Подсудность спора некоммерческой организации и налоговой

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в Российской Федерации

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в Российской Федерации

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
  1. Экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
  2. Экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  • дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
  • дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
  • статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.

Подсудность

  • Родовая;
  • Территориальная.
  • Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
  • Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
  • Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
  • Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
  • Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
  • Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Договорная подсудность — по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

  • Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
  • Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
  • Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
  • Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
  • Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
  • Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
  • Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации — ответчика.
  • Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
  • Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
  • Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
Читайте так же:  Применение имущественных налоговых вычетов

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.

Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.

Верховный Суд решил вопрос подведомственности споров

Экономколлегия ВС объяснила свои мотивы в деле о подведомственности споров между предпринимателями. Два ИП не указали в договоре аренды свой статус, и именно по этому основанию кассация Северо-Кавказского округа прекратила производство по делу. Нужно смотреть на суть правоотношений, уверена экономколлегия. Юристы ее подход считают правильным.

Коллегия Верховного суда РФ по экономически спорам (КЭС) в деле № А32-30108/2015 высказалась о проблеме разграничения подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции. «Суть спора в том, что два индивидуальных предпринимателя при заключении договора аренды коммерческой недвижимости не указали в договоре на свой статус ИП», – комментирует дело Андрей Самойлов, адвокат АБ «Резник, Гагарин и Партнеры».

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал это достаточным основанием, чтобы прекратить производство по делу. «Субъектный состав спорного (арендного) правоотношения не позволяет суду отнести настоящее дело к подведомственности арбитражных судов», – говорится в его постановлении. При этом, акцентирует внимание Самойлов, в обоснование окружная кассация сослалась на определение Коллегии по гражданским делам ВС от 26 августа 2014 года № 18-КГ14-69 (дело о договоре купли-продажи земли под ж/д пути). Там гражданская коллегия ВС пришла к следующему выводу: несмотря на коммерческий характер недвижимости, спор о праве на нее не является экономическим, поскольку истец в договоре не указал на свой статус ИП, а значит, действовал как физическое лицо.

КЭС, в свою очередь, отметила, что для отнесения гражданского спора к подведомственности арбитражного суда спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской деятельности. «…ни гражданским законодательством, ни арбитражно-процессуальным законодательством не предусмотрено, что индивидуальный предприниматель при осуществлении экономической или предпринимательской деятельности обязан указывать свой статус при заключении гражданских договоров», – говорится в определении КЭС. Следовательно, отсутствие в договоре аренды указания на наличие у сторон статуса ИП не исключает возможность рассмотреть дело в арбитражном суде.

Для решения вопроса о подведомственности нужно учитывать в совокупности иные условия договора, подтверждающие, что стороны при его заключении действовали в рамках предпринимательской деятельности, следует из определения КЭС. А в спорной ситуации иные условия как раз говорят об этом: спор между сторонами носит экономический характер, резюмировала КЭС и отправила вопрос на рассмотрение по существу в АС Северо-Кавказского округа.

По мнению Андрея Самойлова, противоречие позиций экономической коллегии и коллегии по гражданским делам ВС сохранилось. Однако, указывает адвокат, арбитражные суды при рассмотрении вопросов о подведомственности будут исходить из выводов КЭС.

Мнение юристов

Эксперты «Право.ru» позицию КЭС единогласно поддерживают. «Вывод коллегии о необходимости учитывать фактический характер спорных правоотношений (носит ли деятельность экономический характер и осуществлялась ли она в рамках предпринимательской), а не только наличие или отсутствие указания на статус ИП, представляется обоснованным», – говорит Зинаида Захарова, адвокат КА «Юков и партнёры»

Окружной суд должен был проанализировать предмет договора, соотнести его с видом предпринимательской деятельности каждой из сторон и только после этого перейти к разрешению вопроса о квалификации и подведомственности спора, уверен и Павел Хлюстов, партнер КА «Барщевский и Партнеры». «Противоположный взгляд, придающий значение только буквальному тексту договора и игнорирующий существо спорных отношений, является ярчайшим примером правового пуризма», – добавляет он. «Суд кассационной инстанции ограничился формальным подходом, исследуя лишь наименование сторон в договоре аренды», – критикует позицию окружной кассации и Мария Девятерикова, юрист АБ «Казаков и партнеры».

Позиция КЭС направлена на защиту нарушенных прав предпринимателей, считает Ирина Серова, руководитель филиала «Хренов и партнеры» в Санкт-Петербурге, а формальный подход окружного суда не соответствует задачам судопроизводства. Проанализировав позицию КЭС, Серова рекомендует предпринимателям при обращении в арбитражный суд за защитой своих прав выполнить ряд формальных действий, которые минимизируют споры, связанные с подведомственностью. А именно, приложить к исковому заявлению свидетельство о своем статусе ИП либо выписку из ЕГРИП, подтверждающие наличие статуса на момент обращения с иском, а также обосновать заранее в иске свою правовую позицию о том, что спор вытекает из предпринимательской деятельности, а не из правоотношений частного лица.

Подробности с заседания КЭС по этом делу можно узнать здесь.

Подсудность спора некоммерческой организации и налоговой

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса1 (далее — АПК РФ), арбитражным судам подведомственны споры о ликвидации юридических лиц. Следует, однако, учитывать, что Президиумом ВАС РФ по данному вопросу даны разъяснения нижестоящим арбитражным судам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) отнесено к специальной подведомственности дел арбитражным судам. Как установлено в ч. 2 ст. 33 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В части 4 ст. 38 АПК РФ установлена исключительная подсудность дел о несостоятельности (банкротстве): заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.

В информационном письме Президиума ВАС России от 17 января 2006 года N 1001 обращено внимание арбитражных судов на изъятие из их подведомственности дел о признании банкротами юридических лиц, отвечающих признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Иными словами юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, т.е которое в течение последних двенадцати месяцев, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц на основании решения регистрирующего органа (п.2 ст.21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Следовательно, юридическое лицо, обладающее признаками, недействующего, подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц без соответствующих процедур банкротства, в не зависимости от наличия или отсутствия у него дебиторской и (или) кредиторской задолженности.

Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость в организации

В отношении подсудности дел о принудительной ликвидации юридических лиц судами общей юрисдикции важно отметить следующее.

В пункте 4 ч. 1 ст. 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации2 (далее ГПК РФ) установлено, что Верховный Суд России рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о ликвидации:

  • регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;
  • местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;
  • не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Согласно правилу определения родовой подсудности, содержащемуся в ст. 24 ГПК РФ, гражданские дела, за исключением дел, подсудных1 иным судам (Верховному, специализированным, и др.), подсудны районным судам в качестве суда первой инстанции. Иными словами при обращении в суд с исковым заявлением о ликвидации иных НКО (т.е тех которые не перечислены в ст. 26, 27 ГПК РФ), районный суд общей юрисдикции является судом первой инстанции.

Анализ норм ст. 28-29 ГПК РФ, показывает, что при обращении с исковым заявлением о ликвидации НКО предусмотрена альтернативная подсудность. По существу, это не разновидность подсудности, а право выбора истца на предъявление иска в тот или иной суд в пределах, установленных нормами о подсудности. Истец может выбрать суд в пределах территориальной подсудности, но не может изменить установленную законом родовую подсудность1. Так, иск о ликвидации НКО может быть предъявлен как по месту нахождения НКО, так и по месту нахождения ее филиала или представительства. Однако в последнем случае основание и предмет иска должны вытекать из деятельности соответственно ее филиала или представительства (п.2 ст. 29 ГПК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 этой статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Как указывал Президиум ВАС России в информационном письме от 5 декабря 1997 г. N 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»2, в частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, прокурором (на основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данная норма не означает, что прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с иском о ликвидации любой организации и по любому из оснований. Это право должно быть предусмотрено в соответствующем законодательном акте.

Конкретизацию данное положение находит в специальных законах, определяющих правовое положение некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых норм1.

Так, в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ. Заявление о ликвидации иных некоммерческих организаций — прокурором соответствующего субъекта (п.1.1 ст. 18 ФЗ «О НКО»). Следовательно, районные, городские прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации обращаться не вправе.

Объем исковых прав налоговых органов определен п. 16 ст. 31 НК РФ и п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Подобная двойственность правового регулирования исковых отношений стала причиной возникновения своеобразной проблемы, связанной с определением полномочий налоговых органов при предъявлении ими исковых заявлений в судебные инстанции.

Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд и суд общей юрисдикции, предусмотрен п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ и в соответствии с указанной нормой может быть дополнен только НК РФ. В настоящее время НК РФ напрямую не предоставляет фискальным органам полномочий заявлять в суд иски о ликвидации юридических лиц. Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 32 НК, налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий, предусмотренных налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и, соответственно в силу п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы иски о ликвидации НКО предъявлять вправе.

В соответствии с п. 2 ст. 13.1, п. 1.1 ст. 18, ФЗ «О НКО», п. 1 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» в отношении тех организаций, на которые распространяется ФЗ «О НКО» (т.е. которые регистрируются в специальном порядке) право обратится в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, законом предоставлено Федеральной регистрационной службе или ее территориальным органам. Кроме того, в отношении некоммерческой организации, созданной в форме общества взаимного страхования право на обращение в суд с заявлением о ликвидации данной организации законом предоставлено органу страхового надзора (п.10 ст.32.8. Федерального закона « Об организации страхового дела в РФ»1). Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2004 №3302 является Федеральная служба страхового надзора.

Органам местного самоуправления право на обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации законом предоставлено только в отношении общественных объединений (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях»).

В пункте 3 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. И ГК РФ (п. 2 ст. 62) и ФЗ « О НКО» (п.3 ст. 18) закрепляют обязанность судебного органа, принявшего решение о ликвидации назначать ликвидационную комиссию, установить порядок и сроки ликвидации. Таким образом, суды при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческих организаций не связаны с исковыми требованиями, в силу прямого указания закона и обязаны назначать ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливать порядок и сроки ликвидации вне зависимости от того, заявляются ли такие требования истцом. Думается, при вынесении решения о ликвидации НКО, судам следует использовать право, предоставленное законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ) и возлагать обязанности по ликвидации некоммерческой организации на ее учредителей. Однако в некоторых случаях суды игнорируют требования закона и выносят решения о ликвидации некоммерческих организаций без назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), не устанавливают порядок и сроки ликвидации1.

Читайте так же:  Финансовая составляющая внутреннего контроля

Согласно разъяснению, данному в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/82, в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ также разъяснил, что при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона). Однако как реализовать на практике данные разъяснения, высшие органы правосудия не указали, оставив это на усмотрение нижестоящих судов.

Представляется, что оптимальным решением данной проблемы, в случае уклонения лиц, на которых возложена процедура ликвидации, следует признать возможность привлечения их к уголовной ответственности в соответствии со статьей 315 Уголовного кодекса РФ3 (злостное неисполнение решения суда).

Арбитражный суд Амурской области

Решение налоговых споров в суде

Важнейший вопрос, который требует прояснения присудебномразрешении налоговых споров, —подсудность. При этом следует иметь в виду, что вид налогового конфликта не имеет значения при определении суда, в который следует направлять исковое заявление.

Характеристики, по которым возможно определить подсудность налогового конфликта, следующие:

  1. Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской деятельности, то рассмотрение его производится арбитражным судом. Следовательно, арбитражному суду подсудны фискальные споры, стороной которых является коммерческая компания, а также гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если разногласия связаны с коммерцией.
  2. Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело должно разбираться судом общей юрисдикции. Соответственно, иск к налоговой по первой инстанции подается в районный суд. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 245 ГПК РФ, заявление может быть подано как по месту нахождения налоговой службы (ответчика), так и по месту жительства гражданина (истца). Выбирает в этом случае истец.

За подачу иска уплачивается госпошлина в размерах, установленных положениями подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ:

  • для граждан — 300 рублей;
  • для предприятий — 2000 рублей.

Необходимо обратить внимание, что досудебный механизм обжалования по фискальным спорам является обязательным.

Обжалование действий и актов налоговых органов

Досудебная процедура разрешения налоговых споров возможна в следующих формах:

    Возражения на акт проверки фискальной службой. В этом случае, в соответствии с нормами п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК РФ, проверяемый субъект или его представитель может на протяжении месяца с даты получения акта проверки направить письменные возражения на него в налоговую службу, приложив при наличии документацию в подтверждение своей позиции. Возражения можно представить как на весь документ целиком, так и на отдельные его положения.
    Кроме того, в 10-дневный срок после окончания периода, отведенного для проведения дополнительных проверочных мероприятий, можно предоставить письменные возражения и на их результаты (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
    Возражения подаются через канцелярию соответствующего налогового подразделения или по почте.
  • Обжаловать решения налоговой службы о привлечении к ответственности (п. 2 ст. 138 НК РФ) можно через апелляционную жалобу (по не вступившим в силу решениям) и жалобу (по вступившим в действие актам).
  • По нормам п. 2 ст. 138 НК РФ обжалуются действия (бездействия) и ненормативные акты налоговых органов. К ним, к примеру, относятся:
    • отказ в возврате налогового перечисления;
    • решение о блокировке счета;
    • отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.
  • Корпоративные споры

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Понятие корпоративного спора

    Правила рассмотрения дел по корпоративным спорам

    Дела по корпоративным спорам рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 28.1 АПК РФ.
    При рассмотрении дел, предусмотренных пунктом 5 статьи 225.1 АПК РФ и связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, применяются также особенности, установленные главой 24 настоящего Кодекса.

    Обеспечение доступа к информации о корпоративном споре и права на участие в деле

    Особенности предъявления искового заявления

    Исковое заявление по корпоративному спору помимо общих требований, установленных ст. 125 АПК РФ, должно содержать государственный регистрационный номер юридического лица, в связи с участием в котором или из деятельности которого возник спор.
    Также в исковом заявлении должен быть указан содержащийся в ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) юридического лица, в связи с участием в котором или из деятельности которого возник спор.
    Дополнительно, помимо документов, указанных в ст. 126 АПК РФ, к исковому заявлению должна быть приложена выписка из ЕГРЮЛ или иной документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица и содержащий сведения о его адресе (месте нахождения) и ОГРН. Таким документом может быть, например, устав юридического лица, содержащий отметку регистрирующего органа о государственной регистрации и присвоенном ОГРН.
    Корпоративные споры рассматриваются арбитражным судом независимо от субъектного состава участников спора.
    По подсудности корпоративные споры отнесены к делам, подсудным арбитражным судам субъектов Российской Федерации по месту нахождения юридического лица, в связи с участием в котором или из деятельности которого возник корпоративный спор (ч. 4.1 ст. 38 АПК РФ).

    Примирение по корпоративным спорам

    АПК РФ предусматривает проведение примирительных процедур при рассмотрении корпоративных споров. Примирительные процедуры проводятся по общим правилам, установленным гл. 15 АПК РФ. Закон прямо называет возможность примирения сторон путем заключения мирового соглашения или при содействии посредника, не ограничивая при этом возможность проведения и других примирительных процедур (ч. 1 ст. 225.5 АПК РФ).

    Применение обеспечительных мер при рассмотрении корпоративных споров

    Суд между юридическим лицом и физическим

    В каком суде решаются споры между юридическим и физическим лицом. И по кого месту регистрации: физического и юридического лица? Я истец — физическое лицо.

    Читайте так же:  Декларация 3 ндфл старый оскол

    В суде общей юрисдикции

    Суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Об этом говорится в п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ. Согласно ч. 3 указанной статьи суды рассматривают и разрешают дела, закрепленные в том числе в ч. 1 этой статьи, кроме экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

    В статье 27 АПК РФ определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, установленных указанным Кодексом и иными федеральными законами, — другими организациями и гражданами.

    Арбитражные суды рассматривают дела по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок. Это предусмотрено в п. 3 ст. 225.1 АПК РФ.

    По смыслу приведенных норм споры между физическими лицами, не являющимися участниками хозяйственного общества, и обществом подлежат рассмотрению в суде обшей юрисдикции, а споры между организацией и физическими лицами — ее акционерами — в арбитражном суде.

    Для полного изучения обстоятельств спора приведенной информации недостаточно. В частности, непонятно, насколько связаны требования к одному и другому физическому лицу, неясна структура взаимоотношений организации и должников.

    При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело рассматривается и разрешается в суде общей юрисдикции. На это указано в ч. 4 ст. 22 ГПК РФ.

    Если авторам вопроса на стадии подготовки иска не удастся самостоятельно определить, можно ли разделить требования, которые они собираются предъявить к разным лицам по этому делу, имеет смысл подать иск в суд общей юрисдикции. Если он признает, что разделение требований возможно, судья вынесет определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. Иногда суд, определив, что среди требований имеются те, которые ему не подведомственны, прекращает производство по делу. Однако ВС РФ с этим не согласен. В обзоре практики ВС РФ за II квартал 2011 г. приводится подобное дело (Определение ВС РФ от 07.12.2010 № 45-В10-18). В решении ВС РФ по данному вопросу указал: «. если в процессе рассмотрения дела судья установит, что заявленное требование содержит несколько связанных между собой требований, часть из которых подведомственна арбитражному суду, ему необходимо разрешить вопрос о возможности разделения заявленных требований и рассмотрения их в той части, которая подведомственна суду общей юрисдикции».

    Обзор судебной практики: подсудность споров

    Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

    Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

    • Гражданский кодекс;
    • Гражданский процессуальный кодекс;
    • Кодекс об административных правонарушениях;
    • Кодекс административного судопроизводства;
    • иные законодательные акты.

    При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

    • Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/[email protected];
    • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ» от 30.07.2013 № 57;
    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда 21.10.2015;
    • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» от 30.05.2014 № 33.

    Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм

    С 1 июля 2016 года предварительный претензионный механизм урегулирования несогласий является непременным для большинства гражданско-правовых споров в арбитражном процессе. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом либо (в случае принятия заявления к производству) оставление его без рассмотрения. Так, обязательный претензионный механизм предусмотрен для разрешения налоговых споров следующих видов:

    1. По получению задолженности по налогам с физлиц (п. 1 ст. 48 НК РФ).
    2. По взысканию налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).
    3. Спорные вопросы по взысканию таможенных платежей (п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
    4. Обжалование документов фискальных органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).
    5. Обжалование отказов в госрегистрации юрлиц и ИП (п. 1 ст. 25.2 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    Досудебный порядок разрешения налоговых споров представляет собой механизм передачи жалобы или претензии вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий госорган и рассмотрение этой претензии. При этом нормативные требования налогового законодательства четко разграничивают подведомственность направления жалобы. Так, претензия на работу налоговой службы подается в вышестоящую инстанцию, а жалоба на несоответствующее поведение должностного лица — вышестоящему должностному лицу. Длительность разбора таких жалоб в некоторых случаях прямо установлена законодательно. К примеру:

    1. На рассмотрение жалобы на решения налоговой службы дается 1 месяц.
    2. Жалоба на отказ в госрегистрации юрлица или ИП должна быть разобрана в течение 15 дней.

    1. Суд общей юрисдикции имеет право арестовать имущество юридического лица

    Если арест имущества юридического лица был произведен судом общей юрисдикции в рамках рассматриваемого дела, арбитражный суд не вправе его отменить в связи с подведомственностью дел по правилам искового производства. Так решил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

    Суть спора

    Решением судебного пристава было арестовано имущество организации должника. Исполнительные документы были выданы по решению суда общей юрисдикции. Однако в числе арестованного имущества оказались векселя, выданные банком и являющиеся залоговым имуществом и обеспечивающие неисполненные денежные обязательства должника перед банком. Банк обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об освобождении от ареста, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя на векселя банка.

    Решение суда

    Суд первой инстанции прекратил производство по данному исковому заявлению. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.07.2015 N 13АП-5959/2015 по делу N А56-67624/2014 согласился с позицией суда первой инстанции по данному вопросу. Арбитры отметили, что в соответствии с разъяснениями из пунктов 50 и 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статьи 119 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества или иное заинтересованное лицо, в частности не владеющий залогодержатель, может обратиться с иском об освобождении имущества от ареста. Ответчиками по искам об освобождении имущества от ареста являются: должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество.

    Читайте так же:  Ндс с возмещения дилерам по гарантиям автомобили

    Однако в соответствии с разъяснениям из постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов. В рассматриваемом случае, постановление о наложении ареста на имущество должника было вынесено на основании исполнительного документа, выданного Московским районным судом Санкт-Петербурга. По нормам статьи 150 АПК РФ арбитражный суд должен прекратить производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

    Расчетный счет

    Получатель

    Управление Федерального Казначейства по Амурской области (Межрайонная инспекция ФНС РФ №1 по Амурской области)

    2. Договорная подсудность выше территориальной

    Если организации, при заключении договора, внесли в него пункт о том, что все споры должен рассматривать суд по месту нахождения определенной стороны договора, то такая договорная подсудность является приоритетной над общепринятой территориальной. Так решил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

    Суть спора

    В арбитражный суд по месту нахождения филиала ответчика обратилась строительная компания с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору подряда. Эта задолженность возникла по подписанным заказчиком актам выполненных работ, а также по одному неподписанному акту. В свою очередь, корпорация-заказчик подала в суд со встречный иск о взыскании с компании убытков за некачественно выполненные работы и неустойки за нарушение срока выполнения работ.

    Решение суда

    Решением суда первой инстанции первоначальные требования истца были удовлетворены частично, также частично были удовлетворены встречные требования. Однако, апелляционный суд это решение отменил и направил дело в Арбитражный суд города Москвы. Постановление мотивировано невозможностью рассмотрения дела по месту нахождения филиала корпорации и месту исполнения договора, поскольку при заключении соглашения о договорной подсудности исключается применение норм об общей территориальной подсудности.

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, куда была подана кассационная жалоба, в постановлении от 13 ноября 2015 г. по делу N А32-9860/2014 с такими выводами суда согласился. Судьи указали, что при заключении договора подряда сторонами было установлено, что в случае, если они не придут к соглашению по истечении срока, установленного для разрешения разногласия в претензионном порядке, возникший спор передается на рассмотрение арбитражного суда по месту нахождения генподрядчика.

    В соответствии со статьей 37 АПК РФ подсудность, установленная в статье 35 АПК РФ и статье 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Таким образом, при заключении соглашения о договорной подсудности исключается применение норм об общей территориальной подсудности и об альтернативной подсудности, в связи с чем не могут быть признаны правильными доводы истца о возможности рассмотрения дела по месту нахождения филиала ответчика и месту исполнения договора. В силу пункта 3 части 2 статьи 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

    Особенности разрешения налоговых споров

    Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье.

    Процесс

    Налоговые споры: стороны, предмет и виды

    Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

    • налогоплательщики — предприятия и граждане;
    • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
    • налоговые органы;
    • таможенные органы.

    Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов. При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

    Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

    1. Исходя из предмета:
      • дискуссии правового характера;
      • конфликты по процедурам;
      • споры о фактах.
    2. По инициатору разбирательства — споры, начатые:
      • плательщиком налоговых сборов;
      • налоговым органом;
      • таможенным органом.
    3. Исходя из механизма разрешения налогового спора:
      • в досудебном порядке;
      • в суде.

    Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов.

    ОКТМО

    Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с процедурой разрешения конфликтов в сфере налогообложения. А именно:

    1. Законодательная база, применяемая при решении налоговых разногласий, достаточно обширна, поэтому ограничиваться нормативными рамками Налогового кодекса нецелесообразно.
    2. Досудебный порядок разрешения налогового конфликта является не только обязательным, но и разумным, так как:
      • не требует уплаты госпошлины;
      • необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);
      • имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
    3. Судебное решение спора в некоторых случаях эффективнее, хотя и невозможно без досудебных процедур. При этом особое внимание стоит уделить правильному определению того судебного органа, который будет рассматривать дело.

    Таким образом, налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и в суде. В зависимости от субъектов спора и характера правоотношений порядок разрешения спорной ситуации будет различен.

    Источники

    Подсудность спора некоммерческой организации и налоговой
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here