Новый административный регламент по валютному контролю

Знакомьтесь: два новых регламента от ФНС

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 2

Сегодня стало модным разрабатывать и утверждать регламенты работы чиновников по предоставлению той или иной государственной услуги. Большинство регламентов связаны с теми или иными вопросами контроля. В предлагаемой статье на суд читателя представлены два Регламента ФНС — по контролю за полнотой учета выручки в организациях и у предпринимателей и по контролю за валютными операциями резидентов и нерезидентов . Транспортные компании могут иметь дело с наличными и валютными операциями, поэтому полагаем, что эти Регламенты будут интересны нашим читателям.

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утв. Приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н.

Регламент по контролю учета выручки

Очевидно, что данный Регламент принят не просто так, а с целью вывода «из тени» неучтенных финансовых потоков, с которых не платятся налоги. Вероятность таких теневых схем наиболее велика при осуществлении наличных денежных расчетов, которые целиком и полностью находятся под контролем организации, доступ третьих лиц (в частности, банков) к ним ограничен. Проверка полноты учета выручки — одна из «излюбленных» контрольных процедур ФНС, однако практика показала, что у ревизоров нет четкого представления о том, что и в какой последовательности нужно проверять. Разработанный Регламент по контролю учета выручки вносит ясность в этот вопрос.

Начнем с того, что в нем приведен список нормативных актов, соблюдение требований которых должны проверить налоговики. Документов предостаточно (более десятка), можно констатировать, что работы хватит всем — и проверяющим, и проверяемым лицам.

Далее в Регламенте подробно расписаны права и обязанности указанных лиц, чтобы ревизоры проводили проверку, не выходя за рамки своих полномочий, а проверяемые лица в свою очередь знали, чего ожидать от налоговиков, явившихся проконтролировать выручку. Представим в виде схемы основные процедуры такой проверки.

Помимо указанных процедур есть еще предъявление проверяемому лицу поручения на исполнение государственной функции по контролю учета выручки, но этот начальный этап известен, мы акцентируем внимание на более важных моментах проверки.

  1. Рассмотрение и изучение документов перед началом проверки. В первую очередь ревизоры анализируют документы, связанные с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники. Если организация или предприниматель оказывает услуги населению и обходится без ККТ, выдавая покупателям бланки строгой отчетности, то налоговики вправе затребовать для проверки документы, связанные с учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО. По тем бланкам, которые формируются автоматизированной системой, проверяющим предоставляется информация такой системы о выпущенных документах. И наконец, те проверяемые лица, которые уплачивают ЕНВД и пользуются правом не применять ККТ, дают налоговикам на предварительную проверку товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Полный перечень документов, которые могут запросить налоговики на данном этапе, приведен в п. 29 Регламента по контролю за учетом выручки. Необходимые документы предоставляются инспекторам в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом ревизоры не вправе требовать у проверяемого лица сведения и бумаги, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий таких документов. На этот этап отведено не более 28 календарных дней (то есть почти месяц), а сделанные выводы учитываются после всех этапов при составлении итогового акта проверки.

  1. Проверка полноты учета выручки. Данный этап является основным. Перед его началом налоговики могут потребовать расписку о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) за день проверки. Сама проверка проводится путем сравнения суммы денег, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в последнем документе сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

Если сумма выручки по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки по учетным данным, выясняются причины, вызвавшие расхождения, запрашиваются подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств. Также фиксируется применение (неприменение) ККТ, БСО и делаются предположения об иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков) денежной наличности.

У тех компаний, которые пользуются БСО, порядок контрольных действий несколько иной. В частности, у них сначала проверяется фактическое наличие БСО (по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных видов бланков). Далее определяется число использованных БСО за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки и актов инвентаризации БСО. Следующий шаг — сопоставление суммы выручки, отраженной в учете проверяемого объекта, с фактическим количеством копий использованных бланков (корешков документов), хранящихся у проверяемого лица. У плательщиков ЕНВД проводятся все аналогичные действия, но только не с БСО, а с товарными чеками, квитанциями или другими документами, подтверждающими прием наличных денег за товар (работу, услугу).

На все налоговикам дается 30 календарных дней, которые включают не только этот этап, но и предыдущий (предварительное изучение документов). А отсчитываются сроки с момента предъявления налоговиками проверяемому лицу поручения на исполнение функции по проверке учета наличной выручки. Результатом же данной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного (полного) учета выручки денежных средств.

  1. Оформление результатов. По итогам проверки полноты учета выручки налоговики составляют акт проверки, который проверяемое лицо подписывает. Перечень того, что указывается в акте, есть в п. 48 Регламента по контролю за учетом выручки. По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, от проверяемого лица принимаются письменные объяснения (замечания, возражения), о чем в акте проверки делается соответствующая запись. Акт составляется в пределах общего месячного срока для всех трех этапов. В случае выявления фактов нарушений законодательства ревизоры возбуждают и ведут производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. В этом случае нарушителю следует ожидать худшего, но не стоит сразу падать духом: налоговики тоже люди и могут ошибаться. Нужно быть готовым к тому, чтобы обжаловать необъективное решение (действия, бездействие) должностных лиц. Лучше попытаться сделать это до суда, тогда решение вопроса займет меньше времени и сил. В Регламенте есть детальные рекомендации о том, как правильно составить жалобу и получить ответ на нее.
Читайте так же:  Налоговые споры в конституционном суде

Если в досудебном порядке обжаловать неправомерные действия должностного лица не удалось, то организация вправе обратиться в суд. При этом выбор проверяемым лицом одного из способов защиты (досудебного обжалования) не лишает его права воспользоваться в этих целях другими способами (в частности, обратиться в суд). Правомерным основанием для отказа в удовлетворении жалобы может быть ее необоснованность, но никак не тот факт, что заявитель воспользовался несколькими способами защиты своих прав и законных интересов.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Должностные лица и ИП

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Законодательная база в 2019 году

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Читайте так же:  С мрот удерживается подоходный налог

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания . Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Основы государственного управления

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Импорт или кредитование

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

«Валютный» регламент

Предметом контроля, о котором идет речь в данном Регламенте, является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства (Закон о валютном регулировании и валютном контроле и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты). В целях проверки соблюдения установленных требований налоговики имеют право:

  • контролировать соблюдение резидентами (нерезидентами) валютного законодательства;
  • проверять полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (запросить это налоговики могут как у организаций, так и у уполномоченных банков, в которых открыты валютные счета).

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

В свою очередь, проверяемые лица (в частности, международные перевозчики и экспедиторы) обязаны:

  • представлять налоговым органам документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов.

На схеме обозначим основные процедуры Регламента по контролю валютных операций.

Основанием для начала всех перечисленных процедур является получение налоговиками документов и информации, прямо или косвенно указывающих на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 утвержден порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации об осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.

По результатам должностные лица налогового органа составляют акт проверки соблюдения валютного законодательства. В нем отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления) с перечнем проверенных документов (сведений, информации). К акту проверки приобщаются материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте признаков нарушений валютного законодательства. Акт должен содержать документально подтвержденные факты нарушений, выявленных в процессе проверки, со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений в акте проверки делается соответствующая запись. О том, что должно содержаться в акте проверки, сказано в п. 33 Регламента по контролю валютных операций.

Читайте так же:  Федеральный стандарт внутреннего финансового контроля

К сведению. По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ по действующему на день совершения или обнаружения правонарушения курсу ЦБ РФ.

В ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за различные нарушения валютного законодательства: осуществление незаконных валютных операций, нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета иностранной валюты за оказанные нерезидентам услуги, несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и др. По каждому отраженному в акте проверки признаку административного правонарушения может быть возбуждено отдельное производство, затем они объединяются при расчете общей суммы штрафов за допущенные нарушения.

Остается добавить, что проверяемые лица вправе ознакомиться с актами проверок соблюдения валютного законодательства, обжаловать действия (бездействие) ФНС и их должностных лиц, потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) ревизоров. Текущий внутриведомственный контроль за деятельностью должностных лиц ФНС осуществляется в форме проведения проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. По результатам проведенных проверок (как плановых, так и внеплановых) в случае выявления нарушений прав проверяемых лиц виновные должностные лица ФНС привлекаются к ответственности по законодательству. Однако о какой ответственности идет речь, в Регламенте по контролю валютных операций не поясняется. В нем лишь уточняется, что персональная ответственность должностных лиц ФНС закрепляется в их должностных регламентах. Что ж, будем надеяться, это поможет укрепить дисциплину чиновников и повысить качество предоставления государственных услуг.

Рассмотренные Регламенты вступили в силу. Поэтому в скором времени организациям, ведущим наличные расчеты или работающим с нерезидентами, следует быть готовым к визиту налоговиков, исполняющих государственную функцию контроля. Насколько Регламенты проработаны и эффективны, покажет время.

Обновлен административный регламент осуществления ФНС России надзора за соблюдением валютного законодательства

Предмет надзора — соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

— применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

Валютный контроль 2019: что нужно знать

Автор: Екатерина Кищук
Помощник юриста

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Читайте так же:  Налоговый вычет на детей инвалидов с зарплаты

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Обновлен административный регламент осуществления ФНС России надзора за соблюдением валютного законодательства

11 декабря

Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с

Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2019 N 56704.

Предмет надзора — соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

— применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Новый Административный регламент по осуществлению функции валютного контроля

С 13.08.2013 года вступит в силу новый Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, утвержденный приказом Минфина России от 24 апреля 2013 г. N 48н.Данный регламент устанавливает сроки и последовательность административных действий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ее территориальными органами, должностными лицами, порядок взаимодействия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов с резидентами и нерезидентами, правоохранительными органами и иными государственными органами при исполнении государственной функции, их права и обязанности.

Проверять валютные операции будут по новому регламенту

ФНС России зарегистрировала в Минюсте новый административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]).

В новом документе добавлены правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений

Появились новые обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки — они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
  • применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
Читайте так же:  Какую отчетность сдает ип на енвд

Проверяемые лица смогут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней. Проверяемый период составляет 485 рабочих дней.

Новый приказ вступит в силу прежнего регламента. Для этого Минфин должен отменить свой приказ от 04.10.2011 № 123н.

Росфиннадзор сможет проверять валютные операции максимум в течение 28 недель

Росфиннадзор будет контролировать валютные операции, осуществляемые организациями (кроме банков) и ИП, по новому регламенту.

Приказом Минфина от 24 апреля 2013 г. N 48н утвержден новый административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Прежний регламент утратит силу в момент вступления в действие нового.

Документ вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Пока что опубликован не был.

Проверки могут быть камеральными (плановыми и внеплановыми) и выездными (плановыми и внеплановыми)

Должностные лица РФН вправе проводить выездные проверки в рамках валютного контроля, в том числе контролировать учет и отчетность по валютным операциям, налагать предусмотренне санкции за нарушения валютного законодательства, проходить в здания и помещения, занимаемые объектом проверки; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе письменные объяснения должностных и иных лиц объекта проверки.

Представители проверяемой организации вправе присутствовать при этом и давать пояснения, обжаловать решения РФН, обязаны предоставлять (при наличии возможности) места для исполнения государственной функции в период проведения выездной проверки в служебном помещении, изолированном от работников объекта проверки и посторонних лиц. (О том, как быть при отсутствии такой возможности, регламент умалчивает).

Документы по валютным операциям следует хранить не менее трех лет.

Срок исполнения государственной функции составляет не более 253 рабочих дней (от момента назначения проверки до вынесения предписания по ее итогам). То есть вся процедура может длиться почти календарный год. В том числе не более 30 рабочих дней длятся процедуры назначения и подготовки проверки. «Срок административной процедуры проведения проверки и оформления результатов проверки не может превышать 45 рабочих дней. Максимальный срок проведения проверки и оформления результатов проверки, включающий продление срока проведения проверки до 95 рабочих дней, не может превышать 140 рабочих дней», — указано также в регламенте.

Внеплановые проверки могут проводиться по заявлениям правоохранительных органов, граждан и организаций, а также при появлении информации в СМИ о нарушении валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, по другим основаниям.

По итогам проверки составляется административный протокол и/или предписание об устранении нарушений.

Новый административный регламент по валютному контролю

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

  • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
  • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF     
  • браузеры: Mozilla , Chrome

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: [email protected]

Телефон доверия ФТС России: +7 (499) 449-7997

Служба технической поддержки ЦИТТУ:

Об обновлении административного регламента ФНС по надзору за соблюдением валютного законодательства

Предмет надзора — соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
  • применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

Источники

Новый административный регламент по валютному контролю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here