Оспорить налог на имущество

КС РФ: физлицо не лишено права требовать применения кадастровой либо рыночной стоимости в целях исчисления налога на имущество

NataliiaMelnyc / Depositphotos.com

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилась гражданка Н., которая попыталась оспорить ст. 402 Налогового кодекса. Напомним, в соответствии с указанной нормой налоговая база по налогу на имущество физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости, но только при условии, что субъект Федерации принял соответствующее решение, предварительно утвердив результаты определения такой стоимости. В противном случае налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости (п. 1-2 ст. 402 НК РФ).

Заявительнице начислили налог на жилой дом как раз с учетом инвентаризационной стоимости, она с этим не согласилась из-за существенной разницы в сумме. По ее расчетам, если бы налоговики использовали кадастровую стоимость, сумма налога составила бы 2874 руб., в то время как ей нужно было уплатить 47 572 руб. Суды общей юрисдикции отказали Н. в удовлетворении ее требования о признании недействительным документа налогового органа, поэтому она и направила жалобу в КС РФ.

Учитывается ли при определении базы изменение кадастровой стоимости объекта в течение календарного года? Узнайте из материала «Определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества физлиц» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Суд обратил внимание на то, что налогообложение должно быть основано на принципе равенства, а он исключает придание налогам либо сборам дискриминационного характера. Это следует из ст. 19 и ст. 57 Конституции РФ. По мнению КС РФ, предусмотренная законодателем возможность применения в регионах до 1 января 2020 года нескольких альтернативных способов определения размера налога на имущество физлиц не должна ставить граждан в различное положение относительно размера налоговой обязанности.

Поэтому, считает Суд, граждане вправе требовать в индивидуальном порядке, то есть при разрешении налогового спора, чтобы налог на имущество физлиц налоговики исчисляли исходя из кадастровой (рыночной) стоимости – при условии, если сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости, существенно превышает ту, которая получилась бы, если брать в расчет кадастровую стоимость. При этом, как постановил КС РФ, п. 1-2 ст. 402 НК РФ не противоречат Конституции РФ (Постановление КС РФ от 15 февраля 2019 г. № 10-П). При этом решения, принятые по делу Н., должны быть пересмотрены с учетом толкования НК РФ, которое представил Суд в данном постановлении.

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны. Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!!

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения. Вопрос может быть решен на месте — возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

Стоит отметить , что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований. В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сроки и порядок подачи жалобы

Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

Читайте так же:  Заявление на возврат излишне уплаченного налога

Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности). В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав. Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.). Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Обращение в суд

В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

КС разъяснил нюансы расчета налога на имущество физлиц

15 февраля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 10-П/2019 по делу о проверке конституционности ст. 402 НК РФ, которая, по мнению заявительницы, нарушает права налогоплательщика посредством закрепления возможности исчисления налога на имущество физических лиц исходя из его инвентаризационной стоимости.

Как ранее писала «АГ», в 2013 г. мать троих малолетних детей Ольга Низамова купила на окраине г. Барнаула дом для ведения личного подсобного хозяйства. Через три года налог на это имущество составил 47,5 тыс. руб. – эта сумма была рассчитана исходя из инвентаризационной стоимости дома с применением высокого диапазона налоговых ставок.

Гражданке не удалось добиться перерасчета налога в судебном порядке: суд первой инстанции и апелляция не нашли для этого оснований, поскольку в Алтайском крае не было принято решение об определении налоговой базы на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В этой связи Ольга Низамова обратилась с жалобой в Конституционный Суд. Согласно оспариваемой норме до 1 января 2020 г. все субъекты РФ должны установить дату начала применения на своей территории расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Если такое решение не принято, налог рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.

Заявительница указала, что спорная норма противоречит ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин на территории страны, обладая всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Ольга Низамова полагает, что при равных обязанностях налоговая нагрузка на равноценное имущество не может многократно различаться лишь в зависимости от региона нахождения имущества.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц определяется

Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд отметил, что гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» была введена в НК РФ в 2014 г., начала свое действие с 1 января 2015 г., а целью внесения изменений являлось «приближение оценки недвижимости для целей налогообложения к рыночной стоимости объектов недвижимости с применением методов массовой оценки на основе анализа рыночных цен» – до этого налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости имущества гражданина.

Спорная ст. 402 НК предусматривает поэтапный переход всех регионов России на расчет налога на основе кадастровой стоимости объекта налогообложения. По замыслу законодателя полный переход на такой расчет планируется завершить до 1 января 2020 г. Переходный период по общему правилу позволяет рассчитывать налог исходя из инвентаризационной стоимости имущества, если субъектом РФ не принят иной закон.

Конституционный Суд пояснил, что указанный переходный период не должен приводить к тому, чтобы граждане, обладая сопоставимым по рыночной стоимости жильем, платили совершенно разные налоги. Текущее законодательство не предполагает оспаривания (пересмотра) инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с целью установления ее в размере, приближенном к рыночной стоимости. Это приводит к различиям в правовых возможностях налогоплательщиков добиваться корректировки налоговой базы по налогу на имущество физлиц путем ее определения исходя из рыночной стоимости в зависимости от того, находится налогооблагаемый объект недвижимости в субъекте РФ, перешедшем к определению налога исходя из его кадастровой стоимости, или нет. Во избежание нарушения прав налогоплательщиков необходимо сравнивать не только отдельные элементы налога, но и сопоставлять размеры налоговой обязанности в целом. Это делается путем учета всей налоговой базы, ставок и льгот.

Со ссылкой на собственную правовую позицию КС напомнил, что налогооблагаемая база по налогам на строения физлиц определяется как инвентаризационная стоимость, которая гораздо ниже рыночной, а налоговые ставки имеют свои максимальные и минимальные пределы, образуя прогрессивную шкалу. Если инвентаризационная стоимость недвижимости существенно не отличается от кадастровой или рыночной, а налоговые ставки значительно выше пороговых значений, применимых к кадастровой стоимости объекта, то размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков может многократно превышать размер, исчисленный из кадастровой стоимости такого объекта недвижимости при условии его применения в конкретном регионе.

В связи с этим, указал Суд, если по конкретному объекту уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте РФ для целей налогообложения, целесообразно ее применение (при ее достоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. В ее отсутствие по решению инспекции или суда допустимо применение рыночной стоимости объекта недвижимости. Иное означало бы недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.

С учетом изложенного КС признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции, поскольку при разрешении налогового спора налогоплательщик вправе требовать использования кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующей налоговой ставки для расчета налога на имущество физлиц. Указанное право возникает, если налог, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно выше показателя, рассчитанного исходя из его кадастровой стоимости. В этой связи Конституционный Суд распорядился пересмотреть судебные решения по делу заявительницы, принятые на основе оспариваемой нормы, истолкованной вразрез с ее конституционно-правовым смыслом.

Комментируя постановление, адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль отметил, что позиция КС направлена на обеспечение реализации принципа справедливости в налоговой сфере (хотя он прямо не закреплен в НК РФ) и, в частности, соразмерности налогообложения.

«Постановление способно защитить налогоплательщиков в тех случаях, когда инвентаризационная стоимость недвижимого имущества оказалась существенно выше кадастровой (рыночной). Фактически КС закрепил дополнительные правовые возможности для таких налогоплательщиков, которые прямо не следуют из норм налогового законодательства», – пояснил эксперт.

В то же время, по мнению Алексея Пауля, сложно сказать, насколько указанный механизм будет востребован на практике. «С одной стороны, не так много случаев, когда инвентаризационная стоимость выше кадастровой (рыночной), на что прямо указывается в постановлении КС РФ. С другой стороны, сама процедура доказывания может вызвать сложности, так как применение кадастровой (рыночной) стоимости возможно лишь при разрешении налогового спора и если сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой (рыночной) стоимости», – считает Алексей Пауль.

Юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Константин Клошко также положительно оценил постановление: «Это очередной пример устранения пробелов законодательного регулирования и правоприменительной практики путем толкования правовых норм высшей судебной инстанцией. Безусловным и единственно верным видится применение в налогообложении принципов равенства, справедливости и экономической обоснованности, ограничивающих допускаемое законом усмотрение и сдерживающих неоправданные фискальные притязания государства, а также позволяющих устранить различия в правовых возможностях налогоплательщиков и не допустить необоснованного увеличения размера налоговых обязательств».

По мнению эксперта, выявленный судом конституционно-правовой смысл норм ст. 402 НК РФ, позволяющий в качестве способа защиты права в индивидуальном порядке требовать установления стоимости объекта недвижимости в размере, приближенном к его рыночной стоимости, унифицирует правоприменительную практику по соответствующим спорам. «Более того, представляется, что данный подход должен применяться в отношении имущества любого хозяйствующего субъекта. При этом вызывает настороженность упомянутый судом элемент существенности разницы сумм налога при оценке применимости того или иного вида стоимости объекта, поскольку на практике такой элемент вполне может превратиться в обязательный критерий», – отметил Константин Клошко.

Как в 2019-м пересчитать налоги по пересмотренной кадастровой стоимости

С 1 января 2019 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

В чем принципиальная разница по сравнению с ранее действующими положениями?

До 1 января 2019 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Читайте так же:  Задолженность по налогу на доходы физических лиц

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2018 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Судебное оспаривание кадастровой стоимости

Заявить об оспаривании кадастровой стоимости можно непосредственно в суд, минуя стадию ее обжалования в комиссии. Порядок судебного оспаривания кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Подавая иск в суд, нужно уплатить госпошлину. Ее размер установлен в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Госпошлина составляет:

  • 300 рублей – для физлиц (в том числе ИП);
  • 2 000 рублей – для организаций.

Наряду с исковым заявлением в суд необходимо представить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой кадастровой стоимости объекта;
  • копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости (например, копию свидетельства о праве собственности).

Также в суд представляются документы, которые доказывают недостоверность сведений о недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Данный факт могут доказывать документы, определяющие правильную площадь недвижимости, ее действительное местоположение, целевое назначение и степень аварийности. Сюда можно приложить документы о скрытых недостатках недвижимости или информацию о том, когда в последний раз производился ее капитальный ремонт.

Если до обжалования кадастровой стоимости заявитель установил рыночную стоимость недвижимости, он предоставляет в суд также отчет оценщика. Если рыночная стоимость объекта не устанавливалась, отчет не нужен. Документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предоставлять также не нужно.

Суд пересмотрит кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • если заявитель докажет, что при определении стоимости объекта действительно использовались недостоверные сведения;
  • если заявитель установит рыночную стоимость недвижимости и подтвердит этот факт надлежащим отчетом оценщика.

Спор должен быть рассмотрен судом в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. По сложным делам срок может быть продлен еще на один месяц (ст. 141 КАС РФ).

Как оспорить кадастровую стоимость

Порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости установлен в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица. Например, собственники-налогоплательщики или арендаторы/покупатели недвижимого имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Подать заявление в комиссию можно через управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Также заявление можно отправить почтой или через интернет, в том числе через портал госуслуг.

Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.

Также к заявлению прикладывается:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.

После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Как сейчас?

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2019. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2019.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2019.

Пример

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2018 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2019 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

Как оспорить кадастровую стоимость имущества для уменьшения налогов

Зачем оспаривать кадастровую стоимость недвижимости

Перечень регионов, в которых недвижимое имущество организаций и физлиц облагается налогом по кадастровой стоимости, растет с каждым годом. В 2019 году имущество организаций облагается по кадастровой стоимости уже в 74 регионах. Имущество физлиц, в том числе ИП, – в 70 субъектах РФ.

Читайте так же:  Уплата торгового сбора за 4 квартал

Во всех этих регионах вопрос об оспаривании ранее утвержденной кадастровой стоимости стоит довольно остро. Ведь чем ниже стоимость объекта, тем меньше и подлежащие уплате налоги. Тем более, что с 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить следующие налоги:

  • налог на имущество организаций,
  • земельный налог,
  • налог на имущество физлиц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица.

2. Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

3. С 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

4. Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Как оспаривание кадастровой стоимости повлияет на налоги

До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогообложения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежали перерасчету.

Допустим, организация уплачивала налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости недвижимости она подала только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости организация могла рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ изменил данный порядок. Теперь оспоренные сведения о стоимости недвижимости применяются с самого начала налогообложения объекта по кадастровой стоимости.

Например, объект облагается по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости подается и удовлетворяется в 2019 году. По новым правилам пересмотренная стоимость применяется в целях налогообложения не с 2019, а именно с 2015 года. Соответственно, если в результате оспаривания кадастровая стоимость уменьшилась, то за предыдущие годы у организации образуется переплата.

При этом к возврату или зачету полагаются налоги, с момента уплаты которых прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78). То есть перерасчету подлежат все налоги, уплаченные за период 2015–2018 годов, если с момента их уплаты еще не прошло 3 года. Если же подать заявление об оспаривании стоимости в 2020 году, налоги, уплаченные за 2015 год, уже не вернут и не зачтут.

Сумму нового налога на недвижимость можно сократить до 40%

О том, что введение новых правил расчета налога на недвижимость по кадастровой стоимости может вынудить россиян и в первую очередь москвичей переехать на окраины в более дешевое жилье, «Известия» подробно писали на прошлой неделе. К примеру, сумма налога на трехкомнатную квартиру в «сталинке» в районе метро «Фрунзенская» вырастет к 2020 году с 9256,36 рубля до 46 281,78 рубля.

Уже в конце текущего года россияне в 28 регионах, в том числе москвичи, получат требования, где налоги на их имущество — будь то квартиры или иные объекты недвижимости, исчисляются исходя из кадастровой стоимости, а не оценки БТИ, как раньше. В 2016 году налог будут начислять в размере 20% от общей суммы налога, к 2020 году показатель доведут до 100%. Что касается земельного налога, то мы его уже платим полностью — поэтапного введения по 20% до 2020 года нет.

Однако есть вполне законный способ снизить сумму этого налога до 40%. Дело в том, что из-за несовершенства методов массовой оценки кадастровая стоимость нередко оказывается значительно выше рыночной.

Собственники любой недвижимости в России могут воспользоваться правом оспорить установленную государством кадастровую стоимость.

Но стоит ли ввязываться в этот небыстрый процесс, каждый должен решить для себя сам. Поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости — вещь недешевая, то надо четко понимать, какой эффект экономии на налогах она принесет владельцу в случае успеха и стоит ли игра свеч.

О том, как оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, «Известиям» в деталях рассказала генеральный директор Berkshire Advisory Group Ирина Вишневская.

Ищем независимого оценщика

— Если человек (то есть физлицо) считает, что кадастровая стоимость его недвижимости — квартиры, земельного участка, дома или гаража — завышена, в первую очередь нужно выполнить независимую оценку, — говорит Ирина Вишневская. То есть обратиться к независимому оценщику, который оценит рыночную стоимость этого объекта.

Где ищут оценщиков? Во-первых, существуют рейтинги оценочных компаний, если речь идет о крупных оценочных компаниях с большим количеством персонала. А можно просто зайти в «Яндекс» или «Гугл» и набрать в поисковой строке «оценщик для оспаривания кадастровой стоимости» или «оспаривание кадастровой стоимости». Однако по словам экспертов, лучше всего искать независимого оценщика по рекомендации знакомых. Компаний очень много, и цены на их услуги довольно сильно отличаются.

Например, средняя рыночная стоимость оценки земельного участка в Подмосковье с целью оспаривания составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Квартир в Москве — от 7 тыс. до 15 тыс. рублей. Но и тут можно сэкономить.

— Я знаю, что в одном из коттеджных поселков Подмосковья объединились физические лица, владельцы 83 коттеджей. Стоимость услуг независимого оценщика составила 385 тыс. рублей. Но если разделить эту сумму на 83 участка, то получается 4638 рубля на участок, — рассказала Ирина Вишневская. — Если бы каждый из них оценивал свой коттедж самостоятельно, то это обошлось бы владельцу раз в 10 дороже. Это недешевая услуга. Поэтому, когда речь идет о земельных участках или домах, люди и объединяются в одном населенном пункте или коттеджном поселке. Получается существенная экономия расходов.

Читайте так же:  Учет ндс при лизинге у лизингополучателя проводки

В таком случае независимыми оценщиками делается один отчет, в котором перечислены все земельные участки. Либо для каждого собственника делается отдельный отчет именно с его кадастровым номером.

Специалисты говорят, что коллективная оценка применима и для квартир в многоквартирных домах — закон этого не запрещает.

Почему же так важна независимая оценка? Эксперты утверждают, что независимый оценщик учитывает всё: техническое состояние квартиры, положение дома, — сравнивая с ценами аналогичных объектов недвижимости. Особенно это важно даже не для квартир, а для коттеджей.

— Мне тяжело представить, как можно методом массовой оценки оценить дома в коттеджных поселках, особенно элитных, — считает Вишневская. — Взять ту же Рублевку — там есть дома за 40 млн рублей, а есть — за $40 млн. С методом массовой оценки там вообще сложно подходить.

Сколько стоит заключение независимого оценщика?

В зависимости от объекта недвижимости эти услуги обойдутся в среднем от 7 тыс. до 50 тыс. рублей (верхняя граница может быть значительно выше).

Идем в суд

После того как у собственника жилья появилось на руках заключение независимого оценщика, он, минуя территориальную комиссию по оспариванию, может сразу идти в суд и подавать исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Идти надо в свой районный суд. Это административный процесс, обычно он длится 3–4 месяца.

Как правило, в качестве ответчика выступает Росреестр. После начала судебного процесса надо быть готовым к тому, что судья в 99% случаев назначит судебную экспертизу по установлению рыночной стоимости вашего объекта недвижимости.

— Когда суд привлекает судебного эксперта, он должен выяснить вопросы, которые относятся к специальным познаниям — в данном случае в сфере недвижимости и оценочной деятельности. Это могут быть вопросы из области финансов, экономики, строительства. Это абсолютно правильное мероприятие, — пояснил «Известиям» управляющий партнер НКО «Адвокатское бюро АСК» Сергей Копейкин. — Правда, оно занимает много времени и отвлекает определенные денежные средства. Однако это абсолютно объективное, достоверное и очень качественное доказательство, на котором суд фактически выстраивает свое решение.

Вопросы судьи будут звучать примерно так: «Является ли отчет об оценке, представленный суду, достоверным и соответствующим законодательству? Если нет, определите, какова рыночная стоимость». В качестве судебных экспертов суды привлекают всё тех же независимых оценщиков.

— Например, с Мосгорсудом работает около 10 оценочных компаний. Работу судебных экспертов оплачивает обычно истец. Но если Росреестр ходатайствует о назначении экспертизы (у него тоже есть такое право), тогда, соответственно, работу судебных экспертов оплачивает Росреестр.

Судебная экспертиза стоит немного дешевле, чем отчет об оценке независимого оценщика — для дома это будет от 25 тыс. до 50 тыс. рублей. Не стоит забывать и об услугах адвоката.

— На примере земельного участка площадью 20 соток в ближнем Подмосковье можно посмотреть, в какую сумму обойдется владельцу независимая оценка, — рассказывает Ирина Вишневская. — Стоимость услуг независимого оценщика — 40 тыс. рублей. Стоимость услуг судебного оценщика — 30 тыс. Услуги юриста, который входит в процесс, обойдутся в 30 тыс. рублей за одно судебное заседание. Административный процесс — это обычно 3–4 заседания. Итого — около 200 тыс. рублей.

В любом случае, если человек решил начать процесс оспаривания кадастровой стоимости, ему надо предварительно всё просчитать. Если стоимость недвижимости можно снизить на 40–50%, то есть смысл тратиться. А если всего 10–15%, то не стоит и связываться.​​​​​​​

Суды завалят исками

По словам адвоката Сергея Копейкина, число обращений людей, решивших оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, значительно выросло за последние месяцы и будет увеличиваться и дальше.

— Я не веду статистики, но могу сказать, что у меня и у моих коллег, специализирующихся на имущественных и хозяйственных делах и спорах, дел прибавилось процентов на 20, — говорит адвокат. — А в судах загруженность сегодня просто колоссальная. Причем число дел увеличилось именно за счет оспаривания оценки кадастровой стоимости.

Пока что в суды обращаются владельцы достаточно дорогой недвижимости — как правило, уровень финансовой и юридической грамотности у них выше. Но эксперты уверены, что в суды скоро пойдут и владельцы типового жилья.

Сегодня прекрасно поняли и граждане, и организации, что необходима независимая оценка, что есть право на оспаривание.

— Сегодня правовые и финансовые знания людей выросли. А следующее поколение будет еще грамотнее, — уверен Сергей Копейкин. — К тому же, через год-два, когда увеличится сам налог на недвижимость (он вводится поэтапно), люди уже почувствуют это на себе. Да и говорить и писать об этому будут чаще — пока ведь об увеличении налога на недвижимость знают далеко не все собственники. И вот тогда количество обращений вырастет в разы.

Итак, расходы по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости состоят из четырех пунктов: оплата услуг независимого оценщика; государственная пошлина при подаче искового заявления в суд; оплата услуги юриста, который будет представлять интересы истца в суде (административный процесс); расходы на судебную экспертизу, которую в большинстве случаев назначает суд для принятия обоснованного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Прежде чем начать процедуру оспаривания кадастровой стоимости, я бы посоветовала каждому владельцу предварительно всё просчитать и принимать решение с учетом суммы расходов и суммы победы, — говорит Ирина Вишневская. — Надо считать экономический эффект — сколько вы экономите на налогах и какие расходы вы понесете, если пойдете в суд.

Источники

Оспорить налог на имущество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here