеспечение контрольных функций Федерального казначейства. Эти вопросы были первоначально освещены в Указе Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе», а в последствии развиты в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральном казначействе Российской Федерации».

    Конкретные вопросы подготовки и проведения контрольных мероприятий финансовыми органами, их взаимодействия с другими контрольными, надзорными и правоохранительными органами подробно регламентированы в многочисленных инструкциях и положениях.

    Одним из направлений государственного финансового контроля является налоговый контроль. Налоговый контроль отличается существенными особенностями, поэтому его правовое регулирование рассматривается, как правило, обособленно, в качестве отдельного блока, хотя главная задача такого контроля — обеспечение интересов государства по наполнению государственных фондов денежных средств.

    Законодательство по налоговому контролю является наиболее динамичной подотраслью финансово — контрольного законодательства. Нормы налоговых законодательных актов регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумулирования денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе осуществления контроля за сбором налогов. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не содержат определения сущности «налоговый контроль», а только рассматривают его виды (камеральную и выездную налоговые проверки) [3, с. 43].

    Однако, до настоящего времени не существует кодифицированного законодательного акта, который устанавливал бы единые правовые и методологические основы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, систему органов государственного финансового контроля и механизм их взаимодействия.

    http://studbooks.net/1574056/finansy/pravovye_osnovy_organizatsii_gosudarstvennogo_finansovogo_kontrolya_rossiyskoy_federatsii

    РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

    В целом система нормативно-правовых актов ГФК (или его нормативно-правовая база) нам представляется 4-уровневой. Наглядно это показано на рис. 3. Как видно, в принципе можно говорить об отдельной подотрасли финансового права — контрольном праве, или праве ГФК (отрасль — финансовое право).

    В принципе законодательство о ГФК основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах ГФК, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы ГФК (объединяющую и справедливую для органов ГФК всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Конечно, логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. Но так как создание отдельных контрольных органов в стране в основном происходило, можно сказать, стихийно, т.е. без четкой и глубоко продуманной концепции всей системы, то и начинать придется «от достигнутого». При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов ГФК, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).

    Рис. 3. Предполагаемая система нормативно-правовых актов (нормативно-правовая база) ГФК

    При формировании нормативной базы ГФК следует решить несколько важных задач, например, таких как:

    · определить терминологию и понятийный аппарат ГФК;

    Читайте так же:  Налоговый вычет за установку брекетов ребенку

    · разработать методологию ГФК (цели, задачи, принципы и т.д.);

    · определить организационную структуру системы ГФК;

    · определить органы правового регулирования ГФК, их права и обязанности;

    · определить субъектов права ГФК;

    · определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) ГФК;

    · определить основные источники права ГФК (нормативно-правовые акты) и уровни нормативно-правового регулирования;

    · определить порядок построения системы нормативно-правовых актов ГФК, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д., их расположение в определенной последовательности) и содержание;

    · разработать порядок систематизации нормативно-правовых актов ГФК;

    · обозначить основные направления взаимодействия правовых актов ГФК с актами иных подотраслей (сфер) финансового права, а также с другими отраслями права.

    При этом система нормативно-правовых актов ГФК должна строиться при учете следующих основных требований:

    · нормативно-правовые акты ГФК не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга (то же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа в общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования ГФК;

    · должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования (см. рис. 3), как он взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень;

    · должна быть четко определена обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.

    Рассмотрим вопрос основополагающего правового акта, являющегося своего рода системообразующим звеном общей системы нормативно-правовых актов ГФК. В качестве такого системообразующего звена мы предлагаем Закон о системе государственного финансового контроля (далее Закон).

    Принятие Закона по сути ознаменует собой начало формирования комплексной системы законодательных и нормативных актов ГФК в современных условиях построения развитого демократического правового государства. Принятие Закона как минимум обеспечит «уравнивание в правах» норм ГФК с нормами других отраслей права (например, финансового права), повысит статус норм ГФК, поставит правовые акты ГФК на одну ступень с иным законодательством (т.е. правовыми актами иных сфер государственного управления, которые изначально формировались на основе федеральных законов). Это обстоятельство имеет очень важное значение и при разрешении правовых коллизий, противоречий действующего законодательства, споров с участием органов ГФК (например, в отношении вынесенных ими решений по проверкам). Но следует особо подчеркнуть, что данный Закон, очерчивая в достаточной степени концептуально правовое пространство ГФК, должен в полной мере учитывать все экономические и социально-политические условия, сложившиеся в стране в настоящий момент, он должен полностью отвечать требованиям нынешнего этапа государственного строительства и проводимой политике в области финансово-экономической стабилизации в обществе.

    Таблица 1 Структура Закона о системе государственного финансового контроля

    Основные главы Закона

    Освещаемые в отдельных статьях вопросы

    Общие положения Цели и задачи Закона, определения основных понятий (определение понятия ГФК, его отдельных видов и др.), сущность, значение, функции, цели и задачи, элементы системы ГФК

    Глава II. Принципы ГФК видов ГФК

    Принципы, требования, критерии эффективности ГФК

    Глава III. Классификация

    Виды ГФК в разрезе следующих его классификационных признаков: типы, формы (в том числе определения понятий ревизии, проверки и т.д.), методы (методические приемы), субъекты, объекты, предметы, органы и т.д. (перечисление)

    Глава IV. Финансово-бюджетный и финансово-хозяйственный государственный контроль

    Субъекты, объекты, предметы (их расширенное описание)

    Глава V. Органы ГФК

    Органы ГФК (в том числе орган координации) федерального и регионального уровня, их статус, правовые основы деятельности, порядок образования (создания), реорганизации и ликвидации, порядок их финансирования; сферы деятельности (направленность) основных органов ГФК, их структура, взаимоотношения, регламентация, образуемые ими объединения, права (полномочия), обязанности и ответственность (обобщенно); порядок назначения руководителей основных органов ГФК; основные моменты (параметры) взаимодействия с органами власти и управления (в том числе с иными контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной безопасности и т.д.), органами иных государств и между- народными организациями (в плане рабочих контактов), аудиторскими организациями, системами внутреннего (в том числе ведомственного) контроля хозяйствующих субъектов, общественными организациями и гражданами; права и обязанности организаций и должностных лиц по взаимоотношениям с органами ГФК (право обжалования выводов контролеров в соответствующих инстанциях, обязанность давать письменные отзывы на выводы контролеров, предоставлять отчеты о принятых мерах по устранению нарушений, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований органов ГФК или их должностных лиц и др.)

    Глава VI. Нормативно-правовое обеспечение ГФК

    Система нормативно-правовых актов, ее уровни, принципы формирования содержания и порядок утверждения актов разных уровней, характер обязательности выполнения и т.д.

    Глава VII. Стандартизация ГФК

    Система процедур ГФК, Кодекс профессиональной этики (здесь также должна быть отмечена обязательность раз- работки и принятия определенными органами ГФК внутренних документов, устанавливающих этические нормы и принципы профессиональной деятельности). Цель и за- дачи профессиональных стандартов и этических правил (правил поведения), порядок их разработки, введения в действие и обеспечения соблюдения, структурированное (по разделам и т.п.) перечисление стандартов и этических правил, организационные и методологические вопросы осуществления контроля. Требования к порядку проведения, периодичности, срокам контроля.

    Глава VIII. Информационные системы ГФК

    Информационные системы, технологии передачи данных, коммуникации, техническое и прочее обеспечение и т.д.

    Глава IX. Социально-правовые гарантии работников ГФК

    Социально-правовой статус, оплата труда, социальное обеспечение, обеспечение безопасности (охрана, оргмероприятия, технические средства защиты), профессиональная защищенность и т.д.

    Глава X. Научно-исследовательская база ГФК

    НИИ, новейшие технологии ГФК, научная инфраструктура

    Глава XI. Учебная база и кадры ГФК

    Учебные заведения, подготовка и переподготовка кадров, профессиональное развитие, самосовершенствование, обмен кадрами и т.д.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://studbooks.net/1673759/finansy/razvitie_normativno_pravovoy_bazy_gosudarstvennogo_finansovogo_kontrolya

    Нормативная база финансового контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here