Письмо о проведении камеральной налоговой проверки

О порядке проведения камеральной налоговой проверки

О порядке проведения камеральной налоговой проверки, а также участия свидетеля (покупателя по сделке купли-продажи) при проведении мероприятий налогового контроля; о порядке участия лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в процессе рассмотрения материалов проверки, в том числе материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены письма и сообщается, что в соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н, обращения, поступившие в Министерство и относящиеся к вопросам правоприменительной практики, направляются в федеральные службы в соответствии со сферами их ведения.

Вместе с тем сообщается следующее.

Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 2 ст. 88 Кодекса предусмотрено, что налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 дней после окончания такой налоговой проверки составляется акт камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Кодекса).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (п. 5 ст. 100 Кодекса).

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту (п. 6 ст. 100 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 101 Кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться, в частности, допрос свидетеля (п. 6 ст. 101 Кодекса).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), в течение пяти дней после дня его вынесения (п. п. 7 и 9 ст. 101 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Пунктом 2 указанной статьи определены лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля. К указанным лицам не относится сторона сделки купли-продажи (покупатель).

Кодексом не предусмотрено присутствие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, при допросе свидетеля, а также вручение этому лицу копии протокола допроса.

Вместе с тем в соответствии с п. п. 1, 2 и 4 ст. 101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, в том числе материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, подтверждающих факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, лично и (или) через своего представителя.

Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

К таким основаниям отнесены нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

Основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин

Представление документов в ходе камеральной и встречной налоговых проверок

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

Правила проведения камеральных проверок

К амеральная налоговая проверка – это проверка налоговой декларации (расчета) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Она проводится в автоматическом режиме без извещения налогоплательщика (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ):

  • в налоговой инспекции (инспекторы не выезжают к налогоплательщику);
  • проводится инспекторами без какого-либо специального разрешения руководителя инспекции;
  • максимальный срок проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • если до окончания проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, то проверка предыдущей декларации прекращается и начинается камеральная проверка на основе новой декларации.

В определенных случаях налоговики вправе запросить у вас пояснения и истребовать документы, касающиеся камеральной проверки.

Читайте так же:  Возврат налога за обучение в институте заочно

Получение налогового требования

Учитывая, что сроки представления документов строго регламентированы, разъясним, что понимается под датой получения налогового требования.

При направлении требования по почте датой его получения считается 6-й рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 2.

При направлении требования через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в этом личном кабинете (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) датой его получения считается дата, указанная в квитанции о приеме, отправленной в инспекцию (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected]). Если вы относитесь к лицам, обязанным представлять декларации в электронной форме, то при получении требования в электронной форме вы обязаны отправить квитанцию о приеме. Указанная квитанция передается в электронной форме по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документов налоговиками (п. 5.1 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В случае уклонения от данной обязанности налоговые органы вправе заблокировать ваш банковский счет (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Налоговое требование может быть также вручено лично под расписку.

Представляем пояснения

Если в декларации не обнаружено никаких ошибок, а также нет оснований для углубленной проверки, то камеральная проверка закончится и никаких требований к вам не поступит.

Если же в ходе проверки декларации будут обнаружены ошибки, нестыковки, признаки налогового правонарушения, то налоговики вас попросят внести исправления в декларацию либо представить пояснения. Сделать это надо в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования (п. 2 и 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с пояснениями вы вправе представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). Зачастую и сами налоговики в требовании о представлении пояснений указывают документы, которые надо приложить к письму.

В 2016 г. многие предприятия получили требования о представлении пояснений по представленному расчету по форме 6-НДФЛ (в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ). Для того чтобы убедиться в правонарушении, налоговики в требованиях указывали о необходимости приложить к пояснениям карточки счетов по НДФЛ (68.1) и по заработной плате (70), документы, подтверждающие выплату дохода, своды по заработной плате.

С этого года несвоевременное представление в инспекцию пояснений в случае непредставления уточненной налоговой декларации грозит штрафом в 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа уже в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Представляем документы

При проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения. К примеру, запрос по истребованию документов правомерен в следующих случаях (п. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ):

  • если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению, то понадобятся документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;
  • при использовании налоговых льгот предоставляются необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также документы, подтверждающие право на эти льготы;
  • по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Истребованные документы следует представить в течение 10 рабочих дней (20 дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при проверке иностранной организации) со дня получения требования (п. 3 ст. 93 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если вы не имеете возможности представить документы в течение установленного срока, то следует попросить отсрочку. Сделать это надо на следующий день после получения требования. В уведомлении (Пример 4) указывают причины, по которым документы не могут быть своевременно представлены и новый желательный для вас срок (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления налоговики вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если причина невозможности своевременного представления документов уважительная, то чиновники обычно удовлетворяют ходатайства.

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для камеральной проверки

Чтобы вам легче было ориентироваться, посмотрите на календарь февраля 2017 года, где жирным шрифтом выделены выходные и нерабочие праздничные дни этого месяца, которые в расчете участвовать не будут, т.к. НК РФ в рассматриваемой ситуации оперирует только рабочими днями.

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для камеральной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. На следующий день начинает течь срок из 6 рабочих дней, отведенный на его получение налогоплательщиком, он заканчивается 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

Со следующего дня (10.02.2017) начинаем отсчитывать 10 рабочих дней, в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (например, выслать по почте заказным отправлением с сопроводительным письмом и описью вложений, либо привезти в налоговую лично, либо доставить их иначе). Эти дни выделены в календаре оранжевой заливкой.

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для встречной проверки

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для встречной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. Как и в предыдущем примере данное требование считается полученным 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

Со следующего дня (10.02.2017) начинаем отсчитывать 5 рабочих дней, в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (они выделены в календаре оранжевой заливкой).

Уведомление о невозможности своевременного представления документов

Штрафы за непредставление документов:

  • на должностных лиц – до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
  • на организацию – 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 и п. 1 ст. 126 НК РФ).
Читайте так же:  Долги по налогам что делать

Еще более существенно то, что налоговики могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. Тогда без доказательств в виде первички вы лишитесь учтенных расходов и налоговых вычетов. В этих случаях сумма штрафов очень серьезная.

Заверяем копии документов

Хотя в НК РФ в статье 88 и иных, а также в требовании налоговиков говорится о представлении «документов», на деле речь обычно идет о представлении заверенных копий интересующих налоговиков бумажных первичных учетных и др. документов. Оригиналы при этом остаются у налогоплательщика, который опирается в данном случае на п. 2 ст. 93 НК РФ.

Причем нотариуса посещать не надо, копии можно заверить самостоятельно. Налоговики считают, что при этом следует опираться на терминологический ГОСТ Р 7.0.8-2013 и ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительной документации (см. письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 и от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122).

Получается, что налоговикам хватит и укороченного варианта заверительной надписи на копии документа (как в Примере 5). Но если у вас процедура заверения копий регламентирована и следует указаниям нормативных документов, требующих внесения в нее еще и информации о местоположении оригинала, с которого изготовлена данная копия, то такое оформление заверительной надписи ошибкой не будет. Просто налоговиками это воспримется как избыточная информация.

Удостоверять верность копии своей подписью должно уполномоченное должностное лицо (обычно это директор, главбух или их заместители; из них только руководитель фирмы имеет право действовать без доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ)).

Из-за большого объема такой работы целесообразно изготовить соответствующий штамп.

В аналогичном порядке заверяют карточки бухгалтерских счетов и различную аналитику, распечатанную из бухгалтерских программ.

Заверительная надпись по ГОСТ Р 6.30-2003 на бумажной копии одностраничного документа, предоставляемой в налоговую инспекцию

Если же говорить о правомерности подшивок документов, то в Налоговом кодексе сказано, что листы документов должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми налоговой службой (п. 2 ст. 93 НК РФ). Указанные требования до сих пор не утверждены, так что продолжаем руководствоваться разъяснениями чиновников ненормативного характера.

Ранее ФНС и Минфин говорили о недопустимости представления в налоговый орган подшивки документов, заверенной только на ее обороте (см. письма Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849 и от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374, ФНС России от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Но позже вышло письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, которое разрешило так поступать «впредь до нормативного правового регулирования этого вопроса». Причем чиновники выдвигают ряд требований к заверяемым сшивам копий документов 2 :

Но будучи главным бухгалтером, при необходимости заверить небольшое количество копий предпочитаю обходиться без сшивов, заверяя каждый документ во избежание лишних вопросов и претензий от налоговиков. При большом объеме запрашиваемых документов сшивы их копий конечно выручают.

Если сам документ многостраничный, то возможны следующие варианты заверения его копии (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected]):

  • заверение каждого отдельного листа (как показано в Примере 5);
  • прошивка многостраничной копии документа и заверение ее в целом.

При прошивке многостраничного документа необходимо, согласно письму Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, распространенному по налоговым органам письмом ФНС России от 29.08.2014 № АС-4-2/17341 (см. Пример 6):

  • обеспечить возможность свободного чтения текста каждого документа (всех дат, виз, резолюций и т.д.);
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) подшивки;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого листа документа в подшивке;
  • последовательно пронумеровать все листы в подшивке;
  • при заверении указать общее количество листов в подшивке: «Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью _____ листов» (количество листов указывается словами) 3 .

Ответственность за несвоевременную сдачу деклараций

В случае несвоевременного представления декларации налогоплательщика могут оштрафовать по пункту 1 статьи 119 НК РФ. Применить предусмотренный этой нормой штраф инспекторы не вправе без проведения камеральной проверки. И даже если несвоевременная отчетность — это единственное нарушение, выявленное в ходе «камералки», налоговики обязаны составить акт и вынести решение в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Иначе обстоит дело с несоблюдением порядка сдачи деклараций в электронной форме. (Напомним, что с 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через спецоператора. О функциях спецоператоров см. «Электронная отчетность: чем сдача через спецоператоров отличается от самостоятельной загрузки на приемный шлюз»). Для компаний и предпринимателей, которые обязаны отчитываться в электронном виде, но сдали декларацию на бумаге, предусмотрена санкция по статье 119.1 НК РФ. Эта санкция применяется вне рамок камеральной проверки. Нарушение фиксируется в акте и решении, которые составляются в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеют отношения к «камералке».

Видео (кликните для воспроизведения).

Но может случиться так, что налогоплательщик одновременно допустит два нарушения: сдаст декларацию позже срока и проигнорирует требование о сдаче отчетности в электронном виде. Тогда фискалы вправе применить обе санкции — по статье 119 НК РФ и по статье 119.1 НК РФ — в рамках камеральной проверки.

Добавим, что за несоблюдение сроков сдачи деклараций установлена не только налоговая, но и административная ответственность по статье 15.5 КоАП РФ.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

Читайте так же:  Кбк земельный налог сельских поселений

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Ответственность за несвоевременную сдачу налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности

За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и сведений о среднесписочной численности работников полагается штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Данные нарушения фиксируются вне рамок камеральной проверки, и инспекторы составляют акт и решение в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

Это же правило действует и для случая, когда нарушены сроки представления расчетов налоговыми агентами. И даже если в отношении самого расчета была проведена камеральная проверка, штраф за несвоевременную сдачу нужно оформлять вне рамок «камералки».

Кроме того, за опоздание с представлением налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности полагается административное наказание по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Когда могут запросить пояснения?

Налоговая инспекция вправе запрашивать пояснения, когда (п.п.3, 6 ст. 88 НК РФ):

  • или в результате камеральной налоговой проверки декларации или расчета выявлены ошибки, противоречия или несоответствия сведений;
  • или в уточенной налоговой декларации (расчете) заявлена меньшая сумма налога к уплате, чем в поданной ранее декларации (расчете);
  • или в декларации заявлен убыток;
  • или налогоплательщик заявил налоговые льготы.

Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Напомним, что камеральная проверка проводится налоговым инспектором в течение 3 месяцев со дня представления декларации или расчета, при этом какое-либо специальное решение руководителя инспекции для проведения такой проверки не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если до окончания камеральной проверки конкретной декларации или расчета налогоплательщик представит уточненку за этот же период, то проверка по «старой» декларации прекращается и начинается новая проверка, которая также будет длиться 3 месяца.

Продление срока камеральной проверки по конкретной декларации или расчету законодательством не предусмотрено, и требование пояснений за рамками камеральной проверки неправомерно (Письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 ). Поэтому на дачу пояснений за пределами камеральной проверки отказ налогоплательщика вполне законен. Хотя даже отказ как таковой организация может и не направлять, поскольку ответственности за это не будет. Но здесь нужно учитывать и возможные риски последующего включения такой организации в план выездных налоговых проверок, если инспекция сочтет, что организации все же есть, что скрывать.

Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

Представляем бумажные документы

Способ представления документов в налоговый орган определяется организацией самостоятельно (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315). Обычно заверенные бумажные копии документов подаются лично (или через представителя) либо по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Заверительная надпись на оборотной стороне сшива копии листов многостраничного документа, представляемого в налоговую инспекцию

Камеральная проверка: пояснения

С целью контроля за соблюдением организациями или предпринимателями налогового законодательства инспекции проводят проверки (п. 2 ст. 87 НК РФ). При этом в автоматическом режиме и, как правило, без участия налогоплательщика проводится камеральная налоговая проверка. Однако если в результате такой проверки у налоговой инспекции возникнут вопросы, она направит организации или ИП соответствующее требование и попросит дать необходимые пояснения. Как составляются пояснения на требование инспекции в рамках камеральной налоговой проверки, расскажем в нашей консультации и приведем пример таких пояснений.

Ответственность за непредставление пояснений

Если в ответ на требование налоговой инспекции дать пояснения налогоплательщик не отреагирует, он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за повторное в течение года игнорирование требования налоговой штраф составит уже 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Обращаем внимание, что если инспекция в результате проверки выявила ошибки или противоречия, и налогоплательщик в этой связи подает уточненную налоговую декларацию, сдавать еще и пояснения не нужно.

Покажем на примере, как оформить по требованию при камеральной налоговой проверке пояснения налогоплательщика.

О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия процедур контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), расчетов финансового результата инвестиционного товарищества, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности, а также процедур проведения камеральных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).

1. Контроль за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и бухгалтерской отчетности.

1.1. Понятия налоговой декларации и налоговых расчетов приведены в пункте 1 статьи 80 Кодекса, порядки их представления установлены Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет финансового результата инвестиционного товарищества и порядок его представления предусмотрен подпунктом 3 пункта 4 статьи 24.1 Кодекса. Форма утверждена приказом Минфина России от 13.06.2012 № 77н.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и порядок их представления предусмотрены пунктом 3 статьи 80 Кодекса. Форма утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/[email protected]

1.2. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

1) Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Читайте так же:  Алгоритм выплаты дивидендов

2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 или статьей 145.1 Кодекса.

В случае выставления покупателю счета-фактуры (пункт 5 статьи 174 Кодекса) с выделением суммы налога на добавленную стоимость лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога или налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленной форме.

Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов таможенного союза представляется всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 1 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, на которых возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам), независимо от применяемого указанными лицами режима налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие специальные режимы налогообложения, либо использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 145 либо статьей 145.1 Кодекса, признаются налоговыми агентами и представляют налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в случае совершения ими операций, перечисленных в статье 161 Кодекса.

Что такое камеральная проверка

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной.

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

В каком виде направить пояснения?

В рамках камеральной налоговой проверки пояснения в общем случае могут представляться в электронном виде или на бумаге. И лишь по НДС пояснения должны отправляться всегда в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Содержание пояснений (кроме электронного формата НДС-пояснений) НК РФ не регламентирует. Поэтому составить такие пояснения можно в произвольной форме. Главное, чтобы налоговая инспекция смогла получить из таких пояснений ответы на вопросы, которые возникли у нее в ходе камеральной проверки.

Пояснения подписывает руководитель организации в двух экземплярах. Пояснения передаются в налоговую лично (тогда на экземпляре организации нужна отметка о приеме), по почте или ТКС.

В общем случае налогоплательщик вправе вместе с пояснениями сдать также выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, которые бы подтверждали правильность указанных в декларации или расчете сведений (п. 4 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях инспекция вправе сама требовать представлять с пояснениями необходимые документы, а налогоплательщик не имеет права отказать ей в этом. Например, при проверке декларации по НДС инспекция в некоторых случаях может запросить у вас счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на вычет (п. 8 ст. 88 НК РФ). А, скажем, при проверке расчета по страховым взносам инспекция может затребовать документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Роль земельного налога

Допустимые сроки для блокировки счетов

По истечении 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи той или иной декларации, инспекторы при помощи своего информационного ресурса сверяют список ожидаемых деклараций со списком фактических поступивших деклараций. Точно такую же сверку проводят в отношении бухгалтерской отчетности, а также сведений о среднесписочной численности работников. В результате получаются списки нарушителей, в отношении которых в течение следующих пяти рабочих дней принимаются решения о приостановлении операций по расчетным счетам и электронным кошелькам.

Здесь есть четкое ограничение: категорически возбраняется блокировать счета до истечения 10-ти дневного срока, отведенного для сдачи той или иной декларации. А начиная с 1 января 2015 года, появится еще один запрет. Налоговики не смогут блокировать счета по истечении трех лет со дня окончания срока, отведенного для сдачи декларации.

Для переходного периода предусмотрено следующее правило. Если декларация представлена до 1 января 2015 года, а 10 рабочих дней после срока, установленного для ее сдачи, истекли после этой даты, необходимо применять прежний порядок. Другими словами, блокировка счета возможна даже по истечении трехлетнего периода.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Федеральная налоговая служба разработала рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок и направила документ во все территориальные ИФНС (письмо от 16.07.13 № АС-4-2/12705). В рекомендациях изложены правила и ограничения, которых инспекторы должны придерживаться при проведении «камералок». Налогоплательщикам тоже полезно знать эти правила, чтобы в случае их несоблюдения защитить свои права.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Как выявляют несвоевременно сданную отчетность

В каждой инспекции установлена автоматизированная информационная система, где формируется перечень обязательств всех налогоплательщиков, которые находятся на учете в данной ИФНС. В этом перечне значатся все декларации и прочие отчеты, которые должен сдавать тот или иной налогоплательщик.

Инспекторы обязаны следить за тем, чтобы информация в перечне всегда была актуальной. Для этого налоговикам нужно своевременно заносить данные о переходе налогоплательщика с одного налогового режима на другой, об изменениях налогового законодательства и проч. В итоге в перечне не должно быть деклараций по налогам, от которых компания или предприниматель освобождены в связи с переходом на спецрежим. Также в перечне не должны значиться декларации по НДС для налогоплательщиков, которые получили освобождение по статье 145 НК РФ.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

Какие документы инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика

До 1 января 2014 года

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготы по уплате налогов либо право на вычет по НДС в случае, если в декларации заявлена сумма к возмещению. Плюс к этому инспекторы могут истребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к декларации, но не сделал этого (см. табл.). Наконец, фискалам разрешено истребовать любые документы, на основании которых исчисляются налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Источники

Письмо о проведении камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here