Погашение задолженности по налогам учредителем казенного предприятия

Погашение кредиторской задолженности собственником муниципального предприятия

Можно ли руководствоваться ст.78 БК РФ при предоставлении субсидии муниципальному преприятию, находящемуся в стадии ликвидации по решению представительного органа местного самоуправления. Муниципальное предприятие , находящиеся в стадии ликвидации с целью расчета с кредиторами

Вопрос относится к городу: Красноармейск

В силу п.4 ст.62 ГК РФ если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Ст. 78 БК РФ регулирует предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

То есть, руководствоваться ст.78 БК РФ нельзя.

Если учредитель готов выделить средства для погашения кредиторской задолженности ликвидируемого предприятия, то, возможно, лучше руководствоваться ст.69.1 БК РФ предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Однако, если муниципальное предприятие уже находится в стадии ликвидации, то удовлетворение требований кредиторов происходит в соответствии законом о несостоятельности №127-ФЗ согласно реестру кредиторов.

В силу п.4 ст.62 ГК РФ если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Ст. 78 БК РФ регулирует предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

То есть, руководствоваться ст.78 БК РФ нельзя.

Если учредитель готов выделить средства для погашения кредиторской задолженности ликвидируемого предприятия, то, возможно, лучше руководствоваться ст.69.1 БК РФ предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Однако, если муниципальное предприятие уже находится в стадии ликвидации, то удовлетворение требований кредиторов происходит в соответствии законом о несостоятельности №127-ФЗ согласно реестру кредиторов.

Погашение задолженности по налогам учредителем казенного предприятия

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

от 17 октября 2018 года N 2854-па

Об утверждении Порядка предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение задолженности для завершения процедуры ликвидации

1. Утвердить Порядок предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение задолженности для завершения процедуры ликвидации (приложение).

2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Южно-Сахалинск сегодня» и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.

3. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска.

Исполняющий обязанности
мэра г. Южно-Сахалинска
А.М.Гринберг

Приложение. Порядок предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение задолженности для завершения процедуры ликвидации

Утвержден
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 17.10.2018 N 2854-па

1. Общие положения

1.1. Порядок предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение задолженности для завершения процедуры ликвидации (далее — МУП) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 62 Гражданского кодекса РФ, статьей 30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, контроль за соблюдением условий (далее — Порядок).

1.2. Целью предоставления субсидии является погашение образовавшейся задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и денежным обязательствам для завершения процедуры ликвидации МУП и предотвращения банкротства.

1.3. Главным распорядителем средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на предоставление субсидии является администрация города Южно-Сахалинска (далее — Главный распорядитель).

1.4. Уполномоченным органом по реализации настоящего Порядка является Департамент продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации города Южно-Сахалинска (далее — Уполномоченный орган).

1.5. Критерием предоставления субсидии является нахождение МУП в стадии ликвидации, наличие задолженности и отсутствие денежных средств и имущества на погашение кредиторской задолженности.

2. Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Субсидия предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе на погашение задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, иным обязательным платежам и денежным обязательствам, расходов, предусмотренных промежуточным ликвидационным балансом, и иных расходов, связанных с ликвидацией МУП.

2.2. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю в местном бюджете на текущий финансовый год.

2.3. Размер субсидии определяется согласно реестру требований кредиторов и смете расходов, возникших в процессе ликвидации МУП.

2.4. Субсидия предоставляется для погашения образовавшейся задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и денежным обязательствам для завершения процедуры ликвидации МУП на дату подачи заявки.

2.5. Для получения субсидии председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор МУП представляет в Уполномоченный орган следующие документы:

2.5.1. Заявку (приложение N 1 к настоящему Порядку);

2.5.2. Копию устава предприятия;

2.5.3. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

2.5.4. Реестр требований кредиторов и смету расходов, возникших в процессе ликвидации МУП.

2.5.5. Копию выписки из ЕГРЮЛ с отметкой о нахождении МУП в процессе ликвидации.

2.5.6. Документы подтверждающие отсутствие денежных средств и имущества у МУП.

2.6. Копии документов должны быть заверены председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором МУП. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах несет председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.7. Уполномоченный орган в срок не более 10 рабочих дней с даты получения пакета документов, указанного в пункте 2.5 настоящего Порядка, рассматривает заявку и приложенные к ней документы и принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии.

Читайте так же:  Состав финансового контроля

2.8. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является:

2.8.1. Несоответствие МУП критериям предоставления субсидии, указанным в пункте 1.5 настоящего Порядка;

2.8.2. Несоответствие представленных МУП документов требованиям, указанных в пункте 2.4 Порядка.

2.9. Решение об отказе в предоставлении субсидии направляется Уполномоченным органом в МУП в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

2.10. В случае принятия решения о предоставлении субсидии Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней готовит Соглашение в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Департамента финансов администрации города Южно-Сахалинска (далее — Соглашение).

2.11. Субсидия перечисляется Главным распорядителем на основании заключенного Соглашения на расчетный счет, открытый МУП в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее десятого рабочего дня после принятия Главным распорядителем решения о предоставлении субсидии, оформленного в виде Соглашения.

2.12. Эффективность использования субсидии оценивается по итогам года оказания финансовой поддержки МУП на основании достижения показателя результативности — отсутствие задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, расходов предусмотренных промежуточным ликвидационным балансом и иных расходов связанных с ликвидацией МУП.

2.13. МУП обязан обеспечить достижение показателя результативности.

3. Требования к отчетности

3.1. МУП обязано в срок, указанный в Соглашении, предоставить в Уполномоченный орган отчет и копии платежных документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, в соответствии с приложением N 2 настоящего порядка.

4. Требования к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение

4.1. Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Главным распорядителем и органом муниципального финансового контроля в соответствии с муниципальным правовым актом.

4.2. Главный распорядитель и орган муниципального финансового контроля осуществляют проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии.

4.3. В случае нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Главным распорядителем и Уполномоченным органом муниципального финансового контроля, решение о предоставлении субсидии аннулируется, а перечисленная субсидия подлежит возврату в полном объеме в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» в течение 20 рабочих дней с даты предъявления получателю субсидии требования Главного распорядителя об обеспечении возврата средств субсидии.

Требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» подготавливается Главным распорядителем в письменной форме с указанием получателя субсидии, платежных реквизитов, срока возврата и суммы субсидии, подлежащей возврату.

4.4. В случае отказа получателя субсидии от добровольного исполнения предъявленного требования Главного распорядителя об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» субсидия взыскивается в судебном порядке.

4.5. Неиспользованный остаток средств субсидии подлежит возврату в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» в течение 10 рабочих дней по истечении отчетного года.

Приложение N 1. Заявка на получение субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение задолженности для завершения процедуры ликвидации

Приложение N 1
к Порядку
предоставления субсидии
муниципальным унитарным предприятиям
городского округа «Город Южно-Сахалинск»
на погашение задолженности
для завершения процедуры ликвидации

на получение субсидии из бюджета

городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение

задолженности для завершения процедуры ликвидации

Полное наименование предприятия ___________________________________________

Сокращенное наименование предприятия ______________________________________

Юридический адрес _________________________________________________________

Ф.И.О. председателя ликвидационной комиссии/ликвидатора

Телефон (факс) ____________________________________________________________

Банковские реквизиты ______________________________________________________

Перечень прилагаемых документов (с указанием количества листов и

ликвидационной комиссии/ликвидатор ________________/_______________________

Приложение N 2. Отчет об использовании субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на погашение задолженности для завершения процедуры ликвидации

Приложение N 2
к Порядку
предоставления субсидии
муниципальным унитарным предприятиям
городского округа «Город Южно-Сахалинск»
на погашение задолженности
для завершения процедуры ликвидации

«___» ____________ 20___ г.

Остаток средств субсидии на отчетную дату ________________ руб.

Наименование вида затрат

Реквизиты платежного документа, подтверждающего факт оплаты

Сумма платежного документа, подтверждающего факт оплаты

Налоги организации оплачивает директор

Автор: Борисова К. О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С ноября 2016 года Налоговый кодекс допускает внесение налоговых платежей за налогоплательщика любыми лицами. То есть одна организация может заплатить за другую, равно как за ИП или физическое лицо. И наоборот: физическое лицо может погасить налоговую задолженность организации или ИП. Если лицо, совершающее платеж, и лицо, чья задолженность погашается, имеют одинаковый статус (организация платит за организацию, ИП за ИП, физлицо за физлицо), проблем в совершении платежа не возникает. Если статусы разные, в частности физическое лицо оплачивает налоги организации, то появляются технические сложности, которые препятствуют уплате налога. О сути проблемы и ее временном решении читайте в материале.

Процедура призвания к ответу

Согласно Бюджетному кодексу и ГК РФ, по долгам казенных учреждений субсидиарную ответственность несет публичное образование. В законодательстве регламентирована процедура привлечения ключевого распорядителя госсредств в случае недостаточного количества финансов на счетах госучреждения.

Применение субсидиарного ответа подчиняется общему порядку, установленному ст. 399 ГК РФ:

  1. Кредитор сперва оформляет претензию к основному ответчику, а в случае его отказа или ответа — обращается к лицам, которые отвечают субсидиарно.
  2. Если основной должник может удовлетворить пожелания истца, последний не вправе требовать погашения от субсидиарно ответственного лица.
  3. Субсидиарно ответственное лицо предупреждает главного ответчика о получения требования от заимодавца, чтобы привлечь его к рассмотрению дела.

В этом случае предприятие-должник подает запрос в орган государственной власти, на который возложены полномочия распорядителя федеральных бюджетных средств, с претензией выделить дополнительное финансирование и лимиты для погашения искового требования исполнительного документа. Денежные средства выделяются органом госвласти в течение трех месяцев от дня получения исполнительного документа. Следовательно, долги погашались за счет средств инстанций публичной власти.

Определение

Казенное предприятие — разновидность госучреждения, унитарная некоммерческая организация, выполняющая работу, оказывающая муниципальные или госуслуги для осуществления полномочий госорганов. Казенные учреждения как новый субъект были созданы наряду с автономным и бюджетными после 1.01.2011 года. Поскольку финансирование организаций такого типа осуществляется на базе бюджетной сметы за счет соответствующего бюджета, действует особый механизм привлечения учредителя казенного учреждения к субсидиарной ответственности. Следовательно, государство средствами казны отвечает в пределах финансов и имущества, закрепленного или выделенного им подотчетным учреждениям.

Читайте так же:  Налог на жилую недвижимость юрлиц как снизить

Конкретная проблема

Клиент обратился с просьбой помочь сделать налоговый платеж за организацию с использованием платежной карты директора через онлайн-систему банка. Описание проблемы приводим ниже.

Есть ограничение на расчетном счете, поэтому за организацию налог платит директор через интернет-банк с личной карты. Выбираем через поиск номер ИФНС, КБК, куда и какой налог перечислять, ОКТМО, индекс документа – «0». Когда доходим до ИНН плательщика, нужно указать ИНН организации, за которую вносится сумма, система банка не пропускает данную комбинацию цифр, ведь ИНН юрлица состоит из 10 цифр, а ИНН физлица – из 12. Следующая преграда – поле «Статус плательщика». Необходимо выбрать статус «01» (налогоплательщик – юридическое лицо), а в справочнике, который предлагает банк физлицу, такого статуса просто нет. Получается, что налоговый кодекс разрешает директору производить уплату налогов за организацию, а в банковской платежной системе это реализовать невозможно.

Как видим, на данный момент существует техническая проблема в реализации прав физических лиц по внесению налоговых платежей за юридических лиц, несмотря на то что:

указанная возможность установлена п. 1 ст. 45 НК РФ, Письмом Минфина РФ от 07.04.2017 № 03-02-08/20918;

во исполнение положений ст. 45 НК РФ (в том числе) внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н;

Видео (кликните для воспроизведения).

ФНС выпустила разъяснения по заполнению налоговых «платежек» за третьих лиц – см. Информацию «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом» (размещена на сайте www.nalog.ru), Письмо от 17.03.2017 № ЗН-3-1/[email protected]

По правилам поля 60 («ИНН»), 102 («КПП») и 101 («Статус») платежного поручения должны быть заполнены реквизитами лица, за которое уплачивается налог. А в поле 24 («Назначение платежа») сначала указываются ИНН и КПП (для физических лиц – только ИНН) лица, осуществляющего платеж, затем через двойную дробь («//») – наименование (Ф. И. О.) плательщика, чья обязанность исполняется, затем через двойную дробь («//») – иная необходимая информация.

При этом шаблоны поручений банковских систем не дают возможности физическому лицу указать в поле «ИНН плательщика» реквизиты юридического лица (ввиду несоответствия по количеству цифр), а в поле «Статус плательщика» проставить код 01.

Временное решение проблемы

На практике описанную выше техническую загвоздку (до ее системного решения, которое остается за банком) можно обойти так.

Шаг 1. Оформляем платеж

Физическое лицо уплачивает налоги юридического лица от собственного имени (желательно для проверки работоспособности предлагаемого варианта сделать платеж на небольшую сумму). В назначении платежа указывается следующее: «Название, ИНН, КПП юридического лица, за которое совершен платеж» // «Название налога».

Если по такому платежному поручению налог не будет зачислен в счет погашения задолженности юридического лица и будет значиться как невыясненный, физическому лицу необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Шаг 2. Уточняем платеж

В заявлении можно уточнить реквизиты платежа, полагаясь при этом на разъяснения ФНС о налоговых платежах в пользу третьих лиц. В частности, акцентировать внимание, что платеж совершен во исполнение обязанности юридического лица по уплате соответствующей суммы налога, указать ИНН и КПП организации, ее статус – «01».

Технические сложности в уплате «чужих» налогов (физическим лицом за организацию) в очередной раз доказали неготовность кредитных организаций к реализации новых возможностей и требований, установленных налоговым законодательством. Так было с уплатой страховых взносов в I квартале 2017 года, так есть с налоговыми платежами за третьих лиц. Предложенная в нашей консультации схема уплаты налогов физическими лицами за юридических лиц временная, но работоспособная, поскольку она практиковалась и до внесения поправок в ст. 45 НК РФ (в связи с массовым отзывом у банков лицензий). Однако тогда лицу, осуществлявшему платеж, нужно было оформлять доверенность на совершение платежа. Сейчас этой необходимости нет.

Уплата налогов в период ликвидации организации

«Первоочередным» кандидатом на проведение налоговой проверки являются те организации, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, налоговая инспекция должна организовать проверку очень оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций.

На основании статьи 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 — Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации организации или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Читайте так же:  Сколько действительно 2 ндфл для налогового вычета

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие — ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Обратите внимание!

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

В случае если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Зачем физлицу оплачивать долги организации?

Ситуации бывают разные, однако чаще всего необходимость внести налоговый платеж за организацию возникает при блокировке ее расчетных счетов. В этом случае учредитель или директор могут быть заинтересованы в погашении задолженности по налогам предприятия из личных средств путем перечисления нужной суммы с банковской карты. Еще одна причина, по которой может понадобиться уплатить налоги за организацию, – проблемы с банком. Так, если у банка отзывалась лицензия в тот момент, когда операции по счетам определенных юрлиц были приостановлены, данные юрлица фактически лишились возможности открытия новых расчетных счетов в других банках. Поэтому единственный шанс не усугублять ситуацию – оплатить налоги со счета иного лица (учредителя или директора).

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (пункт 2 статьи 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (пункт 3 статьи 49 НК РФ).

Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 Гражданского кодекса.

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен пунктом 4 статьи 49 НК РФ. *

*4. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абзаца 2 и 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Читайте так же:  Письмо в налоговую о неуплате налогов

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.*

*Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Учредитель погасил долги МУП по зарплате // Может ли он встать во вторую очередь вместо работников? Решит ВС

Проблема субординации требований в банкротстве снова попала на рассмотрение экономической коллегии Верховного суда (ВС). На этот раз вопрос в том, включать ли в реестр требования о выплате зарплаты работникам обанкротившегося унитарного предприятия, выкупленные учредителем этого предприятия. Апелляция и кассация отказались менять работников на администрацию в реестре. Жалобу на это решение экономическая коллегия рассмотрит в начале мая.

Работники обанкротившегося МУП «Лысогорские коммунальные системы» (Саратовская область) уступили местной администрации право требования долга по зарплате размером 1,6 млн руб. Таким образом, администрация фактически погасила долги предприятия по зарплате. Затем она попросила включить себя в реестр требований к банкроту во вторую очередь вместо работников (дело № А57-17489/2016).

Первая инстанция согласилась с процессуальным правопреемством. Замена в реестре требований второй очереди работников на администрацию не изменит объем прав и не сделает администрацию конкурсным кредитором. Права других кредиторов и должника не нарушаются, потому что общий размер долга и очередность удовлетворения требований не поменяются.

Апелляция и кассация заявителю отказали. Так как администрация — учредитель и собственник МУП, то она и должна нести негативные последствия своего ненадлежащего управления банкротом, в том числе гасить долги по зарплате. Администрация это сделала при получении права требования от работников. Оснований к процессуальной замене нет.

При этом суды сослались на дело, которое экономическая коллегия ВС рассмотрела летом 2017 года (№ А32-19056/2014). Главный вопрос в нем был, могут ли участники общества-банкрота войти в реестр кредиторов, если они выдали обществу займы и погасили его долги перед банком. Нижестоящие суды включили требования участников в реестр. А ВС решил, что требования надо субординировать, и отправил дело на пересмотр в первую инстанцию (см. здесь).

В жалобе в ВС администрация пишет, что дело, на которое сослались суды, в данном случае неприменимо. Требование работников уже было включено в реестр во вторую очередь. Замена их на администрацию не изменит распределение голосов конкурсных кредиторов. Нет оснований и делать выводы, что выплата долга работникам администрацией была направлена на компенсацию негативных последствий. К субсидиарной ответственности администрацию не привлекали.

Дело на пересмотр передала судья ВС Ирина Букина. Заседание назначено на 6 мая.

В прошлом году в практике экономической коллегии было еще одно похожее дело (№ А68-2070/2016) ― «дело Голдобина». В нем участник должника поручился по кредиту перед Сбербанком и погасил потом этот кредит за должника, намереваясь занять место банка в реестре кредиторов. ВС указал, что такие действия могут быть признаны недобросовестными, если сам этот участник способствовал ухудшению финансового положения должника. Комментарий Александра Сафонова к этому делу можно прочитать в номере ВЭП за декабрь 2018 года.

Полный перечень дел, переданных на пересмотр с 1 по 7 апреля, см. в конце поста здесь.

В июле 2016 г. Администрация района перечислила субсидию предприятию МУП на погашение задолженности по налогам и з/п.

На счету предприятия была картотека, поступившие деньги ушли на оплату налога также погасились пени и штрафы. При проверке контрольно счетной палаты в июне 2018 года. Выявилось что не имели право погашать пени и штрафы. Теперь пишут на административную по нецелевому использованию бюджетных средств на основании ст.15.14 КоАП РФ. Имеет ли срок давности вынос административную т.к. потрачены были в 2016 г. А обнаружили в 2018?

Здравствуйте, согласно ст.4.5 КОАП РФ срок давности составляет два года, так что срок еще не прошел поскольку трата была в июле.

В силу ч.1 вышеуказанной нормы права, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ составляет два года.

При этом срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ должен исчисляться с момента внесения бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Погашение задолженности по налогам учредителем казенного предприятия

Субсидиарная ответственность казенных предприятий зафиксирована на законодательном уровне. Она представляет собой дополнительную форму финансовых гражданско-правовых обязательств, к которой за ненадлежащее исполнение требований кредиторов в исковом порядке наряду с должником привлекаются ответственные лица.

Нормативные основания

Согласно ст. 120 ГК РФ, казенные учреждения несут материальные обязательства перед кредиторами, оперируя теми денежными средствами, которые они получили в распоряжение от государства. Если этого финансирования недостаточно, субсидиарно отвечает по обязательствам организации собственник ее имущества. Нет необходимости выяснять имущественное состояние казенных предприятий для привлечения их к субсидиарному ответу: необходимо только установить факт недостаточности финансов на счетах учреждения-должника для удовлетворения претензии кредиторов. Лицо привлекается к субсидиарному ответу только после оформления иска к основному ответчику.

Закон о банкротстве гласит: если по вине собственника имущества должника последний объявляет себя банкротом, в случае недостаточности его имущества для погашения исковых заявлений на владельца возлагается субсидиарная ответственность. Собственник несет обязательства в том случае, если несостоятельность юридического лица спровоцирована действиями или указаниями владельца.

Судебная практика

Субсидиарная ответственность по долгам казенного предприятия долгое время применялась к вышестоящим по отношению к предприятию-должнику органу, а не к непосредственному собственнику (Российской Федерации). Современная судебная практика предполагает обязательное указание в резолютивной части судебного решения не органа, который выступает от имени публично-правовых образований, а субъекта РФ, Российской Федерации или иного гособразования.

Читайте так же:  Как написать жалобу в налоговую инспекцию образец

Чтобы собственник госпредприятия был призван к ответу по долгам, потребуется определенная совокупность факторов:

  • должен быть установлен факт недостаточности финансов на счетах организации;
  • необходимо решение судовой инстанции, в резолюции которого будет указано, что задолженности перед истцами взыскиваются из казны публично-правового образования;
  • потребуется исполнительный документ, направляемый инстанци, ведущей лицевой счет организации, чтобы тот в течение 90 дней удовлетворил исковые обязательства перед заимодавцами.

Поскольку на практике удовлетворение исковых требований вызывает определенные сложности, целесообразно привлечение профессиональных юристов, способных объективно оценить состояние документации, применить эффективные законодательные нормы, правильно составить заявление, указав в нем не только основного должника, но также публичное образование как второго ответчика и даже орган власти, который уполномочен действовать от его имени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.06.2017 N Ф02-2451/2017 по делу N А19-13398/2016

Суд удовлетворил требование ИФНС по городу Ангарску о взыскании с Администрации Ангарского городского округа задолженности МП «Благоустройство» по налогам, пени и налоговым санкциям и указал, что обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае ликвидации предприятия должна возлагаться на учредителя.

Примечание. По общему правилу налоговое законодательство не предусматривает привлечения к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества). Исключение — ликвидация юридического лица.

Суть дела

За муниципальным казенным предприятием «Благоустройство» числится задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям в общей сумме 10 112 282 рублей 23 копеек. ИФНС в течение 2013 — 2016 годов принимала меры по ее взысканию:

1) выставлялись требования об уплате задолженности;

2) принимались решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах предприятия в банках и за счет иного имущества должника.

Районным отделом службы судебных приставов УФССП на основании постановлений налогового органа возбуждены исполнительные производства. На имущество должника наложены аресты, однако фактического погашения задолженности не произошло.

В марте 2016 года администрация преобразовала муниципальное казенное предприятие в муниципальное унитарное предприятие. Учредителем предприятия и собственником имущества согласно уставу стал городской округ.

В мае 2016 года администрация решила ликвидировать предприятие и назначила ликвидационную комиссию.

Инспекция обратилась с письмом в ликвидационную комиссию и попросила погасить задолженность по налогам, пени и налоговым санкциям. В ответе сообщалось, что обращение налогового органа рассмотрено ликвидационной комиссией и будет учтено при формировании промежуточного ликвидационного баланса.

В апреле и в июле 2016 года ИФНС вновь письменно обращалась к учредителю должника с просьбой оказать содействие в уплате задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям. Администрация на обращение не отвечала. Полагая, что предприятие не располагает достаточным имуществом для погашения спорной задолженности и находится в стадии ликвидации, налоговый орган обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с городского округа в лице Администрации Ангарского городского округа задолженности.

Позиция суда

Суд указал, что ликвидационная комиссия обязана уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени и штрафы ликвидируемой организации за счет денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества. На это указывает п. 1 ст. 49 НК РФ.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для полной уплаты налогов и долгов, остающаяся задолженность погашается ее учредителями. В п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» дано разъяснение: необходимо учитывать, что такая форма погашения задолженности возможна только в том случае, когда учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах иное не предусмотрено.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 6 ст. 113 ГК РФ), но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия, но несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ).

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию в результате преобразования в течение шести месяцев.

Нормами гражданского законодательства предусмотрена возможность применения субсидиарной ответственности собственника имущества при изменении вида казенного предприятия на унитарное. Поэтому на учредителя предприятия (собственника имущества) может быть возложена обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае его ликвидации (п. 2 ст. 49 НК РФ).

Примечание. «Учредитель обязан оплатить задолженность организации по налогам, пеням, штрафам в случае ее ликвидации»

Налоговым органом соблюдены все условия, установленные как налоговым, так и гражданским законодательством, необходимые для требования о взыскании задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям с субсидиарного должника — учредителя предприятия. Вывод следует из совокупного анализа норм ГК РФ, НК РФ и Закона N 161-ФЗ.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источники

Погашение задолженности по налогам учредителем казенного предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here