Причины выездной налоговой проверки

5 ошибок налогоплательщика при выездной налоговой проверке

Грамотные действия налогоплательщиков, попавших под проверку, помогут значительно снизить сумму «доначислений», которая уже, хоть и неформально, но точно была намечена налоговым органом. О правилах поведения налогоплательщика при выездной налоговой проверке уже можно выпускать сборник, подобный «ПДД». Остановимся на ошибках налогоплательщиков, которые повседневно встречаются на практике.

Ошибка № 1. Отвечать по требованию

К сожалению, в первую очередь, налогоплательщикам, находящимся в проверке, необходимо напоминать о том, что любое требование налогового органа должно быть оформлено письменно (пп. 1, 2 ст. 93 НК РФ). Неоформленное надлежащим образом требование не имеет юридической силы, исполнению не подлежит и не подкреплено мерами ответственности. Но, как правило, за долгий период времени тесного общения с налоговыми инспекторами в проверке, налогоплательщики сами выходят за рамки и лояльно выполняют «просьбы» инспекторов, высказанные в телефонном режиме. Налогоплательщику кажется выполнение такой просьбы вполне приемлемо и безопасно. А впоследствии документы или информация, которые не должны были попасть к налоговой инспекции, обязательно находят отражение в акте проверки.

Получив требование, оформленное надлежащим образом, не спешите его выполнять. Прежде всего необходимо убедиться в его законности. Встречаются ситуации, когда требование перенесено на бумагу, заверено подписью руководителя, печатью, однако не соответствует законодательству. Например, нормы, на которые ссылается инспектор, взаимоисключают друг друга. Поэтому, прежде чем выполнять требование налогового органа, настоятельно рекомендуем проверить его законность.

Должна ли ФНС уведомлять налогоплательщика о проверке

Обязанности уведомлять о проверке законами не предусмотрено. Поэтому будьте готовы встретить налогового инспектора ИФНС с выездной проверкой в обычный рабочий день. Он предъявит решение руководителя налоговой службы, свое удостоверение и приступит к исполнению своих обязанностей.

Наличие и предъявление решения о проверке обязательны. Ваша задача — тщательно его изучить и убедиться, что оно составлено без нарушений и что проводить выездную налоговую проверку к вам явились уполномоченные на это лица. В противном случае законность данного решения и всех последующих действий контролеров можно оспорить.

Такое решение выглядит следующим образом:

Как еще узнать о выездной проверке налоговой инспекции, помимо неожиданного визита контролера?

Решение могут передать лично руководителю или ИП, пригласив его в налоговую инспекцию. Также возможна отправка заказного письма на адрес регистрации организации или индивидуального предпринимателя с копией решения. Заказное письмо передается лично в руки.

Не исключено, что инспектор сделает предварительный звонок и сообщит, что придет с проверкой, однако так бывает не всегда.

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Ошибка № 5. Знакомить со всеми

Если в вашей организации работает много людей, назначьте ответственное лицо, которое будет сопровождать и контролировать ход проверки, а также контактировать с сотрудниками налоговых органов. Это должен быть тот, кто в курсе всей внутренней «кухни», может ответить на вопросы проверяющих и подготовить к общению с инспектором других сотрудников. На эту роль подойдет руководитель, главный бухгалтер, финансовый директор, а еще лучше налоговый консультант. Даже если налогового консультанта в штате нет, не стоит терять время и дожидаться окончания проверки. Самым правильным и эффективным решением будет обратиться к консультанту по налогам и сборам, когда проверка только началась.

Помните, что позволять всем сотрудникам контактировать с проверяющими опасно. Лучше ограничить круг людей, общающихся с инспекторами.

Наивно полагать, что все ваши сотрудники знают, как общаться с налоговым инспектором. Предварительный и подробный инструктаж всех работников обеспечит плательщику большую защиту.

Диана Асатурян, юрист ООО «Первая ростовская налоговая консультация».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Энциклопедия решений. Последствия нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки

Последствия нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки установлен п. 6 ст. 89 НК РФ и не может превышать 2 месяца. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев.

При наличии оснований, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (в исключительных случаях этот срок может быть увеличен на 3 месяца).

Соответственно, максимальный срок со дня вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (с учетом сроков ее продления и приостановления) не должен превышать 15 месяцев.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к числу которых относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Факт нарушения сроков выездной налоговой проверки нередко является предметом судебной оценки в рамках спора о признании недействительным решения, принятого по результатам проверки. Однако при рассмотрении подобных дел судьи, как правило, приходят к выводам о том, что данное нарушение является незначительным, не приводит к нарушению прав налогоплательщика и не отнесено п. 14 ст. 101 НК РФ к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены судом решения налогового органа (см., например, определение ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-6921/09, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3).

Не признают суды в качестве необходимого и достаточного основания для признания недействительным решения налогового органа и нарушение срока приостановления выездной налоговой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

Читайте так же:  Через сколько можно получить налоговый вычет

Также суды отмечают, что из положений ст. 89 НК РФ не следует, что законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, поставлена в зависимость от сроков проведения проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.07 N А11-6119/2006-К2-24/489).

Представители финансового ведомства придерживаются того же мнения (см. письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Таким образом, шансы оспорить решение налогового органа, вынесенное по итогам выездной налоговой проверки, со ссылкой только на нарушение сроков, установленных п. 6 ст. 89 НК РФ, у налогоплательщика практически отсутствуют.

В то же время необходимо учитывать, что материалы налоговой проверки (истребованные у налогоплательщика и его контрагентов копии документов, протоколы мероприятий налогового контроля и другие) формируют доказательную базу по выявленным в ходе ее проведения правонарушениям и подлежат рассмотрению при вынесении итогового решения по результатам налоговой проверке.

При этом согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

Признаются допустимыми указанные доказательства только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в пределах своих полномочий в рамках налоговой проверки.

Так, в отношении истребования у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что такие действия допускаются лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.

Поэтому, принимая во внимание вышеназванные положения п. 4 ст. 101 НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Одновременно необходимо учитывать, что налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки.

Использование доказательств, полученных после окончания налоговой проверки и до составления акта по налоговой проверке, возможно при условии направления требования о представлении документов только в пределах сроков, предусмотренных нормами законодательства о налогах и сборах (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Аналогичные разъяснения даны в письме ФНС России от 23.04.2014 N ЕД-4-2/[email protected] в отношении проведения допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок.

Внимание

Истребование документов (выставление требования) в последний день проведения выездной налоговой проверки не противоречит положениям ст.ст. 89, 93 НК РФ. К такому выводу приходят суды, в том числе со ссылкой на правовую позицию, выраженную в п. 27 постановления Пленума ВАС (см., например, постановления АC Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 N Ф08-1795/16, АC Московского округа от 13.02.2015 N Ф05-171/15 (определением ВС РФ от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2013 N Ф03-4045/13, постановления Пятнадцатого ААС от 07.04.2015 N 15АП-20055/14, Девятого ААС от 22.10.2014 N 09АП-43394/14).

Причины выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Продлить выездную налоговую проверку инспекторы могут на 4(6) месяцев в следующих случаях:

  • проверяемый – крупнейший налогоплательщик;
  • налоговый орган получил данные, которые сообщают о возможном нарушении налогового законодательства и требуют дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у проверяемого несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • другие причины.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

По Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Читайте так же:  Официальный сайт налоговых проверок

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

После выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:

1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.

2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки – это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.

3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на Прибыль

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.

6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.
  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.
  • доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.
Читайте так же:  Выплата дивидендов справка 2 ндфл

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.

8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.

9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.

10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.

11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.

12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.

Что проверяют ревизоры

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Ошибка № 2. Отдавать все или ничего

Выездная налоговая проверка – это не только проверка вашей отчетности и других документов, но и проверка стрессоустойчивости сотрудников организации. Бухгалтеру особенно сложно сохранять спокойствие, когда налоговый орган на протяжении нескольких месяцев тщательно изучает каждый документы, изготовленные бухгалтерией. В такие моменты бухгалтер либо готов отдать все что есть, чтобы налоговые органы перестали беспокоить его каждый день, либо наоборот, упирается и отказывается представлять вообще какие-либо документы. Обе линии поведения могут сыграть против налогоплательщика, поэтому так делать не рекомендуется. Вручая всю документацию налоговому инспектору, бухгалтер рискует помочь инспектору найти слабые места организации. Такая ошибка всегда имеет весомые негативные последствия, так как у налогового органа оказывается та информация, которая быть не должна. А отказываясь предоставить что-либо, надо быть готовым на стадии оспаривания услышать формулировку: «Налогоплательщик отказался представить те документы, на которых основывает свои доводы». И эти доводы будут несостоятельными.

Поэтому прежде чем вручить какие-либо документы инспектору, тщательно обдумайте список документов, проверьте и отфильтруйте. И не забудьте про опись передаваемых документов.

Ошибка № 4. Оставлять без внимания

Оставляя инспектора наедине с вашими документами, будьте готовы увидеть в акте отражение тех документов, которые вы не давали. Любые действия налогового органа на вашей территории должны контролироваться проинструктированными сотрудниками вашей организации, чтоб инспектор, в целях собрать побольше, не ухватил лишнего. Находясь с инспектором, не отвечайте на вопросы, выходящие за рамки проверки и делового общения.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры – решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.

С того момента, как проверяемый получит этот документ – можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.

Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.

Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.

Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

На деле выездная ревизия отнимает очень много времени, людских ресурсов, нервов руководителей. Иногда негативные стороны, связанные с ответственностью учредителей и руководства компании, полностью перечеркивают положительные аспекты проверки. Поэтому важно знать основные правила проведения мероприятия и требовать от представителей налоговой инспекции их неукоснительного выполнение.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Выездная налоговая проверка: к кому приходит, что делать

Специалист по РКО

Алена

Алена недавно публиковал (посмотреть все)

  • Алкоголь предложили продавать через госуслуги и биометрию — 18.02.2020
  • Счет, пожалуйста! Россияне смогут снимать наличные в кафе, отелях и аптеках — 18.02.2020
  • Не спрятаться, не скрыться. Деньги блокируют даже в офшорах — 18.02.2020

Выездная налоговая проверка одна из самых неприятных процедур, проводимых в отношении работы организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, данный способ является самым удобным для проверки налоговой. Если верить статистике, наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов осуществляются налоговиками именно по результатам выездной проверки. К кому приходит налоговая проверка и как подготовиться к этому мероприятию? Ответы на эти и другие популярные вопросы в нашей статье.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

Читайте так же:  Возмещение ндс налогоплательщик could not find record

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Оформление результатов

Как только проверка окончена, инспектор должен выдать справку о проведенной выездной налоговой проверке по утвержденной форме.

Формы документов по проведенной налоговой проверке — справка и акт — утверждены приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]

Выдача справки носит формальный характер и говорит только о том, что проверка окончена.

В течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме, подписанный должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась.

В акте должны быть описаны все проведенные в рамках проверки мероприятия и отражены полученные результаты. Акт имеет четкую структуру:

Факты, изложенные в акте, должны быть объективными и обоснованными. Не допускается вносить в акт предположения инспекторов, не подкрепленные доказательной базой.

Акт должен быть составлен и подписан в двух экземплярах: один — для налогового органа, второй — для налогоплательщика.

Следующая стадия — рассмотрение результатов проверки руководителем налогового органа, проводившего проверку. Руководителю инспекции передают акт проведенной налоговой проверки, жалобы проверяемого, если они есть, и прочие необходимые документы.

Через 10 дней после истечения срока, отведенного для подачи налогоплательщиком жалобы на акт проверки (это 1 месяц), принимается одно из решений:

Полномочия проверяющих

День начала выездной проверки — это день вынесения решения о ней. Законом не установлен срок, в течение которого вас необходимо ознакомить с решением, поэтому независимо от того, когда вы получили решение о проведении выездной налоговой проверки, инспектор может начать осуществлять свои функции проверяющего с даты, указанной в решении.

Важно четко понимать, какие действия контролеры производить могут, а какие являются избыточными или даже противозаконными. Кроме того, нужно иметь представление о том, как проходит выездная налоговая проверка.

Для начала необходимо обеспечить доступ проверяющих на территорию налогоплательщика. При отказе в доступе (исключением являются жилые помещения) контролер составляет акт, который подписывает он и налогоплательщик. На основании этого акта налоговая может доначислить налог, опираясь на имеющиеся у нее данные о проверяемом (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Чтобы дать оценку действиям проверяющих в рамках закона, лучше лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки либо уполномочить на это юриста компании или иного опытного сотрудника. Целесообразно предоставить налоговикам помещение, удобное для них и безопасное для себя:

  • где не реализуется рабочий процесс;
  • куда клиенты или другие люди не имеют свободного доступа.

Инспектор при проведении проверки имеет право:

Обжалование акта

Итак, мы рассмотрели все стадии прохождения выездной налоговой проверки — от вручения решения о ней до вынесения решения по рассмотрению результатов налоговой проверки руководителем налогового органа.

На каждом из этих этапов проверяемый должен быть не пассивным наблюдателем, а активным участником процесса, чтобы контролировать соблюдение своих прав. Если же нарушения со стороны налоговиков все-таки были, то на каждом из этапов можно обжаловать их действия.

Если решение не обжаловано в вышестоящей налоговой инспекции, налогоплательщику нужно подать заявление в арбитражный суд. Досудебный порядок решения вопроса обязателен, иначе суд даже не будет рассматривать заявление.

Если отказ получен и в арбитраже, дальше можно идти на апелляцию и кассацию.

Как видим, возможностей для защиты своих прав у налогоплательщиков много. Надо только помнить, что все жалобы должны быть основаны на законе и иметь под собой доказательную базу.

Как себя вести при выездной налоговой проверке

В завершение обобщим советы о том, как следует себя вести при выездной налоговой проверке:

  • Сведите к минимуму возможность проведения в отношении вас выездной налоговой проверки: добросовестно ведите бизнес, работайте с проверенными контрагентами, организуйте корректное исчисление и уплату налогов, а также сдачу отчетности, используйте законные схемы минимизации налогов.
  • Налоговики работают с документами. Если вы заключите договор о ведении бухгалтерии со сторонней организацией или фирмой по хранению документов, то при визите налоговиков выиграете немного времени и сможете подготовиться, так как документов по месту нахождения у вас не будет на законных основаниях и налоговикам придется выставить требование об их представлении.
  • Заведите себе в офисе «чистый» компьютер, где будет только бухгалтерская база и не будет следов (файлов, переписок, сканов документов и пр.) какой-либо деятельности. Этот компьютер и предъявите налоговикам, чтобы исключить попадание к ним лишней информации.

Если проверка все-таки к вам пришла, не следует препятствовать ее проведению.

Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация – необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр – в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов – должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов – необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза – налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос – могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей – налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Основные свойства выездной налоговой проверки

Осведомлен — значит вооружен. Прежде всего, ответим на вопрос, что такое выездная налоговая проверка. Для этого обратимся к первоисточнику — Налоговому кодексу РФ. Выездной проверке посвящена ст. 89 НК РФ. Она проводится на выезде, то есть сотрудники налоговой инспекции для осуществления своих функций прибывают на территорию налогоплательщика. Если же налогоплательщик не в состоянии организовать работу проверяющих, предоставить им помещение, выездная налоговая проверка проводится в налоговой инспекции, куда необходимо доставить все требующиеся документы.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на работающих детей

Второе необходимое условие: по НК РФ выездная налоговая проверка проводится только по решению руководителя налогового органа.

Сроки проверки

Сроки выездной налоговой проверки в 2019 году не претерпели каких-либо изменений и прописаны в п. 6 ст. 89 НК РФ. Налоговая проверка не может длиться более двух месяцев с даты вынесения решения. В некоторых случаях срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Кроме того, порядок проведения выездной налоговой проверки позволяет приостанавливать ее на срок, не превышающий шести месяцев, по всем случаям приостановки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Основания для приостановления выездной налоговой проверки установлены в п. 9 ст. 89 НК РФ:

Любое изменение сроков и порядка проведения выездной налоговой проверки оформляется решением руководителя налогового органа, осуществляющего проверку.

В период приостановки проверки налоговые контролеры не имеют права совершать на территории налогоплательщика действия, связанные с проверкой.

Основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки указаны в приложении 6 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]

Просто так продлить срок проверки инспекция не может. Для этого она должна отправить запрос в вышестоящий налоговый орган с достаточными обоснованиями своей просьбы. А руководитель вышестоящего налогового органа уже принимает решение, позволить продлить срок проверки или нет.

Таким образом, с учетом максимально допустимых сроков приостановки и продления выездная налоговая проверка может затянуться на один год.

Есть ограничения относительно количества проводимых выездных проверок:

Эти ограничения не действуют на проведение повторной выездной налоговой проверки:

Что проверяют контролеры

Объяснив, какие действия могут совершать налоговики при проверке, и обозначив временной отрезок, в течение которого они могут эту проверку проводить, рассмотрим, что проверяют при выездной налоговой проверке.

Напомним обязательные реквизиты решения о проведении налоговой проверки:

  • Область проверки. Указаны налоги, которые подлежат проверке (может быть указан как один налог, так и все налоги, уплачиваемые компанией).
  • Срок проверки. Указан временной отрезок, за который проверяются указанные налоги (не более 3 лет, предшествующих году проверки).

Как правило, налоговики обращают внимание на следующие моменты:

Учитываются разные ошибки — как глобальные (сокрытие доходов), так и мелкие (отсутствие одной из двух необходимых подписей на документе). Наиболее распространенные ошибки:

  • отсутствие первичного документа;
  • некорректное заполнение первичного документа;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • неправомерное включение или невключение в налоговую базу расходов или доходов;
  • некорректное отражение в декларациях необходимых данных вследствие опечатки, ошибки исчисления и пр.

Ошибка № 3. Уступать место

Выделять инспектору для проверки свое рабочее место – большая ошибка. Особенно то рабочее место, где у вас хранятся базы, логины, пароли и прочие важные документы. Будьте уверены, инспектор обязательно заглянет во все доступные ему файлы. Поэтому сотрудникам инспекции должны быть выделены отдельные рабочие места, где будет доступ только к той отчетности, которая относится к проверяемому периоду.

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае – назначить выездную проверку.

Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Главная цель проверки – установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки – это решение о ее проведении.

Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение – есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться – привести все дела компании в порядок. На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

К кому может прийти выездная налоговая проверка

Важный вопрос: как велик риск, что с выездной придут именно к вам?

От выездной проверки никто не застрахован. Однако есть определенные параметры, которые могут говорить о повышенных рисках.

В последнее время сократилось количество выездных проверок, но выросла их эффективность. Государство, как и вы, не хочет работать себе в убыток, поэтому проведение выездных проверок должно быть оправдано доначислениями, которые смогут покрыть затраты на проверку и которые реально взыскать. Именно для этого проводится предпроверочный анализ выездной налоговой проверки на основе концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Концепция планирования выездных налоговых проверок была утверждена ФНС еще в 2007 году для создания единой системы планирования выездных проверок. В ней можно найти и критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Их мы приведем ниже.

А сейчас опишем, что именно может входить в предпроверочный анализ со стороны налоговиков. Анализ базируется на использовании различных программ: ВНП-отбор, АСК НДС-3, ПК ВАИ и пр. Каждая из них выполняет определенные задачи для выявления различных рисков, таких как:

  • связь с однодневками;
  • взаимозависимость;
  • разрывы в цепочке уплаты НДС и т. д.

Концепция планирования выездных налоговых проверок в 2019 году содержит следующие критерии, по которым фирма самостоятельно может определить свои риски:

Чтобы попасть под выездную налоговую проверку, необходимо соответствовать определенным критериям и иметь активы, за счет которых налоговая сможет произвести доначисление налогов. Выездные проверки перестали проходить массово и стали более адресными. Во время налоговой проверки необходимо вести себя максимально корректно, не препятствовать выполнению инспекторами своих обязанностей. Обосновано обжаловать действия контролеров можно на любом этапе проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговые проверки».

Источники

Причины выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here