Полномочия налоговой при проверке

Полномочия ФНС при проведении проверки

Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

Задачи Федеральной налоговой службы

На 2017-2021 гг. ФНС раз­ра­бо­та­на стра­те­ги­че­ская карта ве­дом­ства, вклю­ча­ю­щая в себя цели, за­да­чи и необ­хо­ди­мые ме­ро­при­я­тия для их до­сти­же­ния.

К за­да­чам и целям ФНС на бли­жай­шие 5 лет от­не­се­ны, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие:

  • про­ти­во­дей­ствие укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов и стра­хо­вых взно­сов;
  • обес­пе­че­ние за­кон­но­сти, обос­но­ван­но­сти и мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ре­ше­ний, при­ни­ма­е­мых на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми и раз­ви­тие си­сте­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров;
  • со­кра­ще­ние вре­ме­ни на под­го­тов­ку и по­да­чу на­ло­го­вой от­чет­но­сти (от­чет­но­сти по стра­хо­вым взно­сам) на­ло­го­пла­тель­щи­ком (пла­тель­щи­ком стра­хо­вых взно­сов);
  • рас­ши­ре­ние спек­тра сер­вис­ных услуг и по­вы­ше­ние ка­че­ства об­слу­жи­ва­ния;
  • со­вер­шен­ство­ва­ние элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия и уда­лен­но­го до­сту­па, мак­си­маль­ный пе­ре­ход на те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ка­на­лы связи;
  • сбли­же­ние на­ло­го­во­го и бух­гал­тер­ско­го уче­тов;
  • раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

Обязанности проверяемого

Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Как вести себя при налоговой проверке

Заявления властных структур о снижении давления на бизнес, уменьшении количества контрольных мероприятий в отношении фирм не отменяют возможности налоговой проверки конкретной организации или ИП.

Статья рассказывает о том, какие виды проверок могут быть со стороны ФНС, кто рискует повстречаться с ревизором больше других и как подготовиться к такой проверке. Советы от специалистов-практиков помогут пройти проверку с наименьшими потерями финансов и нервов, а при необходимости – отстоять свои права и уменьшить бремя санкций по результатам проверки.

Лимиты для проверяющих

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

Выездная проверка: 10 правил успеха

  1. До начала проверки потребуйте у чиновников их служебные удостоверения и решение руководителя ИФНС (лица, его замещающего) о проведении проверки. Все чиновники, предъявившие вам документы, должны быть вписаны в текст решения. Вместе с фискальными служащими в составе группы могут оказаться представители полиции. Имейте в виду, что у них более широкие полномочия, например, возможность на законных основаниях осматривать территорию и помещения фирмы, ее автотранспорт, опросы персонала, выемка документации (ст. 91-1, 36-1 НК РФ, ФЗ-144 от 12/08/95 г.).
  2. Ограничьте инспекторам доступ к иным документам, кроме тех, которые относятся к области проверки, периоду проверки, кругу вопросов, являющихся предметом проверки. Эта информация обозначается в решении о проведении проверочных мероприятий.
  3. Перед передачей инспектору все документы должны быть просмотрены и проверены сотрудниками фирмы. Вполне возможно, что удастся исправить ошибки технического характера, допущенные при их оформлении.
  4. При передаче документации на проверку обязательно составляйте опись и принимайте так же – по описи. Передача без соблюдения этих правил грозит пропажей документов, служащих доказательством правомочных действий компании.
  5. Нецелесообразно предоставлять чиновнику свободный доступ к бухгалтерским компьютерным программам ведения учета, допускать его к общей информационной бухгалтерской базе. Лучше распечатать требуемый единичный документ самостоятельно. Если проверяющий настаивает, решение остается за руководством фирмы, но, согласно ст. 93 НК РФ, давать доступ к электронным базам обязанности у налогоплательщика нет.
  6. На обсуждение рабочих вопросов в неформальной обстановке сотрудниками руководителю на время проверки лучше наложить запрет. Для непосредственного контакта с членами комиссии необходимо выделить компетентных сотрудников, например, главного бухгалтера, заместителя директора, кроме самого руководителя. Рядовые работники на вопросы должны отвечать как можно более коротко и лояльно.
  7. Грамотная защита собственных интересов с опорой на законодательные нормы позволяет снять вероятность манипулирования со стороны инспектора, поиска «слабых мест» в позиции налогоплательщика.
  8. Даже компетентные специалисты ФНС могут ошибаться или не знать всей судебной практики по тому или иному вопросу, касающемуся предмета проверки. В некоторых случаях целесообразно не оспаривать трактовку фискальными чиновниками правовых норм, а обратиться по завершении проверки с иском в суд и выиграть его.
  9. Попытки «договориться» с инспектором с помощью взятки, завязать с ним неформальные отношения, как правило, вредят имиджу фирмы и ведут к негативным последствиям. Весь ход проверки целесообразно записывать на видео и аудио-носители информации.
  10. Директора или другого сотрудника могут в ходе проверки допросить (ст. 90 НК РФ). Лучше продумать такую возможность, ответы на вопросы чиновников заранее, не избегать ее, а спокойно ответить на все вопросы. Помните о своем конституционном праве на получение помощи юриста (ст. 48 Конституции).

Полномочия налоговой службы

Запрашивать необходимые документы у вашей организации

Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты. Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки. Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов. Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью. При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

Производить выемку документов

В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

Читайте так же:  Порядок расчета и выплаты дивидендов

Проводить инвентаризацию имущества предприятия

А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

  • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
  • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

Проводить допрос

Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

Не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).

На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя. Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя. Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

Вопрос: Полномочия ОВД при проведении выездной налоговой проверки (ВНП)

Вопрос: Порядок проведения проверки с участием ОВД и оформление ее результатов.

Вопрос: Полномочия ОВД при проведении выездной налоговой проверки (ВНП).

Лекция № 3: Порядок проведения проверки субъекта предпринимательской деятельности для документирования совершенных им налоговых преступлений.

Органы внутренних дел по запросу налоговых органов вместе с налоговыми органами участвуют в выездных налоговых проверках (ВНП). Это закреплено п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 28 ст. 13 Закона РФ «О полиции». Порядок организации и проведения налоговыми органами с участием ОВД выездных налоговых проверок регламентирует Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок (утверждена приказом МВД России, Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. N 495). В ней перечислены четыре основания, по которым налоговые органы могут привлечь сотрудников ОВД к проведению выездной налоговой проверки (ВНП).

1. наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

2. назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган для принятия по ним решения.

3. необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

4. необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Согласно Инструкции в запросе, который налоговые органы направляют в ОВД, среди других обязательных реквизитов должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в ВНП (повторной ВНП). На основании имеющейся у налогового органа информации требуется заранее указать характер и содержание предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах. Ответ на запрос налогового органа ОВД направляют не позднее
пяти дней со дня его поступления. В ответе должна содержаться информация о сотрудниках, назначенных для участия в ВНП, или мотивированный отказ от участия в ней.

Основаниями для отказа ОВД от участия в ВНП являются: а) отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах; б) несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников ОВД для участия в проверке компетенции ОВД; в) отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

При проведении ВНП должностные лица оперативных подразделений ОВД обладают следующими правами:

1. осуществить доступ на территорию (в помещения) проверяемого лица и произвести ее осмотр;

2. воспрепятствовать совершению правонарушения;

3. проверить у граждан документы, удостоверяющие личность;

4. провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и принадлежащих им транспортных средств;

5. произвести Проверку и изъятие необходимых документов и
предметов;

6. проверить наличие лицензий и специальных разрешений;

7. направить требование произвести проверку и ревизию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;

8. получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;

9. применить меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

Читайте так же:  Арбитражная практика налоговые проверки

10. использовать средства документирования произведенных действий.

1. Доступ на территорию (в помещения) проверяемого лица и их последующий осмотр осуществляется должностными лицами ОВД — при наличии достаточных данных полагать, что на этой территории (в помещении) совершено или совершается преступление. Доступ на территорию (в помещения) означает право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан; на принадлежащие гражданам земельные
участки; на территорию и в помещения, занимаемые организациями. Осмотр производственных, складских, торговых и других мест хранения и использования имущества производится (должностными лицами ОВД) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, а также по мотивированному постановлению начальника ОВД или его заместителя. Осмотр производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, а при отсутствии таковых — с участием представителей органов исполнительной власти или местного самоуправления. Понятым и представителям проверяемого лица вручаются копия постановления о проведении ВНП и копии протоколов и описей, составленных в результате произведенных в ходе осмотра действий.

2. Действия, направленные на воспрепятствование совершению

правонарушения, реализуются в форме требования должностных лиц
ОВД в адрес граждан или должностных лиц прекратить совершение
преступления или правонарушения; воздержаться от действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции или должностных лиц налоговых органов.

3. Проверка документов, удостоверяющих личность, осуществляется в тех случаях, когда имеются основания: а) подозревать лицо в совершении преступления; б) полагать, что лицо находятся в розыске; в) к возбуждению
в отношении лица дела об административном правонарушении.

Проведение досмотра осуществляется при наличии данных полагать,
что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

4.Проведение досмотра может включать: а) личный досмотр граждан; б) досмотр находящихся при них вещей; в) досмотр транспортных средств, который производится в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть произведен в отсутствие этого лица.

5. Проверка и изъятие необходимых документов производится следующим образом: изучаются любые документы организаций и граждан на материальные ценности и денежные средства. При необходимости установления подлинности этих документов или достаточных основаниях полагать, что они могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, должностные лица ОВД производят временное их изъятие на срок не более семи суток. Если это приведет к приостановлению деятельности организации, срок изъятия сокращается до 48 ч.

О произведенном изъятии составляется протокол, к которому прилагается опись изымаемых документов и предметов.

При изъятии документов, либо в течение 5 дней после изъятия, с них должны быть сняты копии, заверены и переданы лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе. В случае, если в течение 5 дней после изъятия документов заверенные копии не переданы, тогда они в течение 3 дней направляются по почте заказным письмо, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. Проверка наличия разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью производится в отношении как физических, так и юридических лиц. При этом могут быть проверены только те разрешения или лицензии, контроль за которыми возложен на милицию.

8.Процедура получения устных и письменных объяснений от проверяемых лиц предполагает возможность получения от граждан и должностных лиц информации в форме объяснений, сведений, справок, документов и копий с них.

ОВД имеют право получать сведения, составляющие налоговую
тайну.

Информацию от организаций и граждан ОВД получают безвозмездно.

В состав мер реализуемых должностными лицами ОВД при проведении ВНП входит: а) составление протоколов об административных правонарушениях; б) административное задержание.

10.Использование средств документирования произведенных действий должностными лицами ОВД включает возможность применения ими для этих целей — видео- и аудиотехники; кино- и фотоаппаратуры и иных технических средств.

| следующая лекция ==>
Режимы мышечного сокращения | Вопрос. Порядок проведения проверки с участием ОВД и оформление ее результатов

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1576 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки

«Российский налоговый курьер», 2011, N 16

В Налоговом кодексе предусмотрен целый ряд прав, которые предоставлены налогоплательщику при проведении выездных и камеральных проверок, а также при принятии решений по их результатам. Информация об этих правах приведена в таблице.

Если права налогоплательщика нарушены. В этом случае на действия или бездействие должностных лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции или в вышестоящий налоговый орган, а также обратиться в арбитражный суд (ст. ст. 137 и 138 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции, вынесенное по итогам проверки. Но в судебном порядке это возможно только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд может отменить решение налоговиков, если в ходе проведения проверки и при рассмотрении ее результатов инспекция допустила существенные процедурные нарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Причем к существенным НК РФ относит лишь нарушение права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и необеспечение ему права на дачу объяснений.

Из-за нарушения каких прав арбитражные суды отменяют решения налоговиков. Назовем наиболее распространенные нарушения, явившиеся основанием для отмены:

Как показывает судебная практика, следующие нарушения обычно не признаются основанием для отмены решения, вынесенного по результатам налоговой проверки:

  • превышение установленного срока рассмотрения материалов проверки (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2011 по делу N А33-6907/2010);
  • нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 19.05.2011 по делу N А33-6903/2010 и Московского от 14.05.2010 N КА-А40/4445-10 округов).

Выездная налоговая проверка

Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.

Как подготовиться

Прежде всего, нужно знать, по каким признакам фирма может попасть у налоговиков «под подозрение». Концепция планирования проверок отражена в документе, утвержденном приказом №ММ-3-06/333 от 30/05/07 г. налоговой службы.

Риск проверки возрастает, если:

  • уровень оплаты труда ниже минимума по региону или едва его покрывает, а в среднем показатель ниже отраслевого на 10%;
  • фирма показала убытки по итогам года;
  • фирма меняет юридические адреса, регистрируется в разных ФНС;
  • процент начисленных (уплаченных) налогов ниже средних показателей в этом регионе (экономическом секторе);
  • в декларации по НДС отражена большая сумма вычетов;
  • данные налоговых деклараций резко различаются с данными движения денежных средств по расчетному счету (оплата покупки, поступления за реализацию) и др.
Читайте так же:  Земельный налог на земли общего пользования

На практике достаточно одного из поименованных в документе факторов, чтобы ФНС нашла основание проверить фирму.

Далее имеет смысл просмотреть на сайте ФНС заранее информацию о готовящихся проверках перед началом нового календарного года. Не исключена и внеплановая проверка, например, по информации от иных госорганов, по информации в налоговую от конкурентов фирмы, при выявлении уже названых факторов риска в текущем году.

До проведения любых проверок полезно изучить налоговый кодекс. Налоговые проверки, согласно ст. ст. 87, 88, 89 НК РФ, бывают двух видов: выездные и камеральные. Первые проводятся на территории проверяемой фирмы, а во втором случае может последовать требование переслать в ФНС определенный в извещении пакет документов. «Камералка» не может быть внеплановой, поскольку проводится обычно после подачи декларации налогоплательщиком. Кроме того, есть еще понятие встречной проверки, официально именующееся «истребованием документов» или информации о контрагенте, деловом партнере фирмы.

Камеральная проверка проводится без дополнительных решений. И если в течение 3 месяцев после подачи декларации никаких сигналов от ИФНС не поступало, значит, она закончилась успешно. Подготовиться к такой проверке в общепризнанном смысле налогоплательщик не может.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выездная проверка предполагает обязательное истребование документов. К этому надо быть готовым. Чиновники могут потребовать любые документы, относящиеся к области проверки. Сама выездная проверка длится 2 месяца, однако может приостанавливаться (возобновляться), продлеваться по причинам, указанным в НК РФ. Общая продолжительность такого вида контроля – не более полугода.

До начала нужно успеть:

  • проверить идентичность первичной документации фирмы и контрагентов;
  • известить партнеров по бизнесу о проверке фирмы, чтобы они могли подтвердить при необходимости все данные;
  • оставить в офисе только те документы, которые оформлены правильно и юридически законны;
  • снять при необходимости несоответствия юридического адреса, почтового адреса с фактическим местонахождением фирмы;
  • проинструктировать персонал о поведении во время проверки, о необходимости внятно и по существу, без лишних сведений, отвечать инспектору на его вопросы;
  • если есть возможность – предоставить сотруднику ИФНС отдельный кабинет и приносить требуемые документы туда.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:

Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

Как действовать в ходе проверки

В ходе проверки, например, если при «камералке» в декларации обнаружились недочеты, налоговая может затребовать пакет документов в виде их копий.

Документы следует предоставить в течение 10 дней с момента получения требования. При истребовании документов у иностранной организации срок представления – 30 дней, если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков — 20 дней.

Оформлять пакет с этого года нужно согласно приказу №ММВ-7-2/628 от 07/11/18 г. ФНС, с 04/01/19 г. – по новым правилам:

  1. Толщина сшива – не более 150 листов. Если один документ составляет более 150 листов, его не разделяют. Нумерация страниц сплошная, начиная с 1.
  2. Прошивка должна обеспечивать беспрепятственное чтение, копирование документов без нарушения целостности тома. Концы прошивки должны оказаться с оборотной стороны тома, прикрытые бумажной наклейкой. Размеры наклейки не оговариваются.
  3. Заверяющая подпись должна стоять только на наклейке. Каждый лист заверять не нужно. Она состоит из наименования должности (или указания, что это ИП) и фамилии ответственного лица с инициалами, количества листов, даты.
  4. Сопроводительный документ (письмо) присовокупляется к сшиву. В нем пишется дата и номер требования от налоговой и число листов передаваемых копий. Опись документов оформляется отдельным листом либо включается в текст письма.

Налоговая при камеральной проверке также может прислать требование пояснить сведения в декларации или внести в нее изменения. В течение 5-ти дней плательщик налога должен либо отправить пояснения (почтой, лично, по интернету, с использованием электронной подписи), либо сдать «уточненку» по налогу.

Передача документов в ходе встречной проверки оформляется как указано выше. Налогоплательщик в течение 5-ти дней должен передать копии «первички» (счета-фактуры, акты, накладные и пр.) в налоговую или письменно подтвердить, что таких сведений у него нет (ст. 93.1-5).

На заметку! Если налоговая проверяет сделку с партнером вне рамок общей проверки, документы предоставляются в течение 10-ти дней (ст. 93.1-5).

Выездная проверка из всех перечисленных наиболее серьезная. От того, как поведет себя руководство фирмы и сотрудники, во многом зависят ее результаты. Вначале поговорим о том, чего при выездной проверке делать не стоит:

  1. Не препятствуйте инспекторам проходить на территорию фирмы. Ситуация может привести к вмешательству полиции и дополнительным санкциям.
  2. Не стоит идти на открытый конфликт с чиновниками, выполняющими свою работу, надеясь, что они «быстрее уйдут». Это приведет лишь к выводу, что компании «есть что скрывать» и проверка будет проводиться еще более тщательно.
  3. Не подавайте в спешке уточненные декларации, если в них есть ошибки. Проверяющие могут не заметить их (человеческий фактор никто не отменял). Время на проведение проверки ограничено законом. Даже если обнаружатся именно эти недочеты, их оформление займет определенный срок, а значит, на обнаружение иных нарушений его может не остаться.
  4. Не озвучивайте сведений, о которых инспектор не задает вопросов. Любые информационные нестыковки могут быть использованы против компании точно так же, как откровенно ложные сведения.
Читайте так же:  Отчетность ип при наличии сотрудников

На заметку! Если налоговая запрашивает одни и те же документы повторно, их можно не предоставлять. При этом обязательно известить ФНС о том, что такие документы уже направлялись, в течение 10 рабочих дней.

Правильные действия в ходе налоговой проверки выездного типа – залог ее скорого и успешного окончания для компании. О них необходимо сказать более подробно.

Как это будет происходить?

Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.

Схематично:

1. Включение в план

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

2. Разработка программы

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.

3. Оформление назначения

Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:

  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
  • сформулированный предмет проверки;
  • ограничение проверяемого периода;
  • полная информация о проверяющих (ФИО и должности).

ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.

4. Проведение непосредственно проверки

В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:

5. Выписка справки

Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.

6. Оформление акта о результатах ВНП

Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:

  • реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
  • ФИО и должности ревизоров;
  • дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
  • предмет ВНП, проверяемый период;
  • перечень изученных документов (с датой их предоставления);
  • сроки проверки (дата старта и финала);
  • список проведенных мероприятий;
  • факты выявленных налоговых нарушений;
  • выводы и предписания по их устранению.

Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.

К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.

7. Возможность оспорить результаты

Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).

8. Вынесение итогового решения

Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.

Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.

9. Апелляция

Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.

После окончания

По итогам налоговой проверки могут быть доначислены налоги, рассчитаны штрафы и пени. Если налогоплательщик не согласен с решением фискальных органов, он вправе обратиться с иском в суд. Практика судебных решений свидетельствует о том, что около 50% таких исков удовлетворяются.

Активная защита собственных интересов (например, оценка альтернативными экспертами сделки, по которой ИФНС доначислила налоги) эффективнее пассивного ожидания судебного решения.

У налогоплательщика есть все шансы заявить протест результатам фискальной проверки, если проверяющие хотя бы в одном из пунктов нарушили законодательство. Например, один из чиновников не вписан в решение о проведении проверки, либо чиновники нарушили ее сроки.

Порядок проведения налоговой проверки

Процесс проведения налоговых проверок – это регламентированная нормативными правовыми актами о налогах и сборах совокупность всех действий налоговых органов, имеющих целью проверку соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также возникающие в связи с этой деятельностью правоотношения между налоговыми органами и лицами, участвующими в проверке.[25]

Отметим, что обжалование результатов налоговой проверки в судебном порядке не является стадией собственно процесса налоговой проверки. Следует отметить положительный зарубежный опыт судебного рассмотрения налоговых споров, а также опыт создания специальных судебных инстанций по рассмотрению налоговых споров. Например, в составе Управления федеральной налоговой службы США есть специальное Бюро по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков на неправильное исчисление налогов и определение налогооблагаемой базы. Данное бюро имеет подразделения на местах и призвано урегулировать споры без судебной процедуры. Такая система позволяет решать вопросы непосредственно на местах, без обращения в вышестоящие инстанции. Кроме того, в США создан Налоговый суд.[26]

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

— встречные. Имеют место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами. В этом случае налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

Читайте так же:  Заполнение нулевой декларации при закрытии ип

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

Место проведения: место нахождения налогового органа.

Проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

— в случае выявления: а) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, б) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, — об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

— налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Так, например, п. 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

— в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания.

Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам проводятся в соответствии со ст. 101 НК РФ. Подобные выводы отражены в практике ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5[27], Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71[28]), а также Конституционного Суда РФ (Определение от 18.01.2005 № 9-О[29]).

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Место проведения: территория (помещение) налогоплательщика; в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки — место нахождения налогового органа.

Основания проведения: решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого разработана и утверждена ФНС РФ.[30]

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

— по общему правилу не более двух месяцев;

— продлевается до четырех месяцев; в исключительных случаях – до шести месяцев руководителем (его заместителем) ФНС России[31];

— налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

— проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

— проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам;

— проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

— при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в установленном порядке;

— при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в установленном порядке по акту, составленному этими должностными лицами.

Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ):

— по окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения;

— не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки[33], подписываемый этими лицами и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). Об отказе подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае уклонения указанных лиц от получения акта налоговой проверки это отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Действия налогового органа по результатам проверки:

— вынесение решения руководителем (его заместителем) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы);

— предложение налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;

— обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции в случаях: а) отказа от добровольной уплаты суммы налоговой санкции; б) пропуска срока уплаты, указанного в требовании.

Исковое заявление о взыскании соответствующей санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Отметим, что налоговая проверка представляет собой наиболее конфликтную форму налогового контроля, зачастую сопровождаемую злоупотреблениями со стороны проверяющих. В связи с этим каждое процессуальное действие налоговых органов при проведении проверки должно быть четко, без двусмысленностей, урегулировано на законодательном уровне, что будет способствовать правовой защите налогоплательщиков.[34]

Несовершенство налогового законодательства, его абстрактность, противоречия положений ряда статей и повторы в части проведения налогового контроля оставляет широкие возможности для усмотрения налоговых органов. Ограничению усмотрения налоговых органов при осуществлении налогового контроля будет способствовать судебный контроль; материальная ответственность за ущерб, причиненный неправомерными действиями; совершенствование норм, регулирующих процедуры налогового контроля.[35]

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 3089 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Полномочия налоговой при проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here