Привлекают к ответственности на административные налоговые правонарушения

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2020 году

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2020 году. Что необходимо знать об административном законодательстве.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Кто является субъектом таких нарушений и как они привлекаются к ответственности. Налоговые правонарушения имеют последствия, ответственность за которые может быть административной, дисциплинарной или уголовной.

При выявлении нарушений, соответствующие органы вправе подать в суд на лицо, их совершившее. И тогда уже суд решает, какое именно наказание понесет правонарушитель.

Содержание

Чаще всего налоговые проступки регулируются Налоговым кодексом. Но есть несколько нарушений, ответственность за которые является административной.

Общие моменты ↑

Правонарушения в сфере налогообложения делятся на проступки и преступления. Обычно налоговыми преступлениями принято считать действия, за которые лицо несет уголовную ответственность.

Проступки же в свою очередь являются дисциплинарными, имущественными или административными правонарушениями.

Соответственно, устанавливать за них наказание субъекта уголовное законодательство не может. Налоговые нарушения, как и другие, могут выражаться в действии и бездействии.

Чаще всего противоправное деяние в области налогов заключается в бездействии субъекта, так как происходит невыполнение своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Это может быть не предоставление в указанный срок документов и прочих сведений, а также неправильный учет доходов и расходов.

Для того чтобы осуществлять налоговый контроль, существуют так называемые налоговые органы. Должностные лица этой службы имеют право беспрепятственного доступа в помещение налогоплательщиков.

Естественно, это возможно только при соблюдении всех правил, установленных российским законодательством.

Что это такое

Налоговое правонарушение – действие, совершенное умышленно или нет, и понесшее за собой последствия в виде уменьшения налоговой базы и суммы налогов, введение налоговых органов в заблуждение, нарушения порядка подачи декларации и т. д.

За это российским законодательством предусматривается ответственность. Она может выражаться в административном или налоговом наказании субъекта.

Кроме этого, такие правонарушения имеют важный признак – антисоциальность. Другими словами, налоговый проступок посягает на установленный законом порядок налогообложения.

Таким образом, проявляется его противоправность. Это отличает их от уголовно наказуемых преступлений, где главным признаком считается общественная опасность.

Что касается административной ответственности, то она применяется в виде налоговых санкций, то есть денежных штрафов. Они используются для того, чтобы предотвратить совершения лицом повторных нарушений.

Администрaтивнaя oтвeтствeннoсть зa нaлoгoвыe прaвoнaрушeния устaнoвлeнa КоАП. А конкретнее, статьями 15.3–15.11.

Согласно этим нормам, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.

Налоговая ответственность необходима для того, чтобы к лицу были применены определенные санкции в виде взыскания денежных средств.

Но существуют обстоятельства, которое позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства (ст. 111–112 НК РФ):

  • факт налогового нарушения не установлен;
  • вина налогоплательщика не доказана;
  • правонарушитель не достиг 16-ти лет;
  • истек срок давности;
  • нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;
  • нарушитель не контролировал свои действия или совершал их под влиянием принуждения.

Этот перечень не является полным, а потому суд может самостоятельно решать, какие еще дополнительные обстоятельства могут носить смягчающий характер.

Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций в несколько раз и более. Но факт, что субъект вынужден был совершить противоправное деяние из-з независящих от него причин, необходимо доказать.

Помимо этого, законодатель разрешает использовать для вынесения решения обстоятельства, отягчающие наказание.

Они необходимы для того, чтобы увеличить размер налоговых штрафов. Одним из таких условий можно назвать умышленное совершение правонарушения.

Если умысла в действиях лица обнаружено не было, он не заплатит более 20 % от всей суммы налога. Но если факт умысла был установлен, то эта сумма может возрасти до 40%.

В случае, если повторное действие совершается уже после вынесения решения, то штрафные санкции увеличиваются до 100%. В налоговом законодательстве существует и свой срок давности.

Что это — налоговая ответственность, читайте здесь.

Учитывая это, можно утверждать, что лицо невозможно привлечь к определенной ответственности, если этот срок истек. Для налоговых нарушений он составляет 3 года.

Виды админответственности

Административное правонарушение – действие, совершаемое лицом, за которое КоАП РФ устанавливается административная ответственность.

Она состоит из следующих санкций, применяемых за совершение налогового правонарушения к нарушителям:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие и конфискация предмета, являющегося орудием совершения нарушения;
  • лишение субъекта специального права;
  • исправительные работы;
  • арест.

Что касается административной ответственности именно в налоговом законодательстве, то к нарушителям применяется только один ее вид.

А именно штрафы, размер которых установлен законодательством. Другие виды админответственности для налоговых нарушений не предусмотрены.

Правовая база

Санкции, применяемые к налоговым проступкам, определены в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Видео: налоговая новость об уголовной ответственности юридических лиц

Если административная ответственность устанавливается в судебном порядке, то эту процедуру регулирует Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ необходимо для обжалования решения суда.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;
Читайте так же:  Налог на недвижимость в испании для россиян

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

ФНС России разъяснила порядок привлечения к налоговой ответственности

Andrey_Popov / Shutterstock.com

Служба оценила правомерность привлечения налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, ст. 122 и ст. 123 Налогового кодекса, в случае истечения срока для составления акта, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, и срока для принудительного взыскания штрафа в соответствии со ст.ст. 46-48, 70 НК РФ.

Так, ст. 113 НК РФ установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанной норме, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. При применении срока давности моментом привлечения к налоговой ответственности считается дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения или базы для исчисления страховых взносов) и ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора, страховых взносов).

Как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 12 ноября 2013 г. № 7473/13, истекший срок давности привлечения к ответственности восстановлению не подлежит.

В связи с этим налоговики подчеркивают, что привлечение налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, ст. 122 и ст. 123 НК РФ, в случае истечения срока давности применения штрафных санкций является необоснованным.

Может ли срок давности привлечения к налоговой ответственности быть прерван? Узнайте из раздела «Налоговый кодекс РФ» в «Энциклопедии судебной практики»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также налоговики указали на случай, когда срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения не истек, но налоговым органом пропущен срок для составления акта и срок для принудительного взыскания штрафа. В этом случае ФНС России придерживается позиции судов, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 790-О.

Суды указывают, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля установленных НК РФ сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. При проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения определенных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Однако срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Административная ответственность юридических лиц за налоговые правонарушения

«Налоги» (журнал), 2011, N 6

Привлечение к административной ответственности юридических лиц за совершенные налоговые правонарушения сопряжено с решением комплекса юридических вопросов, в связи с чем предмет исследования, выбранный автором статьи, представляется весьма актуальным. В статье исследуются административно-правовые нормы, обеспечивающие привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть и иные лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Например, филиалы юридических лиц (не являющиеся юридическими лицами) могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства РФ.

Налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), взыскиваются в судебном порядке как с юридических лиц, так и с физических лиц — предпринимателей, обладающих этим публичным статусом.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев. Штрафы за нарушения в сфере налогов с должностных лиц, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), уплачиваются добровольно, в случаях отказа либо невозможности добровольной уплаты штрафа — в порядке исполнительного производства.

К должностным лицам организации относятся:

  1. руководитель организации. Согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа;
  2. члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);
  3. заместители руководителя организации;
  4. иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т.д.).

Особенность указанных субъектов определяется в соответствии с их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, т.к. через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Читайте так же:  Размер налогового вычета

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Порядок привлечения должностных лиц за нарушение в области налогов установлен КоАП РФ. Так, из анализа гл. 28 КоАП РФ следует, что, для того чтобы привлечь должностное лицо за совершение налогового правонарушения, должностному лицу налогового органа необходимо возбудить дело об административном правонарушении путем составления протокола по собственной инициативе, по сообщению правоохранительных и иных государственных органов местного самоуправления и заявлениям физических лиц. Кроме того, должностному лицу налогового органа следует провести при необходимости административное расследование с вынесением соответствующего определения. Далее заявление о привлечении должностного лица к ответственности, протокол и материалы административного правонарушения направляются должностными лицами налоговых органов в суды (арбитражные и общей юрисдикции) для рассмотрения дела об административном правонарушении. Суд в пятнадцатидневный срок со дня получения материалов при соблюдении всех процессуальных норм, предусмотренных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного взыскания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Процессуальные нормы по рассмотрению дел об административных правонарушениях детально проработаны законодателем в КоАП РФ. Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды также руководствуются нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ), которые предусматривают свой, отличный порядок рассмотрения дел. Таким образом, правовые нормы приходят в противоречие в рамках административного, арбитражного и гражданского процессов.

В случае обжалования решений суда о взыскании налоговых санкций по Налоговому кодексу РФ действуют правила арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства, а обжалуемый судебный акт носит название «решение». В случае обжалования постановлений о наложении штрафов на должностных лиц за нарушение законодательства в области налогов действует правило, предусмотренное положениями гл. 30 КоАП РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ правонарушения выявляются в результате проведения выездных и камеральных налоговых проверок. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме. Необходимые реквизиты акта налоговой проверки закреплены ст. 100 НК РФ. По результатам камеральных проверок в случае обнаружения налогового правонарушения налоговый орган сообщает налогоплательщику об этом с требованием внести соответствующие изменения в декларацию в установленный срок либо уплатить суммы доплат по налогам и пени.

В соответствии со ст. 119 НК РФ налогоплательщик-предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, предусмотренного содержанием вышеуказанной статьи, за нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов. Одновременно с этим административная ответственность должностных лиц организаций за такие нарушения, как сокрытие (занижение) дохода, нарушение правил учета, непредставление декларации о доходах, включение в декларацию искаженных данных, неисполнение законных требований налоговых органов, предусматривается, как уже отмечалось выше, в нормах КоАП РФ.

Субъектами публичной ответственности являются и должностные лица предприятий (учреждений, организаций), которые могут быть привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения, — это руководитель и главный бухгалтер. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением ими правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Следует отметить, что привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной разновидности публичной ответственности в соответствии с п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ.

К административной ответственности могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности, в т.ч. и за совершение налоговых правонарушений, на общих основаниях. Вопрос об ответственности за административные правонарушения иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом в административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем. Действующее налоговое законодательство и административное законодательство не содержат запрета на прекращение административных дел производством за малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ) совершенного правонарушения должностными лицами предприятий (учреждений, организаций). В связи с этим при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В налоговом законодательстве отсутствует перечень малозначительных правонарушений.

Следует отметить, что к административной ответственности могут быть привлечены иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Таким образом, субъектами налоговой ответственности наряду с юридическими лицами являются также должностные лица предприятий, учреждений, организаций (руководитель и главный бухгалтер), которые могут быть одновременно привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения. Административные штрафы за нарушение налогового законодательства могут быть применены и по отношению к иностранным гражданам, руководителям представительств иностранных юридических лиц и полностью принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, действующих на территории РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение для физлиц, ИП и компаний

Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена разная степень жесткости санкций. Наиболее суровое наказание предполагается для компаний, поскольку у них больше всего налоговых обязательств и существенно выше обороты (а значит, и масштаб возможных деяний). Предприниматели зачастую несут аналогичную ответственность, однако масштаб их деятельности в основном ограничивает тяжесть проступков мелкой или средней степенью.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица взысканий, налагаемых на компании и предпринимателей

Таблица 1. Взыскания для юридических лиц и предпринимателей.

Кто несет ответственность

Штраф, иная санкция

Пропущен срок регистрации в ИФНС

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Предпринимательская деятельность ведется без регистрации в ИФНС

10% от доходов, полученных без регистрации (минимум 40 000 руб.)

Должностные лица организаций

2 000 – 3000 руб.

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

5% от суммы, неуплаченной по декларации, за каждый месяц просрочки (минимум 1 000 руб., максимум -30% от суммы неуплаты)

Должностные лица организаций

предупреждение или штраф 300-500 руб.

Юрлица, ИП – налоговые агенты

1000 руб. за каждый месяц просрочки

п. 1.2 ст. 126 НК РФ

Подача декларации, отчета в бумажной форме вместо электронной (когда электронный формат обязателен)

Читайте так же:  Расчет налогового вычета по процентам по ипотеке

Грубое нарушение правил ведения налогового учета

10 000 руб. (если нарушения в одном налоговом периоде),

30 000 руб. (если нарушения более чем в одном налоговом периоде)

п.1, 2 ст. 120 НК РФ

Занижение налоговой базы (при грубом нарушении правил налогового учета)

20% от суммы неуплаты (минимум 40 000 руб.)

п.3 ст. 120 НК РФ

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1-п.3 ст. 122 НК РФ

Непредоставление в ИФНС документов (несообщение сведений), требуемых для налогового контроля, представление искаженных данных

200 руб. за каждый непредставленный документ

П. 1 ст. 126 НК РФ

10 000 руб. — при непредставлении сведений, или подаче недостоверных данных о налогоплательщике (плательщике страхвзносов)

Видео (кликните для воспроизведения).

П. 2 ст. 126 НК РФ

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Представление недостоверных сведений налоговым агентом

500 руб. за каждый недостоверный документ

Должностные лица организаций

5 000 — 10 000 руб.,

при повторном нарушении 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация до 2-х лет

20% от неудержанной суммы

п.1 ст. 123 НК РФ

Невыполнение обязанностей налогового агента (в крупном размере)

Должностные лица, ИП

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности до 3-х лет и принудительные работы до 2-х лет, арест до полугода или лишение свободы до 2-х лет

Уклонение от уплаты налогов организации (в крупном размере)

Должностные лица организации

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

Сокрытие денег или имущества от процедуры взыскания недоимки (в крупном размере)

Должностные лица организаций, ИП

Штраф 200 000 — 500 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 3 года, принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет

Следует иметь в виду, что согласно КоАП РФ, наказание налагается исключительно на ответственных должностных лиц – работников компании (директора, бухгалтеры и т.п.). А ИП и частные лица за фискальные нарушения по ст. 15.4 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

Наказание по УК РФ несут физлица — должностные лица организаций и ИП. Критерием тяжести в этом случае будет являться величина нанесенного государству ущерба, при этом точная пороговая сумма по каждой статье устанавливается индивидуально. Если сумма ущерба меньше пороговой, то лицо не может быть наказано по УК РФ, но обязанность понести наказание в соответствии с КоАП РФ за ним сохранится.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений: таблица взысканий, налагаемых на физических лиц

Таблица 2. Взыскания для физических лиц

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1, п.3 ст. 122 НК РФ

Перечисление налога с нарушением срока

1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

В связи с тем, что налогоплательщики-физлица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, редко взаимодействуют с ИФНС, перечень возможных нарушений для них невелик. Расчет по имущественному, земельному и транспортному налогу производит сама налоговая инспекция, обязательных деклараций, которые требовалось бы заполнить (за исключением декларации о доходах 3-НДФЛ) также нет. Поэтому в обязанность физлицам вменена только своевременная уплата рассчитанных за них налогов, при наличии соответствующих объектов обложения, а также верное указание сумм доходов в 3-НДФЛ. Если же физлицо зарегистрировалось в качестве ИП и приняло на себя функции налогового агента, то круг ответственности за возможные проступки существенно расширяется.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения: за что и кому грозит

Правонарушение в фискальной сфере – это противоправное действие (бездействие), за которое установлена ответственность в НК РФ, совершенное налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом. Список возможных налоговых проступков приведен в гл.16 НК РФ и подразделяется на следующие основные группы:

  • нарушение порядка регистрации налогоплательщика в ИФНС;
  • нарушение порядка предоставления налоговой отчетности;
  • ошибки в ведении учета, что привело к искажению величины налогооблагаемой базы;
  • неперечисление (в т.ч. уплата не в полном объеме) страховых взносов, сборов и налогов;
  • непредоставление налоговикам запрашиваемой документации или представление недостоверных данных.

Каждая группа содержит широкий ассортимент действий (или бездействий) лиц, нарушающих определенную норму права, за каждое из которых определен диапазон ответственности в зависимости от тяжести проступка.

Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений определена не только Налоговым Кодексом РФ, но и КоАП РФ, а за серьезные деяния – УК РФ. Разнообразие наказаний обусловлено таким же разнообразием нарушений, а также различной степенью их тяжести и размером нанесенного государственному бюджету ущерба.

Привлечь нарушителя за противоправные деяния в сфере фискального законодательства возможно только по решению ИФНС или суда. Наказать могут:

  • организацию;
  • ИП;
  • физлицо, если на момент нарушения ему исполнилось полных шестнадцать лет (ст.107 НК РФ).

От категории виновного лица зависит и то, суд какой инстанции будет рассматривать дело:

  • для предпринимателей и организаций – арбитражный суд;
  • для физических лиц – суд общей юрисдикции.

Для того, чтобы компанию, предпринимателя или частное лицо признали виновным, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • основание в виде актуальной законодательной базы;
  • доказанный факт совершения противоправного действия;
  • оформленное решение уполномоченного органа о наложении взыскания или наличие признаков налогового преступления, установленных вследствие оперативных мероприятий

Кроме того, важным условием является соблюдение срока исковой давности: привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения допустимо только в течение трех лет со дня его совершения (п.1 ст. 113 НК РФ), за исключением уголовных преступлений. При проступках, подпадающих под ст.120 (грубое нарушение правил ведения налогового учета) и 122 НК РФ (неуплата налогов, сборов, страхвзносов), трехлетний срок отсчитывается со дня, следующего за окончанием отчетного периода. Если нарушение классифицируется как уголовное преступление, то срок давности по нему может увеличиваться до десяти лет.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

Читайте так же:  Налог на имущество российской федерации

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

otvetstvennost_za_nalogovye_pravonarusheniya_tablica.jpg

Похожие публикации

За нарушения в сфере налогообложения законом предусмотрены разнообразные виды наказаний по различным статьям Налогового, Административного и Уголовного Кодексов РФ. Как правило, это штраф в солидном размере. Ответственность за налоговые правонарушения несут все категории налогоплательщиков, при этом для каждой категории нарушителей назначены свои меры взыскания. Подробнее о том, чем грозит налогоплательщикам то или иное нарушение фискального законодательства, узнайте далее.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства ↑

Основанием для применения этого вида ответственности является административный проступок. В налоговом законодательстве предусмотрено использование этого вида ответственности за некоторые нарушения.

На данный момент за одинаковый состав правонарушения предусмотрено два вида наказания – административное и налоговое.

Это ставит под вопрос возможность нескольких взысканий с субъекта или недопустимость этой процедуры.

Меры административной ответственности за налоговые правонарушения в налоговой сфере – это денежные штрафы, размер которых за каждое противоправное деяние установлен КоАП.

Они могут применяться не только к гражданам Российской Федерации, но и гражданам других государств.

Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном порядке, так и в досудебном. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом.

Кто является субъектами

В налоговом законодательстве, как и в любом другом, у правонарушения есть субъект. Административная ответственность может применяться исключительно к должностным лицам.

Законодательство допускает, что субъектом в редких случаях может выступать также гражданин, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.

Такие лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением своих прямых обязанностей, несут административную ответственность (ст. 2.4 КоАП РФ).

Исключением может служить факт установления другого состава преступления.

Налоговые правонарушения, влекущие за собой последствия

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ существует несколько видов нарушений, совершаемых в области налогов.

Это нарушение сроков при подаче декларации о доходах, непредставление необходимых налоговой службе сведений и грубые ошибки при ведении бухгалтерского учета (Гл. 15 КоАП).

К примеру, за нарушение срока постановления на учет, должностное лицо обязано выплатить штраф в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей.

То же самое деяние в совокупности с тем, что при этом ведется определенная деятельность, влияет на сумму штрафа. Он будет равен 1-2 тыс. рублей (ст. 15.3 КоАП).

Порядок привлечения граждан

Существуют условия привлечения за налоговые правонарушения:

  • при привлечении юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;
  • невозможно привлечь лицо к ответственности за одно правонарушение несколько раз;
  • виновное лицо обязано выплатить все суммы налога;
  • вина нарушителя должна быть доказана в судебном порядке;
  • в случае если вина не доказана, применение санкций недопустимо;
  • налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.

Правонарушитель может быть притянут к административной ответственности налоговой службой, которая при поведении проверки обнаружила соответствующие нарушения.

Административная ответственность считается разновидностью налоговой ответственности. Во время проверки налоговый орган составляет специальный акт, в котором указывается все правонарушения.

В течение 2-х недель эти материалы рассматриваются руководителем налоговой службы, который впоследствии выносит определенное решение. Налогоплательщику предлагают уплатить все штрафы.

В случае отказа или недобросовестной оплаты (нарушение сроков или наличие новых задолженностей), налоговый орган вправе обратиться в суд.

Если нарушителем выступает физическое лицо, иск подается в суд общей юрисдикции. После этого обе стороны выясняют спор в судебном порядке.

Существует возможность обжалования судебного решения в вышестоящей инстанции. Эту процедуру регулирует АПП и КоАП.

Все о налоговых льготах инвалидам 3 группы в 2020 году, читайте здесь.

Предоставляются ли налоговые льготы при покупке жилья в ипотеку, смотрите здесь.

Административная ответственность за неуплату налогов или за нарушение установленных сроков представляет собой различные штрафы.

Кроме этого, к должностному лицу может быть применена дисциплинарная ответственность. Для соответствующей налоговой службы главное, чтобы в действиях нарушителя не было умысла.

Но лучше не допускать проблем с налогами, чтобы потом не переплачивать и судится с налоговыми органами.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Читайте так же:  Список авто попадающих налог роскошь

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

  1. Неуплата налогов.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 500 до 3 000 руб.
  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

Что может повлиять на смягчение или ужесточение наказания

В случае с фискальными нарушениями, как и в отношении любых других нарушений закона, действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому меры взыскания к нарушителю применяются независимо от того, по неосторожности или по ошибке было совершено действие, или же это было сделано намеренно, из корыстных побуждений.В первом случае наказание может быть назначено в более мягкой форме: в виде предупреждения, если это допускается соответствующей статьей, или в размере нижней пороговой суммы штрафа. В случае, если будет доказан умысел нарушителя, наказание будет строже: более высокая сумма штрафа (но в рамках установленных лимитов по каждой статье) или даже лишение свободы, если нарушение содержит признаки уголовного преступления. Однако, не допускается наложение наказания за одно и то же нарушение дважды (ст.108 НК РФ).

Тем не менее, существует ряд обстоятельств, которые могут смягчить наказание минимум вдвое, особенно если проступок совершен лицом впервые (п.3 ст.114 НК РФ). Перечень таких причин приведен в п.1 ст.112 НК РФ:

  • серьезные семейные или личные проблемы;
  • сложные материальные условия, в которых находится нарушитель;
  • нарушение совершено под воздействием угрозы или в силу служебной или материальной зависимости;
  • иные обстоятельства, на усмотрение суда, которые можно принять в качестве смягчающих вину.

Чтобы воспользоваться допустимым законным вариантом смягчения наказания, виновному лицу необходимо будет самостоятельно предоставить суду доказательства, свидетельствующие в его пользу. Суд же вправе на свое усмотрение посчитать их существенными либо не влияющими на тяжесть совершенного проступка.

Однако, законом оговорено и обстоятельство, способное повлиять на ужесточение наказания. Оно указано в п.2 ст. 112 НК РФ: размер денежного взыскания может увеличиться на 100% в отношении лица, которое ранее уже совершало подобное нарушение и понесло за это ответственность. Повторное действие расценивается как злостное нарушение и влечет двойное наказание.

По некоторым статьям УК РФ положено освобождение от наказания для лиц, которые впервые совершили проступок и погасили весь ущерб (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). При этом погашение ущерба должно быть осуществлено до вынесения судебного приговора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, ответственность за фискальные нарушения может попадать под сферу применения разных кодексов: НК РФ, КоАП или УК РФ. Применение соответствующей статьи зависит от категории налогоплательщика, размера ущерба и вида нарушения. В некоторых случаях наказания можно избежать, если заранее ликвидировать последствия нанесенного государству ущерба. Если же допущен рецидив по какой-либо статье, то это будет расценено как отягчающее обстоятельство и виновный понесет более суровое наказание – максимально возможное по инкриминируемой статье.

Источники

Привлекают к ответственности на административные налоговые правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here