Проблем государственного финансового контроля

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Толмачев О.М.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. Финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также под держания правопорядка в сфере финансов в целом.

Государственный финансовый контроль — феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Ни одно государство в мире не отказывается от рычагов управления, т.е. целенаправленного воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности.

Однако, как показывает опыт создания подобных систем в экономически развитых странах, на этом пути встречается много сложностей, в первую очередь связанных с обеспечением надежности государственных гарантий соблюдения свободы предпринимательской деятельности, а также обоснованности и необходимости вмешательства государственных органов в финансово- хозяйственную деятельность экономических субъектов. Именно на признании права собственника на эффективное распоряжение принадлежащим ему имуществом базируется отношение демократического правового государства к финансовому контролю вообще и к государственному финансовому контролю в частности.

Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для российского государства одно из важнейших значений.

В последние время предпринимаются усилия, направленные на повышение роли государства в регулировании экономических отношений, создании современного рынка товаров, работ и услуг и его социальной направленности, построении системы государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, формирования и исполнения реального государственного бюджета для создания в целом условий устойчивого развития экономики, ее финансово-кредитной сферы.

В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной степени регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.

Однако необходимо отметить, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования экономических отношений, требует наличия адекватной современным реалиям нормативно-правовой базы и других эффективных механизмов правового регулирования системы государственного финансового контроля.

В первую очередь, обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. Например, в Конституции РФ есть лишь упоминание о Счетной палате (п. 5 ст. 101) как высшем органе парламентского финансового контроля и ничего не сказано о контрольных полномочиях органов исполнительной власти. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона «О Счетной палате РФ».

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности.

Необходимо достичь единообразия в понятии правового статуса высших органов финансового контроля, которое должно быть отражено в акте общефедералыюго значения, регламентирующем основы образования и функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации.

Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; несогласованность нормативно-правовых актов; отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. Для примера достаточно отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте не закреплено даже определение самого понятия государственного финансового контроля.

Следует отметить, что нормы действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие основы государственного и муниципального контроля, не справляются с этой задачей.

Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ не уделяет должного внимания проблемам ответственности за преступления в финансовой сфере. Так, только незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности законодатели признали преступлениями по финансовой части в сфере экономической деятельности.

Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность контроля — это соотношение достигнутого конкретного результата (возмещенного ущерба) к затратам на его проведение. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности.

Под результативностью контроля понимают совокупность объективных последствий контроля, оказанных на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. К числу основных показателей результативности работы органов финансового контроля, следует отнести: выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению или неэффективно использованных; количество средств, использованных с нарушениями законодательства; количество подготовленных представлений и предписаний.

К сожалению, до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют критерии оценки результативности, действенности и экономичности контрольных мероприятий, а в практической деятельности контрольных органов данные оценки сводятся к формуле: «количество средств, затраченных на содержание органа финансового контроля, к общей сумме финансовых нарушений, выявленных в результате проведенных контрольных мероприятий».

Поэтому существующую сейчас в стране систему органов государственного финансового контроля трудно назвать эффективной.

В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.

Читайте так же:  Возврат денег с госуслуг госпошлина

В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления:

В качестве принципов государственного финансового контроля следует выделять: принципы законности; независимости; гласности; объективности; ответственности; сбалансированности; системности.

Статьи по предмету Финансовое право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].

3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Читайте так же:  Налог на земельный участок 6 соток

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

Проблемы осуществления государственного финансового контроля и направления его совершенствования

Проблемы осуществления государственного финансового контроля

Контроль за полнотой формирования и своевременностью поступления доходов, законностью и эффективностью использования государственных финансовых ресурсов, а также управлением и распоряжением государственной собственностью в последние годы стал одной из приоритетных задач государственного управления. Вестник АКСОР №3-2012 (24) с.

Однако в научных кругах складывается мнение о том, что система государственного финансового контроля в том виде, в котором она существует сегодня, не отвечает реалиям современной финансовой политики государства. Она оставляет много лазеек для нецелевого использования средств бюджета любого уровня лицами, допущенными к распоряжению государственными финансами, не способствует эффективности использования денежных средств государства для достижения целей, поставленных перед сектором государственного управления.С.49, А.П. Кузькин, А.Г. Лукин, Современные проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, Вестник СамГУ. 2012. № 4 (95), — с.49-54.

Далее следует обозначить проблемы осуществления государственного финансового контроля, которые выделяли авторы за последние несколько лет.

Так А.П. Кузькин и А.Г. Лукин полагают, что важным вопросом, требующим решения в процессе реформирования системы государственного финансового контроля, является вопрос о том, кто должен его возглавить на федеральном уровне. При этом в качестве кандидатов рассматривается Счетная палата Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного и валютного надзора. Считается, что без решения этого вопроса фактически невозможно создать действенную систему государственного финансового контроля.

Т.Б.Терехова также уделяет внимание данному вопросу, считая важным определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, по ее мнению, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля относительно органов аудиторского контроля, закрепив законодательно их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. С. 168, Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Ф59 M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.:

В пользу необходимости выделения высшего контрольного органа говорит то, что в настоящее время отсутствует взаимодействие между Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного и валютного надзора и другими участниками системы государственного финансового контроля- главным контрольным управлением при Президенте Российской Федерации и подразделениями внутреннего контроля и аудита главных распорядителей средств федерального бюджета. Или то, что названные участники системы государственного финансового контроля имеют одинаковые полномочия, проверяют одни и те же объекты, но при этом полученная ими информация никак не корреспондируется между собой. С.49, А.П. Кузькин, А.Г. Лукин, Современные проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, Вестник СамГУ. 2012. № 4 (95), — с.49-54.

Я.С.Клейменов также отмечает, что неэффективность государственного финансового контроля во многом связана с несовершенством его организации. Работа контролирующих структур осложняется тем, что при своей многочисленности и различной ведомственной подчиненности они выполняют одинаковые или похожие функции. Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, отсутствует должная координация: они не составляют единой, слаженной системы, все составные части которой работают в одинаковом ритме и имеют одни и те же цели. В частности, они должны обеспечивать законность, полноту и своевременность формирования государственных ресурсов, их сохранность, а также эффективное и целевое их использование. Именно поэтому сейчас необходимы радикальные изменения не только содержания государственного финансового контроля, но и его организации, правового регулирования, взаимодействия контролирующих органов.Я.С. Клейменов, Развитие финансового контроля в Российской Федерации, Деликтор.ру, популярное правовое Интернет-издание, http://deliktor.ru/article/17-razvitie-finansovogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federacii.html

Нельзя говорить о полном отсутствии правого регулирования государственного финансового контроля. Здесь ситуация складывается следующим образом. Государственный финансовый контроль регулируется на федеральном, региональном и местном уровнях. Основными федеральными документами являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ.

Итак, становится очевидно, что органов государственного финансового контроля создано достаточно много, как много и документов принято для правового регулирования их деятельности. Однако, по мнению ряда учёных (Т.В.Конюховой, М.А.Гармаевой, А.В.Горевой), наличие более 260 законов, указов, постановлений и иных нормативных правовых актов в области государственного финансового контроля, вовсе не обеспечивает четкое взаимодействие и координацию между контрольными органами. Часто они имеют различия как по наименованию, так и по содержанию, а это мешает единообразному применению норм и регулированию государственного финансового контроля, а также не способствует согласованности в контрольной деятельности уполномоченных органов.М.Н.Демакова,О.А.Коротаева, К вопросу о Государственном финансовом контроле в Российской федерации, Сибирская ассоциация консультантов, Заочные научно-практические конференции, http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4067-2012-10-07-18-35-27 Таким, образом, в правовом регулировании государственного финансового контроля остается много серьезных проблем, требующих решения.

Также до сих пор не решен и не закреплен законодательно вопрос о разделении государственного финансового контроля на внешний и внутренний, осуществляемый контрольными органами, созданными законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления, а также образованными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований). Нет правового закрепления целей, задач государственного финансового контроля, форм и методов его осуществления. Так, в законах субъектов РФ о государственном финансовом контроле даже понятия проверки, ревизии, обследования, экспертизы, мониторинга имеют разные трактовки.

Читайте так же:  Налоги при аренде недвижимости у физического лица

Тогда как Бюджетным Кодексом Российской Федерации установлены только предварительная, текущая и последующая формы финансового контроля.

Таким образом, возникает вопрос о наличии собственно системы государственного финансового контроля, соединяющей все контрольные органы в единое целое. Некоторые ученые полагают, что системы государственного финансового контроля как таковой в Российской Федерации не существует. Существует много различных органов, имеющих контрольные полномочия в этой сфере, но систему с четким разграничением этих полномочий, они не образуют.

К проблемам государственного финансового контроля можно отнести и то, что нецелевое использование бюджетных средств имеет значительную долю в общем объеме финансовых нарушений. При этом нет точного определения критериев нецелевого использования бюджетных средств, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Среди важных проблем осуществления государственного финансового контроля Т.Б.Терехова также отмечает низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок.С. 168, Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Ф59 M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.:

Проанализировав положения Бюджетного кодекса Российской федерации, А.П.Кузькин и А.Г.Лукин делают вывод о том, что, во-первых, бюджетным законодательством государственный финансовый контроль не рассматривается как система. Существуют предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации органы, относящиеся отдельно к законодательной и отдельно к исполнительной ветвям власти, взаимодействие между которыми не предусмотрено даже в рамках одной ветви власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, органы государственного финансового контроля в своей деятельности автономны. То есть государство наделило их полномочиями, которые оно считает достаточными для предотвращения нарушений, и фактически переложило на них всю ответственность за работу с нарушителями бюджетного законодательства. Можно сказать, что государство в лице органов, организующих исполнение (Министерство Финансов Российской Федерации) и исполняющих (главные распорядители бюджетных средств) федеральный бюджет, самоустранились от работы с нарушителями, и контрольная работа стала фактически «личным делом» органов государственного финансового контроля.

В-третьих, остается невостребованной информация, которую получают органы государственного финансового контроля в результате своей деятельности. То есть фактически исключена важнейшая составляющая сути финансового контроля — информационная составляющая. Эту информацию контрольные органы не могут эффективно реализовать в рамках своих полномочий (например, вопросы дисциплинарного воздействия на руководителей — нарушителей бюджетного законодательства или сокращения бюджетных ассигнований организациям, допустившим такое нарушение).

В-четвертых, санкции, предусмотренные бюджетным законодательством, не позволяют ни эффективно воздействовать на руководителей бюджетных организаций, ни возместить потери бюджета от их неправомерных действий.

Авторы делают вывод об отсутствии заинтересованного пользователя в области государственного финансового контроля в частности на основании того, что среди остальных глав Бюджетного кодекса, где с большое внимание уделено даже мелким деталям, глава о государственном финансовом контроле выглядит поверхностной.С.52, А.П. Кузькин, А.Г. Лукин, Современные проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, Вестник СамГУ. 2012. № 4 (95), — с.49-54.

В современных условиях нужно не реформировать, а создавать легитимную и действенную систему государственного финансового контроля. Государству пора уделить внимание контрольной деятельности в области расходов бюджетов, что возможно только в том случае, если государство станет заинтересованным пользователем информации государственного финансового контроляС.53, А.П. Кузькин, А.Г. Лукин, Современные проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, Вестник СамГУ. 2012. № 4 (95), — с.49-54.

Совершенствование государственного финансового контроля в России.

Проблемы современной системы финансового контроля

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.

Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.

Так, рассматривая систему органов бюджетно-финансового контроля в городе Москве, видим, что при таком количестве компетентных органов необходимо законодательно или нормативным актом определить порядок их взаимодействия.

На сегодняшний день этот вопрос не решен.

Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят ряд законов о государственном финансовом контроле в Российской Федерации и об аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Так, в 1998 г. был принят бюджетный Кодекс, в котором получили правовую основу многие вопросы государственного и муниципального финансового контроля.

Впервые в законодательной практике в документе такого уровня указано, какие организации являются органами государственного и муниципального контроля.

Определены основные права органов, осуществляющих контроль и обязанности ведомственного или внутреннего контроля.

Важным новшеством стало то, что подробно расписаны контрольные функции МФРФ и Федерального казначейства.

Счетная палата РФ

Контрольно-ревизионное управление МФ РФ по Москве

Главное управление ЦБ РФ по г. Москве

Управление по экономическим преступлениям ГУВД

Бюджетно — финансовый контроль в г. Москве

Главное Контрольно-ревизионное управление Правительства Москвы

Государственная налоговая инспекция по г. Москве

Территориальное управление антимонопольного комитета

Управление Департамента налоговой политики по г. Москве

Оперативно-распорядительное управление Премьера Правительства г. Москвы

Прокуратура г. Москвы

Контрольно — счетная палата Москвы

Департамент финансов Правительства г. Москвы

Рис. 3.1 Органы бюджетно-финансового контроля в г. Москве

Новыми и принципиально важными являются повышение требования к качеству работы контрольных органов. В частности, руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях палаты об исполнении федерального бюджета, освобождаются от занимаемых должностей.

Еще одним важным моментом в процессе реформирования системы финансового контроля является создание «Департамента государственного финансового контроля и аудита», где были соединены в единый блок все подразделения МФРФ, выполняющие контрольные функции.

Создание в его составе, или точнее реорганизация контрольно-ревизионного управления МФРФ в субъектах Российской Федерации должно улучшить вертикальную управляемость контрольных служб и повысить эффективность проверок.

Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансового контроля.

Читайте так же:  Пенсионеры оплачивают налог на землю

Однако, для эффективности осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать контрольные органы, но законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия, статус и полномочия их работников.

До сих пор юридически не определено, что такое ревизия, каковы ее задачи и содержание, функции, обязанности, права, порядок деятельности ревизора.

Также, юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в «рабочем порядке», что вызывает различные затруднения при решении совместных задач. Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.

Рассматривая вопрос несовершенства правовой базы системы финансового контроля, мне хотелось бы остановится еще на одном моменте, который на мой взгляд является принципиально важным, как для государственного контроля в частности, так и для финансовой политики государства вообще. Данная проблема заключается в возможности обойти закон, ссылаясь на нехватку денег в бюджете.

Обращаясь к цифрам исполнения федерального бюджета 1998 года отметим, что сумма трансфертов перечисленных регионам составила 30011,2 млн.руб. или 76,6 процентов от всех предусмотренных на 1998 год средств.

Понятно, что каждый субъект Федерации должен был получить 76,6 процента от предусмотренных ему по закону средств. Однако на самом деле распределение средств было произведено совсем по иному: Вологодская область получает 166,8 процента, Республика Калмыкия 123,1 процента, Тюменская область 110,8 процента, тогда как например, Калининградская область получает 35,9 процента, Якутия (Республика Саха) 44,9 процента от положенного. Из вышеизложенного мы видим, что выделение целевых средств на оказание финансовой поддержки регионам осуществлялось непропорционально, принимались решения об избирательном финансировании отдельных регионов. 8

Таким образом, налицо факт нарушения Закона о бюджете. Счетная палата-главный контролер законности использования бюджетных денег, данный факт доводит до сведения министра финансов, подробно расписывая в своем представлении механизм нарушения. Однако остается без ответа, данные нарушения объясняются тем, что согласовываются с Правительством Российской Федерации.

Безнаказанность нарушения федерального закона влечет и нарушения непосредственно в регионах. Когда не целевое или незаконное расходование средств списывается на недостаточное финансирование из центра. Губернаторы краев и областей, также как и федеральные власти прикрывают свои махинации бумагами согласованными с вышестоящими чинами.

«Контролерам всесильный чиновник может показать разрешение самого Правительства нарушить закон. И ни один прокурор, будь он самым генеральным, близко не осмелиться подойти к сановному нарушителю, к его патрону тем более». 9

Поэтому считаю необходимым принять все возможные меры к устранению сложившейся ситуации.

В том числе расширение прав контролирующих органов в области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности за подобные нарушения.

Проводя параллель с проблемами местного уровня, мы найдем их полное отражение.

Ранее я уже останавливала свое внимание на процентах возмещения ущерба установленного по результатам проверок органов КРУ в г. Бузулуке.

Поэтому сейчас необходимо продолжение работы над проектом федерального закона о государственном финансовым контроле, который образовал бы современную правовую базу контроля, обеспечивающего проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики государства.

При решении данной проблемы нам нельзя отказываться от использования опыта зарубежных стран, с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом специфику системы финансового контроля страны и условия развития экономики.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант юридического факультета Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета,

канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры финансового права юридического факультета Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета

Государственная казна представляет собой средства государственного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы, иное имущество, принадлежащее государству на праве собственности. Поскольку речь идет о государственном имуществе, то существует необходимость осуществления контроля за расходованием и пополнением государственной казны, формированием бездефицитного бюджета с целью укрепления экономической безопасности и стабильности нашей страны для устойчивого развития России. На сегодняшний день основным механизмом в этой области выступает государственный финансовый контроль. Однако в правовом регулировании данного института существует ряд проблем и противоречий, оказывающих негативное влияние на качество и эффективность осуществления такого контроля, выявления нарушений и принятия соответствующих корректирующих мер с целью восстановления нарушенного права.

Президент Российской Федерации в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ каждый раз отмечает, что для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо разграничить полномочия, ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить элемент неэффективности и дублирования в их работе. По мнению главы государства «…необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была» [1]. Это указание нашло отражение в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденных Правительством РФ 31 января 2013 года.

С 2011 года в правовом регулировании осуществления государственного финансового контроля наблюдаются изменения и подвижки. Так, в 2011 году был принят Федеральный закон №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в 2013 году был принят новый Федеральный закон №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральный закон №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся регулирования государственного финансового контроля. От последнего ожидали больше, но, к сожалению, проблема осталась до конца не решенной. Эти нормативные правовые акты и внесенные изменения в существующие НПА направлены на изменение и усовершенствование действующей системы финансового контроля в Российской Федерации.

Несмотря на то, что 7 лет назад произошли глобальные изменения в области регулирования финансового контроля, все еще остро стоят проблемы правового регулирования данного института. Можно утверждать, что в нашей стране так и не сформирована единая законодательная база, регулирующая проведение государственного финансового контроля. На этот факт указывает то, что нормы, регулирующие контролирующую деятельность, содержатся в актах разного уровня, а также не разъясняют взаимодействие между различными органами, уполномоченными осуществлять государственный финансовый контроль. Складывается ситуация, когда каждый из органов специальной и общей компетенции осуществляет финансовый контроль автономно, не руководствуясь проведенными контрольными мероприятиями других уполномоченных органов. Такой контроль осуществляется как бы «внутри себя». Таким образом, явной является необходимость упорядочения и систематизации уже существующих норм в области финансового контроля, приведения их к единому стандарту, унификации.

Читайте так же:  Расчет налога на имущество физ лиц

Прежде всего, стоит проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых и установленных правил осуществления государственного финансового контроля, единого взгляда на цель, способы, формы и методы его осуществления. Именно поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятия его концепции. Еще в 2012 году Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ подготовить проект Единой концепции государственного финансового контроля, который более точно обозначил бы суть и сферу его осуществления, деятельности органов власти в данной сфере. Необходима также разработка понятийного аппарата для однозначного понимания контрольных мероприятий, полномочий и т.п.

Бюджетный кодекс РФ содержит раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль», посвященный финансовому контролю, но и там не содержится четкого определения государственного финансового контроля. Однако в соответствии со статьей 265 БК РФ «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения». Следовательно, законодатель рассматривает финансовый контроль как бюджетный контроль. А как тогда быть с другими финансовыми институтами?

В настоящее время большое распространение получил аудиторский контроль, заказчиком которого может выступать и государство. Однако аудит не подменяет государственный финансовый контроль, а призван дополнить и облегчить нагрузку на него. В научной литературе все чаще используется понятие «государственный аудит», который нередко отождествляют с понятием «государственный финансовый контроль». На наш взгляд это не совсем соответствует реальному положению вещей.

Так, по мнению В.Е. Рябовой государственный аудит является более широким понятием по сравнению с государственным финансовым контролем [1; С.13]. Необходимо заметить, что на государственный аудит возлагается большее количество задач. Становится очевидным, что на государственный финансовый контроль не возлагаются некоторые задачи, выполняемые государственным аудитом, например, оценку обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета или анализ выявленных отклонений от установленных бюджетных показателей и другие. Следовательно, цель и методы осуществления этих двух видов контроля разнятся.

Государственный аудит – межотраслевой правовой институт, который регулирует отношения в сфере осуществления независимого, внешнего контроля деятельности органов государственной власти по управлению публичными ресурсами в общественно значимых целях, в том числе, обеспечение гарантий реализации принципа ответственности органов государственной власти и должностных лиц за эффективность и результативность их работы [4; С. 157].

Основное условие эффективности организации финансового контроля – это соблюдение законности при проведении контрольных процедур. По мнению Е.А. Кочерина «принципы контроля — одно из фундаментальных понятий, характеризующих такое сложное явление, как контроль. Проблема принципов контроля в теоретическом, методологическом и практическом аспектах пока недостаточно разработана» [2; С. 46]. Финансовый контроль выступает видом государственного контроля и одна из его функций – управление, что основывается на общих принципах государственного управления.

Когда речь идет о государственных средствах, важным принципом выступает открытость, которую можно обеспечить двумя способами: организация информационных интернет-порталов (цифровизация сферы финансового контроля) и публикация результатов контрольных мероприятий принятия мер по устранению выявленных нарушений и принятых к нарушителям мер принуждения в общем доступе, в СМИ.

Поскольку в России главным органом государственного финансового контроля является Счетная Палата РФ, то в первую очередь на нее ложится реализация принципа открытости и объективности. Это выражается, прежде всего, в публикации отчетов о проведенных ею контрольных мероприятиях, например, в «Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации», который выходит ежемесячно.

В настоящий момент взаимодействие контролирующих органов осуществляется на основе координации деятельности по заключенным соглашениям о сотрудничестве. Но такие соглашения носят не регулярный, а единовременный характер, поскольку в России на сегодняшний момент нет четкой регламентации механизма взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля. Внешний контроль осуществляется на деле только по подведомственности. Внешний контроль от горизонтали власти практически отсутствует и даже недопустим. Хотя для объективности это явилось бы целесообразным.

Значительно усложняет эффективность и рациональность осуществления финансового контроля достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля, разбросанность норм, его регулирующих, по различным множественным законодательным актам. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность практически не координируется, за редким исключением. Органы специальной компетенции должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении индивидуальной ответственности каждого уполномоченного органа за свой участок контроля. Несколько лет назад планировалось создание единой Федеральной Финансовой Службы, что представляется достаточно целесообразным в плане объединения контролирующих органов всех уровней в одном. Эта инициатива по ряду причин была отклонена. На сегодняшний день большинство контрольных мероприятий именно в финансовой сфере возложено на Счетную палату РФ, Министерство финансов и подчиненные ему Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство РФ, Федеральную таможенную службу, а также на Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор.

Таким образом, проблемы, возникающие в системе государственного финансового контроля, очевидны. Основное место среди них занимает проблема правового обеспечения слаженности и эффективности деятельности уполномоченных органов власти в области осуществления финансового контроля. Усилия контролирующих органов несогласованны, взаимодействие между ними неэффективно. Отсутствует единая информационная электронная база, что является препятствием полному и своевременному проведению контроля, и в условиях цифровизации всех сфер общественной и государственной жизни вопросы правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля архиактуальны и архиважны, поскольку существует в, том числе, необходимость усиления борьбы с теневой экономикой. В связи с этим данный институт требует серьезных государственных реформ в российском государстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. – Российская газета. – 2012. – №287.
  2. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. – М.: Филинъ, 2000. – 375 с.
  3. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. – 2013. – № 2. – С. 13-16.
  4. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. – М.: Наука. – 2008. – 602 с.

Источники

Проблем государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here