Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Принципы валютного регулирования

В России существует значительное число ограничений на валютные операции, направленных на предотвращение утечки капитала и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Банком России и Правительством Российской Федерации – органами валютного контроля.

Основные принципы валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;
  • полная конвертируемость рубля по текущим операциям;
  • предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;
  • контроль за операциями нерезидентов в рублях;
  • контроль за обращением наличной иностранной валюты и валютных ценностей.

Резидентами в Российской Федерации считаются физические лица, постоянно проживающие в России, юридические – созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие на ее территории постоянное местонахождение, а также различные официальные представительства и филиалы этих лиц за рубежом.

К нерезидентам в Российской Федерации относятся юридические и физические лица, имеющие место нахождения или жительства за пределами России и созданные по принципам законодательства иностранных государств. Находящиеся в России иностранные представители и представительства также считаются нерезидентами.

Цели валютного регулирования:

  • усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;
  • стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
  • стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности.

Объективными возможностями для достижения этих целей являются ценовая стабилизация и реальный курс рубля. Реальный курс рубля обеспечивается товарной массой, соответствующей массе денежного обращения, на уровне сбалансированного спроса и предложения и в пределах паритета его покупательной силы.

Для ценовой стабилизации необходимо введение института фиксированных цен, прежде всего на энергоносители, и переключение расходов госбюджета на рост производства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к мерам узко бюрократического значения – регламентации расчетов экспортеров с госбюджетом, изъятию наличной иностранной валюты с внутреннего рынка, ограничению действий уполномоченных банков по купле-продаже свободно конвертируемой валюты (далее – СКВ) на внутреннем валютном рынке, установлению валютного коридора. Регламентации открытия счетов нерезидентов, введению правил ввоза-вывоза и пересылки СКВ, а также к валютному контролю.

http://be5.biz/ekonomika/v001/44.html

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 3 . Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

>
Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
Содержание
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12133556/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

44. Принципы валютного регулирования.

В России существует значительное число ограничений на валютные операции, направленных на предотвращение утечки капитала и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Банком России и Правительством Российской Федерации – органами валютного контроля.

Основные принципы валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;

– полная конвертируемость рубля по текущим операциям;

– предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;

– контроль за операциями нерезидентов в рублях;

– контроль за обращением наличной иностранной валюты и валютных ценностей.

Резидентами в Российской Федерации считаются физические лица, постоянно проживающие в России, юридические – созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие на ее территории постоянное местонахождение, а также различные официальные представительства и филиалы этих лиц за рубежом.

К нерезидентам в Российской Федерации относятся юридические и физические лица, имеющие место нахождения или жительства за пределами России и созданные по принципам законодательства иностранных государств. Находящиеся в России иностранные представители и представительства также считаются нерезидентами.

Цели валютного регулирования:

– усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;

Читайте так же:  Налог на движимое имущество физических лиц

– стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;

– стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности.

Объективными возможностями для достижения этих целей являются ценовая стабилизация и реальный курс рубля. Реальный курс рубля обеспечивается товарной массой, соответствующей массе денежного обращения, на уровне сбалансированного спроса и предложения и в пределах паритета его покупательной силы.

Для ценовой стабилизации необходимо введение института фиксированных цен, прежде всего на энергоносители, и переключение расходов госбюджета на рост производства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к мерам узко бюрократического значения – регламентации расчетов экспортеров с госбюджетом, изъятию наличной иностранной валюты с внутреннего рынка, ограничению действий уполномоченных банков по купле-продаже свободно конвертируемой валюты (далее – СКВ) на внутреннем валютном рынке, установлению валютного коридора. Регламентации открытия счетов нерезидентов, введению правил ввоза-вывоза и пересылки СКВ, а также к валютному контролю.

http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/shpargalka_po_vneshneyekonomicheskoi_dejatelnosti/p44.php

Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного ко нтроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются

  • Центральный банк РФ и
  • Правительство РФ.

Ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется

  1. Правительством Российской Федерации,
  2. органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк Российской Федерации,
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
  • государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также
  • не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
  • таможенные органы;
  • налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

http://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-valiutnogo-regulirovaniya-i-valiutnogo-kontrolya-organi-valiutnogo-regulirovaniya-organi-i-agenti-valiutnogo-kontrolya

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Это по существу совокупность таких процессов, как:

* деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

* контроль государства за валютными операциями;

* воздействие на курс национальной валюты;

* ограничение использования иностранной валюты;

* совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:

* накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

* регулирование вывоза из страны стратегического сырья;

* регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;

* покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за её пределами;

* определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

* регулирование порядка проведения операций с резидентами и нерезидентами;

* регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и во многом определяет проводимой государством валютной политикой.

Валютная политика – совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия.

Валютное регулирование может быть:

Прямое валютное регулирование – совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

— Косвенное валютное регулирование – совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.

Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер; Либеральным или ограничительным.

Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платёжного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны:

ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса.

Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля.

Валютный контроль – это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Валютное регулирование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле р РФ», который определяет:

* принципы проведения валютных операции в РФ

* полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

Читайте так же:  Финансовый университет государственное управление и финансовый контроль

* права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

* меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основной элемент национальной валютной системы – национальная валюта.

Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российская валюта». «валюте Российской Федерации» относятся: _ находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; Валютное обращение в РФ регулируется Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» , и принятых в соответствии с ним федеральных законов, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования ,Международными договорами .

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле р РФ», определяет:

* принципы проведения валютных операции в РФ

* полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

* права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

* меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основной элемент национальной валютной системы – национальная валюта.

Валюта в РФ

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки ;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги— ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

К резидентам РФ относятся:

— Физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

— Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

— Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

— Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов РФ.

К нерезидентам РФ относятся:

— Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

— Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

— Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

— Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.

Организация валютного контроля в РФ
Основными направлениями валютного контроля в России являются:

Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/6x16d8.html

1. Понятие, задачи и принципы валютного контроля и валютного регулирования

Валютное регулирование — деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке;

Читайте так же:  Отдел валютного контроля банка

в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:

а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов. Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние экономики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.

Валютный контроль и регулирование в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля и регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Особое место в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютный контроль.

Задачи валютного контроля:

а) контроль за поступлением валютной выручки за экспортированные товары;

б) контроль за проведением обязательной продажи определенной части валютной выручки экспортерами;

в) контроль за поступлением товаров в РФ по импортным операциям;

г) контроль за поступлением товаров в РФ по бартерным контрактам.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

http://studfile.net/preview/5645844/page:2/

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

— установление порядка проведения валютных операций;

— определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;

3. Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (в ред. от 22.07.2008 года). Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Раздел III Закона урегулировал общие вопросы валютного контроля в РФ, определил ответственность субъектов валютных отношений за нарушение валютного законодательства, права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

— режим государственной валютной монополии;

— режим валютного государственного регулирования;

— режим свободно-конвертируемой валюты.

Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания — 4 года, возможность повторного избрания — 3 года.

Читайте так же:  Возмещение ндс статистика

Основные функции совета директоров ЦБР: · утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе; · взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики; · утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР; · принятие решений: а) о величине резервных требований; б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений; в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР; г) об определении лимитов на открытом рынке; д) об участии в деятельности международных организаций; е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения; ж) о контроле над объемом денежной массы; з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

http://studfile.net/preview/5997064/page:13/

Раздел 12. Основы валютного законодательства и валютного контроля

Основные принципы валютного регулирования, его цели, осуществление валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (см. схему 94).

В соответствии с названным Законом субъекты валютных правоотношений подразделяются на резидентов и нерезидентов — пункты 6 и 7 ст. 1 Закона (см. схему 95).

Объектами валютных правоотношений выступают: валюта РФ (п. 1 ст. 1); иностранная валюта (п. 2 ст. 1); внутренние ценные бумаги (п. 3 ст. 1); внешние ценные бумаги (п. 4 ст. 1) и валютные ценности (п. 5 ст. 1) (см. схему 96). К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту и внешние ценные бумаги (см. схему 97).

Содержание валютного правоотношения включает в себя право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов. Перечень валютных операций дан в п. 9 ст. 1 Закона.

Перечисленные валютные операции законодатель делит на валютные операции между резидентами (ст. 9), валютные операции между нерезидентами (ст. 10) и валютные операции между резидентами и нерезидентами (ст. 6) — см. схему 98.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, в свою очередь, также делятся на три вида: осуществляемые без ограничений, регулируемые Правительством РФ и регулируемые Банком России (см. схему 99).

Органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ, которые в своей деятельности должны руководствоваться следующими основными принципами (ст. 3 и 5 Закона) — см. схему 100.

В целях соблюдения валютного законодательства государство осуществляет специальный вид финансового контроля — валютный контроль. Его проводят органы валютного контроля. Органам валютного контроля предоставлено право передавать часть своих контрольных полномочий иным организациям, называемым в этом случае агентами валютного контроля (см. схему 101).

За нарушение валютного законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности.

http://infopedia.su/14x1471a.html

Принципы валютного регулирования

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций.

Реализация принципа неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов состоит в том, что в соответствии с законодательством валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, к которым применяются меры регулирования. Но меры регулирования валютных операций действуют только до 1 января 2007 г.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что ограничения в валютном регулировании носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения вызвавших их обстоятельств. Например, Указанием Банка России от 29 декабря 2004 г. N 1540-У были уменьшены суммы зачисляемых денежных средств при применении такой меры регулирования, как резервирование.

Выполнение принципа обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов гарантируется пунктом 6 статьи 4 названного выше Закона, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, органов валютного регулирования и валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование и осуществление валютного контроля. Существенная роль валютной политики в обеспечении экономической безопасности отмечена в Указе Президента России от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»: обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере — приоритетные направления политики государства.

Однако жесткое валютное регулирование стало тормозить развитие отечественного бизнеса и провоцировать «бегство капиталов». Обязательная продажа валютной выручки с целью пополнения золотовалютных резервов заставляет Центральный банк покупать иностранную валюту, постоянно эмитируя рубли и тем самым увеличивая денежную массу. Это, в свою очередь, способствует инфляции, необоснованному укреплению рубля и снижению конкурентоспособности отечественного производителя.

Большое значение имеет принцип, исключающий неоправданное вмешательство государства и его органов в сферу валютных операций. При этом законодатель в целях защиты экономической безопасности государства (ст. 55 Конституции) допускает такое вмешательство в случаях, связанных с возникновением угрозы ухудшения валютно-финансового положения государства, предоставляя право органам валютного регулирования вводить валютные ограничения, делающие некоторые виды операций экономически не выгодными перечень мер валютного регулирования, которые могут устанавливать Правительство России и Центральный банк при осуществлении между резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютных операций движения капитала .Центробанк также вправе устанавливать порядок, предусматривающий требования к проведению некоторых валютных операций движения капитала, к формам и условиям расчетов и к резервированию.

Введены нормы о регулировании Центральным банком операций с внешними и внутренними ценными бумагами, включая расчеты (переводы), связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму свыше 150 тыс. долл. США в течение календарного года, а также с исполнением обязательств по внешним и внутренним ценным бумагам, по которым Центральный банк может устанавливать требование об использовании специального счета резидентом или нерезидентом и (или) о резервировании, предусмотренное частями 5 и 6 статьи 8 Закона о валютном регулировании. Исключение составляют валютные операции, осуществляемые между физическими лицами — резидентами и нерезидентами, с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением или реализацией прав на внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года, которые осуществляются без ограничений (ст. 8 Закона о валютном регулировании).

Читайте так же:  Как называется налоговая проверка

Данные нормы направлены на реализацию установленных законодательством положений об ответственности Банка России за денежно-кредитную сферу и стабильность валюты Российской Федерации.

Введение требования о резервировании обусловлено необходимостью обеспечить возврат валютной выручки или товаров по текущим операциям и операциям движения капитала. Вместе с тем Закон устанавливает обязанность резервирования только на определенный срок (не более двух лет), а также предельные суммы резервирования (от 20 до 100% от суммы проводимой операции) по отдельным видам валютных операций движения капитала, что создает возможность адресного регулирования отдельных операций и формирования благоприятных условий для движения капитала. Данная норма будет применяться с учетом состояния платежного баланса России.

Из принципа единства внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации следует, что органы валютного регулирования обязаны согласовывать между собой предложения об установлении требований к валютным операциям. В частности, некоторые ограничения, предусмотренные Законом о валютном регулировании, Центральный банк вводит только по согласованию с Правительством России, что обеспечивает более эффективную защиту прав резидентов и нерезидентов при установлении ограничений (ч. 10 ст. 8 Закона о валютном регулировании).

Такие предложения не должны быть дискриминационными и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации и поддержания устойчивости платежного баланса страны.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля основан на принципе единства экономического пространства, установленном в статье 8 Конституции, который обеспечивается, в частности, единством системы валютного регулирования и валютного контроля, осуществляемых через систему органов валютного регулирования, валютного контроля и агентов валютного контроля, установленную Законом о валютном регулировании, а также через формы и методы защиты нарушенных прав на всей территории России.

Например, государство обеспечивает защиту прав и экономических интересов и резидентов, и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Право собственности на валютные ценности в Российской Федерации относится к категории вещных прав и охраняется государством в соответствии со статьей 35 Конституции наряду с правами на иное имущество. Способы защиты права собственности на валютные ценности, как и на другие объекты права собственности, установлены в Гражданском кодексе. Вещно-правовые способы защиты права собственности (виндикационный и негаторный иски) предусмотрены статьями 301-305 ГК РФ. Для защиты интересов собственника применяются и другие способы защиты гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом: признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего права или охраняемые законом интересы собственника (ст. 13); возмещение убытков, причиненных собственнику незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (ст. 15, 16); признание недействительными сделок, нарушающих права собственника (ст. 166-179).

Однако права на валютные ценности не являются абсолютными и могут быть ограничены федеральным законом. Такое ограничение допускается только в целях, определенных частью 3 статьи 55 Конституции, и не должно дискриминировать участников валютных отношений (предоставлять разным субъектам неравноценные условия).

Согласно статье 4 Закона о валютном регулировании валютное законодательство Российской Федерации состоит из самого Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются актами валютного законодательства Российской Федерации. Кроме этого, в случаях, предусмотренных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования) только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены названным выше Законом, применяются правила международного договора, за исключением случая, когда из международного договора следует, что для его применения необходимо обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

Валютное регулирование — издание государством (союзом государств) правил (регламентирование) выпуска в обращение (эмиссии), изъятия из обращения (рестрикции) национальной валюты, обмена валют, а также платежей нерезидентам и поступлений валют от них. В другом варианте валютное регулирование можно понимать как систему регулирования сделок с валютными ценностями и операций с нерезидентами.

Существуют и экономические методы, также направленные на достижение целей валютного регулирования. Один из них — эмиссия национальных денег. Прямое увеличение денежной массы может повлечь увеличение предложения национальных денег на валютном рынке, а следовательно, изменение (в сторону уменьшения) курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Часто используются и способы таможенного (тарифного) регулирования. Например, увеличение экспортных пошлин, ограничение количества (квотирование) экспортируемых товаров уменьшают предложение иностранных валют на внутреннем рынке, а значит, способствуют повышению их курса. Уменьшение пошлин на импортируемые товары, услуги, снятие количественных ограничений на ввоз увеличивает спрос на иностранные валюты, также увеличивая их курс. Следовательно, увеличение импортных пошлин снижает количественные ограничения экспорта и увеличивает предложение иностранных валют. Все это может привести и к изменению цен в стране, хотя и различными темпами, на импортные и внутренние товары.

Кроме рассмотренных мер экономического и таможенного регулирования курсов валют и цен можно регулировать курсы валют изменением налогов. Например, увеличение акцизов на экспортируемые товары уменьшит прибыль экспортеров, увеличит продажи товаров на внутреннем рынке, уменьшит продажи товаров за границей и выручку от экспорта. Сократится предложение иностранных валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса и к росту цен в национальной валюте на импортные товары. Регулируют курс национальной валюты и операции Центрального банка по покупке и продаже иностранных валют за национальную. Так, при покупке девизов их номинальный курс в национальной валюте повышается (девальвируется национальная валюта), и наоборот, курс девизов снижается при их продаже (изменение курса, разумеется, зависит от объема участия на валютном рынке Центрального банка, т.е. его интервенций). Отличие изложенных способов регулирования курсов валют состоит в том, что при эмиссионном способе увеличение или снижение издержек от изменения курса валют одновременно распространяется на всех, а при таможенном или налоговом способах — сначала на экспортеров или импортеров товаров и лишь через определенный лаг времени — на всех.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studwood.ru/1457001/finansy/printsipy_valyutnogo_regulirovaniya

Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here