Основанием проведения выездной налоговой проверки является

Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]

Основания и порядок
продления срока проведения выездной налоговой проверки

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Согласно пункту 5 статьи 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

4. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

5. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Одна из основных форм налогового контроля – выездная проверка (ст. 89 НК РФ). В том числе установлен и срок проведения выездной налоговой проверки — 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако срок проверки может быть продлен, проверка может приостанавливаться и возобновляться. Фактически нормативный срок в два месяца выдерживается редко.

Продление срока проверки

Выездная проверка проводится в месте нахождения налогоплательщика. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проведении проверки до составления справки о том, что проверка проведена. Надо обратить внимание, что проверка начинается не в тот момент, когда налогоплательщику вручено решение, а когда оно вынесено. Надо отметить, что срок вручения решения законодательно не установлен (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635 ). То есть налогоплательщик может еще не знать о проведении проверки, а течение срока уже началось.

Срок указан единый вне зависимости от периода проведения проверки и количества охватываемых налогов, а также от проверяемого налогоплательщика. Очевидно, что проверка крупного производственного предприятия потребует больше времени, чем проверка налогоплательщика с небольшим объемом операций.

Поэтому, хотя в п. 6 ст. 89 НК РФ и указывается, что проверка не может продолжаться более двух месяцев, в этом же пункте сказано о том, что проверка может быть продлена до четырех, а то и до шести месяцев в исключительных случаях. Основания для продления, понятие исключительных случаев эта норма не содержит. Такие основания указаны в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], в частности:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • наличие обособленных подразделений, причем в зависимости от количества таких подразделений и рассматривается продление срока: если более десяти, то на шесть месяцев, если от четырех, то на четыре месяца;
  • на территории налогоплательщика произошла чрезвычайная ситуация;
  • получены сведения из иных источников о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • непредставление в срок документов.
Читайте так же:  Как определить налог на землю

Но и в этом документе приводится только примерный перечень, указано, что продление срока может зависеть как от налогоплательщика (много видов деятельности, сложность технологических процессов, большой объем документов), так и от объёма и глубины проверки (охватывает несколько налогов, большой проверяемый период).

Порядок представления документов

В ходе выездной проверки сотрудники налоговой инспекции имеют право запросить у проверяемой организации документы, связанные с начислением и уплатой налогов, возможность ознакомления с которыми обязана обеспечить проверяемая организация.

Копии необходимых документов могут быть запрошены в письменной форме,если выездная проверка проходит на территории организации. Таким образом, проверяющие имеют право запросить копии документов, предъявив организации требование о представлении документов или запросить в устной форме подлинники документов для ознакомления на месте проведения проверки.

В том случае, когда проверяемая организация отказывается показать оригиналы документов для ознакомления, налоговая инспекция должна предупредить ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если же проверка проводится не по местонахождению организации, а по местонахождению инспекции, то проверяющие имею право запросить необходимые документы, как подлинники, так и копии в письменной форме для ознакомления с ними в инспекции. При этом независимо от места проведения выездной налоговой проверки, в исключительных случаях проверяющие имеют право провести выемку документов, как оригиналов, так и их копий, для ознакомления с ними в инспекции.

Как часто можно проводить выездные налоговые проверки

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ в течение одного календарного года налоговая инспекция может провести не более двух выездных проверок. Однако ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки.

В исключительных случаях, может быть проведена дополнительная выездная проверка сверх установленного предела, если решение о ней примет руководитель ФНС России.

Период охвата при выездной налоговой проверке

Во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки. Однако, предусмотренный действующим налоговым законодательством РФ трехгодичный период, ограничивает только нижний предел, в то время как верхний предел периода, который может быть охвачен проверкой, ограничивается датой принятия решения о ее проведении.

Таким образом, год, в котором было принято решение о проведении выездной налоговой проверки, может быть проверен вплоть до момента его принятия.

Повторная проверка

Как правило, в одной организации, ее филиале или представительстве не может быть проведена повторная выездная налоговая проверка, за исключением случаев, когда:

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Основания проведения повторной налоговой проверки

Повторная проверка осуществляется по тем же периодам и налогам, которые уже проверялись ИФНС в ходе прошлых выездных мероприятий. Если контрольная процедура назначается дважды, ограничение на запрет по п. 5 стат. 89 НК не действует. Основания проведения повторной выездной налоговой проверки перечислены в п. 10 стат. 89 НК:

  • Контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящим территориальным подразделением ИФНС.
  • Подача налогоплательщиком уточненной декларации за период проверки – при этом величина налога в корректирующем отчете меньше, чем в первичном.

Обратите внимание! Когда при повторной процедуре выявляются факты нарушения налогового законодательства, не обнаруженные при исходной проверке, меры ответственности в виде санкций к нарушителю не предъявляются. Исключение – случаи намеренного сговора между налогоплательщиком и ответственным работником ИФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Основания продления срока налоговой проверки

Согласно п. 6 стат. 89 максимальная продолжительность выездной процедуры составляет 2 мес. В отдельных случаях этот период может быть увеличен до 4 или 6 мес. К основаниям продления срока выездной налоговой проверки относят (по Приказу ФНС № ММВ-7-2/[email protected] от 07.11.18 г.):

  • Проведение контрольных мероприятий в отношении крупнейшего налогоплательщика.
  • Получение информации о совершении налогоплательщиком налоговых правонарушений.
  • Наличие у организации обособленных подразделений.
  • Непредставление проверяемой организацией в установленные сроки истребованных документов.
  • Прочие основания по нормативному перечню.

Основание проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу, основанием для проведения выездной налоговой проверки в отношении того или иного юридического лица является решение, принятое руководителем налоговой инспекции или его заместителем по местонахождению организации. Исключением являются случаи, когда решение о проведении выездной проверки выносится налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения, если проверяемая организация признается крупнейшим налогоплательщиком или имеет статус участника проекта «Сколково».

Читайте так же:  Форма заявления на возврат налогового вычета

Во всех случаях решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие реквизиты:

В действующем Налоговом Кодексе РФ не определены причины, которые могут повлиять на принятие решения о проведении выездной налоговой проверки, однако в Приказе ФНС России N ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 года, определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок, перечень которых не является исчерпывающим. В данном Приказе утверждена концепция системы планирования выездных проверок. Однако при отборе организаций для проведения выездных проверок, налоговая инспекция может учитывать как причины, перечисленные в Приказе, так и другие обстоятельства. Кроме того, соответствие организации указанным критериям не является обязательным условием проведения выездной налоговой проверки, и наоборот, проверка может быть назначена и при полном отсутствии критериев, перечисленных в Приказе.

Камеральная налоговая проверка – основания

В соответствии с п. 1 стат. 88 НК камеральная налоговая проверка проводится на основании предоставленных налогоплательщиком отчетов. При этом налоговики учитывают данные документов, которые имеются в распоряжении ИФНС. Для такой процедуры повод не требуется, если со дня получения декларации не прошло 3 мес. Никаких уведомлений организации не направляется.

О результатах камералки налогоплательщику сообщают только при выявлении отклонений или ошибок в данных. К примеру, если сумма НДС по балансу расходится с величиной налога в декларациях. Или при несовпадении убытков по форме 2 и в декларации по прибыли. В случае несовпадений налогоплательщику вручается требование о предоставлении пояснений.

Обратите внимание! При подаче уточненных деклараций в ходе проведения проверки срок 3-месячного периода для камералки начинает исчисляться заново (п. 9.1 стат. 88 НК). На основании результатов мероприятия налоговые органы могут принять решение о назначении полноценной выездной проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

В случаях определенных в законе, действует так называемый особый порядок установления периода охвата выездной проверки, который распространяется на следующие случаи:

Основания приостановления налоговой проверки

Право налоговых органов приостанавливать контрольную процедуру предусмотрено в п. 9 стат. 89 НК. Это следующие основания:

  • Истребование дополнительных документов.
  • Проведение экспертиз.
  • Перевод документации с иностранных языков на русский.
  • Истребование сведений у иностранных госорганов.

Для приостановления проверки на срок не более 6 мес. требуется решение руководителя ИФНС. При запросе документов у иностранных госорганов допускается увеличение этого периода еще на 3 мес.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Продолжительность проверки

Точкой отсчета в определении общей продолжительности выездной налоговой проверки, которая не может превышать двух месяцев, является момент вынесения решения. При этом в исключительных случаях срок проверки может быть продлен до четырех-шести месяцев на основании:

Данный перечень оснований не является исчерпывающим, поэтому выездная проверка может быть продлена и по другим основаниям.

В каждом конкретном случае необходимость продления выездной проверки и ее срок будут определяться исходя из следующих критериев:

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Читайте так же:  Покушение на возмещение ндс

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Основанием проведения выездной налоговой проверки является

Выездная налоговая проверка проводится на территории юридического лица на основании решения о его проверке, о которой организация может быть не предупреждена заранее. При этом если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то она проводится по местонахождению инспекции.

Выездная налоговая проверка – основания и порядок проведения

Согласно п. 1 стат. 89 НК выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя ИФНС или его заместителя. В ходе мероприятия уточняется правильность начисления величины налогов и соблюдения нормативных сроков их уплаты в бюджет. Проверить могут только 3 года, непосредственно предшествующих году вынесения решения о назначении процедуры. К примеру, если решение ИФНС вынесено в 2019 г., под проверку попадают года с 2016 по 2018. Более ранние периоды контролировать не имеют права.

Но здесь существует одно исключение. Если в процессе проверки организация подает уточненную декларацию, налоговики могут проверять тот период, за который представляется корректировка (п. 5 стат. 89 НК).

Читайте так же:  Ставка налога на земельный участок

Основания для выездной налоговой проверки регламентируются в нескольких федеральных НПА. Это Концепция системы планирования по Приказу ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.07 г.; Закон № 294 от 26.12.08 г. При этом в п. 2 стат. 10 № 294-ФЗ утверждены основания для проведения выездной налоговой проверки внепланового типа:

  • Истечение срока для устранения налогоплательщиком нарушений, обнаруженных при проведении предыдущих проверок.
  • Издание приказа о назначении внепланового мероприятия руководителем ИФНС согласно требованию прокурора.

Не допускается осуществление больше 1 проверки по одному и тому же виду налога за одинаковый период. Кроме того, в общих случаях запрещается проведение более 2 выездных мероприятий за один календарный год. При ликвидации или реорганизации компании назначается самостоятельная проверка, но за период не больше 3 лет с года вынесения соответствующего решения.

Основанием проведения выездной налоговой проверки являются критерии, которые определены в разд. 3 Концепции по Приказу ФНС № ММ-3-06/[email protected] Налоговики анализируют различные показатели финансово-экономической деятельности и делают выводы о наличии нарушений в налоговой политике организации. К примеру, распространены следующие причины назначения выездных контрольных мероприятий:

  • Низкая доля отчислений в бюджет, не соответствующая среднему размеру по отрасли.
  • Значительная величина вычетов по НДС.
  • Убытки в отчетности предприятия, повторяющиеся из периода в период.
  • Частая смена налогоплательщиком адреса нахождения – миграция между ИФНС.
  • Участие компании в региональном инвестиционном проекте.
  • Опережение величины расходов фирмы над совокупными доходами.
  • Низкий показатель среднемесячного заработка одного работника.
  • Регулярное заключение договоров с посредниками и/или перекупщиками при отсутствии достаточных обоснований для таких сделок.

В НК основания выездной налоговой проверки не регламентируются – перечень критериев остается открытым. При отборе кандидатов налоговики учитывают обстоятельства «по совокупности». Если какие-то показатели являются сомнительными, для ИФНС это сигнал к включению организации в план.

Приостановление проверки

Кроме продления срока, налоговый орган вправе приостановить проверку по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ, на общий срок до шести месяцев, а если документы запрашиваются у иностранных госорганов, то срок приостановления может составить дополнительно три месяца. Приостанавливать проверку можно неоднократно, сроки суммируются.

Частые основания – запрос документов у контрагентов, встречная проверка. В период приостановления налоговый орган не вправе проводить мероприятия на территории налогоплательщика, в том числе и запрашивать документы. Но при этом требование, направленное налогоплательщику до приостановления, необходимо выполнить, даже если срок исполнения требования относится к периоду, когда проверка уже приостановлена.

Таким образом, несмотря на то, что общий срок проверки установлен в два месяца, максимально срок может составлять пятнадцать месяцев, то есть более года. Это зависит от ряда факторов, касающихся как самого налогоплательщика, так и проверяемого периода.

При этом, несмотря на то, что фактически указанный двухмесячный срок многократно увеличен, проведение проверки на практике может превысить и эти сроки. И хотя это является нарушением положений НК РФ, оно не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. Но затягивание проверки может быть на пользу налогоплательщику — если пропущены сроки по ст. 113 НК РФ, то оштрафовать его будет нельзя.

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа .

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года , предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода , посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Читайте так же:  График выплаты дивидендов январь

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев . Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Окончание выездной проверки оформляется справкой по установленной форме, которую составляет руководитель проверяющей группы и подписывает представитель или руководитель проверяемой организации. В том случае, когда представитель организации уклоняется от получения справки, налоговая инспекция имеет право направить ее в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передать по телекоммуникационным каналам связи. Последовательность документооборота в электронном виде утверждена приказом налоговой службы. По результатам проверки, но не позднее чем через 2 месяца со дня составления справки, составляется акт утвержденной формы. При этом, акт составляется даже в случае, если не выявлено никаких нарушений. Оформленный в соответствии с утвержденными требованиями акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, а второй передается организации в течение пяти рабочих дней со дня его подписания. Организация вправе написать возражения в письменной форме и передать их в инспекцию. Окончательное решение по результатам выездной налоговой проверки принимается на основании акта, экспертных заключений, возражений организации и.т.п.

Следует отметить, что проверки налоговой инспекции составляют примерно треть от общего количества проверок, которым каждый год подвергаются организации. Остальное – это проверки прочих ведомств, которые также доставляют предпринимателям множество неудобств.

Основания для проведения налоговой проверки

Налоговым законодательством РФ предусмотрены два вида контрольных проверок налогоплательщиков (стат. 87). Это камеральные и выездные проверочные мероприятия. Такие процедуры бывают плановые и внеплановые. Первые включаются в график заранее, вторые проводятся спонтанно. Разберемся, какие существуют основания для налоговой проверки ООО; по каким причинам могут продлить сроки или приостановить.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источники

Основанием проведения выездной налоговой проверки является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here