Права налоговой инспекции при выездной проверке

В рамках выездной проверки налоговая инспекция может затребовать и не относящиеся напрямую к проверяемому налогу документы

AndreyPopov / Depositphotos.com

В рамках выездной налоговой проверки правильности исчисления НДС у налогоплательщика были затребованы документы, по его мнению не относящиеся к предмету проверки. Так, в требовании проверяющих были указаны оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки отдельных счетов бухгалтерского учета, главная книга, журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, табели учета рабочего времени сотрудников. По мнению проверяемой организации, инспекция истребовала избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки. Также, как отмечает налогоплательщик, согласно сложившейся судебной практике вышеуказанные документы не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты. Поэтому он обратился с жалобой в ФНС России о признании необоснованным истребования такого объема документации.

Налоговое ведомство отказало в удовлетворении по следующим основаниям 1 . В соответствии с положениями Налогового кодекса в ходе проведения выездной проверки налоговая инспекция вправе затребовать, а налогоплательщик обязан представить документы и информацию (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). При этом законодательством не установлен закрытый перечень документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения. Кроме того, поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки. А значит налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических материалов по причине того, что они по его мнению не относятся к предмету проверки.

О том, в каких случаях выездная проверка проводится на территории налоговой инспекции, читайте в материале «Место проведения выездной налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также ведомство указало, что на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу могут оказывать влияние косвенные обстоятельства, в том числе касающиеся возможного получения необоснованной налоговой выгоды. А значит, требуется оценка отдельных первичных документов и документов налогового или бухгалтерского учета, проверка их достоверности, правильности и полноты отражения на основании анализа данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, указанных в данных документах.

Позицию налоговых органов поддерживают и суды. Так, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. № 441-О-О выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

1 С текстом решения ФНС России от 19 июня 2019 г. № СА-4-9/[email protected] по жалобе налогоплательщика можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
Читайте так же:  Налог на прибыль общественных организаций

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Какие документы могут запросить налоговики во время выездной проверки

Что должно быть написано в решении о проведении проверки

1. Полное и сокращенное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

2. Предмет проверки — налоги, правильность исчисления и уплаты которых налоговый орган намерен проверить;

3. Периоды, за которые проводится проверка;

4. Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение ревизии.

Конечно, важны все четыре пункта. Но, для нас в данном случае наибольший интерес представляют пункты 2 и 3. Поскольку именно из их содержания мы понимаем, какие документы будут у нас запрашивать: по каким налогам (проверка тематическая или комплексная) и за какой период. Обратите внимание, что в предмете проверки должны быть указаны конкретные налоги, которые налоговые органы намерены проверить.

Важен аспект, который часто упускается из вида при проверке: налоговики проверяют только правильность формирования налоговой базы и исчисления налогов, а также своевременность их перечисления в бюджет. И все! Помните, что они не аудиторы.

На какие документы инспекторы имеют право

В требовании о предоставлении документов указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган в рамках выездной проверки может истребовать практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления.

Еще раз особое внимание на то, что истребуемые налоговиками документы должны иметь прямое отношение к предмету выездной проверки.

Читайте так же:  Финансовый контроль осуществляемый органами федерального казначейства

Задачи Федеральной налоговой службы

На 2017-2021 гг. ФНС раз­ра­бо­та­на стра­те­ги­че­ская карта ве­дом­ства, вклю­ча­ю­щая в себя цели, за­да­чи и необ­хо­ди­мые ме­ро­при­я­тия для их до­сти­же­ния.

К за­да­чам и целям ФНС на бли­жай­шие 5 лет от­не­се­ны, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие:

  • про­ти­во­дей­ствие укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов и стра­хо­вых взно­сов;
  • обес­пе­че­ние за­кон­но­сти, обос­но­ван­но­сти и мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ре­ше­ний, при­ни­ма­е­мых на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми и раз­ви­тие си­сте­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров;
  • со­кра­ще­ние вре­ме­ни на под­го­тов­ку и по­да­чу на­ло­го­вой от­чет­но­сти (от­чет­но­сти по стра­хо­вым взно­сам) на­ло­го­пла­тель­щи­ком (пла­тель­щи­ком стра­хо­вых взно­сов);
  • рас­ши­ре­ние спек­тра сер­вис­ных услуг и по­вы­ше­ние ка­че­ства об­слу­жи­ва­ния;
  • со­вер­шен­ство­ва­ние элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия и уда­лен­но­го до­сту­па, мак­си­маль­ный пе­ре­ход на те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ка­на­лы связи;
  • сбли­же­ние на­ло­го­во­го и бух­гал­тер­ско­го уче­тов;
  • раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

Как обезопасить бизнес при дроблении

Правило первое: никакого стихийного открытия новых компаний. Оптимизация налогов — это проект. Необходимо провести подготовку к этому проекту и заранее определиться с числом участников новой бизнес-структуры.

Правило второе: никакой аффилированности юридических лиц. Во внимание берется не только прямая аффилированности, но и косвенная. Необходимо избегать нерыночных условий сделки, одинаковых сотрудников в организациях, одинаковой штатной бухгалтерии в организациях и т.п.

Правило третье: разделение бизнеса необходимо обосновывать деловыми целями. Например, компании в составе Группы могут продавать разные виды товаров, или их деятельность разграничена по территориальному признаку.

Правило четвертое: самостоятельность ведения деятельности каждого участника. Отсутствие самообеспечения — главная придирка налоговиков, наряду с взаимозависимостью. Каждый участник является самостоятельной бизнес — единицей, т. е. на балансе есть основные средства, он несет расходы, имеет расчетный счет и профильных специалистов в штате.

Одно из важнейших доказательств умысла — формальный документооборот. Всегда должны быть готовы и оформлены документы. В актах выполненных работ, накладных полная информация об услугах и товаре.

Что требовать инспекторы не имеют права

По этому поводу достаточно судебной практики, одно из последних – постановление АС МО от 09.02.2015 № Ф05-17110/2014.

Я же приведу прямые нормы НК РФ по данному поводу (практически, это готовый текст возражений на запросы налогового органа):

  • налоговый орган вправе истребовать документы, обязанность ведения которых установлена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • эти документы должны содержать информацию, служащую основанием для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • в ст. 126 НК РФ нет упоминания о возможности привлечения к налоговой ответственности за непредставление документов, не предусмотренных налоговым законодательством. Следовательно, при истребовании документов, которые не соответствуют указанным критериям, их представление будет являться правом, а не обязанностью компании (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ);
  • ФНС России указывает, что налоговые органы не вправе истребовать отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо от 13.09.2012 №АС-4-2/[email protected]).

Суды также приходят к выводу о том, что истребование бухгалтерских документов, не являющихся первичными, неправомерно. А предъявление штрафных санкций за их непредставление незаконно (в частности, постановление ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15).

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Сколько хранить документы

Буквально в прошлом году было опубликовано письмо Минфина на эту тему (от 23.03.2016 №03-02-08/16273). Коротко о том, что пишет Минфин в этом письме:

  • в данном документе речь идет о хранении первички, связанной с исчислением и уплатой налогов;
  • в связи с этим, чиновники, ссылаясь на пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, говорят о необходимости хранения таких документов в течение не менее четырех лет;
  • при этом речь идет не только о документах, хранящихся на бумажном носителе, но и об электронных;
  • также в части порядка хранения (уничтожения) документов, чиновники ссылаются на Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 №526.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если в разных нормативных правовых актах установлены разные сроки хранения одного и того же документа, то определять срок хранения документа надо по тому акту, который предусматривает больший срок.

Читайте так же:  Налог ип упрощенка доходы минус расходы

Основные из специальных сроков хранения документов приведены в таблице.

Вид документа

Срок хранения

Документы, используемые для целей налогообложения, в т. ч. первичные документы и счета-фактуры

Четыре года после окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался для исчисления налога и составления налоговой отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письма Минфина от 02.03.2015 №03-02-08/10499, от 22.07.2013 №03-02-07/2/28610, от 30.03.2012 №03-11-11/104, Информация Минфина №ПЗ-13/2015 (п. 2)).

Например, документы по основным средствам надо хранить в течение четырех лет, следующих за годом, в котором ОС будет:

  • или полностью самортизировано (письмо Минфина от 12.02.2016 №03-03-06/1/7604);
  • или ликвидировано;
  • или продано. Если ОС продано с убытком, то документы по нему надо хранить в течение четырех лет, следующих за годом, в котором такой убыток был полностью включен в расходы для целей налогообложения.
Регистры налогового учета и налоговая отчетность (декларации, расчеты авансовых платежей, справки 2-НДФЛ и т.п.)

Пять лет после окончания периода, за который они составлены (ст. ст. 382, 392, 394, 396 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 №558). Документы, используемые для начисления и уплаты страховых взносов (расчетно-платежные (форма N Т-49), расчетные (форма N Т-51) и платежные (форма N Т-53) ведомости, кассовые и банковские документы по выплатам работникам, больничные, платежные поручения на перечисление взносов, расчеты по страховым взносам и т.п.)

Шесть лет после окончания года, в котором документ последний раз использовался для начисления страховых взносов и составления отчетности по ним (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Документы по личному составу (т.е. документы, отражающие трудовые отношения), в т.ч. трудовые договоры, личные карточки (форма N Т-2), лицевые счета (форма N Т-54) работников, приказы и распоряжения о приеме на работу, переводе, увольнении, премировании и т.п.

Документы, созданные (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):
  • до 2003 г., хранятся 75 лет со дня создания;
  • в 2003 г. и позже — 50 лет со дня создания.
Кассовые документы на выдачу зарплаты (в т.ч. расчетно-платежные (форма N Т-49) и платежные (форма N Т-53) ведомости)

Пять лет после окончания года, в котором составлен документ (ст. 412, п. 1.4 Перечня).

Но при отсутствии лицевых счетов (форма N Т-54) за этот год кассовые документы на выдачу зарплаты, созданные (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • до 2003 г., хранятся 75 лет со дня создания;
  • в 2003 г. и позже — 50 лет со дня создания.
Табели (графики), журналы учета рабочего времени

Пять лет после окончания года, в котором они составлены (ст. 586, п. 1.4 Перечня).

Но при отражении в документах по учету рабочего времени периодов работы во вредных или опасных условиях труда они хранятся (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • если созданы до 2003 г. — 75 лет со дня создания;
  • если созданы в 2003 г. и позже — 50 лет со дня создания.

Что делать, если вам назначили выездную налоговую проверку?

  • Оповестить ваших контрагентов, уточнить все ли живы.
  • Оповестить всех сотрудников организации о возможных вызовах на допросы в ФНС и ОБЭП. Необходимо созвониться с уволенными, сотрудниками, декретниками (их вызывают в первую очередь). Сотрудники должны знать, в какой организации они работают, кто принимал их на работу и какой у них оклад.
  • Провести уборку в помещениях.
  • Перед допросами обязательно вспомнить цепочку взаимоотношений. Кто принимал товар, кто отпускал его в производство или покупателю, в каких амбарных книгах это зафиксировано.
  • Проверить работу пропускной системы, видеорегистрации, вся ли информация там указана.
  • Помнить о доставке товара, оборудования, спецсредств. Эта цепочка также будет проверена ИФНС. Транспорт — важная составляющая в доказательствах.

Что учесть налогоплательщику?

Налогоплательщикам необходимо заранее подготавливать доказательства своей правоты. А именно реальности сделок, отсутствия умысла. Потом, когда-нибудь, вы не успеете, время будет утеряно.

При возможных рисках работы с недобросовестными контрагентами необходимо:

1. Своевременно выявлять сомнительных контрагентов.

2. Заключая сделку, готовить документы при должной осмотрительности. Нельзя делать подборку документов только по рисковым контрагентам. Информацию необходимо собирать по всем значительным сделкам: фото и видеосъемка приема товара, услуг; скриншоты сайтов, писем, ксерокопии коммерческих предложений.

3. Одним из важных доказательств реальности спорной сделки является дальнейшее использование сомнительного товара (услуги) в организации. Необходимо заранее формировать документы по списанию материалов в производство, формировать путевые листы. Продумать экономический смысл приобретения услуг. Нельзя накапливать виртуальный товар на складах, в конце года вы сдаете отчетность, и налоговые органы видят все ваши остатки.

4. Необходимо анализировать кредиторскую задолженность — на момент истечения срока исковой давности по договорам, сделки по ликвидированным компаниям. Вовремя делайте переуступки, зачеты встречных требований.

Как выявляется дробление?

  1. Разделенные организации осуществляют один вид деятельности, находятся по одному юридическому адресу, используют одни и те же помещения, персонал, имеют единую материально-техническую базу, одних заказчиков, представляют собой единый комплекс, вовлеченный в единый производственный процесс.
  2. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности одними лицами, оказание услуг одним исполнителем.
  3. Сотрудники организаций выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями, у сотрудников может быть одежда с единым логотипом.
  4. Организации совместно хранят бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности, используют единый IP-адрес.
  5. Расчетные счета компаний открыты одними и теми же лицами в одних и тех же банках.
  6. Товарно-материальным обеспечением занимается один менеджер по снабжению.
  7. В случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке» договоры с заказчиками либо расторгаются, либо заключаются дополнительные договоры с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях.

В своих актах налоговики пишут всю информацию, в которой есть хоть малейшая зацепка в вашей добросовестности, иногда сильно преувеличивая вашу причастность. Не надо пугаться. После акта следует ваше возражение.

Доказать свою правоту реально, если вы заблаговременно об этом позаботитесь, даже если ваш контрагент, по мнению налоговой, сомнительный, а подписи недостоверны.

Если вашим поставщиком является организация супруги, — не беда. Главное — доказать реальность операций, экономически обосновать хозяйственную деятельность.

Задача налогоплательщика — оспорить факты, приведенные в актах выездной или камеральной налоговой проверки, найти нарушения налоговых органов, которые они допустили при проведении проверки, и грамотно на основе законодательных актов написать возражение на акт.

Читайте так же:  Как оплатить налог с расчетного счета ип

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Что есть на вас у ФНС?

Рассмотрим информацию, которой сегодня владеет ФНС:

  1. Внутренняя информационная база ФНС.
  • Программный комплекс ФНС, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
  • АСК НДС-3, которая помогает налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц. С помощью этой программы можно видеть финансовые цепочки, в том числе, уплачен ли НДС в этих цепочках, находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица.
  • В ФНС для внутреннего пользования открыта информация по всем налоговым проверкам России, доказательная база инспекторов.

2. База ЗАГС, в которой можно проследить все родственные связи.

3. Информация, получаемая от банков, которые предоставляют аналитику по расчетным счетам, вас и ваших близких, данные по IP-адресам, с которых отправляются платежи.

4. ФНС контролирует все потоки наличности в онлайн-режиме, которые собираются в единую систему ФНС.

6. Информационные базы по сбору данных о маркированных товарах. С 2019 г. список товаров значительно увеличился.

7. Документы, полученные в рамках камеральных и выездных проверок, хранятся в районной инспекции до трех лет. Данными этих архивов инспекторы пользуются для проведения проверок в других районах и регионах. Они сопоставляют допросы одних и тех же людей в разный промежуток времени, анализируют ранее предоставленные документы и информацию.

Мероприятия, которые проводят для выявления нарушений налогоплательщиков, одинаковы как при выездной, так и при камеральной налоговой проверке:

  • Запрос, выемка документов
  • Допросы свидетелей в ФНС, ОБЭП, районная полиция
  • Экспертиза
  • Осмотр территории
  • Инвентаризация.

Оригиналы или копии?

  • проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;
  • выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.

Поэтому в ходе любой налоговой проверки налоговики проводят ревизию полноты и правильности исчисления налогов на основании копий документов, представленных налогоплательщиком. Однако, как показывает судебная практика, налогоплательщик вправе представить на проверку и подлинники документов. В качестве доказательства можно привести постановление ФАС УО от 04.02.2008 №Ф09-107/08-С3 по делу №А76-1221/07.

Полномочия ФНС при проведении проверки

Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

Полномочия налоговой службы

Запрашивать необходимые документы у вашей организации

Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты. Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки. Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов. Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью. При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

Производить выемку документов

В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

Проводить инвентаризацию имущества предприятия

А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

  • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
  • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

Проводить допрос

Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

Не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).

На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя. Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя. Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

Читайте так же:  Вид подтверждающего документа валютный контроль

Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Забрать могут даже единственное жилье. Как вести себя на выездной налоговой проверке?

  • Как инфоцыгане оставляют молодежь в долгах и мешают реальному бизнесу — Дмитрий Лихачев
Глава «Титановой долины» задержан при получении взятки
Пора говорить об «эффекте Дудя». Фильм про эпидемию ВИЧ в России посмотрели 12 млн чел.
«Зачем продали Сбербанк? Наш Дракон хочет экономического роста к 2021 году, году выборов»
Проект на 11 млрд руб. Обманутых дольщиков со всей области переселят в Екатеринбург

«Самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях». Ксения Фролова — о том, что делать до, после и во время налоговой проверки.

Управляющий партнер НПК «СТАТУС» Ксения Фролова рассказала, как налоговая выбирает претендентов на выездную проверку, какой информацией о вашей компании обладает ФНС и как вести себя, если вас все-таки пришли проверять.

— Список организаций-претендентов на выездную налоговую проверку определяется с помощью программы ФНС по внутренним показателям. Что принимают во внимание налоговики:

  1. Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  2. Убытки на протяжении нескольких лет (два года и более).
  3. Крайне низкая рентабельность, которая не мешает успешности бизнеса.
  4. Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  5. Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  6. Существенный рост расходов, выше роста доходов на протяжении долгого периода.
  7. Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.

Районная ФНС отрабатывает эти списки, выбирает наиболее перспективные и утверждает их в управлении. Если вам назначена выездная проверка, то инспектор знает основание доначислений, сумму доначислений и за счет чего эти доначисления будут изыматься. Таким образом, выездная налоговая проверка не назначается вслепую.

Также в 2018 г. в некоторых регионах инициаторами выездных проверок являлся ОБЭП. В доступе у ОБЭП базы ФНС, а именно, информация, которую отражает Программа АСК НДС-3. Как правило, свою работу ОБЭП начинает с поиска номинальных директоров в наиболее крупных организациях. Их вызывают повестками на допрос, в процессе которого добиваются признательных показаний о регистрации организации за вознаграждение. Таким образом, организации присваивается название «однодневка». Затем выясняют организации, по которым проходили крупные суммы сделок с «однодневками», и пишут уведомительные письма в налоговую об инициировании проверки совместно с ОБЭП. Налоговики в этом случае на своем уровне уже ничего не решают.

Какие доказательства приводят налоговики?

  1. Спорная компания не могла вести финансово-хозяйственную деятельность (минимальные налоги, отсутствие штата, не находится на юридическом адресе, нет имущества, транзитные операции, на допросе директор отрицает свою причастность к деятельности компании).
  2. Товар или услуга приобретены у третьего лица, не указанного в договоре, либо произведены вашей организацией без привлечения сторонних организаций.
  3. Услуги отсутствовали или экономически не обоснованы.
  4. Отсутствует подтверждение доставки товара или предполагаемое транспортное средство в этот день находилось в другом регионе, что подтверждается штрафом ГИБДД. Телефон, зарегистрированный на водителя, в это время также находился в другом регионе.
  5. Физические лица, которые должны были участвовать в бизнес-процессе заключения контракта, доставки, получения и оприходования товара отрицают, что они знают спорную организацию. И самое грустное — когда сами директора путаются в показаниях.
  6. Экспертиза подписей показала, что подпись недостоверна, либо налоговый инспектор сам выявил визуальное расхождение подписей.
  7. У ваших контрагентов выявлен транзитный характер операций по расчетному счету.

Методы взыскания недоимки:

  1. Взыскание недоимки с физического лица, которое получило денежные средства, имущество компании (ст. 45 НК РФ).
  2. Взыскание недоимки с фирмы, на которую был переведен весь бизнес (ст. 45 НК РФ).
  3. Субсидиарная ответственность при банкротстве и после его завершения, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и взыскание ущерба.

Арест может быть наложен даже на те активы директора, которые принадлежат не ему, а его семье и одновременно ему, в том числе даже на единственное жилье.

Источники

Права налоговой инспекции при выездной проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here