Предварительный финансовый контроль осуществляется

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие и формы финансового контроля

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Электронная библиотека

Важнейшей частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. Государство и муниципальные образования в процессе финансовой деятельности обязательно используют финансовый контроль для проверки выполнения финансовых решений, соблюдения правил финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Финансовый контроль осуществляется всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными финансово-контрольными органами при участии общественных организаций и граждан.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

При проведении финансового контроля проверяются соблюдение установленного правопорядка субъектами финансовых правоотношений в процессе финансовой деятельности и экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности государства и субъектов местного самоуправления основано на положениях Конституции РФ.

Финансовый контроль является составной частью всех финансово-правовых институтов, которые имеют свои, специфические нормы, закрепляющие порядок и особенности его проведения. Такие нормы присутствуют, в частности, в налоговом и бюджетном законодательстве.

Основными направлениями финансового контроля являются:

1) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих функций в финансовой деятельности;

2) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

3) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

4) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

5) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям (рис. 3.1).

В зависимости от времени проведения финансового контроля он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Читайте так же:  Система енвд для ип какой налог

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от органа, принимающего решение о проведении финансового контроля можно выделить обязательный и инициативный контроль.

Обязательный финансовый контроль проводится:

· в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

· по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, кото

рый основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства, обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие).

Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве Российской Федерации, инициативная – по решению самого экономического субъекта.

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. (рис. 3.2).

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основной метод финансового контроля – ревизия, которая осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Зако

нодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

· проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, ценные бумаги, фактическое наличие денег;

· проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы;

· привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

· по содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;

· по времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год;

· по обследуемому периоду деятельности ревизии – фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени;

· по объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, по возмещению причиненного материального ущерба;

Читайте так же:  Налог на недвижимость в европе

· виновные привлекаются к ответственности;

· разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий(оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

§ в силу требований законодательства;

§ по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

§ представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

§ исполнительных органов власти общей компетенции;

§ ведомственный и внутрихозяйственный;

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основные задачи данного контроля:

§ выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

§ разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

§ принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

§ понесенные убытки в полном объеме;

§ расходы на проведение перепроверки;

§ штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Читайте так же:  Выплата дивидендов кока кола

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль: характеристика.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при опенке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово- правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности. Так, ст. 195 БК РФ устанавливает предварительный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ относительно бюджетных документов: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год направляется на заключение в Счетную палату РФ.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с де путатс к и м и за п росам и.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называютоперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций. Основным критерием последующего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого- либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

Финансовый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтомув зависимости от субъектов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, выделяют:

§ контроль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;

§ контроль Президента РФ;

§ контроль органов исполнительной власти обшей компетенции;

§ контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

§ внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль;

§ аудиторский контроль; общественный контроль.

Согласно ст. 265 Б К РФ законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления реализуют контрольные полномочия в следующих формах:

§ предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

§ текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

§ последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для реализации контрольных полномочий в финансовой сфере законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления наделены законодательством соответствующими правами, важнейшими из которых являются: получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые для утверждения бюджетов; получать от соответствующих органов оперативную информацию об их исполнении и давать оценку деятельности этих органов; утверждать или отклонять отчет об исполнении бюджета; образовывать собственные контрольные органы для проведения внешнего аудита бюджета.

Читайте так же:  Реструктуризация долга по налогам юридического лица

Важным инструментом контроля законодательных (представительных) органов за деятельностью исполнительной власти в бюджетной сфере являются специально образуемые органы парламентского контроля (аудита): Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные структуры законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы формируют данные структуры и выступают их непосредственными заказчиками для проверки и оценки деятельности участников бюджетного процесса по законности и эффективности распоряжения бюджетными средствами, а также достоверности представляемых бюджетных отчетов.

Часть 5 ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Статус, состав и полномочия Счетной палаты РФ закреплены в Федеральном законе от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате). Следует отметить, что это единственный правовой акт федерального уровня, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля.

В соответствии с Законом о Счетной палате Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ. Счетная палата РФ решает следующие задачи:

§ организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

§ определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

§ оценивает обоснованность доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность.

Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 6492 | Нарушение авторских прав

Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Виды проверок финансового контроля

Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

  • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
  • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
  • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
  • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
  • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
  • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.

Комментарии к ст. 265 БК РФ

В п. 1 ст. 265 комментируемой главы установлены формы финансового контроля, осуществляемые законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные аспекты проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, законов о бюджете.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения вопросов по исполнению бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с поступлением депутатских запросов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом, то есть на стадии рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Пункт 2 ст. 265 комментируемой главы устанавливает права законодательных (представительных) органов при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

1. Право на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, представлен в Бюджетном кодексе.

2. Право на получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов.

3. Право на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета. Так, пп. «а» п. 2 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999 определяет, что законом субъекта Российской Федерации утверждается отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов) для проведения внешнего аудита бюджетов. С целью проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольные органы, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ.

Читайте так же:  Налоговый вычет на родившегося ребенка

5. Право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 ст. 265 комментируемой главы закрепляет обязанность органов исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований предоставлять всю необходимую информацию для осуществления парламентского контроля. Указанная информация должна предоставляться законодательными (представительными) органами представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Виды финансового контроля

Финансовый надзор – это составное звено либо отдельная отрасль контроля, который осуществляется на территории Российской Федерации. Он представляет собой своего рода проверку на предмет законности и уместности работы в сфере образования, рассредоточение и расходование денежных фондов страны и субъектов регионального самоуправления. Всё это осуществляется с целью прогрессивного социально-экономического развития как отдельно взятых регионов, так и государства в целом.

Ввиду того, что финансовый надзор касается разного рода отраслей финансово-экономической жизни страны, его плодотворность является предметов оптимально выбранной организации и вида осуществления ревизии. Проверку финансовых средств классифицируют по разным критериям. В соответствии с субъектами, которые его осуществляют, включают следующие виды финансового контроля:

  • Государственный – его контроль реализуется федеральными силами органов государственной власти, а также целенаправленной сформированными для этого структурами. В сферу его влияния входят такие сферы деятельности, как реализация федерального бюджета, предоставление и распределение кредитных средств бюджетного уровня, погашение государственного займа, предоставление налоговых льгот и тому подобное. В состав системы государственного контроля входит такая финансовая структура, как Центральный банк, который ведёт контроль за всей банковской сферой, а также осуществляет проверку денежного обращения;

Внимание! Помимо Центрального Банка РФ, обязательный финансовый контроль государственного уровня ведут органы власти субъектов нашей страны!

  • Муниципальный – его сущность заключается в осуществлении исполнения бюджетов местного значения, контрактов муниципального типа на поставку товаров, оказание услуг и выполнения работ, а также выполнение долговых обязательств. Ключевую роль при реализации данного вида контроля играют операции с бюджетными средствами, их целевое расходование. Пристальное внимание уделяется также муниципальным унитарным организациям. Для выполнения муниципального контроля формируются соответствующие финансово-контрольные органы (например, муниципальное казначейство);

Важно! Следует отметить, что хоть понятия государственного и муниципального контроль имеют общий характер (цели, задачи и ключевые направления), у них всё же есть принципиальное отличие. Всё дело в том, что контроль муниципального характера распространяется исключительно на направления финансовой деятельности муниципального образования!

  • Внутренний или как его ещё называют внутрифирменный контроль выполняется главным образом на фирмах, в организациях, а также учреждениях разного рода форм собственности. Ключевой задачей ревизии данного вида является поиск фактов хищения, недостач денег и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрифирменный надзор касается всех направлений финансовых операций (ведение учёта и отчётности, соблюдение условий договоров и так далее). Для этих задач могут быть сформированы контрольные подразделения (отделы ревизии, внутрипроверочные комиссии и так далее). Как правило, все функции внутрифирменного контроля возлагаются на главного бухгалтера и директора;
  • Независимый (аудиторский) контроль — это своего рода независимый анализ финансовой отчётности компании и бухгалтерского учёта. Аудиторская проверка не считается альтернативой государственному и внутрихозяйственному контролю, так как его ключевой задачей является самопроверка на предмет соответствия всех финансовых операций и отчётов действующему законодательству;

Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль В Российской Федерации производят различные структуры и ведомства. К органам, его осуществляющим, относятся:

  • Законодательная власть: Государственная дума, Совет Федерации (их комитеты) и Счётная палата;
  • Контрольное управление Президента;
  • Исполнительная власть: Правительство РФ, а также администрации и правительства субъектов Федерации;
  • Государственные органы, которые ведут свою деятельность исключительно в финансовой сфере. Сюда входят органы исполнительной власти, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Кредитные организации (банки).

Аудит как вид финансового контроля

Аудит (независимый контроль) – это вид деятельности, который даёт оценку функционирования организации и выражает мнение о правильности его бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Независимый контроль относится к следующим видам аудиторских проверок:

  • Финансовая;
  • Ценовая;
  • Налоговая;
  • Аудит хозяйственной деятельности;
  • Управленческая.

Кроме того, стоит выделить такой вид независимого контроля, как особый (специальный) аудит, который направлен на анализ деятельности организации.

Внимание! Аудит – это негосударственный вид финансовых проверок, ключевыми целями которых являются проверка достоверности отчётности экономических субъектов.

Виды и формы финансового контроля

Помимо типов финансового надзора в зависимости от субъектов, ниже кратко изложены типы проверок по направлениям финансовой деятельности:

  • Бюджетный – входит в список основных видов финансовой ревизии, задачей которой является сверка использованного бюджета с утверждённым;
  • Налоговый контроль;
  • Таможенный контроль осуществляется для своевременной и в полной объёме уплаты таможенных отчислений;
  • Валютный контроль;
  • Кредитный контроль;
  • Страховой контроль необходим для реализации правильного осуществления страховых действий.

Методы проведения финансового контроля

По времени проведения он классифицируется на:

  • Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
  • Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
  • Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.

Примеры видов финансового контроля

И напоследок в качестве примера следует отметить предварительный финансовый надзор, результаты которого записываются в качестве экспертного заключения по проектам, сметам или же иным аспектам публичной финансовой деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

О финансовом контроле деятельности организации, вы можете узнать, посмотрев данное видео:

Источники

Предварительный финансовый контроль осуществляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here