Осмотр налоговой в рамках выездной проверки

Энциклопедия решений. Осмотр при проведении налоговой проверки

Осмотр при проведении налоговой проверки

При осуществлении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов вправе производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Вне рамок выездной налоговой проверки допускается только осмотр документов и предметов при условии, что:

— они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

— при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Внимание

Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), п. 1 ст. 82 НК РФ назван в качестве одной из форм налогового контроля. Вместе с тем, с учетом действующей редакции статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующих соответствующие полномочия налоговых органов, осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки. Соответствующая позиция официальных органов выражена в письмах Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411, ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 и от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (п.п. 6.1-6.4), постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (п. 24).

При проведении выездной проверки налогоплательщика — физического лица должностные лица налоговых органов без согласия налогоплательщика могут осматривать только нежилые помещения. Доступ представителей налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (п. 1)).

В период приостановления выездной налоговой проверки в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ осмотр территорий (помещений) налогоплательщика не может проводиться, поскольку в этот период приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Целью осмотра территорий и помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится проверка, является выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты осуществляемой выездной проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). При осмотре представители налогового органа определяют соответствие фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

В частности, налоговые органы могут произвести осмотр для подтверждения имеющейся информации:

— о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете;

— о наличии производственных мощностей, цехов, структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика;

— о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности или отражена в заниженном размере;

— о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и др.

Внимание

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в п. 1 ст. 91 и п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ, проведение осмотра территорий и помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, с 1 января 2015 года предусматривается также при осуществлении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ.

Незаконный отказ в доступе, а также незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего проверку в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс.руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

Энциклопедия решений. Осмотр помещений контрагентов налогоплательщика при проведении налоговой проверки

Осмотр помещений контрагентов налогоплательщика при проведении налоговой проверки

Налоговые органы в рамках мероприятий налогового контроля нередко проводят осмотр помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между ними.

Право обследовать с соблюдением соответствующего законодательства РФ при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан предоставлено налоговым органам п. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон N 943-I).

Осмотр помещений, территорий налогоплательщика проводится налоговыми органами в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом из п. 13 ст. 89 и п. 1 ст. 92 НК РФ следует, что проведение осмотра помещений налогоплательщика возможно только в рамках осуществления в отношении него выездной налоговой проверки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Сколько налог на недвижимость в турции

В то же время осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), определен п. 1 ст. 82 НК РФ как самостоятельное мероприятие налогового контроля наряду с налоговыми проверками.

Пункт 2 ст. 92 НК РФ допускает возможность вне рамок выездной налоговой проверки проводить осмотр только документов и предметов, но лишь в случае, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

До недавнего времени у судов не было выработано единого подхода по вопросу правомерности проведения осмотра помещений контрагента.

Так в постановлении ФАС Поволжского округа от 08.12.2011 по делу N А55-3314/2011 судьи указали, что в соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр помещений может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки и только в отношении того лица, которое проверяют. Следовательно, протокол осмотра помещения контрагента не может являться доказательством получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком.

Вместе с тем, в большинстве случаев суды признавали такие действия налоговых органов законными, указывая, что положения ст. 32, пп.пп. 2, 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, ст. 92 НК РФ, а также п.п. 3, 4 ст. 7 Закона N 943-1 в совокупности не запрещают осмотр помещений и территорий иных лиц с их согласия, а сам по себе факт осмотра не принадлежащих проверяемому лицу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2010 по делу N А33-166/2010 (определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-17304/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано), и от 21.09.2010 N А33-658/2010 (определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16960/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано).

На отсутствие законодательно предусмотренного запрета для осуществления инспекцией действий по установлению места нахождения юридического лица — контрагента налогоплательщика, и составления по итогам обследования протокола указывали и другие суды (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.05.2012 N Ф03-1576/12, от 22.05.2012 N Ф03-1582/12, Третьего ААС от 26.07.2013 N 03АП-3439/13).

Только в случае, если отсутствовало согласие контрагента на осмотр принадлежащих ему помещений и протокол осмотра был составлен с нарушениями, судьи признавали нарушение процедуры осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10).

Внимание

В п. 24 постановления N 57 от 30.07.2013 Пленум ВАС РФ разъяснил, что положения статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки . Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

После выхода постановления N 57 судьи признают протоколы осмотра территории и помещений контрагентов налогоплательщика недопустимым доказательством, указывая, что налоговому органу не представлено право осматривать территории и помещения налогоплательщика и его контрагентов при проведении камеральных проверок (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 N Ф07-7946/12, ФАС Центрального округа от 29.05.2014 N Ф10-1337/14, Девятнадцатого ААСот 27.08.2013 N 19АП-1519/12 и от 20.08.2013 N 19АП-3400/13 (оставлено в силе постановлением ФАС Центрального округа от 19.12.2013 N Ф10-3696/13)).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Осмотр налоговая будет проводить не только при проверках

С 01.04.2020 налоговики смогут с согласия организации производить осмотр ее территорий и помещений не только в ходе налоговых проверок, но и в рамках процедуры взыскания.

Приходить с осмотром (не более одного раза по одному решению) контролеры смогут, если сумма недоимки превышает 1 млн руб. и банк не списал эти деньги со счета компании в течение 10 дней.

А еще при наличии такой крупной и невзысканной в 10-дневный срок недоимки налоговики получат право вне рамок проверки истребовать документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах у должника — организации или ИП, а также у третьих лиц, если от самого налогоплательщика ответ не получит.

Соответствующие дополнения в ст. 92 и 93.1 НК РФ вносит закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Подробнее о проведении налоговыми органами осмотра читайте в этой статье.

Когда требования инспекции могут быть незаконными, узнайте здесь.

Когда и как налоговики проводят осмотры

В каких случаях налоговики могут проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика? Какие последствия для налогоплательщиков влечет отказ в доступе, воспрепятствование осмотру помещений?

Налоговики вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ).

Читайте так же:  Протокол валютного контроля

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

В каких случаях возможен осмотр территории и помещений налогоплательщика?

Налоговый осмотр территорий и помещений может проводиться:

  • при проведении выездной налоговой проверки (за исключением, периода приостановления проверки);

Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п.1 ст.92 НК РФ).

  • при проведении камеральной налоговой проверки в определенных случаях;

С 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст.91НК РФ и п.1, п.2 ст.92 НК РФ.

  • вне рамок проведения выездной налоговой проверки.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. О производстве осмотра составляется протокол (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Последствия отказа в доступе

В этом случае руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

Помимо административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, налоговики вправе по имеющимся у них данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031). А это может повлечь за собой серьезные доначисления налогов для компании, правомерность которых трудно будет оспорить в суде.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Как налоговики проводят осмотр?

  • при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
  • при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

А должны ли налоговики заранее уведомлять налогоплательщика о проведении осмотра? Налоговики могут заблаговременно уведомить налогоплательщика, обозначив дату проведения осмотра. Но обязанности предупреждения о предстоящем осмотре помещений и территорий, положения НК РФ не содержат.

Однако если налогоплательщик не возражал против продления осмотра за пределами установленной у него продолжительности рабочего времени, то протокол осмотра (при отсутствии других нарушений) будет являться допустимым доказательством.

Налоговики могут осуществлять фото-киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия предусмотренные законом.

Каких-либо ограничений в отношении конкретных предметов осмотра не установлено. Налоговики могут осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки (ст.92 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом согласно п.5 ст.99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, должны прилагаться к протоколу.

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.


Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Читайте так же:  Налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

А вправе ли налоговики осматривать программы на компьютере?

Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

  • проверяющих должностных лиц;
  • понятых.

В том случае, если судом установлено, что осмотр налоговиками производился в отсутствие понятых, то доказательства, полученные в ходе его проведения, будут признаны недопустимыми в силу п.3 ст.64 АПК РФ. Вместе с тем суды, оценив данное доказательство (т.е. соглашаясь с доводом налогоплательщика о том, что налоговый орган в нарушение п. 3 ст.92 НК РФ провел осмотр без участия понятых), могут признать надлежащими выводы инспекции о нереальности осуществления деятельности данным контрагентом (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 г. №А19-21556/2016).

Лица, участвующие при проведении осмотра

Статья 93 НК РФ и существующие особенности досмотра предусматривают, что на данной процедуре может присутствовать не только налоговый инспектор, но и иные лица. Прежде всего, речь идет о понятых, которые выступают в роли свидетелей, наблюдают за ходом проведения процедуры, следят за поведением сторон, контролируют исследование жилого дома, магазина и иных сооружений, отмечают некоторые особенности осмотра, способы, сроки, обращают внимание на оформление всех необходимых документов и т.д. В роли понятых не могут выступать сотрудники других налоговых инспекций.

Следующими важными лицами, чье присутствие допускается во время проведения осмотра жилого помещения, комнаты, являются специально приглашенные специалисты, обладающие дополнительными знаниями или компетенцией. Виды их знаний могут понадобиться для дачи определенной характеристики, для дополнительных разъяснений, для проведения требующихся законодательных процедур и т.д.

Статья 94 НК РФ и действующие правила предусматривают, что осмотр документов, либо недвижимости также может проходить и в присутствии официальных представителей той организации или предприятия, в отношении которых и осуществляется данная проверка. Эти лица допускаются туда с целью защиты интересов налогоплательщика и возможности контролирования правомерности проводимого мероприятия.

Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?

Так, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающем 2 млн рублей. При этом в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (п.3 ст.220 НК РФ).

Выездная налоговая проверка физического лица, в том числе не являющегося ИП, проводится в порядке, установленном ст.89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. № 03-02-08/55972).

Читайте так же:  Налог ип упрощенка доходы минус расходы

Налоговый орган может по результатам выездной проверки отказать налогоплательщику в праве на ранее предоставленный имущественный вычет.

Как уже было отмечено, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется в соответствии со ст.91 НК РФ. Однако доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).

В отличие от выездных налоговых проверок компаний — произвести осмотр жилого помещения физического лица изнутри возможно только при его желании.

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки физического лица будет производиться по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговый орган вправе:

  • запрашивать необходимые для проверки документы;
  • производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
  • допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлекать специалистов и экспертов;
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.

Когда по НК могут провести осмотр

Рассказываем руководителю
Можно не пускать на свою территорию или в помещение налоговых инспекторов, если:
(или) они не предъявили вам решение о проведении в отношении вас выездной проверки;
(или) их должности и Ф.И.О. не указаны в решении о проведении в отношении вас выездной проверки.
За это организации ничего не грозит.

Требования к осмотру

Законодательство РФ и статья 93 НК РФ устанавливают определенный порядок, правила, основания, а также требования к осмотру зданий, сооружений, жилого дома, магазина и т.д. Осмотр территорий входит в компетенцию только уполномоченного лица, вмешательство посторонних в данных процесс не допустимо.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что, если осмотр помещения и необходимость проведения проверки жилого дома, зданий, магазина и иного недвижимого имущества возникли прямо в ходе выездной проверки, составление специального разрешения для этого не требуется.

Если же необходимость проведения осмотра возникла во время непосредственного осуществления выездной проверки, налоговый инспектор должен предъявить специальный документ – постановление на проведение осмотра жилого дома, зданий, сооружений, магазина, комнаты и иного имущества.

Данное постановление должно содержать в себе все необходимые разъяснения о причинах и необходимости проведения осмотра, а также об иных дополнительных нюансах, имеющих конкретное значение.

Если налоговый инспектор пытается осуществить осмотр документов, либо иного имущества, в рамках камеральной проверки, без соответствующего постановления от руководства налоговой инспекции, данные действия будут являться грубейшим нарушением действующих норм, которые содержит статья 91 НК РФ.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Когда налоговые органы вправе провести осмотр территорий и помещений организации

Сама по себе процедура осмотра территорий и помещений организации налоговым инспектором, вроде бы, безобидна. Пришел инспектор, осмотрел, составил протокол, дал подписать представителю организации и ушел. Однако, когда в ходе осмотра выявлены факты, влияющие на налогообложение, протокол осмотра может стать доказательством, позволяющим налоговикам доначислить организации налоги, пени и штрафы. Поэтому важно знать, когда и что налоговые органы вправе осмотреть.

Понятие и виды осмотра

Процедура осмотра представляет собой особый вид налогового контроля, направленный на проверку исполнения требований действующего налогового законодательства РФ.

Проведение осмотра зданий, сооружений, жилого дома, магазина, комнаты и иного имущества, направлено, прежде всего, на максимально близкое и точное изучение окружающей обстановки с целью выявления и фиксирования каких-либо нарушений.

Помимо этого, основные задачи осмотра направлены на защиту интересов и законных прав налогоплательщиков.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что осмотр зданий, жилого дома и иных сооружений может проводиться как в ходе камеральной, так и выездной проверки.

Все существующие виды осмотра имущества, а также действующие правила, требования и основания, содержит статья 92 НК РФ. Такой вид осмотра, как осмотр квартиры, может потребоваться в том случае, если в роли налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель, проживающий по конкретному адресу.

Осмотр квартиры и иных сооружений предполагает изучение внутренней обстановки, внимание к определенным деталям и т.д. Осмотр объектов складского назначения, а также исследование других зданий магазина может понадобиться для проверки грамотности и верности бухгалтерского учета, а также отражения соответствующих данных в декларации.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.
Читайте так же:  Дивиденды график выплат россия

Зачем налоговикам нужны осмотры

Цель проведения любого осмотра — установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:
(или) не находится по месту своей регистрации;
(или) не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое вы у него купили, либо выполнить те работы и услуги, расходы на приобретение которых вы учли для целей налогообложения и по которым вы приняли к вычету НДС.
В результате они могут обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды (Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и снять вам и расходы, и вычеты НДС.
Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Правила проведения осмотра

Статья 93 НК РФ устанавливает определенные правила, требования, основания, а также порядок и сроки проведения осмотра помещений, зданий, жилого дома, магазина, комнаты и иного недвижимого имущества.

Осмотр территорий и сооружений начинается с основания, которое сможет подтвердить правомерность намерений налогового инспектора. Составление данного основания для осмотра имущества входит в обязанности налогового сотрудника.

Особенности осмотра зданий и сооружений предусматривают, что данная процедура должна проходить при обязательном присутствии понятых, выступающих в качестве свидетелей. В роли данных свидетелей могут выступать любые физические лица, не заинтересованные в результатах осмотра.

Помимо этого, установленные особенности осмотра, действующий порядок и правила предусматривают, что помимо понятых, в процедуре осмотра могут участвовать официальные представители организации, в отношении которой осуществляется данная проверка, а также специалисты, которые были приглашены налоговой инспекцией.

Заключительным этапом процедуры всегда является акт осмотра, который, в обязательном порядке, составляется и подписывается уполномоченным лицом. В нем указываются все важные сведения: задачи осмотра, особенности осмотра и дата его проведения, порядок, способы и допустимые сроки и т.д.

Акт осмотра также будет включать в себя и нарушения, которые были выявлены в ходе осмотра зданий, сооружений и иного недвижимого имущества. Статья 93 НК РФ устанавливает, что акт осмотра является главнейшим документом, при отсутствии которого все результаты проведенной процедуры будут считаться недействительными.

Как проводят осмотры на практике

В спор о правомерности проведения осмотра в рамках камеральной проверки вмешался и ВАС РФ. Уже подготовлен проект постановления Пленума, в котором ВАС РФ разъясняет, что осмотр помещений и территорий не является самостоятельной формой налогового контроля и не может проводиться вне рамок выездной проверки. А вот вопрос о законности осмотров территорий и помещений контрагентов проверяемых налогоплательщиков пока останется спорным.

Осмотр как вид налогового контроля

Осмотр помещений и предметов может сопровождаться фото- и киносъемкой, видеозаписью.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Особенности осмотра

Осмотр налоговыми органами, как юридическая процедура, может иметь свои особенности, виды и установленные правила. Важным документом здесь будет являться протокол осмотра. Его оформление входит в компетенцию налогового инспектора, осуществляющего данную проверку.

Протокол осмотра должен включать в себя все виды сведений, так или иначе относящихся к данной проверке.

Например, дата составления протокола и проведения проверки, название организации, в отношении которой она осуществляется, сведения о правовом основании данной процедуры, а также иные нюансы, которые будут иметь важное значение. Помимо этого, протокол должен отразить и данные о самом налоговом инспекторе – его ФИО, должность.

Касаемо объектов проверки – о них должно быть кратно описано в документе. Протокол должен быть подписан абсолютно всеми лицами, которые принимали непосредственное участие в данной процедуре, включая приглашенных специалистов и официальных представителей юридического лица – организации, учреждения, предприятия и т.д.

Заключительным пунктом протокола всегда является описание результатов, полученных в ходе осуществленной проверки, с указанием нарушений, если таковые имеются.

Налоговым инспектором не могут быть использованы доказательства, найденные в результате проверки, в том случае, если данные доказательства были добыты незаконным путем, с нарушением установленных норм и порядка проведения осмотра.

Видео (кликните для воспроизведения).

Доказанный факт данных нарушений влечет за собой полное аннулирование всех результатов проведенного осмотра.

Источники

Осмотр налоговой в рамках выездной проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here