Постановление правительства упрощенная система налогообложения

Глава 26.2 НК РФ Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН — упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) для физических и юридических лиц позволяет существенно упростить налоговую отчётность с одновременным понижением размеров уплачиваемых налогов. Согласно мнению экспертов, именно упрощенная система налогообложения в 2017 году стала самым популярным форматом осуществления коммерческой деятельности предпринимателей и организаций. Однако стоит учитывать, что такая форма налогообложения имеет свои ограничения, а некоторых случаях является экономически невыгодной схемой. В любом случае, прежде чем перейти на УСН с общей системы налогообложения, ЕНВД или с патента, необходимо взвесить все «за» и «против».

А что с НДФЛ в 2020 году?

По НДФЛ запланировано много новшеств: и изменение сроков по сдаче отчетности, и введение новых контрольных соотношений для отчетов по НДФЛ, и обновление правил для сдачи электронной отчетности. Подробнее об этом и не только мы писали в статье «НДФЛ — 2020: основные изменения».

Упрощенная система налогообложения

Наряду с общим режимом налогообложения, законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предоставляют налогоплательщикам облегченные способы исчисления и уплаты налогов, представления налоговой отчетности. Один из наиболее популярных спецрежимов – упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО или УСО). Упрощенке в Налоговом кодексе посвящена гл. 26.2. УСН. Что это такое простыми словами, и в чем особенности этого налогового режима, расскажем в нашей консультации.

Преимущества упрощенной системы налогообложения

Как гласит Налоговый Кодекс РФ, УСН позволяет консолидировать все налоги в едином платеже, исчисляемом согласно результатам деятельности в конкретном налоговом периоде. Применение упрощенной системы налогообложения сопровождается следующими положительными моментами:

  • возможность выбора из двух вариантов налогообложения «Доходы» и «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;
  • отсутствие необходимости ведения бухгалтерской отчётности (только для индивидуальных предпринимателей);
  • более низкие налоговые ставки;
  • возможность вычета из полученного дохода суммы уплаченных страховых взносов (при использовании схемы «Доходы минус расходы»);
  • отсутствие необходимости доказательства обоснованности указанных расходов при камеральных проверках;
  • возможность снижения налоговой ставки региональными законодательными актами;
  • редкость выездных налоговых проверок

Уплата НДС при этой системе налогообложения необходима только в случае ввоза продукции на внутренний рынок РФ. Декларации в рамках упрощённой системы налогообложения подаются юридическими лицами до 31 марта и частными предпринимателями — до 30 апреля.

Переходный налоговый режим при превышении лимитов по УСН

В планах Минфина также освободить компании от необходимости восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН, в ситуации, когда они выходят за лимиты по максимальному уровню доходов и среднесписочной численности работников.

Сейчас для спецрежима действуют такие требования: не более 100 наемных сотрудников и доход не выше 150 млн руб. И ИП теряет право на применение «упрощенки» в случае выхода за рамки этих лимитов.

В 2020 году Минфин предлагает установить «вилку» доходов и численности персонала:

  • по доходам — от 150 до 200 млн руб.;
  • по численности персонала — от 100 до 130 наемных сотрудников.

Инициатива законодателей заключается в следующем: если компания в течение года выходит за рамки нижнего уровня лимитов, то он не лишается права применять УСН, но обязуется уплачивать повышенную налоговую ставку:

  • для УСН «доходы» — 8 % (вместо 6 %);
  • для УСН «доходы минус расходы» — 20 % (вместо 15 %).

Если в следующем году, после того как были превышены установленные лимиты, предприниматель возвращается к первоначальным лимитам, то по итогам следующего года налог он уже платит по стандартным ставкам — 6 % и 15 %.

Возможность применять УСН теряется в случае нарушения лимитов второго уровня.

Разъяснения по УСН

  • для обществ с ограниченной ответственностью все налоговые выплаты должны осуществляться исключительно безналичными расчётами;
  • необходимо документальное подтверждение расходов, вычитаемых из дохода;
  • наличие ограничений на расходы, на которые можно уменьшать базу налогообложение (перечень в ст. 346.16 НК РФ).
  • необходимость ведения бухгалтерского учёта юридические лицами;
  • низкая вероятность официального партнёрства с индивидуальными предпринимателями и организациями, которые являются плательщиками НДС;
  • необходимость своевременной уплаты авансовых платежей согласно данным Книги учёта расходов и доходов;
  • требование ведения кассовых операций согласно пункту 4 статьи 346.11
  • определённые НК РФ для УСН ограничения:
    — для индивидуальных предпринимателей: количество персонала должно быть менее 100 человек, доход менее 1,5 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств менее 150 млн. рублей.
    — для коммерческих организаций (ООО и т.д.): отсутствие филиалов, долевое участие других компаний не более 25%. Для перехода на УСН существует ограничение доходов за последние 9 месяцев деятельности — 112,5 млн. рублей.

И ещё один важный момент – применять УСН не могут организации и предприятия, перечисленные в реестре статьи 346.12 (3) НК РФ. При переходе на упрощённую систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель обязаны уведомить налоговые органы в установленном порядке и в установленные сроки, определенные в пунктах 1 и 2 статьи 346.13.

Упрощенная система налогообложения в 2017 году неизбежно будет продолжать законодательную эволюцию с учётом общественного мнения и судебной практики налоговых споров.

Минфин России подготовил поправки в НК РФ, устанавливающие переходный период для налогоплательщиков, которыми не соблюдены условия применения УСН

Переходным периодом смогут воспользоваться налогоплательщики на УСН, у которых по итогам отчетного налогового периода не соблюдены условия применения данного налогового режима:

— доходы превысили 150 млн рублей, но не более чем на 50 млн рублей

— и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек.

В течение переходного периода налогоплательщик применяет УСН с учетом установленных особенностей.

В частности, налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», — с 15 до 20 процентов.

Налогоплательщик утратит право на применение УСН, если его доходы превысят 200 млн рублей или средняя численность работников превысит установленное ограничение более чем на 30 человек.

Закон об упрощенной системе налогообложения планируется изменить!

М.А.Пархачева,
генеральный директор ЗАО Консалтинговая группа «Экон-Профи»

Правительство России внесло в Государственную Думу новый законопроект, касающийся внесения изменений в еще не вступившую силу главу 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» (данная глава НК РФ начинает свое действие с 1 января 2002 г.).

Читайте так же:  Оптимальная сумма выплаты дивидендов

Что же правительственный законопроект предлагает изменить в налогообложении организаций, переходящих с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения?

Бухгалтерский учет можно не вести

Предлагаемым законопроектом решается очень больной для налогоплательщиков вопрос о том, надо ли вести бухгалтерский учет организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим «упрощенку».

Напомним, что в настоящее время бухгалтерский и налоговый учет представляют собой самостоятельно существующие системы, преследующие разные цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внутри которых регулируются различными государственными органами. Соответственно обязанность ведения бухгалтерского учета не зависит (и не должна зависеть) от того, какой режим налогообложения применяет конкретная организация.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России, других федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства России (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете его действие распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В то же время граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не обязаны вести бухгалтерский учет, поскольку согласно п. 2 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете им разрешено вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Подобная норма предусмотрена сегодня и в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», поскольку п. 4 ст. 1 указанного закона предусмотрено, что организациям — субъектам малого предпринимательства предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Однако с 1 января 2003 г. этот закон утратит силу.

Исходя из изложенного ясно, что организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, всё-таки придется вести бухгалтерский учет.

Такая позиция, видимо, не устраивает Правительство России, поскольку основная цель упрощенной системы налогообложения — максимально упростить как ведение учета, так и порядок исчисления налогов для небольших организаций. В связи с этим им предлагается внести изменения в Закон о бухгалтерском учете, дополнив указанную выше ст. 4 пунктом 3 следующего содержания:

«3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете».

Обратите внимание на то, что из предложенной выше формулировки закона следует, что в случае, когда организация будет применять упрощенную систему налогообложения, она освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета, при этом никто не может запретить ей вести такой учет (особенно, если на этом будет настаивать ее собственник).

Кроме того, даже освободившись от обязанности ведения бухгалтерского учета, организации все равно придется вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете и принятыми в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01) и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н (далее — ПБУ 14/2000).

Представляется, что такая позиция связана с наличием у организаций ограничения в 100 миллионов руб. по стоимости основных средств и нематериальных активов, не позволяющего применять упрощенную систему налогообложения (подробнее об этом рассказано ниже).

НДС при ввозе товаров надо платить

В действующей редакции ст. 346.11 главы 26.2 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты ряда налогов, включая НДС (кроме случая, когда речь идет об исполнении обязанностей налоговых агентов в отношении каких-либо налогов).

Законопроектом это положение корректируется. Правительство России предлагает уточнить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением случая ввоза товаров на таможенную территорию России. Это означает, что «таможенный» НДС придется платить всем (если, конечно, поправки будут приняты Государственной Думой).

Перечень расходов изменен

Законопроектом предусматривается внести ряд изменений в ст. 346.16 НК РФ, определяющую закрытый перечень расходов, учитываемых при налогообложении единым налогом.

Во-первых, законопроектом предлагается изменить ныне действующий п. 11 ст. 346.16 НК РФ, полностью дублирующий аналогичную норму, предусмотренную п. 4 той же статьи (и в том и в другом случае речь идет об арендных платежах за арендуемое имущество). В пункт 11 планируется включить расходы в виде сумм таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством. В ныне действующей редакции такие затраты не предусмотрено включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении единым налогом.

Во-вторых, планируется дополнить п. 1 ст. 346.16 НК РФ еще одним новым подпунктом, позволяющим включать в состав расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Если такой пункт будет внесен законодателем, налогоплательщики смогут учитывать при налогообложении единым налогом налог на рекламу, транспортный налог и другие налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиками.

В-третьих, в п. 2 ст. 346.16 НК РФ планируется внести исправления юридического характера, связанные с тем, что в действующей редакции указанного подпункта законодатель в отношении учета процентов за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) отсылает к порядку, предусмотренному НК РФ для исчисления налога на прибыль, не указывая при этом какими конкретно нормами руководствоваться. В новой редакции предлагается прямо отослать налогоплательщика к ст. 269 НК РФ, регулирующей особенности отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам и устанавливающей порядок включения процентов по долговым обязательствам в состав расходов (в общем случае — в пределах ставки рефинансирования ЦБ России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте).

Ряд поступлений можно не учитывать в качестве доходов

Изменяя состав расходов, одновременно предлагается внести изменения и в состав доходов, а именно: не учитывать при определении объекта налогообложения по единому налогу те доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль и закреплены в ст. 251 НК РФ в виде закрытого перечня.

Читайте так же:  Налог на автомобиль долг

К таким доходам относятся: имущество и имущественные права, полученные в виде залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, взносы (вклады) в уставный (складочный) капитал, денежные средства и имущество, поступившее к посреднику в связи с исполнением обязательств по договорам комиссии, агентирования и иным аналогичным договорам, средства целевого финансирования и целевых поступлений и т.д.

Уточнен имущественный критерий, не позволяющий применять упрощенную систему налогообложения

Одним из параметров, ограничивающим применение упрощенной системы налогообложения, является имущественный критерий. Согласно ныне действующей редакции пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 миллионов руб.

Устанавливая ограничение по стоимости амортизируемого имущества, законодатель не уточняет его понятие в целях применения упрощенной системы налогообложения и не определяет, какую именно стоимость имущества — первоначальную (восстановительную) или остаточную (с учетом сумм начисленной амортизации) — следует использовать при определении права на применение упрощенной системы налогообложения.

Это предлагается сделать в новой редакции закона, внеся следующие изменения:

  1. понятие «амортизируемое имущество» заменить понятием основные средства и нематериальные активы;
  2. в качестве критерия, ограничивающего применение упрощенной системы налогообложения, использовать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов

При этом все указанные выше понятия следует применять в том смысле, какое им придается законодательством о бухгалтерском учете (а не налоговым законодательством). Представляется, что ничего хорошего в такой ситуации налогоплательщика не ожидает, поскольку для того чтобы вести учет основных средств и нематериальных активов согласно законодательству о бухгалтерском учете, ему придется вызубрить ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000. Причем такая обязанность вовсе не избавит его от изучения 25 главы НК РФ, посвященной налогу на прибыль.

Это связано с тем, что для учета основных средств при применении упрощенной системы налогообложения предусмотрены особенности, связанные с необходимостью:

— пересчета налоговой базы исходя из положений главы 25 НК РФ и уплатой дополнительной суммы налога и пени при реализации (передаче) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения 3 лет (по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет) с момента их приобретения (пп. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ);

— пересчета налоговой базы исходя из положений главы 25 НК РФ и уплатой дополнительной суммы налога при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую (п. 3 ст. 346.24 НК РФ).

В данной ситуации остается надеяться, что возникшая проблема все-таки будет решена законодателем в пользу налогоплательщика.

В заключение хотелось бы остановиться еще на некоторых изменениях, носящих уточняющий характер существующих норм.

Во-первых, предлагается заменить фразу «стоимость амортизируемого имущества» на фразу «остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете» также и для случая вынужденного перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения. Такой переход обязателен, если рассматриваемая стоимость имущества, исчисленная по итогам налогового (отчетного) периода, превысит лимит в 100 миллионов руб.

Во-вторых, несколько видоизменена норма, ныне предусматривающая, что налогоплательщики, совершившие вынужденный переход к общей системе налогообложения, освобождаются от уплаты ежемесячных авансовых платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение того квартала, в котором совершен переход. В новой редакции предлагается освободить налогоплательщиков не от уплаты авансовых платежей, а от пеней и штрафов за несвоевременную уплату указанных платежей в течение того же периода.

В-третьих, отдельные уточнения, исключающие положения, касающиеся уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, предлагается внести в главу 24 НК РФ «Единый социальный налог». Видимо, это связано с тем, что налогоплательщики, использующие упрощенную систему, с 1 января 2003 года не являются плательщиками ЕСН.

В заключение напомним, что в данном случае рассматриваются только предложения Правительства России, переданные в Государственную Думу для первого чтения. Учитывая, что в ходе трех обязательных чтений законопроект может значительно измениться (как, например, это было в отношении налога на прибыль), предлагаем читателям в дальнейшем самостоятельно следить за соответствующими изменениями.

В то же время заинтересованные лица могут уже сейчас записаться на семинар, проводимый с участием автора статьи 5-6 декабря 2002 г. и посвященный изменениям законодательства в 2003 г., весь первый день которого будет рассматриваться упрощенная система налогообложения. Более подробная информация представлена на сайте www.econ-profi.ru

Марина Пархачева, Генеральный директор Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (ст.ст. 346.11 — 346.25.1)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ раздел VIII.1 части второй настоящего Кодекса дополнен главой 26.2, вступающей в силу с 1 января 2003 г.

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 26.2 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ
«Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2001 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.

Принят Государственной думой 8 декабря 1995 года

Одобрен Советом Федерации 20 декабря 1995 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ с момента введения единого налога на вмененный доход законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ настоящий Федеральный закон применялся в части, не противоречащей названному Федеральному закону

О порядке применения настоящего Федерального закона см.

приказ Минфина РФ от 15 марта 1996 г. N 27

письмо Госналогслужбы РФ от 6 февраля 1996 г. N НП-6-02/77

письмо Госналогслужбы РФ от 16 января 1996 г. N ПВ-6-01/27

Видео (кликните для воспроизведения).

письмо Госналогслужбы РФ от 3 октября 1996 г. N 02-01-17

письмо МНС РФ от 24 декабря 2001 г. N 22-1-14/565-АИ937

письмо МНС РФ от 4 июня 2002 г. N 22-1-15/801-Ф491

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц (далее — организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).

Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость бюджетного учреждения

29 декабря 1995 г.

Закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих в их филиалах и подразделениях, работающих по гражданско-правовым договорам) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Под действие такой системы не подпадают субъекты: 1) занятые производством подакцизной продукции; 2) созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; 3) кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется на добровольной основе и осуществляется в установленном законом порядке.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Объектом обложения единым налогом в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (ставки: 10% в федеральный бюджет, не более 20% в бюджет субъекта и местный бюджет), или валовая выручка, полученная за отчетный период (ставки: 3,33% и 6,67% в бюджеты соответствующих уровней). Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.

Предусмотрены положения об ответственности субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 11 января 1996 г. N 5, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 15

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П норма пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку — по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на ее основе правоприменительной практикой, — она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ с момента введения единого налога на вмененный доход законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей названному Федеральному закону

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2002 г.

УСН – 2020: основные изменения

На то, чтобы сделать еще проще жизнь «упрощенцев», у Минфина много планов. Некоторые инициативы, как, например, отмена декларации, активно обсуждались в течение 2019 года. Но есть и те, которые вызвали бурную критику — в частности, расширение перечня объектов, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Остановимся на них подробнее.

Страховые взносы в 2020 году

Суммы фиксированных взносов в пенсионный фонд и на медицинское страхование вырастут в 2020 году и в общем объеме составят 40 874 руб., из которых ИП «за себя» придется заплатить:

  • в ПФР — 32 448 руб. (если величина дохода не превышает лимит в 300 000 руб.);
  • в ФОМС — 8 426 руб.

Подробнее об уплате страховых взносов в 2020 году читайте в отдельной статье.

Сдавайте отчетность в три клика. Сервис сам готовит платежки в ПФ и ФОМС, уменьшает налог на взносы и формирует отчеты.

Как считать налог

Налог на упрощенке определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При УСН налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения по упрощенке.

При объекте «доходы» налоговой базой является денежное выражение доходов организации или ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ)

Если объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговой базой по УСН в данном случае будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Какой объект выбрать, зависит от величины расходов на УСН, ведь если расходов на упрощенке нет или они незначительны, то использовать УСН «доходы минус расходы» нецелесообразно.

Объект нужно выбрать при переходе на УСН. Впоследствии его можно менять хоть каждый год.

Налоговая декларация при УСН

Срок сдачи налоговой декларации по упрощенке для организаций – не позднее 31 марта следующего года. Для ИП этот срок удлинен: декларация за год должна быть представлена не позднее 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При этом если последний день сдачи декларации приходится на выходной, крайняя дата переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При прекращении деятельности по УСН организация и ИП в течение 15 рабочих дней после даты прекращения подают в свою налоговую инспекцию уведомление об этом с указанием даты прекращения деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Декларация на УСН в таком случае подается не позднее 25-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если в период применения УСН упрощенец перестал удовлетворять условиям применения этого спецрежима, налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором право применения упрощенки было потеряно.

Ставки на упрощенке

При УСН процентные ставки налога также зависят от объекта налогообложения (ст. 346.20 НК РФ) и различны для УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы»:

Объект налогообложения Ставка, %
Доходы 6 Доходы минус расходы 15

Указанные выше ставки являются максимальными. Законами субъектов РФ ставки УСН «доходы» и «доходы минус расходы» могут быть понижены:

Объект налогообложения Минимальные ставки, установленные субъектом РФ
Доходы 1 Доходы минус расходы 5

Так, к примеру, Законом г. Москвы от 07.10.2009 № 41 понижена ставка УСН при объекте «доходы минус расходы» до 10% для некоторых видов деятельности при условии, что выручка по этому «льготному» виду деятельности составляет 75% и более за отчетный (налоговый) период. К таким видам деятельности относятся, в частности, обрабатывающие производства, предоставление социальных услуг, деятельность в области спорта, растениеводство и животноводство.

Читайте так же:  Узнать налоги по ип на сайте налоговой

Каникулы для ИП и малого бизнеса

В 2020 году для впервые зарегистрировавшихся ИП на УСН будут последний год действовать налоговые каникулы, которые позволят им применять нулевые налоговые ставки. Воспользоваться льготой можно не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. При этом деятельность предпринимателя должна быть связана с производством, социальной сферой или наукой (подробности лучше уточнить в конкретном субъекте). Кроме того, есть еще одно условие, без которого налоговые каникулы действовать не будут: доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется нулевая налоговая ставка, должна составлять не менее 70 % от общего дохода ИП.

Со списком субъектов, где действуют налоговые каникулы, можно ознакомиться в этой статье.

Для ИП и ООО младше 3-х месяцев на УСН, ЕНВД и патенте в подарок — год бухгалтерии с мастером первичных документов и консультации бухгалтера-эксперта.

В 2020 году продолжат действовать и надзорные каникулы. Малый бизнес может спокойно вести деятельность до 31 декабря 2020 года, так как на плановые проверки в отношении них, как установил Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, будет действовать запрет.

Доходы и расходы при УСН

Состав расходов, которые упрощенец имеет право учесть на этом спецрежиме, приведен в ст. 346.16 НК РФ. Этот перечень является закрытым.

Важной особенностью признания доходов и расходов на УСН является тот факт, что используется «кассовый» метод. «Кассовый» метод учета доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, и расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Что такое УСН-онлайн?

В 2019 году ФНС ввела в официальные сообщения такой термин, как «УСН-онлайн».

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин летом 2019 года сообщил, что предприниматели на спецрежиме УСН-онлайн и применяющие онлайн-кассы смогут в 2020 году избавиться практически от всей отчетности. В этом случае налоговая сама рассчитает сумму налога по данным, которые передают онлайн-ККТ, и пришлет уведомление на уплату.

По сути, УСН-онлайн означает лишь то, что малый бизнес, который работает на УСН и использует в расчетах ККТ, освободят от заполнения отчетности. Такие компании смогут в будущем не вести книгу учета доходов и расходов. Но пока конкретики по этому вопросу нет, они по-прежнему должны вести книгу учета и составлять декларации.

УСН в 2019 году

Максимальный доход по УСН для организаций и ИП в 2019 году не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В противном случае право на применение системы налогообложения УСН теряется.

По итогам каждого отчетного (квартал) и налогового (год) периода в 2019 году плательщик на УСН должен сравнивать свои доходы с предельным доходом.

Плательщик УСН, у которого в 2019 году превышен предел доходов, перестает быть упрощенцем с 1-го числа квартала, в котором это превышение допущено. Он переходит к уплате налогов по ОСН или ЕНВД, если условия деятельности позволяют применять этот спецрежим. При этом для перехода на ЕНВД необходимо подать в налоговую инспекцию Заявление (утв. Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected] ) в течение пяти рабочих дней с момента начала вмененной деятельности. Если о превышении стало известно позже, чем по истечении пяти дней после окончания квартала, то до подачи Заявления организация или ИП становятся налогоплательщиками на ОСН.

Онлайн-кассы для «упрощенцев» в 2020 году

Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ, в следующем году «упрощенцев» коснутся два основных изменения.

1. Те, кто торгует товарами через торговые автоматы, обязаны с 1 февраля 2020 года отражать на дисплее таких торговых автоматов QR-коды. Эти коды нужны покупателю для скачивания — так он сможет получить свой кассовый чек.

2. Те, кто продает маркированные товары, должны применять специальные фискальные накопители, передающие данные о кодах маркировки. Если компания уже сейчас используете фискальный накопитель, то его можно применять до истечения срока действия. После этого нужно будет купить новый фискальный накопитель, передающий данные о кодах маркировки.

Закажите фискальный накопитель в зависимости от вида бизнеса. Доставим, заменим, подключим.

Минимальный налог при УСН

Если упрощенец выбрал объект «доходы минус расходы», то по итогам года вместо обычного налога ему придется платить минимальный налог при выполнении следующего условия:

(Доходы – Расходы) * Ставка УСН 25-го числа следующего за кварталом месяца, а также налог по итогам года не позднее 31 марта (для организаций) и 30 апреля (для ИП). При перечислении налога в платежке в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации (КБК) налога по УСН.

КБК для УСН можно найти в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина от 08.06.2018 N 132н). Так, для УСН с объектом налогообложения «доходы» общий КБК на 2019 год 182 1 05 01011 01 0000 110.

Однако при уплате в бюджет необходимо указывать конкретный КБК УСН в зависимости от того, уплачивается ли сам налог, пени по налогу или штраф по УСН. Так, КБК УСН «6 процентов» в 2019 году следующие:

Вид платежа КБК
Налог 182 1 05 01011 01 1000 110 Пени 182 1 05 01011 01 2100 110 Штраф 182 1 05 01011 01 3000 110

При этом КБК УСН «доходы» в 2019 году для ИП и организаций один и тот же.

Если упрощенец в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то КБК УСН «доходы минус расходы» для ИП и организаций в 2019 году следующие:

Вид платежа КБК
Налог 182 1 05 01021 01 1000 110 Пени 182 1 05 01021 01 2100 110 Штраф 182 1 05 01021 01 3000 110

Минимальный налог по УСН по ставке 1% от своих доходов упрощенец уплачивает по тем же КБК, что и обычный налог при УСН «доходы минус расходы».

Какие налоги заменяет УСН

Применение упрощенной формы налогообложения для ООО освобождает его в общем случае от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП не платит НДФЛ со своих предпринимательских доходов, а также налог на имущество с предпринимательской недвижимости и НДС. В то же время упрощенцы уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Организации на УСН могут признаваться налоговыми агентами по НДС или налогу на прибыль, платят земельный и транспортный налог, а в отдельных случаях и налог на имущество. ИП на упрощенке также должен исполнять обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, если он нанимает на работу сотрудников, то удерживает и перечисляет НДФЛ с их вознаграждения в порядке, который предусмотрен гл. 23 НК РФ. Также важно разделять предпринимательскую деятельность ИП и его деятельность как обычного гражданина. Например, предпринимательские доходы ИП на УСН не облагаются НДФЛ, но доходы физического лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, облагаются НДФЛ в обычном порядке. По общему правилу налог на имущество, транспортный и земельный налоги предприниматель платит как обычное физлицо по уведомлениям из ИФНС. Кроме того, предприниматели и организации на упрощенной системе платят НДС при импорте товаров (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В этом и состоит упрощенное налогообложение на УСН.

Читайте так же:  Срок давности валютный контроль

Основной налог для организаций и ИП на УСН – это собственно «упрощенный» налог.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

В сентябре 2019 года был принят Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ, который в числе прочих изменений значительно дополнил перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Изменения коснулись пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Позже президентом был подписан Федеральный закон от 28.11.2019 № 379-ФЗ, который уточнил расширенный перечень объектов. Так, с 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадут следующие объекты:

  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения (офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания);
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Судя по всему, цель новшества заключается в том, чтобы прикрыть серые схемы, которыми пользуются компании, чтобы в ряде случаев не платить налог с имущества. Так, если компания учитывает объект как товар, то она платит налог, а если как основное средство, то не платит. Этой лазейкой компании и пользовались. В результате получалось, что недвижимость, которую они покупали для перепродажи, они учитывали как основное средство и, следовательно, не платили c него налог.

Изменения в законодательстве подразумевают, что компании будут платить налог на имущество с любого жилья, собственниками которого являются, а также с гаражей, строений на земельных участках и других объектов, перечисленных выше.

Предельные базы для исчисления страховых взносов в 2020 году

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством устанавливается сумма, не превышающая 912 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2020 года.

Предельная величина базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование — сумма, не превышающая 1 292 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2020 года.

Отмене декларации быть или не быть?

Весь 2019 год активно обсуждалась новость о возможной отмене декларации по УСН. Но пока законопроект, предполагающий внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, завис на этапе общественных обсуждений с 14 марта 2018 года.

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Минфин обозначил снижение административной нагрузки на предпринимателей за счет отмены представления налоговых деклараций ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы», так как они и так в обязательном порядке применяют ККТ, которая передает фискальные данные в налоговые органы. И по сути декларация дублирует функцию.

Но пока декларация по УСН (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 26.02.2016 N ММВ-7-3/[email protected]) по-прежнему должна представляться ИП не позднее 30 апреля (ст. 346.23 НК РФ). И если ее отмена произойдет, то уже не раньше 2020 года.

Кто может применять УСН

Не все организации и ИП могут применять УСН. Не имеют права применять упрощенку в 2019 году, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организаторы азартных игр;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

Полный перечень лиц, которые не могут применять УСН в 2019 году, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет на УСН

Организация, находящаяся на упрощенке, обязана вести бухгалтерский учет. Упрощенец-предприниматель сам решает, вести ему учет или нет, ведь обязанности такой у него нет (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ ).

ООО на УСН ведет бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ , Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими правовыми актами.

Напомним, что налоговый учет упрощенцы ведут в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (КУДиР) (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н), по «кассовому» методу.

В этом принципиальное отличие подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета при УСН. Ведь по общему правилу в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности организации должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств (метод «начисления»).

Те упрощенцы, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства и не обязаны проходить обязательный аудит, могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Применяя упрощенный бухучет, ООО может сблизить бухгалтерский и налоговый учет, ведь упрощенный порядок дает возможность использовать «кассовый» метод в отражении хозяйственных операций. Особенности ведения бухгалтерского учета по «кассовому» методу можно найти в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Годовая бухгалтерская отчетность упрощенца состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Те организации и ИП на УСН, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная на взгляд упрощенца информация (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Источники

Постановление правительства упрощенная система налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here