Проблемы финансового контроля в россии

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Толмачев О.М.

Похожие статьи

Совершенствование системы государственного финансового.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Оценка эффективности финансового контроля | Молодой ученый

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная система, Россия, перечень нарушений, финансовая сфера, неэффективное использование. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Система государственного финансового контроля за рубежом

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Бюджетный кодекс РФ не определяет.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти.

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

Финансовый контроль на современном этапе

Актуальные проблемы финансового контроля в РФ и пути их решения

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

Таким образом, проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Одной из важных тем на современном этапе является отсутствие единого системного правового регулирования государственного финансового контроля.

Бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. ст. 157, 266, 270 БК РФ) [1]. Однако данный правовой акт не разделяют контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации.

В 2011 г. Е.П. Кочаненко( главный консультант юридического управления министерства управления финансами )по результатам изучения нормативных правовых актов 76 субъектов Федерации отмечал, что лишь в девяти из них в структуре аппарата высшего органа исполнительной власти либо в подчинении высшего должностного лица существует орган, наделенный полномочиями органа государственного финансового контроля. В 67 субъектах органы государственного финансового контроля входят в структуру финансового органа [3]. За последние годы численность таких органов увеличилась более чем вдвое.

Также на современном этапе важное значение приобретает развитие системы муниципального финансового контроля в рамках реформы местного самоуправления. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] муниципальные контрольные органы наделяются собственными полномочиями, но не действуют в рамках полномочий представительных органов.

Формированию эффективного муниципального финансового контроля мешают некоторые проблемы, среди которых наиболее значимыми являются:

-отсутствие единых стандартов и методологий при осуществлении финансового контроля;

-отсутствие взаимодействия органов финансового контроля; незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного и муниципального финансового контроля.

Следовательно, несмотря на то, что в силу своей приближенности к социально-экономическим проблемам населения муниципальный финансовый контроль приобретает все более значимую роль, целостная система финансового контроля в муниципальных образованиях еще находится на стадии формирования. Именно в данный период разработка теоретических основ и практических предпосылок его становления является необходимой. На современном этапе наблюдается возрастание интереса современных ученых, политиков и социально активных граждан к общественному финансовому контролю. Данный интерес является вполне закономерным, т. к. существующие виды государственного и негосударственного финансового контроля в новых экономических условиях порой демонстрируют низкую эффективность и недостаточную способность к адаптации.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013—2015 годах» отмечено, что для обеспечения макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости необходимо «сформировать эффективную систему управления рисками, позволяющую обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое реагирование на них» [5].

Дальнейшее развитие общественного финансового контроля должно идти по пути расширения сферы его влияния. Исходя из этого органы общественного финансового контроля должны обладать правом проводить экспертизу нормативных правовых актов законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также и различных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Кроме того органы общественного финансового контроля могут: разрабатывать альтернативные стандарты финансовой отчетности и финансово-контрольной деятельности; публиковать экспертные заключения; направлять экспертные заключения в компетентные государственные органы и должностным лицам.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения в лнр 1 группа

Рассмотренные проблемы финансового контроля требуют решения в ближайшее время, что позволит повысить эффективность бюджетной политики нашей страны.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

Похожие статьи

Совершенствование системы государственного финансового.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Оценка эффективности финансового контроля | Молодой ученый

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная система, Россия, перечень нарушений, финансовая сфера, неэффективное использование. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Система государственного финансового контроля за рубежом

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Бюджетный кодекс РФ не определяет.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти.

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. Финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также под держания правопорядка в сфере финансов в целом.

Государственный финансовый контроль — феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Ни одно государство в мире не отказывается от рычагов управления, т.е. целенаправленного воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности.

Однако, как показывает опыт создания подобных систем в экономически развитых странах, на этом пути встречается много сложностей, в первую очередь связанных с обеспечением надежности государственных гарантий соблюдения свободы предпринимательской деятельности, а также обоснованности и необходимости вмешательства государственных органов в финансово- хозяйственную деятельность экономических субъектов. Именно на признании права собственника на эффективное распоряжение принадлежащим ему имуществом базируется отношение демократического правового государства к финансовому контролю вообще и к государственному финансовому контролю в частности.

Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для российского государства одно из важнейших значений.

В последние время предпринимаются усилия, направленные на повышение роли государства в регулировании экономических отношений, создании современного рынка товаров, работ и услуг и его социальной направленности, построении системы государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, формирования и исполнения реального государственного бюджета для создания в целом условий устойчивого развития экономики, ее финансово-кредитной сферы.

В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной степени регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.

Однако необходимо отметить, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования экономических отношений, требует наличия адекватной современным реалиям нормативно-правовой базы и других эффективных механизмов правового регулирования системы государственного финансового контроля.

В первую очередь, обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. Например, в Конституции РФ есть лишь упоминание о Счетной палате (п. 5 ст. 101) как высшем органе парламентского финансового контроля и ничего не сказано о контрольных полномочиях органов исполнительной власти. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона «О Счетной палате РФ».

Читайте так же:  Федеральная служба валютного контроля

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности.

Необходимо достичь единообразия в понятии правового статуса высших органов финансового контроля, которое должно быть отражено в акте общефедералыюго значения, регламентирующем основы образования и функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации.

Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; несогласованность нормативно-правовых актов; отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. Для примера достаточно отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте не закреплено даже определение самого понятия государственного финансового контроля.

Следует отметить, что нормы действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие основы государственного и муниципального контроля, не справляются с этой задачей.

Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ не уделяет должного внимания проблемам ответственности за преступления в финансовой сфере. Так, только незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности законодатели признали преступлениями по финансовой части в сфере экономической деятельности.

Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность контроля — это соотношение достигнутого конкретного результата (возмещенного ущерба) к затратам на его проведение. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности.

Под результативностью контроля понимают совокупность объективных последствий контроля, оказанных на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. К числу основных показателей результативности работы органов финансового контроля, следует отнести: выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению или неэффективно использованных; количество средств, использованных с нарушениями законодательства; количество подготовленных представлений и предписаний.

К сожалению, до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют критерии оценки результативности, действенности и экономичности контрольных мероприятий, а в практической деятельности контрольных органов данные оценки сводятся к формуле: «количество средств, затраченных на содержание органа финансового контроля, к общей сумме финансовых нарушений, выявленных в результате проведенных контрольных мероприятий».

Поэтому существующую сейчас в стране систему органов государственного финансового контроля трудно назвать эффективной.

В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.

В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления:

В качестве принципов государственного финансового контроля следует выделять: принципы законности; независимости; гласности; объективности; ответственности; сбалансированности; системности.

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья просмотрена: 9947 раз

Библиографическое описание:

Горбунова И. Е., Папоян С. А. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/357/ (дата обращения: 19.02.2020).

международный ежемесячный научный журнал

Сафонова Е.А. Проблемы финансового контроля: практический и теоретический аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 90-95

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ И

ТЕОРЕТИЧ Е СКИЙ АСПЕКТЫ

Е.А. Сафонова , ст удент

Тюменск ий государственн ый университет

(Россия , г . Тюмень )

Аннотация . В статье о бозначены основные проблемы, возникающие при осуществл е нии государственного финансового контроля в Российской Федерации , в частности: ра с смотрен а проблема определения основны х теоретически х положени й финансового ко н троля, выявлен а проблема закрепления системы государственных органов, осущест в ляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Также п роанализированы пр о блемы, возн и кающие в практической д еятельности контрольных органов.

Ключевые слова : финансы, государственный контроль, финансовый контроль, бю д жетные средства, эффективность бюджетных расходов.

Нормальное функционирование фина н сового контроля является непременным условием обеспечения непрерывного пр о цесса формирования и использования фондов д е нежных средств . Современные условия развития экономики и российск о го общества предъявляют жесткие треб о вания к эффективности решения вопросов управления сферой, связанной с реализ а цией задач контроля использования ф и нансовых средств и материальных ресу р сов государства и муниципальных образ о ваний. Эффективность финансового ко н троля является одним из важнейших фа к торов финансово-экономической устойч и вости и социальной стабильности госуда р ства, его экономической безопа сности и благоп о лучия граждан [2 , с. 20] .

В условиях современной экономики финансовый контроль должен быть н а правлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесх о зяйственности и хищений, проверку сво е временности выполнения обязательств п е ред бюджетом и внебюджетными фонд а ми, взаимных платежей между хозяйс т вующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рациональн о го использования всех ресурсов, сохранн о сти денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собс т венности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назн а чению [ 1 , с. 11].

Читайте так же:  Ип 6 процентов без сотрудников налоги

В правовом регулировании государс т венного финансового контроля имеет м е сто целый ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государс т венного финансового контроля .

Во-первых , отметим, что нормативная база финансового контроля на сегодня ш ний день далека от современных эконом и ческих и социальных реалий, не о т вечает тем целям и задачам, которые с тавит гос у дарство перед механиз мом фина н сового контроля .

Во — вторых, основной понятийно-категориальный аппарат финансового ко н троля по-прежнему законодательно не з а кре плен на федеральном уровне. В Бю д жетном кодексе РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ отсутствует определение ф и нансового контроля: в нем з а крепляется лишь немногословная характеристика г о сударственного (муниципального) фина н сово го контроля в бюджетной сфере . Н а логовый кодекс РФ Федерации (часть пе р вая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ , регул и рующий такой вид финансового контроля как налоговый контроль, закрепляет о б щие положения о налоговом контроле, но характерист и ки фин ансового контроля не содержит . Прочие дефиниции, касающи е ся финансового ко н троля, рассредоточены по различным нормативно — правовым а к там, регулирующим различные виды ф и нансового контроля. Подобные недостатки говорят о том, что назрела н е обходимость внесения изменений в законодательную базу, касающуюся финансового ко н троля.

Что касается усовершенствования де й ствующего законодательства, то п редста в ляется, что внесение изменений в дейс т вующие нормативно-правовые акты м о жет оказаться недостаточно эффективной м е рой. В связи с этим думается , что реш е ние указанных правовых проблем должно на й ти свое отражение на уровне нового фед е рального закона «О государственном ф и нансовом контроле», в котором необход и мо отразить понятие, виды, цели, принц и пы и задачи финансового контроля, мет о ды и формы его проведения. Также в нем необходимо закрепить систему орг а нов финансового контроля, охарактериз о вать их компетенцию и полномочия.

Проблемы возникаю т и в практич е ской д еятельности контрольных органов. О тм е тим, что основной их задачей, кот о рая и обусл о вливает большинство проблем , св я занных с реализацией финансового ко н троля , является предупреждение правон а рушений в ф и нансово-бюджетной сфере.

В целом, оценивая масштабы и общес т венную опасность преступлений и прав о нарушений , совершаемых должнос т ными лицами в финансово й сфере, можно гов о рить об особом виде преступной деятел ь ности, ставящем под угрозу финанс о вую безопасность и бюджетную систему стр а ны [9 , с. 11 ] . В сложившейся ситуации о с новной задачей контрольно-счетных орг а нов видится принятие всевозможных мер, направленных на обеспечение общей и ч а стной превенции правонарушений т а кого рода. Однако меры, предпринима е мые для этого на сегодняшний день , представляю т ся недостаточными.

В связи с этим предлагается обозначить следующие основные направления вза и модействия контрольно-счетных и прав о охранительных органов: п овышение вза и модействия контрольных и правоохран и тельных органов в части организации с о вместных мер о приятий, направленных на борьбу с преступнос тью в финансово-бюджетной сфере; с истематизация ко н трольно-счетными органами выявляемых в финансово-бюджетной сфере нарушений и подготовка на этой основе предложений об изменении норм регулирования и о т ветственности за правонарушения, разр а ботка совместно с правоохранительными органами схем противодействия распр о странения преступности в указанной сф е ре; с овместная реализация мер, напра в ленных на установление и устранение причин и условий, способствующих с о вершению преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Затрагивая вопрос сотрудничества пр а воохранительных и контрольно-счетных органов нельзя не отметить проблему об ъ ема правовой ответственности должнос т ных лиц в финансово-бюджетной сфере, ведь от этого зависит вопрос повышения результативности государственного ф и нансового контроля в целом . По мнению специалистов , достижение указанной р е зультативности возможно лишь при ус и лении действенности финансовых санкций за нарушение финансового законодател ь ства, что по способствует одновременно и укреплению финансовой дисциплины. Так, по мнению Х.Н. Замбаева , повышение р е зультативности государственного фина н сового контроля зависит от усиления де й ственности финансовых санкций. Очеви д ным представляется то, что санкции дол ж ны быть прямо пропорциональны тяжести нарушения бюджетного законодательства и должны тем самым не только возмещать причиненный ущерб государству и нак а зывать виновных, но и сде р живать других от соверш ения подобных правонарушений [7 , с. 133].

Разделяя данную точку зрения , отм е тим, что решение данной проблемы види т ся в том, что Счетной палатой РФ должен быть проведен всесторонний анализ п о добного п о ведения субъектов финансовых право отношений и должны быть разраб о таны предлож е ния по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы. Помимо проч е го, представляется, что Счётная палата должна дополнительно проанализировать разнообразные госуда р ственные программы, проекты, направл е ния расходования бюджетных средств, оценить , насколько их показатели отвеч а ют поставленным стратегическим целям, насколько точно расставлены приоритеты в этих программах, где есть резервы, кот о рые можно направить на дальнейшее ра з витие. В целом , по нашему мнению, сл е дует и дальше ужесточать контроль за расход ованием сре дств пр и гос ударстве н ных закупках, реализациях ФЦП и пр. , с о вершенствовать работу контрольно-надзорных органов на местах, обеспеч и вать внедрение современных технологий в их рабочий процесс.

Читайте так же:  Как заполнить декларацию на получение имущественного вычета

Затрагивая вопрос работы контрольных органов в центре и на местах отметим , что н екоторые исследователи всерьез озабоч е ны проблемой подготовки кадров ко н трольных органов. Поскольку действу ю щая нормативно-правовая база подверг а ется постоянным изменениям, эта пробл е ма является наиболее актуальной сегодня. Появляется обусло в ленная необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия с о трудников контрольных органов в разли ч ных учебных мероприятиях и обмена оп ы том [ 6 , с. 67-69].

Специалистов в сфере финансового права также волнует коррупционный эл е мент в осуществлении финансового ко н троля. Так, О.Г. Геймур указывает, что, к сожалению, сложившаяся система фина н сового контроля в Российской Федерации недостаточно хорошо обеспечивает р а циональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относ и тельно высоким уровнем коррупции в стране. По ее мнению, необходимость с о вершенствования и развития системы г о сударственного финансового контроля в данной сфере назрела уже давно. В связи с этим она предлагает увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организ а ций и иных должностных лиц) за нецел е вое использование бюджетных средств; навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответстве н ности за нецелевое использование бю д жетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных у чреждениях и орг а низациях [ 4 , с. 99].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в вопросах ос у ществления финансового контроля гос у дарственными органами и должностными лицами имеется много «пробелов», кот о рые, несомненно, создают препятствия для эффективной ре а лизации его на практике. Законодательство Российской Федерации в области финансового контроля является во многом недоработанным и провоцирует сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные лица при осуществлении своих полномочий по реализации фина н сового контроля . Представляется, что р е шение указанных проблем может быть найдено путем совершенствования норм а тивно-правовой базы в сфере финансового контр о ля, а также путем внедрения новых методик, систем и механизмов в работу системы ко н тр ольных органов РФ.

1. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Ф е дерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова , отв. ред. Е.Ю. Грач е ва. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. – 2013. – 384 с.

2. Бойко Н.Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации //Финансовое право. – 2014. – № 3. – С. 19 — 22.

3. Владимир Колокольцев дал задания следствию в 2015 году [Электронный ресурс] // Московская правда [сайт]. – URL: http://mospravda.ru/crime/article/policeiskii_korpys/ (дата обращения: 13.03.2016).

4. Геймур О.Г. К оррупция как фактор, снижающий эффективно сть финансового ко н троля // Вестник Т юменского государственного университета . – 2010. – №2. – С. 98-104.

5. Геймур О.Г. П равовое регули рование финансового контроля в Российской Ф едер а ции на современном этапе // Вестник Т юменского государственного университета . – 2014. – №3. – С. 133-140.

6. Горбунова И.Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в Ро с сии и пути совершенст вования его организации / И.Е. Горбунова, С.А. Папоян // Актуал ь ные вопросы экономики и управления: Сб. материалов междунар . науч . конф . — Москва, 2011. – С. 67-69.

7. Замбаев Х. Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модерниз ации государственных финансов // Актуальные вопросы экономики и и управления : Сб. материалов междунар . науч . конф . – Москва, 2011. – С. 130-133.

8. Заседание коллегии Счетной Палаты [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47532 (дата обращения: 13.03.2016).

9. Ильин А.Ю. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля /А.Ю. Ильин, М.А. Моисеенко // Финансовое право. – 2015. – № 4. – С. 8- 14.

10 . Итоги работы Счетной палаты РФ в 2013 году и основные направления деятельн о сти в 2014 году [Электронный ресурс] //Счетная Палата РФ [сайт]. – URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 15.03.2015).

11. Колесов Р.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р.В. Колесов, А.В. Юрченко. – Ярославль: ЯФ МФЮА , 2013. – 99 с.

12. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осущ е ствляемого Казначейством России // Финансы и кредит. – 2015. – №10. – С. 2-11.

Читайте так же:  Система досудебного урегулирования налоговых споров

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL: A PRACTICAL AND

THEORETICAL A S PECTS

E.A. Safonova , student

Tyumen state university

Abstract. The article outlines the main problems that arise in the implementation of state f i nancial control in the Russian Federation, in particular: has been examined the problem of d e termining the main theoretical provisions of financial control, problem of consolidating the sy s tem of state authoritys exercising financial control in the Russian Federation and problems ari s ing in practical activity of control authority.

Keywords: finance, state control, financial control, budgetary funds, efficiency of budget e x penditures.

Проблемы финансового контроля в россии

Потребность в эффективном государственном финансовом контроле (ГФК) вызывается тем обстоятельством, что контроль обеспечивает не­обходимую в экономике обратную связь, система­тическую сверку планов и фактических результа­тов.

Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов в этой области (И. А. Белобжецкого, Ю.А. Данилевского, Л.Н. Овсянникова, Н.Д. Погосяна, Ю.В. Петровой, В. В. Бурцева, В. А. Жукова, В. Ф. Палия и др.), можно отметить крайнюю оза­боченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в России.

Выделим главные проблемы и недостат­ки, стоящие перед ГФК в настоящее время:

— отсутствие четкой и полной нормативной и правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют об­щие для всех контрольных органов правила кон­троля, не регламентирована его периодичность;

— контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требовани­ям сегодняшнего дня, существующая система от­четности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;

— имеет место нерациональное разделение обя­занностей между субъектами контроля;

— неэффективность системы ГФК.

В рамках выделенных недостатков организа­ции ГФК в России необходимо произвести более детальное их описание.

Так, говоря об отсутствии четкой нормативно-правовой базы, необходимо отметить, что основ­ные идеи заключаются в создании единой концепции, правовой базы и системы органов го­сударственного контроля.

Нынешнее состояние института государствен­ного финансового контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «государствен­ный финансовый контроль», когда существует си­стема контролирующих органов, объединенных одной целью, но тем не менее имеющих разную правовую основу и пересекающихся и порой ду­блирующих направления деятельности, не может удовлетворить потребности общества в эффек­тивной реализации задач хозяйственной деятель­ности.

Вместе с тем распространено мнение, что основ­ные проблемы нормативно-правового регулиро­вания государственного финансового контроля решены Бюджетным кодексом РФ. На самом деле положения Кодекса в отношении контроля далеко не совершенны. К тому же текст Кодекса излишне часто изменяется и дополняется, что приводит к появлению новых неясностей и упущений, все эти изменения можно узнать при чтении самых свежих новости со всего мира.

Главный же недостаток контрольной состав­ляющей Бюджетного кодекса РФ в том, что до­кумент фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и ГФК. Бюджетный кон­троль — основная, но не исчерпывающая и не ис­ключительная сфера деятельности органов фи­нансового контроля. Между тем в Бюджетном кодексе РФ нет содержательного определения ни государственного, ни бюджетного контроля, не сформулированы их задачи. Уже только поэтому контроль должен регламентироваться самостоя­тельным законодательным актом. Также следует учесть, что интересы государства в области фи­нансов не ограничиваются лишь бюджетом, кон­трольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы.

В рамках второго выделенного недостатка ор­ганизации ГФК (не соответствие на сегодняшний день предъявленным требованиям) можно выде­лить следующие проблемы – не приведены к еди­нообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эф­фективности, нет сводной отчетности ГФК.

Большинство существующих контрольных органов использует только метод последующего контроля, то есть какое-либо событие уже произо­шло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время упущено, и только после этого контроль­ные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные органы не отвеча­ют за конкретные результаты. Создание же науч­но обоснованной системы государственного контроля позволит решить крупную экономическую проблему — превратить формальный контроль в созидательный контроль.

Третий недостаток – нерациональное разде­ление обязанностей между субъектами контроля проявляется в следующем. В настоящее время в России существует не столько система, сколько совокупность контрольных органов и регламен­тирующих их деятельность правовых актов. Эта совокупность характеризуется избыточностью и органов, и правовых актов, нередко параллелиз­мом и дублированием и, как следствие, недоста­точно высокой эффективностью деятельности.

Системным же недостатком действующей си­стемы государственного финансового контроля является ориентация на прошлое. Основным ин­струментарием проверок является методология бухгалтерского учета и аудита, которая повернута в прошлое. Современные методы, позволяющие прогнозировать и конструировать будущее, как, например, управленческий учет, практически не используются. Созидательный контроль ориен­тирован на будущие события, а не только на про­шедшие. Созидательный контроль направляет внимание руководителей на достижение заплани­рованной цели в изменяющихся условиях.

И, наконец, говоря об основной проблеме не­эффективности системы финансового контроля необходимо сказать, что до сих пор нет достаточ­но четкого определения места и роли каждого контрольного органа, отсутствует четкое разгра­ничение сфер их деятельности, имеет место не­рациональное разделение обязанностей между субъектами контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, развитие рыночных отношений в России и несовершенство системы межбюджет­ных отношений требует коренной реорганизации системы органов финансового контроля.

Источники

Проблемы финансового контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here