Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Л. Гурьяков, советник налоговой службы II ранга

Статьей 91 НК РФ установлено, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Таким образом, согласно законодательству о налогах и сборах проведение выездной налоговой проверки необязательно связано с доступом должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию налогоплательщика, в частности в жилые помещения налогоплательщика — физического лица. Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки приобретает наибольшую важность при проведении такой проверки по месту нахождения инспекции. Фактические действия должностных лиц налогового органа по проведению налоговой проверки заключаются в исследовании представленных налогоплательщиком документов, а также полученных от третьих лиц документов, содержащих сведения в отношении налогоплательщика. Право налогоплательщика присутствовать при проведении налоговой проверки является основанием для реализации права на представление пояснений по исчислению и уплате налогов.

Если решение о проведении выездной налоговой проверки на территории налогового органа налогоплательщику не предъявлялось, то налогоплательщик может сделать вывод, что нарушено его право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и представлять соответствующие пояснения либо решение в отношении него вынесено в результате проведения камеральной налоговой проверки. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Поскольку срок проведения выездной налоговой проверки больше срока проведения камеральной налоговой проверки, в ходе обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик может ссылаться на то, что инспекцией нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки.

В связи с этим необходимо обращать внимание на следующее. Согласно ст. 88 камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким образом, если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, то проведение такой проверки в течение более чем трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации будет являться нарушением порядка проведения камеральной налоговой проверки.

В нарушение указанных положений соответствующая проверка представленных деклараций инспекцией в трехмесячный срок не проведена. Кроме того, инспекция не использовала полномочия по истребованию в ходе камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих обоснованность заявленной к возмещению суммы НДС. В нарушение ст. 88 НК РФ налогоплательщику не направлялось сообщение о выявленных ошибках в заполнении документов и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и требование о внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Зачет предъявленных к возмещению сумм в счет уплаты налогов также не произведен.

Согласно п. 3 ст. 176 по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. В течение двух недель после получения указанного заявления инспекцией не было принято решение по вопросу возврата сумм НДС. Бездействие должностных лиц инспекции могло повлечь начисление процентов на сумму, подлежащую возврату.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Факт невручения налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке в случае невозможности его вручения либо в случае, когда налогоплательщик не воспользовался правом присутствовать при выездной налоговой проверке, не может служить основанием для ее непроведения. Следовательно, само по себе невручение налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке не может служить основанием для отмены решения, вынесенного в результате ее проведения.

В то же время вследствие обстоятельств, послуживших уважительной причиной невручения налогоплательщику соответствующего решения, налоговый орган вправе применять методы, позволяющие самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. В случае признания причин невручения налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке неуважительными применение налоговым органом указанных методов будет признано необоснованным. В итоге основанием для отмены решения налогового органа может служить не нарушение права налогоплательщика, а необоснованное применение методов, позволяющих самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

Для реализации права присутствовать при выездной налоговой проверке налогоплательщик должен надлежащим образом известить инспекцию о своем желании присутствовать при такой проверке. Как правило, таким извещением служит письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган.

В настоящее время при выездной налоговой проверке на территории налогового органа рассмотренным правом налогоплательщики, как правило, не пользуются.

Статья опубликована в «Финансовой газете», 4 февраля 2004

Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
Читайте так же:  Выплата дивидендов государству

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Права налоговых органов при проведении выездной проверки

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки

По закону налогоплательщик вправе:

Учтите, что не только сотрудники ФНС вправе привлекать для проведения проверки третьих лиц. Налогоплательщик тоже может это сделать. Например, ему никто не мешает обратиться к юристам для отстаивания своей позиции. Но подробнее о правах данного лица будет ниже.

Обязанности налогоплательщиков

уплачивать законно установленные налоги;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;

представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации — в срок не позднее трёх дней со дня принятия такого решения.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми статуса налогоплательщика: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

A) Индивидуальный пред­при­ни­ма­тель пред­ста­вил в на­ло­го­вый орган на­ло­го­вую декларацию

Б) Ин­ди­ви­ду­аль­ный предприниматель при­сут­ство­вал при про­ве­де­нии выездной на­ло­го­вой проверки

Читайте так же:  Ип енвд налоги в пфр

B) Гражданин по­тре­бо­вал возмещения в пол­ном объёме убытков, причинённых не­за­кон­ны­ми действиями на­ло­го­вых органов

Г) Граж­да­нин получил свое­вре­мен­ный зачёт суммы, из­лиш­не взысканной в преды­ду­щем году в ка­че­стве налога на транс­порт­ное средство

Д) Граж­да­нин уплатил налог на при­над­ле­жа­щий ему зе­мель­ный участок

2) обя­зан­но­сти

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

A) Индивидуальный пред­при­ни­ма­тель пред­ста­вил в на­ло­го­вый орган на­ло­го­вую декларацию — обя­зан­но­сти.

Б) Ин­ди­ви­ду­аль­ный предприниматель при­сут­ство­вал при про­ве­де­нии выездной на­ло­го­вой проверки — права.

B) Гражданин по­тре­бо­вал возмещения в пол­ном объёме убытков, причинённых не­за­кон­ны­ми действиями на­ло­го­вых органов — права.

Г) Граж­да­нин получил свое­вре­мен­ный зачёт суммы, из­лиш­не взысканной в преды­ду­щем году в ка­че­стве налога на транс­порт­ное средство — права.

Д) Граж­да­нин уплатил налог на при­над­ле­жа­щий ему зе­мель­ный участок — обя­зан­но­сти.

Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

пожалуста напишите какие права граждан стоят за обязанностью платить налоги

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

1000кло 15.05.2013

Что ты хочешь узнать?

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. В 2020 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Читайте так же:  Выплата дивидендов в виде денежных средств

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Ответ

Согласно Налоговому кодексу:
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки

Налоговый контроль в России ужесточается.

Экономическая ситуация в стране усугубляется в связи с санкциями и определенной изоляцией государства. В то же время средняя зарплата позволяет отнести большинство населения к категории «бедных».

Усугубление финансовых проблем приводит к стремлению уклониться от налогообложения. А дефицит бюджета влечет за собой ужесточение контроля со стороны ФНС РФ, что иногда приводит к перегибам.

Именно поэтому так важно знать, какие у нас есть права.

Когда можно присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, какие документы нужно предоставлять, как защититься от произвола со стороны контролирующих органов? Ответы на все эти вопросы содержатся в НК РФ.

Начало проверки

В первую очередь обращаться нужно к НК РФ. Там про все написано. Правда, не по-порядку, а вразброс, чтобы «На то и щука, чтобы карась не дремал»!

В частности, в статье 89 сказано, что проведение выездной налоговой проверки возможно исключительно по решению руководителя (его зама) соответствующей службы. Причем данное решение должно быть надлежащим образом оформлено и подписано одним из вышеназванных лиц.

Этот документ имеет принципиальное значение. Дело в том, что с момента его составления и предъявления начинается отсчет срока проведения соответствующего мероприятия. По законодательству срок проведения ВНП должен составлять 2 месяца.
Как всегда, есть исключения — проверку могут продлить до 4, если будут серьезные основания, а в исключительных случаях – до 6.

А серьезные основания всегда найдутся. тем более, что этот вопрос оставлен на усмотрении налогового инспектора.

Налогоплательщика в обязательном порядке должны уведомить о том, что в отношении него проводится ВНП.

К тому же, из Решения о производстве ВНП он вправе получить информацию по поводу следующего:

  1. Кому именно поручено проведение проверки — должностные лица, которые обычно указываются списком, а также фиксируется Ф И О проверяющих.
  2. Цели и предмет проверки. Важно, чтобы их обозначили достаточно конкретно.
  3. Период осуществления проверки. Здесь тоже важна точность.
  4. Список определенных налогов и других отчислений, которые интересуют ФНС.

Вы вправе получить перечисленную информацию, что, в свою очередь, позволит не выдавать документы, которые не имеют непосредственного отношения к поднятым в решении о проверке вопросам. Это принципиально, поскольку иногда такие дополнительные сведения становятся основанием для более тщательного и глубокого разбирательства.

К чему нужно быть готовым?

Для начала стоит понять, на что имеют право сами инспекторы. В частности, они могут:

  1. Привлекать свидетелей. Причем речь идет как о сотрудниках самой фирмы, так и о контрагентах.
  2. Истребовать любые документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
  3. Осмотреть как территорию, так и любые помещения налогоплательщика. Правда, если речь идет о жилье, то здесь возникают свои нюансы.
  4. Провести выемку предметов и документов. Разумеется, этот момент регулируется отдельными нормативами. Но вообще инспекторы обычно идут на такие меры, если им добровольно не предоставляют информацию.
  5. Организовать инвентаризацию всего имущества субъекта.
  6. Собрать сведения или же документы о проверяемом по поводу отдельно взятых сделок и т. п. Иногда выплаты в бюджет шли или должны были идти через третье лицо (налоговый агент). В таком случае ФНС вправе затребовать информацию и по нему.

Все это установлено НК РФ и регулируется им же. Однако процедура реализации прав инспекторов может быть связана с разными подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, большое внимание стоит уделять письмам самого ФНС РФ, в которых содержатся пояснения по поводу всего механизма.

Читайте так же:  Купили долевку в ипотеку вычет налоговый

Помимо перечисленного, инспекторы вправе также привлекать специалистов ради реализации налогового контроля (экспертов, переводчиков и т. п.). И им тоже надо предоставить доступ ко всем данным. Но привлечение профессионалов возможно, если объективно существует соответствующая необходимость. И задача инспекторов – ее обосновать. Кроме того, введение эксперта в ситуацию всегда надлежащим образом оформляется.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Налогоплательщик

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Итак, что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Существуют ли способы минимизировать для налогоплательщика негативные последствия от столкновения с ФНС РФ?

Да, если следовать определенным рекомендациям.

Еще до того, как инспекторы появились, при условии, что время позволяет, желательно связаться с контрагентами и разобраться, нет ли по документам у вас каких-то противоречий, закрыты ли все сделки, которые должны быть завершены на конкретное число. Особое внимание стоит уделить взаиморасчетам, регистрации официальных бумаг и т. п.

Также стоит предупредить контрагентов о том, что у них возможна встречная проверка.

Читайте так же:  Торговый сбор бухгалтерские проводки

Если у вас есть сделки с «проблемными» компаниями, нужно собрать доказательства того, что вы действовали с надлежащей осмотрительностью, а сделка была экономически выгодной.

О каких контрагентах идет речь? Это реорганизованные, ликвидированные или же несостоятельные.

Особое внимание всегда уделяется «фирмам-однодневкам».

Вообще инспекторы в первую очередь обращают внимание на установление взаимосвязей недобросовестных контрагентов, не пытались ли они злоупотребить своими правами, выплачивали ли все налоги в полном объеме, не занижали ли объем полученной прибыли по факту.

Также особый акцент делается на НДС и на использование льгот.

Большое внимание стоит уделить офису. В нем не должны находиться посторонние документы, штампы, реквизиты других фирм и т. п. Чем меньше данных, тем в большинстве случаев лучше. Разумеется, кроме тех, которые объективно необходимо предоставить. В частности, если в помещении инспекторы найдут печати или, например, бланки контрагента, может встать вопрос о том, не были ли сделки между вами фиктивной с целью ухода от налогов.

Также нужно выделить компетентных сотрудников, которые будут заниматься инспекторами: предоставлять им необходимые данные, документы, отвечать на вопросы и прочее. Желательно, чтобы это была группа опытных специалистов, хорошо знакомых как с действующим налоговым законодательством, так и со спецификой работы фирмы. Имеет смысл назначить конкретного ответственного за прохождение проверки сотрудника.

Кроме того, благоприятный результат дает грамотная подготовка сотрудников компании к предстоящему мероприятию. Всех нужно собрать, пояснить, что именно будет происходить, какие у кого есть права и обязанности. Некоторые руководители на период проверки переводили проблемных подчиненных в другие места, договаривались с ними об отпуске или же использовали иные схемы, чтобы не допустить их встречи с налоговыми инспекторами.

Повторная выездная налоговая проверка

Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) — из НК РФ

Естественно, права есть далеко не только у представителей ФНС РФ. Они имеются и у налогоплательщиков согласно статье 21 НК РФ, причем в значительном объеме. А если конкретнее, то такие лица вправе:

Перечисленные права закреплены в актуальном законодательстве. Налогоплательщика нельзя их лишить или же ограничить никаким образом, кроме как по закону. Однако вместе с тем пристальное внимание уделяется злоупотреблением правами.

Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки

После окончания проверки всегда составляют соответствующий акт. В нем должны быть закреплены результаты этого мероприятия, подведены итоги. При этом сам по себе акт не меняет правомочия налогоплательщика. Он состоит из 3 частей (вводная, описательная, итоговая).

В документе указано следующее:

Указанный документ всегда оформляется в 2 экземплярах. Один должен вручаться налогоплательщику на протяжении 5 суток после его составления. Как правило, документ предоставляют руководителю фирмы. А второй экземпляр будет храниться в ФНС РФ.

Когда налогоплательщик получил и изучил акт, он может в случае несогласия со сделанными выводами предоставить в налоговую службу свои возражения в письменном виде. Причем претензии подаются как на весь акт, так и на конкретные части. Если возражения вполне реально подтвердить определенными документами, то лучше всего так и поступить.

Из анализа практики увидеть, что лучше всего воспринимаются судом возражения, когда у налогоплательщика есть доказательства того, что проверка проводилась поверхностно и формально, инспекторы неверно трактовали НК РФ и прочие законы в данной области. То есть, что они исходили из ошибочных предпосылок, следовательно, сделанные ими выводы тоже неверны. Однако можно указывать и на различные ошибки.

Следующим этапом рассматривают сам акт. Причем об этом налогоплательщика должны заблаговременно уведомить. С соответствующей целью ему предварительно направляют по официальному адресу сообщение. Впрочем, зачастую его вручают вместе с актом.

Итак, все документы обычно изучает руководитель налоговой службы. По факту впоследствии подготавливается протокол. Руководитель должен подтвердить, что налогоплательщик явился или же получил извещение. Если проверяемому лицу не сообщили о дате рассмотрения акта, ее переносят до тех пор, пока налогоплательщик не получит уведомление.

По итогам изучения материалов проверки руководитель налоговой службы или же его зам может вынести решение о том, что соответствующее лицо нужно привлечь к ответственности за нарушение. Есть и другой вариант: для налогоплательщика не наступают негативные последствия, потому что для этого нет оснований (тогда никаких санкций не будет). И, наконец, есть и третий вывод. В частности, он заключается в том, что необходимо провести дополнительное мероприятие в рамках фискального контроля.

Решение должно быть оформлено надлежащим образом согласно законодательству. Его вручают налогоплательщику, после чего начинается отсчитываться срок (один месяц) для вступления указанного документа в силу. Это время дается на защиту своих прав. В частности, налогоплательщик может обратиться в суд или же в другие органы, в том числе и в вышестоящее отделение ФНС РФ.

Проведение выездной налоговой проверки очень часто в нашей стране происходит с достаточно грубыми нарушениями. Знание своих прав и понимание механизма их реализации гарантирует надежную защиту. И при отсутствии подобной базы стоит обратиться к опытному юристу, который обязательно вникнет в детали.

Видео (кликните для воспроизведения).

На тему о том, как себя вести во время ВНП читайте так же другую мою статью:

Источники

Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here