Предпосылки введения упрощенной системы налогообложения малого предпринимательства

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Сложность налоговой системы, включающей несколько десятков платежей, вызывает затруднения у малых предприятий в расчетах по многочисленным налоговым платежам, ведении бухгалтерского учета и отчетности в связи с отсутствием на них соответствующих квалифицированных работников. С учетом этих обстоятельств принят Федеральный закон от 29 декабря 1995г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

К субъектам малого предпринимательства, на которые распространено действие упрощенной системы, отнесены:

а) юридические лица (организации) с предельной численностью работающих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера), независимо от вида осуществляемой деятельности;

б) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).

Под действие упрощенной системы налогообложения не подпадают организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и др., для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения учета и отчетности.

Каждый из субъектов малого предпринимательства вправе самостоятельно, на добровольной основе избрать для себя упрощенную систему налогообложения, а также возвратиться к общей системе.

Однако организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом перехода на упрощенную систему налогообложения лишь при следующем условии: если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на упрощенную систему, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда (учитывая размер оплаты труда на первый день квартала, в котором подано заявление).

Упрощенная смстема налогообложения для организаций состоит в том, что вместо совокупности налогов всех трех уровней (федерального, субъектов Федерации и местных налогов и сборов) уплачивается единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Однако переход на упрощенную систему организаций не затрагивает обязанности уплаты следующих платежей: таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (к последним относятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Фонд занятости. Фонд обязательного медицинского страхования). Все перечисленные платежи уплачиваются в прежнем порядке.

При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей уплата подоходного налога с дохода физических лиц, полученного от осуществляемой предпринимательской деятельности, им заменяется на уплату стоимости патента на занятие этой деятельностью.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный$предприниматель считаются субъектами упрощенной системы налогообложения с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация согласно поданному заявлению о переходе на эту систему.

Объектом налогообложения единым налогом выступают:

а) совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал) или

б) валовая выручка, полученная за отчетный квартал.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и затратами на производство продукции (работ, услуг), на уплату отчислений в социальные фонды и другие, указанные в Законе.

Валовая выручка — сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и другие, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

Ставки единого налога. Законом установлены ставки налога по зачислению, во-первых, в федеральный бюджет и, во-вторых, в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.

Ставка налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, составляет 10% этого дохода, а в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20%.

Ставки налога по валовой выручке: налог, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, уплачивается в размере 3,33% суммы валовой выручки, а в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет — не более 6,67%.

Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Распределение единого налога между бюджетом субъекта Федерации и местным бюджетом производится органами государственной власти субъекта РФ.

Упрощенная система налогообложения сочетается с упрощенной системой учета и отчетности.

Официальным документом, удостоверяющим право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является латент. Он выдается субъектам малого предпринимательства сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

Рассмотренный порядок уплаты налогов не только делает его более доступным для налогоплательщика. По расчетам экономистов применение упрощенной системы налогообложения для малых предприятий ведет и к некоторому снижению налогов, сборов и других платежей, взимаемых с них. Такой порядок более удобен и для контроля за налогообложением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9070 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_58340_uproshchennaya-sistema-nalogooblozheniya-sub-ektov-malogo-predprinimatelstva.html

Упрощенная система налогообложения (УСН) субъектов малого предпринимательства

Налогообложение по упрощенной системе применяется в Республике Беларусь с 1998г. в соответствии с законом РБ «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» от 31 декабря 1997г. № 121-3 с целью создания условий для развития малого бизнеса. Основным фактором, сдерживающим развитие этой системы налогообложения, явилось условие обязательного приобретения патента с уплатой ежемесячных авансовых платежей, сумма которых нередко превышала сумму налога по упрощенной системе. Учитывая это, в марте 2007г. был принят указ Президента РБ №119 от 09.03.2007г. «Об упрощенной системе налогообложения». Цель данного указа – упрощение порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, создание благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности. Указом расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право применять УСН, за счет увеличения предельной численности работников с 15 до 100 человек и предельной величины валовой выручки до 2 млрд. руб. (с 2010 года – до 3,815 млрд. руб.) в среднем за год, а также отмены системы установления и уплаты патента.

Читайте так же:  Справка расчет налога на имущество

Согласно НК (глава 34) плательщиками налога по упрощенной системе могут стать организации и индивидуальные предприниматели (изъявившие желание перейти на УСН) при условии одновременного соблюдения критериев средней численности работников и валовой выручки в течениепервых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на применение УСН:

организации с численностью работников не более 100 человек (в среднем за период с начала года) и индивидуальные предприниматели, если валовая выручка составляет не более 2861250000 руб.

Упрощенная система налогообложения не распространяется на следующих хозяйствующих субъектов:

1)организации и индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, занимающихся игорным бизнесом, осуществляющим лотерейную, туристическую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в рамках простого товарищества, хозяйственной группы, в качестве резидентов свободных экономических зон, Парка высоких технологий;

2)организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность;

3)организации, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

4)индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог.

Уплата налога по упрощенной системе заменяет уплату большинства налогов, сборов (пошлин), отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды. При этом сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, отчислений:

-налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РБ;

-государственной пошлины, регистрационных и лицензионных сборов;

-оффшорного сбора и гербового сбора;

-обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

-НДС (кроме организаций с численностью до 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года не превышает 1090 млн. руб.)

-части прибыли (дохода) в бюджет – для республиканских и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долями государственной собственности в уставном фонде;

— налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям, не используемых в предпринимательской деятельности.

Упрощенная система предусматривает следующие варианты ставокупрощенного налога. Ставку 8% могут применять организации (с численностью до 15 человек) и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие НДС. Пониженная ставка — 6% установлена для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДС в общем порядке. В целях стимулирования развития производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры в сельской местности и малых населенных пунктах предусмотрено понижение ставки упрощенного налога с 8% до 5% — без уплаты НДС и с 6% до 3% — при условии уплаты НДС. Ставка налога при применении валового дохода в качестве налоговой базы – 15%.

Сумма налога при упрощенной системе определяется нарастающим итогом с начала года. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с уплатой НДС, ежемесячно исчисляют налог как произведение налоговой базы и ставки и не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию. Уплата налога по упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН без уплаты НДС, исчисляют и уплачивают налог ежеквартально.

Организации (с численностью до 15 человек) и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие НДС, имеющие валовую выручку не более 1090 млн. руб. за год, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут только учет в книге доходов и расходов субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Переход на УСН – это добровольный, а не обязательный акт. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на УСН с начала календарного года, для этого необходимо подать заявление соответствующей формы в налоговый орган не позднее 30 ноября предшествующего года. Возможно также применение УСН со дня государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.

Применение УСН прекращается и организации и индивидуальные предприниматели переходят на общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин) с месяца, следующего за месяцем, в котором:

1) не соблюдены критерии по численности и валовой выручке;

2) плательщики приняли решение об отказе от применения УСН (проинформировав налоговые органы не позднее, чем за 15 дней до начала следующего месяца).

Налогоплательщики, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на упрощенную систему.

Суммы налога, уплачиваемого по упрощенной системе, полностью зачисляются в местные бюджеты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10107 — | 7847 — или читать все.

http://studopedia.ru/21_10873_uproshchennaya-sistema-nalogooblozheniya-usn-sub-ektov-malogo-predprinimatelstva.html

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ [6].

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения [1, с.56].

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

УСН — это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Введение УСН было направлено на облегчение жизнедеятельности субъектов малого бизнеса, снижение налогового бремени для его развития, упрощение учетного процесса. Однако слишком много спорных моментов возникает при применении УСН. Вопросы возникают не только в связи с тем, что НК РФ содержит закрытый перечень расходов и отсутствует возможность учесть расходы, осуществляемые для получения реальных доходов. Обзор арбитражной практики за 2009 г. позволяет обозначить некоторые спорные моменты, возникающие в связи с применением этого специального налогового режима.

Читайте так же:  Выплата дивидендов по акциям форд

Добровольный переход на УСН осуществляется с начала нового налогового периода, для чего в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года в налоговый орган подается заявление установленного образца. В заявлении указывается информация о размере доходов организации за девять месяцев текущего года, среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов на 1 октября текущего года.

Условия перехода организаций на упрощенную систему налогообложения установлены ст. 346.12 и 346.13 НК РФ. В них, в частности, изложены следующие ограничения на применение УСН: размер полученных доходов. В период до 30.09.2012 г. для перехода на УСН размер доходов организации по итогам 9 месяцев года, предшествующего году использования УСНО, не должен превышать лимита 45 млн. руб. А вот начиная с 2013 г. при определении права на сохранение спецрежима нужно использовать прежний лимит в 20 млн. руб. с учётом индексации [2; с.32].

Большой плюс УСН — гораздо меньший, чем при общем режиме налогообложения, объем отчетности. С 1 января 2009 г. организациям, перешедшим на УСН, больше не нужно сдавать налоговые декларации по итогам отчетных периодов (в течение года по результатам каждого квартала). В налоговые органы представляется декларация только по итогам года. Сделать это нужно до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также в качестве преимуществ УСНО можно выделить следующее:

— ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме;

— отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС;

— необходимость подачи налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество);

— возможность выбрать объект налогообложения;

— уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету;

— упрощение налогового учета;

— уменьшение и упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.

Несомненно, все вышеперечисленные преимущества делают УСН весьма привлекательной для налогоплательщика. Однако для оценки целесообразности ее применения необходимо остановиться и на недостатках:

1) вероятность утраты права на применение УСН. В этом случае придется восстанавливать данные бухучета за весь период применения УСН;

2) отсутствие права открывать филиалы и представительства;

3) отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, страховой);

4) ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов;

5) ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы». Этот недостаток может оказаться решающим моментом при выборе режима налогообложения для компаний, в составе расходов которых много таких, которые не учитываются при расчете налоговой базы для единого налога, но учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации велика вероятность того, что сумма минимального налога будет больше суммы налога на прибыль;

6) включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые в последствие могут оказаться ошибочно зачисленными суммами. Учета в составе расходов только оплаченных затрат (например, невыплаченной заработной платы);

7) необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы»);

8) отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе при УСН.

9) необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при выборе объекта налогообложения доходы минус расходы). То есть, в отличие от налога на прибыль, единый налог платить придется в любом случае. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы минимального налога. Разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога п. 6 ст. 346.18 НК РФ разрешает включить в расходы при исчислении налоговой базы в следующих налоговых периодах, а также увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. По мнению Минфина это можно сделать только по итогам налогового периода (письмо Минфина РФ от 22.08.2008 г. №03-11-04/2/111). Однако, известны постановления судов, вынесших решение в пользу налогоплательщиков, принявших указанную разницу в расходы отчетного периода (например, Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2007 №Ф09-1703/07-С3) [3].

Долгое время вопрос о зачете авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, в счет уплаты минимального налога, вызывал споры. Связано это было с тем, что ст. 78 НК РФ до 01.01.2008 г. был предусмотрен зачет авансов только в рамках одного и того же бюджета или внебюджетного фонда. При этом сумма минимального налога распределялась между бюджетами ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС, в то время как 90% суммы единого налога поступало в бюджеты субъектов РФ. Это давало исполнительным органам формальное право отказывать в зачете части налога, распределяемой в бюджеты субъектов РФ [3].

В настоящее время на основании п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов, что дает налогоплательщикам право в полном объеме зачесть авансовые платежи по единому налогу в счет уплаты минимального налога. Для этого необходимо соблюсти нормы ст. 78 НК РФ и вместе с налоговой декларацией отправить в ИФНС письменное заявление о зачете авансов. Сделать это предпочтительнее заблаговременно, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 78 НК налоговые органы обязаны вынести решение о зачете в течение 10 дней с момента получения заявления.

Читайте так же:  Формы отчетности валютного контроля
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы перейти в 2012 г. на УСНО, организациям и предпринимателям необходимо было в период с 1 октября по 30 ноября 2011 г. подать соответствующее заявление в налоговые органы. Определять сумму доходов, которые организация получила за 9 месяцев работы (с 1 января по 30 сентября), нужно, как и прежде, в соответствии со ст. 248 НК РФ. То есть в расчет надо включать выручку от реализации (по правилам ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (по правилам ст. 250 НК РФ). Суммы НДС и акцизов в составе доходов не учитываются (п. 1 ст. 248 НК РФ). Следует обратить внимание на такой момент: если организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД, то полученные доходы от деятельности на ЕНВД учитываться в расчете не должны. Основание — п. 4 ст. 346.12 НК РФ.

Критерии, которым организация должна соответствовать при переходе на УСН, не изменились. Они перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В частности, не сможет перейти на УСНО, у которой:

— имеются филиалы или представительства;

— средняя численность работников за налоговый (отчётный) период превышает 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет свыше 100 млн. руб.;

— общий вклад в уставный капитал других организаций составляет более 25%.

Не могут перейти на УСН и организации, ведущие отдельные виды деятельности: банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. п.

Объект — доходы. В этом случае при расчете налога при УСН будет применяться ставка 6%. Такой объект налогообложения подходит тем организациям, у которых расходы составляют менее 60% от суммы полученных доходов.

Объект — доходы минус расходы. В данной ситуации при расчете налога, уплачиваемого при УСН, будет использоваться ставка, установленная местными органами власти, в пределах от 5 до 15%. Данный объект налогообложения подойдет тем компаниям, у которых доля расходов заведомо превышает 60% (и составит не менее 80%) от суммы полученных доходов. Обратите внимание: выбрав такой объект налогообложения, организация, возможно, будет вынуждена уплачивать минимальный налог. Например, в ситуации, когда сумма налога при УСН, исчисленная в указанном порядке, окажется меньше, чем величина, составляющая 1% от суммы полученных доходов, — это и есть минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Льготная ставка единого налога при УСН в Тюменской области сохранена еще на 2 года — 2012 и 2013 (Закон Тюменской области от 07.07.2010 № 34). Ставку 5 % могут применять все организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с разницы между доходами и расходами. Напомним, что аналогичными правилами предприятия Тюменской области руководствовались и в 2010-2011 гг.

Что касается реформирования УСН, то следует отметить, что 17 мая 2011 г. в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене ЕНВД. В соответствии с данным законопроектом во вторую часть НК РФ вносятся изменения, исключающие с 1 января 2014 г. систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности из перечня специальных налоговых режимов. Некоторые из подпадающих под него видов деятельности будут переведены на патент, а другие — на УСН или на общий режим. Считается, что такая новация сможет улучшить условия функционирования малого бизнеса.

Патентная система во многом будет похожа на отменяемую патентную УСН. Документом, удостоверяющим право применения патентной системы налогообложения, будет патент, выдаваемый на один вид предпринимательской деятельности, который будет действовать только на территории того субъекта РФ, который указан в патенте, и при этом не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.

Патентная система налогообложения 2012 г. будет обладать также следующими признаками:

— увеличивается список видов деятельности, которые попадают под патент, не смотря на то, что формально он сузился, однако сами виды деятельности имеют более обширный характер;

— увеличивается величина возможного годового дохода до 500 000 руб. по каждому из направлений деятельности бизнеса, попадающего под этот специальный налоговый режим;

— повышается лимит на количество сотрудников — до 15 человек;

— предприниматель имеет право выбрать срок действия патента — от 1 до 12 месяцев;

— если доход превысит 60 млн. руб., то индивидуальный предприниматель будет обязан перейти уже на общую систему налогообложения;

— ставка налога определена в размере 6% [3].

Считается, что данные нормы способны упростить жизнь, представителям малого бизнеса, уменьшив на них налоговую и отчетную нагрузку. Однако в законе сказано только об индивидуальных предпринимателях. Для организаций альтернативу ЕНВД Министерство финансов РФ не предусмотрело, а это означает, что после его отмены, они будут обязаны перейти на общий режим налогообложения.

Вероятнее всего, основной причиной перехода на патентную систему является стремление индивидуальных предпринимателей заранее подготовиться к грядущим изменениям налогообложения. Но сказать, что бизнес доволен подобными новшествами, нельзя, потому что смена привычной системы отчетности — это всегда стресс для предприятий.

На фоне экономической нестабильности бизнесмены станут искать пути оптимизации, и для многих мелких предприятий патентная система будет очень выгодным решением.

1. В.А. Скрипниченко Налоги и налогообложение [Текст]: / В. Скрипниченко // СПб: ИД «Питер», — 2008. — С. 360

2. В.В Семенихин Упрощенная система налогообложения [Текст]: / В. Семенихин// Налоговый вестник. — 2009. — С. 32-35

3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: официальные тексты; от 01.01.2010 № 117-ФЗ. Часть вторая. Глава 26.2 Упрощенная система налогообложения

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Принят Государственной Думой 06.07.2007 года от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Читайте так же:  Имущественный вычет на построенный дом

5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21.11.1996 №129-ФЗ [Текст]: Принят Государственной Думой 23.02.1996 года

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Текст]: Принят Государственной Думой 26.06.2009 года, одобрен Советом Федерации 07.07.2009 года от 19.07.2009 N 204-ФЗ

7. Приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 [Текст]: Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения

8. Приказ ФНС России от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417 [Текст]: Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента

http://scienceforum.ru/2012/263/3281

Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения. Характеристика порядка и сущности исчисления и уплаты налога. Исследование порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 части второй Налогового кодекса России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.09.2017
Размер файла 21,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения

3. Порядок исчисления и уплаты налога

2. Объект и налоговая база

Наряду с общепринятой (традиционной) системой налогообложения действует упрощенная система, и переход к ее применению осуществляется на добровольной основе.

Ранее данный вид налогообложения регулировался Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространялось на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором им подано заявление о применении данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Официальным документом, удостоверяющим право применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет. Выплата годовой стоимости патента осуществлялась ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и не требуют принятия каких-либо иных законов.

1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения. Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения введен с 1 января 2003 г. (глава 26.2 «Упрощенная система налого-обложения» части второй Налогового кодекса). Этот специальный налоговый режим сменил применявшуюся ранее упрощенную сис-тему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения организациями и инди-видуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Применение упрощенной системы налогообложения организация-ми предусматривает замену уплаты налогов на прибыль организа-ций, с продаж, на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хо-зяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением «тамо-женного» .

Применение упрощенной системы налогообложения индивиду-альными предпринимателями предусматривает замену уплаты на-логов на доходы физических лиц (в отношении доходов, получен-ных от осуществления предпринимательской деятельности), с про-даж, на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого со-циального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляе-мых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчис-ляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощен-ную систему налогообложения, не признаются налогоплательщика-ми НДС, за исключением подлежащего уплате в соответствии с На-логовым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию России. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режи-мом налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации и индивиду-альные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему на-логообложения и применяющие ее в порядке, установленном Нало-говым кодексом.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему на-логообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогооб-ложения, доход от реализации не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж).

Не могут применять упрощенную систему налогообложения следующие лица:

1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

4. негосударственные пенсионные фонды;

5. инвестиционные фонды;

6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

8. организации и индивидуальные предприниматели, занимаю-щиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реа-лизацией полезных ископаемых, за исключением общераспростра-ненных полезных ископаемых, и др.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, пода-ют в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахо-ждения (месту жительства) заявление. В нем они сообщают о раз-мере доходов за девять месяцев текущего года.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему нало-гообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, за исключением некоторых слу-чаев.

2. Объект и налоговая база

Объектом налогообложения с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налого-обложения, является доход, уменьшенный на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Налого-вым периодом является календарный год. Отчетными периода-ми признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Читайте так же:  Субъекты валютного регулирования и валютного контроля

Налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налого-плательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сум-му квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки на-лога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девя-ти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансо-вых платежей по налогу.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налого-вых деклараций за соответствующий налоговый период.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим от-четным периодом.

Кроме того, налогоплательщики должны подавать налоговую декларацию и обязаны вести налоговый учет показателей своей дея-тельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйст-венных операций организациями и индивидуальными предприни-мателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются ФНС России.

Особенности исчисления налоговой базы установлены при пе-реходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на об-щий режим налогообложения.

3. Порядок исчисления и уплаты налога

Как установлено ст. 52 «Порядок исчисления налога» НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Статьей 52 НК РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Налог, как установлено п. 1 статьи 346.21 НК РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно п. 2 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога по итогам налогового периода.

Пункты 3 и 4 статьи 346.21 НК РФ устанавливают различный порядок исчисления налога и квартальных авансовых платежей по налогу в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

В обоих случаях налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу:

в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы — исходя из ставки налога 6% и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ);

в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, — исходя из ставки налога 15% и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, в соответствии с абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

На налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, положения абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ не распространяются, т.к. такие налогоплательщики в соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16) и на расходы по обязательному пенсионному страхованию (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) уменьшают полученные доходы.

В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы.

МНС России в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ давало следующие разъяснения по применению положений абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ:

Таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.

Там же, в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ, МНС России привело следующий пример:

Налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 5000 руб. За этот же отчетный период сумма уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 2700 руб., а сумма выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности — 1350 руб.

В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу лишь на 2500 руб. уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ((5000 руб. x 50 / 100)

Видео (кликните для воспроизведения).

http://revolution.allbest.ru/finance/00830105_0.html

Предпосылки введения упрощенной системы налогообложения малого предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here