Обязанность уведомить о налоговую о правонарушении контрагента

Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов

Каких только способов проверить своего будущего контрагента и тем самым обезопасить себя от претензий налоговиков не придумали бухгалтеры. Проявляя должную осмотрительность для того, чтобы организацию не заподозрили в получении необоснованной выгод ы Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 , они запрашивают копии учредительных документов, свидетельств о регистрации в ЕГРЮЛ и постановке на учет, документов, подтверждающих право руководителя подписывать документ ы Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 .

И все равно порой этого бывает недостаточно. Ведь контрагент, предоставив вам эти документы, может не платить налоги в бюджет, сдавать нулевую отчетность или оказаться злостным нарушителем налогового законодательства. А значит, претензии к вам налоговиков неизбежны. Чтобы максимально обезопасить себя, некоторые бухгалтеры обращаются в налоговый орган, где на учете стоит их контрагент, с просьбой предоставить информацию об исполнении или неисполнении будущим партнером обязанностей перед бюджетом. Другими словами, просят налоговиков сказать, своевременно ли контрагент уплачивает налоги и не привлекался ли он к налоговой ответственности.

Однако налоговики могут запросто отказаться предоставлять такую информацию, сославшись на налоговую тайну. Правомерен ли этот отказ?

ПОЗИЦИЯ 1. Информация о контрагенте — не налоговая тайна

Да, налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранени е подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 102 НК РФ .

По секрету всему свету налоговики могут рассказать о долгах компании перед бюджетом. А могут не рассказать. Но как бы то ни было, ваше дело — поинтересоваться. И в неосторожности в выборе контрагента обвинить вас будет сложно

Но НК РФ содержит перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Среди них — сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушени я подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ . Одним из таких нарушений Налоговый кодекс называет неуплату налога в срок. А значит, информация о задолженности, возникшей в результате неуплаты налога в бюджет, не относится к налоговой тайн е ст. 122 НК РФ; Письмо МНС России от 05.03.2002 № ШС-6-14/252; Письмо УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 № 09-10/093263 .

Более того, вы имеете право на получение от инспекции информации, непосредственно касающейся ваших прав и обязанносте й п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . А получение от налоговиков информации о контрагенте будет свидетельствовать о том, что вы исполнили свою обязанность — проявили должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагент а п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 . И значит, имеете право на получение налоговой выгоды (вычеты по НДС и учет расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль).

Поэтому отказ налогового органа предоставить информацию об исполнении налоговых обязательств вашими контрагентами (в том числе будущими) в принципе нарушает ваши права. И налоговые органы по запросу должны выдавать вам информацию о наличии или отсутствии у контрагента задолженности перед бюджетом.

Иногда такой позиции придерживаются и суд ы Постановления ФАС ЗСО от 27.07.2010 № А27-25441/2009, от 16.07.2010 № А27-25724/2009; ФАС УО от 01.09.2010 № Ф09-6957/10-С3 , признавая незаконным отказ налоговиков предоставить налогоплательщику информацию об исполнении его контрагентом налоговых обязательств.

ПОЗИЦИЯ 2. Информация о контрагенте — налоговая тайна

Но существует и другая позиция, согласно которой налогоплательщики вправе получать, а налоговые органы обязаны предоставить бесплатно информацию только о действующих налогах и порядке их исчисления, правах и обязанностях налогоплательщико в подп. 1 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ . О налоговых нарушениях, допущенных другими лицами, налоговые органы сообщать не обязаны.

При этом сведения о начисленных и уплаченных контрагентом налогах являются налоговой тайной и их нельзя приравнять к сведениям о нарушении налогового законодательства. Ведь под формулировкой «сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения » подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ законодатель подразумевает только налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в гл. 16 НК РФ.

Поэтому если контрагент налог не заплатил, но к ответственности привлечен не был, например, из-за переплат ы п. 1 ст. 122 НК РФ , то информация о нем имеет статус налоговой тайны и ее разглашение налоговым органам прямо запрещено НК РФ. А значит, отказ налогового органа в предоставлении такой информации правомерен. Соглашается с этим и большинство су­ дов Постановления ФАС ДВО от 13.09.2007 № Ф03-А51/07-2/3620; ФАС ПО от 18.08.2009 № А55-18682/2008, от 03.04.2009 № А65-8173/2008, от 24.03.2009 № А57-19198/2008; ФАС ЦО от 10.10.2007 № А36-88/2007; Девятого ААС от 28.08.2009 № 09АП-14702/2009-АК; Семнадцатого ААС от 18.11.2009 № 17АП-10431/2009-АК .

Даже несмотря на то, что большое количество судов считает, что информация об исполнении или неисполнении контрагентом обязанностей перед бюджетом составляет налоговую тайну, такой запрос все же лучше направить в налоговый орган.

Ведь в случае судебного разбирательства этот документ может стать доказательством ваших намерений узнать полную информацию о своем контрагенте, то есть подтверждением должной осмотрительност и Постановление Девятого ААС от 08.12.2009 № 09АП-23342/2009-АК .

Ответственность лиц, обязанных предоставлять информацию о налогоплательщике

НК РФ в некоторых случаях предусматривает обязанность третьих лиц предоставлять налоговым органам информацию о налогоплательщике. Соответственно, за нарушение возложенной на них обязанности предусмотрена ответственность. Подробнее о ней расскажем в нашей консультации.

Какая ответственность за непредоставление сведений

В том случае, когда налоговое законодательство обязывает сообщать налоговому органу определенные сведения, невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности грозит штрафом. В общем случае его размер – 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Если же такое правонарушение будет допущено повторно в течение календарного года, штраф составит уже 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Случаи, когда лицо обязано предоставлять информацию о налогоплательщике налоговым органам, содержатся, в частности, в ст. 85 НК РФ.

К примеру, органы, ответственные за кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество должны сообщать информацию о расположенной на подведомственной им территории недвижимости и ее владельцах, а органы, регистрирующие транспорт — о транспортных средствах и их владельцах. Делать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять такие сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Читайте так же:  Органы осуществляющие внутренний государственный финансовый контроль

Кроме того, налоговые органы могут, например, затребовать у контрагента налогоплательщика и иных лиц документы, которые касаются деятельности такого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). За отказ представить истребуемые документы или за непредставление их в установленные сроки грозит штраф с организации или ИП в размере 10 000 рублей, а с физлица, не являющегося ИП, – 1 000 рублей (п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ).

Несдача в установленный срок Расчета 6-НДФЛ рассматривается также как правонарушение, выразившееся в непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Поэтому если работодатель (в данном случае налоговый агент) не сообщит вовремя в налоговую о суммах исчисленного и удержанного НДФЛ с работников (налогоплательщиков), штраф составит 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления Расчета (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

НК РФ предусмотрены и иные виды и случаи ответственности для лиц, обязанных представлять информацию о налогоплательщике и не выполнивших такую обязанность.

Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента

Налоговые органы при выполнении контрольных мероприятий запрашивают необходимые бумаги не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов и связанных с ним лиц. Правомерны ли такие действия инспекторов и как к этому относятся судьи? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

#2 27.09.2010 10:27:55

Re: Налоговые правонарушения. Ответственность за нарушения налогового законодательства

Отвечает Вероника Жданова, эксперт компании «КонсультантПлюс»:

Налоговое законодательство не устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами сообщений граждан о совершенных или готовящихся правонарушениях. Однако тот факт, что налоговым законодательством эта процедура не урегулирована, не означает, что граждане РФ не могут сообщить об этом в налоговый орган.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане РФ имеют право обращаться в любые государственные органы и органы местного самоуправления.

В частности, они вправе обратится в налоговый орган и сообщить о возможном совершении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом налогового правонарушения.

Обязанность дать ответ на письменное обращение возникнет у налогового органа только при условии, если в обращении указана фамилия и почтовый адрес направившего его лица (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
При поступлении сообщения о возможном правонарушении налоговый орган примет эту информацию к сведению. Так, при выборе объектов выездных налоговых проверок налоговый орган должен анализировать всю поступающую к нему из внутренних и внешних источников информацию. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств. Это установлено разделом 3 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Однако это не означает, что сообщение о возможном налоговом правонарушении обязывает налоговый орган провести в отношении налогоплательщика налоговую проверку.

Объективность сотрудников налоговых органов при назначении и проведении налоговых проверок может быть оценена с правовой точки зрения только в одном случае. Если они злоупотребляют своим должностным положением и их действия подпадают под состав преступления. Например:
под состав ст. 290 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственностью за получение взятки,
под состав ст. 285 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями,
под состав ст. 286 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за превышение должностных полномочий.
Возбуждением уголовных дел по данным статьям занимаются органы прокуратуры. Привлечение к такой ответственности возможно, если соответствующие факты будут установлены и доказаны в суде.

Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что подавляющее большинство организаций не находится по так называемым «юридическим» адресам. Между тем налоговые органы много внимания уделяют выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. По закону инспекторы вправе иницииировать процедуру ликвидации компаний, место нахождения которых не соответствует данным из ЕГРЮЛ. Давайте посмотрим, чем еще может грозить организации отсутствие по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и кому стоит уточнить данные в реестре.

При каких условиях возможна ликвидация

Кроме внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений у налоговиков есть еще одна возможность — обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Но инспекторам необходимо доказать, что при создании юридического лица были допущены нарушения, которые являтся грубыми и неустранимыми (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Только при наличии таких нарушений суд признает регистрацию компании недействительной.

В письме от 25.06.14 № СА-4-14/12088 ФНС России рекомендовала инспекторам подавать иск о ликвдации, только если к организации нельзя применить процедуру исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Речь идет о процедуре, применяемой к компаниям, которые в течение 12 месяцев не сдавали отчетность и не осуществляли операций по банковским счетам. Такие организации ликвидируются налоговиками без суда на основании статьи 64.2 ГК РФ. Если же организация сдает отчетность и совершает банковские операции, но не находится при этом по своему юридическому адресу, то ликвидировать ее можно только через суд.

Как относятся судьи к запросам документов у контрагентов и иных лиц

Показательным для рассматриваемой ситуации является постановление АС МО от 07.10.2014 № Ф05-967414.

Организация получила из инспекции требование о представлении документов, касающихся ее взаимоотношений с покупателем. При этом истребование проводилось в рамках проверки не самого покупателя, а его контрагента, отношений с которым у организации не было. Сославшись на это обстоятельство, компания отказалась исполнять требование, за что и была оштрафована.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган и признали требование и штраф правомерными. Свою позицию они аргументировали так:

  • требование содержит данные, позволяющие идентифицировать, какая информация запрашивается по конкретной сделке (было указано, что организация является поставщиком компании, которая в свою очередь является поставщиком проверяемого лица);
  • истребуемые документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, который участвовал в хозяйственных операциях, связанных с договорными отношениями организации и ее контрагента;
  • ограничений и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций, то есть у контрагентов второго, третьего и последующего звена, НК РФ не содержит.

Следовательно, организация была обязана исполнить полученное требование и привлечена к ответственности на законных основаниях.

Читайте так же:  Как заплатить налог на недвижимость в финляндии

Позднее с арбитрами согласился и ВС РФ (см. определение от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282).

См. также:

Два основания для запроса документов

«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях. Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, который связан с адресатом запроса). Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вообще вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля. Но в этом случае круг ее интересов законодательно органичен конкретной сделкой. Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

Полезные выводы

Если организация не располагается по юридическому адресу и есть опасения, что налоговики могут выявить этот факт, то рекомендуем обратить внимание на следующие выводы:

Бесплатно узнать, сколько компаний зарегистрировано по адресу потенциального контрагента и выяснить, не является ли его директор или учредитель «массовым», можно либо прямо на БухОнлайне, либо в сервисе для экспресс-проверки контрагентов «Контур-Фокус». В названном сервисе также можно увидеть, сдает ли контрагент балансы в Росстат, а при их наличии автоматически провести финансовый анализ отчетности.

Вызывают для дачи пояснений по вопросу контрагента.

Добрый день.
Подскажите как, что при вызове в налоговую для дачи пояснений по вопросу контрагента.

Пришло Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика.

Добрый день! А контрагент это ваш поставщик?

нам еще присылали вопросы на которые надо было ответить. по покупателю, правда.

обычно задают вопросы,как подписывали доки, видели ли лично, кто получал и т.д.

да а потом, если товарищи работали с ндс предлагают, самостоятельно убрать их сф и доплатить налог в бюджет. Поясняют это тем что фирма рога и копыта занималась всем тем чем занимается ее покупатель (от оказания клиринговых услуг до полетов в космос), не имущества, ни персонала естественно у фирмы нет. А также грозятся если что прийти с выездной налоговой проверкой

вот как и прошлый раз, по авансовым платежам: пишите подробнее, в чем требование.

УВЕДОМЛЕНИЕ№ .
о вызове в налоговый орган налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента)
17.11.2016
(дата)
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы№ .
(наименование налогового органа)
в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее — Кодекс) вызывает на основании настоящего Уведомления в налоговый орган,
находящийся по адресу:
Россия.
(адрес и номер комнаты)
30.11.2016 .
(дата и время или приемные дни и часы)
для дачи пояснений по вопросу:
Приглашается представитель, заключающий договора с контрагентами :
. /. ООО «. »
(подробное описание оснований для вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)
в Межрайонную ИФНС России № .
(наименование налогового органа)

Какие-то они у вас немногословные.)))
Ну, если кроме названия ООО ничего не указано, распечатайте акт сверки, возьмите копии документов, подтверждающих ваши деловые отношения с этой организацией.
А лучше сначала позвоните в ИФНС.)))

ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование

В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.

Сведения по конкретной сделке

Теперь рассмотрим второй случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.

Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).

Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Например, в отношении операций по получению бюджетных субсидий или в отношении операций по выплате дивидендов, внесению вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина России от 17.07.13 № 03-01-18/28094).

На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, НК РФ не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.

В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 07.11.18 № ММВ-7-2/[email protected], в требовании должны быть указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина России от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. «Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов»).

Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора или сделки. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).

Законны ли запросы документов у контрагентов ваших контрагентов

Требования налоговиков законны: запрашивать документы им позволяет ст. 93.1 НК РФ. Из содержания этой статьи понятно, что запрашивать бумаги у контрагентов проверяемого лица или у иных лиц контролеры вправе:

  • во время проведения налоговой проверки;
  • вне рамок налоговых проверок (если у налоговиков возникает обоснованная необходимость в получении документов или информации по конкретной сделке).

Если вы получили подобное требование, имейте в виду, что:

  • законодательством не ограничен перечень истребуемых документов (информации) – запросить у вас могут любые документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию о конкретной сделке (см. письмо Минфина от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869);
  • отсутствуют ограничения по периоду времени, за который могут истребоваться документы или информация (см. письмо Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).
Читайте так же:  Возврат госпошлины отзывы
Видео (кликните для воспроизведения).

Требование о представлении документов или информации по сделке в рамках проведения налоговиками проверки контрагента вашего контрагента лучше исполнить. Иначе вас оштрафуют по ст. 126 или 129.1 НК РФ.

Подробнее о размерах санкций и не только см. в наших материалах:

Удается ли оспорить действия налоговиков в суде, узнайте далее.

Итоги

Налоговики могут запросить у вас любые документы и информацию относительно контрагентов и иных лиц. Ограничений по количеству и виду запрашиваемых бумаг законодательство не содержит. Требования налоговиков игнорировать опасно – в ст.126 и 129.1 НК РФ за это предусмотрены штрафы.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Запросы при проверке контрагента

Порядок запроса у налогоплательщика информации при проверке его контрагента урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления требования. Начнем с описания данной процедуры.

Направление требования

Налогоплательщику, который получил такой запрос, нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев его инициатором выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете его контрагент. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. Именно поэтому к требованию, которое выставила «своя» ИФНС, должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.

Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В таком случае ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС России от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).

Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Так, из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы и информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Ведь судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если истребуются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным в соответствующей части (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).

В то же время следует учитывать, что если инспекция не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) только лишь потому, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если суд сочтет его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.

Содержание требования

Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности для налоговиков. Дело в том, что в НК РФ для этого случая вообще нет каких-либо ограничений ни по составу запрашиваемых документов (информации), ни по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Основываясь на этом, суды рассматривают споры о праве ИФНС запрашивать те или иные сведения по контрагентам.

Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).

А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые по правилам НК РФ являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС на законных основаниях может потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).

При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы при проверке контрагента (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).

Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проводимой проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).

Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы и в том случае, если в них содержатся персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из данных норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 15.05.18 № 215). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина России от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. «Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику»).

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на себя отменен

Что будет, если корреспонденция вернется налоговикам

Предположим, что ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

Помимо этого при выявлении недостоверных адресов налоговики вправе провести проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Если проверка покажет, что сведения об адресе недостоверны, инспекторы направят в компанию, ее учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация обязана или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о подлинности адреса. В противном случае ИФНС может внести в госреестр юрлиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений (подробнее об этом читайте в статье «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»).

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Вводная информация

При создании новой организации в учредительных документах и заявлении о регистрации указывается ее адрес. При этом налоговики обязаны провести проверку данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Если они выявят, что заявленный адрес является недостоверным, то в регистрации новой компании могут отказать (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). При этом проблемы из-за адреса могут возникнуть не только у регистрирующихся, но и у действующих организаций.

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Читайте так же:  Проверки управления финансового контроля

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

#1 20.09.2010 05:32:34

Налоговые правонарушения. Ответственность за нарушения налогового законодательства

Добрый день! Как известно, что в нашей стране негативно относятся к уплате налогов, во всех слоях населения. Может –ли обычный гражданин, обратить внимание налоговых органов на то, что ИП, юр. лицо уклоняются от уплаты налогов и предоставляет в налоговой декларации ложную и не объективную информацию? Кто контролирует при таком обращении объективность проверки информации, и какие санкции предусмотрены к сотрудникам налоговых органов участвующих в схемах ухода от налогов?

Несовпадение юридического и фактического адресов

Считается, что адрес компании в ЕГРЮЛ — это адрес в пределах ее местонахождения (подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Причем налоговики обязаны направлять всю «бумажную» корреспонденцию именно по этому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ). Поэтому если компания на самом деле расположена по другому адресу, то она рискует не получить какой-либо значимый документ, если юридический и фактический адреса не совпадают.

Законодательством предусмотрено, что место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Однако такие понятия как юридический и фактический адрес не раскрываются. Как правило, эти адреса понимаются так:

Юридический адрес

Фактический адрес

Адрес, который указан в учредительных документах и ЕГРЮЛ как место нахождения организации. По этому адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган (иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации).

Адрес, по которому фактически находится организация. На практике он может не совпадать с адресом, который содержится в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Чаще всего именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и хранятся документы.

Имейте в виду: риски негативных последствий, связанных с несовпадением юридического и фактического адресов, несет сама компания. В частности, организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Штрафы за неисполнение требования

И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.

Первый момент — налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).

Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в вышестоящем управлении ФНС. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.

Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов. Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, платежек и др.

Источники

Обязанность уведомить о налоговую о правонарушении контрагента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here