Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

Читайте так же:  Процент подоходного налога с заработной платы

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Читайте так же:  Сдача авансового расчета по налогу имущество

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Порядок направления жалобы

Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

Читайте так же:  Причины уклонения от уплаты налогов модель лаффера

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Досудебное урегулирование налоговых споров

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Направление жалобы через сайт налоговой

Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Читайте так же:  Куда обращаться с жалобой на налоговую инспекцию

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:

· истребованию документов о некоторых лицах

· осмотру помещений

Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

Читайте так же:  Алгоритм выплаты дивидендов

Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным

Вниманию налогоплательщиков Тверской области! C 2009 года досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным.С 1 января 2009 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные в соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

При этом обращаем внимание, что указанные изменения не затронули порядок обжалования решений налоговых органов, вынесенных в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, иных решений (актов) налоговых органов, а также действий или бездействий их должностных лиц.

Вместе с тем, следует отметить, что реальную возможность выстроить конструктивные, основанные на строгом соблюдении норм налогового законодательства, взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами дает именно последовательное использование налогоплательщиками всех механизмов досудебного урегулирования налоговых споров.

Так, досудебное урегулирование налоговых споров, кроме подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган, предусматривает и такую процедуру, как рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии с пункта 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Процедура рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок является достаточно эффективным способом урегулировать возможные налоговые претензии еще на стадии рассмотрения акта проверки, т. е. до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм (выставление требования, инкассового поручения, приостановления операций по счетам в банке).

В настоящее время работа налоговых органов Тверской области характеризуется снижением общего количества налоговых споров (жалоб), инициированных налогоплательщиками, и рассмотренных в досудебном и судебном порядке, а также смещением налоговых споров в досудебную процедуру.

Так, общее количество налоговых споров, инициированных налогоплательщиками и рассмотренных в досудебном и судебном порядке, за 9 месяцев 2008 года составило 649, из них 323 (или 49,7 %) рассмотрено в досудебном порядке, тогда как за аналогичный период прошлого года общее количество таких споров составляло 792, а в досудебном порядке было рассмотрено 346 (или 43,6 %).

Данные показатели обусловлены, в том числе и более активным использованием налогоплательщиками такой досудебной процедуры урегулирования налоговых споров, как подача возражений на акты налогового контроля, количество которых за 9 месяцев 2008 года увеличилось на 33,7 %.

Видео (кликните для воспроизведения).

УФНС России по Тверской области рекомендует налогоплательщикам, в случае несогласия с выводами проверяющих, изложенными в актах налоговых проверок, в полной мере использовать свое право на подачу возражений (представление дополнительных документов) и непосредственное участие в процессе рассмотрения материалов проверок.

Источники

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here