Обжаловать налоговую проверку

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА «Филиппов и партнеры», партнер ООО «Хопфен консалтинг», к. ю. н.

Чек-лист

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

Участие в судебных заседаниях.

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Акт налоговой проверки: как оспорить?

Здравствуйте, в отношении нашей фирмы проводилась камеральная проверка уточненной декларации (корректировка №2) по НДС за 2 квартал 2017 года. По итогам этой проверки налоговая составила акт камеральной налоговой проверки и вынесла решение о привлечении к ответственности, доначислении налога и пени. Акт был подписан 3 августа, а окончательное решение налоговая приняла 21 августа. При этом 7 августа наша компания представила в налоговый орган уточненную декларацию (корректировка №3), которую налоговая не учитывала при вынесении решения. В инспекции говорят, что окончанием налоговой проверки является дата, когда подписывается акт налоговой проверки и после этой даты налоговая может вынести решение, не учитывая дальнейшие уточнения. Можно ли оспорить данное решение налоговой, есть ли у нас шанс доказать, что налоговая должна начать проверку заново с учетом уточненной декларации?

Анюта, если до окончания камеральной проверки представляется уточненная декларация, то проверка должна прекратиться и начаться новая с учетом уточненных сведений (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом под «окончанием проверки» нужно понимать не оформление результатов налоговой проверки актом, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Поскольку нет смысла продолжать все действия касательно налоговой декларации, которую налогоплательщик уточнил. При этом вы должны будете предоставить пояснения и подтверждающие документы.

На вашем месте я бы оспорила решение и обратилась бы в суд. У вас есть все шансы, чтобы выиграть данное дело.

А какой срок проведения повторной выездной проверки, если мы предоставили уточненную налоговую декларацию с меньшей суммой налога? Есть ли смысл попытаться в суде доказать, что налоговая пропустила срок проведения повторной выездной проверки?

К сожалению, вы не сможете предъявить довод в суде о пропуске налоговым органом срока на проведение повторной выездной проверки, поскольку Налоговый кодекс не определяет срок ее назначения, в случае если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию с меньшей суммой налога.

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

Читайте так же:  Как начисляется налог на прибыль организаций

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Читайте так же:  Возврат налога за роды

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Обжалование акта выездной налоговой проверки

Добрый день, на нашей фирме была проведена выездная налоговая проверка. Вчера пришел акт. Результаты проверки мне не понравились. Начислили штрафы, которые мне кажутся необоснованными. Суммы порядочные. Знаю, что акт можно обжаловать. Какой порядок обжалования акта выездной налоговой проверки?

Здравствуйте, если вы не согласны с результатом проверки, то вы можете предоставить письменные возражения в течение одного месяца с даты получения акта. Когда закончится месяц, инспекторы передают материалы по проведенной проверке руководителю налогового органа и он должен в течение 10 рабочих дней рассмотреть материалы дела и принять решение. Налоговая может продлить этот срок, но не более чем на месяц. В течение 5 дней с даты вынесения решения копия решения должна под расписку быть вручена руководителю организации. Данный документ можно обжаловать.

Обжалование решения, еще не вступившего в законную силу, возможно путем подачи апеляционной жалобы. Сделать это нужно в течение 1 месяца с момента вручения решения налогоплательщику. Жалоба также подается через налоговую. Жалобу должны рассмотреть в течение 1 месяца (иногда 2х месяцев). Если ваша фирма снова не будет согласна с принятым решением, то вы можете обратиться либо снова в вышестоящий налоговый орган либо в суд.

Другой способ обжалования актуален, если решение уже вступило в законную силу (т.е. вы пропустили срок апелляционного обжалования). В этом случае обжаловать решение можно в течение 1 года с момента, когда лицо узнало, о нарушении. Жалоба подается в вышестоящую налоговую.

А есть какая-то форма для оформления возражений по акту налоговой проверки? Надо же от чего-то отталкиваться, чтобы составить возражение.

Обжалование налоговой проверки

Особенности судебного рассмотрения споров по обжалованию актов, вынесенных по результатам налоговых проверок

Обращение в суд кажется естественным способом защитить права налогоплательщика. Но судебная практика складывается так, что суды чаще встают на позицию государственного органа, действующего в рамках своих полномочий. Истцу необходимо готовиться к процессу максимально серьезно, учитывая все нюансы.

Первоначальное решение налоговой проверки не может быть обжаловано напрямую в суд, необходимо соблюдение досудебного порядка. Но любой ответ на жалобу (действие) или отсутствие ответа (бездействие) уже представляет собой основание для подачи иска и это право не может быть оспорено.

В суде можно будет оспорить не только выводы налоговой инспекции, но и мотивировки, что станет основанием выстраивания позиции защиты по аналогичным делам. Но невозможно направить иск в суд, предварительно не пройдя процедуру административного обжалования.Достаточночастост.138 НК РФ и несоблюдение предусмотренного ей порядка становится основанием для оставления иска без рассмотрения. Согласно ч.4 ст. 198 АПК РФ, направлять иски об оспаривании решения в арбитражный суд можно в течении 3-х месяцев с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

Требованиями, заявленными в исках, обычно становятся:

  • о признании незаконным конкретного акта налоговой инспекции;
  • об устранении нарушения прав и интересов заявителя;
  • о снижении размера штрафных санкций.

Рассмотрение таких исков происходит в общем порядке искового производства. Суд будет вправе полностью или в части изменить решение, отменить его полностью или изменить мотивировочную часть (см. Постановление 16 ААС от 13.04.2016 г. по делу №А63-8783/15).

Возможность обжалования результатов налоговой проверки не только в административном, но и в судебном порядке расширяет права налогоплательщика и дает ему возможность защитить свои охраняемые законом интересы.

Сроки и порядок обжалования решения налогового органа

Обжалование решения налогового органа — неотъемлемое право любого налогоплательщика, позволяющее в том числе осуществить свою защиту в случае вынесения неправомерного (иногда, правда, лишь с точки зрения самого налогоплательщика) акта, носящего характер ненормативного, добиться его отмены. При реализации данного права необходимо четко следовать установленному законом порядку обжалования решения налогового органа с соблюдением его сроков, нарушение которых по общему правилу является основанием для отказа в пересмотре принятого решения.

Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры

Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.

Читайте так же:  Последовательность этапов исследования налога на прибыль организации

Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.

Кроме того, некоторые разъяснения относительно рассматриваемой процедуры приводились Пленумом ВАС, в частности, в Постановлении от 30.07.2013 № 57. Акты из судебной практики также неофициально дополняют источники правового регулирования данной процедуры.

Для правильной квалификации некоторых понятий, не приведенных в законодательстве (например, понятие ненормативного акта), необходимо прибегнуть к разъяснениям самой налоговой службы. Письма, разъяснения и методички ФНС также способствует правильному пониманию ряда вопросов, связанных с обжалованием решений налогового органа.

Обжалование налоговой проверки

Похожие публикации

У каждого налогоплательщика есть законное право на обжалование налоговой проверки, вернее, ее результатов согласно ст. 137 НК РФ. При этом следует точно соблюдать все процессуальные правила, иначе обжаловать их станет затруднено, а то и невозможно.

Процедура подачи жалобы: куда и как обратиться

Видео (кликните для воспроизведения).

Обжаловать акт налоговой проверки нужно сначала в досудебном порядке, согласно п. 2 ст. 138 НК РФ. Подавать апелляционную жалобу нужно непосредственно в ту инспекцию, которая провела налоговую проверку. После получения документа, налоговая инспекция самостоятельно отправляет его в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней вместе со всеми материалами проведенной проверки. Организацию о принятом и утвержденном решении обязательно извещают в письменной форме. Стоит отметить, что все обжалования органы ФНС рассматривают без участия компании, то есть присутствия представителей налогоплательщика в этом случае не требуется, как при рассмотрении материалов дела налоговой проверки.

Если вышестоящий региональный налоговый орган откажет в удовлетворении требований поданного обжалования, решение считается принятым и вступает в силу после его утверждения вышестоящим органом.

После этого можно обжаловать итоговое решение в административном порядке, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года. И только после того, как вышестоящая налоговая инспекция откажет в удовлетворении требований налогоплательщика по обжалованию результатов налоговой проверки, можно обращаться с иском от имени компании в арбитражный районный суд по месту нахождения фирмы или регистрационному адресу ИП. Исковое заявление подается в 3-месячный срок с момента утверждения решения органом ФНС. Обратиться в суд можно в следующих случаях:

  • получен отрицательный ответ на жалобу в вышестоящий орган ФНС;
  • для оформления жалобы на принятое органом ФНС решение по итогам ранее поданной жалобы;
  • если вы подали жалобу, но ФНС не приняла ее в положенные сроки.

Способы подачи обжалования

  1. Личное посещение налоговой инспекции руководителем или представителем налогоплательщика. В случае подачи документа через представителя необходимо подтвердить его полномочия путем предоставления нотариальной доверенности.
  2. Почтой – путем отправления обжалования ценным письмом. К жалобе и документам следует составить опись вложения и дополнительно уведомление о вручении.
  3. Через сайт ФНС в электронном виде. Для этого нужно выбрать пункт «Обратиться в ФНС России».

При этом, пока ваша жалоба будет рассматриваться, исполнение принятого органом ФНС решения может быть приостановлено. Для этого нужно подать соответствующее ходатайство в вышестоящую налоговую инспекцию, которая утверждает решение по проверке. Или же обратиться с такой же просьбой о приостановлении в суд.

Порядок обжалования налоговой проверки

Каждая компания или индивидуальный предприниматель, исходя из норм ст. 137 НК РФ, вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, в том числе акты, вынесенные по результатам налоговых проверок, а также действия или имеющие определенные последствия бездействие должностных лиц, если существует понимание или уверенность, что такие акты, действия или бездействие нарушают права заявителя.

Сроки обжалования решений и актов проверки налогового органа

Результаты любой налоговой проверки в силу ст. 100 НК должны быть облечены в форму соответствующего акта. Законодательством не предусмотрено возможности обжаловать акт таковой проверки в отрыве от решения, самостоятельно, т. к. на основе данного документа выносится то или иное решение (будь то о привлечении к ответственности в связи с выявленными нарушениями либо об отказе в привлечении к таковой).

Вместе с тем п. 6 ст. 100 НК предусмотрел право лица, в отношении которого проводилась проверка и которое не согласно с тем, что отражено в итоговом документе, внести письменные возражения. Также данное лицо может приложить документы и иные письменные подтверждения, аргументирующие, с его точки зрения, необоснованность отраженной в акте информации и выявленных нарушений. Согласно данной норме, срок для возражений отведен в 1 календарный месяц.

Срок обжалования решения налогового органа, принятого после проведения проверки хозяйствующего субъекта, различен в зависимости от того, вступило в силу данное решение или же нет. Так, в соответствии с п. 2 ст. 139 НК жалоба может быть подана в течение 1 года с того дня, как решение вступило в силу. А апелляционная жалоба (т. е. на еще не вступившее в силу решение), согласно п. 2 ст. 139.1 НК, подается до того дня, когда решение вступит в силу. То есть на основании п. 9 ст. 101 НК — в течение 1 месяца.

Общие правила обжалования

Исходя из норм ст. 138 НК РФ акты налоговых проверок могут быть:

  • обжалованы в вышестоящем налоговом органе, в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • оспорены в суде, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания ненормативных актов государственных органов

Кроме того, если есть основания предполагать, что вынесенный акт противоречит действующему законодательству, заявитель может дополнительно направить жалобу и в прокуратуру.

Срок обжалования акта налоговой проверки

Все оформленные заявления в ответ на акты налоговых органов, их действия или бездействия подразделяются в зависимости от срока представления.

  1. Апелляционные жалобы, которые были составлены и официально поданы до вступления решений по камеральным или выездным проверкам в законную силу. Подавать их можно в течение 1 месяца, так как ровно месяц отводится на вступление в силу вынесенного решения по проведенной проверке.
  2. Жалобы, поданные после вступления в силу принятого налоговыми органами решения. Их можно подавать в течение 1 года после даты принятия.
Читайте так же:  Контроль финансовых сделок

Обжаловать можно полностью решение инспекции или какую-либо его отдельную часть. Обязательно оформление жалобы в письменном виде. Строгих требований к ее оформлению в налоговом законодательстве нет, допускается произвольная форма составления, главное — это правильное и законное обоснование своих требований. Необходимо указать с какими именно положениями вы не согласны, дополнив свои обоснования ссылками на соответствующие пункты статей НК РФ. Рекомендуется дополнить свое обращение документами, которые подтверждают все пункты жалобы налогоплательщика. Нужно обязательно сформулировать требования о частичной или полной отмене решения налоговой инспекции. Документ подписать, и, если есть печать, ею заверить.

Досудебный порядок обжалования акта налоговой проверки

Законодатель предусмотрел обязательность оспаривания актов проверки в административном порядке в вышестоящий налоговый орган, прежде чем налогоплательщик может обратиться в судебные органы. Происходит оспаривание методом подачи жалобы – обращения, в котором зафиксировано несогласие его автора с актом, вынесенным по результатам налоговой проверки. Жалобу можно направить только в вышестоящий налоговый орган.

Если решение содержит нормы о привлечении лица к ответственности, то оно оспаривается путем подачи апелляционной жалобы. Законодательство содержит принципиальное отличие жалобы от апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается в месячный срок после вручения решения по проверке налогоплательщику, то есть до вступления его в законную силу.

Обжаловать можно решение как целиком, так и частично, если с некоторыми выводами сотрудников налоговой инспекции заявитель согласен. Сама жалоба не направляется непосредственно в вышестоящий орган, ее следует направить в налоговый орган, вынесший решение, откуда она будет перенаправлена в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба из налогового органа может быть отозвана до принятия решения по существу. Но если это произойдет, заявитель лишается права на подачу повторной жалобы на тот же акт и по тем же основаниям.

Важно, что кодекс не конкретизирует и понятие вышестоящего налогового органа, таким образом, заявление об обжаловании может быть подано в любой орган, имеющий характер вышестоящего, от городского управления до Федеральной налоговой службы РФ. Отклонить его по причине несоблюдения субординации будет невозможно.

Основания для оспаривания могут носить как фактический – нарушение законодательства о налогах и сборах, так и процессуальный – нарушение процедуры проведения проверки характер.

Лица, имеющие право подачи жалобы

Кодекс не ограничил перечень лиц, имеющих право на обжалование решения, лицом, выступающим от имени компании, или индивидуальным предпринимателем. Правом на оспаривание решения налоговой проверки в административном порядке обладает неограниченное число лиц, чьи права могли бы быть задеты вынесенным решением. Соответственно, к этим лицам могут быть отнесены:

  • руководители юридического лица;
  • акционеры или учредители юридического лица;
  • участники консолидированной группы юридических лиц, в отношении одного из участников которой было вынесено решение;
  • аудиторы;
  • иные лица.

Важно, что право на подачу жалобы, в отличие от искового заявления, не требует соответствующего доказывания возможности подачи ее конкретным субъектом.

Что можно обжаловать

Оспорить можно не только решение о привлечении к ответственности. Законодательство не исключает возможности оспорить решения:

  • о назначении проверки;
  • о приостановлении проверки;
  • о продлении или отказе в продлении сроков предоставления необходимых документов;
  • о проведении каких-либо мероприятий налогового контроля, например, выемки или осмотра помещений.

Порядок и сроки подачи жалобы

Предоставляя налогоплательщику широкие права по выбору субъекта подачи жалобы и органа, в который она будет направлена, кодекс тем не менее, существенно ограничивает заявителя в сроках подачи жалобы и устанавливает для этого действия определенный порядок.

Основные требования к подаче выглядят так (см. ст. 139 НК РФ):

Вышестоящий налоговый орган обязан ответить на направленное в его адрес обращение в течение 30 дней. В любом варианте административного оспаривания необходимо контролирование сроков, если пропущен срок на ответ, то возникает право уже на обжалование бездействия налогового органа. Но необходимо иметь ввиду, что руководитель этого органа может продлить срок рассмотрения ее на 30 дней, если для этого есть объективные причины, например, нужно запросить документы у инспекции, проводившей проверку.

Вариантами реакции вышестоящего органа могут быть:

  • отмена решения налогового органа;
  • оставление жалобы без рассмотрения.

Отсутствие ответа на жалобу представляет собой бездействие, которое, в свою очередь, может быть обжаловано.

Как подавать жалобу

Законодательство не ограничивает права налогоплательщика возможностью подачи жалобы только в виде бумажного документа. Если компания или предприниматель представляют отчетность в электронном виде, то и по этим каналам может быть направлена жалоба, подписанная электронной подписью. Жалоба должна быть подписана или заявителем или его представителем.

Процедура обжалования: в суде и вышестоящем органе

П. 2 ст. 138 НК устанавливается обязательная процедура обжалования в досудебном порядке (а именно — в вышестоящем органе) практически всех решений и иных актов (ненормативных), в том числе принятых после проведения налоговых проверок. Таким образом, лицо не может обратиться в суд, чтобы защитить свои затронутые права, минуя налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к вынесшему решение.

Исключение: акты ФНС, которые можно обжаловать сразу в судебном порядке.

После вынесения соответствующего решения по процедуре обжалования оно (равно как и первоначальное решение) может быть обжаловано в Арбитражном суде на основании ст. 4 АПК.

При этом важно учитывать мнение ВАС, выраженное в п. 66 вышеупомянутого постановления Пленума № 57, о том, что если срок на обжалование принятого решения в налоговую службу лицом был пропущен, то данный факт должен рассматриваться как несоблюдение досудебной процедуры. В связи с этим суды не должны принимать подобные жалобы. Естественно, кроме случаев пропуска срока по уважительной причине.

  • обжаловать любое решение налогового органа может каждое лицо, если оно полагает, что таковым нарушаются его права;
  • срок для обжалования установлен в 1 год и 1 месяц для вступившего и не вступившего в законную силу решения соответственно;
  • при обжаловании рассматриваемых решений обязательна досудебная процедура обжалования.

Порядок обжалования действий налоговых органов

О порядке обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

Читайте так же:  Дивиденды выплата и начисление

Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

· простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

· рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

· быстрое рассмотрение жалобы;

· отсутствие необходимости уплаты пошлины;

· обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

· в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.

При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.

Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.

Для представления интересов налогоплательщика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ, ст.185 ГК РФ).

При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия.

Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
жалоба не подписана заявителем,
представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.

1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.

Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п.2 ст.101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения апелляционной жалобы по существу вышестоящим налоговым органом.

Законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на 15 дней.

О принятом по жалобе решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачи аналогичной жалобы в суд.

Особенности обжалования постановлений Инспекций по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.

В соответствии с п.1 ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на акты (действия (бездействие) должностных лиц Межрайонных ИФНС России по Новгородской области подается в УФНС России по Новгородской области (173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17 к.1).

Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц УФНС России по Новгородской области подается в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д.23).

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдел налогового аудита УФНС России по Новгородской области

Источники

Обжаловать налоговую проверку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here