Принцип однократности наказания за налоговое правонарушение

Принцип однократности наказания в Налоговом кодексе: вопросы остаются

Понятие налогового правонарушения до последнего времени отсутствовало в отечественном законодательстве о налогах и сборах. В настоящее время его определение закреплено в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

В Налоговом кодексе РФ консолидированы нормы, определяющие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. С момента вступления в силу части первой НК РФ основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом (п. 1 ст. 108 НК РФ).

Несмотря на то, что нормы НК РФ о налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение действуют уже более двух лет, вопросы, связанные с этой частью Налогового кодекса, продолжают возникать. Один из них мы попытаемся рассмотреть ниже.

Достаточно распространенными являются налоговые правонарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 120 НК РФ

предусматривается ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение налоговой базы.

При этом в статье дано определение грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения: для целей указанной статьи под таким нарушением понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ

устанавливается ответственность за неполную уплату или неуплату налога, допущенную в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Привлекая налогоплательщика к ответственности одновременно по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, налоговые органы, как правило, обосновывают свои действия тем, что нарушения налогового законодательства, штрафные санкции за которые предусмотрены указанными нормами, имеют различную природу и основания.

По существу, это, действительно так. Обратим внимание на то, что обязательным признаком объективной стороны правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 120 НК РФ, является наступление последствий в виде занижения налоговой базы. В статье 122 НК РФ перечислены наказуемые деяния (одним из которых является занижение налоговой базы) и обязательное условие наступления вредных последствий таких деяний в виде неуплаты или неполной уплаты налога. То есть, первое правонарушение по характеру совершаемых действий связано с несоблюдением установленных правил ведения учета, а второе . с невыполнением обязанности по уплате налога.

Можно представить ситуации, при которых неуплата (неполная уплата) налога никак не связана с занижением налоговой базы. Такое возможно, например, в случае уклонения налогоплательщика, правильного определившего налоговую базу, от перечисления налога в бюджет (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 199 УК РФ). Теоретически не исключен и обратный пример, когда занижение налоговой базы не влечет неуплаты (неполной уплаты) налога. В частности, сумма заниженного в результате занижения налогооблагаемой базы налога на добавленную стоимость, отраженная по кредиту счета 68, может быть меньше, чем сумма недовозмещенного НДС (Дт. счета 68).

Однако насколько правомерна квалификация деяния правонарушителя (а следовательно, и одновременное применение соответствующих санкций) сразу по двум статьям Налогового кодекса в том случае, когда занижение налоговой базы, вызвавшее неполную уплату налога, произошло, например, из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов?

Актуальность этого вопроса связана с тем, что зачастую в подобных ситуациях налоговыми органами одновременно применяются меры ответственности, установленные как п. 3 ст.120, так и 122 НК РФ.

Перед тем, как ответить на поставленный вопрос, следует указать на то, что в п. 2 ст. 108 Налогового кодекса закреплено положение, запрещающее повторное привлечение к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Данная норма конкретизирует общеправовые принципы справедливой ответственности и однократности наказания, согласно которым никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Попытаемся понять, идет в рассматриваемом случае речь о двух самостоятельных правонарушениях или об одном, какие санкции следует применять в подобных случаях, и является ли «двойная» ответственность при этом нарушением принципов справедливой ответственности и однократности наказания.

Условно можно разбить наш пример на три составляющие его элемента: во-первых, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, во-вторых, (как следствие) занижение налоговой базы и, в-третьих, (опять же как следствие) неполная уплата сумм налога. Итак, между всеми названными элементами правонарушения (если рассматривать его как единое целое) налицо причинно-следственная связь.

Очевидно, что описанное правонарушение не «укладывается» в рамки состава, предусмотренного п. 3 ст. 120, ибо содержит не предусмотренный в нем признак объективной стороны в виде неполной уплаты сумм налога. При рассмотрении статьи в целом очевидно, что п. 3 выделяет квалифицированный состав правонарушения, а общей целью ст. 120 является установление ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения.

В то же время о грубом нарушении правил учета доходов и расходов ничего не сказано в статье 122. В рассматриваемом случае в качестве наказуемым деянием является занижение налоговой базы, а обязательным последствием этого деяния . неполная уплата налога. Для целей статьи совершенно не важны причины, по которым была занижена налоговая база: в качестве таковых могут выступать любые обстоятельства, в том числе и грубое нарушение правил учета доходов.

Читайте так же:  Закон о подоходном налоге пмр

С учетом изложенного представляется, что квалифицировать деяние, содержащее три упомянутых признака (грубое нарушение правил учета доходов и расходов, занижение налоговой базы и неполная уплата налога), только по п. 1 ст. 122 НК РФ было бы неверным с формальной точки зрения. Ибо при этом оставляется без внимания самостоятельное налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 Налогового кодекса. А это, в свою очередь, противоречит принципу неотвратимости наказания за совершение правонарушения. Одновременно обратим внимание на то, что в Налоговом кодексе не действует характерный для уголовного законодательства (и применяемый также при квалификации преступных деяний) принцип поглощения менее строгого наказания более строгим, что закреплено в п. 5 ст. 114 НК РФ.

Более того, по мнению автора, законодатель целенаправленно разграничил правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и п.п. 1-3 ст. 122 НК РФ, сознательно допустив возможность одновременного наступления ответственности за их совершение (в том числе и при рассмотренной ситуации). Это, в частности, подтверждается тем, что с точки зрения юридической техники было бы несложно ввести запрет на одновременное применение санкций, установленных п. 3 ст. 120 и п.п. 1-3 ст. 122 НК РФ.

Таким образом, можно констатировать, что в случае, когда неполная уплата налога допущена организацией вследствие произошедшего из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов занижения налоговой базы, с формальной («технической») точки зрения квалификация налоговыми органами подобного деяния по п. 3 ст. 120 и п.1 ст. 122 НК РФ оправдана (во всяком случае, она вполне соответствует положениям Налогового кодекса).

Тем не менее, под сомнение может быть поставлена как правомерность квалификации, приведенной в нашем примере, так и законность ряда норм главы 16 Налогового кодекса, юридическая конструкция которых фактически допускает возможность применения ответственности не только за занижение налоговой базы, повлекшее неуплату налога, но и . отдельно . за деяние, явившееся причиной правонарушения. Напомним, что отмеченное обстоятельство, фактически означающее установленную законом возможность многократного привлечения к ответственности за одни и те же противоправные деяния, стало одним из оснований, по которым Конституционный Суд РФ в Постановлении N 11-П от 15 июля 1999 г. признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ N 2118-1 от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Анализируемый нами вопрос по своей сути схож с предметом, рассмотренным Конституционным Судом в указанном Постановлении. И полномочиями, необходимыми для окончательного разрешения этого вопроса, обладает только Конституционный Суд.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

http://www.garant.ru/article/6786/

Понятие налогового правонарушения

Понятие закреплено в статье 106 НК РФ.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние, действие или бездействие, налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые налоговым кодексом установлена ответственность.

Согласно действующему законодательству, физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение с 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ).

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям, предусмотренным налоговым кодексом.

При установлении наказаний за нарушение налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности (п.2 ст. 108 НК РФ). Ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного уголовным кодексом.

Налоговая ответственность, предусмотренная налоговым кодексом, носит карательный характер, предусматривающий ограничение каких-либо прав нарушителя или наложения на него специальных обязанностей (например, по уплате штрафа).

Цель налоговой ответственности – восстановление справедливости.

В п. 6 ст. 108 НК РФ закреплена презумпция невиновности налогоплательщика. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

Состав правонарушения — совокупность признаков, необходимых и достаточных, для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности.

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 147 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/6-692.html

Принцип однократности налоговой ответственности

С вступлением в силу НК РФ принцип однократности наказания получил нормативное закрепление: Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). В данном случае речь идет именно о привлечении к ответственности, а не о наложении налоговой санкции.. В любом случае повторно возбуждать налоговый процесс по одному и тому же делу, в отношении которого уже имеется вступившее в законную силу решение суда или налогового органа, недопустимо.

НК РФ не предусматривает возможности поглощения санкций, то есть применения наказания в пределах только одной налоговой санкции (как правило, максимальной).

Если лицо привлекается к ответственности за совокупность налоговых правонарушений, важно определить – действительно ли речь идет о различных деяниях или перед нами одно и то же деяние, выразившееся в различных последствиях.

Налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством (п. 3 ст. 108 НК РФ). Налоговые правонарушения и преступления в сфере налогообложения во многом совпадают по составу. Одно и то же деяние квалифицируется как правонарушение или преступление в зависимости от субъектного состава (физическое лицо, а не организация) и размера вреда, причиненного бюджетной системе: обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.

Одновременное применение к нарушителю налоговой и административной ответственности за одно и то же правонарушение не допускается, поскольку прямо нарушает принцип однократности наказания.

Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством (п. 4 ст. 108 НК РФ). В данном случае принцип однократности наказания не нарушается, поскольку к ответственности привлекаются разные субъекты – организация и ее должностные лица.

Налоговое законодательство в отличие от административного не предусматривает возможность одновременного наложения на нарушителя основной и дополнительной санкции

Читайте так же:  Налог на земельный участок 6 соток

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9070 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_104474_printsip-odnokratnosti-nalogovoy-otvetstvennosti.html

Принцип однократности налоговой ответственности

Идея однократности наказания была известна еще древнеримским юристам, сформулировавшим принцип: non bis idem – не дважды за одно. В литературе его называют также принципом недопустимости удвоения юридической ответственности 1 . Конституция РФ в ст. 50 формулирует этот принцип достаточно узко – применительно лишь к сфере уголовного законодательства: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Вместе с тем правовое влияние этого конституционного принципа рамками уголовного права не ограничивается и носит межот-раслевой характер.

С вступлением в силу НК РФ принцип однократности наказания по-лучил нормативное закрепление: Никто не может быть привлечен повтор-но к ответственности за совершение одного и того же налогового правона-рушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). В данном случае речь идет именно о при-влечении к ответственности, а не о наложении налоговой санкции. То есть главным является налоговый процесс в отношении конкретного лица по

1 См.: Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. – Красноярск, 1985. – С. 64-65.

конкретному делу независимо от того, закончился ли этот процесс нало-жением санкции или нет. В любом случае повторно возбуждать налоговый процесс по одному и тому же делу, в отношении которого уже имеется вступившее в законную силу решение суда или налогового органа, недо-пустимо.

При квалификации деяний лица как совокупности налоговых правона-рушений действует правило сложения налоговых санкций: При соверше-нии одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без по-глощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст.114 НК РФ). Как видим, НК РФ не предусматривает возможности поглощения санкций, то есть применения наказания в пределах только одной налоговой санкции (как правило, максимальной). Это существенное отличие от администра-тивной ответственности, применительно к которой сложение администра-тивных наказаний является общим правилом, а поглощение – специальным (ст. 4.4 КоАП РФ).

Если лицо привлекается к ответственности за совокупность налоговых правонарушений, важно определить – действительно ли речь идет о раз-личных деяниях или перед нами одно и то же деяние, выразившееся в раз-личных последствиях. Подобная ситуация возникла в судебной практике при одновременном привлечении к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) и неуплате или неполной уплате сумм налога (ст. 122 НК РФ). В Оп-ределении от 18.01.2001 № 6-П КС РФ указал, что эти составы четко не разграничены законодателем. В частности, основным квалифицирующим признаком в обоих составах названо занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога. В результате лицо, со-вершившее правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, одно-временно может быть привлечено к ответственности и по пп. 1 и 3 ст. 120 НК РФ, то есть будет наказано дважды за одно и то же неправомерное дея-ние. Это недопустимо нарушает принцип однократности наказания.

Налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим ли-цом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступле-ния, предусмотренного уголовным законодательством (п. 3 ст. 108 НК РФ). Налоговые правонарушения и преступления в сфере налогообложе-ния во многом совпадают по составу. Одно и то же деяние квалифицирует-ся как правонарушение или преступление в зависимости от субъектного состава (физическое лицо, а не организация) и размера вреда, причиненно-го бюджетной системе: обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога. Квалификация деяния, как содержащего признаки состава преступления, не входит в компетенцию налоговых органов. При выявлении в ходе налоговой проверки фактов правонарушений, предполагающих совершение налоговых преступлений, руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налого-

плательщика к ответственности за совершение налогового правонаруше-ния. При этом налоговый орган обязан в десятидневный срок с момента обнаружения правонарушения направить материалы в правоохранитель-ные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Физическое лицо, освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, не освобождается от налоговой ответст-венности, предусмотренной НК РФ, если совершенное им деяние одновре-менно содержит признаки налогового правонарушения. Аналогично этому факт прекращения ранее возбужденного уголовного дела в отношении должностных лиц организации означает отсутствие в их действиях (без-действии) состава преступления, но еще не свидетельствует об отсутствии налогового правонарушения в действиях (бездействии) самой организации.

Одновременное применение к нарушителю налоговой и администра-тивной ответственности за одно и то же правонарушение не допускается, поскольку прямо нарушает принцип однократности наказания. Поэтому налогоплательщик за одно и то же правонарушение не может быть одно-временно привлечен к налоговой и иной ответственности. Если выявлен-ное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком в рамках налоговых правоотношений, определенных в ст. 2 НК РФ, вопрос о квали-фикации деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в рамках налогового законодательства. Нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответст-венности в случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, то есть когда составы правонарушений, предусмотренных налоговым и админист-ративным законодательством, фактически совпадают.

Привлечение организации к налоговой ответственности не освобожда-ет ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответ-ственности, предусмотренной законодательством (п. 4 ст. 108 НК РФ). В данном случае принцип однократности наказания не нарушается, посколь-ку к ответственности привлекаются разные субъекты – организация и ее должностные лица.

Налоговое законодательство в отличие от административного не пре-дусматривает возможность одновременного наложения на нарушителя ос-новной и дополнительной санкции — административно-правовой институт дополнительных взысканий налоговому праву не известен. Вместе с тем взыскание с нарушителя наряду с налоговыми санкциями также и пеней заставляют более пристально рассмотреть этот вопрос. Привлечение нало-гоплательщика, а также налогового агента к ответственности за соверше-ние налогового правонарушения не освобождает его от обязанности упла-тить причитающиеся суммы налога и пени (п. 5 ст. 108, п. 2 ст. 75 НК РФ). При этом одновременное наложение налоговой санкции и пени не наруша-ет принцип однократности наказания, поскольку в таком случае применя-ются не две штрафные санкции, а санкция и мера восстановительного ха-рактера, обеспечивающая исполнение налоговой обязанности.

Читайте так же:  Узнать налоги по ип на сайте налоговой

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 315 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/17_112027_printsip-odnokratnosti-nalogovoy-otvetstvennosti.html

Принципы налоговой ответственности

Принципы налоговой ответственности – общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Выделяют, в частности, следующие принципы.

Принцип законности. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК и КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип однократности. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. В данном случае принцип однократности наказания не нарушается, поскольку к ответственности привлекаются разные субъекты – организация и ее должностные лица.

Презумпция невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

Принцип индивидуализации наказания. Состоит в учете всех существенных обстоятельств дела при назначении наказания. При определении наказания должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принцип сложения налоговых санкций. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Как видим. НК РФ не предусматривает возможности поглощения санкций, то есть применения наказания в пределах только одной налоговой санкции (как правило, максимальной). Это существенное отличие от административной ответственности, применительно к которой сложение административных наказаний является общим правилом, а поглощение – специальным.

http://be5.biz/pravo/n008/33.html

Принципы юридической ответственности за нарушения налогового законодательства

Принципы налоговой ответственности

– это общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Анализ налогового законодательства, научной литературы и судебной практики позволяет выделить принципы: законности, однократности, ответственности за вину, презумпции невиновности, справедливости наказания. Общие принципы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений закреплены в статье 108 НК РФ. Рассмотрим указанные выше принципы более подробно.

1. Принцип законности. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Таким образом, законом должны быть конкретно определены признаки деяний, которые законодатель рассматривает в качестве правонарушений. Принцип законности является общеправовым, имеющим конституционно-правовой характер. В самом общем виде он закреплен в части второй ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Граница между наказуемыми и ненаказуемыми поступками должна быть проведена четко. Неопределенность составов налоговых нарушений противоречит принципу законности как основному принципу юридической ответственности.

Общие положения привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста[226].

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени[227]. Таким образом, применение налоговой санкции не подменяет собой уплату налога и пени, а привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему налогов и пеней.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств[228]:

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

· истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пункт, предполагающий отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, был конкретизирован НК РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются[229]:

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

Читайте так же:  Налоговый кодекс подоходный налог

· выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);

· иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются[230]:

· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

При наличии данных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Необходимо отметить, что срок давности исчисляется не только с момента совершения налогового правонарушения, но и с момента окончания налогового периода. В том случае, если налоговый период составляет один год, то срок давности может значительно увеличиться[231].

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки. Данное положение позволяет продлевать срок давности до фактического момента окончания налоговой проверки и препятствуют затягиванию процесса проверки с целью истечения срока давности.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения[232]. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 1470 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/3-4899.html

УФНС по Алтайскому краю поясняет процедуру привлечения к налоговой ответственности

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

При этом не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распадению системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.

В юридической науке выделяют следующие признаки правонарушений:
противоправность деяния — выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;

виновность деяния — характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.

Таким образом определяя правонарушение в налоговом законодательстве, законодатель пользуется термином «деяние», который употребляется для обозначения как действия, так и бездействия налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. Большинство налоговых правонарушений, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, могут быть совершены либо только путем действия, либо в результате бездействия. Вместе с тем существуют «смешанные правонарушения», т.е. налоговые правонарушения, объективная сторона которых может состоять из совокупности действия и бездействия или являющихся результатом, как действия, так и бездействия (например, статья 122 НК РФ и др.).

Читайте так же:  Налог на имущество в сша

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Объективная сторона налогового правонарушения это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону налогового правонарушения.

При этом привлечение к ответственности, согласно ст. 108 НК РФ может производиться только в порядке и по основаниям, предусмотренным НК РФ. Аналогичное положение содержится в ст.10 НК РФ,

согласно п.1 которой порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл.14, 15 НК РФ. В свою очередь пункт 1 ст. 108 НК РФ фактически вводит правило, в соответствии с которым нарушение процессуального порядка проведения налоговой проверки исключает приведение субъекта к ответственности.

Вместе с тем нарушение процессуальных норм не всегда является основанием для признания недействительным документов, имеющих юридическое значение, в тех случаях, когда процессуальные нарушения не привели к принятию неправильного решения и нарушению прав и законных интересов налогоплательщика.

Пункт 2 статьи 108 НК РФ заключает в налоговых отношениях принцип однократности наказания за одно и то же правонарушение, содержащийся в статье 50 Конституции РФ. Вместе с тем не следует смешивать одно и то же налоговое правонарушение с повторными правонарушениями и совокупностью правонарушений. Таким образом процедура привлечения к налоговой ответственности происходит в соответствии с определенным законодательством порядком. Согласно статье 100.1 НК РФ допускаются два различных порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:
— дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;
— дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Следовательно, можно выделить составы налоговых правонарушений, которые могут быть обнаружены исключительно в результате налоговых проверок и производство по которым происходит строго в порядке ст. 101 НК РФ:
— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — ст. 120 НК РФ;
— неуплата или неполная уплата налога (сбора) — ст. 122 НК РФ;
— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов — ст. 123 НК РФ и др.

При этом при привлечении к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не имеет значения, является лицо, совершившее налоговое правонарушение, налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом или нет.

Таким образом, привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правового статуса привлекаемого лица.

Кроме того хотелось бы отметить, что процедуры производства, установленные в ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ, различаются не столько по сущностным параметрам, сколько по формальным.

Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ, как правило, происходит тогда, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки для выявления совершенного налогового правонарушения. В частности, при наличии признаков следующих правонарушений:
— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе — ст. 116 НК РФ;
— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке — ст. 118 НК РФ;
— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, — ст. 125 НК РФ;
— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, — ст. 126 НК РФ;
— нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса — ст. 129.2 НК РФ и др.

Следовательно, статьи 101 и 101.4 НК РФ устанавливают процедуру рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Рассмотрение же дела о налоговом правонарушении с нарушением установленного порядка станет самостоятельным основанием для признания принятого решения о привлечении к налоговой ответственности незаконным.

Так, пунктом 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Выявление признаков любого налогового правонарушения происходит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля, которые являются формой реализации налогового контроля. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
— о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
— об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

Процедура привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ представляет собой механизм, который позволяет налоговым органам более оперативно по сравнению с порядком, установленным ст. 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о налоговых правонарушениях, совершенных в налоговой сфере.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.klerk.ru/inspection/287995/

Принцип однократности наказания за налоговое правонарушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here